ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4212/18 от 18.04.2018 Вахитовского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Дело №2-4212/18

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 апреля 2018 года

Вахитовский районный суд города Казани в составе:

председательствующего судьи Зыбуновой Е.В.,

при секретаре Мухаметзяновой Ч.Р,

с участием представителя административного истца, представителей административного ответчика и заинтересованного лица,в отсутствие административного истца,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению ФИО1 к Муниципальному казенному учреждению «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани», Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка и понуждении устранить допущенные нарушения прав и законных интересов,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец – ФИО1 обратился в суд с административным иском к Муниципальному казенному учреждению «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» (далее по тексту – МКУ «КЗИО ИК МО г.Казани») о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка и понуждении устранить допущенные нарушения прав и законных интересов. В обоснование заявления указано, что ФИО1 на основании договора аренды земельного участка от 10.12.2013 г. № 17447 (дата регистрации 26.12.2013г., № 16-16-01/357/2013-377), договора передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 20.01.2014г. (дата регистрации 03.06.2014г., №16-16-02/029/2014-384), соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 07.12.2015г. (дата регистрации 23.12.2015г., № 16-16/001-16/047/005/2015-4565/4) на праве аренды принадлежит земельный участок площадью 1140 кв. м. с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ....

ФИО1 было получено письмо МКУ «КЗИО ИК МО г. Казани» №6717/кзиоисх/ог от 31.10.2017г. об отказе предоставить в собственность за плату земельный участок площадью 1140,0 кв.м. с кадастровым номером ... под индивидуальное жилищное строение по ул. Тан, расположенный в Кировском районе г.Казани, на основании того, что предписанием Управления Федеральной антимонопольной службы Республики Татарстан Комитету земельных и имущественных отношений г. Казани предписано освободить от прав иных лиц, а в случае перехода права собственности, вернуть в муниципальную собственность земельный участок с кадастровым номером ....

С данным решением ФИО1 не согласен.

Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани № 6302 от 03.07.2013г. «Об утверждении схемы расположения земельного участка по ул. Тан на кадастровом плане территории» была утверждена схема расположения земельного участка площадью 1140 кв. м. по ул. Тан на кадастровом плане территории, был установлен вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство.

На вышеуказанном земельном участке расположен жилой дом общей площадью 156,3 кв. м. с кадастровым номером ..., который принадлежит на праве собственности ФИО1 на основании Технического плана здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства от 21.03.2017г. (собственность, ... от 03.05.2017), что подтверждается выпиской из ЕГРН от 03.05.2017г. Строительство дома велось на основании разрешения на строительство от 20.02.2016г. № 16-RU16301000-55-2016, выданного ИК МО г. Казани ФИО1

Земельный участок с кадастровым номером ... невозможно вернуть в муниципальную собственность, так как земельный участок застроен жилым домом с кадастровым номером ... который принадлежит на праве собственности ФИО1 Таким образом, ФИО1 вправе требовать передачи в собственность земельного участка с кадастровым номером ....

Административный истец просит признать незаконным отказ Комитета земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани, выраженный в письме № 6717/кзиоисх/ог от 31.10.2017г.; обязать Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани подготовить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером ... площадью 1140,0 кв. м. под индивидуальное жилищное строение (жилой дом) по ул. Тан, расположенного в Кировском районе г. Казани.

Судом в качестве административных ответчиков привлечены МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИКМО г.Казани» и Исполнительный комитет муниципального образования г.Казани, заинтересованного лица было привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по РТ.

Административный истец в судебное заседание не явился.

Представитель административного истца в судебном заседании заявление поддержал.

Представитель административных ответчиковадминистративный иск не признал.

Представитель заинтересованного лицас административным иском не согласился.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Судом установлено, что ФИО1 на основании договора аренды земельного участка от 10.12.2013 г. № 17447 (дата регистрации 26.12.2013г., № 16-16-01/357/2013-377), договора передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 20.01.2014г. (дата регистрации 03.06.2014г., №16-16-02/029/2014-384), соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 07.12.2015г. (дата регистрации 23.12.2015г., № 16-16/001-16/047/005/2015-4565/4) на праве аренды принадлежит земельный участок площадью 1140 кв. м. с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ....

ФИО1 является собственником жилого дома площадью 156,3 кв.м. по адресу: ... на основании Технического плана здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства от 21.03.2017г. (... от 03.05.2017), что подтверждается выпиской из ЕГРН от 03.05.2017г. Строительство дома велось на основании разрешения на строительство от 20.02.2016г. № 16-RU16301000-55-2016, выданного ИК МО г. Казани ФИО1

Административный истец обратился в МКУ «КЗИО ИК МО г.Казани» с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 1140,0 кв.м. с кадастровым номером 16:50:300408:2 под индивидуальное жилищное строительство по ул.Тан Кировского района г.Казани.

Письмом МКУ «КЗИО ИК МО г. Казани» №6717/кзиоисх/ог от 31.10.2017г. ФИО1 было отказано в предоставлении в собственность за плату указанного земельного участка на основании того, что предписанием Управления Федеральной антимонопольной службы Республики Татарстан Комитету земельных и имущественных отношений г. Казани предписано освободить от прав иных лиц, а в случае перехода права собственности, вернуть в муниципальную собственность земельный участок с кадастровым номером ....

Частью 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации собственнику жилого здания гарантировано право на приобретение в собственность за плату земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, в качестве обеспечения основополагающих принципов земельного законодательства - единства судьбы объекта и платности использования земли без проведения торгов (подпункты 5, 7 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, когда уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.

Суд считает незаконным решение МКУ «КЗИО ИК МО г.Казани», изложенное в письме от 31.10.2017г. №6717/КЗИО-ИСХ/05, об отказе ФИО1 в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 16:50:300408:2 по ул.Тан Кировского района г.Казани.

Основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность административного истца указано то обстоятельство, что предписанием Управления Федеральной антимонопольной службы Республики Татарстан Комитету земельных и имущественных отношений г. Казани предписано освободить от прав иных лиц, а в случае перехода права собственности, вернуть в муниципальную собственность земельный участок с кадастровым номером 16:50:300408:2. Также в письме МКУ «КЗИО ИК МО г.Казани» от 31.10.2017г. №6717/КЗИО-ИСХ/05 указано, что в настоящее время предписание оспаривается Комитетом в судебном порядке.

Решением Арбитражного суда РТ от 13 марта 2018г. по делу №А65-18695/2016 решение и предписание УФАС по РТ были признаны не законными. Данное решение обжаловано и не вступило в законную силу.

Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указаны в статье 39.16 ЗК РФ, при этом обстоятельств, препятствующих предоставлению земельного участка истцу в собственность за плату без проведения торгов, судом не установлено.

Также отсутствуют основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги: продажа земельного участка в муниципальной собственности, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, установленные п.2.9 Постановления Исполкома муниципального образования г. Казани от 08.12.2015 N 4301"Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги по продаже земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов".

Согласно ч.2 ст.11 Земельного кодекса РФ, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Указанным Административным регламентом установлено, что муниципальная услуга предоставляется Муниципальным казенным учреждением "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", контроль за предоставлением муниципальной услуги возложен на руководителя ИКМО г.Казани. Вопросы управления и распоряжения земельными участками, находящими в муниципальной собственности муниципального образования г.Казани относятся к компетенции Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани.

На МКУ «КЗИО ИК МО г.Казани» и Исполнительный комитет МО г.Казани подлежит возложению обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером ... по ....

Требование об обязании подготовить договор купли-продажи данного земельного участка не подлежит удовлетворению, поскольку вопросы, касаемые принятия решения о предоставлении в собственность земельного участка путем заключения договора купли-продажи относятся к компетенции органов местного самоуправления.

Руководствуясь ст. ст.178-180, 218 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск удовлетворить.

Признать незаконным решение Муниципального казенного учреждения «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани», изложенное в письме от 31.10.2017г. №6717/КЗИО-ИСХ/05, об отказе ФИО1 в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером ... по ул.....

Обязать Муниципальное казенное учреждение «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» и Исполнительный комитет муниципального образования г.казани повторно рассмотреть заявление ФИО1 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером ... по ул.Тан Кировского района г.Казани.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд города Казани в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья: Зыбунова Е.В.