ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-420/2021 от 05.04.2021 Тутаевского городского суда (Ярославская область)

Мотивированное решение составлено 05 апреля 2021 года Дело № 2-420/2021

УИД 76RS0021-01-2021-000183-12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 марта 2021 г. г. Тутаев, Ярославская область

Тутаевский городской суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Д. М. Бодрова,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Овтиной Н. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного Фонда РФ в Ярославской области к ФИО4 о взыскании излишне выплаченной страховой пенсии по старости,

установил:

Государственное учреждение – Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ в Ярославском области (далее Центр ПФР по выплате пенсий в Ярославской области) обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО4 о взыскании ущерба в виде излишне выплаченной страховой пенсии по старости в сумме 50798 рублей 43 копейки.

В обоснование заявленных требований указано, что 11.06.2019 года ФИО4 обратилась в Управление Пенсионного фонда с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В п.п. «в» п. 3 заявления о назначении пенсии ФИО4 не были указаны сведения о детях. В запрошенной выписке из индивидуального лицевого счета от 11.06.2019 года также отсутствовали сведения о периодах по уходу за детьми. На основании указанных сведений решением Управления от 25.06.2019 года ФИО4 была назначена досрочная страховая пенсия по старости с 09.07.2019 года в сумме 10923 рубля 48 копеек.

С 01.01.2019 года вступили в силу изменения в закон № 400-ФЗ, согласно которым, в страховой стаж при назначении пенсии за длительную работу засчитываются периоды, перечисленные в ст. 12 Закона № 400-ФЗ – период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, имевших место во время работы, так как получение страхового пособия в период временной нетрудоспособности по общему правилу всегда связано с нахождением застрахованного лица в трудовых отношениях. Отпуск по уходу за ребенком не относится ни к периодам работы, ни к периодам получения пособия по временной нетрудоспособности.

30.11.2019 года Управлением было принято решение об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии в связи с отсутствием права, был выявлен факт излишней выплаты страховой пенсии по старости за период с 09.07.2019 г. по 30.11.2019 г. в сумме 51798 рублей 43 копеек.

Вместе с тем, 17.12.2019 г. ФИО4 повторно было подано заявление о назначении пенсии, решением от 25.12.2019 г. ФИО4 была установлена страховая пенсия по старости в связи с достижением общеустановленного пенсионного возраста с 09.01.2020 года. На дату первоначального обращения, у ФИО4 не имелось права на получение пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа для назначения досрочной пенсии по старости.

Для получения разъяснений по факту образовавшейся переплаты ФИО4 была приглашена в Клиентскую службу, и после получения разъяснений 17.12.2019 года ею было подано заявление о добровольном возмещении переплаты, на основании которого из пенсии ФИО4 была удержана 1000 рублей. 05.02.2020 года заявление было отозвано. Остаток переплаты составил 50798,43 рубля.

Представитель истца Государственного учреждения Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного Фонда РФ в Ярославской области по доверенности ФИО5 в судебном заседании требования поддержала по доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что на дату первоначального обращения в Управление Пенсионного фонда у ФИО4 отсутствовало право на назначение досрочной страховой пенсии по старости. Ответчик была ознакомлена со сведениями ее лицевого счета. По представленным ею документам пенсионным органом было принято решение о назначении досрочной страховой пенсии по старости при стаже 37 лет. После этого при проверке документов ФИО4 было обнаружено, что ею в п.п. «в» п. 3 заявления не были указаны сведения о детях. Таким образом, была выявлена ошибка, установлен факт переплаты пенсии ФИО4 В случае, если бы ФИО4 в своем заявлении указала сведения о детях, тогда бы пенсионным органом ставился вопрос о периодах нахождении ФИО4 в отпуске по уходу за детьми, и на дату первоначального обращения ей было бы отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа. При повторном обращении в пенсионный орган ФИО4 были указаны сведения о трех детях. В решении пенсионного органа об обнаружении ошибки на основании архивных справок был указан период нахождения ФИО4 в отпуске по уходу ребенком с 01.10.1987г. по 18.12.1988г., который подлежит исключению из страхового стажа. Без учета нахождения в отпуске по уходу за ребенком страховой стаж у ФИО4 на момент назначения пенсии составил 37 лет 10 месяцев 25 дней. С учетом исключения периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком, на момент обращения ФИО4 с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, ее страховой стаж составлял менее 37 лет. Полагала, что ответчик при обращении в пенсионный орган в первый раз поступила недобросовестно, поскольку скрыла информацию об имеющихся детях. Счетной ошибки со стороны пенсионного органа не было. Каким образом в пенсионном деле появились копии свидетельств о рождении детей ФИО4, пояснить не может.

Ответчик ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что 11.06.2019 года она обратилась в Пенсионный фонд по поводу назначения ей пенсии, привезла с собой все документы, в том числе свидетельства о рождении троих детей. Все документы отдала работнику Пенсионного фонда. Документа, подтверждающего то, какие документы были приняты от нее в Пенсионном фонде при обращении с заявлением, ей на руки не дали, пояснили, что она выходит на пенсию с 01.07.2019 года. Указывала или нет в заявлении сведения о детях, она не помнит. Позже работники Пенсионного фонда ее вызвали и пояснили, что назначена ей пенсия была ошибочно, что нужно вернуть излишне выплаченную пенсию, она согласилась. Потом она узнала, что это ошибка самого Пенсионного фонда, и отозвала свое заявление о добровольном возмещении переплаты. При обращении с заявлением во второй раз никаких документов она не предоставляла и не спрашивали, поскольку все документы были предоставлены ею в июне 2019 года.

Представитель третьего лица Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Ярославском районе Ярославской области (межрайонное) по доверенности ФИО6 в судебном заседании исковые требования поддержала. Пояснила, что от ФИО4 было заявление о добровольной выплате образовавшейся переплаты, которое она впоследствии отозвала.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон № 400-ФЗ).

В соответствии с частями 1 и 1.2 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному Федеральному закону. Лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частью 1 и частью 1.1 данной статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Статьей 12 названного Федерального закона предусмотрены иные периоды, которые засчитываются в страховой стаж. Перечень данных периодов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Таким образом, для назначения пенсии истцу на 24 месяца ранее достижения пенсионного возраста в страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста с учетом нового пенсионного законодательства подлежат включению только периоды работы и иной деятельности, за которые уплачивались страховые взносы в пенсионный орган, а также период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, при этом страховой стаж должен составлять для истца 37 лет.

Порядок обращения за страховой пенсией регулируется Приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 884н (ред. от 28.01.2019, действующей на момент спорных правоотношений) "Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"

Согласно п. 20 Порядка при приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам; изготавливает копии документов, поступивших для установления пенсии на бумажном носителе, и (или) переводит такие документы в электронную (цифровую) форму, и заверяет их; оформляет выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования; регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и выдает уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 11.06.2019 года ФИО4 обратилась в УПФР в Ярославском районе Ярославкой области (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.

Решением УПФР в Ярославском районе (ФИО7) от 25.06.2019 года ФИО4 с 09.07.2019 года назначена страховая пенсия по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

В силу п. 9 ст. 21 Федерального закона № 400-ФЗ орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.

Пенсионным органом с целью проверки достоверности предоставленных сведений, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, были запрошены дополнительные сведения о работе ФИО4 По результатам проверки 30.11.2019 года Управлением Пенсионного фонда принято решение № 2146 об обнаружении ошибки, допущенной при назначении страховой пенсии, на основании которого выплата страховой пенсии ФИО4 была прекращена. Основанием для принятия указанного решения послужил факт исключения из страхового стажа ФИО4 периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 01.10.1987 г. по 18.12.1988 г., в связи с чем, право на страховую пенсию с 09.07.2019 года у ФИО4 отсутствовало.

04.12.2019 года УПФР в Ярославском районе принято решение о прекращении выплаты страховой пенсии по старости ФИО4 с 01.12.2019 года в соответствии со ст. 8 Закона № 400-ФЗ.

24.01.2019 года ГУ – Центр ПФР по выплате пенсий в Ярославской области составлен протокол № 119 о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии за период с 09.07.2019 г. по 30.11.2019 г. в размере 51798 рублей 43 копеек, что подтверждается расчетом, выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

17.12.2019 года ФИО4 в УПФР в Ярославском районе Ярославской области (межрайонное) подано заявление о добровольном возмещении излишне полученных сумм пенсии.

24.01.2020 года Центром ПФР по выплате пенсий в Ярославской области принято решение № 119 о взыскании с ФИО4 сумм пенсии, излишне выплаченных пенсионеру в твердой денежной сумме 1000 рублей ежемесячно, начиная с 01.02.2020 года.

05.02.2020 года ФИО4 заявление о добровольном возмещении излишне выплаченных сумм пенсии было отозвано.

17.12.2019 года ФИО4 было повторно подано заявление о назначении страховой пенсии по старости. Решением УПФР в Ярославском районе от 25.12.2019 года ФИО4 назначена страховая пенсия по старости с 09.01.2020 года бессрочно.

Пунктом 5 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предусмотрено, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате пенсии, производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление пенсии в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии в связи с отсутствием права на нее производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.

Из частей 1 и 2 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" следует, что физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 данного федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Истец, заявляя исковые требования, ссылается на то, что ответчик поступила недобросовестно, скрыв информацию об имеющихся детях при первоначальном обращении в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с чем у нее отсутствовало право на назначение страховой пенсии. При этом ошибки со стороны пенсионного органа не было. С указанными доводами истца суд согласиться не может по следующим основаниям.

На основании пункта 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в частности: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 ГК РФ).

По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, эти нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться, в частности, в рамках правоотношений, связанных с реализацией прав граждан на пенсионное обеспечение.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, 11.06.2019 года ФИО4 обратилась в Пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Подпунктом «в» пункта 3 указанного заявления предусмотрены сведения о детях, которые должны быть указаны, в том числе, в случае обращения заявителя за страховой пенсией по старости. Указанное заявление представлено в материалы дела в форме электронного заполнения, в котором отсутствует подпись ФИО4.

Из пояснений ФИО4 следует, что при первоначальном обращении в Пенсионный орган ею специалисту были предоставлены все документы, в том числе свидетельства о рождении троих детей ФИО1ФИО2. и ФИО3. Все сведения заполнялись специалистом, заявление распечатали, она его подписала. При обращении во второй раз никаких документов она больше не предоставляла, уведомлений или расписок о том, какие именно документы были приняты от нее Пенсионным органом, на руки ей не выдали.

Данная позиция ответчика подтверждается установленными в суде обстоятельствами, а также исследованным в судебном заседании пенсионным делом ФИО4, согласно которому копии свидетельств о рождении ФИО1., ФИО2. и ФИО3 были подшиты после первоначального заявления Петровой от 11.06.2019 года, до принятых и подшитых впоследствии документов об обнаружении ошибки и повторных заявления и решения о назначении ФИО4 страховой пенсии по старости. При этом, как пояснила представитель истца, все документы в пенсионном деле подшиваются в хронологическом порядке. Таким образом, доказательств того, что сведения о детях ФИО4 были представлены при повторной подаче заявления о назначении страховой пенсии по старости, стороной истца суду представлено не было.

Поскольку добросовестность гражданина (в данном случае ФИО4) при разрешении требований пенсионного органа о взыскании излишне выплаченной страховой пенсии по старости презюмируется ввиду того, что недобросовестность ФИО4 при невнесении специалистом Пенсионного органа в заявление сведений об имеющихся у нее детях не установлена и не доказана, принимая во внимание, что соответствующие документы ФИО4 при первоначальном обращении ею были представлены, в пенсионном деле присутствуют, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Государственного учреждения Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного Фонда РФ в Ярославской области отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Тутаевский городской суд Ярославской области путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Д. М. Бодров