ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-40/2018 от 05.03.2018 Солецкого районного суда (Новгородская область)

Дело №2-40/2018

Решение

именем Российской Федерации

Солецкий районный суд Новгородской области в составе

председательствующего судьи Матей Ю.В.,

при секретаре Алексеевой Л.В.,

с участием представителя административного истца прокурора Солецкого района Кабеева И.А.,

представителя административного ответчика администрации Солецкого муниципального района Титора А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Солецкого района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Солецкого муниципального района Новгородской области об обязании обеспечить транспортное сообщение посредством проектирования и строительства автомобильной дороги,

установил:

Прокурор Солецкого района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации Солецкого муниципального района Новгородской области об обязании в срок до 01 августа 2018 года обеспечить транспортное сообщение между древней Малые Липицы и административным центром Солецкого муниципального района - городом Сольцы.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой Солецкого района на основании коллективного обращения жителей д. Малые Липицы Солецкого района Новгородской области проведена проверка соблюдения администрацией Солецкого муниципального района требований законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что в целях подъезда к деревне Малые Липицы жители используют земли сельскохозяйственного назначения, по которым накатывается грунтовая дорога. Автомобильная дорога, обеспечивающая транспортную доступность к деревне Малые Липицы, отсутствует, таким образом, администрацией Солецкого муниципального района не обеспечена транспортная доступность к указанному населенному пункту, что приводит также к невозможности оказания своевременной медицинской помощи его жителям и другим лицам, проезду специализированного транспорта для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Вышеуказанные обстоятельства приводят к нарушению прав жителей деревни Малые Липицы и иных лиц, которые посещают населенный пункт, чей численный состав определить невозможно. В соответствии с требованиями закона обязанность по обеспечению транспортного сообщения между деревней Малые Липицы и административным центром Солецкого муниципального района - городом Сольцы, должна быть возложена на ответчика.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство транспорта и дорожного хозяйства в качестве третьего лица - администрация Горского сельского поселения.

В судебном заседании прокурор Солецкого района Новгородской области Кабеев И.А. уточнил заявленные требования, просил обязать администрацию Солецкого муниципального района в срок до 01 ноября 2018 года обеспечить транспортное сообщение между д. Малые Липицы и административным центром Солецкого муниципального района - г. Сольцы посредством проектирования и строительства автомобильной подъездной дороги к д. Малые Липицы от автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Горки-Сольцы- граница области», дополнительно пояснив, что дорога к д. Малые Липицы, которая накатывается местными жителями по землям сельскохозяйственного назначения, не является дорогой какого-либо населенного пункта, не состоит на балансе администрации Солецкого муниципального района, не включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района. В весенний, осенний периоды данная дорога для проезда не пригодна, в связи, с чем постоянно сохраняется угроза жизни, здоровью и имуществу граждан. В деревне Малые Липицы зарегистрирован и постоянно проживает один человек в зимний период, с весны по осень в указанной деревне проживают временные жители с детьми, которые, как и местный житель не имеют возможности подъезда к деревне Малые Липицы.

Представитель ответчика администрации Солецкого муниципального района Титор А.В. в судебном заседании исковые требования не признал, ввиду их незаконности, неправомерности, необоснованности и несоответствию доводов, фактическим обстоятельствам дела, пояснив, что в соответствии с требованиями законодательства полномочия по решению вопросов местного значения исполняются органами местного самоуправления в границах поселений, между поселениями и вне границ населенных пунктов, в границах муниципального района в отношении имущества (автомобильных дорог), находящегося в собственности муниципального района.Согласно Постановлению администрации Новгородской области от 01 июня 2010 года №243 автомобильная дорога «Горки-Сольцы-граница области» включена в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения. Автобусная остановка на маршруте транспортного сообщения между д. Горки и г. Сольцы, расположена в д. Крапивно. Населенный пункт Малые Липицы, находится на расстоянии менее 3-х километров от автобусной остановки и относится к пункту, обслуживаемому автобусами, что подтверждает организацию и существования транспортного сообщения. Лица, временно и нерегулярно посещающие д. Малые Липицы, беспрепятственно осуществляют проход к автобусной остановке по землям сельскохозяйственного назначения по тропинке. Автомобильная дорога «Горки-Сольцы-граница области»- Малые Липицы» отсутствует в составе объектов муниципальной собственности Солецкого муниципального района и в реестре муниципального имущества не числится.Кроме того, истцом не представлены доказательства фактического проживания каких-либо лиц в данном населенном пункте, так как единственный зарегистрированный житель деревни умер 02 марта 2018 года. В обоснование требований о проектировании и строительстве автомобильной дороги прокурором не представлены доказательства эффективного расходования бюджетных средств,соблюдения баланса частных и публично-правовых интересов, что существенно нарушает права и законные интересы Солецкого муниципального района при исполнении своих полномочий, предусмотренных Федеральным законом №131-ФЗ.К полномочиям муниципального района по решению вопросов местного значения не относятся вопросы разработки и утверждения программ комплексного развития системы транспортной инфраструктуры, так как это обязанность другого муниципального образования - Горского сельского поселения. Кроме того, материальные требования истца ставят ответчика в обстоятельства, заведомо предполагающие неисполнения решения суда, поскольку требования истца о сроках исполнения решения суда до 01 ноября 2018 года не допустимы и не обоснованы, что свидетельствует о злоупотреблении правом.

Представитель ответчика Министерства транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дате, времени и месте заседания, согласно отзыва на исковое заявление считает, что министерство является не надлежащим ответчиком по делу, поскольку создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района относятся к вопросам местного значения муниципального района.

Представитель заинтересованного лица администрации Горского сельского поселения в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дате, времени и месте заседания, предоставил заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия.

Изучив материалы дела, заслушав участников судебного процесса, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

Положениями ч. 1 ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В судебном заседании установлено, что в прокуратуру Солецкого района поступило коллективное обращение жителей деревни Малые Липицы по факту отсутствия дороги к деревне Малые Липицы Солецкого района Новгородской области.

В ходе проверки обращения прокурором было установлено, что в целях подъезда к деревне Малые Липицы жителями и иными лицами используются земли сельскохозяйственного назначения, по которым накатывается грунтовая дорога. Условия для обеспечения граждан, проживающих и находящихся в деревне Малые Липицы транспортным сообщением, в том числе для получения медицинской помощи или помощи специализированных служб, в случае возникновения чрезвычайной ситуации, не обеспечены. Отсутствуют также условия безопасного пешеходного движения до центральной автодороги. При этом ведущий к деревне Малые Липицы подъезд не является автомобильной дорогой. Автомобильная дорога, обеспечивающая транспортную доступность к деревне Малые Липицы, отсутствует.

В соответствии со статьей 2 Устава Солецкого муниципального района, принятого решением Думы Солецкого муниципального района от 09.12.2005 № 24 территорию Солецкого муниципального района образуют территории следующих городского и сельских поселений: Солецкое городское поселение; Выбитское сельское поселение; Горское сельское поселение; Дубровское сельское поселение.

В соответствии со статьей 2 Областного закона Новгородской области от 30.03.2010 № 724-ОЗ «О преобразовании некоторых муниципальных образований, входящих в состав территории Солецкого муниципального района, и внесении изменений в некоторые областные законы» в состав территории муниципального образования Горского сельского поселения входит, в том числе деревня Малые Липицы.

Согласно информации администрации Горского сельского поселения в дер. Малые Липицы зарегистрирован и постоянно проживает один человек, расположено 10 дачных домов, с весны по осень в указанной деревне проживают временные жители с детьми. К деревне Малые Липицы имеются два проезда, один из которых (протяженностью 861 м) проходит по землям сельскохозяйственного назначения, находящимся в собственности администрации Горского сельского поселения Солецкого района, другой (протяженностью 1,165 м) - по землям фонда перераспределения Солецкого муниципального района.

Из контурного плана к почвенно-агрохимической паспортизации сельскохозяйственных угодий колхоза им. Энгельса усматривается, что ранее имелась дорога к д. М. Липицы протяженностью 1,165 метров.

Согласно информации администрации Солецкого муниципального района от 31 января 2018 года земельный участок, находящийся в границах между деревнями Крапивно, Малые Липицы и автодорогой «Сольцы - Горки - граница области», относится к землям сельскохозяйственного назначения и предназначен для сельскохозяйственного использования.

Согласно представленным данным,в том числе фотоматериалампроезд к деревне Малые Липицы осуществляется в летнее время по дороге, протяженностью 861 м, проходящей по землям сельскохозяйственного назначения, принадлежащим администрации Горского сельского поселения Солецкого района.

Согласно информации администрации Солецкого муниципального района (л.д.15), администрацией Солецкого муниципального района проведено обследование имеющихся проездов к д. Малые Липицы. Первый расположен напротив съезда с автомобильной дороги Сольцы-Горки к д. Большие Липицы. На участке от 0+00 метров до 0+350 метров имеется проезд, который требует небольшой подсыпки и очистки обочины от деревьев и кустарника. На участке 0+350 метров до 1+110 метров имеется земляное полотно, данный участок дороги зарос деревьями и кустарником. Второй съезд с автомобильной дороги Сольцы-Горки перед д. Крапивно. Данный проезд проходит по землям сельскохозяйственного назначения, и представляет собой наезженную полевую дорогу.

Из ответа, на обращение жителей д. Малые Липицы, первого заместителя главы администрации Солецкого муниципального района (л.д.10) следует, что администрацией Солецкого муниципального района запланированы работы по ремонту дороги до д. Малые Липицы на 2017 год.

Как следует из пояснений представителя ответчика, администрацией принимались меры по постановке на учет спорной дороги. Для этого в целях эффективности использованиям бюджетных средств администрацией была начата процедура признания данного объекта бесхозным с дальнейшим включением в Единый реестр муниципального имущества. Администрацией был внесен вопрос на обсуждение на заседание Думы Солецкого муниципального района о выделении средств на изготовление технического плана на бесхозяйный объект автомобильная дорога «Сольцы-Горки - Малые Липицы». Однако в соответствии с решением Думы от 22 июня 2017 года отказано в выделении денежных средств на изготовления технического плана в виду нерациональности.

Согласно ответу отдела имущественных и земельных отношений администрации Солецкого муниципального района (л.д.38) в Едином реестре муниципального имущества Солецкого муниципального района сведения об автомобильной дороге «Сольцы-Горки-Малые Липицы» отсутствуют. Муниципальное образование Солецкий муниципальный район не является собственником либо балансодержателем вышеуказанной автомобильной дороги.

Согласно информации федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 13 февраля 2018 года сведения об объекте недвижимости автомобильной дороги «Сольцы-Горки-Малые Липицы» в ЕРГН отсутствуют.

Согласно Перечню автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Новгородской области, утвержденному Постановлению администрации Новгородской области от 01 июня 2010 года №243 автомобильная дорога «Сольцы-Горки-граница области» идентификационный номер является дорогой регионального значения.

Таким образом, в судебном заседании в ходе рассмотрения дела установлено, что в летнее время для прохода, проезда к деревне Малые Липицы используется существующий съезд, от которого по землям сельскохозяйственного назначения накатывается грунтовая дорога (по полю) между региональной автомобильной дорогой «Сольцы-Горки-граница области» и деревней Малые Липицы. Другой возможности прохода, проезда к деревне не установлено. В настоящее время указанная дорога находится в неудовлетворительном состоянии, фактически сложившийся подъезд не обеспечивает постоянное сообщение с региональной автодорогой, то есть, подъезд к населенному пункту в настоящее время не организован.

Данные факты подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами, участвующими в деле.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии транспортного сообщения (проезда и прохода) между деревней Малые Липицы и административным центром Солецкого муниципального района - городом Сольцы.

В соответствии с п.5,6,7 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального районаотносятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.

В силу части 4 статьи 14 вышеназванного Закона, иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Согласно статье 37 вышеуказанного Закона местная администрация(исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации

Согласно статье 5 Устава Солецкого муниципального района к вопросам местного значения Солецкого муниципального района относятся: в том числе, составление и рассмотрение проекта бюджета Солецкого муниципального района, утверждение и исполнение бюджета Солецкого муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета Солецкого муниципального района; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Солецкого муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Солецкого муниципального района и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах Солецкого муниципального района;

Статья 5.2. Устава Солецкого муниципального района предусматривает, что на территориях Выбитского, Горского, Дубровского сельских поселений органами местного самоуправления Солецкого муниципального района решаются следующие вопросы местного значения: в том числе создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения;

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с п.6 ст.13 Федерального закона от 08 ноября 2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;

Под дорожной деятельностью, в силу п. 6 ст. 3 вышеназванного Закона, понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Статьей 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в качестве основных задач определена охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествии, снижения тяжести их последствий

Статьей 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» закреплены основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения, одним из которых является принцип приоритета жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В силу п.12 ч.2 ст.26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ относится, в том числе решение вопросов по организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом.

Распоряжением Правительства от 22 ноября 2008 года №1734-р утверждена Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, которая определяет основные направления государственной транспортной политики на долгосрочный период, в том числе цели развития транспортной системы и принципы государственного регулирования транспортной деятельности. Транспортная стратегия охватывает все виды транспорта (автомобильный, железнодорожный, воздушный, морской и внутренний водный), а также дорожное хозяйство. Главная задача государства в сфере функционирования и развития транспортной системы России - создание условий для экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения через доступ к безопасным и качественным транспортным услугам, превращение географических особенностей России в ее конкурентное преимущество

В соответствии с п. 6.29 СНИП 2.07.01-89 «Градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поселения» дальность пешеходных подходов до ближайшей остановки общественного пассажирского транспорта следует принимать не более 500 м. В районах индивидуальной усадебной застройки дальность пешеходных подходов к ближайшей остановке общественного транспорта может быть увеличена в больших, крупных и крупнейших городах до 600 м, в малых и средних - до 800 м.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что администрация Солецкого муниципального района в соответствии с действующим законодательством, во исполнение своей уставной деятельности в целях соблюдения конституционных прав граждан, проживающих на территории Солецкого муниципального района, имеет право и полномочия для транспортного обеспечения (прохода, проезда) вне границ населенных пунктов в границах муниципального района между деревней Малые Липицы и административным центром Солецкого муниципального района - городом Сольцы. А потому прокурор правомерно обратился в суд с настоящим административным иском, поскольку иск заявлен как в интересах жителей, проживающих в деревне Малые Липицы, к которой отсутствует транспортная доступность, так и в интересах неопределенного круга лиц - любых лиц, посещающих или потенциально могущих посещать указанную территорию.

Обязанность по осуществлению требуемых прокурором действий должна быть возложена на ответчика администрацию Солецкого муниципального района, поскольку администрация Солецкого муниципального района является исполнительно-распорядительным органом муниципального района, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального района федеральными законами и областными законами Новгородской области, а также распорядителем средств бюджета муниципального района, в том числе и распорядителем бюджетных средств, заложенных на дорожное хозяйство. Фактический сложившийся подъезд к д. Малые Липицы находится вне границ населенного пункта, но в границах Солецкого муниципального района. Следовательно, осуществление дорожной деятельности, относится к вопросам местного значения Солецкого муниципального района Новгородской области.

Таким образом, оценив представленные доказательства в совокупности, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, свидетельствующие о том, что администрацией Солецкого муниципального района в нарушение возложенных на нее законом полномочий, транспортная доступность к деревне Малые Липицы не обеспечена, в связи с фактическим отсутствием автомобильной дороги, ведущей к данному населенному пункту, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований прокурора, и полагает необходимым иск в части возложения обязанностей на орган местного самоуправления по организации транспортного сообщение между д. Малые Липицы и административным центром Солецкого муниципального района - г. Сольцы удовлетворить.

Требования истца по способу исполнения обязанности обеспечения транспортного сообщения посредством проектирования и строительства автомобильной дороги к д. Малые Липицы, суд полагает не подлежащим удовлетворению, поскольку понуждение администрации Солецкого муниципального района к проектированию и строительству автомобильной дороги является ограничением права органа местного самоуправления в решении вопросов местного значения, в пределах предоставленных законодательством полномочий, в том числе в рамках осуществления дорожной деятельности в отношении дорог местного значения, что противоречит ст. ст. 12, 130 КонституцииРФ, которые предусматривают самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, гарантированную к тому же ст. 10Конституции РФ, запрещающей судам вмешиваться в компетенцию исполнительной власти, тем более, что в полномочия суда не входит оценка вопросов необходимости и целесообразности строительства, автомобильных дорог местного значения.

Учитывая приведенные выше положения действующего законодательства, суд считает, что конкретный способ исполнения обязанности по обеспечению транспортной доступности к д. Малые Липицы должен определить административный ответчик самостоятельно исходя из принципа самостоятельности местного самоуправления.

Обсуждая вопрос о признании Министерства транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области не надлежащим ответчиком по делу, суд считает, что оснований для возложения обязанностей по организации транспортного сообщения между д. Малые Липицы и административным центром Солецкого муниципального района - г. Сольцы на Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области не имеется, поскольку заявленные исковые требования касаются дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, и относится к вопросам местного значения Солецкого муниципального района, в связи с чем Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области является не надлежащим ответчиком по делу.

В силу положений ст. 178, ст. 180 КАС РФ суд считает возможным установить срок исполнения решения суда по организации транспортного сообщения между д. Малые Липицы и административным центром Солецкого муниципального района - г. Сольцы до 01 ноября 2018 года.

Доводы представителя административного ответчика о неисполнимости судебного акта в случае удовлетворения административного иска, ввиду не допустимости и необоснованности требований истца о сроках исполнения решения суда, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку носят предположительный характер. К исполнению решения ответчик не приступал, а потому преждевременно полагать о невозможности исполнения решения суда. К тому же административный ответчик не лишен возможности обратиться в суд в порядке ст. 189 КАС РФс заявлением о предоставлении отсрочки, рассрочки, изменения способа исполнения решения суда, если в установленный в нем срок по объективным и являющимся уважительными причинам, оно не будет ими исполнено.

Доводы ответчика об отсутствие в бюджете денежных средств, которые могли бы быть использованы в целях исполнения решения суда, суд отклоняет.

В силу ст. ст. 139 и 140 БК РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Отсутствие в бюджете Солецкого муниципального района средств, необходимых для исполнения решения суда по настоящему делу, не свидетельствует о неисполнимости данного решения.Орган местного самоуправления наделен полномочиями на самостоятельное решение вопросов местного значения, в пределах предоставленных законом полномочий, в том числе в рамках осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Довод представителя ответчика об отсутствии в д. Малые Липицы постоянно проживающего населения судом отклоняется, поскольку на выводы суда по существу дела не влияет. Отсутствие зарегистрированных лиц в населенном пункте постоянной величиной не является, а также может не совпадать с числом фактически проживающих лиц. Деревня Малые Липицы входитв состав территории муниципального образования Горского сельского поселения, не искалечена из перечня деревень. Кроме того, закон не связывает необходимость решения вопросов местного значения в зависимости от площади населенного пункта либо численности населения.

Согласно п. 9 ч.2 ст. 333.36 НК РФ прокуратура освобождена от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, предъявляемым в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов и ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина с ответчика взысканию не подлежит, суд полагает возможным издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возместить за счет средств федерального бюджета.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Солецкого района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Солецкого муниципального района Новгородской области об обязании обеспечить транспортное сообщение посредством проектирования и строительства автомобильной дороги удовлетворить частично.

Обязать администрацию Солецкого муниципального района Новгородской области в срок до 01 ноября 2018 года обеспечить транспортное сообщение между деревней Малые Липицы и административным центром Солецкого муниципального района - г. Сольцы.

В остальной части отказать.

В удовлетворении исковых требований к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда путём подачи апелляционной жалобы через Солецкий районный суд Новгородской области в течение месяца, начиная с 06 марта 2018 года со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий Ю.В. Матей