ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4115/2022 от 03.10.2022 Центрального районного суда г. Кемерова (Кемеровская область)

Дело № 2-4115/2022

УИД: 42RS0009-01-2022-006625-36

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Кемерово

в составе председательствующего Гапанцовой А.А.

при секретаре Бушуевой О.А.,

помощник судьи Каменская А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово

03 октября 2022 года

гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Ленинского района г. Кемерово в интересах неопределённого круга лиц к Администрации г. Кемерово о возложении обязанности совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского района г. Кемерово обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с исковым заявлением к Администрации г. Кемерово о возложении обязанности совершить действия.

Требования мотивированы тем, Прокуратурой Ленинского района города Кемерово во исполнение поручения Прокуратуры г. Кемерово проведена проверка соблюдения прав инвалидов для беспрепятственного доступа в Территориальное управление Ленинского района Администрации г. Кемерово, расположенное по адресу ....

В ходе проверки установлены нарушения в деятельности Территориального управления Ленинского района Администрации г. Кемерово.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Статьей 15 от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Так, на территории, прилегающей к зданию Территориального управления Ленинского района Администрации г. Кемерово имеется два лестничных марша:

- внешняя лестница, состоящая из трех разных по высоте ступеней 0,13 м, 0,165 м и 0,09 м. Лестничный марш дублируется пандусом шириной 1,13 м и длиной 1,36 м. Уклон пандуса - 28,3 %. Пандус с одной стороны оснащен поручнем высотой 0,85 м. Съезд с пандуса на пешеходный тротуар имеет перепад высот;

- внешняя лестница, состоящая из трех разных по высоте ступеней 0,08 м, 0,09 м и 0,11 м, шириной ступеней от 0,31 м до 0,14 м. Лестничный марш дублирован пандусом шириной 1,15 м и длиной 1,1 м. Указанный пандус имеет уклон - 20,2% и не имеет ограждения.

При входе в здание имеется лестничный марш, состоящий из трех ступеней высотой 0,17 м, 0,15 м, 0,17 м и шириной 0,4 м, 0,37 м. Имеется пандус шириной 1,28 м и длиной 1,4 м с уклоном 35%. Пандус имеет ограждение поручнем с одной стороны высотой 0,61 м. С правой стороны от пандуса на выступе крыльца имеете кнопка вызова, расположенная на высоте 1,0 м. При входе в здание на входной площадке имеется ступенька высотой 0,12 м.

Входная двухстворчатая остекленная дверь имеет ширину рабочей створки 0,97 м, порог в соответствии с нормативными требованиями. Внутренняя входная дверь двухстворчатая, остекленная с шириной рабочей створки 0,9 м, порог отсутствует. Имеется знак, указывающий на доступность входа в здание для инвалидов, использующих для передвижения кресло-коляску.

В соответствии с требованиями пункта 5.1.12 СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения СНиП 35-01-2001, утвержденных приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр (далее - СП 59.13330.2020) все ступени лестничных маршей внешних лестниц на перепадах рельефа в пределах одного марша должны бы одинаковыми по форме в плане, по размерам ширины проступи и высоты подъема ступеней.

Согласно требованиям пункта 5.1.13 СП 59.13330.2020 необходимо с двух сторон внешней лестницы предусмотреть устройство непрерывных по всей длине ограждений поручнями в соответствии с ГОСТ Р 51261. Поручни должны иметь высоту - 0,9 м от их верхней части до поверхности проступи ступеней. Перед нижним и верхним маршами внешней лестницы следует предусмотреть завершающие части поручней, которые должны быть горизонтальными и выступать за границы лестничных маршей на 0,3 м. Форма завершающих частей поручней должна быть травмобезопасной: с плавным завершением вниз в сторону ограждения.

Пунктами 6.2.8 и 6.2.29 СП 59.13330.2020 на проступях краевых ступеней лестничных маршей необходимо нанести одну или несколько противоскользящих полос, контрастных с поверхностью ступени, как правило, желтого цвета, общей шириной 0,08 - 0,1 м. Расстояние между краем контрастной полосы и краем проступи ступени - не более 0,04 м.

В соответствии с требованиями таблицы 3, пункта 4 ГОСТ Р 52875-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования, утвержден приказом Росстандарта от 22.11.2018 № 1029-ст (далее - ГОСТ Р 52875-2018) отсутствует локальный предупреждающий указатель «Внимание, прямо по ходу движения лестница» глубиной 500-600 мм и шириной, равной ширине участка лестницы на расстоянии 300 мм от кромки проступи ступени.

Согласно требованиям пункта 5.1.14 СП 59.13330.2020 у внешних лестниц для подъема малоподвижных групп граждан предусматривают пандусы. Не допускаются марши пандуса с уклоном более 8 %.

Марши пандуса двухстороннее ограждение поручнем не имеют. Ограждение пандуса поручнями не соответствует требованиям п. 5.1.16 СП 59.13330.2020 и ГОСТ Р 51261-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования, утвержден приказом Росстандарта от 17.11.2017 № 1772-ст (далее - ГОСТ Р 51261- 2017).

Имеется кнопка вызова персонала, но на момент проверки она находилась в нерабочем состоянии.

В соответствии с требованием пункта 7.2.2.6 ГОСТ Р 51671 необходимо выполнить обозначение кнопки вызова помощи персонала тактильной табличкой с обозначением назначения по ГОСТ Р 52131, расположенной над устройством вызова на высоте 1,2 м.

Пунктом 6.2.23 СП 59.13330.2020 и таблицей АЗ пункта 1.3 СП 136.13330.2012. Свод правил. Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения, утвержден приказом Госстроя от 25.12.2012 № 112/ГС (далее - СП 136.13330.2012) предусмотрено, что на доступной входной двери должна быть контрастная маркировка контрастной лентой шириной 50 мм по периметру дверного проема.

Требованиями пункта 6.1.6 СП 59.13330.2020 установлено, что прозрачные полотна дверей на входах и в здании, а также прозрачные ограждения и перегородки следует выполнять из ударостойкого безопасного стекла для строительства. На прозрачных полотнах дверей и ограждениях (перегородках) следует предусматривать яркую контрастную маркировку в форме прямоугольника высотой не менее 0,1 м и шириной не менее 0,2 м или в форме круга диаметром от 0,1 до 0,2 м. Расположение контрастной маркировки предусматривается на двух уровнях: 0,9 - 1,0 м и 1,3 - 1,4 м.

В здании Территориального управления Ленинского района Администрации г. Кемерово на прозрачных полотнах входной двери яркая контрастная маркировка отсутствует.

Таблицей 3 пункта 5 ГОСТ Р 52875-2018 предусмотрено, что перед входной дверью необходимо разместить локальный тактильный предупреждающий напольный указатель «Внимание прямо по ходу движения - дверь в здание» глубиной 500-600 мм, равной ширине дверного проема на расстояние ширины открывающегося полотна двери от положения двери в закрытом состоянии, так как дверь открывается на себя.

В соответствии с требованиями пункта 6.5.9 СП 59.13330.2020 перед входом во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, необходимо разместить информирующие тактильные таблички для идентификации помещения с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема.

Кроме того, в целях определения состояния и организации доступности для инвалидов объекта Территориальное управление Ленинского района Администрации города Кемерово по адресу ..., в соответствии с требованиями части 2 статьи 15 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской федерации» и пунктом 9 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Минтруда России от 30.07.2015 № 527н необходимо провести обследование объекта на предмет его доступности для инвалидов и разработать Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры, который необходимо согласовать с общественной организацией инвалидов.

В нарушение требований статьи 7 Конституции Российской Федерации, статей 2, 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», пункта 1.3 таблицы АЗ СП 136.13330.2012, пунктов 5.1.12, 5.1.13, 5.1.16, 6.1.5, 6.1.6, 6.2.8, 6.2.23, 6.2.29, 6.5.1, 6.5.9 СП 59.13330.2020, пункта 1.22.6 ГОСТ Р 51671, пункта 2 таблицы 4, пункта 4 таблицы 3, пункта 5 таблицы 3 ГОСТ Р 52875-2018 в Территориальном управлении Ленинского района Администрации г. Кемерово не соответствуют требованиям: ступени крыльца; ограждение пандуса поручнями; месторасположение информационной таблички, обозначающей наименование учреждения и режим его работы, отсутствуют: ограждение внешней лестницы; тактильный напольный указатель перед лестничным маршем внешней лестницы (крыльца); контрастная маркировка краевых ступеней внешней лестницы (крыльца); знак, указывающий на доступность входной двери для инвалидов; контрастная маркировка доступной входной двери; яркая контрастная маркировка на прозрачных полотнах входной двери и прозрачных ограждениях; тактильный напольный указатель перед входной дверью доступной для инвалидов; контрастная маркировка двери тамбура при входе в помещение; перед входной дверью доступной для инвалидов, при выходе из тамбура на входную площадку и перед дверью тамбура при входе в помещение тактильные напольные указатели; информирующие тактильные таблички с использованием рельефных знаков и символом, а также рельефно-точечного шрифта Брайля, кнопка вызова персонала находится в нерабочем состоянии, а также не имеет визуальной идентификации.

В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района в адрес начальника Территориального управления Ленинского района Администрации г. Кемерово **.**.**** внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательство, однако до настоящего момента указанные нарушения не устранены.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно пункту 1 статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

В соответствии с пунктом 2 статьи 125 ГК РФ, от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Частью 3 статьи 10 Устава города Кемерово, принятого постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 24.06.2005 № 253 установлено, что органы местного самоуправления города Кемерово не входят в систему органов государственной власти и наделены собственными полномочиями по решению вопросов городского значения.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 11 Устава, к вопросам городского значения относятся в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города.

На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец просит суд обязать Администрацию города Кемерово в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить устранение нарушений требований правил, направленных на обеспечение доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения, выявленных в ходе проверки, проведенной прокуратурой Ленинского района города Кемерово, а именно:

- привести состояние лестничного марша у входа в Территориальное управление Ленинского района Администрации г. Кемерово в соответствии с требованиями пункта 5.1.12 СП 59.13330.2020;

- произвести установку поручней с двух сторон лестничного марша у входа в Территориальное управление Ленинского района Администрации г. Кемерово в соответствии с требованиями пункта 5.1.13 СП 59.13330.2020, ГОСТ Р 51261;

- произвести нанесение противоскользящих полос, контрастных с поверхностью ступени, на проступях краевых ступеней лестничного марша у входа в Территориальное управление Ленинского района Администрации г. Кемерово в соответствии с пунктами 6.2.8 и 6.2.29 СП 59.13330.2020;

- установить локальный предупреждающий указатель «Внимание, прямо по ходу движения лестница» перед лестничным маршем ко входу в Территориальное управление Ленинского района Администрации г. Кемерово в соответствии с требованиями таблицы 3, пункта 4 ГОСТ Р 52875-2018;

- установить поручни двухстороннего ограждения маршей пандуса в соответствии с требованиями п. 5.1.16 СП 59.13330.2020 и ГОСТ Р 51261-2017;

- наладить функционирование кнопки вызова помощи персонала в начале первого пролета пандуса;

- выполнить обозначение кнопки вызова помощи персонала тактильной табличкой с обозначением назначения по ГОСТ Р 52131;

- нанести контрастную маркировку по периметру входной двери в Территориальное управление Ленинского района Администрации г. Кемерово в соответствии с требованиями пункта 6.2.23 СП 59.13330.2020 и таблицы АЗ пункта 1.3 СП 136.13330.2012;

- нанести на прозрачные полотна входной двери в Территориальное управление Ленинского района Администрации г. Кемерово яркую контрастную маркировку в соответствии с требованиями пункта 6.1.6 СП 59.13330.2020;

- разместить перед входной дверью в Территориальное управление Ленинского района Администрации г. Кемерово локальный тактильный предупреждающий напольный указатель «Внимание прямо по ходу движения - дверь в здание» в соответствии с Таблицей 3 пункта 5 ГОСТ Р 52875-2018;

- разместить перед входом во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, информирующие тактильные таблички для идентификации помещения с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля в соответствии с пунктом 6.5.9 СП 59.13330.2020.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Ленинского района г. Кемерово Полищук А.Б., действующий на основании служебного удостоверения, настаивал на удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика Мирошниченко О.В., действующая на основании доверенности от **.**.****, в судебном заседании заявленные требования признала, представила отзыв на исковое заявление, дополнение к отзыву. Суду пояснила, что сроки, установленные в исковом заявлении прокуратуры Ленинского района, являются объективного неисполнимы. В соответствии с ч. 2 ст. 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете. Обеспечение государственных и муниципальных нужд осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в соответствии с которым заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков, срок проведения которых составляет порядка 30 дней. Кроме того, для приведения здания в соответствии требованиям федерального законодательства в сфере соблюдения прав инвалидов необходимо проведение капитального ремонта здания, входной группы (крыльцо, пандус, поручни, ограждение внешней лестницы). Для выполнения капительного ремонта необходимо разработать проектную документацию (от 3 месяцев до 12 месяцев), также необходимо время на проведение самих работ по капитальному ремонту здания, входной группы (крыльцо, пандус, поручни, ограждение внешней лестницы) (ориентировочно не менее 6 месяцев). Просила суд установить разумный срок для исполнения решения суда до **.**.**** и **.**.**** по соответствующим пунктам искового заявления.

Представитель третьего лица Кемеровской областной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания, с ходатайством об отложении рассмотрения дела не обращался, представил в суд акт осмотра объекта Территориальное управление Ленинского района Администрации г. Кемерово от **.**.****, справку осмотра объекта Территориальное управление Ленинского района Администрации г. Кемерово от **.**.****.

Определением Центрального районного суда г. Кемерово от 03.10.2022 г. производство по делу по иску Прокурора Ленинского района г. Кемерово в интересах неопределённого круга лиц к Администрации г. Кемерово о возложении обязанности совершить действия прекращено в части в связи с отказом истца от исковых требований в связи с их добровольным исполнением ответчиком, а именно в части:

- наладить функционирование кнопки вызова помощи персонала в начале первого пролета пандуса;

- выполнить обозначение кнопки вызова помощи персонала тактильной табличкой с обозначением назначения по ГОСТ Р 52131;

- нанести контрастную маркировку по периметру входной двери в Территориальном управлении Ленинского района Администрации г. Кемерово в соответствии с требованиями пункта 6.2.23 СП 59.13330.2020 и таблицы АЗ пункта 1.3 СП 136.13330.2012;

- нанести на прозрачные полотна входной двери в Территориальное управление Ленинского района Администрации г. Кемерово яркую контрастную маркировку в соответствии с требованиями пункта 6.1.6 СП 59.13330.2020;

- провести обследование Поликлиники № 1 на предмет ее доступности для инвалидов и разработать Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры.

Отказ истца от заявленных исковых требований в этой части не нарушает чьих-либо прав и законных интересов, в связи с чем, заявленное ходатайство о прекращении производства по делу судом удовлетворено.

В этой части производство по делу по иску Прокурора Ленинского района г. Кемерово в интересах неопределённого круга лиц к Администрации г. Кемерово о возложении обязанности совершить действия прекращено.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, считает требования прокурора Ленинского района г. Кемерово подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) в частности

- условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;

- возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;

- надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;

- дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;

- оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.

Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 июля 2015 г. № 527н утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи.

В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

Приказом Министерства строительства России от 30.12.2020 № 904/пр утвержден СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Указанный свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, вступившей в силу в Российской Федерации 25 октября 2012 г. Среди этих принципов: полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность. Указанный свод правил разработан в целях обеспечения соблюдения требований федеральных законов от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации», от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В соответствии с положениями СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» установлено следующее:

Пункт 5.1.12 Ширина лестничных маршей внешних лестниц на участках проектируемых зданий и сооружений должна быть не менее 1,35 м. Для таких лестниц на перепадах рельефа ширину проступей следует принимать от 0,35 до 0,4 м (или кратно этим значениям), высоту ступеней – от 0,12 до 0,15 м. Все ступени лестниц в пределах одного марша должны быть одинаковыми по форме в плане, по размерам ширины проступи и высоты подъема ступеней. Поперечный уклон ступеней должен быть не более 20 ‰. В марше лестниц, расположенных на продолжении тротуара или пешеходной дорожки, должно быть 3–12 ступеней, между маршами должна предусматриваться горизонтальная площадка.

Пункт 5.1.13 С двух сторон одно- и многомаршевых внешних лестниц следует предусматривать непрерывные по всей их длине ограждения и поручни в соответствии с ГОСТ Р 51261. Высоту поручня определяют от его верхней части до поверхности проступи ступеней и принимают 0,9 м. Края поручней со стороны пешеходных путей должны быть расположены в одной вертикальной плоскости с границами прохожей части внешней лестницы. При расчетной ширине прохожей части внешней лестницы 4 м и более следует предусматривать центральные двусторонние поручни. Они могут выполняться с разрывом в плане на горизонтальных площадках. Перед нижним и верхним маршами внешней лестницы следует предусматривать завершающие части поручней, которые должны быть горизонтальными и выступать за границы лестничных маршей на 0,3 м. В стесненных условиях допускается выполнять завершающие части поручней под углом 90ово внешнюю сторону. Форма завершающих частей поручней должна быть травмобезопасной: с плавным завершением вниз, в сторону ограждения или стены и т. п.

Пункт 5.1.16 Горизонтальные площадки перед началом и после завершения пандуса должны быть с размерами прохожей части, не менее: на общих путях движения с встречным движением – ширина – 1,8 м, длина – 1,5 м, при каждом изменении направления пандуса – 1,8 ? 1,8 м; при движении в одном направлении – ширина – 1,5 м, длина – 1,5 м, при каждом изменении направления пандуса – 1,5 ? 1,5 м. По продольным краям марша пандуса следует устанавливать бортики высотой не менее 0,05 м. Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м; верхний и нижний поручни пандуса должны находиться в одной вертикальной плоскости с границами прохожей части пандуса (краем бортика). Ширина марша пандуса (расстояние между поручнями ограждений пандуса) с движением в одном направлении должна быть в пределах от 0,9 до 1,0 м.

Пункт 6.1.5 Дверные проемы, доступные для инвалидов на креслах-колясках во вновь проектируемых и реконструируемых зданиях и сооружениях, должны иметь ширину в свету не менее 0,9 м. При реконструкции в случае, если дверные проемы находятся в несущих конструкциях, допускается уменьшать ширину дверного проема в свету до 0,8 м. При двухстворчатых входных дверях ширина одной створки должна быть 0,9 м. Следует применять двери, обеспечивающие задержку автоматического закрывания дверей продолжительностью не менее 5 с. Входные и противопожарные двери должны быть оборудованы доводчиками по ГОСТ Р 56177. Усилие открывания двери не должно превышать 50 Нм. Применение инерционных качающихся дверей без обратной отмашки для доступных входов допускается в местах с большой пропускной способностью (метро, вокзальные комплексы, транспортно-пересадочные узлы, выставки и пр.). Прозрачные полотна дверей на входах и в здании, а также прозрачные ограждения и перегородки следует выполнять из ударостойкого безопасного стекла для строительства. На прозрачных полотнах дверей и ограждениях (перегородках) следует предусматривать яркую контрастную маркировку в форме прямоугольника высотой не менее 0,1 м и шириной не менее 0,2 м или в форме круга диаметром от 0,1 до 0,2 м. Расположение контрастной маркировки предусматривается на двух уровнях: 0,9–1,0 м и 1,3–1,4 м.

Пункт 6.2.8 При перепаде высот пола в здании или сооружении следует предусматривать лестницы, пандусы или подъемные устройства, доступные для МГН. В местах перепада уровней пола в помещении для защиты от падения следует предусматривать ограждения высотой согласно требованиям СП 118.13330. Ступени лестниц должны быть ровными, без выступов и с шероховатой поверхностью. Ребро ступени должно иметь закругление радиусом не более 0,02 м. Боковые края ступеней, не примыкающие к стенам, должны иметь бортики высотой не менее 0,02 м или другие устройства для предотвращения соскальзывания трости или ноги. Проступи ступеней должны быть горизонтальными шириной 0,3 м (допускается от 0,28 до 0,35 м). Высота ступеней – 0,15 м (допускается от 0,13 до 0,17 м). На проступях краевых ступеней лестничных маршей должны быть нанесены одна или несколько противоскользящих полос, контрастных с поверхностью ступени, как правило, желтого цвета, общей шириной 0,08–0,1 м. Допускается применение контрастных противоскользящих полос с фотолюминисцентным покрытием, если это предусмотрено заданием на проектирование. Расстояние между краем контрастной полосы и краем проступи ступени – не более 0,04 м. В том случае, если лестница включает в себя несколько маршей, предупреждающая тактильная полоса обустраивается только перед верхней ступенью верхнего марша и нижней ступенью нижнего марша.

Пункт 6.2.23 Полотно двери на путях эвакуации должно иметь цвет, который с учетом характера поверхности, освещенности при применении аварийного освещения и пр. будет обеспечивать контраст не менее 0,7 (70 %) относительно цвета стены.

Пункт 6.2.29 На проступях верхней и нижней ступеней каждого марша эвакуационных лестниц в общественных и производственных зданиях и сооружениях, доступных МГН, должны быть нанесены контрастные или контрастные фотолюминесцентные полосы в соответствии с требованиями 6.2.8. Поручни лестниц на путях эвакуации в общественных зданиях и сооружениях должны контрастировать с окружающей средой. В условиях темноты они должны иметь яркостный контраст за счет применения фотолюминесцентных материалов либо источников искусственной подсветки.

Пунктом 6.5.1 установлена необходимость обозначения знаками доступности для МГН. В местах, в которых находятся недоступные для инвалидов на креслах- колясках элементы здания (входы/выходы, лестницы, лифты, санитарно-бытовые помещения и т. п.), устанавливаются, при необходимости, указатели направления, указывающие путь к ближайшему доступному элементу.

Пунктом 6.5.9 Информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефноточечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема: перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения; рядом с устройствами вызова помощи, в том числе в универсальных и доступных кабинах.

В соответствии с пунктом 7.2.2.6 ГОСТ Р 51671-2020 «Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности», утверждённым и введенным в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 ноября 2020 г. № 1203-ст: Вызывное устройство должно быть обозначено тактильной табличкой с обозначением его назначения по ГОСТ Р 52131, расположенной над устройством вызова на высоте от 1,2 до 1,6 м.

Пунктами 4 и 5 таблицы 3 ГОСТ Р 52875-2018 определены размеры, тип рифления и место расположения Локального предупреждающего указателя «Внимание, по ходу движения - дверь в здание или сооружение», Локального предупреждающего указателя «Внимание, прямо по ходу движения - лестница», пунктом 2 таблицы 4 указанного ГОСТ определены размеры, тип рифления и место расположения Предупреждающего указателя «Внимание, прямо по ходу движения - дверь».

Судом установлено следующее:

Прокуратурой Ленинского района г. Кемерово совместно с экспертом Кемеровской областной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» проведена проверка на предмет доступности для инвалидов Территориального управления Ленинского района Администрации г. Кемерово, расположенного по адресу ....

По результатам проведенной проверки прокурором района принесено Представление об устранении нарушений требований федерального законодательства и соблюдения прав инвалидов.

На представление Территориальным управлением Ленинского района Администрации г. Кемерово дан ответ о том, что часть требований представления устранены, остальные нарушения будут устранены после проведения капитального ремонта.

На момент вынесения судом решения представителем третьего лица Кемеровской областной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» в материалы дела представлена справка от **.**.****, из которой следует, что ответчиком выполнена контрастная маркировка по периметру входной двери, которая соответствует требованиям пунктов 6.2.23 и 6.4.1 СП 59.13330.2020, требование контрастности соблюдено, кроме того, выполнена яркая контрастная маркировка на прозрачных полотнах входной двери, которая соответствует требованиям пункта 6.1.6 СП 59.13330.2020, соблюдены нормативные требования расположения маркировки в форме круга, размеры круга и его контрастность.

Также представителем третьего лица Кемеровской областной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» в материалы дела представлен акт осмотра объекта от **.**.**** из которого следует, что часть требования прокурора устранены ответчиком, по части фактическое исполнение не произведено.

К вопросам местного значения городского поселения относятся в частности, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами (п. 3, 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

На основании решения Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Кемерово от 19.10.2010 г. № 2237 «О закреплении муниципального недвижимого имущества, расположенного по адресу: ...», акта приема-передачи муниципального недвижимого имущества от **.**.****, свидетельства о государственной регистрации права от 10.10.2013г. - комитет по управлению муниципальным имуществом города Кемерово передал здание общей площадью 2 734,2 кв. м, расположенное по адресу: ... оперативное управление Администрации города Кемерово.

В соответствии со ст. 296 Гражданского кодекса РФ Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В дополнениях к отзыву на исковое заявление представителем ответчика указано на то, что в материалы дела представлен паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ) ### по объекту «Территориальное управление Ленинского района администрации города Кемерово», согласно которого требования, изложенные в исковом заявлении (п. 6. наладить функционирование кнопки вызова; п. 8, на входной двери нанести контрастную маркировку контрастной лентой шириной; п. 9. - на прозрачных полотнах дверей и ограждениях нанести яркую контрастную маркировку) отсутствуют в перечне работ по адаптации объекта, поскольку данные работы исполнены.

Однако поскольку на момент вынесения решения суду не представлены документы, подтверждающие факт устранения всех выявленных на момент проверки нарушений, ответчиком не оспаривается наличие нарушений, принимая во внимание, что данные нарушения закона привели к ограничению прав инвалидов для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, что является недопустимым, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.

Истцом заявлено требование об установлении ответчику срока для совершения вышеуказанных действий.

Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом потребностей инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 52 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).

В соответствии с частью 2 статьи 52 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В письменном отзыве на заявленные исковые требования представитель ответчика указывает, что в ответ на письмо территориального управления Ленинского района города Кемерово от **.**.****, Администрацией города Кемерово подготовлено письмо, исх. от **.**.**** «О включении в проект бюджета на 2023 и плановый 2024 и 2025 годы расходов по реализации мероприятий о доступной среде», согласно которого расходы в сумме ... руб. по Территориальному управлению Ленинского района Администрации города Кемерово по адресу ... будут включены в бюджет города Кемерово на 2023 и плановый 2024 и 2025 годы для выполнения мероприятий доступная среда.

Учитывая обстоятельства дела, суд считает возможным установить срок для устранения выявленных нарушений до **.**.****, поскольку считает их приемлемыми и отвечающими интересам неопределенного круга лиц.

Руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Прокурора Ленинского района г. Кемерово в интересах неопределённого круга лиц к Администрации г. Кемерово о возложении обязанности совершить действия - удовлетворить.

Обязать Администрацию города Кемерово в срок до **.**.**** обеспечить устранение нарушений требований правил, направленных на обеспечение доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения, выявленных в ходе проверки, проведенной прокуратурой Ленинского района города Кемерово, а именно:

- привести состояние лестничного марша у входа в Территориальное управление Ленинского района Администрации г. Кемерово в соответствии с требованиями пункта 5.1.12 СП 59.13330.2020;

- произвести установку поручней с двух сторон лестничного марша у входа в Территориальное управление Ленинского района Администрации г. Кемерово в соответствии с требованиями пункта 5.1.13 СП 59.13330.2020, ГОСТ Р 51261;

- произвести нанесение противоскользящих полос, контрастных с поверхностью ступени, на проступях краевых ступеней лестничного марша у входа в Территориальное управление Ленинского района Администрации г. Кемерово в соответствии с пунктами 6.2.8 и 6.2.29 СП 59.13330.2020;

- установить локальный предупреждающий указатель «Внимание, прямо по ходу движения лестница» перед лестничным маршем ко входу в Территориальное управление Ленинского района Администрации г. Кемерово в соответствии с требованиями таблицы 3, пункта 4 ГОСТ Р 52875-2018;

- установить поручни двухстороннего ограждения маршей пандуса в соответствии с требованиями п. 5.1.16 СП 59.13330.2020 и ГОСТ Р 51261-2017;

- разместить перед входной дверью в Территориальное управление Ленинского района Администрации г. Кемерово локальный тактильный предупреждающий напольный указатель «Внимание прямо по ходу движения - дверь в здание» в соответствии с Таблицей 3 пункта 5 ГОСТ Р 52875-2018;

- разместить перед входом во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, информирующие тактильные таблички для идентификации помещения с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля в соответствии с пунктом 6.5.9 СП 59.13330.2020.

В мотивированной форме решение изготовлено 07.10.2022 года.

Судья Гапанцова А.А.

17