ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4173 от 07.07.2011 Промышленного районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

                                                                                    Промышленный районный суд города Ставрополя                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Промышленный районный суд города Ставрополя — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-4173 /11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 июля 2011 года г. Ставрополь

Промышленный районный суд г. Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Санеева С.О.,

при секретаре Данченко С.А.,

с участием: истца ФИО1,

представителя ответчика Министерства финансов  по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2,

представителя ответчика Администрации  по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3,

представителя ответчика Управления образования администрации  по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству финансов , Администрации , Управлению образования администрации  об обязательстве выделить денежные средства равные размеру субсидии на приобретение или строительство жилья,-

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Министерству финансов Ставропольского края, Администрации г. Ставрополя, Управлению образования администрации г. Ставрополя об обязательстве выделить денежные средства равные размеру субсидии на приобретение или строительство жилья, из которого усматривается, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является сиротой, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он находился в Ставропольском городском специализированном доме ребенка, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он находился в Детском , с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в Региональном многопрофильном колледже . Решением Промышленного районного суда  от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в силу ДД.ММ.ГГГГ, его родители ФИО5 и ФИО6 в отношении истца лишены родительских прав. С июля 2008 года истец состоит на учёте граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации  из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей на основании постановления главы города Ставрополя от 15.07.2008 года № 1743. По состоянию на 15.07.2008 года номер по общему списку - 6871, по льготному списку - 191. В настоящее время номер истца по общему списку - 6016, по льготному списку -128. В соответствии со ст. 4 «Конвенции о правах ребенка» государства - участники принимают все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в настоящей Конвенции. В отношении экономических, социальных и культурных прав государства -участники принимают такие меры в максимальных рамках имеющихся у них ресурсов. Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно ст. 38 ч.1 конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находится под защитой государства. Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей, имеющие как основной, так и дополнительный характер, в соответствии со ст. 39 ч.ч. 2, 3 Конституции РФ устанавливаются Федеральными законами и законами субъектов РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе и учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: по договору социального найма; предоставление денежных средств (субсидии) на приобретение или строительство жилья в пределах установленных норм, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площадью жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края. Считает, что данные нормы законов не ставят его право на внеочередное получение жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку очередников). То есть в конкретном случае с июля 2008 года. Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Статьями 18, 19 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов МЗ, исполняются за счет средств местных бюджетов. Однако органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъектов РФ - законами субъектов РФ как на неограниченный срок, либо на определенный срок действия данных полномочий. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. В соответствии с ч. 3 ст. 20 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных гос.полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели финансовых средств. Так, в соответствии со ст.1 Закона Ставропольского края от 30.12.2004 № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления в Ставропольском крае отдельными гос.полномочиями Ставропольского края по соц.поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» органам местного самоуправления переданы отдельные гос.полномочия по обеспечению жильем указанной категории граждан. В соответствии со ст.4 указанного Закона Ставропольского края - для исполнения отдельных гос.полномочий, органам местного самоуправления передаются соответствующие финансовые средства. В силу ст.2, 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 № 7-кз «О дополнительных гарантиях по соц.поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по соц.поддержке детей - сирот, в том числе и обеспечение жильем являются расходными обязательствами Ставропольского края. То есть осуществляется через Министерство финансов Ставропольского края. На основании данного закона постановлением главы города Ставрополя от 09.07.2008 № 1704 «Об уполномоченных органах по реализации отдельных государственных полномочий Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утверждено Положение «О порядке реализации государственных полномочий по приобретению и предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории города Ставрополя» (далее Положение). Согласно п. 2.1 Положения, управление образования администрации города Ставрополя предоставляет денежные средства (субсидии) на приобретение или строительство жилья согласно Порядку предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному постановлением, правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 60-п в соответствии с правовым актом главы города Ставрополя на основании договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированных в установленном порядке в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. С учетом п. 2.2 Положения жилищное управление администрации города Ставрополя готовит проект муниципального правового акта о предоставлении субсидии указанной категории граждан в соответствии с Порядком предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 60-п. До настоящего времени истцу денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья не предоставлено, своего собственного жилья или жилья предоставленного ему по договору социального найма ФИО1 не имеет. Просил суд обязать Министерство финансов Ставропольского края, из средств бюджета Ставропольского края, выделить Администрации г. Ставрополя денежные средства для Управления образования администрации города Ставрополя, равные размеру субсидии на приобретение или строительство жилья, согласно Порядка предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение, или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 60-п., целевым назначением для ФИО1. Обязать Управление образования администрации города Ставрополя предоставить денежные средства (субсидию) на приобретение или строительство жилья ФИО1 согласно Порядка предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение, или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 60-п в соответствии с правовым актом главы города Ставрополя на основании договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированных в установленном Порядке в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Обязать администрацию города Ставрополя подготовить проект муниципального правового акта о предоставлении субсидии ФИО1 в соответствии с Порядком предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному постановлением правительства  от ДД.ММ.ГГГГ №-п.

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить, дал пояснения аналогичные изложенным в иске.

Представитель ответчика Министерства финансов Ставропольского края по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что в соответствии со статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством) (далее именуемые - дети-сироты), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Закона Ставропольского края от 31 декабря 2004 г. № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящими в обеспечении жилыми помещениями в соответствии со статьей 7 Закона Ставропольского края «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории муниципального района или городского округа Ставропольского края, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения. В соответствии со ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: по договору социального найма; предоставление денежных средств (субсидии) на приобретение или строительство жилья в пределах установленных норм, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площадью жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края. Согласно статье 6 указанного закона финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на очередной финансовый год в форме субвенций. Размер субвенции определяется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и законодательства Ставропольского края, с учетом натуральных норм питания, обеспечения обмундированием, мягким инвентарем и оборудованием, установленных социальных выплат, оплаты проезда и размера денежных средств на содержание ребенка опекуну (попечителю), установленного в соответствии с законодательством Ставропольского края, а также обеспечения жилыми помещениями по нормам, установленным законодательством Ставропольского края. Таким образом, органы местного самоуправления муниципального образования Ставропольского края наделены в установленном порядке отдельными государственными полномочиями в области социальной поддержки детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, а так же являются распорядителями указанных средств. Следовательно, заявленные исковые требования к органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации – министерству финансов СК не подлежат удовлетворению. Кроме того, удовлетворение требований ФИО1 повлечет нарушение прав других детей-сирот, которые стоят на очереди на жилье с более раннего периода. Просила суд в удовлетворении искового заявления отказать в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации г. Ставрополя по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что обеспечение жильем граждан данной категории осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Статьей 5 данного закона предусмотрено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Статьей 8 данного закона предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст. 14 ЖК РФ и ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к компетенции органов местного самоуправления относятся функции в том числе: ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам соц.найма; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам соц.найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. Статьями 18, 19 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов МЗ, исполняются за счет средств местных бюджетов. Однако ОМС могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъектов РФ - законами субъектов РФ как на неограниченный срок, либо на определенный срок действия данных полномочий. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных ОМС, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. В соответствии с ч.3 ст. 20 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» ОМС несут ответственность за осуществление отдельных гос.полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели финансовых средств. Так, в соответствии со ст.1  от ДД.ММ.ГГГГ №-кз «О наделении ОМС в  отдельными гос.полномочиями  по соц.поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» ОМС переданы отдельные гос.полномочия по обеспечению жильем указанной категории граждан. В соответствии со ст.4 Закона СК - для исполнения отдельных гос.полномочий, органам местного самоуправления передаются соответствующие финансовые средства. Так как в соответствии со ст. 2, 7 Закона СК от ДД.ММ.ГГГГ №-кз «О дополнительных гарантиях по соц.поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по соц.поддержке детей - сирот, в том числе и обеспечение жильем являются расходными обязательствами . Учитывая изложенное, постановлением главы  от ДД.ММ.ГГГГ № определен орган по реализации переданных ОМС города Ставрополя указанных гос.полномочий - управление образования администрации города Ставрополя. Данным постановлением утверждено положение о порядке реализации данных переданных полномочий. Таким образом администрация города Ставрополя исполнит переданные гос.полномочия в отношении указанной категории граждан, после того как будут переданы ОМС соответствующие денежные средства необходимые для приобретения и предоставления по договору соц.найма. Так же сообщила, что в соответствии с п.5 ст. 126 ГК РФ что муниципальные образования не отвечают по обязательствам субъекта РФ и обязательствам Российской Федерации. Кроме того в соответствии с ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ и ч.3 ст.57 ЖК РФ не предусмотрен срок, в течение которого, дети оставшиеся без попечения родителей, должны быть обеспечены жильем, таким образом данная категория граждан будет обеспечиваться жильем в объеме средств поступающих из бюджета .

Представитель ответчика Управления образования администрации  по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4, в судебном заседании просила суд вынести решение в соответствии с законом и с учетом интересов истца.

Представители третьих лиц Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края, Министерства образования Ставропольского края, извещенные надлежащим образом в судебное заседание не явились, письменных возражений по делу не представили, не представили сведений об уважительности причин своей неявки, отсутствует также просьба к суду о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие представителей третьих лиц.

Заслушав истца, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства и в их совокупности, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований ФИО1 в части по следующим основаниям.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 38 ч.1 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находится под защитой государства.

Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей, имеющие как основной, так и дополнительный характер, в соответствии со ст. 39 ч.ч. 2, 3 Конституции РФ устанавливаются Федеральными законами и законами субъектов РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе и учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее Федеральный закон N 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (далее ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления должны обеспечить условия для осуществления гражданами конституционного права на жилище в том числе путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного найма (ч. 1 ст. 1, п. 3 ст. 2).

Как установлено в судебном заседании ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является сиротой.

Из материалов дела усматривается, что с 11.04.1990 года по 30.08.1994 года он находился в Ставропольском городском специализированном доме ребенка (подтверждается архивной справкой №93 от 18.06.2008 года), с 01.09.1994 года по 01.09.2006 года он находился в Детском доме № 1 г. Ставрополя (подтверждается справкой №27 от 21.04.2008 года), с 01.09.2006 года по 30.06.2009 года обучался в Региональном многопрофильном колледже г. Ставрополя (подтверждается справкой №10389 от 24.09.2008 года).

Решением Промышленного районного суда  от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в силу ДД.ММ.ГГГГ, его родители ФИО5 и ФИО6 в отношении истца лишены родительских прав.

С июля 2008 года истец состоит на учёте граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации города Ставрополя из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей на основании постановления главы города Ставрополя от 15.07.2008 года № 1743. По состоянию на 15.07.2008 года номер по общему списку - 6871, по льготному списку - 191. В настоящее время номер истца по общему списку - 6016, по льготному списку -128.

Однако по настоящее время ФИО1 не предоставлено жилое помещение в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ и ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ.

Статья 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору:

- по договору социального найма;

- предоставление денежных средств (субсидии) на приобретение или строительство жилья в пределах установленных норм, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площадью жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Статьями 18, 19 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов МЗ, исполняются за счет средств местных бюджетов.

Однако органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъектов РФ - законами субъектов РФ как на неограниченный срок, либо на определенный срок действия данных полномочий.

Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

В соответствии с ч. 3 ст. 20 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели финансовых средств.

Так, в соответствии со ст.1 Закона Ставропольского края от 30.12.2004 № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на муниципальное образование город Ставрополь возложены отдельные государственные полномочия Ставропольского края по социальной поддержке указанной категории граждан, в том числе обеспечение жилыми помещениями.

В соответствии со ст.4 указанного Закона Ставропольского края - для исполнения отдельных государственных полномочий, органам местного самоуправления передаются соответствующие финансовые средства.

Статьей 6 Закона Ставропольского края от 30.12.2004 № 120-кз определено, что финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на очередной финансовый год в форме субвенций. Размер субвенции определяется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и законодательства Ставропольского края, с учетом натуральных норм питания, обеспечения обмундированием, мягким инвентарем и оборудованием, установленных социальных выплат, оплаты проезда и размера денежных средств на содержание ребенка опекуну (попечителю), установленного в соответствии с законодательством Ставропольского края.

Согласно ст. 2 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года № 7-кз «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке граждан данной категории являются расходными обязательствами Ставропольского края, то есть осуществляется через Министерство финансов Ставропольского края.

Постановлением главы города Ставрополя от 09.07.2008 № 1704 «Об уполномоченных органах по реализации отдельных государственных полномочий Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утверждено Положение «О порядке реализации государственных полномочий по приобретению и предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории города Ставрополя».

Согласно п. 2.1 Положения, управление образования администрации города Ставрополя предоставляет денежные средства (субсидии) на приобретение или строительство жилья согласно Порядку предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному постановлением, правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 60-п в соответствии с правовым актом главы города Ставрополя на основании договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированных в установленном порядке в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

С учетом п. 2.2 Положения жилищное управление администрации города Ставрополя готовит проект муниципального правового акта о предоставлении субсидии указанной категории граждан в соответствии с Порядком предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 60-п.

В силу п. 2 ч. 2 ст.57 Жилищного кодекса РФ основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относится прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Следовательно, у ФИО1, как нуждающегося в жилом помещении, после прекращения над ним попечительства, то есть еще в 2008 году, возникло в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. И, как имеющий право на внеочередное получение жилого помещения, по постановлению главы администрации  он был поставлен ДД.ММ.ГГГГ в льготную очередь на получение жилья. Однако полагающееся по закону жилое помещение по договору социального найма ему так и не было предоставлено.

Таким образом, ФИО1, является лицом из числа детей оставшихся без попечения родителей, которое в установленном порядке было признано нуждающимся в обеспечении жилым помещением.

На основании вышеизложенного исковые требования ФИО1, об обязательстве Управления образования администрации города Ставрополя предоставить денежные средства (субсидию) на приобретение или строительство жилья ФИО1 согласно Порядка предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение, или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 60-п в соответствии с правовым актом главы города Ставрополя на основании договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированных в установленном Порядке в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и обязательстве администрации города Ставрополя подготовить проект муниципального правового акта о предоставлении субсидии ФИО1 в соответствии с Порядком предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному постановлением правительства  от ДД.ММ.ГГГГ №-п подлежат удовлетворению.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 об обязательстве Министерства финансов , из средств бюджета Ставропольского края, выделить Администрации г. Ставрополя денежные средства для Управления образования администрации города Ставрополя, равные размеру субсидии на приобретение или строительство жилья, согласно Порядка предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение, или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 60-п., целевым назначением для ФИО1 суд считает необходимым отказать, поскольку они заявлены преждевременно.

В соответствии с изложенным и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО1 к Министерству финансов , Администрации , Управлению образования администрации  – удовлетворить частично.

Обязать Управление образования администрации города Ставрополя предоставить денежные средства (субсидию) на приобретение или строительство жилья ФИО1 согласно Порядка предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение, или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 60-п в соответствии с правовым актом главы города Ставрополя на основании договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированных в установленном Порядке в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Обязать администрацию города Ставрополя подготовить проект муниципального правового акта о предоставлении субсидии ФИО1 в соответствии с Порядком предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 60-п.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 об обязательстве Министерства финансов , из средств бюджета Ставропольского края, выделить Администрации г. Ставрополя денежные средства для Управления образования администрации города Ставрополя, равные размеру субсидии на приобретение или строительство жилья, согласно Порядка предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение, или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 60-п., целевым назначением для ФИО1 – отказать.

Решение может быть обжаловано в вой суд через Промышленный районный суд  в течение 10 дней.

Судья Санеев С.О.