Дело № 2-418/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июня 2017 года г. ФИО4
Белокалитвинский городской суд Ростовской области в составе
председательствующего судьи Матвеевой Н.Д.
при секретаре Калининой М.П.
с участием представителя истца адвоката Поддубной С.В. по доверенности и ордеру,
представителя ответчика ФИО1 по доверенности
представителя третьего лица ФИО2 по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Муниципальному образованию «Белокалитвинский район» в лице Администрации Белокалитвинского района о взыскании недоплаченной государственной пенсии по выслуге лет, третье лицо Управление социальной защиты населения Администрации Белокалитвинского района,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд к ответчику с иском о взыскании недоплаченной пенсии, в обосновании иска истец указал, что Постановлением Главы Белокалитвинского района № 1078 от 12.12.2008 г. ему назначена пенсия за выслугу лет, как муниципальному служащему с 01.12.2008 года в размере 22521,89 рублей, с учетом стажа выборной муниципальной должности 3года.
Стаж работы в выборной муниципальной должности 3 года 11 месяцев 28 дней (с 29.03.1997 года по 27.03.2001 год) был установлен ему решением комиссии по вопросам стажа муниципальной службы Администрации Белокалитвинского района от 11.12.2008 года (протокол №3).
С 24.05.1982 года по 19.01.1986 года работал председателем Орловского райисполкома Ростовской области - был избран на должность Решением 10-й сессии райсовета 17 созыва от 24.05.1982г., 22.01.1986г.-был назначен и.о. председателя Белокалитвинского райисполкома Ростовской области - решение № 22 от 22.01.1986г., решением 6-й сессии райсовета от 26.04.1986 г. - избран на должность председателя райисполкома, решением 8-й сессии 20 созыва - избран председателем исполкома Белокалитвинского городского Совета народных депутатов, 24.12.1991г. - назначен на должность Главы администрации города ФИО4 - постановлением Главы администрации Ростовской области № 86 от 24.12.1991 г.
29.03.1997г. - вступил в должность Главы администрации города ФИО4 и района - постановление Главы администрации № 1 от 29.03.1997 года.
27.03.2001 г. - уволен по истечении срока полномочий п. 2 ст. 29 КЗоТ РФ с сохранением льгот и гарантий, предусмотренных для выборных должностных лиц местного самоуправления - постановление Главы администрации № 614 от 27.03.2001 года. Стаж работы на выборных должностях составил в общей сложности 18 лет 10 месяцев.
29.10.2014года истец обратился с заявлением на имя Главы администрации Белокалитвинского района Ростовской области с просьбой включить ему в стаж муниципальной службы период работы в должности Главы администрации города ФИО4 с 24.12.1991года по 28.03.1997 года, так как на эту должность он избирался.
Постановлением Администрации Белокалитвинского района от 24.11.2014 года № 2228 «О перерасчете государственной пенсии за выслугу лет лицу, замещавшему муниципальную должность», ему с 01.11.2014 года произведен перерасчет государственной пенсии за выслугу лет в размере 39102 руб. 60 коп. с учетом стажа 9 лет - замещение муниципальной должности с 01.01.1992 года по 28.03.1997 года (согласно протоколу № 7 заседания комиссии по вопросам стажа муниципальной службы от 13.11.2014года).
Истец полагал, что комиссия ответчика при назначении пенсии с 01.12.2008года неправильно исчислила стаж для выслуги лет по замещаемой им муниципальной должности, чем нарушила его право на достойное социальное обеспечение в виде государственной пенсии по выслуге лет, поэтому обратился в суд с иском о взыскании с Муниципального образования «Белокалитвинский район» в лице Администрации Белокалитвинского района в его пользу неполученной государственной пенсии по выслуге лет в связи с замещением муниципальной должности за 3 года- с 01.11.2011 года по 01.11.2014 года и обязании ответчика произвести расчёт задолженности за период с 01.11.2011 года по 01.11.2014 года.
Судебным решением от 14.01.2015 года его требования удовлетворены в полном объеме.
Несмотря на имеющиеся данные, подтверждающие факт замещения муниципальной должности с 01.01.1992года по 28.03.1997года, ответчик после изменения нормативной базы согласно решению от 27.08.2009года, принятому Собранием депутатов муниципального образования, не привел назначение пенсии по выслуге лет ему в соответствие с изменениями, в связи с чем ему неправомерно производилась выплата пенсии исходя из выслуги 3 года (3 года 11 мес. 28 дней) после 27.08.2009 года по 01.11.2014 года.
Поскольку данная ошибка была признана ответчиком и истцу был установлен стаж муниципальной службы для включения в период замещения выборной муниципальной должности 9 лет 2 месяца 25 дней, произведен расчёт выслуги равной 9 годам, истец полагает, что уменьшение размера выслуги лет и размера его пенсии по выслуге лет произошло по вине ответчика.
Согласно ст. 17 ФЗ от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в РФ" размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Из смысла ст. 17, 20 Закона следует, что перерасчет размера трудовой пенсии производится со сроков, с которыми связывается наступление определенных обстоятельств, независимо от волеизъявления пенсионера, либо со сроков, определенных временем подачи пенсионером соответствующего заявления. В зависимости от этого различают процедуру перерасчета размера трудовой пенсии в сторону уменьшения и в сторону увеличения.
В соответствии с п. 2 ст. 22 Федерального закона от 15.12.2001 года №166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", перерасчет размера пенсии может производиться в связи с изменением группы инвалидности, причины инвалидности, количества нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении пенсионера, категории нетрудоспособного члена семьи умершего кормильца, а также в связи с изменением условий назначения социальной пенсии.
Как установлено судом, имело место изменение нормативного регулирования в вопросах установления стажа муниципальной службы, что существенно влияло на изменение условий назначения за выслугу лет муниципальному служащему ФИО3 в сторону увеличения размера пенсии, то есть улучшения его материального положения, что не требовало предоставления дополнительных сведений о стаже.
Согласно представленным справкам УСЗН Администрации
Белокалитвинского района № 1, № 2, № 3 и № 4 от 24.01.2017 года, размер фактически выплаченной пенсии: за декабрь 2008 года составил 22 521,89 рублей; за 2009 год составил 318 699,93 рублей; за 2010 год составил 352 349,59 рублей; за 2011 год составил 224 789,90 рублей, а всего на общую сумму 918 361,31 рублей.
Исходя из решения Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 14.01.2015 года, размер ежемесячной пенсии должен составлять 39102,60 рублей.
Следовательно, учитывая сведения о выплаченной государственной пенсии за период с 01.12.2008 года по 01.11.2011 год, содержащиеся в приобщенных к настоящему исковому заявлению справках УСЗН Администрации Белокалитвинского района №№ 1, 2, 3, 4 от 24.01.2017 года, полагает, что истицу недоплачено государственной пенсии по выслуге лет за период с 01.12.2008 года по 01.11.2011 год в размере 452 968,87 рублей.
Считает, что при изложенных обстоятельствах, а также с учетом положений статьи 208 ГК РФ, срок исковой давности к требованиям, связанным со взысканием недоплаченной пенсии по выслуге лет, не может быть применен, как к требованию по праву собственности.
В связи с чем просит суд взыскать с Муниципального образования «Белокалитвинский район» в лице Администрации Белокалитвинского района в его пользу неполученную государственную пенсию по выслуге лет за период с 01 декабря 2008 года по 01 ноября 2011 года в сумме 452 968,87 рублей, в связи с замещением муниципальной должности, рассмотреть исковое заявление в его отсутствие, поскольку постоянно
проживает и зарегистрирован в другом регионе по адресу, указанному в
тексте искового заявления, и в силу своего возраста приезжать в гор.
ФИО4 Ростовской области ему затруднительно.
В судебном заседании представитель истца уточнила исковые требования и просила устранить нарушение права по перерасчёту государственной пенсии по выслуге лет в соответствии с Положением об условиях и порядке назначения государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы, утвержденным решением Собрания депутатов Белокалитвинского района от 27.08.2009 года № 405, обязав ответчика произвести перерасчёт государственной пенсии по выслуге лет за период с 22.09.2009 года по 01.11.2011 года и выплатить истцу недополученную государственную пенсию по выслуге лет за указанный период в размере 332232,30 рублей.
Представитель ответчика ФИО1 исковые требования не признала, пояснила, что право граждан на пенсионное обеспечение закреплено ст. 39 Конституции РФ, размер и порядок исчисления пенсии, а также порядок осуществления перерасчета ее размера в связи с изменениями учитываемыми при исчислении пенсии определены Федеральным законом от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральным законом от 15.12.2001№166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федеральным законом от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Решением Собрания депутатов Белокалитвинского района от 27.08.2009 №405 и иными нормативными актами регулирующими правоотношения в данной области.
Право на восстановление нарушенных пенсионных прав в данной ситуации реализуется истцом путем предъявления требования о взыскании недополученных сумм пенсии, и в связи с изложенным, требования в этой части иска удовлетворению не подлежат.
Требования о взыскании недополученной государственной пенсии по выслуге лет по существу считают не подлежащими удовлетворению.
Решением Белокалитвинского городского суда от 14.01.2015 года по делу №2-105/2015 не установлена необходимость перерасчета пенсии за период с декабря 2008 года по октябрь 2011, а также по уточненному периоду. Право ФИО3 на перерасчет пенсии за выслугу лет с учетом стажа муниципальной службы для включения в период замещения выборной муниципальной должности -9 лет 02 месяца 25 дней- было установлено решением комиссии по вопросам стажа муниципальной службы от 13.11.2014 года. В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» администрацией был произведен расчет пенсии на будущее время с даты подачи заявления о перерасчете пенсии.
Законом возможность перерасчета пенсии за период до момента обращения пенсионера с заявлением не предусмотрена. ФИО3 вплоть до ноября 2014 года с вопросом о перерасчете пенсии и включении в стаж работы дополнительных периодов не обращался, следовательно, оснований для перерасчета пенсии за более ранний период у ответчика не было. Решением Белокалитвинского городского суда была взыскана задолженность за три предшествующих периоду года, необходимость перерасчета пенсии за более ранний период не установлена.
Полагают, что положения ст. ст. 17, 20, Федерального закона №173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях», п. 2 ст. 22 Федерального закона №166-ФЗ на которые ссылается истец в обоснование своих требований не могут быть применены, так как не регламентируют порядок перерасчета пенсии и взыскания задолженности за периоды времени, истекшие до подачи пенсионером заявления о перерасчете пенсии. Указанными нормами предусматривается порядок перерасчета пенсии и основания для проведения такого перерасчета.
Указали, что законом возможность взыскания недополученной пенсии предусматривается только в случае, определенном п. 2, ст. 23 Федерального закона №173 –ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях» когда начисленные суммы трудовой пенсии, выплата которых была приостановлена органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и которые не были востребованы пенсионером своевременно, выплачивается ему за прошедшее время, но не более чем за три года, предшествующие моменту обращения за получением начисленной трудовой пенсии. Трудовая пенсия не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Представитель ответчика полагал, что законных оснований для удовлетворения требований истца нет, поскольку из нормы статьи следует, что речь идет о назначенной пенсии, выплата которой не произведена. Истцу же эта пенсия за спорный период( с декабря 2008 года, по ноябрь 2011года, после уточнения с 22.09.2009года по 01.11.2011года) не назначалась.
В судебном заседании от 22.03.2017г. Администрацией Белокалитвинского района было заявлено о пропуске срока исковой давности для взыскания недоплаченной пенсии, полагая его пропущенным с 11 декабря 2008 года, с даты заседания комиссии и исчисления муниципального стажа. Ответчик полагает, что исковые требования истцом заявлены за пределами сроков исковой давности определяемой ст. 196 ГК РФ тремя годами и просил в иске отказать.
Как указано в п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012№30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» нарушение пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, ввиду чего требования о компенсации морального вреда предъявляемые одновременно с исками о взыскании пенсионных выплат, не подлежат удовлетворению, поскольку не нарушаются личные неимущественные права граждан, и не посягают на принадлежащие гражданину нематериальные блага.
Ответчик полагает, что взыскание денежных средств в виде недополученной государственной пенсии законом не отнесено к категории требований определяемых ст. 208 ГК РФ на которые не распространяется исковая давность.
Представитель третьего лица поддержал доводы ответчика, просил в иске отказать.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, полагает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Право на социальное обеспечение по возрасту предусмотрено ст.39 Конституции Российской Федерации. В силу указанной нормы государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно п. «ж» части 1 ст.72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
В соответствии с п.2 ст.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов.
В соответствии с п.12 ст.11 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (далее - законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (ст.3 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").
В соответствии с п.4 ст.7 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В силу статьи 24 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ, на муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта РФ соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта РФ.
Конституционный Суд Российской Федерации отмечал в своих решениях, что законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы в субъекте Российской Федерации, муниципальным служащим, дополнительного пенсионного обеспечения (в виде ежемесячной доплаты либо пенсии за выслугу лет) к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования пенсиям (определения от 11 мая 2006 года N 88-О, от 3 апреля 2007 года N 332-О-П и др.).
Из анализа вышеприведенных норм, следует, что условия предоставления прав муниципальным служащим за счет средств органов местного самоуправления определяются актами органов местного самоуправления.
Согласно ст. 10 Областного закона Ростовской области от 09.10.2007г. №786-ЗС "О муниципальной службе в Ростовской области", в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными и областными законами (ч. 1). Условия предоставления муниципальному служащему права на государственную пенсию за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования определяются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (ч. 3).
В соответствии со ст.23 Федерального закона от 02.03.2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" установлены гарантии для муниципального служащего, согласно п.5 ч.1 которой, гарантируется право на пенсионное обеспечение за выслугу лет.
Согласно ч.2 ст.22 Федерального закона от 02.03.2007 г. N 25-ФЗ, органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Законодатель Ростовской области в Законе Ростовской области "О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Ростовской области и должности государственной гражданской службы Ростовской области" от 15.02.2008г. №872-ЗС закрепил право на пенсию за выслугу лет лиц, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы Ростовской области, а также установил порядок и условия ее назначения и выплаты. Впоследствии в Закон Ростовской области вносились неоднократно изменения, в настоящее время он действует в редакции на 5.12.2016года.
Согласно части 9 статьи 34, части 2 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.
В силу статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Из материалов дела следует, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 24.05.1982года по 19.01.1986года работал председателем Орловского райисполкома Ростовской области - был избран на должность Решением 10-й сессии Райсовета 17 созыва от 24.05.1982г., 22.01.1986г. - был назначен и.о. председателя Белокалитвинского райисполкома Ростовской области - решение № 22 от 22.01.1986г., решением 6-й сессии Райсовета от 26.04.1986г.- избран на должность председателя райисполкома, решением 8-й сессии 20 созыва - избран председателем исполкома Белокалитвинского городского Совета народных депутатов, 24.12.1991г. - назначен на должность Главы администрации города ФИО4 - постановлением Главы администрации Ростовской области № 86 от 24.12.1991 г.; 29.03.1997г. - вступил в должность Главы администрации города ФИО4 и района - постановление Главы администрации № 1 от 29.03.1997 года; 27.03.2001 г. - уволен по истечении срока полномочий п.2 ст. 29 КЗоТ РФ с сохранением льгот и гарантий, предусмотренных для выборных должностных лиц местного самоуправления - постановление Главы администрации № 614 от 27.03.2001 года.
Решением комиссии по вопросам стажа муниципальной службы Администрации Белокалитвинского района от 11.12.2008года, протокол № 3 заседания комиссии, ФИО3 была установлена продолжительность стажа муниципальной службы 20 лет 03 месяца 23 дня, в том числе на выборной муниципальной должности 03 года 11 месяцев 28 дней (должности Главы Администрации города ФИО4 и района, замещаемой с 29.03.1997 по 27.03.2001).
Постановлением Главы Белокалитвинского района от 12.12.2008г. №1078 «О назначении пенсии за выслугу лет муниципальному служащему» с 01.12.2008 года истцу была назначена пенсия за выслугу лет в размере 22521 руб. 89 коп., как лицу, замещавшему выборную муниципальную должность на профессиональной постоянной основе не менее 3 лет, в соответствии с п. 1 ст. 7 Положения об условиях и порядке назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы, утвержденного решением Собрания депутатов Белокалитвинского района от 15.12.2006 № 185, действующего на дату назначения пенсии за выслугу лет. В данном постановлении была указана продолжительность стажа выборной муниципальной должности, исходя из которой назначалась государственная пенсия за выслугу лет, и его копия была направлена в адрес истца.
Решением Собрания депутатов Белокалитвинского района от 27.08.2009года №405 утверждено новое Положение об условиях и порядке назначения государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы по вопросам муниципального стажа, в соответствии с которым истец имел право на включение в муниципальный стаж дополнительного периода работы, согласно имевшихся в распоряжении ответчика документов о стаже и перерасчет пенсии в связи с увеличением стажа за выслугу лет. Положение вступило в силу со дня его официального опубликования в районной газете и на сайте администрации с 22.09.2009года.
В силу п.1 ст.17 названного Положения пенсия за выслугу лет устанавливается лицам, замещавшим муниципальные должности свыше 5лет в размере 75процентов их среднемесячного содержания.
В соответствии с частью 2 ст.11 названного Положения в стаж по выслуге лет включаются периоды замещения соответствующей должности на постоянной основе с 01 января 1992года до включения указанной должности в Реестр муниципальных должностей Ростовской области.
В силу ст.16 названного Положения пенсия за выслугу лет устанавливается со дня подачи заявления, но не ранее чем со дня, следующего за днем прекращения полномочий лица, замещавшего муниципальную должность, или увольнения с должности муниципальной службы и назначения трудовой пенсии. При назначении трудовой пенсии по старости, пенсия за выслугу лет устанавливается пожизненно.
Согласно ст.25 указанного Положения размер пенсии за выслугу лет пересчитывается с соблюдением правил, предусмотренных статьями 17-24 настоящего Положения, а также настоящей статьей, при увеличении(уменьшении) в централизованном порядке месячного денежного содержания по соответствующей муниципальной должности( в связи с увеличением(уменьшением) размера месячного денежного содержания, изменением его состава, приостановлением(возобновлением) выплаты надбавок к должностному окладу или иных выплат, включаемых в состав месячного денежного содержания) либо при увеличении(уменьшении)размера пенсии, с учетом которой определен размер пенсии за выслугу лет(в связи с изменением стажа, заработка, начислением(отменой ) надбавок, повышений и компенсационных выплат, индексацией пенсии, изменением законодательства.
В соответствии со ст.26 Положения, перерасчет пенсии за выслугу лет производится: 1) при изменении месячного денежного содержания- с первого числа месяца, в котором произошло изменение месячного денежного содержания по соответствующей муниципальной должности; 2) при изменении пенсии- с первого числа месяца, в котором произошло изменение пенсии.
ФИО3 является получателем пенсии по возрасту с октября 2001года.
С 01.12.2008 года истцу была назначена пенсия за выслугу лет в размере 22521 руб. 89 коп., как лицу, замещавшему выборную муниципальную должность 03 года 11 месяцев 28 дней.
29.10.2014 года истцом было подано заявление о включении периода замещения назначаемой должности Главы Администрации города ФИО4 с 24.12.1991 года по 28.03.1997 года в период замещения выборной муниципальной должности.
13.11.2014года решением Белокалитвинской районной комиссии по вопросам стажа муниципальной службы(протокол №7) включен период замещения истцом должности Главы Администрации города ФИО4 с 01.01.1992 года по 28.03.1997 года в период замещения выборной муниципальной должности и установлен общий стаж выборной муниципальной должности 09 лет 02 месяца 25 дней в соответствии со ст.12 Решения Собрания депутатов Белокалитвинского района от 27.08.2009г. №405 « Об утверждении Положения об условиях и порядке назначения государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы».
Постановлением Администрации Белокалитвинского района от 24.11.2014 года № 2228 «О перерасчете государственной пенсии за выслугу лет лицу, замещавшему муниципальную должность», ФИО3 с 01.11.2014 года произведен перерасчет государственной пенсии за выслугу лет в размере 39102 руб. 60 коп. с учетом стажа 9 лет – добавление периода замещения муниципальной должности с 01.01.1992года по 28.03.1997года (5лет 2мес.27дней,согласно протоколу № 7 заседания комиссии по вопросам стажа муниципальной службы от 13.11.2014года, л.д.15,18,24).
Решением Белокалитвинского городского суда от 14.01.2015 года исковые требования ФИО3 о взыскании с Муниципального образования «Белокалитвинский район» в лице Администрации Белокалитвинского района в его пользу неполученной государственной пенсии по выслуге лет в связи с замещением муниципальной должности за 3 года с 01.11.2011 года по 01.11.2014 года, обязании ответчика произвести расчёт задолженности за период с 01.11.2011 года по 01.11.2014 года удовлетворены в полном объеме.
Суд не может согласиться с требованиями истца в части взыскания задолженности по государственной пенсии по выслуге лет, представляющей собой ежемесячную доплату к пенсии по старости- за период с 22.09.2009года по 01.11.2011года по основаниям ст.1 Протокола №1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, полагающего, что таким образом может быть восстановлено право истца на уважение его собственности в виде пенсии, на которое в соответствии со статьей 208 Гражданского кодекса Российской Федерации не распространяется срок исковой давности, предусмотренный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По своей правовой природе пенсионное обеспечение муниципальных служащих (в виде пенсии за выслугу лет либо ежемесячной доплаты к пенсии) является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств местных бюджетов, помимо пенсии, назначаемой на общих основаниях.
Согласно ст.17Федерального закона от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в РФ", действовавшего до 01.01.2015года, размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Из смысла ст.ст.17,20 Закона следует, что перерасчет размера трудовой пенсии производится со сроков, с которыми связывается наступление определенных обстоятельств, независимо от волеизъявления пенсионера, либо со сроков, определенных временем подачи пенсионером соответствующего заявления. В зависимости от этого различают процедуру перерасчета размера трудовой пенсии в сторону уменьшения и в сторону увеличения.
В соответствии с п.2 ст.22 Федерального закона от 15.12.2001 года №166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", перерасчет размера пенсии может производиться в связи с изменением группы инвалидности, причины инвалидности, количества нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении пенсионера, категории нетрудоспособного члена семьи умершего кормильца, а также в связи с изменением условий назначения социальной пенсии.
Отношения, связанные с обеспечением социальных гарантий лицам, замещающим государственные должности и должности государственной гражданской службы в Ростовской области регулируются Федеральными законами, законами Ростовской области, Решением Собрания депутатов Белокалитвинского района от 27.08.2009года №405, которым утверждено Положение об условиях и порядке назначения государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы по вопросам муниципального стажа, в соответствии с которым истец имел право на включение в муниципальный стаж дополнительного периода работы, согласно имевшихся в распоряжении ответчика документов о стаже и на перерасчет пенсии в связи с увеличением стажа за выслугу лет. Положение вступило в силу со дня его официального опубликования в районной газете и на сайте администрации с 22.09.2009года.
Как установлено судом, имело место изменение нормативного регулирования в вопросах установления стажа муниципальной службы с 22 сентября 2009года(даты официального опубликования документа), что существенно влияло на изменение условий назначения за выслугу лет муниципальному служащему ФИО3 в сторону увеличения размера пенсии, то есть улучшения его материального положения, что не требовало предоставления дополнительных сведений о стаже.
Вместе с тем, в силу статьи 13,16 указанного Положения, пенсия за выслугу лет устанавливается со дня подачи заявления о назначении пенсии за выслугу лет на имя Главы Белокалитвинского района по форме согласно приложению к настоящему Постановлению через УСЗН, с приложением документов, указанных в ст.14 Положения.
Законом возможность перерасчета пенсии за период до момента обращения пенсионера с заявлением о перерасчете пенсии с приложением необходимых для этого документов не предусмотрена. ФИО3 вплоть до ноября 2014 года с вопросом о перерасчете пенсии и включении в стаж работы дополнительных периодов не обращался.
23 марта 2017года, то есть в ходе судебного разбирательства, ФИО3 было подано заявление на имя Главы Администрации Белокалитвинского района об устранении нарушенного права по перерасчету и выплате недополученной государственной пенсии по выслуге лет, в котором заявитель требовал устранить нарушения права по перерасчету и выплате недополученной государственной пенсии по выслуге лет за период с 01.09.2009года по 01.11.2011года в размере 322316руб.05коп.Ответ был дан в месячный срок, в удовлетворении заявления отказано.
Согласно п.2 решения Собрания депутатов Белокалитвинского района от 27.08.2009г. №405, Управление социальной защиты населения Администрации Белокалитвинского района уполномочено осуществлять расчет, перерасчет и выплату пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в соответствии с настоящим решением. Финансовому управлению Администрации Белокалитвинского района поручено обеспечить ежемесячное финансирование Управления социальной защиты населения Администрации Белокалитвинского района для выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы(п.3 Решения).
Согласно статьи 36 указанного выше Положения, утвержденного решением Собрания депутатов Белокалитвинского района от 27.08.2009г. №405 вопросы, связанные с установлением и выплатой пенсии за выслугу лет, не урегулированные настоящим Положением, разрешаются в соответствии с законодательством Российскорй Федерации и Ростовской области.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 23 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" перерасчет размера пенсии за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 названной статьи (изменение группы инвалидности или причины инвалидности) производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера пенсии в сторону увеличения.
Аналогичный порядок перерасчета размера пенсии был предусмотрен статьей 20 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях", действовавшего на момент назначения истцу доплаты к трудовой пенсии в 2014году.
Такой же порядок перерасчета размера пенсии установлен пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", действующего с 1 января 2015 г.
Согласно части 2 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого расчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного закона.
Из приведенных нормативных положений следует, что перерасчет пенсии за выслугу лет, назначаемой по правилам, установленным решением Собрания депутатов Белокалитвинского района от 27.08.2009г. №405 (в действующей редакции, в том числе на момент обращения ФИО3 29.10.2014года с заявлением о перерасчете пенсии за выслугу лет), в сторону увеличения носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления лица, претендующего на такой перерасчет, к которому прилагаются документы, подтверждающие право этого лица на увеличение размера пенсии. Перерасчет пенсии за выслугу лет в сторону увеличения осуществляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера пенсии. При этом установленные нормативно-правовыми актами, регулирующими спорные отношения, механизм и порядок перерасчета размера пенсии в сторону увеличения не предусматривают перерасчет размера пенсии за период, предшествовавший обращению гражданина за таким перерасчетом.
Пунктом 5 статьи 24 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" установлено, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате пенсии, производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление пенсии в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии в связи с отсутствием права на нее производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Ввиду изложенного к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению при разрешении спора, связанного с перерасчетом пенсии за выслугу лет, назначаемой в соответствии с решением Собрания депутатов Белокалитвинского района от 27.08.2009г. №405,, относятся: факт обращения лица, получающего пенсию за выслугу лет, с заявлением на имя главы администрации Белокалитвинского района о перерасчете размера пенсии за выслугу лет, с документами, подтверждающими право лица, получающего пенсию за выслугу лет, на перерасчет указанной пенсии в сторону увеличения; наличие или отсутствие ошибки органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, при установлении и (или) выплате пенсии.
Установлено, что после принятия нового нормативного акта, регулирующего пенсионное обеспечение муниципальных служащих Белокалитвинского района, вступившего в законную силу 22.09.2009г., вплоть до 29.10.2014года. ФИО3 с заявлением на перерасчет пенсии по выслуге лет на имя Главы Администрации Белокалитвинского района не обращался, размер пенсии ему не пересматривался и не назначался, задолженности с 22.09.2009года по пенсии по выслуге лет перед истцом ответчик не имеет. Доказательств того, что ответчик имеет задолженность по выплате пенсии в заявленном размере исковых требований за указанный спорный период, в материалах дела не имеется.
Согласно ст. 1 Протокола N 1 к Конвенции каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права. При этом указано, что "требование" - даже относительно пенсии - может представлять собой собственность по смыслу статьи 1 Протокола N 1 к Конвенции, если оно в достаточной степени реализуемо.
В силу ст.301ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В силу ст.304ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения.
На эти требования, в силу ст.208 ГК РФ требования о применении срока исковой давности не применяются.
Применение к спорным отношениям норм Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующих исковую давность (статьи 196, 208), суд полагает не основано на законе, поскольку истцом не доказано право собственности на денежные средства в размере 332232руб.31коп., Муниципальное образование «Белокалитвинский район» в лице Администрации Белокалитвинского района и ФИО3 не являются субъектами гражданских правоотношений.
Спорные отношения регулируются специальными нормативными правовыми актами в сфере социального обеспечения, в том числе Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", следовательно, к требованиям ФИО3 о взыскании задолженности по ежемесячной доплате к трудовой пенсии по старости не могут быть применены положения Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 постановления от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Согласно пункта 2 статьи 23 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", закрепляющего порядок выплаты своевременно не полученных пенсионером сумм пенсии, а именно: начисленные суммы трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости), выплата которых была приостановлена органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и которые не были востребованы пенсионером своевременно, выплачиваются ему за прошедшее время, но не более чем за три года, предшествующие моменту обращения за получением начисленной трудовой пенсии; трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости), не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Согласно частям 1 и 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 1 января 2015 года Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей ему. Однако аналогичная норма воспроизведена в части 2 статьи 26 Федерального закона "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 1 января 2015 года.
Положение данной нормы, обеспечивая сохранение выплаты не полученной пенсионером своевременно пенсии за прошедшее время, но не более чем за три года, согласуется со статьей 196 ГК Российской Федерации, устанавливающей общий срок исковой давности, направлено на достижение правовой определенности и повышение жизненного уровня граждан, а закрепленное в данной статье правило о том, что в случае вины органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплата пенсионеру всех причитающихся ему сумм производится без ограничения каким-либо сроком, гарантирует восстановление нарушенных пенсионных прав граждан и надлежащую их реализацию.
Согласно материалам дела судом не установлено наличие обстоятельств, позволяющих применить указанную правовую норму к возникшим правоотношениям, поскольку истцом не представлено доказательств не получения пенсии своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 192-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать ФИО3 в удовлетворении исковых требований к Муниципальному образованию «Белокалитвинский район» в лице Администрации Белокалитвинского района, третье лицо Управление социальной защиты населения Администрации Белокалитвинского района об устранении нарушенного права по перерасчёту государственной пенсии по выслуге лет, обязании произвести перерасчёт и взыскании задолженности.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ростовского областного суда через Белокалитвинский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 27.06.2017 года.
Судья подпись Н.Д.Матвеева