ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-408/2013 от 25.07.2013 Юргамышского районного суда (Курганская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Юргамышский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Кузьминой Н.Г.,

с участием прокурора Юргамышского района Горбушина Е.С.

при секретаре Першиной И.В.,

рассмотрев ДД.ММ.ГГГГ в р.п. Юргамыш Курганской области в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Юргамышского района в интересах ФИО1 к Администрации Юргамышского района, финансовому отделу Администрации Юргамышского района Курганской области о признании права на меры социальной поддержки и взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к Администрации Юргамышского района, финансовому отделу Администрации Юргамышского района о признании права на меры социальной поддержки и взыскании денежных средств.

В обоснование заявленных  требований указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о социальных гарантиях, в ходе которой установлено, что ФИО1 являющаяся педагогическим работником МКОУ «Юргамышская средняя общеобразовательная школа», обладает правом на меры социальной поддержки, в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения.

Компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения ей предоставляется для возмещения понесенных расходов не в полном объеме, в соответствии с требованиями Закона Курганской области от 07.09.2005 г. №75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области».

В соответствии с информацией отдела образования Администрации Юргамышского района, ФИО1 в 2010 году предоставлено 11,7 куб.м. дров, в 2011 году – 11,7 куб.м. дров, в 2012 году – 11,7 куб.м. дров. Дрова предоставлялись не расколотыми. Предоставление не расколотых дров делает не возможным их использование по прямому назначению и требует дополнительных расходов.

По информации предоставленной ГУП «Юргамышский лесхоз» стоимость расколки одного куб. метра дров в 2010 году составляла 100 руб., в 2011 году – 115 руб., в 2012 году – 115 руб. Предоставление дров, не готовых к применению, нарушает право истца на гарантированное федеральным законодательством бесплатное жилое помещение с отоплением.

Таким образом, незаконными действиями органов местного самоуправления муниципального образования Юргамышского района по отказу в предоставлении меры социальной поддержки истцу причинены убытки – расходы, связанные с оплатой на расколку дров.

Просит суд признать за ФИО1 право на меры социальной поддержки в виде предоставления бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), в полном объеме без учета норм потребления коммунальных услуг за период с 15.10.2009г. по 10.01.2011г.

Признать за ФИО1 право на меры социальной поддержки в виде предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения в полном объеме без учета норм потребления коммунальных услуг.

Взыскать с муниципального образования Юргамышского района в лице Финансового отдела Администрации Юргамышского района денежные средства, затраченные на расколку дров в пользу ФИО1 в период с 01.01.2010г. по 31.12.2012г. в сумме 3861 рубль.

В судебном заседании помощник прокурора Юргамышского района Горбушин Е.С. исковые требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям, не возражал о применении срока исковой давности, в связи с чем требование о признании за ФИО1 право на меры социальной поддержки в виде предоставления бесплатной жилой площади с отоплением и освещением без учета норм потребления коммунальных услуг за период с 15.10.2009 г. по 10.01.2011 г. и взыскивании расходов за расколку дров за 2010 год в сумме 1170 рублей не поддержал.

Просил признать за ФИО1 право на меры социальной поддержки в виде предоставления компенсации расходов на оплату отопления жилого помещения для возмещения понесенных расходов в полном объеме за период с 01.01.2011г. по 31.12.2012г., и взыскать с ответчиков денежные средства, затраченные на расколку дров в пользу ФИО1 в период с 01.01.2011г. по 31.12.2012 г. в сумме 2691 руб.

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, что более 25 лет работает учителем иностранного языка в Юргамышской средней школе. Проживает в собственном доме, в доме печное отопление, ежегодно дрова доставляются не расколотые, приходится нанимать кольщиков и нести дополнительные расходы. Перед началом учебного гола на доске объявлений вывешиваются списки учителей-льготников и объем доставляемых, но не расколотых дров. При обращении 21 июня 2013 года в отдел образования Администрации, расходы, понесенные на расколку дров ей не возместили. Суду пояснила, что в феврале 2010 г. дрова ей привезли в полном объеме за весь год, в марте 2010г. дрова раскололи, и она сразу же произвела оплату. Льготы всегда предоставлялись своевременно и в полном объеме, препятствий для обращения в 2010г. в отдел образования Администрации Юргамышского района с заявлением о возмещении понесенных затрат по расколке дров не имелось. Не возражает о применении срока исковой давности, требования о взыскивании расходов за расколку дров за 2010 г. в сумме 1170 руб. не поддерживает. Просила признать право на меры социальной поддержки в виде предоставления компенсации расходов на отопление жилого помещения

для возмещения понесенных расходов в полном объеме за период с 01.01.2011г. по 31.12.2012г., и взыскать с ответчиков денежные средства, затраченные на расколку дров в период с 01.01.2011г. по 31.12.2012 г. в сумме 2691 руб.

Представитель ответчика Администрации Юргамышского района и финансового отдела Администрации Юргамышского района ФИО2, с требованиями о возмещении понесенных убытков - расходов, связанных с оплатой за расколку дров не согласилась, указав, что п.3 ст. 3 Закона Курганской области №75, компенсация расходов на оплату отопления предоставляется в виде оплаты расходов на приобретение твердого топлива или плотных дров (не расколотых) и транспортных услуг для доставки этого топлива, расходы на расколку дров не предусмотрены, просила применить срок исковой давности.

Представитель третьего лица МУ отдела образования Администрации Юргамышского района ФИО3, в предварительном судебном заседании в удовлетворении требований истца о возмещении понесенных убытков - расходов, связанных с оплатой за расколку дров просила отказать.

Представитель третьего лица Правительства Курганской области, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, согласно письменного отзыва с исковыми требованиями не согласился по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992г. №3266-1«Об образовании» педагогические работники проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, устанавливается законодательством субъектов РФ и обеспечивается за счет средств бюджетов субъектов РФ.

В соответствии с п.2 ст. 3 Закона №75, компенсация расходов на отопление жилого помещения предоставляется для возмещения понесенных расходов в полном объеме, полагают, что истцу компенсированы понесенные расходы на приобретение твердого топлива в полном объеме, у истца отсутствовало препятствие приобретения дров в расколотом виде и последующей компенсации расходов за расколотые дрова.

Представитель третьего лица финансового управления Правительства Курганской области, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, в удовлетворении исковых требований просил отказать, указав в письменном отзыве следующее.

С 1 апреля 2010 года в закон Курганской области №75 внесены изменения, согласно которых педагогическим работникам проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) предоставлено право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения без объемов потреблении.

Полагают, что требование прокурора о взыскании расходов на расколку дров, компенсация которых не предусмотрена Законом Курганской области № 75, приведет к увеличению объема мер социальной поддержки, что к компетенции судов общей юрисдикции не относится. Кроме того, согласно ст. 167 Гражданского Кодекса РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. Требование, заявленное истцом, о взыскании денежных средств, затраченных на расколку дров с января 2010 года по июнь 2010 года, предъявлены с истечением пропуска исковой давности, просят применить последствия пропуска срока исковой давности.

Представитель третьего лица МКОУ «Юргамышская средняя общеобразовательная школа» ФИО4 в судебном заседании, разрешение вопроса оставил на усмотрение суда, суду пояснила следующее, что в начале учебного года на доску объявлений вывешиваются списки учителей, в которых указана норма приобретения или доставки дров. Дрова предоставляются предпринимателем к месту жительства педагога, составляется реестр доставки и происходит оплата по счетам - фактурам или педагог оплачивает лично, предоставляет квитанцию к оплате в отдел образования Администрации Юргамышского района. Дрова предоставляются в не расколотом виде, учителя несут расходы по расколке дров. Коммунальные услуги предоставлялись учителям по выбору, в первом случае дрова доставлялись без оплаты денежных средств ИП ФИО8 или ИП ФИО5 Объем и стоимость дров регулировал Отдел образования. В основном дрова учителям привозили чурками (квартирниками). За расколку дров нужно было заплатить 500 рублей за пять кубометров. Во втором случае учителя сами покупали дрова за наличные денежные средства (квартирниками) без расколки. Можно было купить колотые, но меньше кубов и колотые дрова продаю дороже, квартирники (чурки) стоят 5000 рублей 5 кубов, колотые - 5500 рублей.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения прокурора, истца, представителя ответчиков, представителей третьих лиц, свидетеля,  суд полагает исковые требования удовлетворить частично по следующим основаниям.

Согласно Конституции Российской Федерации регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, финансовое регулирование, федеральный бюджет находятся в ведении Российской Федерации (статья 71, пункты "в", "ж", "з"); защита прав и свобод человека и гражданина, а также общие вопросы образования, социальная защита, включая социальное обеспечение, - предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункты "б", "е", "ж" части 1); по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации; по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» (в редакции, действовавшей до 11.01.2011г.) было предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) и на первоочередное предоставление жилой площади.

Размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях (статья 2 Федерального закона от 6 мая 2003 года № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в «Об основах федеральной жилищной политики и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг»).

Статьей 2 Закона Курганской области от 07.09.2005г. №75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области» (далее - Закон №75) определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, к ним, в частности, отнесены педагогические работники образовательных учреждений.

Согласно п. 1 ст. 4 Закона №75, в редакции, применяемой к правоотношениям до 01.04.2010г., педагогическим работникам образовательных учреждений, работникам физкультурно-спортивных организаций предоставляются следующие меры социальной поддержки: освобождение от оплаты общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); освобождение от оплаты отопления и освещения жилого помещения.

В силу требований ст. 8 Федерального закона № 189-ФЗ от 29.12.2004 «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления в соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсацией, в период спорных правоотношений сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до принятия Жилищного кодекса Российской Федерации.

Статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 01.03.2005 в связи с принятием Федерального закона № 189-ФЗ от 29.12.2004, было предусмотрено, что специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.

Указанные нормы не предполагали какого-либо ограничения, в том числе ни размером приходящейся на долю занимаемой гражданином общей площади жилого помещения, ни нормативами потребления коммунальных услуг права на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа.

Вместе с тем, из анализа приведенных выше нормативных актов следует, что право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, предусмотренное абзацем 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1, после 01.03.2005 федеральным законодателем были сохранены до внесения изменений в законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления указанных мер социальной поддержки компенсацией.

С 11 января 2011 года в связи с изменениями, внесенными в абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10 июля 1992 № 3266-1 Федеральным законом от 29.12.2010 № 439-ФЗ, предоставление мер социальной поддержки в натуральном виде было заменено на компенсацию произведенных педагогическими работниками платежей.

Согласно абзацу 3 пункта 5 статьи 55 «Об образовании», (в редакции, действующей с 11.01.2011г.) педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 4 Закона № 75 (в редакции, действующей с 01.04.2010г.) педагогическим работникам образовательных учреждений, предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсации оплаты общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), компенсация оплаты отопления и освещения жилого помещения.

На основании п. 2 ст. 4 Закона № 75 данные меры социальной поддержки, предоставляются педагогическим работникам образовательных учреждений, педагогическим работникам, занятым в государственной системе социальных служб, педагогическим работникам организаций здравоохранения, находящихся в ведении Курганской области, в том числе педагогическим работникам перешедшими на пенсию, если стаж их работы в сельской местности, в рабочих поселках (поселках городского типа) по соответствующей специальности составляет не менее 10 лет, и они продолжают проживать там.

В судебном заседании установлено, что истец является педагогическим работником, проживающим в рабочем поселке Юргамыше Курганской области и работающим учителем в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Юргамышская средняя общеобразовательная школа», и имеет право на меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты за отопление и освещение жилого помещения и компенсации расходов на данные коммунальные услуги.

Данные обстоятельства дела подтверждаются копией трудовой книжки истца, справкой подтверждающей трудовую деятельность в качестве педагога в МКОУ «Юргамышская средняя общеобразовательная школа», справкой о составе семьи и наличии печного отопления, технической документацией на домовладение, свидетельством о регистрации права.

Согласно справкам ОСЗН в Юргамышском районе, истец является получателям мер социальной поддержки, как педагогический работник в сельской местности, предусмотренных Законом №75.

Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 18 октября 2005 года, № 379 (в редакции действующей до 01.01.2010г.), утвержден «Порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области», которым предусматривается, что возмещение расходов организаций, осуществляющих предоставление жилищно-коммунальных услуг, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работникам физкультурно-спортивных организаций, находящихся в ведении муниципальных образований, осуществляется на основании договоров между уполномоченным органом местного самоуправления с организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги указанным категориям граждан.

В соответствии с разделом вторым Порядка №379 (в редакции после 01.01.2010г.), начисление и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг лицам, имеющих право на вышеуказанные меры социальной поддержки, осуществляются по месту работы в размерах, определенных Законом №75, на основании заявления и необходимых документов.

В соответствии с договором - МУ отдел образования Администрации Юргамышского района осуществляет бухгалтерское и финансовое обеспечение МКОУ «Юргамышская средняя образовательная школа»:

С 2010 года меры социальной поддержки в виде бесплатного отопления предоставляются не в полном объеме, дрова для отопления жилого помещения предоставляются не расколотые. Данные обстоятельства ответчиками не оспариваются.

В соответствии со справкой, выданной районным отделом образования и заявкой на дрова МКОУ «Юргамышская средняя образовательная школа»: истцу с 2010г. по 2012г. предоставлено по 11,7 куб.м. плотных дров ежегодно.

ФИО1 согласно справке от 25.07.20013г. ИП ФИО8 предоставлены в 2011,2012,2013 годах дрова лиственных пород, распиленные на отдельные части длиной 0,5 м., не колотые, в количестве 11,7 укладочных кубометра, что подтверждается приходными кассовыми ордерами № от ДД.ММ.ГГГГ г., № от ДД.ММ.ГГГГ г., № от ДД.ММ.ГГГГ В 2010 году дрова у ИП ФИО6 не предоставлялись.

Согласно представленных письменных материалов дела: заявок на дрова, платежных ведомостей за 2010-2012гг., списков вывезенных дров,   дрова педагогическим работникам предоставлялись в не расколотом виде, что подтверждается справкой ИП ФИО8 и не оспаривается ответчиками.

Свидетель ФИО8 в судебном заседании суду пояснил, что договор на поставку дров заключал с директором школы, или учителя лично приобретали дрова за наличные деньги, получали квитанции, которые сдавали в Отдел образования на оплату для получения компенсации. Объемы доставки дров доводили списочно, составлялся реестр доставки дров, учителя расписывались в ведомостях. В основном, дрова привозил лиственной породы не колотые, чурками длиной по 50 см. Расколотые дрова учителям не предоставляли, т.к. колотые дрова в объеме меньше чем не колотые, примерно на 8%. В случае если бы учителя обратились за колотыми дровами, необходимо доплатить 2000 рублей за расколку или привезти меньше дров, за разницей расколки. Дрова возили диаметром в основном 20-23 см., длина по 50 см. и без расколки такие дрова гореть не будут.

Понесенные затраты истцом на расколку дров за спорный период подтверждаются договорами об оказании услуг с ФИО9

В соответствии с ГОСТ 3243-88 Дрова. Технические условия, применяемые к дровам для топлива содержат требования о том, что: дрова длиной 1 м и менее и толщиной от 16 до 26 см. должны быть расколоты на две части; толщиной от 28 до 40 см. - на четыре части; толщиной 42 см и более - на количество частей, при котором наибольшая линия раскола по торцу любой части не превышает 22 см.

Таким образом, дрова должны быть предоставлены в таком виде, чтобы их можно было использовать по прямому назначению (отопление жилого помещения), в противном случае истец будет лишена возможности использовать предоставленные законом гарантии и реализовать свое право на такую меру социальной поддержки как компенсация расходов на отопление жилого помещения в полном объеме.

В ходе рассмотрения дела представителем третьего лица - Финансового Управления Курганской области, представителем ответчика Администрации Юргамышского района и финансового отдела Администрации Юргамышского района заявлено о пропуске срока исковой давности в три года, установленного ст. 196 ГК РФ, учитывая, что отделом образования Администрации Юргамышского района было произведено предоставление коммунальных услуг, как в натуральном виде, так и в виде компенсации в полном объеме, задолженности перед истцом у ответчиков за период с 01.01.2010г. по настоящее время не имеется, уважительность причин восстановления пропущенного срока у истца отсутствует.

При удовлетворении исковых требований, суд исходит из того, что как по смыслу абзаца 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992 г. «Об образовании», так и по смыслу положений Федерального закона от 29.10.2010 г. N 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона РФ «Об образовании» возмещению подлежат понесенные расходы.

Принимая решение по делу в части требований о возмещении расходов по оплате отопления, суд приходит к выводу о применении срока исковой давности, установленный ст. 196 ГК РФ, учитывая, что требования о взыскании денежных средств заявлены за период с 01.01.2010г., истец понесла дополнительные расходы по расколке дров в марте 2010г. при том, что ФИО1 не отрицала факта предоставления ей мер социальной поддержки своевременно и в полном объеме, не предоставила доказательства невозможности предъявления требования о взыскании расходов за 2010г., т.е. с пропуском срока давности, суд приходит к выводу о том, что требования должны быть ограничены трехгодичным сроком.

Учитывая, что с иском в суд прокурор обратился 24.06.2013 г., в отношении требований о возмещении расходов за период с 01.01.2010 г. по 31.03.2010г. истцом пропущен установленный законом срок исковой давности, при отсутствии оснований для его восстановления, поэтому оснований для взыскания таких расходов за период до 26.06.2010г. не имеется, т.к. по смыслу положений ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

По информации представленной ГУП «Юргамышскирй лесхоз» стоимость расколки одного кубического метра дров в 2011 и 2012году составляет 115 рублей.

Истец подтвердила в судебном заседании, что предоставленные ей или приобретенные дрова были не расколотые, что делает невозможным их использование по прямому назначению и требует дополнительных расходов, в связи с чем денежные средства, затраченные истцом на расколку дров подлежат взысканию в пользу ФИО1 в период с 01.01.2011г. по 31.12.2012г. в сумме 2691 рубль.

Представителем ответчика не представлено доказательств того, что привезенные дрова готовы к применению для отопления жилого помещения и не требуют дополнительных затрат на их расколку.

Предоставление и приобретение истцом дров, не готовых к применению, нарушает право истца на гарантированное федеральным законодательством бесплатное жилое помещение с отоплением.

В ходе судебного разбирательства дела, истец 21.06.2013г. обратилась в отдел образования Администрации Юргамышского района с заявлением о возмещении понесенных затрат на расколку дров, но получила отказ, кроме того в период с 2011 по 2012 год до истца была доведена норма приобретения не расколотых дров, что в свою очередь ограничивало ее право на выбор, т.е. на приобретение дров в расколотом виде.

Доводы ответчика и представителя отдела образования Администрации Юргамышского района о том, что Законом №75 предусмотрено компенсировать расходы истцам на оплату отопления в виде расходов на приобретение твердого топлива в объеме 1,7 тонн угля или 4,2 плотных кубических метров дров в год и транспортных услуг для доставки этого топлива, не могут быть приняты судом, так как данная норма содержит исключение, в отношении лиц - педагогических работников образовательных учреждений.

Согласно абзацу второго пункта второго ст.3 Закона №75 компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения педагогическим работникам образовательных учреждений, предоставляется для возмещения понесенных расходов в полном объеме.

Таким образом, незаконными действиями районного отдела образования Администрации Юргамышского района по отказу в предоставлении меры социальной поддержки истцу причинены убытки - расходы, связанные с оплатой на расколку дров.

В силу ст. 16 Гражданского кодекса РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В соответствии со ст. 1071 Гражданского кодекса РФ финансовый отдел образования администрации Юргамышского района выступает от имени казны муниципального образования Юргамышского района.

Доводы представителя третьего лица - Финансового управления Курганской области о том, что финансирование рассматриваемых льгот относится к расходным обязательствам Российской Федерации, и должно осуществляться за счет средств федерального бюджета, не может быть принят судом по следующим основаниям.

Статьей 1 Бюджетного кодекса РФ регулируются правоотношения между субъектами в процессе составления проектов бюджетов, их утверждения, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней. Перечень участников бюджетного процесса приведен в статье 152 Бюджетного кодекса РФ, ими являются органы законодательной и представительной власти, финансовые и иные органы, на которые законодательством Российской Федерации возложены бюджетные, налоговые и другие полномочия. Физические лица в этом перечне не указаны, они не являются участниками бюджетного процесса. Финансирование мер социальной поддержки отнесено к расходным обязательствам РФ и субъектов РФ, поэтому вопросы финансирования могут быть разрешены в рамках межбюджетных правоотношений.

В соответствии с Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 18 октября 2005 года, № 379 «О порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области» (в редакции от 22.05.2007г., 01.01.2010г.) финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам, ежегодно предусматриваются в законе Курганской области об областном бюджете на очередной финансовый год в форме субвенций.

Возмещение расходов организаций, осуществивших начисление и выплату компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам, осуществляется органом местного самоуправления.

Органы местного самоуправления Курганской области и главные распорядители средств областного бюджета не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют в Финансовое управление Курганской области отчет, подтверждающий фактически произведенные расходы на предоставление мер социальной поддержки за соответствующий месяц по форме, установленной Финансовым управлением Курганской области.

Финансовое управление Курганской области на основании отчетов, предоставленных органами местного самоуправления Курганской области, осуществляет перечисление субвенций.

Учитывая изложенное, суд полагает, что ответчиком по заявленным исковым требованиям о взыскании убытков является Финансовый отдел Администрации Юргамышского района Курганской области.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Юргамышского района в интересах ФИО1 – удовлетворить частично.

Признать за ФИО1 право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату отопления жилого помещения для возмещения понесенных расходов в полном объеме за период с 01.01.2011года по 31.12.2012года.

Взыскать с муниципального образования Юргамышского района в лице - муниципального учреждения «Финансовый отдел администрации Юргамышского района Курганской области» в возмещение расходов по расколке дров в пользу ФИО1 за период с 01.01.2011г. по 31.12.2012г. в сумме 2691 рубль.

Мотивированное решения составлено 30 июля 2013 года в 15 часов.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Юргамышский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья: Н.Г.Кузьмина