ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4137/13 от 02.09.2013 Приволжского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

копия дело № 2 - 4137/13

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 сентября 2013 года г. Казань

Приволжский районный суд г.Казани в составе:

председательствующего судьи Киямова Р.Х.,

с участием представителя истца Дабаева А.Ж.,

при секретаре Смирновой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гайнутдинова К. и Хамзина Р.Р. к МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани» о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и признаний незаконным распоряжения Главы администрации Вахитовского и Приволжского районов г. Казани №77 от 28 января 2013 года,

У С Т А Н О В И Л:

Гайнутдинов К. обратился в суд с иском к МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани» о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, в обоснование указав, что заявитель является ветераном Великой отечественной войны и постоянно проживает по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., где и зарегистрирован. В указанной квартире, помимо ветерана, зарегистрированы члены его семьи, а именно: Хамзин Р.Р. и несовершеннолетний Хамзин Э.Р., что подтверждается выпиской из домовой книги. Ветеран в установленном порядке обратился к ответчику об улучшении жилищных условий и постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, но распоряжением ему было отказано в связи с регистрацией в его квартире несовершеннолетнего Хамзина Э.Р. и это расценено как искусственное ухудшение жилищных условий. Заявитель считает данное распоряжение незаконным и подлежащим отмене.

В суде представитель истца исковые требования поддержал.

Представитель ответчика в суд не явился, представил письменное ходатайство о рассмотрение дела в их отсутствие, в удовлетворении исковых требований возражают.

Выслушав пояснение представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 «О ветеранах» от 02.01.1995 года № 5-ФЗ, меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: 4) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

В соответствии со статьей 23.2 Закона, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В силу статьи 2 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «О ветеранах» № 79-ФЗ от 06.05.2010 года, действие положений подпункта 4 пункта 1 статьи 14, подпункта 3 пункта 1 статьи 15, подпункта 4 статьи 17, подпункта 3 пункта 1 статьи 18 и подпункта 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

В суде установлено, что Гайнутдинов К. является ветераном Великой отечественной войны и постоянно проживает по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., где и зарегистрирован. В указанной квартире, помимо ветерана, зарегистрированы члены его семьи, а именно: Хамзин Р.Р. и несовершеннолетний Хамзин Э.Р., что подтверждается выпиской из домовой книги.

В суде в качестве соистца был привлечен Хамзин Р.Р.

Ветеран в установленном порядке обратился к ответчику об улучшении жилищных условий и постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, но распоряжением ему было отказано в связи с регистрацией в его квартире несовершеннолетнего Хамзина Э.Р. и это расценено как искусственное ухудшение жилищных условий.

Так, согласно выписке из Распоряжения Главы администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани №77р от 28.01.2013г. Гайнутдинову К. отказано в подтверждении нуждаемости в улучшении жилищных условий в связи с тем, что с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован Хамзин Э.Р. и обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляет менее <данные изъяты> кв.м.

Согласно ст. 50 ЖК РФ, учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Решением Казанской городской Думы от 01.11.2006 N 10-13 "Об учетной норме площади жилого помещения и норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" установлена учетная норма площади жилого помещения (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях) в размере 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.

Указом Президента РФ от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 N 30), поставлена задача о завершении обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону "О ветеранах" вне зависимости от постановки их на учет.

Гайнутдинов К. является ветераном ВОВ, данный факт ответчиком не оспаривается.

Представитель истца в суд пояснил, что доверитель проживает в квартире по <адрес> с внуком. У внука рождается сын и он его прописывает в этой квартире (по месту своего жительства). Доверитель никаких заявлений на прописку правнука не писал. Тем не менее, ребенка прописали и доверитель стал нуждаться в улучшении жилищных условий. Однако, по распоряжению Администрации ему было отказано в улучшении жилищных условий, мотивировали тем, что якобы он совершил действия специально. Однако, мой доверитель никаких действий не совершал. Положения ст.20 СК РФ гласят, что место жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов. В соответствии с положениями п.3 ст.65 СК РФ, место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей. Ст.679 ГК РФ, с согласия наймодателя, нанимателя и граждан, постоянно с ним проживающих, в жилое помещение могут быть вселены другие граждане в качестве постоянно проживающих с нанимателем. При вселении несовершеннолетних такого согласия не требуется. При этом, вселение несовершеннолетних допустимо и не зависит от общей площади жилого помещения на одного человека. Ст.70 ЖК РФ, установлено, что на вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя. Доверитель не мог совершить никаких умышленных действий.

Согласно ст. 20 ГК РФ, местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительство их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

В соответствии со ст.65 СК РФ, место жительство детей при раздельном проживании устанавливается соглашением родителей.

В соответствии с положениями ст.28 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту их пребывания и жительства в пределах РФ, утвержденных Правительством РФ от 17 июля 1995г. №713, регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей, и свидетельства о рождении несовершеннолетнего, путем внесения сведений в домовые книги или алфавитные карточки.

Согласно ст. 679 ГК РФ, с согласия наймодателя, нанимателя и граждан, постоянно с ним проживающих, в жилое помещение могут быть вселены другие граждане в качестве постоянно проживающих с нанимателем. При вселении несовершеннолетних детей такого согласия не требуется.

Аналогичное положение также содержится и в ст.70 ЖК РФ.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что факт регистрации несовершеннолетнего Хамзина Э.Р. ДД.ММ.ГГГГ по месту жительства истца не может расцениваться как намеренное действие Гайнутдинова К. по ухудшению своих жилищных условий. Соответственно, его действия нельзя признать умышленными и направленными на создание искусственного ухудшения жилищных условий.

При таких обстоятельствах отказ МКУ «Администрация Приволжского района ИК МО г. Казани» в принятии Гайнутдинова К. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий нельзя признать законным, доказательств умысла и намерения в действиях истца ухудшить свои жилищные условия ответчиком суду не представлено.

С учетом изложенного, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Иск Гайнутдинова К. и Хамзина Р.Р. к МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани» о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и признаний незаконным распоряжения Главы администрации Вахитовского и Приволжского районов г.Казани №77р от 28 января 2013 года удовлетворить.

Распоряжение МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани» №77р от 28 января 2013 года в части отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Гайнутдинова Киямутдина признать незаконным и отменить.

Признать Гайнутдинова Киямутдина нуждающимся в улучшении жилищных условий и обязать МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани» принять его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РТ через Приволжский районный суд г. Казани в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья: (подпись) Киямов Р.Х.

Копия верна:

Судья: Киямов Р.Х.