Дело № 2-4152/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Йошкар-Ола 20 сентября 2021 года
Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Гуреевой К.С.,
при секретаре судебного заседания Викторовой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственного казенного учреждения Республики Марий Эл «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в г.Йошкар-Оле Республики Марий Эл» к ФИО1 о взыскании денежных средств,
У С Т А Н О В И Л:
Государственное казенное учреждение Республики Марий Эл «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в г.Йошкар-Оле Республики Марий Эл» (далее- ГКУ РМЭ «Центр соцподдержки в г.Йошкар-Оле») обратилось в суд с иском, в котором просит взыскать с ФИО1 денежные средства в размере 83406 руб. 43 коп.
В обоснование заявленных требований указано, что 03.07.2020 через Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг ФИО1 подано заявление о предоставлении государственной услуги в виде назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет на несовершеннолетних ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р. Решением от 15.09.2020 ГКУ РМЭ «Центр соцподдержки в г.Йошкар-Оле» ФИО1 было назначено пособие в виде ежемесячной выплаты на детей в размере 5033 руб. на каждого ребенка. Ответчику было выплачено 87406 руб. 43 коп. После сверки реестров получателей было выяснено, что матери ФИО7 ГКУ РМЭ «Центр социальной поддержки в Куженерском районе» также была назначена данная выплата. ФИО1 и ФИО7 состоят в зарегистрированном браке. Таким образом, в связи с обращением двумя родителями за одной и той же выплатой образовалась переплата в размере 87406 руб.43 коп. 26.11.2020 ФИО1 были возвращены денежные средства в размере 4000 руб. В связи с чем оставшуюся задолженность истец просит взыскать с ответчика.
Представитель истца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом
Третье лицо ФИО7 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц на основаниич.3 ст.167 ГК РФ.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Обязанность получателей государственных пособий извещать об изменении условий, влияющих на их выплату, закреплена в статье 18 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ, из которой следует, что получатели государственных пособий обязаны своевременно извещать органы, назначающие государственные пособия гражданам, имеющим детей, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров государственных пособий гражданам, имеющим детей, или прекращение их выплаты.
Срок, в течение которого получатель пособия на ребенка обязан сообщить об изменении дохода семьи, дающего право на получение указанного пособия, не может превышать три месяца.
Согласно статье 19 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ органы, осуществляющие назначение и выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей, имеют право на выборочную проверку правильности сообщенных заявителем сведений о доходах семьи, в процессе которой указанные органы вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимую информацию у всех органов и организаций независимо от форм собственности, владеющих такой информацией.
Излишне выплаченные суммы государственных пособий гражданам, имеющим детей, удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине (предоставление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей, исчисление их размеров). Удержания производятся в размере не свыше двадцати процентов либо суммы, причитающейся получателю при каждой последующей выплате государственного пособия гражданам, имеющим детей; либо заработной платы получателя в соответствии с требованиями законодательства о труде Российской Федерации. При прекращении выплаты пособия оставшаяся задолженность взыскивается с получателя в судебном порядке. Суммы, излишне выплаченные получателю по вине органа, назначившего государственное пособие гражданам, имеющим детей, удержанию не подлежат, за исключением случая счетной ошибки. В этом случае ущерб взыскивается с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 6 Постановления Правительства Республики Марий Эл от 14.04.2020 N 141 "Об утверждении Порядка назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно" право на получение ежемесячной выплаты возникает в случае, если ребенок является гражданином Российской Федерации, проживает с одним из родителей или иным законным представителем на территории Республики Марий Эл.
Право на получение ежемесячной выплаты имеет один из родителей или иной законный представитель ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации и проживающий на территории Республики Марий Эл (далее - заявитель). В случае если родители находятся в браке, ежемесячная выплата предоставляется одному из родителей. В случае если родители не состоят в браке, ежемесячная выплата предоставляется тому из них, с которым ребенок проживает.
Согласно п.34 Постановления Правительства Республики Марий Эл от 14.04.2020 N 141 "Об утверждении Порядка назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно" решение о прекращении ежемесячной выплаты принимается центром социальной поддержки населения в следующих случаях: а) государственная регистрация смерти (объявление умершим, признание безвестно отсутствующим) получателя и (или) ребенка, в отношении которого производится ежемесячная выплата; б) помещение ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого производится ежемесячная выплата, в организацию на полное государственное обеспечение, за исключением случаев обучения детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам; в) лишение (ограничение) родительских прав получателя ежемесячной выплаты в отношении ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого производится ежемесячная выплата; г) отмена усыновления в отношении ребенка, в связи с усыновлением которого производится ежемесячная выплата; д) признание судом получателя ежемесячной выплаты недееспособным, ограниченно дееспособным; е) передача под опеку (попечительство) ребенка, на содержание которого в установленном порядке выплачиваются денежные средства и в отношении которого производится ежемесячная выплата; ж) объявление в розыск получателя ежемесячной выплаты; з) выявление факта представления получателем ежемесячной выплаты документов (сведений), содержащих неполную и (или) недостоверную информацию, если это влечет утрату права на ежемесячную выплату; и) направление получателя ежемесячной выплаты в места лишения свободы для отбытия наказания.
На основании пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Пунктом 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Судом установлено, что 03.07.2020 через Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг ФИО1 подано заявление о предоставлении государственной услуги в виде назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет на несовершеннолетних ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Решением <номер> от 15.09.2020 ГКУ РМЭ «Центр соцподдержки в г.Йошкар-Оле» ФИО1 было назначено пособие в виде ежемесячной выплаты на детей в размере 5033 руб. на каждого ребенка.
Ответчику было выплачено 87406 руб. 43 коп.
После сверки реестров получателей было выяснено, что матери ФИО7 ГКУ РМЭ «Центр социальной поддержки в Куженерском районе» также была назначена данная выплата.
ФИО1 и ФИО7 состоят в зарегистрированном браке, что подтверждается свидетельством о заключении брака <номер> от 30.10.2010.
Таким образом, в связи с обращением двумя родителями за одной и той же выплатой образовалась переплата в размере 87406 руб.43 коп.
Решением ГКУ РМЭ «Центр соцподдержки в г.Йошкар-Оле» <номер> от 23.10.2020 прекращена выплата ежемесячной выплаты на ребенка от 3 до 7 лет с 01.10.2020 в связи с получением данной выплаты матерью ребенка.
26.11.2020 ФИО1 были возвращены денежные средства в размере 4000 руб.
16.02.2021 ГКУ РМЭ «Центр соцподдержки в г.Йошкар-Оле» направило ФИО1 письмо о необходимости погашения задолженности в связи с получением выплат на детей в размере 83406 руб.43 коп.
Задолженность до настоящего времени не погашена.
Свою обязанность об извещении ГКУ РМЭ «Центр соцподдержки в г.Йошкар-Оле» об изменении дохода семьи, дающего право на получение указанного пособия (сведения о то, что супруга также является получателем данного пособия на детей) ФИО1 не исполнил, что свидетельствует о наличии недобросовестности в его действиях, влекущих в порядке ст. 1109 Гражданского кодекса РФ возможность взыскания необоснованно полученных выплат.
Таким образом, требование ответчика о взыскании с ФИО1 незаконно полученного пособия в размере 83406 руб.43 коп. подлежит удовлетворению.
Истец в силу закона освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска. В связи с чем, в порядке ст.103 ГПК РФ госпошлина подлежат взысканию с ответчика в размере 2702 руб.19 коп. в бюджет Муниципального образования ГО «Город Йошкар-Ола».
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
взыскать с ФИО1 в пользу Государственного казенного учреждения Республики Марий Эл «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в <адрес> Республики Марий Эл» денежные средства в размере 83406 руб.43 коп.
Взыскать с ФИО1 в бюджет муниципального образования ГО «Город Йошкар-Ола» расходы по оплате государственной пошлины в размере 2702 руб.19 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья К.С. Гуреева
В окончательной форме решение принято 23 сентября 2021 года.