ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4111/19 от 27.06.2019 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2-4111/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

27 июня2019 г. г. Хабаровск

Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Крюк А.А.,

при секретаре судебного заседания Савёловой В.А.,

с участием истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «УМ-Банк», о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ООО «УМ-Банк» о взыскании заработной платы, процентов, компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований указала, что с ДД.ММ.ГГГГ состояла в трудовых отношениях с ООО «УМ-Банк», ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность управляющего филиала «Дальневосточный». С ДД.ММ.ГГГГ установлен должностной оклад в размере 50 000 руб. С ДД.ММ.ГГГГ дополнительным соглашением установлен должностной оклад в размере 53 600 руб., приказом -к от ДД.ММ.ГГГГ установлена персональная надбавка в размере 57 200 руб. Более никаких корректировок по окладу и персональной надбавке не производилось. При этом установлена отсрочка выплаты 40% персональной надбавки сроком на три года, следующих за годом выплаты нефиксированной части оплаты труда в виде персональной надбавки. Приказом ЦБ РФ от 14.11.2108 у ответчика отозвана лицензия на осуществление банковских операций, ДД.ММ.ГГГГ арбитражным судом г.Москвы принято решение о принудительной ликвидации ответчика. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ персональная надбавка была отменена. Считает отмену персональной надбавки незаконной. При увольнении ей не были выплачены как 40% отложенной персональной надбавки, так и персональная надбавка за ДД.ММ.ГГГГ.

Просит суд взыскать с ответчика в свою пользу задолженность по выплате заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 86 640 руб., 40% персональной надбавки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 664 732 руб. 20 коп., проценты за задержку выплаты в размере 43 282 руб.39 коп., компенсацию морального вреда в размере 150 000 руб.

В судебном заседании ФИО1 уточнила исковые требования, просила взыскать с ответчика в свою пользу задолженность по выплате заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 96 339 руб. 45 коп., 40% персональной надбавки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 612 604 руб. 07 коп., проценты за задержку выплаты в размере 78 914 руб.96 коп., компенсацию морального вреда в размере 150 000 руб., по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в поступившем заявлении просил рассматривать дело в свое отсутствие.

В силу требований ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствии ответчика.

В поступивших возражениях ответчик исковые требования не признает, считает, что действия по отмене истцу персональной надбавки основаны на законе.

Выслушав истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ответчиком заключен трудовой договор , по условиям которого истец принята на работу на должность советника председателя правления с ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с дополнительным соглашением к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ истцу установлен должностной оклад в размере 50 000 руб.

В соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ-к истец переведена на должность управляющего филиала «Дальневосточный».

В соответствии с дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ истцу установлен должностной оклад в размере 75 000 руб.

ДД.ММ.ГГГГ решением единственного участника ООО КБ «УМБ» переименован в ООО «УМ-Банк».

ДД.ММ.ГГГГ заключено дополнительное соглашение к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ, которым истцу установлен оклад в размере 53 600 руб.

Приказом ООО КБ «УМБ» от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень лиц, относящихся к категории работников, принимающим риски в соответствии с Положением об оплате труда работников, в который включена ФИО1 (приложение к приказу, п.23).

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ-к ФИО1, установлена с ДД.ММ.ГГГГ персональная надбавка в размере 57 200 руб., установлена отсрочка ее выплаты в размере 40% сроком на три года, следующих за годом выплаты.

Приказом Центрального банка РФ от ДД.ММ.ГГГГ у ООО «УМ-Банк» отозвана лицензия на осуществление банковских операций и осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Приказом Центрального банка РФ от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ назначена временная администрация по управлению кредитной организацией ООО «УМ-Банк» сроком действия в соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» до дня вынесения арбитражным судом решения о признании банкротом и об открытии конкурсного производства (утверждения конкурсного управляющего) или до дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о назначении ликвидатора.

Приказом временной администрации ООО «УМ-Банк» от ДД.ММ.ГГГГ-ВА, с ДД.ММ.ГГГГ отменены действия приказов об установлении персональных надбавок, в том числе приказ от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ-ВА внесены изменения в штатное расписание, с ДД.ММ.ГГГГ из штатного состава ООО «УМ-Банк» исключена, в том числе, должность управляющего филиала «Дальневосточный».

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 вручено уведомление об увольнении по сокращению численности работников.

Решением Арбитражного суда г.Москвы от ДД.ММ.ГГГГ ООО «УМ-Банк» ликвидировано, ликвидатором назначена ГК «АСВ».

ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор с истцом расторгнут на основании п.2 ч.1 ст. 81 ТК РФ.

Согласно расчетных листков, сведений по форме 2-НДФЛ, платежных поручений, начисленная заработная плата ФИО2 выплачена в полном объеме, расчет при увольнении произведен полностью.

В соответствии с Положением об оплате труда работников ООО «КБ «УМБ», утвержденным ДД.ММ.ГГГГ (п.4.1.1) при приказу председателя правления с целью повышения материальной мотивации сотрудника и его заинтересованности в в своевременном выполнении своих должностных обязанностей (в том числе в процессе принятия решений работником, принимающим риски) работнику может быть установлена персональная надбавка. Персональная надбавка устанавливается работнику за его личный вклад в реализацию целей и задач банка, а также качественные показатели исполнения трудовых обязанностей.

Персональная надбавка относится к выплатам стимулирующего характера.

В соответствии с п.5.4.2 Положения, при разработке локальных нормативных документов, регламентирующих порядок определения размера, форм и начисления нефиксированной част оплаты труда (компенсационных и стимулирующих выплат) работникам, предусматривается порядок отсрочки и последующей корректировки не менее 40% нефиксированной части оплаты труда (стимулирующих выплат), исходя из сроков получения финансовых результатов деятельности членов исполнительных органов и работников, принимающих риски, но не менее трехлет (за исключением операций, окончательные финансовые результаты которых определяются ранее указанного срока), включая возможность сокращения или отмены нефиксированной части оплаты труда (стимулирующих выплат) при получении негативного финансового результата в целом по банку или по соответствующему направлению деятельности (в том числе, путем определения размера стимулирующих выплат и их начисления по прошествии периодов, достаточных для определения результатов деятельности).Анализ отсроченной нефиксированной части оплаты труда на предмет оценки качества портфеля активов/пассивов, сформированного каждым работником, а также его влияния на финансовый результат банка (возможности выполнения им обязательных нормативов и обязательств перед клиентами/контрагентами) осуществляется раз в год (до конца первого квартала) уполномоченной комиссией. При оценке учитывается срочность, платность и дефолт сформированных портфелей. Результаты доводятся до председателя правления с целью принятия решения о выплате/списании нефиксированной части оплаты труда за анализируемый период.

Согласно п.4.4.5 Положения, надбавки могут быть изменены или отменены в том числе, в случае принятия работником, принимающим риски, решений о проведении операции/заключении сделок с необоснованно высоким уровнем риска, повлекшим за собой (потенциально несущим в себе) угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), в том числе негативных тенденций в результатах деятельности банка.

Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).

Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных данным кодексом (часть 1 статьи 132 Трудового кодекса Российской Федерации).

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (части 1 и 2 статьи135 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров. Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (ст. 9 Трудового кодекса РФ).

К числу основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений ст. 2 Трудового кодекса РФ относит обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

В силу ст. 57 Трудового кодекса РФ обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.

Таким образом, система оплаты труда применительно к ст. 135 Трудового кодекса РФ включает:- фиксированный размер оплаты труда (оклад, тарифные ставки) с учетом квалификации, сложности, количества и качества выполненной работы (ст. 143 Трудового кодекса РФ);

- доплаты, надбавки компенсационного характера (например, ст. 146 Трудового кодекса РФ - Оплата труда в особых условиях; ст. 147 Трудового кодекса РФ - Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; ст. 148 Трудового кодекса РФ - Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями; ст. 149 Трудового кодекса РФ - Оплата труда в других случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных);

- доплаты и надбавки стимулирующего характера (ст. 191 Трудового кодекса РФ - Поощрения за труд).

При этом, установленный в организации локальными нормативными актами фиксированный размер оплаты труда основан на нормах прямого действия, поскольку они служат непосредственным основанием для соответствующей выплаты работнику, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего трудовые обязанности в нормальных условиях труда. Издание работодателем дополнительного приказа в таком случае не требуется.

Стимулирующие выплаты, в отличие от компенсационных, зависят от усмотрения работодателя.

Согласно статье 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.

Применительно к кредитным организациям в целях обеспечения их финансовой надежности в части 13 статьи 24 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности" содержатся нормативные положения, касающиеся создания системы оплаты труда в таких организациях. На основании этой нормы закона кредитная организация обязана создать систему оплаты труда как в целом, так и в части оплаты труда управленческого персонала, предусматривающую возможность сокращения или отмены выплат в случае негативного финансового результата в целом по кредитной организации или по соответствующему направлению ее деятельности.

Банк России, как следует из содержания статьи 57.3 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", вправе в порядке осуществления им банковского надзора оценивать систему оплаты труда кредитной организации в части, связанной с результатом управления рисками, как в целом, так и в части оплаты труда управленческого персонала. В случае несоответствия системы оплаты труда кредитной организации характеру и масштабу совершаемых ею операций, результатам ее деятельности, уровню и сочетанию принимаемых рисков либо в случае отсутствия в политике кредитной организации в части оплаты труда в том числе возможности сокращения или отмены выплат в случае негативного финансового результата в целом по кредитной организации или по соответствующему направлению ее деятельности, Банк России в установленном им порядке направляет в кредитную организацию предписание об устранении соответствующего нарушения.

Неисполнение федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение одного года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в силу пункта 6 части 1 статьи 20 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности" является одним из оснований для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

Согласно части 9 статьи 20 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности" после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций Банк России не позднее рабочего дня, следующего за днем отзыва указанной лицензии, назначает в кредитную организацию временную администрацию в соответствии с требованиями параграфа 4.1 главы IXФедерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"; совершает действия, предусмотренные статьей 23.1 этого же федерального закона (принудительная ликвидация кредитной организации по инициативе Банка России).

Временная администрация по управлению кредитной организацией является специальным органом управления кредитной организацией, назначаемым Банком России в порядке, установленном параграфом 4.1 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и нормативными актами Банка России (пункт 1 статьи 189.25 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").

Статьей 189.31 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" определены функции временной администрации по управлению кредитной организацией, к которым согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 189.31 этого закона относится разработка мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации.

Под текущими обязательствами кредитной организации в силу пункта 1 части 11 статьи 20 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности" понимаются обязательства по оплате расходов, связанных с продолжением осуществления деятельности кредитной организации (в том числе коммунальных, арендных и эксплуатационных платежей, расходов на услуги связи, обеспечение сохранности имущества), расходов на выполнение функций назначенной БанкомРоссии временной администрации по управлению кредитной организацией, оплату труда лиц, работающих по трудовому договору, выплату выходных пособий этим лицам в случае их увольнения с учетом особенностей, установленных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" и данной статьей, а также иных расходов, связанных с ликвидацией кредитной организации после дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций.

Пунктом 22.10 Положения о временной администрации по управлению кредитной организацией, утвержденного Банком России 9 ноября 2005 г. за N 279-П и зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 декабря 2005 г., N 7239 (далее - Положение о временной администрации, действовало в период спорных правоотношений), установлено, что временная администрация на основании утвержденной территориальным учреждением Банка России сметы расходов вправе осуществлять с корреспондентскогосчета кредитной организации (корреспондентского субсчета филиала кредитной организации) в подразделении расчетной сети Банка России расходы по исполнению текущих обязательств, в частности оплату труда лиц, работающих по трудовому договору, выплату выходных пособий этим лицам в случае их увольнения с учетом особенностей, установленных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" (абзацы второй, третий пункта 22.10).

В целях сокращения текущих обязательств кредитной организации руководитель временной администрации, как следует из содержания абзацев восьмого и десятого пункта 22.10 Положения о временной администрации, проводит мероприятия по оптимизации расходов, связанных с оплатой труда работников кредитной организации.

По смыслу изложенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, оплата труда работников кредитной организации в случае негативного финансового результата деятельности такой организации (в том числе отзыва лицензии у кредитной организации, ее банкротства) имеет особенности, установленные специальным законодательством. Так, часть 13 статьи 24 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности" содержит обязательную для кредитной организации норму, регулирующую вопрос создания системы оплаты труда кредитной организации, которая должна предусматривать возможность сокращения или отмены стимулирующих выплат работникам в случае негативного финансового результата деятельности кредитной организации.Неисполнение кредитной организацией указанного требования закона является основанием для применения к ней мер, предусмотренных Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Таким образом, система оплаты труда кредитной организации в обязательном порядке должна соответствовать приведенной норме специального закона. Особенностью регулирования спорных отношений является и то, что оплата труда лиц, работающих по трудовому договору в кредитной организации, после отзыва лицензии у такой организации осуществляется назначенной Банком России временной администрацией на основании утвержденной Банком России сметы расходов.

В связи с изложенным, действия ответчика об отмене персональной надбавки, в том числе отложенной, положениям законодательства не противоречит.

Отмена персональной надбавки истцу обусловлена отзывом у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, что является негативным финансовым результатом, и не противоречит Положению об оплате труда работников ООО «КБ «УМБ».

В силу ст.75 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России осуществляет анализ деятельности кредитных организаций (банковских групп, банковских холдингов) в целях выявления ситуаций, угрожающих законным интересам вкладчиков и кредиторов кредитных организаций, а также стабильности банковской системы Российской Федерации.

Для предотвращения указанных в настоящей статье ситуаций Банк России ведет базу данных о лицах, занимающих должности, указанные в статье 60 настоящего Федерального закона (кандидатах на указанные должности), других работниках кредитных организаций и об иных лицах, деятельность которых способствовала нанесению ущерба финансовому положению кредитной организации или нарушениям законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России. Порядок ведения указанной базы данных устанавливается Банком России.

Само по себе исключение из базы данных, предусмотренных ст.75 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О центральном банке РФ», не свидетельствует о незаконности действий ответчика по отмене истцу персональной надбавки, поскольку истец включена в перечень лиц, принимающих на себя риски в соответствии с Положением об оплате труда работников, в независимости от того, способствовали ли действия непосредственно истца нанесению ущерба финансовому положению кредитной организации, отзыв у банка лицензии вследствие неисполнения им федеральных законов само по себе свидетельствует о негативном характере деятельности кредитной организации.

При таких обстоятельствах, нарушений трудовых прав истца не установлено, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требованийФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 03 июля 2019г.

Председательствующий подпись А.А. Крюк

Копия верна: судья А.А. Крюк

Уникальный идентификатор дела 27RS0001-01-2019-003337-78

Подлинник находится в материалах дела № 2-4111/2019 Центрального районного суда г.Хабаровска.

Секретарь