№ 2-7/2014РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
г. Пыталово 24 февраля 2014 года
Пыталовский районный суд Псковской области в составе: председательствующего судьи Ивановой Н.В.,
при секретаре ФИО2,
с участием представителя истца - Федерального государственного казённого учреждения «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Псковской области» - ФИО4, действующего на основании доверенности,
ответчицы ФИО1,
представителя ответчицы – ФИО3, действующего на основании нотариальной доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску федерального государственного казённого учреждения «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Псковской области» к ФИО1 об установлении сервитута,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казённое учреждение «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Псковской области» (далее - ПУ ФСБ России по Псковской области) обратилось в суд с иском к ФИО1 об установлении сервитута на земельный участок, ссылаясь на то, что ответчица является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 180 000 квадратных метров, расположенного на удалении 20 метров в южном направлении от деревни <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ между Российской Федерацией и Латвийской Республикой заключен договор о российско-латвийской государственной границе (далее – договор). Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 226 российская сторона ратифицировала договор, в связи с чем, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 года № 1069-Р, проводятся демаркационные работы по обозначению государственной границы на местности, в том числе и на территории Пыталовского района Псковской области.
Данным распоряжением Правительство РФ обязало Федеральную службу безопасности Российской Федерации провести установку пограничных столбов и знаков, а также прорубку, расчистку пограничных просек и мест установки пограничных столбов силами и средствами привлекаемых организаций.
Распоряжением ФСБ России от 28 сентября 2009 года № Р-49 выполнение данной работы возложено на ПУ ФСБ России по Псковской области.
Демаркационные работы по обозначению государственной границы на местности осуществляются в соответствии с протокольным описанием её прохождения российской и латвийской сторонами, согласно приложению к договору. На территории <адрес>, на удалении до 20 метров, к линии государственной границы примыкает земельный участок, принадлежащий на праве собственности ответчице.
Пограничным управлением совместно с государственным комитетом Псковской области по имущественным отношениям, в соответствии с постановлением Правительства от 6 марта 1998 года № 289, проведены работы по размежеванию земельного участка, принадлежащего ФИО1, земельной полосе шириной 10 метров, площадью 12 073 кв.м. был присвоен межевой номер №
С предложением органов исполнительной власти Псковской области по разделу и регистрации данного земельного участка ФИО1 не согласилась, в связи с чем не завершён отвод соответствующей земельной полосы вдоль Государственной границы РФ, что срывает план демаркационных работ и международные обязательства российской стороной по обозначению Государственной границы РФ с Латвийской Республикой.
Просит установить сервитут в отношении десятиметровой полосы вдоль государственной границы на земельном участке, принадлежащем на праве собственности ФИО1 с кадастровым номером №, расположенном в <адрес>, для проведения демаркационных работ ПУ ФСБ России по Псковской области и привлекаемыми в этих целях организациями до принятия и реализации решения государственного органа об изъятия земельного участка для государственных нужд.
В судебном заседании представитель истца - ПУ ФСБ России по Псковской области - ФИО4 иск поддержал, уточнил его и пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ между Российской Федерацией и Латвийской Республикой заключен договор о российско-латвийской государственной границе. Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 226 российская сторона ратифицировала договор, в настоящее время в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 года № 1069-Р проводятся демаркационные работы по обозначению государственной границы на местности, в том числе и на территории Пыталовского района Псковской области, которые должны быть закончены к ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением ФСБ России от 28 сентября 2009 года № Р-49 выполнение демаркационных работ возложено на ПУ ФСБ России по Псковской области. В соответствии с постановлением Правительства от 6 марта 1998 года № 289 и ст. 8 ФЗ «О государственной границе Российской Федерации» в интересах надлежащего содержания Государственной границы пограничным органам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отводится в бессрочное (постоянное) пользование до 10 метров земельной полосы, проходящей непосредственно вдоль Государственной границы. На территории <адрес>, к линии государственной границы примыкает земельный участок, принадлежащий на праве собственности ответчице ФИО1 Пограничным управлением совместно с государственным комитетом Псковской области по имущественным отношениям были проведены работы по размежеванию земельного участка ответчицы, по итогам работ земельной полосе, шириной 10 метров, площадью 12 073 кв.м., присвоен межевой номер №. С предложением органов исполнительной власти Псковской области о регистрации раздела земельного участка для последующей постановки на кадастровый учёт вновь образуемого участка с целью его последующего изъятия для государственных нужд путём выкупа ФИО1 не согласилась, в связи с чем не завершен отвод соответствующей земельной полосы вдоль Государственной границы РФ. От заключения соглашения об установлении частного сервитута ответчица отказалась. Данными обстоятельствами срывается план демаркационных работ и, как следствие, принятые российской стороной международные обязательства по обозначению государственной границы с Латвийской Республикой. Иной возможности для прохода и проезда для проведения данных работ на участке ответчицы не имеется.
В целях выполнения плана демаркационных работ в рамках принятых российской стороной международных обязательств, до принятия органами исполнительной власти решения об изъятия земельного участка для государственных нужд, просит установить частный сервитут до ДД.ММ.ГГГГ в отношении десятиметровой полосы вдоль государственной границы, на земельном участке, расположенном на территории <адрес>, принадлежащем на праве собственности ФИО1, имеющем кадастровый номер №, площадью 180 000 квадратных метров, из земель сельскохозяйственного назначения, для проведения ПУ ФСБ России по Псковской области и привлекаемыми в этих целях организациями демаркационных работ по обозначению государственной границы.
Ответчица ФИО1 иск не признала, пояснив, что в 2009 году стала собственником земельного участка, образованного путём выдела в счёт принадлежащей ей доли в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, ранее принадлежавшего <данные изъяты>», расположенного на территории <адрес>. При образовании земельного участка и согласовании его границ каких-либо ограничений в его использовании компетентными организациями не устанавливалось. Сельскохозяйственную деятельность на своём земельном участке она не ведёт, имеет намерение его продать. На земельном участке пограничными органами уже установлены пограничные столбы и знаки. С его разделом она не согласна в связи с тем, что это повлияет на стоимость участка. На предложение представителя истца об установлении сервитута на её земельный участок не согласна в связи с тем, что истец не указал на такое его условие как возмездность, полагает, что сервитут должен быть платным.
Представитель ответчицы - ФИО3 иск не признал, пояснив, что в соответствии с ч. 6 ст. 23 ЗК РФ ответчица, как собственник земельного участка, вправе требовать соразмерную плату от истца, в связи с чем полагает, что сервитут должен быть платным. Кроме того, считает, что истец просит установить публичный сервитут, а не частный.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - председатель Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям ФИО5 в суд не явилась, представила заявление, в котором просила рассмотреть дело в её отсутствие, против удовлетворения иска не возражала.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области - ФИО6 в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, против удовлетворения иска не возражал.
Выслушав объяснения представителя истца, ответчицы и её представителя, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Согласно пункту 2 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации, обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.
Согласно пункту 3 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации, сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.
В соответствии с частью 3 статьи 8 ФЗ № 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" в интересах надлежащего содержания Государственной границы пограничным органам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отводится земельная полоса, проходящая непосредственно вдоль Государственной границы на суше и при необходимости - по берегу российской части вод пограничной реки, озера или иного водного объекта.
Судом установлено, что 27 марта 2007 года между Российской Федерацией и Латвийской Республикой заключен договор о российско-латвийской государственной границе.
Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 226 «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о российско-латвийской государственной границе» российская сторона ратифицировала данный договор.
В соответствии с Законом о ратификации № 226 Правительство Российской Федерации 30 июля 2009 года издало распоряжение № 1069-Р, согласно которому определён порядок проведения демаркационных работ по обозначению государственной границы на местности.
Согласно пункту 11 распоряжения Правительства Российской Федерации № 1069-Р, работа по установке пограничных столбов и знаков, а также прорубка, расчистка пограничных просек и мест установки пограничных столбов, силами и средствами привлекаемых организаций, возложена на ФСБ России.
Распоряжением ФСБ России от 28 сентября 2009 года № Р-49 выполнение данных работ возложено на Пограничное управление ФСБ России по Псковской области.
Демаркационные работы по обозначению государственной границы на местности осуществляются согласно описанию её прохождения российской и латвийской сторонами, изложенному в приложении № 1 к Договору о российско-латвийской государственной границе.
Согласно кадастровому делу объекта недвижимости, на территории <адрес>, к линии государственной границы примыкает земельный участок с кадастровым номером №, площадью 180 000 кв.м., принадлежащий на праве собственности ответчице ФИО1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии №, выданным ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной регистрационной службы по Псковской области, а также выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ № №
Согласно принятому во исполнение части 3 статьи 8 ФЗ "О Государственной границе Российской Федерации" постановлению Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 года № 289 «Об утверждении норм отвода органам и войскам Федеральной пограничной службы Российской Федерации в бессрочное (постоянное) пользование земельной полосы, проходящей непосредственно вдоль государственной границы Российской Федерации на суше, а при необходимости - по берегу российской части вод пограничных рек, озер или иных водоёмов», установлено, что при отводе пограничным органам в бессрочное пользование земельной полосы выделение из федерального бюджета средств органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, необходимых для выкупа земельных участков, возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам, а также для возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, будет осуществляться по отдельным решения Правительства Российской Федерации.
В соответствии с приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 года № 289, установлена норма отведения пограничным органам земельной полосы, проходящей непосредственно вдоль государственной границы РФ на суше для её обозначения - от 5 до 10 метров.
Во исполнение данных правовых актов, с целью осуществления отвода земли, по заданию Пограничного управления ФСБ России по Псковской области объединённой комплексной экспедицией № ФГУП «<данные изъяты>, были произведены работы по межеванию земельного участка ФИО1, по результатам которых, земельный участок, принадлежащий ответчице, подлежал разделу на два участка: один - с кадастровыми номером №, площадью 12 073 кв.м., в виде земельной полосы шириной 10 метров, расположенный непосредственно вдоль государственной границы, другой - с кадастровым номером №, площадью 167928 кв.м.
Соглашение о разделе земельного участка между сторонами не было достигнуто в связи с несогласием ФИО1 с разделом участка, о чём она собственноручно указала в тексте соглашения о разделе, составленном специалистом.
С предложением представителя истца об установлении сервитута на земельный участок ответчица и её представитель не согласились, ссылаясь на отсутствие условия о плате за сервитут, при этом по существу против установления сервитута, то есть права ограниченного пользования истцом земельным участком, не возражали.
Данный довод ответчицы и её представителя, а также довод последнего о том, что истец просит установить публичный сервитут, а не частный, суд находит несостоятельными, поскольку публичный сервитут устанавливается для неопределенного круга лиц, истец же в судебном заседании просил установить частный сервитут для выполнения им, как конкретным юридическим лицом, обозначенных законом функций, для проведения демаркационных работ вдоль государственной границы, для защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации, собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Исходя из изложенного, суд находит, что в случае заявления ответчицей требования о соразмерной плате за пользование её земельным участком истцом, оно может быть разрешено путём предъявления соответствующего иска.
Таким образом, суд находит, что в целях выполнения ПУ ФСБ России по Псковской области плана демаркационных работ в рамках принятых российской стороной международных обязательств, до принятия органами исполнительной власти решения об изъятия земельного участка ответчицы для государственных нужд, на него следует установить частный сервитут, поскольку установление права ограниченного пользования земельным участком ответчицы истцу необходимо, между сторонами не достигнуто соглашение об установлении сервитута, у истца не имеется иной возможности для прохода и проезда для проведения возложенных на него законом работ на участке ответчицы, осуществление сервитута наименее обременительно для земельного участка.
Данные обстоятельства ответчицей и её представителем не оспаривались.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск федерального государственного казённого учреждения «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Псковской области» к ФИО1 об установлении сервитута удовлетворить.
Установить частный сервитут до ДД.ММ.ГГГГ в отношении десятиметровой полосы вдоль государственной границы, на земельном участке, расположенном на территории <адрес>, принадлежащем на праве собственности ФИО1, имеющем кадастровый номер №, площадью 180 000 квадратных метров, из земель сельскохозяйственного назначения, для проведения ПУ ФСБ России по Псковской области и привлекаемыми в этих целях организациями демаркационных работ по обозначению государственной границы.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Пыталовский районный суд в течение месяца.
Судья: Н.В. Иванова