ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4179/2021 от 24.12.2021 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

2-4179/2021

44RS0001-01-2021-008064-54

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 декабря 2021 года г. Кострома

Свердловский районный суд г. Костромы в составе

Председательствующего судьи Ковунева А.В., при секретаре Кузнецовой А.Д., с участием представителя истца ФИО2, представителя ответчика ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к областному государственному казенному учреждению «Центр социальных выплат» об обязании предоставить меру социальной поддержки в виде денежной компенсации оплаты за отопление жилого помещения,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным иском к ОГКУ Центр социальных выплат», просит суд, обязать ответчика предоставить ей меру социальной поддержки в виде денежной компенсации на оплату за отопление жилого помещения истицы (потребление электроэнергии электрокотлом) как «специалисту - педагогическому работнику, вышедшему на пенсию, отработавшему более 10-ти лет в сельской местности на территории Костромской области», и проживающему там исходя из реально понесенных на это расходов без учета нормативов потребления по электроснабжению, утвержденных Постановлением администрации Костромской области от <дата> N 95-а «Об утверждении нормативов потребления по электроснабжению для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в Костромской области» с <дата>. Мотивируя свои требования тем, что она являлась педагогическим работником и в период с <дата> по <дата> работала в качестве заместителя директора по учебно-воспитательной работе, учителя химии в Островской средней школе Костромской области, которая находится в сельской местности. С. 10.09.2007г. уволилась с указанных выше должностей в связи с выходом на пенсию и на момент увольнения ей предоставлялась мера социальной поддержки как педагогу, проживающему в сельской местности. Проживала и проживает в сельской местности - <адрес> в двухквартирном жилом доме, принадлежащей ей на праве собственности. Является пенсионером по старости с <дата>. Отопление в жилом помещении, где проживает истица, осуществляется собственным электрокотлом, что подтверждается Актом обследования жилищно-бытовых условий от <дата>. Этим же актом подтверждается отсутствие другого источника теплоэнергии в квартире Истицы. Технологическое присоединение электроустановки (электрокотла) в квартире Истцы было осуществлено <дата>. Учет электроэнергии, потребляемый электрокотлом, ведется от индивидуального прибора учета потребления электроэнергии. В расчетных документах электроотопление прописывается отдельной строкой. На момент установления электрокотла меры социальной поддержки, в которые входит и компенсация за отопление, истица получала по категории «инвалид». При этом, компенсацию за отопление истица имеет право получать как по категории «инвалид», так и по категории «специалист - педагогический работник, вышедший на пенсию, отработавший более 10-ти лет в сельской местности на территории Костромской области, и проживающий там». В декабре 2020 года истица обратилась с заявлением к ответчику о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (ЕДК по ЖКУ) по категории «специалист - педагогический работник, отработавший более 10 лет в сельской местности на территории Костромской области, проживающий там и вышедший на пенсию». После отказа Ответчика предоставить льготу как педработнику истица обратилась в суд. Решением Свердловского районного суда г. Костромы от <дата> ответчика обязали предоставить истцу, меру социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (ЕДК по ЖКУ) по категории «специалист -педагогический работник, отработавший более 10 лет в сельской местности на территории Костромской области, проживающий там и вышедший на пенсию» с <дата>. Потребление энергии электрокотлом в жилом помещении истицы в январе 2021 года составило 567 Квт на сумму 1913,62 рубля, компенсировали в феврале 2021 года 769 рублей. После вышеназванного судебного решения перерасчета не было. Обратившись к ответчику за разъяснениями, истице письменно ответили, что расчет компенсации с <дата> уже произведен. Компенсация в отопительный период составит только 485 Квт на человека, из них 50 Квт за освещение, так как электроотопление, по их мнению, не является коммунальной услугой «отопление» и расценивается ими как электроснабжение. Представлена таблица с расчетом, из которой видно, что в январе компенсации подлежит только 1581 рубль, из них за электроотопление 1418,10 рублей, при фактическом потреблении электрокотлом электроэнергии на сумму 1913,62 рубля. В конце таблицы указано итоговая величина, положенная к выплате 6352,78 рублей. В примечании отмечено, что за период с января по июль 2021 года (выплата в марте -сентябре 2021 года) истице выплачено 4074,44 рубля по категории «инвалид 2 гр». В результате перерасчета будет доплачено 2278,35 рублей (6352,78 - 4074,44) которая будет учтена при формировании документов на октябрь 2021 года. Таким образом, истице начислили ЕДК с <дата> как педработнику, вышедшему на пенсию за электроотопление исходя из нормы 435 Квт на человека, то есть не 100%. Истица считает такие действия ответчика незаконными и нарушающими ее права, поскольку размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных пунктом 8 статьи 47 ФЗ «Об образовании в РФ», устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях. Полагает, что федеральное законодательство не предусматривает ограничений в предоставлении данных льгот в зависимости от способа отопления жилого помещения и видов используемого на эти цели топлива. Не предусмотрено таких ограничений в предоставлении указанных льгот и законодательством Костромской области. Нормативы потребления электроэнергии в целях электроотопления установлены для оказания мер социальной поддержки без указания конкретных категорий лиц, для которых они подлежат применению. При этом вопрос применения либо неприменения данных нормативов к конкретной категории лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, следует разрешать, исходя из норм специального законодательства, которым предусмотрено право таких лиц на получение льгот и компенсаций. На основании положений Закона Костромской области от <дата>-ЗКО «О мерах социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности», указанные нормативы не подлежат применению при расчете компенсации лицам из категории «педагог, работающий и проживающий в сельской местности» за отопление жилого помещения. В законе прямо указано, что компенсация предоставляется по одному виду отопления без учета нормы предоставления площади жилого помещения и нормативов потребления. Полагает, что действия по выплате компенсации в связи с учетом норм потребления электроэнерги, в сущности вводит ограничение по источнику тепла для отопления жилого помещения получателю мер социальной поддержки. Потребление электроэнергии электрокотлом в квартире истицы фиксируется отдельным счетчиком электроэнергии. Показания счетчика фиксируются в ОАО «Костромская сбытовая компания» и передаются в ЕРКЦ. В соответствии с ними можно увидеть, сколько затрачено электроэнергии на отопление жилого помещения истицы. Данная информация через единый расчетный центр поступает ответчику и на ее основании рассчитывается компенсация.

Истец ФИО1 надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. В судебном заседании представитель истца ФИО2 исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, суду пояснил, что должна проводиться оплата по фактическим расходам на отопление, зафиксированным отдельным электросчетчиком.

Представитель ответчика Областного государственного казенного учреждения «Центр социальных выплат» ФИО3 исковые требования не признал, поддержал письменные возражения, согласно содержанию которых с <дата>ФИО1 является получателем мер социальной поддержки на основании закона Костромской области от 05.06.2006 года № 31-4-ЗКО «О мерах социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности» по категории «Педагогический работник» (пункт 7, части 1, статьи 3 Закона), Порядка предоставления мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности на территории Костромской области, утвержденного постановлением администрации Костромской области от 04.05.2011 года № 160-а. Ссылаясь на нормы п. 8 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», части 2, статьи 4 закона Костромской области от 05.06.2006 года № 31-4-ЗКО, постановлением администрации Костромской области от 20.11.2006 г. № 95-а «Об утверждении нормативов потребления по электроснабжению для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в Костромской области», ОГКУ «ЦСВ» считает, что предоставление ФИО1 мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации оплаты за электроотопление в полном объеме не соответствует действующему законодательству. Полагают, что Жилищным кодексом РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 определение «электроотопление» в Правилах отсутствует. Таким образом, «электроотопление» действующим законодательством не определено как коммунальная услуга и не включено в перечень оплаты за коммунальные услуги. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 4 Закона Костромской области от 05.06.2006 г. № 31-4-ЗКО, ежемесячная денежная компенсация в размере 100 процентов предоставляется на оплату только коммунальных услуг. В соответствии с п. 27 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 - в норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях включается расход электрической энергии, необходимый для освещения жилых помещений и использования бытовых приборов в жилых помещениях, в том числе стационарных электрических плит для приготовления пищи и электроотопительных и (или) электронагревательных установок в жилых помещениях при отсутствии централизованных газоснабжения, теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ, вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

В статье 47 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации" определен правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации. Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда (п.2 статьи 47 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Согласно ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством РФ и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствиями с положениями Закона Костромской области от 05.06.2006 №31-4-ЗКО «О мерах социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности» настоящий Закон устанавливает меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг руководителей областных государственных и муниципальных образовательных организаций, работников областных государственных и муниципальных образовательных организаций, организаций социального обслуживания, находящихся в ведении Костромской области, государственных областных и муниципальных учреждений культуры, организаций, подведомственных исполнительному органу государственной власти Костромской области, уполномоченному в области ветеринарии, учреждений по работе с молодежью, организаций здравоохранения, физкультурно-спортивных организаций, работающих и проживающих в сельской местности и городских поселках (поселках городского типа) на территории Костромской области (ст. 1).

Право на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом имеют следующие категории граждан, проживающих и работающих в сельской местности и городских поселках (поселках городского типа): педагогические работники областных государственных образовательных организаций и государственных организаций здравоохранения, находящихся в ведении Костромской области, муниципальных образовательных организаций и организаций социального обслуживания, находящихся в ведении Костромской области (п. 7 ч. 1 ст. 3).

Право на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом имеют члены семьи, постоянно проживающие с гражданами, указанными в части 1 настоящей статьи: супруг (супруга), дети, родители обоих супругов, а также лица, находящиеся на их иждивении. Перечень должностей категорий граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливается постановлением губернатора Костромской области (ч. 2, 3 ст. 3).

Меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг сохраняются за лицами, указанными в пунктах 1-6 части 1 настоящей статьи, после достижения ими возраста для мужчин - 60 лет, женщин - 55 лет либо после установления (назначения) им пенсии ранее указанного возраста, при наличии одновременно следующих условий: наличие стажа работы не менее 10 лет в организациях, учреждениях, указанных в части 1 настоящей статьи, расположенных в сельской местности, городских поселках (поселках городского типа) на территории Костромской области; предоставление на дату увольнения мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом; проживание в сельской местности, городских поселках (поселках городского типа) на территории Костромской области.

Меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг сохраняются за лицами, указанными в пунктах 7-8 части 1 настоящей статьи, после достижения ими возраста для мужчин - 60 лет, женщин - 55 лет либо после установления (назначения) им пенсии ранее указанного возраста, при наличии одновременно условий, указанных в абзацах третьем, четвертом настоящей части, а также стажа работы не менее 10 лет в государственных и (или) муниципальных организациях, учреждениях, относящихся к отраслям, указанным в части 1 настоящей статьи, и расположенных в сельской местности, городских поселках (поселках городского типа) на территории Костромской области, других субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 3).

Как следует из ст.4 Закона Костромской области от 05.06.2006 N 31-4-ЗКО для категорий граждан, указанных в пункте 7 части 1 статьи 3 настоящего Закона, устанавливаются следующие меры социальной поддержки: ежемесячная денежная компенсация в размере 100 процентов на оплату жилого помещения без учета нормы предоставления площади жилого помещения; ежемесячная денежная компенсация в размере 100 процентов на оплату за следующие коммунальные услуги: а) электроснабжение в пределах нормативов потребления, утверждаемых исполнительным органом государственной власти Костромской области в сфере государственного регулирования тарифов; б) отопление жилого помещения (теплоснабжение) без учета нормы предоставления площади жилого помещения и нормативов потребления;

При наличии нескольких видов отопления мера социальной поддержки предоставляется по одному виду отопления.

Порядок предоставления мер социальной поддержки граждан, указанных в статье 3 настоящего Закона, определяется постановлением администрации Костромской области(п.6)

Таким образом, педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, как и члены их семьи, постоянно проживающие с ними, имеют право на получение ежемесячной денежной компенсации в размере 100 процентов на оплату жилого помещения и на оплату таких коммунальных услуг как электроснабжение, отопление и газоснабжение

В силу ст.5 Закона Костромской области от 05.06.2006 N 31-4-ЗКО расходы на реализацию мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, установленных настоящим Законом, осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных в законе Костромской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

<адрес> принято Постановление от <дата> N 160-а «О порядке предоставления мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности на территории Костромской области» (в редакции, действующей на день рассмотрения дела судом) (далее- Порядок)

Согласно указанному постановлению, Департаменту по труду и социальной защите населения Костромской области определено производить предоставление мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной компенсации отдельным категориям граждан через областное государственное казенное учреждение «Центр социальных выплат» в порядке, установленном настоящим постановлением.

Согласно указанному Порядку, он определяет механизм предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в соответствии с действующим федеральным законодательством в форме ежемесячной денежной компенсации (п. 1).

Право на получение мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной компенсации имеют отдельные категории граждан согласно приложению №1 к настоящему Порядку. Предоставление ежемесячной денежной компенсации осуществляется областным государственным казенным учреждением «Центр социальных выплат» (п. 2).

Согласно Приложению №1 к порядку предоставления мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной компенсации отдельным категориям граждан, к категории граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, относятся инвалиды.

Граждане производят оплату жилого помещения и коммунальных услуг в полном объеме в сроки, установленные статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (п. 3).

В перечень документов, необходимых для предоставления ежемесячной денежной компенсации, входят, в том числе, заявление о назначении меры социальной поддержки по форме, установленной департаментом по труду и социальной защите населения Костромской области; документы, дающие право на получение мер социальной поддержки, в частности, один из следующих: удостоверение о праве на меры социальной поддержки установленного образца; справка о праве на меры социальной поддержки; справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выдаваемая федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы; справка органа Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства о назначении ежемесячной денежной выплаты (п. 4.2).

Основанием для отказа в назначении ежемесячной денежной компенсации являются: представление не в полном объеме или непредставление документов, указанных в пункте 4.2 настоящего Порядка (за исключением документов, запрашиваемых путем межведомственного электронного взаимодействия); наличие в представленных документах недостоверных сведений; гражданин не относится к категориям граждан, указанным в приложении N 1 к настоящему Порядку; наличие у гражданина непогашенной задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, образовавшейся за период не более чем три последних года, подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом; получение гражданином ежемесячной денежной компенсации по месту жительства (в случае, если заявление подано по месту пребывания); отсутствие у гражданина права на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг; получение гражданином мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг по иным основаниям (п. 4.5).

Ежемесячная денежная компенсация назначается гражданам не более чем на одно жилое помещение (п. 5).

В соответствии с п.24. Порядка предоставление ежемесячной денежной компенсации осуществляется в месяце, предшествующем месяцу, в котором наступает срок оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги.

Ежемесячная денежная компенсация назначается гражданам не более чем на одно жилое помещение(п.26 Порядка). Размер ежемесячной денежной компенсации определяется без учета меры социальной поддержки по оплате твердого топлива(п.27 Порядка).

Размер ежемесячной денежной компенсации определяется дифференцированно для каждого гражданина в разрезе предоставляемых ему видов жилищных и коммунальных услуг. Общий размер ежемесячной денежной компенсации состоит из сумм компенсаций по каждому виду жилищных и коммунальных услуг.(п.28 Порядка).

Согласно п.29 Порядка в случае если объем фактического потребления коммунальных услуг меньше норматива потребления или занимаемая площадь жилого помещения меньше нормы предоставления площади жилого помещения, размер ежемесячной денежной компенсации за коммунальные услуги по электроснабжению и газоснабжению в части расходования природного газа для отопления жилых помещений от газовых котлов рассчитывается по фактическому потреблению указанных услуг и занимаемой площади жилого помещения.

Сведения о фактическом потреблении гражданами жилищно-коммунальных услуг за предыдущий месяц представляются в Центр в порядке и по форме, предусмотренной соглашениями о взаимодействии между Центром и поставщиками жилищно-коммунальных услуг.

В случае изменения размера платы за жилищные и коммунальные услуги, нормативов потребления коммунальных услуг, нормы предоставления площади жилого помещения, индексация ежемесячной денежной компенсации гражданам производится Центром в течение месяца со дня соответствующих изменений на индекс изменения по соответствующему показателю, без истребования заявлений граждан(п.30 Порядка).

Как установлено судом истец ФИО1 является собственником квартиры по проживает в сельской местности в жилом доме по адресу: <адрес>, имеет регистрацию по месту жительства по указанному адресу в составе семьи из одного человека, что подтверждается копией свидетельства о регистрации права от <дата>, информацией администрации Островского муниципального района Костромской области от <дата>.

Согласно справке МКОУ «Островская СОШ» от <дата>, ФИО1 работала в учреждении в период с <дата> по <дата> в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе, учителя химии.

Согласно информации отдела образования Администрации Островского муниципального района Костромской области от <дата>, ФИО1<дата> уволена из МКОУ «Островская СОШ» в связи с выходом на пенсию и на момент увольнения ей предоставлялись меры социальной поддержки в соответствии с действующим Законом Костромской области от 05.06.2006 №31-4-ЗКО.

Представителем ответчика не оспаривалось, что истица проживает и работала в сельской местности, и соответственно обладает правом на получение меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по категории «специалист - педагогический работник, отработавший более 10 лет в сельской местности на территории Костромской области, проживающий там и вышедший на пенсию.

Кроме того, решением Свердловского районного суда г. Костромы от <дата>, вступившим в законную силу <дата> исковые требования ФИО1 к областному государственному казенному учреждению «Центр социальных выплат» удовлетворены. Суд решил, обязать областное государственное казенное учреждение «Центр социальных выплат» предоставлять ФИО1 меру социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по категории «специалист - педагогический работник, отработавший более 10 лет в сельской местности на территории Костромской области, проживающий там и вышедший на пенсию» с <дата>.

Отопление в жилом помещении, где проживает истица, осуществляется электрокотлом, что подтверждается Актом обследования жилищно-бытовых условий от <дата>. Этим же документом подтверждается отсутствие другого источника теплоэнергии в квартире истицы. Отдельное технологическое присоединение электроустановки (электрокотла) в квартире истицы было осуществлено <дата> и на котел установлен отдельный счетчик, что подтверждается актом об осуществлении технологического присоединения от <дата> года

С этого же момента учет электроэнергии, потребляемый электрокотлом, ведется от индивидуального прибора учета потребления электроэнергии. В расчетных документах электроотопление прописывается отдельной строкой. Как установлено выше названным решением <дата> меры социальной поддержки, в которые входит и компенсация за отопление, истица получала по категории «инвалид».

В соответствии с решением суда от <дата> с <дата> истица получает вышеназванную меру социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по категории «специалист - педагогический работник, отработавший более 10 лет в сельской местности на территории Костромской области, проживающий там и вышедший на пенсию».

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 04.12.2007 года N 947-О-П, установление правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.

Как следует из указанных выше норм закона не предусмотрено ограничений в предоставлении данных льгот в зависимости от способа отопления жилого помещения и видов используемого на эти цели топлива.

Наделение законом субъектов Российской Федерации правом на установление порядка и условий предоставления мер социальной поддержки данной категории граждан направлено на формирование механизма межбюджетных отношений и не регулирует объем льгот, предоставляемых данной категории населения.

Электроотопление не является неотъемлемой частью коммунальной услуги по электроснабжению. Согласно сведений, представленных в суд в квитанциях АО «ЕИРКЦ», направленных в адрес ФИО1 имеется строка «Электроотопление». Суммы, в этой строке, представляют собой оплату за электроэнергию, потребленную на работу электрокотла.

Из ответа ОГКУ «ЦСВ» на обращение ФИО1 от <дата> следует, что компенсация в отопительный период учреждением определена с учетом норматива 485 Квт на человека, из них 50 Квт за освещение, так как электроотопление, по их мнению, не является коммунальной услугой «отопление» и расценивается ими как электроснабжение.

Ответчик при расчете компенсации подлежащей выплате ФИО1 применил требования постановления Администрации Костромской области от 20.11.2006 N 95-а «Об утверждении нормативов потребления по электроснабжению для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в Костромской области».

В соответствии с пунктами 1, 1.3 постановления Администрации Костромской области от 20 ноября 2006 г. N 95-а «Об утверждении нормативов потребления по электроснабжению для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в Костромской области» в целях реализации мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством администрация Костромской области установила на территории Костромской области, для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нормативы потребления по электроснабжению в месяц на одного человека, имеющего право на получение такой поддержки согласно федеральному и областному законодательству, в частности, при использовании электроэнергии на работу электробытовых приборов, нужды освещения и электроотопления (для жилых помещений, оборудованных в установленном порядке индивидуальными (квартирными) электроотопительными системами стационарного типа, при отсутствии электроплит): в течение отопительного периода (январь - апрель и октябрь - декабрь) - 485 кВт*час, в неотопительный период (май - сентябрь) - 50 кВт*час.

Из указанных выше положений законодательства следует, что нормативы потребления электроэнергии в целях электроотопления не подлежат применению при расчете компенсации лицам из категории «Специалист-педагогический работник, отработавший 10 лет в сельской местности на территории Костромской области, проживающий там и вышедший на пенсию» за отопление жилого помещения.

Сторона ответчика полагает, что услуга «отопление» охватывается понятием «электроснабжение», а потому компенсация расходов за ее оплату должна производиться по нормативам потребления.

Данный довод опровергается диспозицией части 2 статьи 4 Закона Костромской области от 5 июня 2006 г. N 31-4-ЗКО, разграничивающей услуги по «отоплению» и «электроснабжению» и предусматривающей в отношении каждой из указанных услуг свой размер и порядок компенсации.

Довод ответчика о том, что коммунальная услуга «электроотопление» входит в коммунальную услугу «электроснабжение», соответственно, компенсация за данную услугу должна предоставляться исходя из норм потребления, установленных постановлением администрации Костромской области от 20.11.2006 №95-а так же противоречит и Федеральному законодательству, в том числе действовавшему в период принятия указанного постановления Федеральному закону «Об образовании», предусматривающему для рассматриваемой категории граждан предоставление льгот по бесплатной жилой площади с отоплением, которые не отменены и в отношении которых сохраняется прежний порядок предоставления, и предоставление таких льгот не предусматривает каких-либо ограничений в зависимости от способа отопления жилого помещения и видов используемого на эти цели топлива.

Таким образом истец имеет право на компенсацию оплаты за электроотопление (теплоснабжение) всего занимаемого жилого помещения в полном объеме без учета нормативов потребления, установленных постановлением Администрации Костромской области от 20.11.2006 N 95-а.

Полномочиями по назначению, расчету, перерасчету сумм ежемесячной денежной компенсации обладает учреждение ответчик, что в ходе рассмотрения дела не оспаривалось.

Расходы истца по оплате подтверждаются счетами-квитанциями, а сумма полученных компенсаций выпиской по лицевому счету ПАО Сбербанк, а так же копией сберегательной книжки на имя истица. При этом из представленных в материалы дела документов, следует, что общая сумма ежемесячной денежной компенсации по оплате электроотопления в спорный период является неполной, так как выплачена не в размере фактических затрат истца на отопление, а с применением ответчиком нормативов потребления.

Вместе с тем, как суд указал выше, в ходе рассмотрения заявленных требований он пришел к выводу о том, что действия ОГКУ «Центр социальных выплат» по предоставлению истцу, как педагогическому работнику муниципального образовательного учреждения КО, проживающего и работающего в сельской местности меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации по оплате отопления жилого помещения за период с 01.01.2021 года в пределах нормативов потребления электроснабжения, утвержденных постановлением администрации Костромской области от 20 ноября 2006 года № 95-а «Об утверждении нормативов потребления по электроснабжению для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в Костромской области» не основаны на законе.

В связи с чем исковые требования ФИО1 о возложении на ответчика обязанности предоставить истцу меру социальной поддержки в виде денежной компенсации на оплату за отопление жилого помещения истицы (потребление электроэнергии электрокотлом в жилом помещении истицы) как специалисту – педагогическому работнику, вышедшему на пенсию, отработавшему в сельской местности, исходя из реально понесенных на это расходов без учета нормативов потребления электроснабжения, утвержденных Постановлением администрации Костромской области от 20 ноября 2006 года № 95-а «Об утверждении нормативов потребления по электроснабжению для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в Костромской области» с <дата> подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования ФИО1 к областному государственному казенному учреждению «Центр социальных выплат» об обязании предоставить меру социальной поддержки в виде денежной компенсации оплаты за отопление жилого помещения удовлетворить.

Обязать областное государственное казенное учреждение «Центр социальных выплат» предоставить ФИО1 меру социальной поддержки в виде денежной компенсации на оплату за отопление жилого помещения истицы (потребление электроэнергии электрокотлом в жилом помещении истицы) как специалисту – педагогическому работнику, вышедшему на пенсию, отработавшему в сельской местности, исходя из реально понесенных на это расходов без учета нормативов потребления электроснабжения, утвержденных Постановлением администрации Костромской области от <дата>-а «Об утверждении нормативов потребления по электроснабжению для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в Костромской области» с <дата>.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г.Костромы в течение одного месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.

Судья Ковунев А.В.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено <дата>.