ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4046/2021 от 04.05.2022 Артемовского городского суда (Приморский край)

25RS0007-01-2021-009519-17

Дело № 2-861/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

4 мая 2022 года г. Артем Приморского края

Артемовский городской суд Приморского края в составе:

судьи Кириенко К.В.,

при помощнике судьи Зябкиной Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по КГКУ «Центр социальной поддержки населения ПК» к Слесаренко К.А. о взыскании необоснованно полученной ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно,

установил:

КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» обратилось в суд с вышеназванным иском, указав, что 15.07.2020 Слесаренко К.А. посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг подала в Отделение по Артемовскому городскому округу КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно на дочь Слесаренко Э.Д. и на сына Слесаренко Г.Д.. На основании изложенных ответчиком в заявлении сведений о составе семьи истцом произведены запросы о доходах ответчика и ее супруга и по получению от Федеральной налоговой службы РФ информации установлено, что у ответчика за период с января по декабрь 2019 года сумма доходов составила 7582,39 руб., а у супруга ответчика Слесаренко Д.Э. за 2019 год доходов не имелось. Размер СДД на основании сведений за вышеуказанный период составил 157,97 руб. 30.07.2020 принято решение о назначении ответчику ежемесячной выплаты на обоих детей сроком с 01.01.2020 по 31.07.2021. На основании данного решения Отделением осуществлена выплата ответчику за вышеуказанный период в размере 281 167 руб. 06.09.2021 ответчик обратилась в Отделение через ЕПГУ с новым заявлением о назначении ежемесячной выплаты на детей. В ходе рассмотрения данного заявления направлены запросы в организации. Согласно информации, предоставленной налоговыми органами, доход семьи ответчика за период с января по декабрь 2019 года составил: доход ответчика – 87 307,42 руб., доход супруга – 2 095 946,11 руб. Однако, 30.07.2020, на дату принятия решения о назначении ежемесячной выплаты, Отделение не располагало достоверными сведениями о доходах семьи ответчика, в связи с чем итоговый расчет СДД был занижен и составил 157,97 руб. В итоге расчет СДД семьи ответчика с учетом всех сведений за период с января по декабрь 2019 года составил 45 484,45 руб., что является основанием для отказа в назначении ежемесячной выплаты. С связи с уже произведенными ответчику выплатами за период с 01.01.2020 по 31.07.2021 истцом был составлен протокол о переплате № 116 от 09.09.2021 и принято решение о направлении в адрес ответчика уведомлений № 201-109/4796 от 09.09.2021, № 201-109/6094 от 15.11.2021 о возврате неправомерно полученных ею денежных средств в добровольном порядке. Однако, до настоящего времени необоснованно полученная ответчиком выплата не возвращена истцу, в связи с чем КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» просит суд взыскать сумму переплаты в размере 281 167 руб. с ответчика.

В судебном заседании представитель КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» по доверенности Андреева О.А. исковые требования поддерживает по изложенным основаниям, просит их удовлетворить.

Ответчик в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом по месту регистрации, сведений о причинах неявки не представила, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просила, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Указом Президентом РФ от 20.03.2020 № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» на территории Российской Федерации с 01.01.2020 установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - ежемесячная выплата), предоставляемая нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ № 384 от 31.03.2020 утверждены основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерный перечень документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовая форма заявления о ее назначении.

Постановлением Правительства Приморского края № 374-пп от 24.04.2020 утвержден Порядок и условия назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее – Порядок от 24.04.2020 № 374-пп).

В силу положений п. 1.2 Порядка от 24.04.2020 № 374-пп право на ежемесячную денежную выплату на ребенка (детей) в возрасте от трех до семи лет включительно возникает у семьи, воспитывающей ребенка (детей) в возрасте от трех до семи лет включительно, являющегося гражданином Российской Федерации, если среднедушевой доход семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Приморском крае за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением выплаты.

Пунктом 3.1 Порядка от 24.04.2020 № 374-пп определено, что для назначения ежемесячной выплаты заявитель либо его уполномоченный представитель представляет заявление о назначении ежемесячной выплаты в соответствии с типовой формой, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 384, в структурное подразделение КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» по своему выбору, в том числе в виде электронного документа (документов), подписанного электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 года №63-ФЗ «Об электронной подписи», с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - ЕПГУ), социального портала «Социальный портал краевого государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения Приморского края».

Заявитель одновременно с заявлением представляет документы (сведения) о рождении ребенка - в случае регистрации записи акта о рождении ребенка за пределами Российской Федерации (п. 3.4 Порядка от 24.04.2020 № 374-пп).

В силу п. 3.3 Порядка от 24.04.2020 № 374-пп документы (сведения) для назначения ежемесячной выплаты, указанные в Перечне документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячной денежной выплаты, являющемся приложением к названному Порядку, запрашиваются структурным подразделением КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» самостоятельно в рамках межведомственного информационного взаимодействия в органах и организациях, в распоряжении которых они находятся, в том числе с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных СМЭВ, а также в единой государственной информационной системе социального обеспечения и не истребуются структурным подразделением КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» у заявителя.

Разделом 4 Порядка от 24.04.2020 №374-пп установлено, что состав семьи определяется на дату приема заявления структурным подразделением КГКУ «ЦСПН ПК» (п. 4.1). В состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, подавший заявление о назначении ежемесячной выплаты, его супруг, несовершеннолетние дети (п. 4.2). Исчисление величины среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной выплаты производится структурным подразделением Учреждения на основании сведений о составе и доходах семьи, указанных в заявлении (п. 4.4). Структурное подразделение КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» вправе проверять достоверность сведений о доходах семьи, указанных заявителем в заявлении. В этих целях структурное подразделение Учреждения вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимые сведения от органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления (п. 4.6).

Пунктом 8 Перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячной денежной выплаты, являющегося приложением к Порядку №374-пп от 24.04.2020, установлено, что предоставление сведений о вознаграждении за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, о денежном довольствии (денежном содержании), вознаграждении за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия возлагается на Федеральную налоговую службу РФ (по запросу через единую систему межведомственного электронного взаимодействия), то есть не подлежат истребованию у заявителя.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 15.07.2020 Слесаренко К.А. посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг обратилась в КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно: на дочь Слесаренко Э.Д. и на сына Слесаренко Г.Д.. В типовой форме заявления указала о составе семьи из 4 человек, где указала сведения о супруге Слесаренко Д.Э., раздел о доходах членов семьи не заполняла, сведения и документы о его размере не предоставляла.

На основании сведений о составе семьи 06.09.2021 Учреждением произведены межведомственные запросы в организации, указанные в Перечне к Порядку от 24.04.2020 года №374-пп, в том числе в органы Федеральной налоговой службы РФ о предоставлении сведений о доходах Слесаренко К.А. и ее супруга за период с январь по декабрь 2019 года.

По получению от Федеральной налоговой службы РФ информации установлено об отсутствии у Слесаренко Д.Э. в заявленный период времени доходов, в связи с чем при расчете СДД его доход не учитывался, а доход Слесаренко К.А. составил 7582, 39 руб. С учетом полученных сведений СДД семьи ответчика составил 157,97 руб., в связи с чем 30.07.2020 принято решение о назначении Слесаренко К.А. ежемесячной выплаты на детей Слесаренко Э.Д., Слесаренко Г.Д..

На основании принятого решения ответчику за период с 01.01.2020 по 31.07.2021 произведена выплата на детей в возрасте от трех до семи лет включительно в размере 281 167 руб.

В дальнейшем, 06.09.2021 ответчик обратилась в Отделение через ЕПГУ с новым заявлением о назначении ежемесячной выплаты на детей. В ходе рассмотрения данного заявления направлены запросы в организации, указанные в перечне. Согласно информации, предоставленной налоговыми органами, доход семьи ответчика за период с января по декабрь 2019 года составил: доход ответчика – 87 307,42 руб., доход супруга – 2 095 946,11 руб. В итоге расчет СДД семьи ответчика с учетом всех сведений за период с января по декабрь 2019 года составил 45 484,45 руб., что является основанием для отказа в назначении ежемесячной выплаты. То есть на момент первоначального обращения у ответчика отсутствовали основания для получения выплаты.

По факту излишне выплаченных Слесаренко К.А. за период с 01.01.2020 по 31.07.2021 денежных средств в сумме 281 167 руб. истцом составлен протокол переплаты № 116, ответчику направлены уведомления № 201-109/4796 от 09.09.2021 и № 201-109/6094 от 28.01.2021 о возврате необоснованно полученных денежных средств, которые до настоящего времени в добровольном порядке не выполнены.

В силу ч. 2 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 названного Кодекса.

В соответствии со ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в том числе, заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Таким образом, неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.

Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По смыслу положений ч. 3 ст. 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и тому подобное, то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 26.02.2018 №10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса РФ правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции РФ требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (ч. 3 ст. 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, нормы Гражданского кодекса РФ о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации выплат.

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 14.01.2016 №1-П, принципы правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательной и ответственной оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение, изменение, прекращение прав.

В Постановлении от 22.06.2017 № 16-П Конституционный Суд РФ обратил внимание на существенное значение, которое при разрешении споров по искам публично-правовых образований и созданных ими учреждений имеет, в том числе оценка действий (бездействия) органов (учреждений), уполномоченных действовать в интересах граждан, в частности ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей, совершение ошибок, разумность и осмотрительность в реализации ими своих правомочий.

Таким образом, приведенные нормативные положения в их взаимосвязи с правовой позицией Конституционного Суда РФ о надлежащем исполнении органами государственной власти и органами местного самоуправления (созданными ими учреждениями) своих обязанностей при осуществлении ими своих полномочий и об ответственности этих органов и должностных лиц в случае ненадлежащего исполнения таких обязанностей не предполагают взыскания с физических лиц денежных средств, в данном случае социальных выплат, в качестве неосновательного обогащения, если таковое обусловлено поведением уполномоченных государственных органов или органов местного самоуправления и не связано с противоправными действиями самого физического лица.

В случае установления недобросовестных действий гражданина, направленных на получение мер социальной поддержки без установленных законом оснований, с него как с лица, получавшего и пользовавшегося выплатами в отсутствие предусмотренных законом оснований, неосновательно полученные суммы выплат подлежат взысканию по правилам ст. 1102 ГК РФ как неосновательное обогащение.

По данному делу юридически значимыми обстоятельствами с учетом исковых требований КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» и регулирующих спорные отношения норм материального права является установление факта наличия у Слесаренко К.А. детей в возрасте от трех до семи лет включительно, если данный факт имел место, то имелась ли в действиях ответчика недобросовестность при получении в период с 01.01.2020 по 31.07.2021 сумм социальных ежемесячных выплат на детей, а также установление факта надлежащего или ненадлежащего исполнения сотрудниками Отделения и органами (учреждениями), на которых возлагается обязанность по предоставлению сведений, указанных в Перечне к Порядку от 24.04.2020 № 374-пп, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия, должностных обязанностей, связанных с предоставлением ответчику мер социальной поддержки, осуществляемых на территории субъекта Российской Федерации – Приморского края.

Учитывая, что Слесаренко К.А. заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты на детей подано в КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг по типовой форме, в котором раздел о доходах членов семьи в обязательном порядке не подлежит заполнению и в рассматриваемом случае Слесаренко К.А. не заполнялся, расчет СДД ею самостоятельно не производился, сведения об отсутствии у ее супруга дохода за весь период 2019 года в виде отдельного документа в Отделение ею не предоставлялись, и получены КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» от Федеральной налоговой службы РФ в электронном виде в рамках межведомственного запроса, за полноту и достоверность которых Слесаренко К.А. не несет ответственности, суд делает вывод об отсутствии в действиях ответчика недобросовестности.

Поскольку добросовестность Слесаренко К.А. по требованиям о взыскании социальных выплат презюмируется, бремя доказывания недобросовестности ответчика возлагается на истца.

Однако, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено сведений о совершении ответчиком действий по сокрытию от истца сведений о возникновении обстоятельств, влекущих отказ в назначении ежемесячных выплат на детей, то есть доказательств недобросовестного поведения ответчика при получении социальных выплат на детей, а также того, что решение от 30.07.2020 о назначении Слесаренко К.А. ежемесячных выплат на детей связано с предоставлением ею неполных и недостоверных сведений.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» к Слесаренко К.А. о взыскании необоснованно полученной денежной выплаты отказать.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Артемовский городской суд Приморского края. Мотивированное решение изготовлено 13.05.2022.

Судья К.В. Кириенко