ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-407/2022 от 29.09.2022 Змеиногорского городского суда (Алтайский край)

Дело № 2-407/2022

УИД 22RS0009-01-2022-000340-88

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 сентября 2022 года г. Змеиногорск

Змеиногорский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Кунанбаевой Е.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Плешковой В.В.,

с участием представителей истца – заместителя Змеиногорского межрайонного прокурора Плеханова А.С., старшего помощника Змеиногорского межрайонного прокурора Алтайского края Эйхольц Н.В.,

ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Змеиногорского межрайонного прокурора в защиту интересов муниципального образования Барановский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края к главе Барановского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края ФИО1 о признании распоряжений незаконными, взыскании суммы полученных премиальных выплат,

УСТАНОВИЛ:

Змеиногорский межрайонный прокурор в защиту интересов муниципального образования Барановский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края обратился с исковым заявлением к главе Барановского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края ФИО1 о признании распоряжений незаконными, взыскании суммы полученных премиальных выплат, в обоснование исковых требований указал, что Змеиногорской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции, по результатам которой установлено, что согласно распоряжению главы Барановского сельсовета Змеиногорского района от 16.12.2019 № 42-л ФИО1 произведена выплата премии в размере двух должностных окладов за 2019 год в сумме 8390 руб. 40 коп. Кроме того, на основании распоряжения главы Барановского сельсовета Змеиногорского района от 17.12.2020 № 29-л ФИО1 выплачена премия по итогам работы за 2020 год в размере 18159 руб. за отработанное время. На основании распоряжения от 17.12.2021 № 35-л ФИО1 произведена выплата премии по итогам 2021 года в размере 20883 руб. за отработанное время. Вместе с тем, премия по итогам работы за год по своей природе является поощрительной выплатой, осуществление которой зависит от оценки результатов деятельности главы муниципального образования представленным органом. Соответственно, принятие решения о поощрении главы муниципального образования, в данном случае – о премировании главы муниципального образования Барановский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края по итогам 2019, 2020 и 2021 года относится к компетенции Совета депутатов Барановского сельсовета Змеиногорского района. Советом депутатов Барановского сельсовета вопросы по премированию главы Барановского сельсовета Змеиногорского района ФИО1 на сессиях в 2019, 2020 и 2021 г. не рассматривались, письменные обращения ФИО1 в Совет депутатов Барановского сельсовета Змеиногорского района о возникновении личной заинтересованности в связи с получением премий в 2019, 2020 и 2021 г. не поступали. Таким образом, распоряжения о премировании, вынесенные ФИО1 о его премировании по итогам работы за 2019, 2020 и 2021 годы, приняты им за пределами своих полномочий, в связи с чем, денежные средства, выплаченные ему, подлежат возвращению в бюджет Барановского сельсовета Змеиногорского раойна Алтайского края. Согласно справке администрации Барановского сельсовета Змеиногорского района ФИО1 после удержания налоговым агентом НДФЛ по распоряжению от 16.12.2019 № 42-л на карту перечислена премия в размере 8 390 руб. 40 коп., по распоряжению от 17.12.2020 № 29-л на карту перечислена премия в размере 18159 руб., по распоряжению 17.12.2021 № 35-л на карту перечислена премия в размере 20833 руб. Вышеуказанное свидетельствует о нарушении норм Закона № 131-ФЗ, Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» при оплате труда главы Барановского сельсовета, что является недопустимым.

На основании изложенного, Змеиногорский межрайонный прокурор просит признать незаконными распоряжения главы Барановского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края ФИО1 от 16.12.2019 № 42-л, от 17.12.2020 № 29-л, от 17.12.2021 № 35-л о выплате главе Барановского сельсовета Змеиногорского района ФИО1 премий. Взыскать ФИО1 незаконно полученные премиальные выплаты в размере 47 432 руб. 40 коп. в пользу бюджета муниципального образования Барановского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края.

В ходе судебного заседания представитель процессуального истца - помощник Змеиногорского межрайонного прокурора Эйхольц Н.В. заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить в полном объеме.

Ответчик - глава Барановского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме, просил отказать в их удовлетворении, пояснил, что распоряжения главы Барановского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края от 16.12.2019 № 42-л, от 17.12.2020 № 29-л, от 17.12.2021 № 35-л о выплате главе Барановского сельсовета Змеиногорского района премий основаны на решениях представительного органа муниципального образования – Совета депутатов Барановского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края. Доводы межрайонного прокурора о том, что премия является поощрительной выплатой, осуществление которой зависит от оценки результатов деятельности главы муниципального образования представительным органом, а также о том, что принятие решения о поощрение главы муниципального образования относится к компетенции Совета депутатов законодательно не подкреплены и являются ошибочными. Премия входит в денежное содержание главы Барановского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края и не нуждается в оценке результатов деятельности главы сельсовета. Также довод межрайонного прокурора о том, что распоряжение о премировании, вынесенные им, как главой Барановского сельсовета по итогам работы за 2019, 2020, 2021 были приняты им за пределами своих полномочий, законодательно не обоснован. Виды и размеры премиальных выплат главе Барановского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края регламентируется Решением Совета депутатов от 07.10.2011 № 29, с изменениями от 09.03.2016 № 9, а также Решением Совета депутатов от 30.10.2017 № 48, с изменениями от 30.03.2018 № 8. Кроме того, указал, что он, как глава Барановского сельсовета является распорядителем денежных средств бюджета поселения, по результатам проведенной ревизии финансово-хозяйственной деятельности Администрации Барановского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края каких-либо нарушений в области выплаты премий обнаружено не было.

Представитель третьего лица – администрации Барановского сельсовета Змеиногорского района ФИО2 в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о дате, времени и месте судебного заседания, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующим выводам.

Как установлено в судебном заседании из пояснений участников процесса, представленных письменных документов, решением Районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края № 23 от 28.09.2018 года на должность главы Барановского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края досрочные выборы главы Барановского сельсовета Змеиногорского района признаны состоявшимися и действительными, избранным главой Барановского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края признан ФИО1, по результатам голосования.

Распоряжением № 19-л от 28.09.2018 на основании решения Избирательной комиссии муниципального образования Барановский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края от 10.09.2018 № 23 «О результатах досрочных выборов главы Барановского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края» ФИО1 вступил в должность главы Барановского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края с 28.09.2018.

Согласно распоряжению главы Барановского сельсовета Змеиногорского района от 16.12.2019 № 42-л ФИО1 произведена выплата премии в размере двух должностных окладов за 2019 год в сумме 8390 руб. 40 коп.

Кроме того, на основании распоряжения главы Барановского сельсовета Змеиногорского района от 17.12.2020 № 29-л ФИО1 выплачена премия по итогам работы за 2020 год в размере 18159 руб. за отработанное время.

На основании распоряжения от 17.12.2021 № 35-л ФИО1 произведена выплата премии по итогам 2021 года в размере 20883 руб. за отработанное время.

Решением районного Собрания депутатов Барановского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края от 07.10.2011 № 29 «Об оплате труда муниципальных служащих, технических работников органов местного самоуправления муниципального образования Барановский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края (далее - Решение № 29), которым определены поощрения главы Барановского сельсовета Змеиногорского района.

В соответствии с п. 4 Положения установлено ежемесячное денежное поощрение главе сельсовета, муниципальным служащим, чьи должности учреждены для обеспечения деятельности главы сельсовета в следующих размерах:

- главе сельсовета - в размере 20 % месячного денежного содержания;

На основании п. 7 Положения установлена единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска главе сельсовета выплачивается лечебное пособие в размере месячного денежного вознаграждения.

В соответствии с решением Совета депутатов Барановского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края от 30.10.2017 № 48 «Об утверждении Положения об оплате труда главе Барановского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края и Решением Совета депутатов Барановского сельсовета от 30.03.2018 «О внесении изменений в решение Совета депутатов Барановского сельсовета от 30.10.2017 № 8, которым определены условия оплаты труда главы Барановского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края.

Оплата труда главы сельсовета производится в виде денежного содержания, состоящего из трех составляющих:

1. ежемесячного денежного вознаграждения,

2. ежемесячного денежного поощрения,

3. иных дополнительных выплат (пункт 2 Положения).

К иным дополнительным выплатам относится материальная помощь.

Главе сельсовета ежегодно производится выплата материальной помощи в размере 1 (одного) ежемесячного денежного вознаграждения (п. 2 Положения).

На основании п. 6 Решения Совета депутатов Барановского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края от 30.10.2017 № 48 Главе сельсовета ежегодно производится выплата материальной помощи в размере 1 (одного) ежемесячного денежного вознаграждения. Материальная помощь, как правило, выплачивается при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска. Если материальная помощь не выплачивалась в течение календарного года, она выплачивается в конце финансового года пропорционально времени, отработанному в текущем году. При прекращении полномочий главы сельсовета материальная помощь выплачивается в размере, пропорциональном времени, отработанному в текущем календарном году.

В силу ч.2 ст. 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальные образования, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 5 процентов доходов местного бюджета, за исключением субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с соглашениями, заключенными муниципальным районом и поселениями, начиная с очередного финансового года не имеют права превышать установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления.

В соответствии с Постановлением администрации Алтайского края № 45 от 31.01.2008 года «Об установлении нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих» (далее Постановление № 45) органы местного самоуправления должны соблюдать ограничения на содержание депутатов, выборных должностных лиц и муниципальных служащих.

Как следует из Акта проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности в Администрации Барановского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края от 04 апреля 2022 года № 3 за период с 01.01.2019 по 31.12.2021 отчет об исполнении бюджета поселения Барановский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края за 2020 год утвержден Решением Совета депутатов Барановского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края от 17.06.2021 № 18 по доходам бюджета в сумме 4 947 740,01 руб. и по расходам в сумме 4 605 108, 02 руб., с профицитом бюджета в сумме 342 631, 99 руб.

Бюджет поселения Барановский сельсовет Змеиногорского раона Алтайского края на 2021 год в первоначальном варианте утвержден решением Совета депутатов Барановского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края от 17.12.2020 № 28.

Согласно разделу 6 Акта проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности в Администрации Барановского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края от 04 апреля 2022 года № 3 «Учет расчетов по заработной плате» выплаты ежеквартальной и годовой разовой премии устанавливаются распоряжениями Главы сельсовета в процентном отношении к должностному окладу (ставке) и в абсолютном размере в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников Учреждения.

В ходе проверки выявлены нарушения при расчете премии муниципальным служащим за 4 квартал 2019, 2020, 2021 годов в размере 5 % от начисленной за 4 квартал 2019,2020,2021 годов заработной платы (в том числе районный коэффициент). Квартальная премия 5 % от начисленной заработной платы начислялась с учетом районного коэффициента с разовой премии по итогам года, которая не используется при расчете квартальной премии. Также в ходе проверки установлен факт выплаты заработной платы в 2019 году работникам учреждения за отработанное время один раз в месяц, без выплаты аванса.

Несмотря на то, что в ходе проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности в Администрации Барановского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края не обнаружены нарушения в области незаконности получения главой Барановского сельсовета Змеиногорского района выплат в виде премий, суд считает, что по итогам работы за 2019, 2020, 2021 выявлено нарушение в необоснованной выплате главе Барановского сельсовета премий в соответствии с п. 5.1, 5.1.3 Решения районного Собрания депутатов Барановского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края от 07.10.2011 № 29 «Об оплате труда муниципальных служащих, технических работников органов местного самоуправления муниципального образования Барановский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края, как не предусмотренных Положением об оплате труда главы Барановского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края, не установлены критерии оценки деятельности главы сельсовета Змеиногорского района Алтайского края, не установлено должностное лицо или opган, правомочный принять решение о данном виде поощрения при отсутствии других локальный актов, регулирующих выплату надбавок стимулирующего характера, в том числе, вышеуказанной премии.

Кроме того, премии, выплаченные главе Барановского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края по итогам работы за 2019,2020, 2021 годы, в 8 390, 40 руб., 18159 руб., 20 883 руб. соответственно за каждый год, выплачены неправомерно, несмотря на то, что в Положении об оплате труда главы Барановского сельсовета Змеиногорского раона Алтайского края, установлена возможность такого поощрения, однако Распоряжения от 16.12.2019 № 42-л, от 17.12.2020 № 29-л, от 17.12.2021 № 35-л о премировании главы Барановского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края подписано самим главой Барановского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края, не имеющим полномочии оценки своей деятельности, так как данные полномочия закреплены Уставом муниципального образования Барановский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края за Советом депутатов Барановского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края; в случае наличия экономии фонда оплаты труда и соответствующей оценки деятельности главы сельсовета;

На основании пункта 7 решения Совета депутатов Барановского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края от 30.10.2017 № 48 «Об утверждении Положения об оплате труда главе Барановского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края годовой фонд оплаты труда главе сельсовета устанавливается с учетом предельного фонда оплаты труда выборных должностных лиц местного самоуправления, установленного постановлением Администрации Алтайского края от 31.01.2008 № 45 «Об установлении нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений».

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценность. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится в том числе установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (пункт "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).

Местное самоуправление в Российской Федерации - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).

Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (часть 1 статьи 4 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования в том числе находятся: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (пункты 2, 8, 9 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).

Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (часть 11 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).

Представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 11.1 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).

Правовой статус главы муниципального образования определен статьей 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).

Частью 4 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ определены полномочия главы муниципального образования.

Глава муниципального образования представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; издает в пределах своих полномочий правовые акты; вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (пункты 1 - 5 части 4 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования (часть 5 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).

Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 5.1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в муниципальном образовании Барановский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края определены Уставом муниципального образования Барановский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края, принятым решением Совета депутатов Барановского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края от 08 ноября 2019 года. № 33.

Структуру органов местного самоуправления Барановский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края составляют: Совет депутатов Барановского сельсовета Змеиногорского района; глава Барановского сельсовета Змеиногорского района; администрация Барановского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края (часть 1 статьи 19 Устава).

К исключительной компетенции Совета депутатов муниципального образования Барановский сельсовет Змеиногорского район Алтайского края в том числе отнесено: утверждение бюджета поселения и отчета о его исполнении; утверждение стратегии социально-экономического развития поселения; определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности поселения; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (пункты 2, 4, 5, 8, 9 статьи 23 Устава).

Совет депутатов муниципального образования Барановский сельсовет Змеиногорского района заслушивает ежегодные отчеты главы сельсовета о результатах его деятельности, деятельности администрации сельсовета и иных подведомственных главе сельсовета органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом депутатов ( п.1 статьи 24 Устава).

Глава муниципального образования Барановский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края является высшим должностным лицом поселения. Глава сельсовета возглавляет администрацию сельсовета, руководит ее деятельностью на принципах единоначалия и несет полную ответственность за осуществление ее полномочий. Глава поселения предоставляет Совету депутатов ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, деятельности администрации сельсовета и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом депутатов. Глава поселения должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 года «273 ФЗ «О противодействии коррупции» (часть 1, 4, 6, 8 статьи 32 Устава).

Глава поселения, в том числе, представляет без доверенности поселение, администрацию сельсовета; обеспечивает составление проекта бюджета поселения, планов и программ социально-экономического развития поселения, обеспечивает их исполнение; вносит в Совет депутатов проект бюджета поселения и необходимыми документами и материалами, представляет отчет о его исполнении на утверждение Совета депутатов; заключает договоры и соглашения от имени администрации сельсовета; представляет Совету депутатов ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности администрации сельсовета, в том числе о решении вопросов, поставленных районным Собранием депутатов.

Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что вопросы, связанные с распоряжением собственностью поселения, принятием бюджета поселения, контролем за его исполнением, материально-техническим обеспечением деятельности органов местного самоуправления, в том числе определением размера расходов на денежное содержание главы сельсовета, отнесены к компетенции представительного органа муниципального образования, в настоящем случае - к компетенции Совета депутатов Барановского сельсовета Змеиногорского района, которому подконтролен и подотчетен глава муниципального образования Барановский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края.

Премия по результатам работы за год, в том числе и «по итогам 2019, 2020, 2021 года», главе муниципального образования Барановский сельсовет Змеиногорского района, предусмотренная Положением об оплате труда главе Барановского чеельсовета Змеиногорского района Алтайского края, включена в число дополнительных выплат и по своей правовой природе является поощрительной выплатой, осуществление которой зависит от оценки результатов деятельности главы муниципального образования Барановский сельсовет Змеиногорского района представительным органом муниципального образования – Советом депутатов Барановского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края.

Соответственно, принятие решения о поощрении главы муниципального образования, по итогам 2019, 2020, 2021 года, относится к компетенции Совета депутатов Барановского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края.

Доводы ответчика, что он, как глава муниципального образования Барановского сельсовета Змеиногорского района в отсутствие соответствующих решений представительного органа данного муниципального образования – Совета депутатов муниципального образования Барановский сельсовет Змеиногорского района - имел право на принятие решений по выплате самому себе премий за добросовестное выполнение должностных обязанностей и по итогам 2019, 2020, 2021 года, премии входят в состав денежного содержания главы муниципального образования Калманского района и глава муниципального образования был вправе принимать решения о выплате самому себе премий в пределах и на условиях, установленных Положением о денежном содержании главы муниципального образования, суд считает несостоятельными поскольку отсутствие в Положении об оплате труда главы Барановского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края указаний о порядке и должностном лице, имеющем право принимать решение о премировании главы муниципального образования, не означает, что разрешение данного вопроса относится к компетенции самого главы муниципального образования Барановский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края, который подотчетен и подконтролен Совету депутатов Барановского сельсовета Змеиногорского района. Более того, для установления наличия или отсутствия правовых оснований для выплаты главе Барановского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края премии по итогам 2019, 2020, 2021 года необходима объективная оценка его деятельности и результатов его работы, которая в силу части 11.1 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, п. 13 статьи 38 Устава входит в компетенцию Совета депутатов Барановского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края.

Доводы о том, что у ФИО1 имеется право на получение премий за добросовестное выполнение должностных обязанностей, в том числе за исполнение должностных обязанностей водителя и по итогам 2019, 2020, 2021 года, так как он в спорный период ежегодно представлял отчеты о результатах деятельности главы муниципального образования, в том числе по вопросам местного бюджета, и его работа как главы муниципального образования с 2019, 2020, 2021 года оценена удовлетворительно, а оспариваемые распоряжения не нуждаются в согласовании с Советом депутатов не могут быть приняты судом во внимание, поскольку решение вопроса об оценке деятельности и как следствие возможного премирования относится к компетенции Совета депутатов Барановского сельсовета Змеиногорского района района Алтайского края, которому он в силу закона является подконтролен и подотчетен.

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение.

Вместе с тем, закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

Доводы ответчика о его добросовестности при получении спорных премий, оценивая конкретные обстоятельства дела, суд находит несостоятельными, поскольку спорные премии главой Барановского сельсовета Змеиногорского района ФИО1 назначены самому себе, при этом ФИО1 не мог не знать, что Положением об оплате труда главы Барановского сельсовета выплата такого вида премии как «за добросовестное выполнение должностных обязанностей» не предусмотрена, более того, давая присягу согласно п. 4 ст.36 Устава глава сельсовета клялся добросовестно исполнять полномочия главы Барановского сельсовета Змеиногорского района, таким образом, по мнению суда, выполнение главой своих должностных обязанностей добросовестно предполагается и является обязательным при исполнении им должностных обязанностей.

Что касается ссылок ответчика о том, что фактически это были премия за то, что он в период неисполнения водителем его должностных обязанностей он сам осуществлял управление автомобилем, в связи с чем образовалась экономия фонда оплаты труда, суд считает несостоятельными.

Кроме того, суд обращает внимание, на то, что Решением Совета депутатов Барановского сельсовета Змеиногорского района размер ежемесячного денежного поощрения определен пунктом 4 Положения и составляет 20% денежного содержания.

Таким образом, в действиях ФИО1 при получении им премий имеет место недобросовестность, поскольку он, будучи главой Барановского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края, вопросы о своем премировании на разрешение Совета депутатов Барановского сельсовета Змеиногорского района не выносил, единолично издавал соответствующие распоряжения за рамками полномочий, регламентированных законом и Уставом муниципального образования Барановский сельсовет Змеиногорского района и Положения об оплате труда главы Барановского сельсовета Змеиногорского района.

Доказательств обратного стороной ответчика не представлено.

Кроме того, при издании распоряжений о своем премировании и получении этих премий допущены и иные нарушения норм материального права.

В силу части 4.1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены, в том числе Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

Аналогичные положения установлены и в Уставе муниципального образования Барановский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края.

Исходя из пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий, которая включает в себя меры по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией), по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (часть 2 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, указанное в части 1 статьи 10 этого закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

Лицо, указанное в части 1 статьи 10 названного федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

Таким образом, возможность самостоятельного принятия должностным лицом решения о выплате себе премий, влекущая получение им доходов в виде денег, является проявлением личной заинтересованности, которая прямо влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление этим лицом своих должностных полномочий.

При таких обстоятельствах суд соглашается с доводами прокурора о том, что действия ФИО1 по изданию распоряжений о премировании самого себя и последующее получение им на основании этих распоряжений денежных средств в размере 47 432 рубля 40 копеек являются коррупционным правонарушением, при этом письменных обращений ФИО1 в Совет депутатов с заявлением о возникновении личной заинтересованности в связи с получением премий в 2019, 2020, 2021 году и истекший период 2022 года не поступало, что свидетельствует о неурегулированном конфликте интересов и о непринятии ФИО1 мер по урегулированию конфликта интересов.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о недобросовестности главы Барановского сельсовета Змеиногорского района ФИО1 при назначении самому себе и получении спорных премий, согласно расчетному листку за декабрь 2019 года перечислена разовая премия на банковскую карту ФИО1 в сумме 8 390 руб. 40 коп., согласно расчетному листку за декабрь 2020 года перечислена разовая премия на банковскую карту ФИО1 в сумме 18 159 руб. 00 коп., согласно расчетному листку за декабрь 2021 года перечислена разовая премия на банковскую карту ФИО1 в сумме 20 883 руб. 00 коп.

Согласно справке администрации Барановского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края № б/н от 14.06.2022 годовая премия ФИО1 за 2019 год составила 8390 руб. 40 коп., удержан НДФЛ в сумме 1091 руб., за 2020 год премия составила 18 159 руб. 00 коп, удержан НДФЛ в сумме 2361 руб. 00 коп., за 2021 год годовая премия составила 20 883 рубля, удержан НДФЛ в сумме 2714 руб. 00 коп.

Итого, ФИО1 получено 47 432 рубля 40 копеек = (8390 руб. 40 коп.+ 18159 руб. + 20 883рубля).

Суд полагает, что поскольку глава муниципального образования Барановский сельсовет Змеиногорского района избирается районным Советом депутатов Барановского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края, подконтролен населению и представительному органу муниципального образования, то именно данный орган - Совет депутатов Барановского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края полномочен принимать решения о премировании главы муниципального образования по результатам его работы за год. При этом принятие изменений в бюджет района и оценка деятельности главы поселения за год, с последующем решением о премировании, по мнению суда, не являются тождественными понятиями и имеют различные правовые последствия.

Поскольку уполномоченным органом - Советом депутатов Барановского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края решения о премировании главы муниципального образования в 2019, 2020, 2021 году не принимались, суд приходит к выводу о том, что распоряжения главы муниципального образования Барановский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края от 16.12.2019 № 42-л, от 17.12.2020 № 29-л, от 17.12.2021 № 35-л о премировании главы муниципального образования Барановский сельсовет Змеиногорского района изданы неуполномоченным лицом (главой муниципального образования), в связи с чем являются незаконными.

На основании изложенного, суд полагает правильным исковые требования Змеиногорского межрайонного прокурора Алтайского края в интересах муниципального образования Барановский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края удовлетворить; признать незаконными распоряжения главы Барановского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края ФИО1 от 16.12.2019 № 42-л, от 17.12.2020 № 29-л, от 17.12.2021 № 35-л о выплате главе Барановского сельсовета Змеиногорского района ФИО1 премий; взыскать с ФИО1 незаконно полученные премиальные выплаты в размере 47 432 руб. 40 коп. в пользу бюджета муниципального образования Барановский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края.

Истец от уплаты государственной пошлины при подаче иска освобожден в соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Суд считает необходимым на основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования – Змеиногорский район Алтайского края государственную пошлину в размере 1623 рубля.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Змеиногорского межрайонного прокурора Алтайского края в защиту интересов муниципального образования Барановский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края к главе Барановского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края ФИО1 удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконными распоряжения главы Барановского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края ФИО1 от 16.12.2019 № 42-л, от 17.12.2020 № 29-л, от 17.12.2021 № 35-л о выплате главе Барановского сельсовета Змеиногорского района ФИО1 премий.

Взыскать с ФИО1 незаконно полученные премиальные выплаты в размере 47 432 руб. 40 коп. в пользу бюджета муниципального образования Барановский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края.

Взыскать с ФИО1 в пользу местного бюджета - муниципального образования Змеиногорский район Алтайского края судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 1623 рубля.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Змеиногорский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 03.10.2022.

Судья Е.С. Кунанбаева