ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4225/2021 от 22.11.2021 Советского районного суда г. Брянска (Брянская область)

Дело № 2-4225/2021

32RS0027-01-2021-004033-11

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Советский районный суд г.Брянска в составе

председательствующего судьи Петрачковой И.В.,

при секретаре Рождественской И.А.,

с участием представителя истца – старшего помощника прокурора Советского района г. Брянска Орловской Н.В.,

представителя третьего лица МБДОУ «Детский сад №129 «Подсолнушек» г. Брянска» Лысовой Н.М.

представителя третьего лица ООО «Деловой Проект» Автушенко Е.Ю.,

представителя третьего лица Государственной строительной инспекции Брянской области Прохорова С.Г.,

представителя третьего лица МКУ «Управление капитального строительства» г.Брянска Шкреда А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Брянска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Грандстрой» о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Советского района г. Брянка обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в ходе прокурорской проверки детских садов и пристроек к детским садам, введенных в эксплуатацию в 2019-2020 годах, построенных и введенных в эксплуатацию в рамках реализации национального проекта «Демография», установлено, что пристройка для размещения групп раннего возврата к детскому саду №129 «Подсолнушек» в Советском районе г. Брянска, введена в эксплуатацию в феврале 2020 г., данный объект имеет ряд недостатков, а именно: в связи с разностью усадочных деформаций фундаментов здания и отмостки, в отдельных местах наблюдается зазор между отмосткой и зданием, а также ее просадка; на полу в помещении подвала наблюдается скопление воды; наблюдается конденсат на трубах и приборах холодного водоснабжения в тепловом пункте подвального помещения и скопление воды на полу.

Прокурор Советского района г. Брянска полагает, что указанные нарушения стали возможными в связи с ненадлежащим исполнением должностными лицами ООО «Грандстрой» возложенных на них обязанностей при строительстве указанного объекта.

На основании вышеизложенного, с учетом уточнения исковых требований истец просит суд обязать ООО «Грандстрой» устранить следующие нарушения: зазоры между отмосткой и зданием, а также просадку отмостки к пристройке для размещения групп раннего возраста к детскому саду №129 «Подсолнушек» в Советского районе г. Брянска по адресу: г. Брянск, 1-ый проезд Ст. Димитрова, д. 3 А.

Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МКУ «Управление капитального строительства» г.Брянска, ООО «Деловой Проект».

Представитель истца прокурора Советского района г. Брянска - старший помощник прокурора Орловская Н.В. уточненные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель третьего лица МКУ «Управление капитального строительства» г. Брянска Шкред А.А. оставил рассмотрение спора на усмотрение суда. Пояснил, что строительство пристройки к детскому саду МБДОУ «Детский сад №129 «Подсолнушек» г. Брянска осуществлялось ООО «Грандстрой».

Представитель третьего лица МБДОУ «Детский сад №129 «Подсолнушек» г. Брянска» Лысова Н.М. поддержала исковые требования, просила их удовлетворить.

Представитель третьего лица ООО «Деловой Проект» Автушенко Е.Ю., пояснила, что строительство пристройки к детскому саду МБДОУ «Детский сад №129 «Подсолнушек» г. Брянска велось по проектной документации, разработанной ООО «Деловой Проект», получившей положительное заключение государственной экспертизы.

Представитель третьего лица Государственной строительной инспекции Брянской области Прохоров С.Г. поддержал исковые требования, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика ООО «Грандстрой», представитель третьего лица Управления образования Брянской городской администрации в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания дела в адрес суда не направили. Представитель Управления образования Брянской городской администрации представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.

В силу ч. 1 ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

Суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства без участия ответчика. Представитель истца против вынесения заочного решения не возражает.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В ходе проверки детских садов и пристроек к детским садам, введенных в эксплуатацию в 2019-2020 годах, проведенной с привлечением специалистов государственной строительной инспекции Брянской области, установлено, что указанные помещения построены и введены в эксплуатацию в рамках реализации национального проекта «Демография».

При проверке пристройки для размещения групп раннего возврата к детскому саду №129 «Подсолнушек» в Советском районе г. Брянска установлено, что строительство объекта осуществлялось застройщиком МКУ «Управление капитального строительства» г. Брянска (подрядчик – ООО «Грандстрой», на основании разрешений на строительство №32-301-3617-А-2019 от 19.12.2019 г. (в дополнение к ранее выданному разрешению на строительство №32-301-3617-2019 от 16.07.2019 г. в связи с внесением изменений), выданных Брянской городской администрацией, по проектной документации шифр 01-003/2019, разработанной и откорректированной в 2019 году ООО «Деловой проект», получившей положительное заключение государственной экспертизы №32-1-1-3-011623-2019 от 21.05.2019 г., выданы АУБО «Государственная экспертиза проектов Брянской области».

Объект введен в эксплуатацию в феврале 2020 г. разрешением на ввод объекта в эксплуатацию, выданным Брянской городской администрацией.

В ходе визуального осмотра объекта были установлены следующие недостатки: в связи с разностью усадочных деформаций фундаментов здания и отмостки, в отдельных местах наблюдается зазор между отмосткой и зданием, а также ее просадка; на полу в помещении подвала наблюдается скопление воды; наблюдается конденсат на трубах и приборах холодного водоснабжения в тепловом пункте подвального помещения и скопление воды на полу.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 05.07.2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», предусмотрено 12 национальных проектов (программ), в том числе национальный проект «Демография».

В рамках реализации вышеуказанного национального проекта постановлением Правительства Брянской области от 29.12.2018 г. №735-п утверждена государственная программа «Социальная и демографическая политика Брянской области» (с изм. и доп., вступ. в силу от 01.01.2020 г.).

Кроме того, постановлением Правительства Брянской области от 02.03.2020 г. №75-п утверждена концепция демографической политики в Брянской области на период до 2025 года.

В силу ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» основными принципами государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является приоритет жизни и здоровья человека.

Согласно ч. 6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся; создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

Пунктом 8 части 1 статьи 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ предусмотрено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В соответствии с п. 1 ч. 13 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ (ред. от 24.02.2021 г.) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в контракт включается обязательные условия: о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств.

По договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену (пункт 1 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что между МКУ «Управление капитального строительства» г. Брянска (Муниципальный заказчик) и ООО «Грандстрой» (Подрядчик) заключен муниципальный контракт №0127300013119000384_273678 от 30.07.2019 г., по условиям которого подрядчик обязуется выполнить работы по строительству объекта: «Пристройка для размещения групп раннего возврата к детскому саду №129 «Подсолнушек» в Советском районе г. Брянска» согласно проектно-сметной документации, техническим регламентом и нормативам, условиям контракта, в объеме, сроки и по стоимости, оговоренной настоящим контрактом, а заказчик обязуется принять завершенный строительством объект и оплатить подрядчику выполнение работы по объекту. Работу подрядчик выполняет из своих материалов, на своем оборудовании, своими инструментами. Подрядчик ознакомлен с проектной документацией на строительство объекта и не имеет к ней замечаний. Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляется актом сдачи-приемки законченного строительства объекта (Акт рабочей комиссии). Заказчик обязуется обеспечить оплату выполненных работ в соответствии с условиями контракта. Сроки выполнения работ: в течение 1 дня со дня заключения контракта по 16.12.2019 г. Подрядчик вправе досрочно выполнить работы и сдать заказчику их результат в установленном контрактом порядке. Работа производится подрядчиком по адресу: Российская Федерация г. Брянск, 1-й проезд Станке Димитрова, д. 3А.

Согласно п. п. 2.1 - 2.2 указанного контракта цена контракта определена на основании утвержденной проектно-сметной документации, в соответствии с протоколом согласования твердой цены муниципального контракта, который является неотъемлемой частью настоящего контракта (Приложение №1) и составляет 47 063 932,74 руб., НДС 20% 7 843 988,79 руб. Цена включает стоимость оборудования и материалов, все налоги, сборы и другие обязательные платежи, а также все затраты, издержки и иные доходы подрядчика, в том числе сопутствующие, связанные с использованием муниципального контракта. Цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и настоящим контрактом.

18.05.2020 г. между МКУ «Управление капитального строительства» г. Брянска (Муниципальный заказчик) и ООО «Грандстрой» (Подрядчик) заключено дополнительное соглашение №2 к муниципальному контракту №0127300013119000384_273678 от 30.07.2019 г., поскольку подрядчиком в ходе исполнения контракта фактически обоснованные работы и затраты представлены не в полном объеме, стороны пришли к обоюдному согласию уменьшить сумму контракта на 97 528 руб., цена контракта составляет 46 966 404,74 руб., в том числе НДС 20% 7 827 734,12 руб.

В порядке исполнения договора подрядчик выполнил, а заказчик принял выполненные работы без замечаний, здание эксплуатируется.

13.02.2020 г. Брянская городская администрация выдало разрешение №32-301-3617-2019 на ввод объекта в эксплуатацию «Пристройки для размещения групп раннего возврата к детскому саду №129 «Подсолнушек» в Советском районе г. Брянска».

Согласно статье 721 Гражданского кодекса Российской Федерации качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а в случае отступления от этого требования обязательство считается исполненным ненадлежащим образом.

Согласно пункту 1 статьи 724 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не установлено законом или договором подряда, заказчик вправе предъявить требования, связанные с ненадлежащим качеством результата работы, при условии, что оно выявлено в сроки, установленные настоящей статьей.

Пунктом 3 статьи 724 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что заказчик вправе предъявить требования, связанные с недостатками результата работы, обнаруженными в течение гарантийного срока.

Аналогичное условие содержится в главе 7 муниципального контракта №0127300013119000384_273678 от 30.07.2019 г., где подрядчик гарантирует выполнение всех работ в соответствии с проектной документацией и действующими нормами Российской Федерации и сдачу работ в установленный контрактом срок. Подрядчик гарантирует соответствие качества используемых строительных и отделочных материалов, оборудования и комплектующих изделий проектной документации, строительным нормам и правилам. Подрядчик гарантирует своевременное устранение недостатков и дефектов, выявленных в период работ. Если в процессе гарантийной эксплуатации объекта будут выявлены материалы, оборудование, не соответствующие сертификатам качества и декларации соответствия, то их замена осуществляется подрядчиком за свой счет.

Гарантии качества работ распространяются на все конструктивные элементы и работы, выполненные подрядчиком и привлеченными им субподрядчиками. Гарантийный срок на выполненные работы 5 лет со дня подписания акта приема-передачи объекта. Гарантийный срок на смонтированное оборудование – согласно паспорту завода-изготовителя, но не менее 1 года. Подрядчик в течение гарантийного срока обязуется своими силами и средствами устранять выявленные дефекты и неисправности, связанные с выполнением работ, по письменному уведомлению заказчика (представителя заказчика).

Подрядчик несет ответственность за недостатки (дефекты) обнаруженные в пределах гарантийного срока и устраняет дефекты за свой счет, если не докажет, что они произошли вследствие нормального износа объекта или его частей, неправильной эксплуатации, по вине третьих лиц. Наличие дефектов и сроки их устранения фиксируются актом, составленным заказчиком, эксплуатирующей организацией, подрядчиком не позднее 10 дней с момента обнаружения дефекта.

Для составления акта, фиксирующего дефекты, согласования порядка и сроков их устранения генподрядчик обязан командировать своего представителя не позднее 5 (пяти) дней со дня получения письменного извещения заказчика. Подрядчик в течение срока, установленного актом, за счет своих средств и своими силами осуществляет устранение недостатков возникших в период гарантийного срока, включая расходы, связанные с погрузочно-разгрузочными работами, транспортными расходами, приобретением материалов, стоимостью ремонтных работ, выездом специалиста по месту нахождения объекта. При этом гарантированный срок продлевается на период устранения недостатков.

При отказе подрядчика от составления или подписания акта обнаруженных дефектов и недоделок, либо неявке для составления акта, заказчик для их подтверждения назначает комиссию, которая составляет соответствующий акт по фиксированию дефектов, недоделок и их характеру. Если подрядчик в течение срока, указанного в акте обнаруженных дефектов, не устранит дефекты и недоделки в выполненных работах, включая монтаж оборудования, то заказчик вправе, при сохранении своих прав по гарантии, устранить дефекты и недоделки с привлечением третьего лица с последующим отнесением расходов на счет подрядчика. В этом случае подрядчик возмещает заказчику сумму затрат в полном объеме на оплату работ по устранению дефектов и недоделок, которые потребуются третьему лицу для устранения дефектов и недоделок, в течение 10 календарных дней с момента предоставления расчета заказчику.

Таким образом, в соответствии с условиями договора, подрядчик гарантирует качество применяемых в строительстве материалов и выполненных работ.

Согласно справке №23/2021 от 01.06.2021 г. «О результатах рассмотрения обращения депутата Брянской областной Думы Павлова К.Л.» в ходе проверки детских садом и пристроек к детским садам, введенных в эксплуатацию в 2019-2020 годах, проведенной с привлечением специалистов государственной строительной инспекции Брянской области, установлено, что указанные помещения построены и введены в эксплуатацию в рамках реализации национального проекта «Демография». Строительство объекта осуществлялось застройщиком МКУ «Управление капитального строительства» г. Брянска на основании разрешений на строительство №32-301-3617-А-2019 от 19.12.2019 г., (выданного Брянской городской администрацией в дополнение к ранее выданному разрешению на строительство №32-301-3617-2019 от 16.07.2019 г. в связи с внесением изменений), выданных Брянской городской администрацией, по проектной документации шифр 01-003/2019, разработанной и откорректированной в 2019 году ООО «Деловой проект», получившей положительное заключение государственной экспертизы №32-1-1-3-011623-2019 от 21.05.2019 г., выданы АУБО «Государственная экспертиза проектов Брянской области». Объект введен в эксплуатацию в феврале 2020 года разрешением на ввод объекта в эксплуатацию, выданным Брянской городской администрацией. В ходе визуального осмотра объекта было установлено следующее: в связи с разностью усадочных деформаций фундаментов здания и отмостки, в отдельных местах наблюдается зазор между отмосткой и зданием, а также ее просадка; на полу в помещении подвала наблюдается скопление воды; наблюдается конденсат на трубах и приборах холодного водоснабжения в тепловом пункте подвального помещения и скопление воды на полу; на крыше пристройки на небольшом участке повреждены снегозадерживающие устройства, предположительно в связи с несвоевременной уборкой снега.

При возникновении между заказчиком и подрядчиком спора по поводу недостатков выполненной работы или их причин по требованию любой из сторон должна быть назначена экспертиза (пункт 5 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Ходатайство о назначении экспертизы сторонами не заявляло.

Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что наличие недостатков выполненных работ подтверждено.

В соответствии с пунктом 2 статьи 755 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик несет ответственность за недостатки (дефекты), обнаруженные в пределах гарантийного срока, если не докажет, что они произошли вследствие нормального износа объекта или его частей, неправильной его эксплуатации или неправильности инструкций по его эксплуатации, разработанных самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами, ненадлежащего ремонта объекта, произведенного самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами.

Поскольку недостатки были выявлены в период гарантийного срока, именно на ответчике лежит обязанность доказывания обстоятельств того, что выявленные недостатки и дефекты возникли не по вине подрядчика.

В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований либо возражений.

Доказательств, свидетельствующих о выполнении требований истца, суду не представлено, а также не представлено доказательств устранения выявленных недостатков.

Ответственность подрядчика за ненадлежащее исполнение работ установлена статьей 723 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору потребовать от подрядчика, в частности, безвозмездного устранения недостатков в разумный срок.

Поскольку, ответчиком не представлено доказательств выполнения работ надлежащего качества, доказательств, опровергающих наличие недостатков выполненных работ, обстоятельств освобождения от ответственности за выявленные недостатки, равно как не представлено доказательств устранения недостатков, исковые требования подлежат удовлетворению.

Заявленные требования прокурора Советского района г. Брянска являются обоснованными, ввиду того, что указанные нарушения не позволяют в полной мере обеспечить безопасность обучающихся (детей) во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Советского района г. Брянска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Грандстрой» о понуждении к совершению действий.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 233-237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Советского района г. Брянска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Грандстрой» о понуждении к совершению действий, удовлетворить.

Обязать ООО «Грандстрой» устранить следующие нарушения: устранить зазоры между отмосткой и зданием, а также просадку отмостки к пристройке для размещения групп раннего возраста к детскому саду №129 Подсолнушек» в Советском районе г. Брянска по адресу: г. Брянск 1 проезд Станке Димитрова, д.3«А».

Копию заочного решения направить ответчику с уведомлением о вручении, разъяснив право подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения копии этого решения с указанием обстоятельств, свидетельствующих об уважительности причин неявки в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, и доказательств, подтверждающих эти обстоятельства, а также обстоятельств и доказательств, которые могут повлиять на содержание принятого решения суда.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий И.В. Петрачкова

Мотивированное решение изготовлено 29 ноября 2021 г.