ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-420/20 от 01.09.2020 Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 2-420/2020

УИД 76RS0014-01-2019-004242-08

Изготовлено 01 сентября 2020 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль

15 июля 2020 года

Кировский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Логвиновой Е.С.,

при секретаре Конаевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мареклова Артема Николаевича к Межрайонному отделу судебных приставов-исполнителей по особым исполнительным производствам УФССП России по ЯО, ФССП России, УФССП России по ЯО, Росреестру, Управлению Росреестра по ЯО о признании действий незаконными, взыскании денежных средств в счет возмещения вреда,

у с т а н о в и л:

Маркелов А.Н. обратился в Кировский районный суд г.Ярославля с исковым заявлением, предъявленным, с учетом заявленных уточнений (л.д. 128-130), Межрайонному отделу судебных приставов-исполнителей по особым исполнительным производствам УФССП России по ЯО, ФССП России, УФССП России по ЯО, Росреестру, Управлению Росреестра по ЯО, в котором просил взыскать с надлежащего ответчика убытки в сумме 200 000 рублей 00 копеек.

В обоснование заявленных исковых требований указал, что Межрайонным отделом судебных приставов - исполнителей по особым исполнительным производствам УФССП по Ярославской области наложен запрет на совершение действий по регистрации сделок от 12.04.2019 года на принадлежащую Маркелову А.Н. квартиру по адресу: <адрес>, кадастровый номер . В качестве оснований для вынесения постановления о запрете совершения регистрационных действий указано исполнительное производство №16135/16/76025-ИП. Маркелов А.Н. не является должником по исполнительному производству №16135/16/76025-ИП, также Маркелов А.Н. не являлся должником по иным, каким-то бы ни было исполнительным производствам. О том, что в отношении принадлежащей ему квартиры наложены какие-либо регистрационные ограничения Маркелов А.Н. никогда не уведомлялся. В начале 2019 года Маркелов А.Н., являющийся собственником квартиры по адресу: <адрес>, кадастровый , принял решение распорядиться принадлежащей ему собственностью и продать квартиру. 10 апреля 2019 года между Маркеловым А.Н. и гражданкой П.Г.А. был заключен Предварительный договор купли-продажи квартиры, согласно которому Маркелов А.Н. и П.Г.А. договорились заключить до 23 мая 2019 года основной Договор купли-продажи квартиры. В обеспечение исполнения Предварительного договора П.Г.А. был внесен задаток в сумме 200 000 рублей. Согласно условий договора в случае невозможности заключения договора в установленные сроки Маркелов А.Н. должен был П.Г.А. вернуть задаток в двойном размере, т.е. в сумме 400 000 рублей. В мае 2019 года, в процессе сбора документов для совершения сделки Маркелов А.Н. получил от органов реестра письмо-уведомление от 24.04.2019 года , согласно которому он был извещен о том, что 23 апреля 2019 года в отношении принадлежащей Маркелову А.Н. квартиры Межрайонным ОСП по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области был наложен запрет на совершение действий по регистрации от 12.04.2019 года (№16135/16/76025-ИП). В МФЦ Маркелову А.Н. пояснили, что снятие регистрационных действий возможно судебными приставами незамедлительно и что такие действия производятся по межведомственному взаимодействию очень быстро. 22 мая 2019 года Маркелов А.Н. обратился в Межрайонный отдел по особым исполнительным производствам УФССП по ЯО с заявлением о скорейшем устранении нарушений и отмене незаконно наложенных ограничительных мер на его собственность. К указанному заявлению Маркелов А.Н. приложил перечень документов, которые подтверждали его право собственности, заключенные с П.Г.А. соглашения. В заявлении Маркелов А.Н. пояснял, что ограничительные действия должны быть отменены как можно скорее, иначе может не состояться сделка и он может понести убытки. Никаких действий по устранению допущенных нарушений Межрайонный отдел по особым исполнительным производствам УФССП по ЯО не произвел. В результате этого планируемая сделка с П.Г.А. не состоялась. Представитель П.Г.А. показал Маркелову А.Н. выписку из ЕГРП о том, что никакие ограничения не сняты и Маркелов А.Н. в силу этого должен выплатить П.Г.А. задаток в двойном размере. В результате, 23 мая 2019 года Маркелов А. Н. уплатил П.Г.А. задаток в двойном размере в сумме 400 000 рублей, что подтверждается распиской от 23.05.2019 года. Таким образом, Маркелов А. Н. понес убытки в сумме 200000 рублей. Заявленные исковые требования обосновал положениями п. 3 ст. 125, ст.ст. 1064, 1069, 1071, 10870,1082 ГК РФ, п.п.1 п.3 ст. 158 БК РФ.

Просил признать незаконным установление запрета на совершение регистрационных действий на принадлежащую Маркелову А.Н. квартиру по адресу <адрес>, кадастровый номер , произведенный Межрайонным отделом судебных приставов - исполнителей по особым исполнительным производствам УФССП России по ЯО на основании Постановления от 12.04.2019 года; обязать Межрайонный отдел судебных приставов - исполнителей по особым исполнительным производствам УФССП России по ЯО отменить незаконное Постановление об установлении запрета на совершение регистрационных действий от 12.04.2019 года на принадлежащую Маркелову А.Н. квартиру по адресу <адрес>, кадастровый номер . Также просил взыскать, с Управления Федеральной службы судебных приставов -исполнителей по Ярославской области и (или) с Управления Россреестра по Ярославской области за счет казны Российской Федерации (распорядителем которой является Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства Ярославской области, являющегося распорядителем денежных средств) в возмещение причиненного Маркелову А.Н. ответчиками совместно (или надлежащим ответчиком) вреда - убытки в сумме 200000 рублей.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены УФССП России по ЯО, в качестве третьих лиц привлечены Министерство финансов РФ, УФК по ЯО, судебные приставы-исполнители Межрайонного ОСП по особым исполнительным производствам УФССП России по ЯО Калачева Е.М., Николаев А.Е., ФГБУ ФКП Росреестра по ЯО.

Истец Маркелов А.Н., извещенный о дате и времени рассмотрения гражданского дела, в судебное заседание не явился, доверил представлять свои интересы представителю Жукову Е.Л.

Представитель истца Маркелова А.Н. по доверенности Жуков Е.Л. в судебном заседании заявленные исковые требования, с учетом уточнений, поддержал в полном объёме по доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что арест с квартиры не снят до настоящего времени.

Ответчик ФССП России, извещенные о дате и времени рассмотрения гражданского дела, в судебное заседание своего представителя не направили, представили письменный отзыв на иск, заявили ходатайство о рассмотрении гражданского дела в свое отсутствие.

Ответчик Межрайонный отдел судебных приставов-исполнителей по особым исполнительным производствам УФССП России по ЯО извещенные о дате и времени рассмотрения гражданского дела, в судебное заседание своего представителя не направили, представили письменный отзыв на иск (л.д. 42-43), заявили ходатайство о рассмотрении гражданского дела в свое отсутствие. Указали, что постановление о запрете регистрационных действий в отношении недвижимого имущество судебными приставом–исполнителем было вынесено на основании информации, представленной Россреестром по запросу. Маркелов А.Н. узнал о нарушении своих прав и законных интересов 24.04.2019 года, обратился в Межрайонный ОСП по особым исполнительным производствам УФССП России по ЯО с ходатайством о снятии запрета на регистрационные действия 29.05.2019 года.14.06.2019 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о снятии запрета на регистрационные действия. Данное постановление направлено в Росреестр посредством электронного документооборота.

Ответчик УФССП России по ЯО, извещенные о дате и времени рассмотрения гражданского дела, в судебное заседание своего представителя не направили, представили письменный отзыв на иск (л.д. 99-100), заявили ходатайство о рассмотрении гражданского дела в свое отсутствие. Указали, что выводы о наличии имущества, принадлежащего должнику на праве собственности, судебный пристав-исполнитель делает на основании ответов регистрирующих органов. Оспариваемое постановление было вынесено судебным приставом-исполнителем на основании ответа Росреестра. 14.06.2019 года судебным приставом-исполнителем на основании ходатайства Маркелова А.Н. вынесено постановление о снятии запрета на регистрационные действия. Данное постановление направлено в Росреестр посредством электронного документооборота 14.06.2019 года. Маркелов А.Н., заключая предварительный договор купли-продажи, не удостоверился, сможет ли он выполнить условия договора, и свободно ли имущество от ограничений и обременений. Доводы истца о том, что он не является должником по исполнительному производству не может являться безусловным основанием к удовлетворению иска о возмещении убытков, поскольку не доказывает причинно-следственную связь между исполнением должностным лицом своих обязанностей и причиненных Маркелову А.Н. убытков. Полагают, что факт причинения вреда, вина судебного пристава-исполнителя, а также причинно-следственная связь между действиями судебного пристава-исполнителя и возникновением убытков истцом не доказаны.

Ответчик Росреестр, извещенные о дате и времени рассмотрения гражданского дела, в судебное заседание своего представителя не направили, представили письменный отзыв на иск, заявили ходатайство о рассмотрении гражданского дела в свое отсутствие (л.д. 193-195).

Представитель ответчика Управления Росреестра по ЯО по доверенности Ремизова А.Л. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований, предъявленных к Росреестру возражала, представила письменный отзыв на иск, дала аналогичные пояснения.

Третье лицо ФГБУ ФКП Росреестра по ЯО, извещенные о дате и времени рассмотрения гражданского дела, в судебное заседание своего представителя не направили, представили письменный отзыв на иск, заявили ходатайство о рассмотрении гражданского дела в свое отсутствие (л.д. 187, 192).

Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы гражданского дела, приходит к следующему.

Судом установлено, что Маркелов А.Н. на основании договора купли-продажи от 09.08.2015 года, заключенного с Ц.Т.В., Ц.Е.Е., является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый номер .

10.04.2019 года между Маркеловым А.Н. (продавец) и П.Г.А. (покупатель) был заключен предварительный договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый номер , согласно которого стороны обязались не позднее 23.05.2019 года заключить основной договор купли-продажи данной квартиры.

Согласно п.2 Предварительного договора купли-продажи в счет заключения в будущем договора купли-продажи квартиры покупатель вносит продавцу задаток в сумме 200 000 рублей в счет уплаты покупной стоимости квартиры на момент совершения основного договора купли-продажи квартиры.

В соответствии с представленной в материалы дела распиской от 10.04.2019 год Маркелов А.Н. получил от П.Г.А. в качестве задатка денежные средства в общем размере 200 000 рублей.

В соответствии с п.4 Предварительного договора купли-продажи, если неисполнение договора произошло в пределах ответственности продавца, он обязан уплатить покупателю двойную сумму задатка (400 000 рублей), если неисполнение договора произошло в пределах ответственности покупателя, то сумма задатка (200 000 рублей) остается у продавца.

Согласно расписке от 23.05.2019 года Маркелов А.Н. уплатил П.Г.А. двойную сумму задатка в размере 400 000 рублей 00 копеек по причине невозможности заключения основного договора купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый номер .

Судом установлено, что в Межрайонном ОСП по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области на исполнение находилось исполнительной производство №16135/16/76025-ИП, возбужденное на основании исполнительного листа от 11.08.2014 года, выданного Красноперекопским районным судом г.Ярославля, в отношении должника Ц.Е.Е., взыскатель П.Г.Ф.

Согласно документов, содержащихся в исполнительном производстве №16135/16/76025-ИП, в рамках данного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем 30.05.2017 года, 04.07.2018 года, 15.11.2018 года,13.06.2019 года, 02.07.2019 года направлялись запросы в Росреестр с целью выявления имущества, принадлежащего должнику Ц.Е.Е. на праве собственности.

Из представленных в материалы дела Межрайонным ОСП по особым исполнительным производствам УФССП России по ЯО ответов следует, что Росреестром представлены сведения, содержащиеся в ЕГРН, о том, что за должником зарегистрировано недвижимое имущество: ? доля в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый номер . (л.д. 67-77).

12.04.2019 года судебным приставом-исполнителем Межрайоного ОСП по особым исполнительным производствам УФССП России по ЯО в рамках исполнительного производства №16135/16/76025-ИП вынесено постановление о запрете регистрационных действий в отношении недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер (л.д. 101). При этом в постановлении указана дата актуальности полученных сведений – 15.06.2017 года.

Суд критически относится к сведениям, содержащимся в вышеуказанных ответах на запросы, представленных Межрайонным ОСП по особым исполнительным производствам УФССП России по ЯО по следующим основаниям.

Согласно частям 1 и 3 статьи 62 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – ФЗ «О государственной регистрации недвижимости») Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом, предоставляются органом регистрации прав по запросам любых лиц (далее - запрос о предоставлении сведений), в том числе посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал, единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, иных технических средств связи, а также посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости или иным способом, установленным органом нормативно-правового регулирования.

В установленных федеральным законом случаях сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, предоставляются органом регистрации прав в иные государственные или муниципальные информационные системы посредством информационного взаимодействия с федеральной государственной информационной системой ведения Единого государственного реестра недвижимости в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В Соглашении ФССП России , Росреестра от 10.07.2015 года «О взаимодействии между Федеральной службой судебных приставов и Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - Соглашение) установлен порядок взаимодействия в части исполнения запросов судебных приставов-исполнителей о предоставлении информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним.

Согласно пункту 2.1 Соглашения запросы судебных приставов-исполнителей направляются в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, посредством системы межведомственного электронного взаимодействия (далее -СМЭВ), путем использования официального сайта Росреестра, в том числе посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (с 01.01.2017 - ЕГРН). Личные обращения и почтовые отправления допускаются только в случае отсутствия доступа к сервисам Росреестра в СМЭВ либо нефункционирования каналов передачи данных в отделе судебных приставов более одних суток.

В соответствии с пунктом 5.1 Соглашения судебный пристав-исполнитель вправе по имеющимся в его производстве делам, связанным с объектами недвижимого имущества и (или) их правообладателями, обращаться в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» в соответствующем субъекте Российской Федерации с запросами о предоставлении сведений из государственного кадастра недвижимости.

Процедура предоставления сведений из ЕГРН закреплена в Приказе Минэкономразвития России от 23.12.2015 года № 968 «Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и порядка уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости» (далее - Порядок № 968). Согласно пункту 4 Порядка № 968 сведения, содержащиеся в ЕГРН, предоставляются в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе, в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в ЕГРН, выписки из ЕГРН или ином виде, определяемом Минэкономразвития России в соответствии с частью 6 статьи 62 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно пунктам 6 и 9 Порядка № 968 орган регистрации прав предоставляет сведения в срок не более трех рабочих дней со дня получения запроса. Днем предоставления заявителю сведений в виде электронного документа считается дата отправки органом регистрации прав электронного документа или ссылки на такой документ, указанной в реквизитах соответствующего электронного сообщения.

Форма выписки из ЕГРН установлена Приказом Минэкономразвития России от 20.06.2016 № 378 «Об утверждении отдельных форм выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состава содержащихся в них сведений и порядка их заполнения, а также требований к формату документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставляемых в электронном виде, определении видов предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и о внесении изменений в Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 23 декабря 2015 г. № 968».

Форма представленных Межрайонным ОСП по особым исполнительным производствам УФССП России по ЯО в материалы дела ответов от 15.06.2017 года, от 15.07.2018 года, от 23.11.2018 года, от 07.07.2019 года, от 11.07.2019 года, от 05.09.2019 года, от 08.09.2019 года не соответствует вышеуказанным требованиям, установленным законодательством.

В материалы дела Межрайонным ОСП по особым исполнительным производствам УФССП России по ЯО не представлено доказательств, свидетельствующих о том, каким образом поступили и кем были сформированы вышеуказанные ответы на запросы.

Более того, сведения в данных ответах не соответствуют выпискам из ЕГРН о правах лица на имеющиеся (имевшиеся) у него объекты недвижимого имущества и сведениям, содержащимся в ЕГРН.

Управлением Росреестра по Ярославской области в материалы дела представлены выписки из ЕГРН, сформированные по запросам Межрайонного ОСП по особым исполнительным производствам УФССП России по ЯО, в которых содержится информация о государственной регистрации прекращения права собственности в отношении объекта недвижимости Ц.Е.Е. 10.09.2015 года.

Учитывая вышеизложенное, правовых оснований для вынесения 12.04.2019 года судебным приставом-исполнителем Межрайоного ОСП по особым исполнительным производствам УФССП России по ЯО в рамках исполнительного производства №16135/16/76025-ИП постановления о запрете регистрационных действий в отношении недвижимого имущества не имелось.

Далее, судом установлено, что 14.06.2019 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного ОСП по особым исполнительным производствам УФССП России по ЯО вынесено постановление о снятии запрета на регистрационные действия (л.д. 44-45).

Данное постановление направлено в Управление Росреестра по Ярославской области посредством электронного документооборота (л.д. 120-121).

В соответствии с п.8 ст.80 ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление судебного пристава-исполнителя о наложении (снятии) ареста на недвижимое имущество должника или сведения, содержащиеся в постановлении и акте о наложении ареста на имущество должника (описи имущества), в трехдневный срок со дня принятия постановления направляются в регистрирующий орган в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Частью 1 статьи 21 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» закреплены требования к документам, представляемым для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав: документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными документами являются, в том числе постановления судебного пристава-исполнителя.

Частями 2, 2.1 статьи 14 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлены требования к постановлению судебного пристава-исполнителя, в котором должны быть указаны: наименование подразделения судебных приставов и его адрес; дата вынесения постановления; должность, фамилия и инициалы лица, вынесшего постановление; наименование и номер исполнительного производства, по которому выносится постановление; вопрос, по которому выносится постановление; основания принимаемого решения со ссылкой на федеральные законы и иные нормативные правовые акты; решение, принятое по рассматриваемому вопросу; порядок обжалования постановления.

Постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов может быть вынесено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанное постановление может быть направлено лицу, участвующему в исполнительном производстве, в том числе в единый личный кабинет в федеральной государственной информационной системе "Единый порт государственных и муниципальных услуг (функций)". Требования к формату постановления судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов, вынесенного в форме электронного документа, устанавливаются Федеральной службой судебных приставов.

В соответствии с п.2.1. ст.14 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов может быть вынесено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанное постановление может быть направлено лицу, участвующему в исполнительном производстве, в том числе в единый личный кабинет в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал государственных и муниципальных услуг). Требования к формату постановления судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов, вынесенного в форме электронного документа, устанавливаются Федеральной службой судебных приставов.

Форма электронного документа установлена Приказом Федеральной службы судебных приставов от 19.04.2018 № 148 «Об утверждении требований к формату постановления судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица Федеральной службы судебных приставов, вынесенного в форме электронного документа», в ней предусмотрены реквизиты, которые должны содержаться в выписке судебного пристава-исполнителя, направляемой для наложения, снятия обременения. Содержание постановления в электронном документе пристава-исполнителя приводится более кратко, чем в постановлении на бумажном носителе.

В разделе 4.2 Порядка ведения ЕГРН, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943 «Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки», (далее - Порядок № 943) устанавливаются требования к записям об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости.

Согласно пункту 60 Порядка № 943 в записи реестра прав на недвижимость об ограничении прав и обременении объекта недвижимости указываются: кадастровый номер объекта недвижимого имущества; номер регистрации и дата государственной регистрации ограничения права или обременения объекта недвижимости; вид зарегистрированного ограничения права или обременения объекта недвижимости; сведения о лицах, в пользу которых установлены ограничения права и обременения объекта недвижимости, и лицах, права которых ограничиваются и обременяются объекты недвижимости, в объеме сведений, предусмотренных пунктом 50 Порядка № 943; сведения о документах-основаниях в объеме сведений, предусмотренных пунктом 51 Порядка № 943; дополнительные сведения: сведения о наличии судебного спора; сведения о решении об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд; сведения об управляющем залогом и о договоре управления залогом, если такой договор заключен для управления ипотекой; иные сведения в случаях, предусмотренных Порядком № 943.

Согласно пункту 51 Порядка № 943 в отношении документов-оснований указываются: основные сведения, позволяющие идентифицировать документ: наименование документа, его серия и номер (при наличии), дата выдачи (подписания), наименование органа (организации), выдавшего (выдавшей) документ.

Судом установлено, что 19.04.2019 года в Росреестр через Единый портал государственных услуг поступила выписка Федеральной службы судебных приставов #4049708423, на основании которой 23.04.2019 в ЕГРН сделана запись .

В данной выписке указаны реквизиты Постановления о запрете на совершение действий по регистрации: дата - 12.04.2019, номер - , также указаны сведения об исполнительном производстве: номер - 16135/16/76025-ИП, дата возбуждения - 03.09.2014.

14.06.2019 года в Росреестр через Единый портал государственных услуг поступила выписка Федеральной службы судебных приставов #4157272202, на основании которой 17.06.2019 года в ЕГРН сделана запись .

Постановление о снятии запрета на совершение регистрационных действий от 14.06.2019 года в адрес Росреестра на бумажном носителе бумажном носителе или в форме его электронного образа (скан-образа) в адрес Росреестра не направлялось.

В выписке #4157272202 указаны реквизиты Постановления о снятии запрета на совершение действий по регистрации: дата - 14.06.2019, номер - , также указаны сведения о вынесенном и исполненном ранее постановлении о запрете на совершение регистрационных действий: номер постановления об ограничении - 76025/19/27436 и дата постановления - 12.04.2019 года.

В представленном в материалы дела Постановлении о снятии запрета на совершение регистрационных действий от 14.06.2019 года имеется ссылка на постановление о запрете на совершение действий по регистрации (, вид документа O_IP_ACT_BAN_REG) от 12.04.2019 года, вынесенном должностным лицом - судебный пристав-исполнитель Николаев А.Е.

В соответствии с пунктом 26 Порядка, утвержденного Приказом Росреестра от 23.12.2015 № П/666 «Об утверждении порядка ведения, порядка и сроков хранения реестровых дел и книг учета документов при государственном кадастровом учете, государственной регистрации прав на недвижимость», (далее - Порядок № П/666) при поступлении в орган регистрации прав решения уполномоченного органа о снятии ранее наложенного им ареста, запрещения совершения сделок с объектами недвижимого имущества, прекращении им иного ограничения (обременения) права на объект недвижимого имущества, если соответствующее ограничение (обременение) права не было зарегистрировано в ЕГРН в установленном Законом порядке, в соответствующей записи книги учета арестов указываются: слово "прекращено"; входящий номер, под которым запись о данном решении (документе) была внесена в КУВД, а также дата его поступления в орган регистрации прав с проставлением времени с точностью до минуты (время указывается московское).

Таким образом, учитывая, что указанный номер постановления о запрете на совершение регистрационных действий не совпал с реквизитами документа-основания произведенной ранее регистрации запрета, Управлением Росреестра по ЯО обоснованно не принято решение о погашении запрета на совершение регистрационных действий по ранее поступившим постановлениям о наложении ареста, нарушений в действиях сотрудников Управления Росреестра по Ярославкой области судом не установлено.

Учитывая, что до настоящего времени ограничение в виде запрета на совершение регистрационных действий в отношении объекта недвижимости: квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый номер , не снято, суд признает обоснованными требования истца о возложении на Межрайонный отдел судебных приставов - исполнителей по особым исполнительным производствам УФССП по ЯО обязанности отменить в установленном законом порядке Постановление об установлении запрета на совершение регистрационных действий от 12.04.2019 года.

Далее, в силу статьи 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

В силу ч. 2 ст. 119 Закона об исполнительном производстве заинтересованные лица вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных им в результате совершения исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения.

Аналогичные положения содержатся в пп. 2 и 3 ст. 19 Закона о судебных приставах, регулирующих вопросы ответственности судебных приставов за противоправные действия, повлекшие причинение ущерба.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. №50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", защита прав взыскателя, должника и других лиц при совершении исполнительных действий осуществляется по правилам гл. 17 Закона об исполнительном производстве, но не исключает применения мер гражданской ответственности за вред, причиненный незаконными постановлениями, действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя (п. 80).

По делам о возмещении вреда суд должен установить факт причинения вреда, вину причинителя вреда и причинно-следственную связь между незаконными действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя и причинением вреда (п. 82).

Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания материального ущерба в пользу Маркелова А.Н. Судом установлено, что наступление обязательства по возврату двойного размера задатка обусловлено невозможностью заключения договора купли-продажи в связи с наложенным судебным приставом-исполнителем Межрайонного ОСП по особым исполнительным производствам УФССП России по ЯО запрета на совершение регистрационных действий.

Доводы ответчика Межрайонного ОСП по особым исполнительным производствам УФССП России по ЯО о том, что о нарушении прав Маркелову А.Н. стало известно 24.04.2019 года, суд признает несостоятельными.

Действительно, в материалы дела представлено уведомление Межмуниципального отдела по Ростовскому и Борисоглебскому районам Управления Росреестра по Ярославской области в адрес Маркелова А.Н. о регистрации ограничения (обременения) права на объект недвижимости - квартиру по адресу: <адрес>, кадастровый номер , на основании Постановления о запрете на совершение действий по регистрации от 12.04.2019 года (№16135/16/76025-ИП), датированное 24.04.2019 года (л.д. 5).

Из искового заявления следует, что данное уведомление было получено Маркеловым А.Н. в мае 2019 года, после чего Маркелов А.Н. обратился в Межрайонный ОСП по особым исполнительным производствам УФССП России по ЯО

Из информации, представленной Управлением Росреестра по Ярославской области, следует, что 22.05.2019 года обратился З.О.В. с запросом о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером .

30.05.2019 года была выдана выписка из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.

Маркелов А.Н. в лице представителя по доверенности Жукова Е.Л. 22.05.2019 года обратился в Межрайонный ОСП по особым исполнительным производствам УФССП России по ЯО об отмене постановления от 12.04.2019 года о запрете совершения регистрационных действий по исполнительному производству №16135/16/76025-ИП и своевременно уведомить органы государственной власти об этом (л.д. 12).

В соответствии с п.п. 2,3, 5 ст. 64.1 ФЗ «Об исполнительном производстве» заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом. заявление, ходатайство передаются должностным лицам службы судебных приставов в трехдневный срок со дня поступления в подразделение судебных приставов.

Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства.

Из материалов дела следует, что Постановление об удовлетворении ходатайства вынесено судебным приставом-исполнителем Межрайонного ОСП по особым исполнительным производствам УФССП России по ЯО 04.06.2020 года, между тем, указанное ограничение прав до настоящего времени не снято в связи с вышеизложенными обстоятельствами.

Таким образом, в пользу истца Маркелова А.Н. с Российской Федерации в лице ФССП России за счет средств казны Российской Федерации в счет возмещения убытков подлежат взысканию денежные средства в размере – 200 000 руб. Размер заявленного истцом материального ущерба документально подтвержден.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Маркелова Артема Николаевича удовлетворить.

Признать незаконным установление запрета на совершение регистрационных действий на принадлежащую Маркелову Артему Николаевичу квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый номер , произведенного Межрайонным отделом судебных приставов - исполнителей по особым исполнительным производствам УФССП России по ЯО на основании Постановления от 12.04.2019 года.

Обязать Межрайонный отдел судебных приставов - исполнителей по особым исполнительным производствам УФССП России по ЯО отменить Постановление об установлении запрета на совершение регистрационных действий от 12.04.2019 года на принадлежащую Маркелову Артему Николаевичу квартиру, расположенную по адресу <адрес>, кадастровый номер .

Взыскать с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств – ФССП России в пользу Маркелова Артема Николаевича убытки в сумме 200 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения с подачей апелляционной жалобы через Кировский районный суд г.Ярославля.

Судья

Е.С.Логвинова