Дело № 2-47/2021
УИД 52RS0040-01-2020-000722-09
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Навашино 20 января 2021 года
Нижегородской области
Навашинский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Опарышевой С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Леонтьевым К.В.,
с участием истца ФИО1, ответчика ФИО2, также являющейся представителем третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориальной избирательной комиссии городского округа Навашинский, исполняющей полномочия избирательной комиссии муниципального образования городской округ Навашинский Нижегородской области (окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу №19),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к председателю Территориальной избирательной комиссии городского округа Навашинский, исполняющей полномочия избирательной комиссии муниципального образования городской округ Навашинский Нижегородской области (окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 19) ФИО2 о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
26 ноября 2020 года в Навашинский районный суд Нижегородской области поступило административное исковое заявление ФИО1 к председателю Территориальной избирательной комиссии городского округа Навашинский Нижегородской области, исполняющей полномочия избирательной комиссии муниципального образования городской округ Навашинский Нижегородской области (окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 19) ФИО2 о признании виновной в нарушениях закона, привлечении к административной ответственности и взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований ФИО1 указал, что решением от 24 июля 2020 года № 2 Территориальной избирательной комиссии городского округа Навашинский, исполняющей полномочия избирательной комиссии муниципального образования городской округ Навашинский Нижегородской области (окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 19) он (ФИО1) был зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Навашинский Нижегородской области второго созыва по одномандатному избирательному округу № 19, о чем ему было выдано удостоверение №29 от 24.07.2020 г.
26 августа 2020 года в Навашинском районном суде было зарегистрировано административное исковое заявление об отмене его (ФИО1) регистрации, подписанное председателем Территориальной избирательной комиссии городского округа Навашинский ФИО2 Дата составления данного административного искового заявления отсутствует, дату его отправки в суд можно установить по дате квитанции с почты, приложенной к предназначенному для суда исковому заявлению Территориальной избирательной комиссии городского округа Навашинский.
Действия председателя Территориальной избирательной комиссии городского округа Навашинский ФИО2 по направлению в суд административного искового заявления являются незаконными, не соответствующими действующему законодательству по следующим основаниям:
1) В соответствии с п.7 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ (в редакции от 31.07.2020 г.) регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии;
2) В соответствии с п. 11 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 г. № 21-ФЗ (в редакции от 31.07.2020 г., с изменениями, вступившими в силу 11.08.2020 г.) с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор;
3) В соответствии с п.4 ст.240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 г. № 21-ФЗ (в редакции от 31.07.2020 г., с изменениями, вступившими в силу 11.08.2020 г.), административное исковое заявление подается в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией решения, а не наоборот;
4) На дату поступления в Навашинский районный суд административного искового заявления (26.08.2020 г.) отсутствовало решение Территориальной избирательной комиссии городского округа Навашинский, исполняющей полномочия избирательной комиссии муниципального образования городской округ Навашинский Нижегородской области (окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 19) по обращению в суд об отмене регистрации истца как кандидата в депутаты Совета депутатов городского округа Навашинский второго созыва по одномандатному избирательному округу № 19. Таким образом, подав в суд административное исковое заявление при отсутствии на это решения территориальной избирательной комиссии, ФИО2 превысила свои должностные полномочия и нарушила вышеприведенные законодательные нормы.
27 августа 2020 г. ФИО2 провела заседание Территориальной избирательной комиссии городского округа Навашинский, исполняющей полномочия избирательной комиссии муниципального образования городской округ Навашинский Нижегородской области (окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 19), на котором был рассмотрен вопрос об обращении в суд об отмене его (ФИО1) регистрации как кандидата в депутаты Совета депутатов городского округа Навашинский второго созыва по одномандатному избирательному округу № 19. Комиссией было принято Решение № 4 от 27 августа 2020 г. об обращении в Навашинский районный суд.
Действия ФИО2 по включению в повестку заседания Территориальной избирательной комиссии городского округа Навашинский, исполняющей полномочия избирательной комиссии муниципального образования городской округ Навашинский Нижегородской области (окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 19), вопроса об обращении в суд об отмене регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов городского округа Навашинский второго созыва по одномандатному избирательному округу № 19 ФИО1, его рассмотрения и принятия по нему решения №4 являются незаконными, не соответствующими нормам действующего законодательства по следующим основаниям.
В соответствии с п.5 ст. 78 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ (в редакции от 31.07.2020 г.) заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд не позднее, чем за восемь дней до дня (первого дня) голосования (в том числе повторного).
В соответствии с п.5 ст.240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 г. № 21-ФЗ (в редакции от 31.07.2020 г.), административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд не позднее, чем за восемь дней до дня голосования (в случае проведения голосования в течение нескольких дней подряд – не позднее чем за восемь дней до первого дня голосования). Первым днем голосования на выборах депутатов Совета депутатов городского округа Навашинский Нижегородской области второго созыва было 02 сентября 2020 года, т.е. при отсчете от 02.09.2020 г. 8 дней получается дата 25.08.2020 г. Из этого следует, что ФИО2 не должна была 27 августа 2020 года включать в повестку заседания Территориальной избирательной комиссии городского округа Навашинский, исполняющей полномочия избирательной комиссии муниципального образования городской округ Навашинский Нижегородской области (окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 19), вопрос об обращении в суд об отмене его (ФИО1) регистрации как кандидата в депутаты Совета депутатов городского округа Навашинский второго созыва, а комиссия, соответственно – принимать решение об обращении в суд.
Не ознакомив членов Территориальной избирательной комиссии городского округа Навашинский, исполняющей полномочия избирательной комиссии муниципального образования городской округ Навашинский Нижегородской области (окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 19) с вступившими 11 августа 2020 г. изменениями избирательного законодательства, ФИО2 умышленно внесла в повестку заседания вопрос об отмене регистрации истца, вследствие чего 27 августа 2020 г. комиссия приняла Решение №4 с нарушением вышеуказанных законодательных норм.
В результате умышленных действий ФИО2 как председателя Территориальной избирательной комиссии городского округа Навашинский, исполняющей полномочия избирательной комиссии муниципального образования городской округ Навашинский Нижегородской области (окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 19), с использованием должностных и служебных полномочий по созданию препятствий к осуществлению законного права истца на участие в выборах в качестве кандидата, он (ФИО1) был лишен права быть избранным в депутаты Совета депутатов городского округа Навашинский второго созыва, что является нарушением статьи 32 Конституции России, ст.21 Всеобщей декларации прав человека и ст.25 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Руководствуясь статьями 218-220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 г. № 21-ФЗ (в редакции от 31.07.2020 г., с изменениями, вступившими в силу 11.08.2020 г.) ФИО1 просил суд:
1. Признать ФИО2 – Председателя Территориальной избирательной комиссии городского округа Навашинский, исполняющей полномочия избирательной комиссии муниципального образования городской округ Навашинский Нижегородской области (окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 19) виновной в нарушениях ст.76, ст.78 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ (редакция от 31.07.2020 года), ст.239, ст.240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 года № 21-ФЗ с изменениями, вступившими в силу 11.08.2020 года;
2. Привлечь ФИО2 – Председателя Территориальной избирательной комиссии городского округа Навашинский, исполняющей полномочия избирательной комиссии муниципального образования городской округ Навашинский Нижегородской области (окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу №19) к административной ответственности по статье 5.45 Кодекса Российской Федерации по административным правонарушениям от 30.12.2001 года № 195-ФЗ (редакция от 15.10.2020 г.) с изменениями от 16.10.2020 г.;
3. Взыскать с ФИО2 – Председателя Территориальной избирательной комиссии городского округа Навашинский, исполняющей полномочия избирательной комиссии муниципального образования городской округ Навашинский Нижегородской области (окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 19) в пользу ФИО1 в счет компенсации морального вреда 10 000 рублей.
Определением Навашинского районного суда Нижегородской области от 27 ноября 2020 года в принятии к производству суда административного искового заявления ФИО1 к председателю Территориальной избирательной комиссии городского округа Навашинский, исполняющей полномочия избирательной комиссии муниципального образования городской округ Навашинский Нижегородской области (окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 19) ФИО2 в части требований о признании виновной в нарушениях закона, привлечении к административной ответственности отказано.
Разрешая вопрос о принятии к производству суда искового заявления ФИО1 в части требования о компенсации морального вреда, судья пришел к выводу о том, что действующими нормами КАС РФ не предусмотрена возможность рассмотрения требований о взыскании денежных средств в счет компенсации морального вреда в порядке административного судопроизводства, в связи с чем соответствующее требование подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства. На основании изложенного исковое заявление ФИО1 к председателю Территориальной избирательной комиссии городского округа Навашинский, исполняющей полномочия избирательной комиссии муниципального образования городской округ Навашинский Нижегородской области (окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 19) ФИО2 о взыскании компенсации морального вреда было принято к производству Навашинского районного суда Нижегородской области для рассмотрения по правилам ГПК РФ.
На исковое заявление ФИО1 ответчиком ФИО2 были представлены письменные возражения, которые были приобщены к материалам дела.
В данных возражениях ответчик указала, что она (ФИО2) назначена председателем территориальной избирательной комиссии городского округа Навашинский постановлением Избирательной комиссии Нижегородской области от 05 мая 2016 года № 119/1847-5 «О назначении председателя территориальной избирательной комиссии городского округа Навашинский Нижегородской области». Решением Совета депутатов городского округа Навашинский от 23.06.2020 года №513 на 13 сентября 2020 года назначены выборы депутатов Совета депутатов городского округа Навашинский Нижегородской области второго созыва.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24 Федерального закона от 12.06.2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» постановлением избирательной комиссии Нижегородской области от 14 мая 2015 г. № 091/1342-5 полномочия избирательной комиссии муниципального образования городской округ Навашинский Нижегородской области возложены на территориальную избирательную комиссию городского округа Навашинский.
В соответствии с частью 9 статьи 20 Федерального закона от 12.06.2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» территориальная избирательная комиссия городского округа Навашинский, исполняющая полномочия избирательной комиссии муниципального образования городской округ Навашинский Нижегородской области, приняла решение от 01.07.2020 года № 9 о совмещении избирательной комиссией полномочий окружных избирательных комиссии по избирательным округам № 1-21 по выборам депутатов Совета депутатов городского округа Навашинский.
19 июля 2020 года в избирательную комиссию уполномоченный представитель избирательного объединения Нижегородское региональное отделение Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» представила пакет документов, предусмотренный частью 5 статьи 27 Закона №108-З, в том числе Список кандидатов в депутаты Совета депутатов городского округа Навашинский Нижегородской области второго созыва, выдвинутых Нижегородским региональным отделением Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» по одномандатным избирательным округам, в котором указаны необходимые сведения о кандидатах и заявления каждого из кандидатов, включенных в указанный список кандидатов.
В список кандидатов по одномандатному избирательному округу № 19 был включен ФИО1. В представленном заявлении ФИО1 указал, что дает согласие указанному избирательному объединению баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Навашинский Нижегородской области второго созыва по одномандатному избирательному округу №19. В заявлении также указано «Принадлежности к политической партии либо иному общественному объединению не имею».
21 июля 2020 года ФИО1 лично представил в избирательную комиссию заверенные кандидатом копии документов, указанные в части 3.прим. статьи 27 Закона №108-З, необходимые для уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата, а также документы, предусмотренные частью 2.2 статьи 32, необходимые для регистрации кандидата.
24 июля 2020 года Территориальная избирательная комиссия городского муниципального образования городской округ Навашинский Нижегородской области (окружная избирательная комиссия по одномандатному избирательному округу № 19) приняла решение № 2 «О регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Навашинский Нижегородской области второго созыва по одномандатному избирательному округу № 19 ФИО1», выдвинутого Нижегородским региональным отделением Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» по одномандатному избирательному округу.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 79 Закона №108-З регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии в случаях вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным пунктами 1, 2, 8, 10, 11, 12, 13 или 16 части 8 статьи 34 настоящего Закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата.
В соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 34 Закона №108-З основанием отказа в регистрации для кандидатов, выдвинутых политической партией, является несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях».
Согласно части 3.1. статьи 36 Федерального закона от 11.07.2001 года №95-ФЗ «О политических партиях», «политическая партия не вправе выдвигать кандидатами в депутаты, в том числе в составе списков кандидатов, и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления граждан Российской Федерации, являющихся членами иных политических партий».
20 августа 2020 года в избирательную комиссию поступило письмо местного отделения городского округа Навашинский Нижегородского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» от 20.08.2020 года №МО/1-34, в котором сообщалось, что ФИО1 является членом Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», а также Справка о принадлежности к политической партии, выданная Нижегородским региональным отделением Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» 20.08.2020 года, где указано, что ФИО1, является членом Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» с 27 февраля 2007 г.
27.08.2020 года состоялось заседание окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 19 по рассмотрению поступивших сведений о принадлежности ФИО1 к Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
В связи с вновь открывшимися обстоятельствами Территориальная избирательная комиссия городского округа Навашинский, исполняющая полномочия избирательной комиссии муниципального образования городской округ Навашинский Нижегородской области (окружная избирательная комиссия по одномандатному избирательному округу № 19) приняла решение от 27.08.2020 года № 4 «Об обращении в суд об отмене регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов городского округа Навашинский Нижегородской области второго созыва по одномандатному избирательному округу № 19 ФИО1», которое является обоснованным, принятым в пределах предоставленных законом полномочий в соответствии с действующим законодательством.
Административное исковое заявление окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 19 к ФИО1 об отмене регистрации кандидата в депутаты на основании пункта 1 части 7 статьи 79 Закона №108-З за её (ФИО2) подписью как председателя Территориальной избирательной комиссии городского округа Навашинский поступило в Навашинский районный суд 26.08.2020 года. При этом обязательных требований о предварительном принятии решения избирательной комиссии ни Федеральный закон №67-ФЗ, ни Закон №108-З не содержат.
Утверждение истца о том, что ею (ФИО2), как председателем, до членов избирательной комиссии умышленно не была доведена информация о том, что в законодательство внесены изменения, является несостоятельным в связи с тем, что положения статьи 78 в ред. Федерального закона № 267-ФЗ, так же как и статьи 63.1 «Дни голосования на выборах, референдумах», которая введена Федеральным законом №267-ФЗ, применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31.07.2020 года (статья 4 Федерального закона от 31.07.2020 года №267-ФЗ). Аналогичная норма указана в действующей редакции части 4 статьи 81 Закона № 108-З: «Заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования. Решение суда должно быть принято не позднее чем за пять дней до дня голосования». При этом в действующей редакции Закона №108-З такое понятие как «дни голосования» отсутствует.
Кроме того, истец неправомерно отождествляет понятия «день голосования» и «досрочное голосование». Согласно действующей редакции части 3 статьи 10 Федерального закона № 67-ФЗ, «Днем голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов...».
Порядок досрочного голосования устанавливается статьей 65 Федерального закона № 67-ФЗ, при этом федеральный законодатель разделяет понятия «день голосования» и «досрочное голосование».
Утверждение истца о нарушении сроков, установленных частью 4 статьи 240 КАС РФ, также основано на неверном толковании законодательства, т.к. в указанной норме речь идет о сроках подачи искового заявления об оспаривании решения избирательной комиссии, а не об обращении в суд об отмене регистрации кандидата.
Таким образом, сроки подачи в суд административного искового заявления Территориальной избирательной комиссии городского округа Навашинский об отмене регистрации кандидата и принятия решения окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу №19 об обращении в суд об отмене регистрации кандидата в депутаты соответствуют требованиям части 5 статьи 78 Федерального закона № 67-ФЗ и части 4 статьи 81 Закона №108-З. При этом избирательные права истца не были нарушены ни действиями председателя территориальной избирательной комиссии, ни решением избирательной комиссии.
Судебное заседание Навашинского районного суда по указанному иску (дело №2а-271/2020) состоялось 31.08.2020 года с участием помощника Навашинского районного прокурора, ее (ФИО2), как представителя административного истца, и административного ответчика ФИО1.
Решением Навашинского районного суда от 31.08.2020 года административный иск Территориальной избирательной комиссии городского округа Навашинский, исполняющей полномочия избирательной комиссии муниципального образования городской округ Навашинский Нижегородской области (окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу №19) к ФИО1 об отмене регистрации кандидата в депутаты был удовлетворен. Решение вступило в законную силу 06 сентября 2020 года.
Она (ФИО2), как председатель Территориальной избирательной комиссии городского округа Навашинский, своими действиями не нарушала личные неимущественные права ФИО1 и не посягала на принадлежащие ему нематериальные блага, следовательно, не причиняла истцу морального вреда.
На основании вышеизложенного ответчик просила суд отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1 в полном объеме.
На указанные возражения истцом ФИО1 были поданы письменные возражения, которые были приобщены к материалам дела (л.д.55-56).
Также в ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, была привлечена Территориальная избирательная комиссия городского округа Навашинский, исполняющая полномочия избирательной комиссии муниципального образования городской округ Навашинский Нижегородской области (окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 19).
В судебном заседании истец ФИО1 заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что моральный вред, причиненный ему действиями ФИО2 как председателя Территориальной избирательной комиссии городского округа Навашинский, выразился в том, что после отмены его регистрации в качестве кандидата в депутаты по селу Натальино Навашинского района распространились слухи о его осуждении и направлении в места лишения свободы, из-за чего он сильно переживал.
Ответчик ФИО2 в судебном заседании исковые требования ФИО1 не признала и возражала против их удовлетворения, дав пояснения, аналогичные изложенным в письменных возражениях на исковое заявление. Дополнительно пояснила, что каких-либо финансовых затрат ФИО1 в ходе избирательной кампании не понес, поскольку согласно оформленному им заявлению отказался от создания избирательного фонда. Также указала, что решение об отмене регистрации ФИО1 в качестве кандидата в депутаты было принято не ею, а Навашинским районным судом Нижегородской области. На вопросы суда ФИО2 также пояснила, что за действия, совершенные в ходе регистрации кандидатов в депутаты и последующих выборов депутатов Совета депутатов городского округа Навашинский, к дисциплинарной ответственности она не привлекалась, каких-либо жалоб на ее действия не поступало, объяснения в связи с этим у нее не отбирались.
Как представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориальной избирательной комиссии городского округа Навашинский, исполняющей полномочия избирательной комиссии муниципального образования городской округ Навашинский Нижегородской области (окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 19) ФИО2 также возражала против удовлетворения исковых требований ФИО1 и пояснила, что после предъявления ею иска об отмене регистрации ФИО1 в качестве кандидата в депутаты Территориальной избирательной комиссией было принято решение об одобрении её действий, при этом Территориальная избирательная комиссия пришла к выводу о том, что приведенные ФИО1 доводы могут быть проверены в полном объеме только судом, в связи с чем необходима подача в суд соответствующего искового заявления.
Заслушав пояснения истца ФИО1 и ответчика ФИО2, также являющейся представителем третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориальной избирательной комиссии городского округа Навашинский, исполняющей полномочия избирательной комиссии муниципального образования городской округ Навашинский Нижегородской области (окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу №19), исследовав материалы гражданского дела, оценив, согласно ст.67 ГПК РФ, относимость, допустимость и достоверность каждого из представленных доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Статья 150 ГК РФ не содержит исчерпывающего перечня нематериальных благ, указывая, что к ним относятся также иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона.
Избирательные права граждан относятся к личным неимущественным правам, принадлежащим гражданину в силу закона, нарушение которых, повлекшее за собой причинение морального вреда, согласно ст. 151 ГК РФ может являться основанием для возложения на нарушителя обязанности денежной компенсации указанного вреда.
Как установлено ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
При этом незаконность действий государственных органов, должностных лиц должна быть подтверждена вступившим в законную силу решением или актом государственных органов.
Таким образом, обязательными условиями наступления ответственности за причинение вреда в соответствии со ст. 1069 ГК РФ являются: наступление вреда, противоправное поведение причинителя вреда, причинная связь между наступившим вредом и противоправным поведением причинителя вреда, вина причинителя вреда.
Исходя из правовой позиции Верховного Суда РФ, содержащейся в п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом.
Бремя доказывания в суде неправомерности действий ответчиков, причинения вреда и наличия причинно-следственной связи между вредом и противоправным поведением возлагается на самого потерпевшего.
В силу положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Частью 2 статьи 61 ГПК РФ предусмотрено, что:
«Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом».
В материалах дела имеется копия решения Навашинского районного суда Нижегородской области от 31 августа 2020 года, вынесенного по административному делу № 2а-271/2020 по административному исковому заявлению Территориальной избирательной комиссии городского округа Навашинский, исполняющей полномочия избирательной комиссии муниципального образования городской округ Навашинский Нижегородской области (окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 19) к ФИО1 об отмене регистрации кандидата в депутаты. Указанным решением суда постановлено:
«Административное исковое заявление Территориальной избирательной комиссии городского округа Навашинский, исполняющей полномочия избирательной комиссии муниципального образования городской округ Навашинский Нижегородской области (окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 19) к ФИО1 удовлетворить.
Отменить регистрацию кандидата в депутаты Совета депутатов городского округа Навашинский Нижегородской области второго созыва по одномандатному избирательному округу №19 ФИО1» (л.д.50-54).
Решение Навашинского районного суда Нижегородской области от 31 августа 2020 года по административному делу №2а-271/2020 вступило в законную силу 06 сентября 2020 года.
Заявляя требование о взыскании компенсации морального вреда, истец ссылается на нарушение его избирательных прав, выразившееся в том, что при обращении в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением об отмене регистрации его (ФИО1) кандидатом в депутаты на выборах в Совет депутатов городского округа Навашинский Нижегородской области второго созыва, председатель Территориальной избирательной комиссии городского округа Навашинский ФИО2 нарушила требования действующего избирательного законодательства, поскольку:
1) на момент подачи в суд административного искового заявления отсутствовало решение Территориальной избирательной комиссии городского округа Навашинский об обращении в суд с соответствующим иском, что свидетельствует о превышении ФИО2 своих должностных полномочий;
2) при обращении в суд были нарушены сроки подачи административного искового заявления, установленные ст.240 КАС РФ.
Между тем вопросы о соблюдении процедуры и сроков предъявления в суд административного искового заявления об отмене регистрации ФИО1 в качестве кандидата в депутаты уже являлись предметом исследования суда в ходе судебного разбирательства по административному делу № 2а-271/2020 в порядке проверки возражений, поступивших от стороны административного ответчика, что нашло отражение в тексте решения Навашинского районного суда Нижегородской области от 31 августа 2020 года – согласно данному решению суд не усмотрел каких-либо нарушений со стороны Территориальной избирательной комиссии городского округа Навашинский, признал требования административного истца законными и обоснованными, в связи с чем принял решение об удовлетворении таковых в полном объеме. Истец ФИО1 являлся участником данного административного дела и принимал непосредственное участие в судебном разбирательстве, в связи с чем обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением Навашинского районного суда Нижегородской области по административному делу № 2а-271/2020, имеют для него преюдициальную силу.
Доказательств наличия решения либо постановления какого-либо уполномоченного органа или должностного лица об установлении факта наличия в действиях ФИО2 как председателя Территориальной избирательной комиссии городского округа Навашинский нарушений требований действующего избирательного законодательства, повлекшего нарушение прав и законных интересов истца, ФИО1 суду не представлено. В свою очередь, в рамках настоящего гражданского дела суд не проводит проверку действий председателя Территориальной избирательной комиссии городского округа Навашинский ФИО2 на предмет их законности, а рассматривает лишь требование истца о взыскании компенсации морального вреда, в связи с чем доводы ФИО1 о несоблюдении процедуры подачи административного искового заявления подлежат оставлению без рассмотрения.
В нарушение положений ст.56 ГПК РФ, истцом суду не представлено доказательств причинения ему нравственных либо физических страданий, находящихся в причинно-следственной связи с действиями должностного лица – председателя Территориальной избирательной комиссии городского округа Навашинский, исполняющей полномочия избирательной комиссии муниципального образования городской округ Навашинский Нижегородской области (окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 19) ФИО2 при совершении ею действий по обращению в суд с исковым заявлением об отмене регистрации ФИО1 в качестве кандидата в депутаты.
Кроме того, возможные морально-нравственные страдания, перенесенные ФИО1 в связи с отменой его регистрации в качестве кандидата в депутаты, при условиях, когда таковая была осуществлена на основании решения суда и в предусмотренном законом порядке, не могут рассматриваться как основание к удовлетворению требований о компенсации морального вреда.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования ФИО1 о взыскании с ответчика в его пользу компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований к председателю Территориальной избирательной комиссии городского округа Навашинский, исполняющей полномочия избирательной комиссии муниципального образования городской округ Навашинский Нижегородской области (окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу №19) ФИО2 о взыскании компенсации морального вреда ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Навашинский районный суд Нижегородской области в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Опарышева С.В.
<данные изъяты>
<данные изъяты>