ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4219/2023УВД240032-01-2023-003363-48 от 31.10.2023 Ленинскогого районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело № 2-4219/2023 УВД 24RS0032-01-2023-003363-48

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 октября 2023 года г. Красноярск

Ленинский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Волгаевой И.Ю.

при секретаре Анисимовой А.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Красноярскому краю к ФИО1 о признании прекратившим право собственности на оружие,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> обратилось с исковым заявлением, в котором просит признать прекратившим право собственности ФИО1 на огнестрельное оружие: Лось-7, калибр 7,<адрес>; МЦ 20-01,калибр <адрес>; газовое оружие Double Eagle, калибр 35 № Р 30836; Вальтер, калибр 35 № F 06120, с последующей передачей данного оружия Управлению Росгвардии по Красноярскому краю для утилизации (уничтожения).

Свои требования мотивирует следующим. ФИО5, являлся владельцем огнестрельного оружия Лось-7, калибр 7,<адрес>; МЦ 20-01,калибр <адрес>; Double Eagle, калибр 35 № Р 30836; Вальтер, калибр 35 № F 06120. 22.04.2019 ФИО5 получены разрешения на хранение и ношение огнестрельного оружия Лось-7, калибр 7,<адрес>, РОХа сроком действия до 22.04.2024; МЦ 20-01,калибр <адрес>, РОХа сроком действия до 22.04.2024; лицензия на приобретение газовых пистолетов, револьверов, сигнального оружия, холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой на газовое оружие Double Eagle, калибр 35 № Р 30836; Вальтер, калибр 35 № F 06120, Лоа сроком действия до 22.04.2024 г. 08.03.2020 в связи со смертью ФИО5, на основании п. 5 ч. 1 ст. 27 ФЗ «Об оружии» № 150-ФЗ от 13.12.1996 г. у ФИО1 огнестрельное оружие Лось-7, калибр 7,<адрес>; МЦ 20-01,калибр <адрес>; газовое оружие Double Eagle, калибр 35 № Р 30836; Вальтер, калибр 35 № F 06120 изъято и сдано на хранение в дежурную часть Отдела полиции Межмуниципального управления МВД России «Красноярское», где и хранится до настоящего времени. Согласно ответа нотариуса ФИО6 от 24.03.2023 года , по наследственному делу , наследники вступили в наследство. По состоянию на 24.03.2023 года свидетельства о праве на наследство на оружие никто из наследников не получил. 26.04.2023 исх. в адрес ответчика направлено уведомление, ответа на которое от ответчика не поступило, до настоящего времени вопрос о реализации либо перерегистрации оружия ответчиком не решен.

Представитель истца Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Красноярскому краю, в судебное заседание не явился, о слушания дела извещался надлежаще и своевременно, представитель ФИО7, полномочия проверены, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась о времени и месте рассмотрения дела извещалась своевременно и надлежащим образом. Предоставила отзыв в котором пояснила о том, что является не надлежащим ответчиком по делу, поскольку не приобрела право собственности на оружие, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представители третьих лиц не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Отдела полиции № 4 МУ МВД России «Красноярское», ГУ МВД России по Красноярскому краю в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом.

Судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствии не явившихся участников процесса на основании ст.167 ГПК РФ.

Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Часть 4 ст. 20 Федерального закона от 13 декабря 1996 года№150-ФЗ "Об оружии" предусматривает, что дарение и наследование гражданского оружия, зарегистрированного в федеральном органе исполнительной власти,

уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе, осуществляются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, при наличии у наследника или лица, в пользу которого осуществляется дарение, лицензии на приобретение гражданского оружия либо иного предусмотренного настоящим Федеральным законом основания для приобретения оружия.

В соответствии с п. 1 ст. 1180 ГК РФ принадлежавшие наследодателю оружие, сильнодействующие и ядовитые вещества, наркотические и психотропные средства и другие ограниченно оборотоспособные вещи (абзац второй пункта 2 статьи 129) входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входят такие вещи, не требуется специального разрешения.

Согласно п. 2 этой же статьи меры по охране входящих в состав наследства ограниченно оборотоспособных вещей до получения наследником специального разрешения на эти вещи осуществляются с соблюдением порядка, установленного законом для соответствующего имущества. При отказе наследнику в выдаче указанного разрешения его право собственности на такое имущество подлежит прекращению в соответствии со статьей 238 настоящего Кодекса, а суммы, вырученные от реализации имущества, передаются наследнику за вычетом расходов на его реализацию.

На основании п. 3 ст. 238 ГК РФ, если в собственности гражданина или юридического лица по основаниям, допускаемым законом, окажется вещь, на приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано, эта вещь подлежит отчуждению в порядке, установленном для имущества, которое не может принадлежать данному собственнику.

Согласно статье 1 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. №150-ФЗ "Об оружии" оборот оружия и основных частей огнестрельного оружия - это производство оружия, торговля оружием, продажа, передача, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозка, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз оружия в Российскую Федерацию и вывоз его из Российской Федерации.

В силу статьи 18 указанного закона торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему на территории Российской Федерации имеют право осуществлять юридические лица, производящие гражданское и служебное оружие и патроны к нему на основании лицензии на их производство, а также юридические лица, осуществляющие торговлю на основании лицензии на торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему.

Статьей 28 вышеуказанного Закона об оружии установлено, что контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.

В соответствии с пунктами 12, 16, 27 части 1 статьи 9 Федерального закона от 3.07.2016 г. №226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" войска национальной гвардии наделены следующими полномочиями: осуществлять прием, хранение и уничтожение изъятого, добровольно сданного или найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ; контролировать оборот гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранность и техническое состояние боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также соблюдение гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия; исполнять решения суда (судьи) о возмездном изъятии или конфискации оружия и боеприпасов.

Как установлено пунктом 6 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" (далее также - Правила), торговлю оружием и патронами (составными частями к патронам) к нему на территории Российской Федерации имеют право осуществлять юридические лица на основании лицензии, предоставленной им в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

Юридические лица, имеющие лицензии на торговлю оружием и патронами, принимают на комиссионную продажу оружие и патроны, обращенные в установленном порядке в государственную собственность (пункт 9 Правил).

Пунктом 10 Правил установлено, что продажу гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территория Российской Федерации могут осуществлять Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба судебных приставов, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (далее - государственные военизированные организации); организации, на которые законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия (далее именуются - юридические лица с особыми уставными задачами); поставщики (продавцы); юридические и физические лица, занимающиеся коллекционированием или экспонированием оружия; спортивные организации и организации, ведущие охотничье хозяйство; граждане Российской Федерации; подразделения Российской академии наук, проводящие полевые работы, связанные с геологоразведкой, охраной природы и природных ресурсов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Хранение оружия и патронов разрешается юридическим и физическим лицам, получившим в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальных органах разрешения на хранение, или хранение и использование, или хранение и ношение оружия (п. 54 Правил).

Изъятие оружия и патронов производится в случаях, установленных федеральным законодательством (п. 78 Правил).

Согласно пункту 79 Правил оружие и патроны изымаются Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, ее территориальными органами, органами внутренних дел и другими уполномоченными на то федеральным законодательством органами.

Изъятые либо конфискованные оружие и патроны подлежат передаче в территориальные органы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, либо в органы внутренних дел.

В соответствии с пунктом 1 Положения о распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2019 №1238, оно определяет

порядок распоряжения обращенными в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность Российской Федерации конфискованным, движимым бесхозяйным и изъятым имуществом, товарами, в отношении которых

при перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза была заявлена таможенная процедура отказа в пользу государства, и кладами.

При этом, на основании пункта 2 названного Положения, оно не распространяется на имущество, обращенное в собственность государства, в отношении которого федеральными законами или в соответствии с ними установлен особый порядок распоряжения.

На основании п. 3 Положения для распоряжения в порядке, установленном названным Положением, подлежит передаче Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, его территориальным органам (далее - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом) имущество, обращенное в собственность государства, за исключением перечисленного в указанном пункте имущества, в том числе имущества, в отношении которого введены ограничения оборотоспособности, передаваемого уполномоченным федеральным органам исполнительной власти или организациям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пп. б).

Согласно пункту 11 Положения имущество, обращенное в собственность государства, подлежит распоряжению следующими способами: а) переработка (утилизация); б) уничтожение; в) реализация.

В силу статьи 129 ГК РФ, статей 6, 13, 18 Закона об оружии гражданское оружие относится к объектам гражданских прав, которые ограничены в гражданском обороте и могут находиться во владении, пользовании, распоряжении лица только с соблюдением требований специального законодательства, в частности Закона об оружии и Правил оборота служебного и гражданского оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 г. №814, что исключает возможность его передачи для распоряжения ответчику.

Кроме того, пунктом 82 Правил установлено, что изъятое или конфискованное оружие и патроны к нему, а также копии (реплики) оружия подлежат историко- культурной и искусствоведческой экспертизе, организуемой Министерством культуры Российской Федерации, к осуществлению которой могут привлекаться специалисты других федеральных органов исполнительной власти, а также юридических лиц, имеющих лицензии на производство, коллекционирование или экспонирование оружия.

По результатам экспертизы оружие и патроны направляются на реализацию или уничтожение. Оружие, признанное по результатам экспертизы, имеющим культурную ценность либо в отношении которого необходимо создание особых условий хранения, подлежит передаче на хранение в специально уполномоченные органы и организации, определенные Министерством культуры Российской Федерации.

Согласно пункту 83 Правил изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации, уничтожаются воинскими частями войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО5 имел разрешения на хранение и ношение огнестрельного оружия Лось-7, калибр 7,<адрес>, РОХа сроком действия до 22.04.2024; МЦ 20-01,калибр <адрес>, РОХа сроком действия до 22.04.2024 (л.д. 13), лицензию на приобретение газовых пистолетов, револьверов, огнестрельного бесствольного оружия отечественного производства, сигнального оружия.(л.д. 14)

16.02.2020 ФИО5 умер, что подтверждено ответом на запрос из ЗАГС (л.д. 22).

Протоколом изъятия от 08.03.2020 подтвержден факт изъятия у ФИО1 огнестрельного оружия: Лось-7, калибр 7,<адрес>; МЦ 20-01,калибр <адрес>; Double Eagle, калибр 35 № Р 30836; Вальтер, калибр 35 № F 06120, 3 шт. патронов 9 мл. Р.А. (л.д. 15).

Указанное оружие изъято и хранится с 08.03.2020 по настоящее время на складе ФКУ ЦхиСО ГУ МВД России по <адрес>.(л.д. 52)

Согласно ответа нотариуса ФИО6 от 24.03.2023 года № 131, по наследственному делу , наследники вступили в наследство. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ свидетельства о праве на наследство на оружие никто из наследников не получил.(л.д.21)

Согласно отзыву ответчика ФИО1 она указывает, что иск заявлен к ненадлежащему ответчику, поскольку право собственности на оружие не приобрела.

При отказе наследнику в выдаче указанного разрешения его право собственности на такое имущество подлежит прекращению в соответствии со статьей 238 ГК РФ предусматривающей, что если в собственности гражданина или юридического лица по основаниям, допускаемым законом, окажется вещь, на приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано эта вещь подлежит отчуждению в порядке, установленном для имущества которое не может принадлежать данному собственнику.

Если наследники в течение шестимесячного срока и после не заявили о своих правах на наследство, не предприняли мер к устранению причин, послуживших основанием для изъятия оружия, не представили разрешение на право хранения и ношения наследуемого или отказались вступать в наследство, в связи с чем, уполномоченный орган обязан самостоятельно прекратить право собственности на оружие, в связи со смертью собственника.

Поскольку спорное оружие относится к имуществу, ограниченному в обороте, истцом не представлены доказательства наличия у ответчика лицензий на его приобретение, разрешение на хранение и ношение оружия, у ответчика не может возникнуть законного права собственности на данное имущество.

Истцом в нарушение положений п. 82, 83 Правил не представлено суду доказательств, что оружие, являющееся предметом спора, не имеет культурную ценность, не относится к оружию, в отношении которого необходимо создание особых условий хранения, является технически непригодным для эксплуатации, самодельным или переделанные, а также запрещенным к обороту на территории Российской Федерации.

При этом, истец, обращаясь в суд с указанным иском к ФИО1, не просил признать спорное оружие выморочным, признать на него право собственности Российской Федерации, истцом исходя из оснований и предмета иска к данному ответчику не обосновано заявлены сформулированные в исковом заявлении требования.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Красноярскому краю к ФИО1 о признании прекратившим право собственности на оружие отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г.Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.