Дело № 2-401/2022 Изготовлено 29 апреля 2022 г.
76RS0023-01-2021-004685-77
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Красноперекопский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Любимовой Л.А.,
при секретаре Григорьевой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ярославле 27 апреля 2022 г. гражданское дело по иску ФИО1 к АО «Управляющая организация многоквартирными домами Красноперекопского района» г. Ярославля, ПАО «ТНС энерго Ярославль» о признании задолженности отсутствующей, возложении обязанности по передаче сведений для выплаты льготы, компенсации морального вреда, взыскании штрафа,
у с т а н о в и л :
Истец обратилась в суд с иском к АО «Управляющая организация многоквартирными домами Красноперекопского района» г. Ярославля (далее также – УОМД), ПАО «ТНС энерго Ярославль» о признании задолженности отсутствующей, возложении обязанности по передаче сведений для выплаты льготы, компенсации морального вреда, взыскании штрафа.
В исковом заявлении указала, что является собственником квартиры № АДРЕС с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г. Управление многоквартирным домом осуществляет УОМД. Истцом ежемесячно и в полном объеме производится оплата коммунальных услуг в соответствии с выставленными счетами, однако в платежном документе за сентябрь 2021 г. по строке долг/аванс значится задолженность в размере 8 172,80 руб. и пени в сумме 243,57 руб. Полагая, что сумма долга в размере 6 701,69 руб., повышающего коэффициента в размере 748,82 руб. и пеней в размере 243,57 руб. включены в квитанцию неправомерно, ссылаясь также на истечение сроков исковой давности для взыскания указанных сумм в принудительном порядке, истец просила признать задолженность в указанной сумме отсутствующей, исключив её из лицевого счета истца, обязать УОМД передать в сведения о начисленной сумме льготы по жилищно-коммунальным платежам, взыскать с УОМД штраф на основании п. 6 ст. 157, п. 11 ст. 156 ЖК РФ, штраф на основании ч. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей», компенсацию морального вреда в сумме 50 000,00 руб.
При нахождении дела в суде исковые требования были уточнены, окончательно истец просила исключить из её лицевого счета задолженность по коду квитанции 1 в размере 2 546,01 руб., в том числе – начисления за электроэнергию за 2016 г. в размере 600,01 руб. и 1997,18 руб. – за 2018 г., повышающий коэффициент за 2018 г. в размере 748,82 руб., по коду квитанции 67 – долг за электроэнергию за 2016 г. в размере 3 398,69 руб., в связи с неправомерным начислением и истечением срока исковой давности для принудительного взыскания, установить отсутствие задолженности по коммунальным платежам на 01.11.2021 перед ПАО «ТНС энерго Ярославль» и ПАО «ТГК-2», установить отсутствие задолженности по коммунальным платежам перед УОМД на 01.01.2022, возложить на УЛМД обязанность передать в Департамент образования и в Отдел социальных выплат по Красноперекопскому району сведения о начисленной сумме льготы по жилищно-коммунальным платежам, взыскать с УОМД штраф на основании п. 6 ст. 157, п. 11 ст. 156 ЖК РФ от незаконно завышенной суммы в квитанциях за коммунальные услуги в размере 4 747,52 руб., штраф на основании ч. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» в размере 2 373,76 руб., компенсацию морального вреда в сумме 50 000,00 руб.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении с учетом уточнений. Дополнительно показала, что в ноябре 2018 г. ей был произведен перерасчет за неоказанную услугу на сумму 1 815,00 руб., которая ею не оплачивалась с марта 2018 г. Однако ответчик вместо уменьшения сальдо задолженности по коду квитанции 1 уменьшил начисление за текущий месяц, указав сумму начисления -384,05 руб. В связи с указанной переплатой истец коммунальные услуги по коду квитанции 1 за ноябрь 2018 г. не оплачивала, переплату в размере 384,05 руб. учла при оплате коммунальных услуг за последующие периоды. Аналогично, в июле 2020 г. в связи с тем, что на сумму перерасчета 3 500,00 руб. УОМД уменьшил начисления за текущий месяц, по нему образовалась переплата в размере 1 556,66 руб., которую истец учла при оплате ЖКУ за август 2020 г. Графы «Итого к оплате», «Всего к оплате» включают несуществующую задолженность, в связи с чем истец не читает их, оплату производит по графе «Начислено». Полагает, что в связи с неправильным выставлением платежных квитанций она не была надлежащим образом уведомлена о суммах платежей, в связи с чем датой возникновения задолженности должен являться апрель 2022 г., когда УОМД объяснил ей указанные выше обстоятельства. 11.04.2022 г. ею произведены платежи в размере 384,00 руб. и 1 559,66 руб., 23.04.2022 г. – в размере 1 943,34 руб. – в счет неуплаченных по причине неправильного выставления счетов сумм в августе 2019 г., июле 2020 г. и августе 2020 г. соответственно.
Также указала, что в октябре 2018 г. ей по коду квитанции 47 необоснованно начислили 3 998,70 руб., обозначив как «электроэнергия 2016 г.», а также стали начислять повышающий коэффициент. В 2016 г. электроэнергия оплачивалась ею ежемесячно, никакой задолженности по оплате не существовало. О необходимости замены ИПУ истец извещена не была, предыдущий собственник квартиры каких-либо документов на прибор учета ей не передавал, в связи с чем перерасчет платежей за электроэнергию и начисление повышающего коэффициента считает неправомерным. Кроме того, в квитанции на оплату электроэнергии в 2016 г. истцу вписывались три счетчика, относящихся к другим квартирам.
Просила учесть, что неоднократно обращалась в УОМД с заявлениями с просьбой разъяснить, что за суммы задолженности ей начислены, однако в ответах исполнителя все время суммы менялись, а разъяснения о причинах возникновения задолженности не давалось.
Полагала, что УОМД неправомерно настроил программное обеспечение банкоматов таким образом, что поступившие в счет оплаты услуг суммы сначала засчитывались на оплату пени, а лишь в оставшейся части – основного долга. В 2018 г. и в 2019 г. истец обращалась к ответчику с заявлениями об изменении порядка зачисления уплаченных сумм, по которым соответствующие изменения были внесены в лицевой счет.
Пояснила, что неправомерными действиями ответчика УОМД ей был причинен моральный вред, выразившийся в необходимости постоянно отслеживать порядок зачисления уплаченных за коммунальные услуги сумм, переживаниях, от которых у неё «начал дергаться глаз». Кроме того, в связи с наличием необоснованно начисленной задолженности ей приостановили выплату льготы на оплату ЖКУ как ветерану.
Представитель ответчика УОМД на основании доверенности ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала, в удовлетворении иска просила отказать.
Допрошенная в качестве специалиста руководитель отдела расчетов по жилищно-коммунальным услугам ФИО7 в судебном заседании пояснила, что на 01.04.2022 г. по лицевому счету истца имеется задолженность в размере 6 330,61 руб., в том числе:
1 946,00 руб. – сумма, не оплаченная истцом в ноябре 2018 г.,
384,00 руб. – сумма, не оплаченная в августе 2019 г. в связи с использованием «переплаты», возникшей в ноябре 2018 г.,
1 943,34 руб. – сумма, не оплаченная в июле 2020 г.,
1 559,66 руб. – сумма, не уплаченная в августе 2020 г. в связи с использованием «переплаты», возникшей в июле 2020 г.,
497,61 руб. – сумма неуступленной в мае 2020 г. задолженности по плате за электроэнергию, перенесенной с кода квитанции 47 в код квитанции 1 (1 309,41 руб.), уменьшенная на платежи в размере 546,15 руб. и 265,65 руб., поступившие в мае 2020 и в июне 2020 соответственно.
Также пояснила, что в сентябре 2018 г. было установлено, что ИПУ электроэнергии, установленный для учета потребленной истцом электроэнергии, не поверен в установленном законом порядке, срок поверки истек в 2016 г., в связи с чем плату за электроэнергию стали начислять по нормативу с применением повышающего коэффициента, а плату за электроэнергию за 2016 г. доначислили до норматива, в связи с чем в ноябре 2018 г. произвели начисление в размере 3 998,70 руб., которые на тот момент отражались по коду квитанции 47.
В связи с уступкой УОМД прав требования задолженности за расчетный период с 01.01.2016 по 30.09.2019 ПАО «ТНС энерго Ярославль» с мая 2020 г. уступленная задолженность стала отражаться справочно по коду квитанции 67, а неуступленная – по коду квитанции 1, в связи с чем в платежном документе истца по коду квитанции 67 отражена задолженность в размере 3 398,69 руб. – сумма доначисления за 2016 г., уменьшенная на сумму поступивших на дату передачи долга платежей. Контроль уплаты по коду 67 УОМД не ведет, денежные средства поступают в ПАО «ТНС энерго Ярославль».
Представитель ответчика ПАО «ТНС энерго Ярославль» (далее также ПАО ТНС) на основании доверенности ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала, полагала ПАО ТНС ненадлежащим ответчиком. Показала, что задолженность ФИО1 по оплате электроэнергии за период с 01.01.2016 по 31.12.2019 в сумме 3 998,70 руб. была уступлена ПАО ТНС, в счет погашения данной задолженности за период с ноября 2018 по март 2019 поступило 1 843,30 руб., остаток задолженности в сумме 2 155,40 руб. был списан в соответствии с Приказом «О списании задолженности» № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г. На настоящее время задолженности ФИО1 перед ПАО ТНС не имеется.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующим выводам.
Спорные отношения регулируются нормами гражданского и жилищного законодательства Российской Федерации.
В силу ст. 56 ГПК РФ стороны обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований или возражений, если федеральным законом не установлено иное.
Из материалов дела следует, что истец с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г. является собственником квартиры № АДРЕС.
Управление многоквартирным домом АДРЕС осуществляет ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами», выполняющая функцию исполнителя коммунальных услуг.
Истцу для расчетов за коммунальные услуги открыт лицевой счет № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ст. 31 ЖК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
При этом обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса (пункт 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, плату за услуги и работы по управлению домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Из п. 1 ч. 2 ст. 155 ЖК РФ следует, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Согласно п.п. 31-32 Постановления Пленума ВС РФ № 22 от 27.06.2017 г. «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (пункт 9 статьи 2, часть 2 статьи 155 ЖК РФ).
В платежном документе должны быть указаны в том числе наименование исполнителя услуг, номер его банковского счета и банковские реквизиты, указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды, сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг.
Денежные средства, внесенные на основании платежного документа, содержащего указание на расчетный период, засчитываются в счет оплаты жилого помещения и коммунальных услуг за период, указанный в этом платежном документе.
Если платежный документ не содержит данных о расчетном периоде, денежные средства, внесенные на основании данного платежного документа, засчитываются в счет оплаты жилого помещения и коммунальных услуг за период, указанный гражданином (статья 319.1 ГК РФ).
В случае когда наниматель (собственник) не указал, в счет какого расчетного периода им осуществлено исполнение, исполненное засчитывается за периоды, по которым срок исковой давности не истек (часть 1 статьи 7 ЖК РФ и пункт 3 статьи 199, пункт 3 статьи 319.1 ГК РФ).
Примерная форма платежного документа утверждена Приказом Минстроя России от 26.01.2018 N 43/пр «Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг».
Из представленного истцом единого платежного документа (далее также – ЕПД) за март 2022 г. ( на 31.03.2022 г.) следует, что задолженность истца без учета текущих начислений на соответствующую дату по коду квитанции 1 составляет 6 330,61 руб. (графа «Долг/аванс» 10 437,71 руб. – графа «Оплачено» 4 107,10 руб. (сумма оплаты ЖКУ, начисленная за февраль 2022 г. и оплаченная на дату формирования платежного документа)). Аналогично, указанная сумма задолженности по коду квитанции 1 указана и в ЕПД за январь 2022 г. (10 200,29-3 869,68=6 330,61), и в ЕПД за февраль 2022 г. (11 264,78-4 934,17=6 330,61), а также в ЕПД за октябрь 2021 (по состоянию на 01.11.2021: 8 178,31-1 847,70) и за декабрь 2021 (по состоянию на 01.01.2022: 10 021,93-3 961,32).
Указанная сумма, как следует из пояснений специалиста ФИО4, образовалась из следующих сумм:
1 946,00 руб. – сумма, не оплаченная истцом в ноябре 2018 г., в связи с отображением в графе «начислено» суммы – 384,05 руб. (т. 1 л.д. 156), а также суммы повышающего коэффициента за сентябрь 2018, октябрь 2018 и декабрь 2018: 1430,95+231,40+231,40+52,25;
384,00 руб. – сумма, не оплаченная в августе 2019 г. в связи с использованием «переплаты», возникшей в ноябре 2018 г. (т. 1 л.д. 133 – 135),
1 943,34 руб. – сумма, не оплаченная в июле 2020 г. (т. 1 л.д. 107),
1 559,66 руб. – сумма, не уплаченная в августе 2020 г. в связи с использованием «переплаты», возникшей в июле 2020 г. (т. 1 л.д. 104-105),
497,61 руб. – сумма неуступленной в мае 2020 г. задолженности по плате за электроэнергию, перенесенной с кода квитанции 47 в код квитанции 1 (1 309,41 руб.), уменьшенная на платежи в размере 546,12 руб. (т. 1 л.д. 114) и 265,68 руб. (т. 1 л.д. 111-112), поступившие в мае 2020 и в июне 2020 соответственно.
ФИО1 в период рассмотрения дела судом и установления причин образования задолженности произведена оплата:
384,00 руб. – 11.04.2022 г.,
1 943,34 руб. – 23.04.2022 г.,
1 559,66 руб. – 11.04.2022 г.
С учетом указанных платежей по коду квитанции 1 остается задолженность в размере 1 946,00 руб. – сумма задолженности, возникшей в ноябре – декабре 2018 г. и 497,61 руб. – сумма неуступленной задолженности за электроэнергию, существовавшей на май 2020 г.
При этом из сведений по лицевому счету за январь 2017-апрель 2020 (без учета уступленных сумм) усматривается, что в период с апреля 2019 по сентябрь 2019 задолженность по платежам за электроэнергию у истца отсутствовала. В тоже время из представленных квитанций об оплате коммунальных услуг следует, что суммы, начисленные истцу в период с октября 2019 по апрель 2020 были ею оплачены, при этом срок платежа нарушен по платежу в сумме 265,68 руб. за ноябрь 2019 г. – оплата произведена 03.06.2020 г. и по платежу в сумме 295,74 руб. за январь 2020 г. – оплата произведена 11.03.2020 г.
Из сказанного следует, что задолженность в размере 497,61 руб. начислена истцу неправомерно и подлежит исключению из лицевого счета № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по коду квитанции 1.
Задолженность в сумме 1 946,00 руб., образовавшаяся в ноябре 2018 г., ответчиком с истца в судебном порядке не взыскивалась. На настоящее время срок исковой давности, установленный ст. 196 ГК РФ, истек, в связи с чем данная задолженность является безнадежной ко взысканию, и подлежит исключению из лицевого счета истца.
Одновременно суд полагает несостоятельными доводы истца об образовании задолженности в размере 1 946,00 руб., 384,00 руб., 1 943,34 руб. и 1 559,66 руб. лишь в апреле 2022 г., поскольку данные суммы образовались в результате отражения УОМД сумм переплат (перерасчетов) не в сальдо задолженности, а по графе «начислено», вследствие чего в соответствующие месяцы сумма начислений была отрицательной и истец оплату коммунальных услуг не производила, по следующим причинам.
Как указано выше, оплата коммунальных услуг производится гражданами на основе платежных документов, указанию в которых подлежат сведения, установленные законом.
Представленные в материалы дела ЕПД содержат всю необходимую информацию, позволяющую потребителю определить как начисленные за конкретные услуги суммы платежей, так и общую сумму к уплате, а также суммы перерасчетов и коды платежей.
Включение суммы перерасчета в сумму начислений в том периоде, когда перерасчет был произведен, соответствует требованиям законодательства и не нарушает прав потребителя. Сумма к оплате отражена в графе «всего к оплате» по каждому коду квитанции.
Таким образом, вся необходимая информация, в том числе о сумме оплаты, была доведена до потребителя, нарушений со стороны УОМД не установлено.
Далее, согласно п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 1 статьи 544 ГК РФ установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 29.07.2017) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
С 01 сентября 2012 года действуют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила от 06.05.2011 № 354), которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с п. п. 80, 81 Правил предоставления коммунальных услуг к использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
Согласно пп. «д» п. 34 Правил № 354 (в ред. 09.09.2017 г.) потребитель обязан обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета, а также направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Из пунктов 1.1, 2.13 и Приложения № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН к Договору № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН управления многоквартирным домом от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г. в обязанности УОМД входит содержание общедомовых приборов учета, обязанности по техническому обслуживанию ИПУ на управляющую компанию не возложены.
Положениями ст. 157 ЖК РФ предусмотрено, что при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 42 Правил № 354 при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента.
Формулой 4(1) Приложения 2 предусмотрено определение платы за потребленный энергоресурс по следующей формуле:
Pi = ni x Nj x Kпов x Tкр,
где:
ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;
Nj - норматив потребления j-й коммунальной услуги;
Kпов - повышающий коэффициент, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с 1 января 2017 г. - 1,5. Этот коэффициент не применяется, если потребителем представлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающий отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт;
Tкр - тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, при расчете платы за электроэнергию по нормативам потребления при наличии возможности установки ИПУ подлежит применению повышающий коэффициент 1,5.
В ЕПД за апрель 2018 г. до ФИО1 была доведена информация о необходимости поверки ИПУ электроэнергии до 01.04.2081 г. ЕПД за май – октябрь 2018 г. до истца доводилась информация об истечении срока поверки счетчика, в сентябре – декабре 2018 г. (да даты замены ИПУ 08.12.2018 г.) оплата электроэнергии рассчитана по нормативу потребления с применением повышающего коэффициента 1,5.
Из ЕПД за октябрь 2018 г. следует, что истцу по коду квитанции 47 была доначислена плата за электроэнергию за 2016 г. в размере 3 998,70 руб.
Между тем, доказательств, подтверждающих истечение межповерочного интервала ИПУ в 2016 г. материалы дела не содержат, в связи с чем оснований для доначисления истцу платы за электроэнергию в указанном периоде суд считает неправомерным.
Кроме того, материалами дела подтверждается, что указанная задолженность была передана УОМД по договору цессии в ПАО ТНС, которое списало её в 2020 г. на основании Приказа «О списании задолженности» № 55/3/16 от 31.03.2020 г. (т. 2 л.д. 29).
Таким образом, отражение данной задолженности в лицевом счете истца по коду квитанции 67 являлось неправомерным.
Между тем, из ЕПД за январь-март 2022 г. следует, что УОМД не производит учет задолженности и платежей по коду квитанции 67, в связи с чем возложение на него обязанностей по исключению суммы платы за электроэнергию по коду квитанции 67 является невозможным. Более того, из Договора уступки прав требования (цессии) от 02.11.2018 г. (т. 2 л.д. 30) и Акта приема-передачи от 31.10.2018 следует, что сумма задолженности в размере 3 998,70 руб. была передана от УОМД в ПАО ТНС, соответственно, с указанного времени УОМД контролировать данную задолженность не могла. Цессионарием, как установлено выше, сумма задолженности за минусом поступивших оплат списана в 2020 г.
Вместе с тем, применение повышающего коэффициента к начислениям за электроэнергию в сентябре – декабре 2018 г. суд считает правомерным, поскольку факт истечения межповерочного интервала ИПУ истцом не опровергнут, документы на ИПУ, подлежащие хранению у собственника жилого помещения, в суд не представлены, истечение межповерочного интервала косвенно подтверждается и фактом замены прибора учета истцом в декабре 2018 г. В тоже время, сумма повышающего коэффициента, начисленного истцу, подлежит списанию как безнадежная ко взысканию в связи с пропуском срока исковой давности для судебной защиты ответчиком нарушенного права.
Резюмируя изложенное, суд приходит к выводу, что исключению из лицевого счета истца подлежит задолженность по коду квитанции 1 в размере 1 946,00 руб. – как безнадежная ко взысканию в связи с пропуском срока исковой давности, и 497,61 руб. – как необоснованно начисленная истцу при своевременной оплате, подтвержденной платежными документами.
Оснований для исключения иной задолженности материалы дела не содержат.
С учетом произведенных истцом в апреле 2022 г. платежей и указанных выше списаний, задолженность по платежам за коммунальные услуги по лицевому счету истца, существовавшая на 01.11.2021, на 01.01.2022 и на 31.03.2022, будет равняться нулю.
Далее, согласно ч. 1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере, установленном ч. 14 ст. 155 ЖК РФ.
В силу п. 14 ст. 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», вступившего в силу 06.04.2020 г., приостановлено до 1 января 2021 г. взыскание неустойки (штрафа, пени) в случае несвоевременных и (или) внесенных не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт.
Материалами дела подтверждается, что истцом нарушены сроки уплаты следующих платежей:
1 946,00 руб. – срок оплаты 10.12.2018, признана настоящим решением безнадежной ко взысканию,
384,00 руб. – срок оплаты 10.09.2019, оплачена 11.04.2022 г.,
1 943,34 руб. – срок оплаты 10.08.2020, оплачена 23.04.2022 г.,
1 559,66 руб. – срок оплаты 10.09.2020, оплачена 11.04.2022 г.,
265,68 руб. – срок оплаты 10.12.2019, оплачена 03.06.2020 г.,
295,74 руб. – срок оплаты 10.02.2020, оплачена 11.03.2020 г.
Принимая во внимание положения ст. 207 ГК РФ, согласно которым с истечением срока исковой давности по основному требованию считается истекшим срок исковой давности и по дополнительным требованиям, неустойка, начисленная на сумму 1 946,00 руб., является безнадежной ко взысканию и подлежит списанию.
Из представленного УОМД расчета задолженности по пеням (т. 2 л.д. 63) следует, что пени, выставленные к уплате в ЕПД за март 2022 г. в размере 398,06 руб., начислены за период с 01.01.2021 по 31.03.2022.
По произведенному судом расчету размер пеней за указанный период на остальные просроченные платежи, указанные выше (кроме платежа 1 946,00 руб., а также платежей 265,68 руб. и 295,74 руб., уплаченных по состоянию на 01.01.2021 г.) составляет 888,20 руб., в связи с чем оснований для удовлетворения требований ФИО1 о списании пеней в размере 398,06 руб. суд не усматривает.
Истцом заявлены требования об установлении факта отсутствия задолженности по её лицевому счету перед ПАО «ТГК-2» по состоянию на 01.11.2021 г., мотивированные необоснованным увеличением УОМД начисления за горячее водоснабжение на 53,94 руб.
Указанные обстоятельства материалами дела не подтверждены, из представленных истцом ЕПД усматривается, что как на 31.03.2022, так и на 01.11.2021 иной задолженности, кроме 6 330,61 руб., происхождение которой рассмотрено выше, по лицевому счету истца не имелось, соответственно, основания для вывода о неправомерном увеличении ответчиком суммы платы за ГВС у суда отсутствуют. Кроме того, требований о взыскании излишне уплаченной суммы, начисленной как повышающий коэффициент ГВС в марте 2017 г., истцом не заявлено, в связи с чем оснований для разрешения вопроса о правомерности данного начисления в настоящем судебном заседании не имеется.
Истцом заявлены требования о возложении на УОМД обязанности по направлению в Департамент образования и Отдел социальных выплат по Красноперекопскому району сведений о сумме льгот, начисленных истцу как ветерану труда и опекуну, к выплате за текущий период и в будущие периоды.
Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (далее – Правила № 761).
Согласно пп. а) п. 56 Правил № 761 Предоставление субсидий может быть приостановлено по решению уполномоченного органа при условии неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев.
В соответствии с п. 56 Правил № 761 при отсутствии уважительных причин возникновения условий, указанных в пункте 56 настоящих Правил, предоставление субсидии возобновляется по решению уполномоченного органа после полного погашения получателем субсидии задолженности, образовавшейся в течение всего срока предоставления субсидии (в случае возникновения задолженности впервые - при согласовании срока погашения задолженности), либо после выполнения получателем субсидии требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил.
В судебном заседании установлено, что на 01.04.2022 г. у истца имелась непогашенная задолженность по платежам за август 2019 г., июль и август 2020 г., в связи с чем приостановление выплаты субсидии являлось обоснованным. Указанная задолженность погашена истцом в апреле 2022 г., также истцом подтверждена оплата жилищно-коммунальных услуг за март 2022 г. в полном объёме, в связи с чем на настоящее время задолженность по оплате ЖКУ за истцом отсутствует, соответствующие сведения подлежат передаче УОМД в орган, уполномоченный на принятие решения о возобновлении выплаты.
Оснований для возложения на УОМД обязанности по передаче в уполномоченные на принятие решения о выплате субсидии органы информации об отсутствии по лицевому счету истца задолженности за будущие периоды суд не усматривает, поскольку обстоятельства отсутствия/наличия задолженности подлежат оценке за каждый период отдельно и не могут быть оценены на будущие периоды.
На основании представленных истцом заявлений от 03.09.2019 г., от 04.09.2018 г. и ответов УОМД от 10.09.2019, 12.09.2018 суд считает установленным факт нарушения УОМД порядка погашения задолженности, согласно которому денежные средства, внесенные на основании платежного документа, содержащего указание на расчетный период, засчитываются в счет оплаты жилого помещения и коммунальных услуг за период, указанный в этом платежном документе, и выразившееся в неправомерном зачислении поступивших на основании платежного документа средств сначала в счет погашения пеней и лишь в оставшейся части – в счет основного платежа.
В силу ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» (далее также – Закон о ЗПП) моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Исходя из того, что в случае нарушения прав потребителя сам факт такого нарушения является достаточным основанием для возложения на нарушителя ответственности в виде компенсации морального вреда, а также учитывая степень и характер нарушения прав потребителя и его последствия, суд приходит к выводу о возможности взыскания с УОМД в пользу истца компенсации морального вреда в сумме 1000,00 руб., полагая, что заявленный истцом размер компенсации не соответствует степени перенесенных им переживаний и является завышенным.
В соответствии с ч. 6 ст. 157 ЖК РФ лицо, предоставляющее коммунальные услуги, при нарушении порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшем необоснованное увеличение размера такой платы, обязано уплатить собственнику нежилого помещения в многоквартирном доме, или собственнику жилого помещения, или нанимателю жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда штраф в размере пятидесяти процентов величины превышения начисленной платы за коммунальные услуги над размером платы, которую надлежало начислить, за исключением случаев, если такое нарушение произошло по вине собственника нежилого помещения в многоквартирном доме, или собственника жилого помещения, или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда или было устранено до обращения и (или) до оплаты указанными лицами.
Судом установлено нарушение порядка расчета платы за коммунальную услугу электроэнергия за 2016 г., повлекшее необоснованное начисление истцу платы за электроэнергию в размере 3 998,70 руб., в связи с чем взысканию с УОМД в пользу ФИО1 подлежит штраф в размере 1 999,35 руб.
Возникновение иных спорных сумм не связано с нарушением порядка расчета платы за коммунальные услуги, в связи с чем не могут учитываться при расчете размера штрафа.
Согласно ч. 7 ст. 157 ЖК РФ в случае установления нарушения порядка расчета платы за коммунальные услуги лицо, предоставляющее коммунальные услуги, обеспечивает выплату штрафа не позднее двух месяцев со дня получения обращения собственника нежилого помещения в многоквартирном доме, или собственника жилого помещения, или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда путем снижения размера платы за коммунальные услуги, а при наличии подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности - путем снижения размера задолженности по внесению платы за коммунальные услуги до уплаты штрафа в полном объеме.
На основании п. 6 ст. 13 Закона о ЗПП при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Из материалов дела следует, что ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г. истец обращалась в УОМД с заявлениями об исключении из её лицевого счета задолженности по коду квитанции 1 в размере 7 398,26 руб.
УОМД данное требование не было удовлетворено в добровольном порядке. В судебном заседании установлено, что сумма задолженности по лицевому счету истца составляла 6 330,61 руб., в том числе 3 887,00 руб. были начислены обоснованно и уплачены истцом в настоящее время, 1 946,00 руб. также была начислена обоснованно и признана судом подлежащей списанию как безнадежная ко взысканию. Из п. 2 ст. 199 ГК РФ следует, что сроки исковой давности применяются судом только по заявлению стороны в споре, из чего следует, что у УОМД основания для списания указанной суммы по заявлению потребителя отсутствовали.
Таким образом, неправомерно начисленная истцу сумма задолженности, которая подлежала списанию с лицевого счета, составляла 497,61 руб., взысканию с УОМД в пользу истца подлежит штраф в размере 248,81 руб.
Иные требования, являвшиеся предметом рассмотрения в настоящем споре, истцом к УОМД не предъявлялись.
В соответствии со ст. ст. 333.17, 333.19 НК РФ взысканию с ответчика подлежит госпошлина в размере 300,00 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
р е ш и л:
Исковые требования ФИО1 к АО «Управляющая организация многоквартирными домами Красноперекопского района» г. Ярославля удовлетворить частично.
Списать с лицевого счета № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, открытого в АО «Управляющая организация многоквартирными домами Красноперекопского района» на имя ФИО1, задолженность по коду квитанции 1 в размере 2 443,61 руб.
Установить факт отсутствия задолженности по платежам за жилищно-коммунальные услуги по указанному лицевому счету на 27.04.2022 г.
Обязать АО «Управляющая организация многоквартирными домами Красноперекопского района» передать в орган, уполномоченный на принятие решений о возобновлении выплаты субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, информацию об отсутствии по лицевому счету № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг по состоянию на 27.04.2022 г.
Обязать АО «Управляющая организация многоквартирными домами Красноперекопского района» выплатить ФИО1 штраф на основании ч. 6 ст. 157 ЖК РФ в размере 1 999,35 руб. путем снижения размера платы за коммунальные услуги.
Взыскать с АО «Управляющая организация многоквартирными домами Красноперекопского района» в пользу ФИО1 штраф на основании п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» в размере 248,81 руб. и компенсацию морального вреда в размере 1 000,00 руб.
В остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с АО «Управляющая организация многоквартирными домами Красноперекопского района» г. Ярославля в бюджет расходы по оплате госпошлины в сумме 1 100,00 руб.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Красноперекопский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Л.А.Любимова