2-4193/13
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 июля 2013г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд
В составе председательствующего судьи Першиной С.В.
При секретаре Гриценко М.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Министерству искусства и культурной политики Ульяновской области об установлении факта трудовых отношений, взыскании оплаты труда, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратилась в суд с исковыми требованиями к Министерству искусства и культурной политики Ульяновской области об установлении факта трудовых отношений, взыскании оплаты труда, компенсации морального вреда, указав следующее.
В соответствии со ст. 16 Трудового кодекса РФ основанием возникновения трудовых отношений является фактическое допущение работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя.
В связи с открывшейся вакансией главного специалиста- эксперта отдела культурных проектов и международного сотрудничества Министерства искусства и культурной политики она была приглашена на личный прием к Министру искусства и культурной политики Ульяновской области ФИО2
Фактическая работа истицы, как кандидата на должность главного специалиста- эксперта отдела культурных проектов и международного сотрудничества началась 5 февраля 2013г. Основным направлением работы была подготовка информационно- аналитических материалов по написанию тезисов и речей Министра, а также курирование в рамках сопровождения культурных проектов региона и международного сотрудничества.
Несмотря на фактическое начало трудовой деятельности в Министерстве, это обстоятельство никак юридически зафиксировано не было. Дата окончания трудовых отношений- 12 апреля 2013г.
При этом, ни в период работы, ни после ее окончания ей не производилась выплата заработной платы. Задолженность по заработной плате составила 50000 рублей.
В судебном заседании истица в дополнение к ранее заявленным доводам пояснила следующее.
В соответствии с Федеральным законом № 79- ФЗ, как правило, должности государственной гражданской службы замещаются по конкурсу. Получив от Министра искусства и культурной политики Ульяновской области приглашение на работу, ей было известно, что должность главного специалиста - эксперта отдела культурных проектов и международного сотрудничества является должностью государственной гражданской службы. Являясь индивидуальным предпринимателем (что не совместимо с пребыванием на указанной должности), она выразила согласие на трудоустройство ее в Министерство на любую другую должность, не относящуюся к государственной гражданской службе. На тот период времени ей было обещано, что трудоустройство в любом случае будет оформлено с выплатой заработной платы 23000 рублей в месяц.
Получив гарантию на трудоустройство от Министра она приступила к исполнению данных ею поручений. При этом, в вышеуказанный период времени ею выполнялась работа, связанная с подготовкой информационно- аналитических материалов для написания тезисов и речей Министра и Губернатора Ульяновской области, а также курирование в рамках сопровождения культурных проектов региона и международного сотрудничества. В период работы с 05 февраля по 12 апреля 2013г. действовала по поручению и с ведома работодателя в лице директора департамента правового обеспечения.
Отношения Министерства как заказчика и ФИО1 как исполнителя могли рассматриваться и носить гражданско- правовой характер.
Факт наличия между сторонами в вышеобозначенный период времени трудовых отношений был подтвержден свидетельскими показаниями ФИО3 и ФИО4; а также письменными документами, в числе которых: список телефонов сотрудников Министерства по стоянию на 05.04.2013г., в котором значится фамилия истицы с обозначением должности- специалист отдела культурных проектов и культурного сотрудничества; принтскрин электронной почты ФИО1 с электронной почты с информацией от финансового и правового департамента Министерства искусства и культурной политики, а также личной посты Министра и пресс- секретаря; рекомендательное письмо от 04.02.2014г. на Министра ФИО2 с информацией о согласовании сторон уводить ФИО1 с должности заместителя директора по внешним связям УМУП КВЦ «Художественный» без отработки; журнал Деловое обозрение апрель 2013г. с фото ФИО1 и титрами как специалиста- эксперта Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области и пр.
В связи с вышеизложенным, просит установить факт трудовых отношений в должности технического специалиста в период с 05.02.2013г. по 14.03.2013г.; обязать ответчика внести соответствующую запись о периоде работы в трудовую книжку; период с 15.03.2013г. по 12.04.2013г. признать исполнением фактической работы в рамках гражданско- правовых отношений, поскольку с 14.03.2013г. основным местом ее работы являлось ОГБУК УОНБ; взыскать компенсацию морального вреда в размере 15000 рублей; взыскать вознаграждение за выполненную в вышеуказанный период работу в размере 50000 рублей.
Представитель ответчика ФИО5 просила в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать, дав суду следующие пояснения.
05 февраля 2013г. в Министерстве был объявлен конкурс на должность государственной гражданской службы, а именно главного специалиста- эксперта отдела культурных проектов и международного сотрудничества. Квалификационные требования: высшее профессиональное образование; к стажу работы: без предъявления требований к стажу.
Гражданин не допускается к участию в конкурсе в связи с его несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности государственной гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными законодательством РФ для поступления на государственную гражданскую службу и ее прохождения.
Документы необходимо было представить в срок до 26.02.2013г., однако, от истицы необходимые для участия в конкурсе документы не поступали. Кроме того, истица не могла принимать участие в конкурсе ввиду несоответствия квалификационным требованиям, а именно, ввиду отсутствия высшего профессионального образования.
В связи с протоколом № 2 от 26.02.2014г. конкурс признан несостоявшимся ввиду отсутствия кандидатов. Следующий конкурс на вышеуказанную должность был объявлен 30.04.2013г. На данный конкурс истица документы также не подавала.
Возможно, будучи лично знакома с ФИО2, ранее занимавшей должность Министра искусства и культурной политики Ульяновской области, ФИО1 могла быть привлечена к работе, связанной с оказанием Министерству информационных услуг. Подобного рода практика часто практикуется в Министерстве; зачастую к проведению объемных проектов привлекаются люди искусства из различных творческих союзов, им поручается та или иная работа; возможно, что так было и в случае с ФИО1 Подтверждает, что в указанный в исковом заявлении период она видела истицу в здании Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области; однако, пояснить, какая работа ею в данный период выполнялась не может.
Проверив материалы дела, выслушав мнение участников процесса, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что приказом Министра искусства и культурной политики Ульяновской области № 11 от 05.02.2013г. объявлен конкурс на замещение должности государственной гражданской службы- главный специалиста- эксперт отдела культурных проектов и международного сотрудничества.
Протоколом заседания конкурсной (аттестационной) комиссии по проведению 1 этапа конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы № 2 от 26.02.2013г. конкурс на замещение указанной должности признан несостоявшимся ввиду отсутствия кандидатов.
Следующий конкурс на вышеуказанную должность был объявлен 30.04.2013г.
Таким образом, в период с 05.02.2013г. по 30.04.2013г. должность главного специалиста- эксперта отдела культурных проектов и международного сотрудничества Министерства была вакантной.
Анализ фактических обстоятельств и собранных по делу доказательств позволяет суду сделать вывод о том, что в период с 05.02.2013г. по 12.04.2012г. к выполнению работы, входящей в круг должностных обязанностей главного специалиста- эксперта отдела культурных проектов и международного сотрудничества была привлечена ФИО1
Об этом свидетельствуют следующие доказательства.
Так, свидетель ФИО3, занимающий должность специалиста экспертно- аналитического отдела Правительства Ульяновской области суду показал, что познакомился с истицей в феврале 2013г., когда готовил тест выступления Губернатора Ульяновской области на коллегии Министерства культуры. В процессе подготовки данного проекта возникла необходимость в получении из Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области тезисов Губернатора Ульяновской области. Позвонив в Министерство, выяснил, что данными вопросами занимается специалист ФИО1; она же и представила свидетелю необходимые справки и тезисы. Позже, в начале апреля 2013г., готовя адрес от Губернатора Ульяновской области для вручения ФИО6 он вновь обратился к специалисту Министерства ФИО1, последняя представила необходимые документы. В процесса сотрудничества он был на рабочем месте ФИО1 в Министерстве; рабочее место находилось в кабинете на 1 этаже, за компьютером, закрепленным за истицей они вместе составляли и корректировали тексты документов.
Свидетель ФИО4, работающая заместителем директора Ульяновского драматического театра суду показала, что познакомилась с ФИО1 зимой 2013г., когда приходила в Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области по служебным вопросам. Ей было известно, что в круг основных обязанностей ФИО1 входило составление материала для подготовки мероприятий с участием Губернатора Ульяновской области. Была ли истица официально трудоустроена в Министерстве ей не известно, но 05 апреля 2013г. по электронной почте из Министерства были получены списки сотрудников, в которых значилась фамилия ФИО1 с указанием должности- специалист отдела культурных проектов и культурного сотрудничества Министерства.
На запросы суда из Ульяновского драматического театра им. И.А. Гончарова, ГОАУ ДОД «Областная детская школа искусств» ОГБУК «Ульяновская областная библиотека для детей и юношества им. С.И. Аксакова» представлены списки телефонов сотрудников Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области, поступившие из Министерства в указанные учреждения электронной почтой 05.04.2013г., в которых значится фамилия ФИО1 с указанием должности- специалист отдела культурных проектов и культурного сотрудничества Министерства.
В материалы дела представлено рекомендательное письмо, подписанное директором УМУП УВЦ «Художественный» 04 февраля 2013г. в адрес Министра искусства и культурной политики Ульяновской области ФИО2, в котором указывалось на то, что по согласованию сторон принято решение об увольнении ФИО1 с должности заместителя директора по внешним связям УМУП КВЦ «Художественный» без отработки.
В журнале Деловое обозрение апрель 2013г. содержится информация о том, что в рубрике круглый стол принимала участие специалист- эксперт Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области ФИО1 с размещением ее личной фотографии.
При этом, как пояснила истица и свидетель ФИО4, процедура согласования участников подобного проекта заключается в приглашении по телефонному звонку и утверждение текста выступления с предоставлением на рабочий электронный адрес организации.
Представленные принтскрины электронной почты экспертно- аналитического департамента Правительства Ульяновской области, электронной почты ФИО1 с информацией от финансового и правового департамента Министерства искусства и культурной политики, а также личной почты Министра ФИО2 и пресс- секретаря в совокупности подтверждают выполнение ФИО1 работы, связанной с подготовкой информационно- аналитических материалов для написания тезисов и речей Министра, а также курирование в рамках сопровождения культурных проектов региона и международного сотрудничества. Так, в частности, указанные документы подтверждают, что 25 февраля 2013г. истицей на почту Министра ФИО2 и пресс- секретаря Никитенко были направлены тезисы коллегии, проведение которой было назначено на 26.02.2013г. 15 марта 2013г. с личной почты ИП ФИО1 в Правительство Ульяновской области были направлены тезисы, с которыми Губернатор Ульяновской области поздравлял горожан с масленицей. 23 марта 2013г. из правового отдела и финансового отдела Министерства на личную почту истицы поступили документы, содержащие информацию о работе правового отдела Министерства и объемах работ, выполненных по областным целевым программам. 24 марта 2013г. с личной почты ФИО1 на почту Министра и пресс- секретаря Министерства выслан текст приветствия- поздравления с Днем работника культуры. Последний документ с личной почты ФИО1 на почту Министерства, представляющий собой тезисы для Министра- поздравления к 165-летия ФИО7 был отправлен 12.04.2013г.
Истица данное обстоятельство объясняет тем, что, с 13.04.2013г. она прекратила выполнять ранее порученную ей в Министерстве работу.
О том, что ФИО1 является сотрудником Министерства, указывалось в письме директора Ульяновского училища культуры исх. 136 от 14.03.2013г. ФИО8 на электронную почту cultural @ulmincult. Ru; кроме того копия служебной записки ФИО1 на имя директора Департамента правового, информационного обеспечения со штампом приемной Министерства, зарегистрирована в Системе Электронного документооборота (СЭД) от 01.04.2013г.
Таким образом, совокупность исследованных доказательств свидетельствует о том, что к выполнению работы, входящей в круг должностных обязанностей главного специалиста- эксперта отдела культурных проектов и международного сотрудничества Министерства, являющейся на тот момент вакантной, в период с 05.02.2013г. по 12.04.2012г. была привлечена ФИО1
Вместе с тем, оснований для удовлетворения требований ФИО1 в части установления факта трудовых отношений с внесением в трудовую книжку записи о периоде работы в Министерстве искусства и культурной политики в период с 05.02.2013г. по 14.03.2013г. суд не усматривает.
Как указано в статье 15 Трудового кодекса РФ под трудовыми отношениями понимаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работникам правилам внутреннего трудового распорядка.
Статьей 57 Трудового кодекса РФ определены обязательные условия трудового договора: место работы; трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы); дата начала работы; условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя); условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы).
Положениями статей 67, 68, 61 Трудового кодекса РФ установлено, что трудовой договор заключается в письменной форме. Если трудовой договор не оформлен в письменной форме, то работник считается принятым на работу и трудовой договор вступает в силу со дня его фактического допущения к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. Обязательными для включения в трудовой договор являются такие условия как место работы, трудовая функция, дата начала работы, условия оплаты труда, оклад, режим рабочего времени и отдыха.
Буквальное толкование указанных норм материального права позволяет сделать вывод, что трудовые отношения между работником и работодателем возникают с момента заключения письменного трудового договора, в котором определены его основные условия, или с момента фактического допуска работника к работе по должности, предусмотренной штатным расписанием, с ведома или по поручению работодателя или его представителя. Трудовые функции работника, режим его работы, оплата труда устанавливаются в соответствии локальными нормативными актами работодателя (штатным расписанием, системой оплаты труда, должностными инструкциями, коллективным трудовым договором, правилами внутреннего трудового распорядка и т.п.).
В рассматриваемом случае трудовой договор между Министерством искусства и культурной политики Ульяновской области и ФИО1 не заключался; приказ о приеме истицы на работу на должность главного специалиста- эксперта отдела культурных проектов и международного сотрудничества Министерством не издавался.
Более того, указанная должность- главного специалиста- эксперта отдела культурных проектов и международного сотрудничества Министерства является должностью государственной гражданской службы. В соответствии с реестром должностей государственной гражданской службы Ульяновской области (Закон Ульяновской области от 19.12.2006г. № 212- ЗО) должность главного специалиста- эксперта относится к ведущей группе должностей гражданской службы, категории: специалисты.
Согласно должностному регламенту главный специалист- эксперт назначается на должность и освобождается от должности Министром искусства и культурной политики Ульяновской области. При этом, назначение на должность происходит по итогам конкурса на замещение указанной должности.
Гражданин не допускается к участию в конкурсе в связи с его несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности государственной гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными законодательством РФ для поступления на государственную гражданскую службу и ее прохождения.
Квалификационные требования к указанной должности: высшее профессиональное образование; к стажу работы: без предъявления требований к стажу.
Таким образом, ФИО1 не могла быть трудоустроена на вышеуказанную должность главного специалиста- эксперта, поскольку не отвечала квалификационным требованиям для принятия участия в конкурсе на замещение данной должности, а именно: отсутствие высшего профессионального образования. Кроме того, истица является индивидуальным предпринимателем, что является ограничением для поступления на государственную гражданскую службу.
Вместе с тем, установив факт оказания истицей в вышеуказанный период времени информационных услуг; выполнение с ведома и по поручению Министерства работы, связанной с подготовкой информационно- аналитических материалов для написания тезисов и речей Министра, а также курирование в рамках сопровождения культурных проектов региона и международного сотрудничества, суд приходит к выводу о том, что данная работа ответчиком должна быть оплачена.
Согласно ч.1 ст. 779 ГК РФ договором возмездного оказания услуг признается договор, по которому исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Доводы истицы о том, за выполняемую работу ей была гарантирована выплата денежного вознаграждения в размере 23000 рублей ежемесячно не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
При расчете подлежащего ко взысканию денежного вознаграждения суд принимает за основу размер должного оклада, установленного в Министерстве по должности главного специалиста- эксперта отдела культурных проектов и международного сотрудничества Министерства, равного 6254 рублей, поскольку в период с 05 февраля 2013г. по 12.04.2013г. истица была привлечена к выполнению работы, входящей в круг должностных обязанностей данного специалиста. Надбавки, выплачиваемые государственным гражданским служащим при расчете не учитываются, поскольку, как уже указано, они могут выплачиваться только государственным гражданским служащим, к которым истица не относилась.
При расчете подлежащей ко взысканию суммы денежного вознаграждения суд считает возможным включить премию в размере одного оклада, выплата которой сотрудникам Министерства производилась в марте 2013г. на основании Распоряжения Министра № 26-р от 27.02.2013г. При этом, цель премирования- повышение материальной заинтересованности в успешном выполнении поставленных задач; размер премирования- оклад месячного денежного содержания (включающий в себя должностной оклад + надбавка за классный чин). Истице, не состоящей на государственной гражданской службе, надбавка за классный чин выплачиваться не могла.
Таким образом, расчет производится следующим образом. С 01.02.2013г. по 30.04.2013г. – 62 рабочих дня, стоимость 1 раб. дн. – 302 руб. 62 коп. (6254 руб. х 3 мес. : 62 р. дн.). За период с 05.02.2013г. по 12.04.2013г. (48 раб. дн.) вознаграждение составит: 302 руб. 61 коп. х 48 р. дн. =14525 руб. 28 коп. + 6254 руб. (премия)=20779 рублей 28 копеек- указанная сумма подлежит ко взысканию.
Требования о взыскании компенсации морального вреда удовлетворению также не подлежат, как не основанные на законе. Ссылка на ст. 237 ТК РФ в данном случае не состоятельна; наличие между сторонами трудовых правоотношений не установлено. В соответствии со ст. 151 ГК РФ в гражданских правоотношениях компенсация морального вреда возможна только в случае нарушения личных неимущественных прав гражданина; в данном случае ответчик допустил нарушение имущественных прав истицы.
Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 к Министерству искусства и культурной политики Ульяновской области об установлении факта трудовых отношений, взыскании оплаты труда, компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области в пользу ФИО1 денежное вознаграждение за оказание в период с 05.02.2013г. по 12.04.2013г. информационных услуг в размере 20779 рублей 28 копеек.
В остальной части иска ФИО1 к Министерству искусства и культурной политики Ульяновской области отказать.
Взыскать с Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 823 рублей 38 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ульяновского областного суда через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
СУДЬЯ: С.В. ПЕРШИНА