ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-414/18 от 02.10.2018 Кезского районного суда (Удмуртская Республика)

Дело №2-414/2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации


02 октября 2018 года

село Дебесы, Удмуртская Республика

Кезский районный суд УР под председательством судьи Сундуковой Е.Н., при секретаре Ивановой О.П.,

с участием: помощника прокурора Дебесского района УР Муханова М.Л.,

истцов ФИО15, ФИО7, ФИО9, ФИО6, ФИО8, ФИО1, ФИО4, ФИО11, ФИО12, ФИО2, ФИО10, ФИО5, ФИО13, ФИО3, ФИО14, ФИО16, их представителя Соловьевой И.В.,

представителя ответчика – МБУК «Дебесский центр культурного развития» Роготнева М.С., действующего на основании доверенности,

представителя третьего лица - Администрации МО «Дебесский район», Корепанова А.В., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковым заявлениям ФИО15, ФИО7, ФИО9, ФИО6, ФИО8, ФИО1, ФИО4, ФИО11, ФИО12, ФИО2, ФИО10, ФИО5, ФИО13, ФИО3, ФИО14, ФИО16 к муниципальному бюджетному учреждению культуры «Дебесский центр культурного развития» о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО15, ФИО7, ФИО9, ФИО6, ФИО8, ФИО1, ФИО4, ФИО11, ФИО12, ФИО2, ФИО10, ФИО5, ФИО13, ФИО3, ФИО14, ФИО16 (далее - истцы) первоначально обратились в Кезский районный суд УР с самостоятельными исковыми заявлениями о защите трудовых прав к Администрации МО «Дебесский район», МБУК «Дебесский районный дом культуры «Чупчигур», МБУК «Дебесский центр культурного развития».

В исковых заявлениях истцы указали, что работали в МБУК «Дебесский районный дом культуры «Чупчигур». ДД.ММ.ГГГГ истцы уволены в связи с ликвидацией предприятия. Считают увольнение незаконным, поскольку фактически имела место реорганизация, а не ликвидация организации, в связи с чем просят суд признать незаконными приказы об увольнении истцов, восстановить их на работе на занимаемых ими должностях, взыскать заработную плату за период вынужденного прогула, а также взыскать компенсацию морального вреда в сумме по 50000 рублей в пользу каждого истца.

Впоследствии истцы уточнили исковые требования, просили признать незаконными приказы МБУК Дебесский районный дом культуры «Чупчигур» об их увольнении, к ответчикам МБУК «Дебесский районный дом культуры «Чупчигур», МБУК «Дебесский центр культурного развития» заявили требования о восстановлении на работе в прежних должностях, к ответчикам МБУК «Дебесский районный дом культуры «Чупчигур» и Администрации МО «Дебесский район» заявили требования о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула.

Определением Кезского районного суда УР от ДД.ММ.ГГГГ исковые заявления соединены в одно производство.

В ходе рассмотрения дела истцы отказались от требований к Администрации МО «Дебесский район», просили привлечь Администрацию МО «Дебесский район» в качестве третьего лица. Требования о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за период вынужденного прогула и компенсации морального вреда предъявили к МБУК «Дебесский центр культурного развития».

Определением Кезского районного суда УР от ДД.ММ.ГГГГ судом принят отказ от иска в отношении Администрации МО «Дебесский район», в связи с чем производство по делу в данной части прекращено. Администрация МО «Дебесский район» привлечена к участию в деле в качестве третьего лица. В отношении ответчика - МБУК «Дебесский районный дом культуры «Чупчигур» производство по делу судом прекращено в связи с ликвидацией организации.

Окончательно истцы просили: признать незаконными приказы об их увольнении, восстановить их на работе на прежних должностях в МБУК «Дебесский центр культурного развития», взыскать с ответчика – МБУК «Дебесский центр культурного развития» средний заработок за период вынужденного прогула, а также взыскать в пользу истцов компенсацию морального вреда в сумме 50000 рублей в пользу каждого.

В судебном заседании истцы поддержали исковые требования в полном объеме.

Представитель истцов Соловьева И.В. суду пояснила, что увольнение истцов является неправомерным, поскольку все доказательства указывают на то, что произошла реорганизация организации, а не его ликвидация. Из представленных документов следует, что в период осуществления деятельности МБУК «ДРДК «Чупчигур» на тех же площадях, создано новое учреждение с ДД.ММ.ГГГГ – МБУК «Дебесский центр культурного развития». При этом работники – истцы с момента образования нового юридического лица продолжали выполнять трудовые функции на прежних местах до момента их увольнения, несмотря на то, что имущество уже числилось за другим предприятием. Все имущество, которое находилось в помещениях, перешло на баланс вновь созданного учреждения. Функции, цели, задачи вновь созданного предприятия те же самые, что и были в МБУК «ДРДК «Чупчигур», совпадает структура организаций, наименование должностей. Работники МБУК «ДРДК «Чупчигур» фактически допущены к работе во вновь созданном предприятии с момента его образования, то есть более чем полгода, тогда как в новом предприятии не было ни штатного расписания, ни работников. Директором МБУК «ДРДК «Чупчигур» и МБУК «Дебесский центр культурного развития являлось одно и то же лицо – Ефремов. Изложенное свидетельствует о том, что ликвидация носит формальный характер, она противоречит требованиям ст.61 ГК РФ, поскольку вновь созданное предприятие - МБУК «Дебесский центр культурного развития», фактически явилось правопреемником МБУК «ДРДК «Чупчигур».

Представитель ответчика – МБУК «Дебесский центр культурного развития» Роготнев М.С. пояснил, что считает увольнение проведенным в соответствии с требованиями трудового законодательства, оснований полагать, что в отношении МБУК «ДРДК «Чупчигур» проведена процедура реорганизации, а не ликвидации, не имеется. В соответствии с положениями ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьей 7 Устава МО «Дебесский район» к вопросам местного значения муниципального района, относится создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры. Органы местного самоуправления самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом, и они вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование, отчуждать, совершать иные сделки. Муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

Пунктом 16 статьи 34 Устава района полномочие на создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, определение порядка заслушивания отчетов руководителей муниципальных предприятий, учреждений об их деятельности отнесено к полномочию Администрации района. Решения о создании МБУК «Дебесский центр культурного развития» (распоряжение Администрации от ДД.ММ.ГГГГ, с изм. от ДД.ММ.ГГГГ) и ликвидации МБУК «Дебесский районный дом культуры «Чупчигур» (постановление Администрации от ДД.ММ.ГГГГ) приняты Администрацией района в пределах своих полномочий.

МБУК «Дебесский центр культурного развития» и МБУК «Дебесский районный дом культуры «Чупчигур» - это два учреждения, разных по своим целям, задачам и видам деятельности. У учреждений различные виды экономической деятельности, что указано в выписке из ЕГРП. Также не согласен с позицией истцов о том, что поскольку имущество от МБУК «ДРДК «Чупчигур» перешло в полном объеме МБУК «ДЦКР», а работники ликвидируемого учреждения остались на своих рабочих местах, то получается, что представителем работодателя нового учреждения работники в соответствии с положениями ст.67 ТК РФ, фактически допущены к работе в новом учреждении. Имущество, изъятое от МБУК «ДРДК «Чупчигур» передавалось учредителем не только МБУК «ДЦКР», но и в иные муниципальные учреждения, предприятия. Учреждения имеют разную структуру, разные должности работников учреждений. При введении должностей в новом учреждении (равно как и в ликвидированном учреждении) применялся Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии» утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2011 №251н. В данном справочнике содержатся должности, существовавшие как в ликвидированном учреждении, так и во вновь созданном. Однако они различаются по должностным обязанностям, перечню необходимых знаний для их выполнения и квалификационным требованиям. Справочником в данном виде учреждений не предусмотрена должность «методист».

МБУК «Дебесский ДРДК «Чупчигур» и МБУК «ДЦКР» не являются тождественными и МБУК «ДЦКР» не может являться правопреемником МБУК «Дебесский ДРДК «Чупчигур». Истцы не состояли в трудовых правоотношениях с МБУК «Дебесский центр культурного развития» и, соответственно, не увольнялись из МБУК «Дебесский центр культурного развития». Поскольку ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, и истцы не являлись и не являются работниками МБУК «Дебесский центр культурного развития», а МБУК «Дебесский центр культурного развития» не является правопреемником МБУК «Дебесский районный Дом культуры «Чупчигур», он не несёт никаких обязательств перед истцами за ликвидированную организацию. Заработную плату за время вынужденного прогула и компенсацию морального вреда выплатить истцам из средств, выделяемых для деятельности МБУК «Дебесский центр культурного развития» невозможно. Просит отказать в удовлетворении требований истцов в полном объеме.

Представитель третьего лица – Администрации МО «Дебесский район» Корепанов А.В. не согласился с исковыми требованиями. Представил суду возражения, в которых обосновал свою позицию тем, что создание нового учреждения было обусловлено реализацией Распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 года №2716-р «Об утверждении Программы создания центров культурного развития в малых городах и сельской местности Российской Федерации», распоряжения Министерства культуры РФ от 2 августа 2017 г. №Р-965 «Методические рекомендации субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры», постановления от 21 ноября 2017 года №643 «О создании муниципального бюджетного учреждения «Дебесский центр культурного развития», без правопреемственности. В связи с чем, постановлением Администрации МО «Дебесский район» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении норм и нормативов по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры Дебесского района» определены функции бюджетных учреждений в соответствии с их деятельностью. МБУК «Дебесский районный дом культуры «Чупчигур» в сети учреждений культуры отсутствует, ввиду его нецелесообразности. МБУК «Дебесский центр культурного развития» создан в целях выравнивания диспропорций по качеству предоставления и разнообразия услуг в сфере культуры для населения в сельской местности; обеспечения максимальной вовлеченности населения в культурно-творческую деятельность; создания новых возможностей для творческой самореализации и культурного развития населения; создания условий для межнационального культурного обмена; повышения качества жизни населения. Данный вид учреждения культуры предусмотрен Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (Общественный классификатор видов экономической деятельности» ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденный приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст.), по разделу «Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений» по коду 90.04.2 «деятельность многоцелевых центров и подобных заведений с преобладанием культурного обслуживания», тогда как МБУК «Дебесский районный дом культуры «Чупчигур» вел свою деятельность по коду 90.04.3 «Деятельность учреждений клубного типа: клубов, дворцов и домов культуры, домов народного творчества». Цели и задачи, структура и штаты, определенные Уставом МБУК «Дебесский центр культурного развития», являются наиболее оптимальными, расширенными и гибкими, чем в традиционных культурно-досуговых учреждениях. Значительно отличаются по классификации и форме обслуживания и предоставления услуг для населения. МБУК «Дебесский центр культурного развития» не является правопреемником и дублирующей организацией МБУК «Дебесский районный дом культуры «Чупчигур». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 №2716-р «Об утверждении Программы создания центров культурного развития в малых городах и сельской местности Российской Федерации» определяет безальтернативную позицию по созданию центров культурного развития.

Помощник прокурора Дебесского района УР Муханов М.Л. в заключении полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку считает, что стороной ответчика доказан факт ликвидации МБУК «Дебесский районный дом культуры «Чупчигур», процедура увольнения работников соблюдена.

Суд, исследовав обстоятельства дела, изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

ФИО7 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состояла в трудовых отношениях с МБУК ДРДК «Чупчигур», исполняла трудовую функцию по должности заведующей отделом по культурно – массовой деятельности. Приказом МБУК Дебесский районный дом культуры «Чупчигур» ФИО7 уволена на основании п.1 ст.81 Трудового кодекса РФ в связи с ликвидацией организации. Данные обстоятельства подтверждаются трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ, трудовой книжкой ФИО7, приказом МБУК «Дебесский районный дом культуры «Чупчигур» от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГФИО7 уведомлена о предстоящем увольнении на основании ч.1 ст. 81 ТК РФ, в связи с ликвидацией организации на основании Постановления Администрации МО «Дебесский район» от ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО14 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состояла в трудовых отношениях с МБУК ДРДК «Чупчигур», исполняла трудовую функцию по должности заведующей Турнесского сельского дома культуры МБУК ДРДК «Чупчигур» (трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ, трудовая книжка ФИО14,). ДД.ММ.ГГГГФИО14 уведомлена о предстоящем увольнении на основании ч.1 ст. 81 ТК РФ, в связи с ликвидацией организации на основании Постановления Администрации МО «Дебесский район» от ДД.ММ.ГГГГ. Приказом МБУК Дебесский районный дом культуры «Чупчигур» от ДД.ММ.ГГГГФИО14 уволена на основании п.1 ст.81 Трудового кодекса РФ в связи с ликвидацией организации.

ФИО10 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в МБУК ДРДК «Чупчигур», до ДД.ММ.ГГГГ в должности директора, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности заведующей Тыловайского ЦСДК, что подтверждается трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительными соглашениями к нему, копией трудовой книжки. ДД.ММ.ГГГГ Миронова Л.И. уведомлена о предстоящем увольнении на основании ч.1 ст. 81 ТК РФ, в связи с ликвидацией организации на основании Постановления Администрации МО «Дебесский район» от ДД.ММ.ГГГГ. Приказом МБУК ДРДК «Чупчигур» от ДД.ММ.ГГГГФИО10 уволена на основании п.1 ст.81 Трудового кодекса РФ в связи с ликвидацией организации.

ФИО16 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в МБУК ДРДК «Чупчигур» на должностях директора и заведующего Заречномедлинским ЦСДК. что подтверждается трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительными соглашениями к нему, копией трудовой книжки. ДД.ММ.ГГГГФИО16 уведомлена о предстоящем увольнении на основании ч.1 ст. 81 ТК РФ, в связи с ликвидацией организации на основании Постановления Администрации МО «Дебесский район» от ДД.ММ.ГГГГ. Приказом МБУК ДРДК «Чупчигур» от ДД.ММ.ГГГГФИО16 уволен на основании п.1 ст.81 Трудового кодекса РФ в связи с ликвидацией организации.

ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состояла в трудовых отношениях с МБУК ДРДК «Чупчигур», осуществляла трудовую функцию на различных должностях, что подтверждается трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительными соглашениями к нему, копией трудовой книжки. С ДД.ММ.ГГГГ состояла в должности методиста. ДД.ММ.ГГГГФИО3 уведомлена о предстоящем увольнении на основании ч.1 ст. 81 ТК РФ, в связи с ликвидацией организации на основании Постановления Администрации МО «Дебесский район» от ДД.ММ.ГГГГ. Приказом МБУК ДРДК «Чупчигур» от ДД.ММ.ГГГГФИО3 уволена на основании п.1 ст.81 Трудового кодекса РФ в связи с ликвидацией организации.

ФИО13 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состояла в трудовых отношениях с МБУК ДРДК «Чупчигур», осуществляла трудовую функцию на должности методиста, что подтверждается трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительными соглашениями к нему, копией трудовой книжки. ДД.ММ.ГГГГФИО13 уведомлена о предстоящем увольнении на основании ч.1 ст. 81 ТК РФ, в связи с ликвидацией организации на основании Постановления Администрации МО «Дебесский район» от ДД.ММ.ГГГГ. Приказом МБУК ДРДК «Чупчигур» от ДД.ММ.ГГГГФИО13 уволена на основании п.1 ст.81 Трудового кодекса РФ в связи с ликвидацией организации.

ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состояла в трудовых отношениях с МБУК ДРДК «Чупчигур», осуществляла трудовую функцию на должности художественного руководителя Заречномедлинского ЦСДК, что подтверждается трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительными соглашениями к нему, копией трудовой книжки. ДД.ММ.ГГГГФИО5 уведомлена о предстоящем увольнении на основании ч.1 ст. 81 ТК РФ, в связи с ликвидацией организации на основании Постановления Администрации МО «Дебесский район» от ДД.ММ.ГГГГ. Приказом МБУК ДРДК «Чупчигур» от ДД.ММ.ГГГГФИО5 уволена на основании п.1 ст.81 Трудового кодекса РФ в связи с ликвидацией организации.

ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществляла трудовую деятельность в МБУК ДРДК «Чупчигур» в должности ведущего методиста, что подтверждается трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительным соглашением к нему, копией трудовой книжки. ДД.ММ.ГГГГФИО2 уведомлена о предстоящем увольнении на основании ч.1 ст. 81 ТК РФ, в связи с ликвидацией организации на основании Постановления Администрации МО «Дебесский район» от ДД.ММ.ГГГГ. Приказом МБУК ДРДК «Чупчигур» от ДД.ММ.ГГГГФИО2 уволена на основании п.1 ст.81 Трудового кодекса РФ в связи с ликвидацией организации.

ФИО8 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в МБУК ДРДК «Чупчигур» а должностях директора и заведующего Тольенским ЦСДК, что подтверждается трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительными соглашениями к нему, копией трудовой книжки истицы. ДД.ММ.ГГГГФИО8 уведомлена о предстоящем увольнении на основании ч.1 ст. 81 ТК РФ, в связи с ликвидацией организации на основании Постановления Администрации МО «Дебесский район» от ДД.ММ.ГГГГ. Приказом МБУК ДРДК «Чупчигур» от ДД.ММ.ГГГГФИО8 уволена на основании п.1 ст.81 Трудового кодекса РФ в связи с ликвидацией организации.

ФИО12 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в МБУК ДРДК «Чупчигур» на должностях директора и заведующего Сюрногуртским ЦСДК, что подтверждается трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительными соглашениями к нему, приказом МБУК ДРДК «Чупчигур» о приеме на работу от ДД.ММ.ГГГГ, приказом МБУК ДРДК «Чупчигур» от ДД.ММ.ГГГГ, копией трудовой книжки истца. ДД.ММ.ГГГГФИО12 уведомлен о предстоящем увольнении на основании ч.1 ст. 81 ТК РФ, в связи с ликвидацией организации на основании Постановления Администрации МО «Дебесский район» от ДД.ММ.ГГГГ. Приказом МБУК ДРДК «Чупчигур» от ДД.ММ.ГГГГФИО12 уволен на основании п.1 ст.81 Трудового кодекса РФ в связи с ликвидацией организации.

ФИО29 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в МБУК ДРДК «Чупчигур» на должности методиста и специалиста по жанрам творчества Тыловайского ЦСДК, что подтверждается трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительными соглашениями к нему, приказом МБУК ДРДК «Чупчигур» о приеме на работу от ДД.ММ.ГГГГ, копией трудовой книжки истицы. ДД.ММ.ГГГГФИО29 уведомлена о предстоящем увольнении на основании ч.1 ст. 81 ТК РФ, в связи с ликвидацией организации на основании Постановления Администрации МО «Дебесский район» от ДД.ММ.ГГГГ. Приказом МБУК ДРДК «Чупчигур» от ДД.ММ.ГГГГФИО11 уволена на основании п.1 ст.81 Трудового кодекса РФ в связи с ликвидацией организации.

ФИО15 состоит в трудовых отношениях с МБУК ДРДК «Чупчигур», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ занимала должность заведующей организационно – методическим отделом, что подтверждается трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительными соглашениями к нему, копией трудовой книжки истицы. ДД.ММ.ГГГГ составлен акт об отказе ФИО15 об отказе в подписании уведомления об увольнении на основании ч.1 ст. 81 ТК РФ, в связи с ликвидацией организации на основании Постановления Администрации МО «Дебесский район» от ДД.ММ.ГГГГ. Приказом МБУК ДРДК «Чупчигур» от ДД.ММ.ГГГГФИО15 уволена на основании п.1 ст.81 Трудового кодекса РФ в связи с ликвидацией организации.

ФИО1 со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состоял в трудовых отношениях с МБУК ДРДК «Чупчигур», исполнял трудовую функцию по должности аккомпаниатора (до ДД.ММ.ГГГГ) и звукорежиссера (с ДД.ММ.ГГГГ). Данные обстоятельства подтверждаются приказом МБУК ДРДК «Чупчигур» от ДД.ММ.ГГГГ о приеме на работу, трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ, трудовой книжкой ФИО1. ДД.ММ.ГГГГФИО1 уведомлен о предстоящем увольнении на основании ч.1 ст. 81 ТК РФ, в связи с ликвидацией организации на основании Постановления Администрации МО «Дебесский район» от ДД.ММ.ГГГГ. Приказом МБУК Дебесский районный дом культуры «Чупчигур» от ДД.ММ.ГГГГФИО1 уволен на основании п.1 ст.81 Трудового кодекса РФ в связи с ликвидацией организации.

ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в МБУК ДРДК «Чупчигур» а должностях директора и заведующего Большезетымским ЦСДК, что подтверждается трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительными соглашениями к нему, копией трудовой книжки истицы. ДД.ММ.ГГГГФИО4 уведомлена о предстоящем увольнении на основании ч.1 ст. 81 ТК РФ, в связи с ликвидацией организации на основании Постановления Администрации МО «Дебесский район» от ДД.ММ.ГГГГ. Приказом МБУК ДРДК «Чупчигур» от ДД.ММ.ГГГГФИО4 уволена на основании п.1 ст.81 Трудового кодекса РФ в связи с ликвидацией организации.

ФИО9 со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состояла в трудовых отношениях с МБУК ДРДК «Чупчигур», исполняла трудовую функцию по должности режиссера массовых мероприятий (до ДД.ММ.ГГГГ) и режиссера массовых представлений (с ДД.ММ.ГГГГ). Данные обстоятельства подтверждаются приказом МБУК ДРДК «Чупчигур» от ДД.ММ.ГГГГ о приеме на работу, трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ, трудовой книжкой ФИО9. ДД.ММ.ГГГГФИО9 уведомлена о предстоящем увольнении на основании ч.1 ст. 81 ТК РФ, в связи с ликвидацией организации на основании Постановления Администрации МО «Дебесский район» от ДД.ММ.ГГГГ. Приказом МБУК Дебесский районный дом культуры «Чупчигур» от ДД.ММ.ГГГГФИО9 уволена на основании п.1 ст.81 Трудового кодекса РФ в связи с ликвидацией организации.

ФИО6 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в МБУК ДРДК «Чупчигур» в должности заведующего Лесагуртским СК, что подтверждается трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительными соглашениями к нему, копией трудовой книжки истицы. ДД.ММ.ГГГГФИО6 уведомлена о предстоящем увольнении на основании ч.1 ст. 81 ТК РФ, в связи с ликвидацией организации на основании Постановления Администрации МО «Дебесский район» от ДД.ММ.ГГГГ. Приказом МБУК ДРДК «Чупчигур» от ДД.ММ.ГГГГФИО6 уволена на основании п.1 ст.81 Трудового кодекса РФ в связи с ликвидацией организации.

Работа в истцов в соответствующих должностях и организации являлась для истцов основной, трудовые договоры заключались с истцами на неопределенный срок.

С приказами об увольнении все истцы ознакомлены в день увольнения – ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 81 ч.1 п.1 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.

В соответствии со ст. 180 ч.2 ТК РФ о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

В соответствии со ст. 178 ч.1 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

Истцы были персонально, под роспись уведомлены о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией МБУК «ДРДК «Чупчигур», более чем за два месяца до увольнения. Приказы МБУК «Дебесский дом культуры «Чупчигур» от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении истцов с ДД.ММ.ГГГГ по п.1 ч.1 ст. 81 ТК РФ являются законными и обоснованными.

МБУК «ДРДК «Чупчигур» соблюдены требования о предоставлении истцам гарантий, предусмотренных ст. 178 ТК РФ, соблюден порядок оформления прекращения трудового договора, предусмотренный ст. 84.1 ТК РФ: приказ издан уполномоченным представителем работодателя – директором и председателем ликвидационной комиссии МБУК «ДРДК «Чупчигур» ФИО30, истцы ознакомлены с приказами об увольнении под роспись, в трудовые книжки истцов внесены записи об основании и о причине прекращения трудового договора в точном соответствии с формулировками ТК РФ со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи ТК РФ.

Факт отказа ФИО15 от подписи в уведомлении об увольнении работника в связи с ликвидацией предприятия от ДД.ММ.ГГГГ не свидетельствует о нарушении работодателем обязанности по уведомлению работника, поскольку ФИО15 от подписи в уведомлении отказалась, о чем составлен соответствующий Акт.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что процедура увольнения работников в связи с ликвидацией организации работодателем соблюдена.

Между тем, между сторонами имеется спор относительно правовой оценки мероприятий, проводимых по ликвидации МБУК «Дебесский районный дом культуры «Чупчигур».

Суд полагает, что МБУК «Дебесский районный дом культуры «Чупчигур» ликвидирован без правопреемников, а не реорганизован.

К этим выводам суд пришел на основании исследованных доказательств и нормативных актов.

Так, согласно положениям, закрепленным в п.19.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры.

В статье 7 Устава МО «Дебесский район» (п.19.1) также закреплено, что создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры относится к вопросам местного значения муниципального района.

Согласно ч.4 ст.51 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 года муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

Согласно ч.1и ч.2 ст.51 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 года органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Пунктом 16 статьи 34 Устава МО «Дебесский район» предусмотрено, что полномочие в соответствии с действующим законодательством на создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, определение порядка заслушивания отчетов руководителей муниципальных предприятий, учреждений об их деятельности отнесено к полномочиям Администрации района.

Согласно ч.1 ст.34 Устава МО «<адрес>» администрация района – исполнительно-распорядительный орган муниципального района, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального района федеральными законами и законами Удмуртской Республики.

В соответствии с п.3 ст.34 к полномочиям Администрации относится управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в соответствии с порядком, определенным Районным Советом депутатов.

Распоряжением Администрации от 21.11.2017 № 643 «О создании муниципального бюджетного учреждения культуры «Дебесский центр культурного развития» создано муниципальное бюджетное учреждение культуры «Дебесский центр культурного развития»

Постановлением Администрации от 18.01.2018 №11 «О ликвидации муниципального бюджетного учреждения культуры «Дебесский районный дом культуры «Чупчигур» принято решение о ликвидации МБУК «Дебесский районный дом культуры «Чупчигур».

Анализ законодательства, приведенного выше, свидетельствует о том, что Администрация МО «Дебесский район» как исполнительно – распорядительный орган уполномочена от имени органа местного самоуправления на создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление полномочий учредителя, определение целей, условий и порядка деятельности муниципальных предприятий и учреждений, а также их ликвидации.

В силу ч.2 ст. 61 ГК Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется либо по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе, в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано, либо по решению суда

Суд на основании изложенных выше положений закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» приходит к выводу, что Администрацией МО «Дебесский район» решения о создании МБУК «Дебесский центр культурного развития» и ликвидации МБУК «Дебесский районный дом культуры «Чупчигур» приняты Администрацией района в пределах своих полномочий, предусмотренных законом и Уставом МО «Дебесский район».

В соответствии с ч.1 ст.61 ГК РФ, ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. В силу ч.2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителя. При этом, в силу ч.1 и ч.2 ст. 62 ГК РФ на учредителя возлагаются следующие обязанности: незамедлительно письменно сообщить о принятом решении в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации; назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора) и установить порядок и сроки ликвидации в соответствии с требованиями закона.

Обстоятельством, имеющим значение для правильного разрешения исков о восстановлении на работе лиц, трудовой договор с которыми расторгнут в связи с ликвидацией организации, обязанность доказать которое возлагается на ответчика, в частности, является действительное прекращение деятельности организации. Основанием для увольнения работников по пункту 1 части первой статьи 81 Кодекса может служить решение о ликвидации юридического лица, т.е. решение о прекращении его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, принятое в установленном законом порядке (п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2).

Таким образом, при рассмотрении дел указанной категории суду необходимо установить, действительно ли организация, в которой работал уволенный работник, прекратила свою деятельность.

Факт ликвидации МБУК «Чупчигур» подтверждается представленными суду доказательствами.

Так, постановлением Администрации МО «Дебесский район» от 18 января 2018 года №11 «О ликвидации муниципального бюджетного учреждения «Дебесский районный дом культуры «Чупчигур» Администрация постановила: ликвидировать МБУК «Дебесский районный дом культуры «Чупчигур», создать и утвердить ликвидационную комиссию МБУК «ДРДК «Чупчигур», утвердила объем работы ликвидационной комиссии и план мероприятий по ликвидации организации. Установлен срок ликвидации – до 01 июля 2018 года.

Решение о ликвидации юридического лица принято уполномоченным на то лицом - его учредителем, которым, согласно п.1.6 Устава МБУК ДРДК «Чупчигур», является Администрация МО «Дебесский район».

Согласно ч.2 ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Согласно приказу Федеральной налоговой службы от 16 июня 2006 года №САЭ-3-09/355 "Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством РФ о государственной регистрации", соответствующим органом печати, указанным п. 1 ст. 63 Гражданского кодекса РФ, является "Вестник государственной регистрации".

Сведения о ликвидации МБУК «ДРДК «Чупчигур» опубликованы в средстве массовой информации «Вестник государственной регистрации» в (670), часть – 1 от ДД.ММ.ГГГГ в разделе «Сообщения юридических лиц: Сообщение о ликвидации юридического лица" и размещены на официальном сайте Федеральной налоговой службы ( http://www.vestnik-gosreg.ru/publ/vgr/).

Муниципальное имущество, находящееся в оперативном управлении МБУК ДРДК «Чупчигур», на основании соответствующих распоряжений Администрации МО «Дебесский район» изъято из оперативного управления МБУК «Дебесский районный дом культуры «Чупчигур», принято в муниципальную казну, после чего часть имущества передана и закреплена на праве оперативного управления за МБУК «Дебесский центр культурного развития», остальное имущество закреплено за иными муниципальными учреждениями.

Здание Районного творческо – досугового центра по адресу: <адрес>, передано в оперативное управление МБУК «Дебесский центр культурного развития».

Согласно уведомлению Межрайонной ИФНС по УР от ДД.ММ.ГГГГ, МБУК «ДРДК «Чупчигур» снято с учета в налоговом органе ДД.ММ.ГГГГ.

МБУК «ДРДК «Чупчигур» ДД.ММ.ГГГГ направлено заявление в Управление финансов Администрации МО «Дебесский район» о закрытии лицевых счетов.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Финансов Администрации МО «Дебесский район» направлено извещение о закрытии лицевых счетов МБУК «ДРДК «Чупчигур».

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц (п. 9 ст. 63 ГК РФ).

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, МБУК «ДРДК «Чупчигур», зарегистрированный в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, ликвидирован ДД.ММ.ГГГГ.

Таки образом, суд считает доказанным факт действительного прекращения деятельности МБУК «ДРДК «Чупчигур» без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства иным лицам.

Истцы в обоснование своих требований приводят доводы о том, что МБУК «Дебесский центр культурного развития» является правопреемником МБУКК «ДРДК «Чупчигур», поскольку функции, цели и задачи обоих организаций совпадают, имущество перешло вновь созданному юридическому лицу, руководителем обоих учреждений являлось одно и то же лицо.

Данные доводы стороны истцов суд отклоняет как основанные на неверной оценке фактических обстоятельств дела.

Действительно, распоряжением Администрации МО «Дебесский район» от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о создании муниципального бюджетного учреждения культуры «Дебесский центр культурного развития».

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, МБУК «Дебесский центр культурного развития» зарегистрирован в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, его учредителем является Администрация МО «Дебесский район».

ДД.ММ.ГГГГ утвержден Устав МБУК «Дебесский центр культурного развития». При этом из Устава МБУК «Дебесский центр культурного развития» не следует, что оно является правопреемником МБУК «ДРДК «Чупчигур»/

ДД.ММ.ГГГГ утверждено штатное расписание МБУК «Дебесский центр культурного развития.

Доводы стороны истца о том, что фактически имела место реорганизация учреждения, являются несостоятельными.

В силу ст. 57 Гражданского кодекса РФ реорганизация юридического лица подразумевает его слияние, присоединение, разделение, выделение или преобразование и подразумевает продолжение хозяйственной деятельности. В рассматриваемом случае принятое Администрацией муниципального образования "Дебесский район" ДД.ММ.ГГГГ распоряжение «О ликвидации муниципального бюджетного учреждения культуры «Дебесский районный Дом культуры «Чупчигур» подразумевает прекращение хозяйственной деятельности муниципального бюджетного учреждения культуры «Дебесский районный дом культуры «Чупчигур» без какого – либо перехода прав и обязанностей другому лицу.

Таким образом, оснований полагать, что имела место реорганизация юридического лица, не имеется.

Доводы стороны истцов о том, что функции, цели и задачи ликвидированного и вновь созданного учреждения аналогичны, не подтверждены материалами дела.

Виды деятельности, отраженные в выписках из Единого государственного реестра юридических лиц, в учреждениях различны.

Так, согласно выписке ЕГРЮЛ МБУК «ДРДК «Чупчигур» основным видом деятельности учреждения являлось – деятельность учреждений клубного типа: клубов, дворцов и домов культуры, домов народного творчества (код 90.04.3). Основной вид деятельности МБУК «Дебесский центр культурного развития» - деятельность многоцелевых центров и подобных заведений с преобладанием культурного обслуживания (код 90.04.02), дополнительный вид деятельности – деятельность парков культуры и отдыха и тематических парков (код 93.21)

Кроме того, цели, задачи и функции ликвидированного и вновь созданного юридического лица, как следует как из Устава МБУК «ДРДК «Чупчигур» (Глава 2 Устава), так и из Устава МБУК «Дебесский центр культурного развития» (Глава 2 Устава) различны.

Наименование должностей, штатный состав работников, их должностные функции учреждений так же различны, что следует из представленных суду штатных расписаний МБУК «ДРДК «Чупчигур» и МБУК «Дебесский центр культурного развития», должностных инструкций указанных организаций.

Более того, суд отмечает, что даже в случае совпадения функций, целей и задач ликвидированного и созданного учреждения, сохранение деятельности той же направленности само по себе не является бесспорным доказательством имевшей место реорганизации, поскольку действующим законодательством не запрещено образование новых юридических лиц, схожих по направлению деятельности с уже существующими юридическим лицами.

Таким образом, права и обязанности МБУК «ДРДК «Чупчигур» в МБУК «Дебесский центр культурного развития» не перешли, реорганизация МБУК «ДРДК «Чупчигур» не производилась.

Показания свидетеля ФИО31 о том, что в настоящее время является работником МБУК «Дебесский центр культурного развития», и данная организация проводит фактически те же мероприятия, что и МБУК «ДРДК «Чупчигур», и функции вновь созданного учреждения аналогичны функциям, выполняемым, когда они работали в МБУК «ДРДК «Чупчигур», а также о том, что рабочие места, занимаемые работниками МБУК «Дебесский центр культурного развития» своего фактического местоположения не изменили, не опровергают наличие процедуры ликвидации МБУК «ДРДК «Чупчигур».

Доводы стороны истцов о фактическом допуске к работе во вновь созданном учреждении с момента его создания доказательствами не подтверждены.

Согласно норме закона, закрепленной в ст.16 ТК РФ, трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

Из представленных доказательств не следует, что истцы допускались к работе во вновь созданное учреждение, а продолжили работу в МБУК «ДРДК «Чупчигур» с момента принятия решения о ликвидации и до момента их увольнения на должностях, ранее занимаемых ими.

Возникновение трудовых отношений с МБУК «Дебесский центр культурного развития» материалами дела не подтверждено.

Кроме того, не подтверждены доказательствами доводы третьего лица о том, что создание нового учреждения было обусловлено реализацией Распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 года №2716-р «Об утверждении Программы создания центров культурного развития в малых городах и сельской местности Российской Федерации», распоряжения Министерства культуры РФ от 2 августа 2017 г. №Р-965 «Методические рекомендации субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры», постановления от 21 ноября 2017 года №643 «О создании муниципального бюджетного учреждения «Дебесский центр культурного развития».

Исходя из содержания указанных актов, участие в реализации указанной Программы подразумевает включение субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления в указанную Программу. Однако доказательств включения и реализации указанной Программы на территории МО «Дебесский район» суду не представлено.

В связи с изложенным, доводы третьего лица в данной части суд признает необоснованными. Однако указанное не влияет на законность проведенной процедуры ликвидации МБУК «ДРДК «Чупчигур».

На основании изложенного, суд приходит к выводу о соблюдении МБУК «Дебесский районный дом культуры «Чупчигур» требований законодательства при ликвидации организации и прав работников при увольнении в связи с ликвидации организации, в связи с чем доводы истцов о незаконности их увольнения не основаны на законе.

В соответствии со ст. 394 ч.1 ТК РФ в случае признания увольнения незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.

Так как судом признано законным увольнение истцов, отсутствуют основания для восстановления их на прежней работе.

Кроме того, суд считает, что в соответствии с ч.1 ст.394 ГПК РФ нарушенные трудовые права работника подлежат восстановлению путем восстановления на прежней работе работодателем либо правопреемником работодателя.

В соответствии со ст.237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Требования истцов о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда являются требованиями, производными от требований о признании приказа об увольнении незаконным, в удовлетворении которых судом отказано, данные требования также не подлежат удовлетворению.

Истцы также просят взыскать с ответчика расходы, связанные с оплатой услуг представителя.

В соответствии со ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Учитывая, что требования истцов оставлены без удовлетворения, законных оснований для взыскания понесенных расходов на оплату услуг представителя не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО15, ФИО7, ФИО9 В., ФИО6, ФИО8, ФИО1, ФИО4, ФИО11, ФИО12, ФИО2, ФИО10, ФИО5, ФИО13, ФИО3, ФИО14, ФИО16 к муниципальному бюджетному учреждению культуры «Дебесский центр культурного развития» о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Кезский районный суд Удмуртской Республики.

Решение в окончательной форме составлено 15 октября 2018 года.


Судья Е.Н. Сундукова