ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4223/14 от 28.07.2014 Рубцовского городского суда (Алтайский край)

Дело № 2-4223/14

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

 28 июля 2014 года Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:

 председательствующего Федоровой Ю.Ю.,

 при секретаре Швацкой Н.С.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ФИО1 об обжаловании предписания,

 УСТАНОВИЛ:

 ФИО1 в лице своего представителя ФИО2, действующего на основании доверенности, обратилась в суд с указанным заявлением. В обоснование требований указала, что *** Государственной инспекцией труда в Алтайском крае (далее ГИТ), было вынесено предписание №  , согласно которому ИП ФИО3 обязана: оформить трудовой договор в письменной форме с ФИО4; издать приказ о приеме на работу ФИО4;

 начислить заработную плату ФИО4 за период с *** по ***; вести книгу движение трудовых книжек и вкладышей в них; завести журнал регистрации вводного инструктажа, журнал регистрации инструктажа на рабочем месте. Полагает, что указанное предписание вынесено незаконно, необоснованно, подлежит отмене по следующим основаниям. Государственный инспектор труда П. (далее инспектор), без имеющихся оснований, обязала оформить трудовой договор с ФИО4 в письменном виде. При этом, согласно акту проверки было установлено, что, якобы, ФИО4, выполняла работу для ИП ФИО1 в должности ... в период с *** по ***, что подтверждается, пояснениями ФИО4, как ... ИП ФИО1, расходным кассовым ордером   от *** на выдачу алиментов. При этом, исходя из существа жалобы, ФИО4 указывает, что трудовые отношения прекращены с ИП ФИО1, и она просит обязать бывшего работодателя выплатить окончательный расчет. Исходя из положений ст. 19.1 ТК РФ, «в случае прекращения отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора, признание этих отношений трудовыми отношениями осуществляется судом». Инспектор не привел достаточно веских доказательств, подтверждающих наличие трудовых отношений между ИП ФИО1 и ФИО4, предусмотренных ст. 15 ТК РФ, а именно: основаны на соглашении между работником и работодателем; предполагают личное выполнение работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы); основаны на подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка; работодатель обеспечивает работнику условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Ни одного из указанных признаков наличия трудовых отношений инспектор не установил, приняв во внимание два документа, содержание которых даже не позволяет судить о том, выполняла ли ФИО4 обязанности возмездно. В ходе проведения проверки инспектор вышел за рамки своих полномочий, установив факт трудовых отношений, несмотря на то, что таковые уже были прекращены, то есть присвоило себе полномочия судебной инстанции. Указанное подтверждается обязанием ИП ФИО1 оформить в письменном виде трудовой договор с ФИО4 При этом, следует отметить, что инспектор не требует внести запись в трудовую книжку. То есть, инспектор, без ведома заявителя жалобы (ФИО4), фактически, связывает ИП ФИО1 и ФИО4 трудовыми отношениями. Инспектор не только вышел за рамки своих полномочий, но и за рамки жалобы: пояснения ФИО4, согласно которым, отношения связанные с использованием личного труда между ней и работодателем прекращены; заключение договора (гражданско-правового) не подтверждено; не имеют место быть трудовые отношения. Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ***   «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», решения (действия) должностных лиц органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов (в частности государственных инспекторов труда), могут быть оспорены по правилам статьи 25 Гражданского процессуального кодекса. Просит признать незаконным и отменить Предписание № , вынесенное ***, государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Алтайском крае П..

 Заявитель ФИО1 в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания, в представленной суду телефонограмме просила дело рассмотреть без своего участия, заявленные требования поддержала в полном объеме.

 Представитель заявителя ФИО2, действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности, в судебном заседании требования, изложенные в заявлении, поддержал в полном объеме, о чем представил письменные объяснения, которые просил приобщить к материалам дела. Дополнительно пояснил, что госинспекция труда сделала вывод о наличии трудовых отношений, на основании косвенных доказательств. Не было установлено, состояла ли ФИО4 в трудовых отношениях, или выполняла разовую работу, начислялась ли заработная плата, была ли Прокопенко ознакомлена с внутренним трудовым распорядком. В предписании указано на оформление трудового договора, начисление заработной платы. Исходя из сути предписания, инспектор увидел причину в приеме на работу. Не указано, что нужно внести запись в трудовую книжку о ФИО4. Из смысла ст. 249 ГК РФ обязанность по доказыванию лежит на инспекторе. В соответствии со ст. 356 ТК РФ, инспектор осуществляет надзор и контроль за соблюдением работодателем трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов. Статьей 308 ТК РФ установлено, что индивидуальные трудовые споры, не урегулированные работником и работодателем – физ. лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, рассматриваются в суде. По индивидуальным трудовым спорам срок давности установлен *** месяца. Предписание вынесено за пределами срока. Действия совершены за пределами срока, инспектор мог оштрафовать, не выносить предписания. Это относится к индивидуальному трудовому спору.

 Представитель заинтересованного лица – Государственной инспекции труда в Алтайском крае П. в судебном заседании требования не признала, полагала, что заявление удовлетворению не подлежит. В обоснование возражений представила письменные пояснения, в которых указала, что *** по обращениям ФИО4, per. номер  , поступившим в Государственную инспекцию труда в Алтайском крае, по вопросу нарушения трудовых прав (о невыплате заработной платы, компенсации за неиспользованный отпуск, и не заключении трудового договора в письменной форме), проведена внеплановая документарная проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права Индивидуальным предпринимателем ФИО1 (далее ИП Клапинская Ю.С). В ходе которой было установлено следующее: ФИО4 выполняла работу для ИП ФИО1 в должности ... в период с *** по ***, что подтверждается объяснением ФИО4 от ***, как ... ИП ФИО1, поданным на имя начальника Рубцовского МОСП по физическим лицам старшего судебного пристава Я., в рамках исполнительного производства по взысканию алиментов на содержание детей с Б. выполнявшего работу для ИП ФИО1, а так же расходным кассовым ордером   от *** на выдачу алиментов Л. в сумме *** рублей *** копеек, в котором значится фамилия ФИО4 и имеется её подпись. Опрошенный в ходе проверки представитель ИП ФИО5 - ФИО6 письменно пояснил, что между ИП ФИО1 и ФИО4 ни трудовой, ни гражданско-правовой договор не заключался. Пояснить, как и в качестве кого ФИО4 участвовала в исполнительном производстве по взысканию алиментов с Б. не смог. Тем не менее, ФИО4 участвовала в исполнительном производстве как бухгалтер ИП ФИО1, и давала достаточно точные пояснения по вопросу периода работы и размера оплаты труда Б. (работал с *** года с окладом *** руб.)., также выдавала суммы алиментов Л.., что подтверждается подписью ФИО4 в расходном кассовом ордере   от ***. Статьей 16 ТК РФ предусмотрено, что трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен. Статьей 67 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) установлено, трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе. Таким образом, считает факт наличия трудовых отношений между ИП ФИО5 и ФИО4 полностью доказанным. Нарушение работодателем требований ст. 67 ТК РФ не освобождает его от выполнения иных обязанностей предусмотренных ТК РФ (начислять и выплачивать заработную плату, проводить инструктажи по охране труда, вносить запись в трудовую книжку о приеме и увольнении в установленном законом порядке, вести книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей в них.). В ходе проведения проверки были выявлены и другие нарушения трудового законодательства: приказ о приеме ФИО4 на работу к ИП ФИО1 не издавался, тем самым работодателем нарушены требования ст. 68 ТК РФ, предусматривающей, что прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора. Трудовой договор с ФИО4 в установленном законом порядке не расторгнут. *** ИП ФИО1 был получен запрос на предоставление документов и информации, согласно которому она должна была предоставить книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей в них, журнал регистрации вводного инструктажа и журнал регистрации инструктажа на рабочем месте. Указанные документы в ответ на запрос ИП ФИО1 не предоставила. В ходе проверки представитель ИП ФИО1 пояснил, что книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них, журнал регистрации вводного инструктажа и журнал регистрации инструктажа на рабочем месте не предоставлены в связи с отсутствием у ИП ФИО1 наемных работников. Согласно ст. 66 ТК РФ работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной. Пунктом 40 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей (утв. постановлением Правительства РФ от *** №225) (далее Правила) установлено, что с целью учета трудовых книжек, а также бланков трудовой книжки и вкладыша в нее, у работодателей ведутся: а) приходно-расходная книга по учету бланков трудовой книжки и
вкладыша в нее; б)книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них. Пунктом *** Правил установлено, что в книге учета движения трудовых книжек и вкладышей в них, которая ведется кадровой службой или другим подразделением организации, оформляющим прием и увольнение работников, регистрируются все трудовые книжки, принятые от работников при поступлении на работу, а также трудовые книжки и вкладыши в них с указанием серии и номера, выданные работникам вновь. Таким образом, отсутствие книги учета движения трудовых книжек и вкладышей в них является нарушением п. *** Правил, что в свою очередь является нарушением требований ст. 66 ТК РФ. В соответствии с требованиями ст. 225 ТК РФ для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим. Пунктом *** Государственного стандарта СССР ГОСТ   «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» (утв. постановлением Госстандарта СССР от *** №   (далее ГОСТ  ) установлено, что по характеру и времени проведения инструктажи подразделяют: 1)вводный (проводят со всеми вновь принимаемыми на работу); 2)первичный на рабочем месте (со всеми вновь принятыми на предприятие); повторный; внеплановый; целевой. Пунктом 7.1.5 ГОСТ   установлено, что о проведении вводного инструктажа делают запись в журнале регистрации вводного инструктажа (приложение 4) с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего, а также в документе о приеме на работу (форма Т-1). Пунктом 7.9 ГОСТ   установлено, что о проведении первичного инструктажа на рабочем месте, повторного, внепланового, стажировки и допуске к работе работник, проводивший инструктаж, делает запись в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте (приложение 6) и (или) в личной карточке (приложение 2) с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. Отсутствие журнала регистрации вводного инструктажа, журнала регистрации инструктажа на рабочем месте является нарушением п. 7.1.5, 7.9 ГОСТ  , что с вою очередь является нарушением требований ст. 225ТКРФ. Статьей 22 ТК РФ предусмотрено, что работодатель обязан: выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные Трудовым кодексом РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка организации, трудовыми договорами. Для устранения выявленных нарушений работодателю ИП ФИО1 выдано предписание №   ***. В своем заявлении в суд ФИО1 указывает, что согласно ст. 19.1 ТК РФ признание уже прекратившихся отношений трудовыми может признать только суд. Однако в своем заявлении ФИО1 искажает формулировку ст. 19.1 ТК РФ, которая предусматривает, что в случае прекращения отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора, признание этих отношений трудовыми отношениями осуществляется судом. Физическое лицо, являвшееся исполнителем по указанному договору, вправе обратиться в суд за признанием этих отношений трудовыми отношениями в порядке и в сроки, которые предусмотрены для рассмотрения индивидуальных трудовых споров. Ссылка в заявлении ФИО1, на ст. 19.1 ТК РФ не состоятельна, т.к. опрошенный в ходе проверки представитель ИП ФИО1 письменно пояснил, что гражданско-правовой договор между ФИО4 и ИП ФИО1 не заключался. Трудовые отношения это достаточно формализованные отношения, начало которых оформляется трудовым договором и другими документами, оформляемыми работодателем. Кроме того, расторжение трудового договора возможно так же только по основаниям, предусмотренным ТК РФ и иными законами. В своем обращении ФИО4 просит обязать работодателя выплатить причитающуюся ей заработную плату и компенсацию за неиспользованный отпуск. Согласно ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора, выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете. Таким образом, обязанность работодателя выплатить работнику все причитающиеся ему суммы при расторжении трудового договора, действующее законодательство связывает с прекращением трудового договора. А для того, чтобы прекратить трудовой договор в установленном законом порядке, его необходимо перед этим заключить, в противном случае работник не имеет права на получение заработной платы и компенсации за неиспользованный отпуск. Поскольку имеющиеся трудовые отношения с ФИО4 не прекращены в установленном законом порядке, она до настоящего времени формально является работником ИП ФИО1 Кроме того, в своем обращении, поданном в Государственную инспекцию труда, per. №   ФИО4 указала, что трудовой договор с ней не заключался и просила устранить указанное нарушение трудового законодательства. В связи с изложенным, считает, что доводы ИП ФИО1, изложенные в заявлении, не основаны на действующем трудовом законодательстве, а требование об отмене предписания №   от *** не обоснованны и не подлежат удовлетворению.

 Суд на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса.

 Суд, выслушав пояснения представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, выслушав пояснения свидетеля С. оценив представленные по делу доказательства, считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

 В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

 В соответствии с частью 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

 Частью 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

 В силу ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

 Как разъяснено в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ***   «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от *** № 3), в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

 К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).

 К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль. К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

 В пункте 28 названного Постановления указано, что, исходя из положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

 При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать: либо на признание незаконным решения (ненормативного правового акта, решения о возложении на заявителя обязанности или решения о привлечении заявителя к ответственности) и в необходимых случаях на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению; либо на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.

 Из анализа названных норм Закона в их совокупности следует, что заявление об оспаривании решения или действия органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть признано судом обоснованным только при наличии в совокупности следующих условий: оспариваемое решение, действие не соответствует закону и нарушает права лица, обратившегося в суд с соответствующим заявлением, при этом решение, в первую очередь, должно быть направлено на восстановление нарушенных прав заявителя.

 К числу основных способов защиты трудовых прав работников ст. 352 Трудового кодекса Российской Федерации относит государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

 Реализация данного способа предполагает защиту трудовых прав работников органами государственного надзора и контроля.

 В силу положений ст. 353 - 356, ст. 382 Трудового кодекса Российской Федерации, Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ***   федеральная инспекция труда относится к органам исполнительной власти и уполномочена осуществлять государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

 Основные полномочия федеральной инспекции труда определены в ст. 356 Трудового кодекса Российской Федерации; к ним отнесены ведение приема, рассмотрение заявлений, писем, жалоб и иных обращений граждан о нарушениях их трудовых прав, принятие мер по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав.

 Согласно ст. 357 Трудового кодекса Российской Федерации в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

 В соответствии со ст. 360 Трудового кодекса Российской Федерации государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

 При этом определено, что основаниями для проведения внеплановой проверки являются обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.

 Статьей 361 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность обжалования предписаний инспектора труда как в порядке подчиненности руководителю, так и в судебном порядке.

 В судебном заседании установлено, что *** на сайт Государственной инспекции труда в Алтайском крае обратилась ФИО4 с заявлением о совершении административного правонарушения, указав, что с ней не заключен трудовой договор в письменной форме, пояснила, что с *** работала ..., далее – ... в ИП ФИО1, и в данный момент у нее на руках не имеется никаких документов в подтверждение данного факта, но в самой организации имеются квитанции-бланки строгой отчетности с подписью заявителя, табель учета рабочего времени за весь период работы. Также, от *** имеется заявление ФИО4 о совершении административного правонарушения, в котором указанно, что с *** она работала ..., а с *** по *** - ... в ИП ФИО1, является ..., воспитывающей несовершеннолетнего ребенка, об увольнении не была предупреждена, ей сообщили, что нашли замену и она обязана покинуть рабочее место, до настоящего времени заявителю не выплачен окончательный расчет. Сообщила, что *** обратилась к работодателю с письменным заявлением о полном расчете.

 По обращениям ФИО4, на основании Распоряжения на проверку от *** №  , государственным инспектором труда (по правовым вопросам) П. проведена проверка в отношении Индивидуального предпринимателя ФИО1, о чем составлен акт проверки №  , согласно которому, в ходе проведения проверки выявлено следующее, ФИО4 выполняла работу для ИП ФИО1 в должности ... в период с *** по ***, что подтверждается объяснением ФИО4 от ***, как бухгалтера ИП ФИО1, поданным на имя начальника Рубцовского МОСП по физическим лицам старшего судебного пристава Я., в рамках исполнительного производства по взысканию алиментов на содержание детей с Б. выполнявшего работу для ИП ФИО1, а так же расходным кассовым ордером   от *** на выдачу алиментов Л. в сумме *** рублей *** копеек. Гражданско-правовой договор между ФИО4 и ИП ФИО1 не заключался. Имеются основания установить, что между ФИО4 и ИП ФИО1 имелись трудовые отношения. Так как трудовой договор в письменной форме с ФИО4 не заключался, работодателем ФИО1 нарушены требования ст. 67 Трудового кодекса Российской Федерации. Приказ о приеме на работу ФИО4 работодателем ФИО1 не заключался, тем самым нарушены требования ст. 68 Трудового кодекса Российской Федерации. Трудовой договор с ФИО4 работодателем ФИО1 в установленном порядке не расторгался. В связи с запросом о предоставлении ФИО1 документов и информации, согласно которому она должна была предоставить книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей в них, журнал регистрации вводного инструктажа и журнал регистрации инструктажа на рабочем месте, установлено, что указанные документы не ведутся, согласно пояснению представителя ИП ФИО1 - ФИО2 - в связи с отсутствием у ИП ФИО1 наемных работников, тем самым нарушены требования ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации, п.п*** Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от *** №  , п. 7.1.5, 7.9 ГОСТ  , что с вою очередь является нарушением требований ст. 225 Трудового кодекса Российской Федерации. С актом проверки и копию акта получил представитель ИП ФИО1 - ФИО2 Также ФИО6 письменно пояснил, что между ИП ФИО1 и ФИО4 ни трудовой, ни гражданско-правовой договор не заключался.

 Для устранения выявленных нарушений работодателю ИП ФИО1 Государственной инспекцией труда в Алтайском крае выдано предписание №   от ***, согласно которому, в соответствии с Конвенцией Международной организации труда   «Об инспекции труда в промышленности и торговле» от ***, ратифицированной Россией *** (Федеральный закон № 58-ФЗ), Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от *** № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Положением о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от *** №  , ИП ФИО1 обязана устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно: оформить трудовой договор в письменной форме с ФИО4; издать приказ о приеме на работу ФИО4; начислить заработную плату ФИО4 за период с *** по *** в размере не менее чем установлено Региональным соглашением о размере минимальной оплаты в Алтайском крае на *** годы, начисленном пропорционально отработанного времени; вести книгу движения трудовых книжек и вкладышей в них; завести журнал регистрации вводного инструктажа, журнал регистрации инструктажа на рабочем месте. Срок исполнения данного предписания установлен до ***.

 В соответствии со ст. 381 Трудового кодекса Российской Федерации, индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

 Доводы жалобы о том, что предписание вынесено за пределами компетенции Государственной инспекции труда, поскольку инспекцией разрешен индивидуальный трудовой спор, основан на неверном толковании норм права.

 В соответствии со ст. 382 Трудового кодекса Российской Федерации индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.

 Данных о том, что на момент вынесения предписания ФИО4 обратилась в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (суд) в материалах дела не имеется.

 По настоящему делу работник обратился за защитой своих трудовых прав в ином порядке, предусмотренном нормами Трудового кодекса Российской Федерации.

 По смыслу абз. 1 ч. 1 ст. 356 и абз. 6 ч. 1 ст. 357 Трудового кодекса Российской Федерации при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе, неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) рассматриваются в рамках статей 381 - 397 Трудового кодекса Российской Федерации комиссиями по трудовым спорам или судами. Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

 По смыслу данных положений закона при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства.

 В обжалуемом предписании имеются указания на обстоятельства, которые свидетельствуют об очевидном нарушении трудового законодательства со стороны работодателя, в связи с чем, оспариваемое предписание выдано в пределах компетенции Государственной инспекции труда в Алтайском крае.

 Следовательно, государственным инспектором индивидуальный трудовой спор не рассматривался.

 Указанные нарушения трудового законодательства нашли подтверждение в ходе рассмотрения дела судом.

 Так, судом с учетом фактических обстоятельств настоящего дела было установлено, что при работе ФИО4 у ИП ФИО1 имелись в действительности признаки трудовых отношений и трудового договора, указанные в статьях 15 и 56 Трудового кодекса Российской Федерации. Данные обстоятельства подтверждаются объяснением ФИО4 от ***, как ... ИП ФИО1, поданным на имя начальника Рубцовского МОСП по физическим лицам старшего судебного пристава Я., в рамках исполнительного производства по взысканию алиментов на содержание детей с Б.., выполнявшего работу для ИП ФИО1, а так же расходным кассовым ордером   от *** на выдачу алиментов Л. в сумме *** рублей *** копеек, в котором значится фамилия ФИО4 и имеется её подпись, показаниями свидетеля С. фактически подтвердившего факт исполнения трудовых обязанностей ФИО4 причем - неоднократно. Свидетель показал, что ФИО4 официально не была трудоустроена, но исполняла обязанности - выдавала денежные средства, вела бухгалтерию, данные обстоятельства суд трактует в пользу ФИО4 Кроме того в самом заявлении ФИО1 указывает, что : «… инспектор вышел за рамки своих полномочий, установив факт трудовых отношений, несмотря на то, что таковые уже были прекращены  ».

 Кроме того, в соответствии со ст. 19.1 Трудового кодекса Российской Федерации признание отношений, возникших на основании гражданско-правового договора  , трудовыми отношениями может осуществляться: лицом, использующим личный труд и являющимся заказчиком по указанному договору, на основании письменного заявления физического лица, являющегося исполнителем по указанному договору, и (или) не обжалованного в суд в установленном порядке предписания государственного инспектора труда об устранении нарушения части второй статьи 15 настоящего Кодекса; судом в случае, если физическое лицо, являющееся исполнителем по указанному договору, обратилось непосредственно в суд, или по материалам (документам), направленным государственной инспекцией труда, иными органами и лицами, обладающими необходимыми для этого полномочиями в соответствии с федеральными законами. В случае прекращения отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора, признание этих отношений трудовыми отношениями осуществляется судом. Физическое лицо, являвшееся исполнителем по указанному договору, вправе обратиться в суд   за признанием этих отношений трудовыми отношениями в порядке и в сроки, которые предусмотрены для рассмотрения индивидуальных трудовых споров. Неустранимые сомнения при рассмотрении судом споров о признании отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями толкуются в пользу наличия трудовых отношений. Если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии в порядке, установленном частями первой - третьей настоящей статьи, были признаны трудовыми отношениями, такие трудовые отношения между работником и работодателем считаются возникшими со дня фактического допущения физического лица, являющегося исполнителем по указанному договору, к исполнению предусмотренных указанным договором обязанностей.

 Однако, в данном случае судом установлено, что ни гражданско-правовой, ни трудовой договор с ФИО4 оформлен не был, но ФИО4 фактически была допущена к работе.

 В силу ст.ст. 67, 68 Трудового кодекса Российской Федерации обязанность надлежащего оформления с соблюдением правил действующего законодательства трудовых отношений с работником лежит на работодателе, а не на работнике.

 Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ***   «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» следует иметь в виду, что представителем работодателя в указанном случае является лицо, которое в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица (организации) либо локальными нормативными актами или в силу заключенного с этим лицом трудового договора наделено полномочиями по найму работников, поскольку именно в этом случае при фактическом допущении работника к работе с ведома или по поручению такого лица возникают трудовые отношения (статья 16 Трудового кодекса Российской Федерации) и на работодателя может быть возложена обязанность оформить трудовой договор с этим работником надлежащим образом.

 С учетом установления как государственным инспектором по труду, так и судом факта трудовых отношений, и нарушения статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации о том, что заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается, обязанности возложенные на индивидуального предпринимателя предписанием в части оформления трудового договора являются законными и соответствующими статьям 16, 56, 57 Трудового кодекса Российской Федерации.

 Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора. Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежаще заверенную копию указанного приказа (распоряжения), (ст. 68 Трудового кодекса Российской Федерации).

 Согласно ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан, в том числе выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

 При прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете (ст. 140 Трудового кодекса Российской Федерации).

 В данном случае, обязанность работодателя выплатить работнику все причитающиеся ему суммы при расторжении трудового договора, действующее законодательство связывает с прекращением трудового договора. Чтобы прекратить трудовой договор в установленном законом порядке, его необходимо перед этим заключить, в противном случае работник не имеет права на получение заработной платы и компенсации за неиспользованный отпуск. Поскольку имеющиеся трудовые отношения с ФИО4 не прекращены в установленном законом порядке, она до настоящего времени формально является работником ИП ФИО1

 Доводы представителя заявителя ФИО2 о пропуске ФИО4 трех месячного срока исковой давности на обращение в суд, суд полагает несостоятельны.

 Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки (ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации).

 Однако ФИО4 полагала, что трудовые отношения между ней и работодателем ИП ФИО1 не расторгнуты. Таким образом, законность предписания в этой части нашло свое подтверждение и в ходе судебного заседания. Вопреки доводам жалобы, сложившиеся отношения между работодателем и работником являлись трудовыми.

 Согласно ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе. Сведения о взысканиях в трудовую книжку не вносятся, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение. По желанию работника сведения о работе по совместительству вносятся в трудовую книжку по месту основной работы на основании документа, подтверждающего работу по совместительству.

 Судом установлено, что согласно объяснениям ФИО4 от ***, как бухгалтера ИП ФИО1, поданным на имя начальника Рубцовского МОСП по физическим лицам старшего судебного пристава Я., в рамках исполнительного производства по взысканию алиментов на содержание детей с Б., выполнявшего работу для ИП ФИО1, расходным кассовым ордером   от *** на выдачу алиментов Л. в сумме *** рублей *** копеек, постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от *** в отношении Б. по ст. *** Уголовного кодекса Российской Федерации МОСП по физическим лицам, Б. состоял в трудовых отношениях с ИП ФИО1
  Наличие персонала предполагает ведение и хранение трудовых книжек. Работодатель - физическое лицо, являющийся индивидуальным предпринимателем, обязан вести трудовые книжки на каждого работника в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в соответствии с «Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей» (далее – Правила), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ***   «О трудовых книжках».

 В соответствием с п. *** Правил, с целью учета трудовых книжек, а также бланков трудовой книжки и вкладыша в нее, у работодателей ведутся:

 а) приходно-расходная книга по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее;

 б) книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них.

 Согласно п. *** Правил в книге учета движения трудовых книжек и вкладышей в них, которая ведется кадровой службой или другим подразделением организации, оформляющим прием и увольнение работников, регистрируются все трудовые книжки, принятые от работников при поступлении на работу, а также трудовые книжки и вкладыши в них с указанием серии и номера, выданные работникам вновь. При получении трудовой книжки в связи с увольнением работник расписывается в личной карточке и в книге учета движения трудовых книжек и вкладышей в них. Книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них должна быть пронумерована, прошнурована, заверена подписью руководителя организации, а также скреплена сургучной печатью или опломбирована.

 Отсутствие книги учета движения трудовых книжек и вкладышей в них является нарушением п. 40,41 Правил, что в свою очередь является нарушением требований ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации.

 В соответствии со ст. 225 Трудового кодекса Российской Федерации, все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.

 Согласно п. 1.3 ГОСТа   «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» утвержденного и введенного в действие Постановлением Госстандарта СССР от *** №  , ответственность за организацию своевременного и качественного обучения и проверку знаний в целом по предприятию и учебному заведению возлагают на его руководителя, а в подразделениях (цех, участок, лаборатория, мастерская) - на руководителя подразделения.

 Вводный инструктаж по безопасности труда проводят со всеми вновь принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности, с временными работниками, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику, а также с учащимися в учебных заведениях перед началом лабораторных и практических работ в учебных лабораториях, мастерских, участках, полигонах (п. 7.1.1). О проведении вводного инструктажа делают запись в журнале регистрации вводного инструктажа (Приложение 4) с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего, а также в документе о приеме на работу (форма Т-1). Наряду с журналом может быть использована личная карточка прохождения обучения (Приложение 2) (п. 7.1.5).

 В соответствии с п. 7.9 ГОСТа  , о проведении первичного инструктажа на рабочем месте, повторного, внепланового, стажировки и допуске к работе работник, проводивший инструктаж, делает запись в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте (Приложение 6) и (или) в личной карточке (Приложение 2) с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. При регистрации внепланового инструктажа указывают причину его проведения.

 Отсутствие журнала регистрации вводного инструктажа, журнала регистрации инструктажа на рабочем месте является нарушением п. 7.1.5, 7.9 ГОСТ  , что с вою очередь является нарушением требований ст. 225 Трудового кодекса Российской Федерации.

 Исходя из положений статьи 255 и части 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, необходимым элементом незаконности оспариваемого решения является нарушение таким решением законных интересов заявителя.

 Суд, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что оспариваемое предписание принято в соответствии с законом, в пределах полномочий государственной инспекции труда и права заявителя не были нарушены.

 С учетом изложенного, вопреки доводам заявления, суд не находит оснований для вывода о незаконности предписания, как и не находит оснований полагать, что предписанием разрешался индивидуальный трудовой спор, поскольку нарушения трудового законодательства индивидуальным предпринимателем являлись очевидными.

 Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 РЕШИЛ:

 В удовлетворении требований ФИО1 отказать в полном объеме.

 Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Рубцовский городской суд.

 Председательствующий Ю.Ю. Федорова

 Согласовано, судья Федорова Ю.Ю._____________ «___»__________ 2014

 Исполнитель, помощник судьи Жемайтес Г.В.________ «___»_______ 2014