ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-40/2021 от 24.02.2021 Сыктывдинского районного суда (Республика Коми)

УИД 11RS0016-01-2020-001549-19

Дело № 2-40/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Сурниной Т.А.,

при секретаре судебного заседания Габовой Е.А.,

с участием представителя истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт

24 февраля 2021 года гражданское дело по исковому заявлению ФИО3, ФИО4 к администрации муниципального района «Сыктывдинский» о признании незаконным постановления от 31.10.2019 №10/1357, возложении обязанности предоставить в рамках Закона Республики Коми от 28.06.2005 №59-РЗ «О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений» в собственность земельный участок, обеспеченный инфраструктурой,

установил:

ФИО3 обратилась в суд с иском к администрации муниципального района «Сыктывдинский» с иском о возложении обязанности предоставить в собственность ФИО3, ФИО4, <данные изъяты> в рамках Закона Республики Коми от 28.06.2005 №59-РЗ «О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений» (далее – Закон Республики Коми № 59-РЗ) земельный участок, обеспеченный коммунальной инфраструктурой и транспортной доступностью.

В обоснование заявленных требований указала, что решением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 06.06.2019 на администрацию возложена обязанность принять ФИО3 с <дата> на учет для получения в собственность земельного участка на основании Закона Республики Коми № 59-РЗ. Постановлением администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от <дата> семье К-ных с составом семьи 5 человек предоставлен земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>. Поскольку предоставляемый на основании Закона Республики Коми №59-РЗ земельный участок должен быть обеспечен инженерно-техническими коммуникациями, а спорный участок указанными коммуникациям, а также транспортной доступностью не обеспечен, истец обратилась в администрацию с претензией, а в последующем в прокуратуру с заявлением о проведении проверки. В связи с тем, что требования истца о предоставлении земельного участка, обеспеченного инфраструктурой, ответчиком не исполнены, она обратилась в суд с рассматриваемым иском.

Впоследствии стороной истца уточнены исковые требования, согласно которым ФИО3 просила признать незаконным постановление администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от <дата> «О предоставлении земельного участка в общую долевую собственность бесплатно в <адрес>», возложить обязанность предоставить в собственность ФИО3, ФИО4, <данные изъяты> в рамках Закона Республики Коми № 59-РЗ земельный участок, обеспеченный объектами инфраструктуры – водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, а также автомобильной дорогой местного значения.

В рамках рассмотрения дела в качестве соистца в дело вступил супруг истца ФИО4

Истцы ФИО3, ФИО4, действующие в своих интересах и в интересах третьих лиц <данные изъяты> надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, не явились.

Представитель истца ФИО3ФИО5 в судебном заседании поддержал требования искового заявления с учетом уточнений по доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что срок на обжалование постановления не пропущен, поскольку после вынесения решения Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 06.06.2019 истец предпринимала меры для решения вопроса о предоставлении земельного участка с необходимой инфраструктурой, в том числе обращалась в прокуратуру, полагая, что прокурор самостоятельно выйдет с иском в интересах неопределенного круга лиц.

Представитель ответчика администрации муниципального района «Сыктывдинский» ФИО2 просила отказать в удовлетворении исковых требований, указав, что оснований для признания незаконным постановления не имеется, земельный участок бесплатно предоставляется однократно, в рамках Закона Республики Коми № 59-РЗ администрацией семье истца предоставлен земельный участок. Также заявила о пропуске стороной истца трехмесячного срока обжалования постановления. Кроме того, указала, что администрация принимает все меры по благоустройству территории, в пределах которой находится спорный участок, в настоящее время ведется работа в рамках муниципального контракта по выполнению работ по разработке проектной и рабочей документации по строительству внутрипоселковой транспортно-пешеходной сети с.Выльгорт, заключен контракт на строительство детского сада в м.Пичипашня.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, материалы надзорного производства прокуратуры Сыктывдинского района № 112ж-2020, суд приходит к следующему.

Решением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 06.06.2019 по делу №2-295/2019 на администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» возложена обязанность принять ФИО3 на учет для получения в собственность земельного участка на основании Закона Республики Коми №59-РЗ с датой постановки на учет с 28.11.2018.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 12.08.2019 решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 06.06.2019 оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» - без удовлетворения.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 15.01.2020 апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 12.08.2019 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 18.05.2020 решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 06.06.2019 оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» - без удовлетворения.

Во исполнение указанного решения суда постановлением администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от <дата>ФИО3 с составом семьи ФИО4, <данные изъяты> поставлена на учет с 28.11.2018 в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельного участка в общую долевую собственность бесплатно в с.Выльгорт, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возможностью возведения жилого дома по льготной категории «граждане, имеющие трех и более детей».

Постановлением администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от <дата>ФИО3, ФИО4, <данные изъяты> предоставлен земельный участок в составе земель населенных пунктов в общую долевую собственность бесплатно, площадью 864 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , разрешенное использование «для жилищного строительства, для объектов жилой застройки».

Указанное постановление направлено ФИО3 письмом от <дата>, получено ею <дата>, что сторонами не оспаривается.

В данном письме административному истцу указано, что в связи с предоставлением на основании постановления администрации от <дата> земельного участка ФИО3 с составом семьи с <дата> сняты с учета граждан на предоставление земельного участка в собственность бесплатно, постановление администрации от <дата> утратило силу.

Полагая, что предоставленный администрацией земельный участок не отвечает требованиям Закона Республики Коми №59-РЗ, поскольку не обеспечен коммунальной инфраструктурой, <дата>ФИО3 обратилась в администрацию с претензией, в которой просила обеспечить земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый , дорожной сетью и инженерной инфраструктурой или предоставить иной земельный участок, обеспеченный необходимой инфраструктурой.

Администрацией письмом от <дата>ФИО6 дан ответ, из которого следует, что администрация исполняет свои полномочия в рамках финансовых возможностей, на 2020 год в бюджете администрации не предусмотрено средств на обустройство инженерной инфраструктуры к земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты>. По вопросу предоставления иного земельного участка указано, что в связи с отсутствием свободных земель в сельском поселении Выльгорт предоставление иного участка возможно только вблизи уже предоставленного земельного участка.

ФИО3 03.02.2020 обратилась в прокуратуру Сыктывдинского района с заявлением о проведении проверки законности действий администрации по факту предоставления ей земельного участка без инфраструктуры.

Поскольку на решение суда от 06.06.2019 в рамках гражданского дела № 2-257/2019 администрацией подана кассационная жалоба, 10.03.2020 заявление ФИО3 прокурором Сыктывдинского района возвращено заявителю.

Истец 18.06.2020 вновь обратилась в прокуратуру Сыктывдинского района с заявлением о проведении проверки законности действий администрации по факту предоставления земельного участка без инфраструктуры.

По результатам проведенной проверки заместителем прокурора Сыктывдинского района 14.07.2020 в адрес администрации вынесено представление об устранении выявленных нарушений. В ходе проверки прокурором установлено, что в рамках принятых мер по улучшению жилищных условий льготной категории граждан администрация предоставила земельные участки, предусмотрев проезд к ним, не приняла мер к его надлежащему обустройству, тогда как действующее законодательство предполагает необходимость обеспечения образуемых земельных участков коммунальной и транспортной инфраструктурой.

В ответ на данное представление администрацией письмом от 17.08.2020 указано, что 15.02.2018 администрацией района утвержден проект планировки и проект межевания территории квартала <адрес><адрес>, согласно которому запроектирована жилая застройка, общественно деловая застройка, малоэтажная застройка, инженерно-транспортная инфраструктура и т.д.

Для освоения спорной территории администрация намерена разработать рабочий проект по обеспечению квартала инженерной инфраструктурой, в том числе сетями водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, энергоснабжения, уличного освещения, дорог и т.д.

С целью реализации проекта с учетом объема его финансирования администрацией было принято решение о разбивке проекта на этапы, данный проект включен в государственную и республиканскую программу, заключены соглашения с Министерством сельского хозяйства Республики Коми о предоставлении субсидий, заключены муниципальные контракты.

Разрешая заявленные истцами требования, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации в статье 7, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.

Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем была обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг». Пунктом 2 данного Указа постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

Согласно подпункту 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

Пунктом 1 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований.

В соответствии с пунктом 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 указанного Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

В Республике Коми указанные вопросы регламентированы Законом Республики Коми №59-РЗ.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 5 указанного Закона земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются однократно для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возможностью возведения жилого дома в соответствии с законодательством в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей - родителям (одиноким родителям), опекунам, попечителям, приемным родителям, имеющим трех и более детей.

В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона №59-РЗ земельные участки предоставляются гражданам из числа категорий, указанных в ч. 2 настоящей статьи, принятым в установленном порядке на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, или состоящим на учете на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в соответствии с Законом Республики Коми «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья», или признанным в соответствии с настоящим Законом нуждающимися в предоставлении в собственность бесплатно земельных участков в целях улучшения жилищных условий и не имеющим земельных участков в постоянном (бессрочном) пользовании либо пожизненном наследуемом владении, либо переданных им по договору аренды, предоставленных для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с правом возведения жилого дома в соответствии с законодательством, или не имеющим земельных участков, ранее предоставленных в соответствии с настоящим Законом в собственность гражданам бесплатно для указанных целей.

Из системного толкования указанных правовых норм следует, что право граждан, имеющих трех и более детей, на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства либо ведения личного подсобного хозяйства с возможностью возведения жилого дома бесплатно предусмотрено законодателем именно с целью установления дополнительных гарантий реализации данной категорией граждан их права на жилое помещение, при этом земельный участок предоставляется однократно.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 09.11.2017 № 2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

Основанием для обращения в суд с иском о признании постановления администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 31.10.2019 №10/1357 «О предоставлении земельного участка в общую долевую собственность бесплатно в с. Выльгорт» незаконным, послужил факт предоставления семье ФИО3 земельного участка, не обеспеченного инженерно-техническими коммуникациями.

Не соглашаясь с исковым заявлением, представитель администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» указал на то, что постановлением от <дата>ФИО3, ФИО4, <данные изъяты> предоставлен земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес>. При этом, отказ от данного участка истцом не произведен, постановление не отменено. Постановление органа местного самоуправления подлежит обжалованию по правилам Кодекса административного судопроизводства РФ, а трехмесячный срок на его обжалование истцами пропущен.

Оценивая указанные сторонами доводы и представленные в их обоснование доказательства, суд не находит оснований для признания постановления от <дата> незаконным в силу следующего.

На основании положений статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 5 Закона Республики Коми № 95-РЗ семье ФИО6 предоставлен в собственность бесплатно земельный участок для жилищного строительства, при этом нормы указанных законов не содержат обязательного условия, что земельные участки предоставляются уже с обеспеченной инфраструктурой. Исходя из позиции Конституционного Суда Российской Федерации участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, должны быть, по возможности, на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой.

Отказ от данного участка ФИО3, состоявшей на учете на получение земельного участка, в установленном порядке не произведен. Исходя из вышеприведенных положений земельного законодательства, земельный участок гражданам категории «граждане, имеющие трех и более детей» в собственность бесплатно предоставляется однократно. Указанное право ФИО3 реализовано, в связи с предоставлением земельного участка она с составом семьи снята с учета в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по льготной категории «граждане, имеющие трех и более детей». При этом администрацией принимаются меры для обустройства предоставленного участка инфраструктурой.

С учетом изложенного, поскольку истцам, относящимся к категории «граждане, имеющие трех и более детей», на основании оспариваемого постановления администрацией уже предоставлен земельный участок, истцы сняты с учета граждан, имеющих право на получение в собственность бесплатно земельного участка, учитывая принцип однократности бесплатного предоставления земельных участков, оснований для признания данного постановления незаконным не имеется, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО3, ФИО4 к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» об отмене постановления от 31.10.2019 №10/1357, возложении обязанности предоставить в рамках Закона Республики Коми №59-РЗ в собственность земельный участок, обеспеченный объектами инфраструктуры и автомобильной дорогой местного значения.

При этом, суд полагает необходимым отметить, что доводы представителя истца ФИО3 о том, что земельный участок длительное время не обеспечивается необходимой инфраструктурой, по существу сводятся к оспариванию действий (бездействия) администрации и обязанию обеспечить предоставленный истцам земельный участок объектами инфраструктуры, вместе с тем, такие требования в рамках настоящего дела не заявлялись и не были предметом спора.

Рассматривая заявленное стороной ответчика ходатайство о пропуске установленного Кодексом административного судопроизводства РФ трехмесячного срока для оспаривания постановления, суд исходит из следующего.

Согласно положениям статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, а также разъяснениям, содержащимся в абзаце 5 пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства РФ», по смыслу части 4 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства РФ и части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса РФ, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса РФ), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодекса административного судопроизводства РФ.

Поскольку требования К-ных рассматриваются в порядке гражданского судопроизводства и содержат не только требования об оспаривании указанного выше акта, но и иные гражданско-правовые требования (о предоставлении земельного участка), к которым применяются сроки исковой давности, установленные нормами Гражданского кодекса РФ, предусмотренный статьей 219 Кодекса административного судопроизводства РФ срок для обращения в суд в рассматриваемом случае не применяется.

Общий срок исковой давности согласно нормам статьи 196 Гражданского кодекса РФ составляет три года, о нарушенном праве истцы узнали 19.11.2019, с иском в суд обратились 19.10.2020, в связи с чем, срок исковой давности ими не пропущен.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Исковое заявление ФИО3, ФИО4 к администрации муниципального района «Сыктывдинский» о признании незаконным постановления от 31.10.2019 № 10/1357, возложении обязанности предоставить в рамках Закона Республики Коми от 28.06.2005 № 59-РЗ «О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений» в собственность земельный участок, обеспеченный объектами инфраструктуры и автомобильной дорогой местного значения – оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Т.А. Сурнина

В окончательной форме решение принято 03.03.2021.