ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4025/19 от 17.09.2019 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Сочи.

17.09.2019 г.

Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе

председательствующего судьи Качур С.В.,

при секретаре судебного заседания Балашовой П.П.,

с участием представителя истца администрации г.Сочи ФИО1,

представителя ответчика ФИО2ФИО3,

представителя третьего лица без самостоятельных требований в/ч 38953-я ФИО4,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску администрации г.Сочи к ФИО2 об освобождении самовольно занятого земельного участка,

установил:

Истец просит суд обязать ответчика освободить земельный участок неразграниченной государственной собственности в кадастровом квартале , площадью 42 кв.м путем демонтажа ограждения с северо-западной стороны, расположенного по адресу: г.Сочи, <адрес>, и привести часть земельного участка, которая была занята вышеуказанным ограждением, в первоначальное состояние с вывозом отходов.

В обоснование иска указывает, что специалистом Центрального района отдела муниципального земельного контроля управления по реализации полномочий по пресечению нарушений земельного и градостроительного законодательства администрации г.Сочи на основании обращения ФИО5 об устранении нарушений требований земельного законодательства проведен визуальный осмотр земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: г.Сочи, <адрес>

По результатам визуального осмотра земельного участка установлено, что земельный участок с кадастровым номером площадью 1137 кв.м, расположенный по адресу: г.Сочи, <адрес>, зарегистрирован на праве собственности за ФИО2, что подтверждается выпиской ЕГРН на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ. Категория земель: земли населенных пунктов. Разрешенный вид использования земельного участка - индивидуальное жилищное строительство. Участок огорожен по периметру.

Вместе с тем, ФИО5 представлена схема несоответствия расположения фактических и кадастровых границ земельного участка с кадастровым номером , выполненная ООО ТД "Челябтрейд".

Согласно указанной схеме, земельный участок площадью 42 кв.м из состава земель неразграниченной государственной собственности, прилегающей к земельному участку с кадастровым номером , огорожен забором и находится в фактическом пользовании ФИО2, то есть используется без правоустанавливающих документов, в нарушение статей 25, 26 ЗК РФ.

Согласно ст.25 ЗК РФ, права на земельные участки, приобретение которых предусмотрено ЗК РФ (на основании которых может осуществить их использование), возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

Согласно ст.26 ЗК РФ, Права НА земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

Согласно ст.304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно п.11 Федерального закона от 03.12.2008 № 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальной собственности и о внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" к собственности городских округов, к которому относится муниципальное образование город-курорт Сочи в силу Закона Краснодарского края от 01.04.2004 № 679-КЗ "Об установлении границ муниципального образования город-курорт Сочи и наделении его статусом городского округа" относятся земельные участки, право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в ЕГРН. Учитывая, что права федеральной собственности, а также права иных лиц на данные участки не зарегистрированы, то в силу указанной правовой нормы они отнесены к собственности муниципального образования город-курорт Сочи.

Согласно п.2 ст.3.3 Федерального закона РФ от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие ЗК РФ" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.

Согласно ст.131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Согласно ст.8.1 ГК РФ, в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.

Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра. В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, содержание права, основание его возникновения.

Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

Из вышеизложенного следует, что в отношении земельных участков законодательством установлен особый порядок возникновения прав на их использование, сопряженный с необходимостью образования земельных участков как объектов в земельных отношений, государственной регистрации прав на них в качестве недвижимого имущества (формирование земельного участка, волеизъявление о предоставлении земельного участка на определенном праве, удостоверение права).

Согласно пп.26 п.1 ст.16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", к вопросам местного значения городского округа относятся: утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа.

Согласно п.22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки.

Статьей 125 ГК РФ предусмотрено, что от имени муниципальных образований в суде могут выступать органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. В случае возведения самовольной постройки имеет место нарушение прав муниципального образования по регулированию и планированию застройки территории муниципального образования, что дает истцу право предъявить настоящий иск.

В судебном заседании представитель истца требования иска поддержал, при этом пояснил, что приведение земельного участка в первоначальное состояние должно быть осуществлено только путем демонтажа забора, как освобождение земельного участка, не относящегося к собственности ответчика.

Представитель ответчика указал, что действительно ограждение земельного участка с указанной стороны стоит за пределами кадастровых границ, перенос ограждения повлечет за собой вырубку зеленых насаждений, нарушение линий спецсвязи.

Представитель третьего лица без самостоятельных требований в/ч 38953-я пояснил, что кабельные линии специальной связи на территории, которая находится между земельным участком ответчика и тротуаром, не проходят.

Изучив доводы лиц, участвующих в деле, материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению в части.

Согласно пп.26 п.1 ст.16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", к вопросам местного значения городского округа относятся: утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа.

Согласно п.22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки.

Статьей 125 ГК РФ предусмотрено, что от имени муниципальных образований в суде могут выступать органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. В случае возведения самовольной постройки имеет место нарушение прав муниципального образования по регулированию и планированию застройки территории муниципального образования, что дает истцу право предъявить настоящий иск.

Согласно ст.25 ЗК РФ, права на земельные участки, приобретение которых предусмотрено ЗК РФ (на основании которых может осуществить их использование), возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

Согласно ст.26 ЗК РФ, Права НА земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

Согласно ст.304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно п.11 Федерального закона от 03.12.2008 № 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальной собственности и о внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" к собственности городских округов, к которому относится муниципальное образование город-курорт Сочи в силу Закона Краснодарского края от 01.04.2004 № 679-КЗ "Об установлении границ муниципального образования город-курорт Сочи и наделении его статусом городского округа" относятся земельные участки, право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в ЕГРН. Учитывая, что права федеральной собственности, а также права иных лиц на данные участки не зарегистрированы, то в силу указанной правовой нормы они отнесены к собственности муниципального образования город-курорт Сочи.

Согласно п.2 ст.3.3 Федерального закона РФ от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие ЗК РФ" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.

Согласно ст.131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Согласно ст.8.1 ГК РФ, в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.

Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра. В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, содержание права, основание его возникновения.

Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

Из вышеизложенного следует, что в отношении земельных участков законодательством установлен особый порядок возникновения прав на их использование, сопряженный с необходимостью образования земельных участков как объектов в земельных отношений, государственной регистрации прав на них в качестве недвижимого имущества (формирование земельного участка, волеизъявление о предоставлении земельного участка на определенном праве, удостоверение права).

Согласно материалам дела, специалистом Центрального района отдела муниципального земельного контроля управления по реализации полномочий по пресечению нарушений земельного и градостроительного законодательства администрации г.Сочи на основании обращения ФИО5 об устранении нарушений требований земельного законодательства проведен визуальный осмотр земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: г.Сочи, <адрес>

По результатам визуального осмотра земельного участка установлено, что земельный участок с кадастровым номером площадью 1137 кв.м, расположенный по адресу: г.Сочи, <адрес>, зарегистрирован на праве собственности за ФИО2, что подтверждается выпиской ЕГРН на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ. Категория земель: земли населенных пунктов. Разрешенный вид использования земельного участка - индивидуальное жилищное строительство. Участок огорожен по периметру.

Вместе с тем, ФИО5 представлена схема несоответствия расположения фактических и кадастровых границ земельного участка с кадастровым номером , выполненная ООО ТД "Челябтрейд".

Согласно указанной схеме, земельный участок площадью 42 кв.м из состава земель неразграниченной государственной собственности, прилегающей к земельному участку с кадастровым номером , огорожен забором и находится в фактическом пользовании ФИО2, то есть используется без правоустанавливающих документов, в нарушение статей 25, 26 ЗК РФ.

При этом, из пояснений представителя истца, данных в судебном заседании, следует, что приведение земельного участка в первоначальное состояние заключается в том, что необходимо демонтировать забор, то есть освободить самовольно занятый земельный участок и обеспечить к нему доступ с мест общего пользования.

Из данных пояснений следует вывод, что приведение в первоначальное состояние земельного участка осуществляется путем демонтажа ограждения с вывозом отходов, снос зеленых насаждений не требуется, а при желании собственника огородить принадлежащий ему земельный участок, следует руководствоваться нормативными документами законодательства.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать ФИО2 освободить земельный участок неразграниченной государственной собственности в кадастровом квартале , площадью 42 кв.м путем демонтажа ограждения с северо-западной стороны, расположенного по адресу: г.Сочи, <адрес>, с вывозом отходов.

Отказать в удовлетворении остальной части требований.

Взыскать с ФИО2 в соответствующий бюджет государственную пошлину в размере 6000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г.Сочи в течение месяца с момента составления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 18.09.2019 г.

Председательствующий