№ 2-4237/2022
УИД 66RS0001-01-2022-002806-65
Решение изготовлено в окончательной форме 16.08.2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 августа 2022 года г. Екатеринбург
Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга
в составе председательствующего судьи Мурзагалиевой А.З.,
при секретаре судебного заседания Ермаковой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску товарищества собственников жилья «Лоцман» к Соловьевой Татьяне Анатольевне, Соловьеву Глебу Вячеславовичу о взыскании задолженности по оплате жилищно – коммунальных услуг, взносов на капитальный ремонт,
ходатайству Соловьевой Татьяны Анатольевны о рассрочке исполнения решения суда,
УСТАНОВИЛ:
Представитель истца обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование которого пояснил, что ответчикам Соловьевым Т.А., Г.В. на праве общей долевой собственности принадлежит квартира, площадью 90 кв.м., № в многоквартирном в г. Екатеринбурге, по ? доли за каждым.
В данном МКД создано ТСЖ «Лоцман», на основании общего собрания дольщиков жилого дома, оформленного протоколом № от 25.12.2005, в качестве способа управления многоквартирным домом, в том числе, с возложением обязанности по содержанию общего имущества многоквартирного дома и обеспечения его коммунальными услугами.
Ответчики ненадлежащим образом исполняют свои обязательства по оплате жилищно – коммунальных услуг, взносов на капитальный ремонт, в связи с чем, в период с 01.07.2017 по 31.03.2022, образовалась задолженность по взносам на капитальный ремонт в сумме 70 834 руб. 13 коп., за период с 01.12.2018 по 31.03.2022, сформировалась задолженность по оплате за содержание и ремонт помещения, предоставление коммунальных услуг – 26 237 руб. 14 коп.
В связи с изложенным, представитель истца просит взыскать с ответчиков:
- Соловьевой Т.А. задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за период с 01.07.2017 по 31.03.2022, в сумме 35 417 рублей 60 копеек, задолженность по оплате жилищно - коммунальных услуг, за период с 01.12.2018 по 31.03.2022, в размере 13 118 руб. 57 коп., государственную пошлину;
- Соловьева Г.В. задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за период с 01.07.2017 по 31.03.2022, в сумме 35 417 рублей 60 копеек, задолженность по оплате жилищно - коммунальных услуг, за период с 01.12.2018 по 31.03.2022, в размере 13 118 руб. 57 коп., государственную пошлину.
Представители истца – 9., действующая на основании доверенности от 27.08.2021, 6 - председатель Правления ТСЖ «Лоцман», на основании протокола № от 14.06.2022, настаивали на исковых требованиях в полном объеме, доводы, изложенные в иске, поддержали, указав, что был проверен каждый платежный документ, представленный ответчиком, подтверждающий внесение платежей в счет оплаты жилищно – коммунальных услуг, взносов на капитальный ремонт. Данные платежи все учтены при начислении задолженности, которая образовалась в связи с тем, что ответчики вносят оплату не в полном объеме, например, за январь 2019 года было начислено 6 612 руб., ответчики произвели оплату на сумму 5 408 руб., имелись периоды, когда ответчики не вносили платежи 2-3 месяца; если оплата произведена после 20-го числа, она учитывается уже в следующем месяце. Сумма задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт не уменьшается, поскольку ответчики вносят платежи только в счет оплаты текущих начислений, начиная с сентября 2021 года, злоупотребляя своими правами. Размеры платежей на содержание жилья установлены, на основании общих собраний собственников помещений данного МКД, тарифы на коммунальные услуги, общедомовому потреблению установлены Правительством РФ.
Ответчики Соловьевы Т.А., Г.В. в судебном заседании исковые требования не признали, заявили ходатайство о пропуске срока исковой давности при обращении с требованиями о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт, начисленной до сентября 2018 года, не оспаривали задолженность по взносам на капитальный ремонт в сумме 31 090 руб. 50 коп., начисленную за три последних года, при этом, ответчиком Соловьевой Т.А. заявлено ходатайство о рассрочке исполнения решения суда в данной части путем внесения платежей по 1 000 руб. в месяц, в связи с тяжелым материальным положением. Ответчики не оспаривали, что до сентября 2021 года взносы на капитальный ремонт не вносили, ни истцу, ни региональному оператору. Ответчики пояснили, что оплату жилищно – коммунальных услуг производят, не оспаривают индивидуальные начисления, при этом, не оплачивают коммунальные услуги на общедомовые нужды, полагая, что начисления по общедомовому потреблению истцом произведены не верно, данные суммы необоснованно завышены. Кроме того, истец не дает подробную информацию, каким – образом и на основании чего произведены начисления по ОДН. Не оспаривали наличие задолженности по услугам электроэнергии, водоотведению и ТКО в сумме 18 732 руб. Также ответчики возражали против взыскания государственной пошлины, оплаченной истцом при обращении с заявлениями о вынесении судебного приказа, ссылаясь на тот факт, что судебные приказы отменены. Ответчики поддержали доводы, изложенные Соловьевой Т.А. в письменном отзыве, дополнениях к нему (л.д. 181 – 190, том 1, л.д. 141 – 152, том 3).
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу статьи 309 Гражданского Кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, и иных правовых актов.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 39, частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт, участвует в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 678 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 2 статьи 154, частями 1,7 статьи 155 настоящего Кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
- плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
- взнос на капитальный ремонт;
- плату за коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе. Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
На основании статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
На потребителя услуг не может быть возложена обязанность по получению платежного документа только на бумажном носителе или только в электронном виде.
В платежном документе должны быть указаны, в том числе, наименование исполнителя услуг, номер его банковского счета и банковские реквизиты, указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды, сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг.
Денежные средства, внесенные на основании платежного документа, содержащего указание на расчетный период, засчитываются в счет оплаты жилого помещения и коммунальных услуг за период, указанный в этом платежном документе.
Если платежный документ не содержит данных о расчетном периоде, денежные средства, внесенные на основании данного платежного документа, засчитываются в счет оплаты жилого помещения и коммунальных услуг за период, указанный гражданином (статья 319.1 ГК РФ).
В случае когда наниматель (собственник) не указал, в счет какого расчетного периода им осуществлено исполнение, исполненное засчитывается за периоды, по которым срок исковой давности не истек (часть 1 статьи 7 ЖК РФ и пункт 3 статьи 199, пункт 3 статьи 319.1 ГК РФ).
В соответствии с п. 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия и оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Порядок начисления оплаты за коммунальные услуги установлен Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).
Расчет коммунальных услуг в целях содержания общедомового имущества производится согласно объема общедомового прибора учета соответствующих коммунальных ресурсов по формулам, установленным разделом III «Расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме» Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.
Для начисления по данным формулам используются данные по общей площади жилых и нежилых помещений в МКД из вышеуказанной Технической информации.
Оплата коммунальной услуги осуществляется в соответствии с п.п. 42 (1), 42 (2), 43 Постановления Правительства № 354.
Пунктом 148 (30) Постановления Правительства РФ № 354 предусмотрен порядок расчета платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении. Учитывая, что в отношении коммунальной услуги по обращению с ТКО отсутствует механизм установления факта индивидуального потребления коммунальной услуги по обращению с ТКО, в соответствии с п. 148 (36) Постановления Правительства РФ № 354, при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с ТКО рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Судом установлено, что квартира, площадью 90 кв.м., № в г. Екатеринбурге принадлежит на праве общей долевой собственности ответчикам Соловьевым Т.А., Г.В. по ? доли за каждым.
На регистрационном учете по данной квартире состоят: ответчики и несовершеннолетний 10ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 176, том 1).
Также судом установлено и не оспорено сторонами, что управление данным МКД осуществляет ТСЖ «Лоцман», на основании решения общего собрания дольщиков, оформленного протоколом № от 25.12.2005.
В ходе судебного разбирательства стороной ответчика не оспорен факт не внесения взносов на капитальный ремонт вплоть до сентября 2021 года, а также частичное невнесение ответчиком платежей в счет оплаты жилищно – коммунальных услуг по общедомовому потреблению, со ссылкой на их завышенное начисление.
Как следует из выписки по лицевому счету, за период январь 2019 года по июль 2022 года, (л.д. 50 – 72, том 3):
за январь 2019 года истцом произведено начисление платы жилищно – коммунальных услуг на сумму 6 612 руб. 17 коп., ответчиками произведена оплата в сумме 5 468 руб. 60 коп.;
за февраль 2019 года начислено – 6 613 руб. 41 коп., оплачено – 6 166 руб. 31 коп.;
за март 2019 года начислено – 6 562 руб. 20 коп., оплачено 6 167 руб. 55 коп.;
за апрель 2019 года начислено – 5 850 руб. 88 коп., оплачено 6 116 руб. 34 коп.;
за май 2019 года начислено – 4 293 руб. 89 коп., оплачено 5 405 руб. 02 коп.;
за июнь 2019 года начислено – 3 801 руб. 60 коп., оплачено 3 855 руб. 50 коп.;
за июль 2019 года начислено – 3 891 руб. 09 коп., оплачено 3 363 руб. 21 коп.;
за август 2019 года начислено – 3 338 руб. 05 коп., оплачено 3 009 руб. 43 коп.;
за сентябрь 2019 года начислено – 3 532 руб. 02 коп., оплачено 3 034 руб. 93 коп.;
за октябрь 2019 года начислено – 6 004 руб. 15 коп., оплачено 3 228 руб. 90 коп.;
за ноябрь 2019 года начислено - 5 770 руб. 93 коп., оплачено 5 701 руб. 04 коп.;
за декабрь 2019 года начислено – 6 413 руб. 01 коп., оплачено 5 467 руб. 81 коп.;
за январь 2020 года начислено 7 394 руб. 24 коп., оплачено 6 109 руб. 69 коп.;
за февраль 2020 года начислено – 5 835 руб. 82 коп., оплачено 7 090 руб. 76 коп.;
за март 2020 года начислено – 5 346 руб. 40 коп., оплачено 5 336 руб. 79 коп.;
за апрель 2020 года начислено – 5 206 руб. 14 коп., оплачено 4 865 руб. 09 коп.;
за май 2020 года начислено – 4 031 руб. 19 коп., оплачено 4 823 руб. 11 коп.;
за июнь 2020 года начислено – 3 865 руб. 31 коп., оплачено 3 535 руб. 67 коп.;
за июль 2020 года начислено – 3 873 руб. 45 коп., оплачено 3 560 руб. 03 коп.;
за август 2020 года начислено – 3 925 руб. 29 коп., оплачено 3 325 руб. 59 коп.;
за сентябрь 2020 года начислено – 4 066 руб. 13 коп., оплачено 3 298 руб. 59 коп.;
за октябрь 2020 года начислено – 5 729 руб. 60 коп., оплачено 3 509 руб. 46 коп.;
за ноябрь 2020 года начислено – 6 325 руб. 87 коп., оплачено 5 161 руб. 79 коп.;
за декабрь 2020 года начислено - 6 869 руб. 98 коп., оплат не производилось;
за январь 2021 года начислено – 7 619 руб. 91 коп., оплачено 12 142 руб. 71 коп.;
за февраль 2021 года начислено – 7 160 руб., оплачено 7 042 руб. 72 коп.;
за март 2021 года начислено - 6 882 руб. 05 коп., оплачено 6 665 руб. 36 коп.;
за апрель 2021 года начислено - 5 708 руб. 89 коп., оплачено 6 172 руб. 08 коп.;
за май 2021 года начислено – 6 359 руб. 34 коп., оплачено 5 147 руб. 05 коп.;
за июнь 2021 года начислено – 4 978 руб. 42 коп., оплат не произведено;
за июль 2021 года начислено - 4 932 руб. 38 коп., оплат не произведено;
за август 2021 года начислено – 3 923 руб. 83 коп., оплачено 11 941 руб. 63 коп.;
за сентябрь 2021 года начислено – 4 877 руб. 89 коп., оплачено 3 407 руб.;
за октябрь 2021 года начислено – 6 617 руб. 10 коп., оплат не производилось;
за ноябрь 2021 года начислено – 7 409 руб. 47 коп., оплачено 10 306 руб. 84 коп.;
за декабрь 2021 года начислено – 7 272 руб. 53 коп., оплачено 6 784 руб. 55 коп.;
за январь 2022 года начислено – 9 111 руб. 03 коп., оплачено 6 742 руб. 34 коп.;
за февраль 2022 года начислено – 8 110 руб. 62 коп., оплачено 8 585 руб. 87 коп.;
за март 2022 года начислено – 8 268 руб. 74 коп., оплачено 7 595 руб. 04 коп.
Данные обстоятельства также подтверждаются представленными стороной ответчика платежными документами (л.д. 153 – 160, 162 – 169, 171 – 178, 180 – 187, том 3), некоторые из них содержат сведения о назначении платежей (вид услуги, платежный период), которые учтены истцом при определении задолженности по оплате жилищно – коммунальных услуг в полном объеме.
Таким образом, задолженность по оплате жилищно – коммунальных услуг составила 26 910 руб. 84 коп. (5701,83+ 229 832, 39 (начислено) – 3 083, 68 (перерасчеты) – 205 539, 70 (платежи в счет погашения задолженности)) (л.д. 29 – 45, том 3).
Истцом заявлены требования о взыскании с ответчиков задолженности по оплате жилищно – коммунальных услуг 26 237 руб. 14 коп., пропорционально принадлежащим им долям в праве общей собственности на квартиру (по ? за каждым) – по 13 118 руб. 57 коп. с каждого (ч. 3 ст. 196 ГПК РФ).
В своих возражениях ответчик указывает на неверное начисление истцом платы за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания и использования общего имущества МКД, за период с февраля 2020 по ноябрь 2021 года, со ссылкой на предписание Департамента государственного жилищного и строительного надзора по Свердловской области, вынесенное в адрес истца в результате проведенном проверки по обращению Соловьевой Т.А. (л.д. 184 обратная сторона – 185, том 1).
Действительно, как следует из материалов проверки (л.д. 198 – 232, том 1), надзорным органом установлено, что ТСЖ «Лоцман», в период с февраля 2020 года по ноябрь 2021 года, производило начисление платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД, не исходя из утвержденного норматива, в нарушение положений ст. 154, ч.9.2, 9.3 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ 13.08.2006 N 491 (далее по тесту – Правила №491).
Согласно ч.ч. 9.2, 9.3 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай определения субъектом Российской Федерации - городом федерального значения Москвой особенностей порядка расчета размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случая определения субъектом Российской Федерации - городом федерального значения Москвой особенностей порядка расчета размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В силу п. 29 Правил № 491, расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
С 1 января 2017 г. в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг).
При первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 г.
При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. В случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Размер платы за содержание жилого помещения в части оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отражается в платежном документе отдельной строкой по каждому виду ресурсов.
В частности, ходе проведенной проверки Департаментом ГЖСН СО установлено, что данный МКД оборудован общедомовыми приборами учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, не оборудован общедомовым прибором учета водоотведения. Также установлено, что решения собственников помещений в МКД, о начислении платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД, исходя из показаний общедомовых приборов учета, не принималось. В МКД не установлена автоматизированная информационно – измерительная система учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг. При таких обстоятельствах, размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД, должен был рассчитываться исполнителем исходя из нормативов потребления соответствующих коммунальных ресурсов.
Вместе с тем, как установлено из представленной ТСЖ «Лоцман» информации, в указанный период начисление по общедомовым ресурсам ХВС, ГВС, электричество производилось исходя из объема коммунальных ресурсов, определенных по показаниям ОДПУ, а начисление платы за «отведение сточных вод», потребляемых в целях содержания общего имущества в МКД, в данный период исполнителем услуги - не производилось.
17.01.2022 Департаментом ГЖСН СО в отношении ТСЖ «Лоцман» вынесено предписание №, в соответствии с которым истцу надлежало обеспечить соблюдение порядка расчета и размера платы за коммунальные ресурсы ХВС, ГВС, электрическая энергия, отведение сточных вод, потребляемые при использовании и содержании общего имущества МКД, за период с февраля 2020 года по ноябрь 2021 года собственниками жилых помещений МКД в срок до 12.04.2022 (л.д. 121 – 126, том 3).
Во исполнение указанного предписания, в период с 24.01.2022 по 13.02.2022, проведено общее собрание собственников помещений данного МКД, на котором принято решение об утверждении применения с 01.01.2019 порядка определения размера расходов собственников помещений в МКД в составе платы за содержание жилого помещения в МКД на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета, по тарифам, установленным органами государственной власти Свердловской области, оформленное протоколом № от 21.02.2022 (л.д. 127 – 128, том 3).
Данное решение никем в установленном законом порядке не оспорено, недействительным не признано.
Тем самым ТСЖ обеспечило соблюдение установленного порядка начисления платы за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества МКД, в указанный период, в связи с чем, оснований для перерасчета платы, за период с 01.02.2018 по 31.03.2022, суд не усматривает.
Решениями общего собрания членов ТСЖ «Лоцман», оформленными протоколами № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены сметы доходов и расходов ТСЖ «Лоцман» на 2018, 2019, 2020, 2021, 2022 года, соответственно, в которых также утверждены размеры тарифов на содержание и обслуживание жилья (л.д. 9 – 27, том 4). Расчет задолженности по услуге «содержание и эксплуатация МКД» произведен с учетом размеров тарифов, утвержденных указанными решениями, которые никем не оспорены, в установленном законом порядке не признаны недействительными.
Согласно ч. 5 ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Из смысла вышеприведенных норм следует, что общее собрание членов товарищества собственников помещений в многоквартирном доме вправе определять порядок управления общим имуществом здания и несения расходов на содержание и ремонт общего имущества. Законодательство связывает размер платы за содержание и ремонт общего имущества с усмотрением собственников, выраженным в решении органа управления, которое является обязательным также для ответчика.
Ответчики, являясь собственниками жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона (ст. 210 ГК РФ), а в не зависимости от его волеизъявления обязан нести расходы по содержанию общего имущества, в размере определяемым органом управления МКД, а также исходя из площади принадлежащего ему помещения.
Учитывая изложенное, суд отклоняет доводы ответчиков о неверном начислении истцом платы за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания и использования общего имущества МКД.
Оснований для освобождения ответчиков, являющихся собственниками помещения в данном МКД, от обязанности оплаты содержания жилья и коммунальных услуг, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, не имеется. При этом, ссылка стороны ответчика на тяжелое материальное положение, основана на ошибочном толковании норм закона (ст. 39, ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 249 Гражданского кодекса Российской Федерации), в связи с чем, отклоняется судом.
При таких обстоятельствах, расчет, произведенный истцом, в соответствии с которым задолженность ответчиков по оплате жилищно – коммунальных услуг, за период с 01.12.2018 по 31.03.2022, составила 26 237 руб. 14 коп. (л.д. 140 – 157, том 1), суд находит верным, поскольку он произведен в соответствии с требованиями действующего законодательства, с учетом всех платежей, произведенных ответчиками за спорный период.
Контррасчет, произведенный ответчиком Соловьевой Т.А., произведен без учета вышеуказанных требований действующего законодательства, без осуществления необходимых вычислений, из которых возможно определить сумму задолженности, с которой ответчики согласились, в связи с чем, данный контррасчет не может быть принят в качестве верного и положен в основу решения суда по заявленным требованиям (л.д. 143 – 146, том 3).
Таким образом, суд находит требования ТСЖ «Лоцман» о взыскании задолженности по оплате жилищно – коммунальных услуг, за период с 01.12.2018 по 31.03.2022, с Соловьевой Татьяны Анатольевны, в размере 13 118 рублей 57 копеек, с Соловьева Глеба Вячеславовича в размере 13 118 рублей 57 копеек – подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 196 Гражданского кодекса РФ, общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 настоящего Кодекса.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 200 Гражданского кодекса РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
В соответствии с ч. 1 ст. 204 Гражданского кодекса РФ, срок исковой давности не течет со дня обращения в суд в установленном порядке за защитой нарушенного права на протяжении всего времени, пока осуществляется судебная защита нарушенного права.
Как следует из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ (Постановление от 29.09.2015 N 43), в силу п. 1 ст. 204 Гражданского кодекса РФ срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, в том числе, со дня подачи заявления о вынесении судебного приказа либо обращения в третейский суд, если такое заявление было принято к производству (п. 17 Пленума).
Пунктом 18 указанного Пленума разъяснено, что по смыслу ст. 204 Гражданского кодекса РФ начавшееся до предъявления иска течение срока исковой давности продолжается лишь в случаях оставления заявления без рассмотрения либо прекращения производства по делу по основаниям, предусмотренным абз. вторым ст. 220 Гражданского процессуального кодекса РФ, п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ, с момента вступления в силу соответствующего определения суда либо отмены судебного приказа.
В случае прекращения производства по делу по указанным выше основаниям, а также в случае отмены судебного приказа, если неистекшая часть срока исковой давности составляет менее шести месяцев, она удлиняется до шести месяцев (п. 1 ст. 6, п. 3 ст. 204 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии с п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22, срок исковой давности по требованиям о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг исчисляется отдельно по каждому ежемесячному платежу (часть 1 статьи 155 ЖК РФ и пункт 2 статьи 200 ГК РФ).
Как следует из материалов дела, 08.09.2021 ТСЖ «Лоцман» обращалось к мировому судье с заявлениями о вынесении судебных приказов о взыскании с Соловьевых Т.А., Г.В. задолженности по оплате жилищно - коммунальных услуг, за период с 01.07.2017 по 01.08.2021, в общей сумме 26 683 руб., задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт, за период с 01.07.2017 по август 2021 года, в сумме 69 014 руб. 32 коп. (л.д. 16 – 21, том 1).
15.09.2021 мировым судьей судебного участка № 6 Верх-Исетского судебного района г. Екатеринбурга, исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка № 8 Верх-Исетского судебного района г. Екатеринбурга вынесены судебные приказы № 2237/2021, № 2- 2236/2021 о взыскании с ответчиков указанных сумм.
Определениями мирового судьи от 11.10.2021 указанные судебные приказы отменены (л.д. 22 – 23, том 1).
С исковыми требованиями о взыскании с ответчиков задолженности по оплате жилищно коммунальных услуг, за период с 01.12.2018 по 31.03.2022, представитель истца обратился 05.04.2022, в пределах установленного шестимесячного срока после отмены судебных приказов.
Учитывая изложенное, ТСЖ «Лоцман» обратилось в суд с настоящими требованиями в пределах срока исковой давности.
Что касается требований ТСЖ «Лоцман» о взыскании с ответчиков задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт, начисленной за период с 01.07.2017 по 31.03.2022, в сумме 70 835 руб. 20 коп.: по 35 417 руб. 60 коп. с каждого, суд приходит к следующему.
Решением общего собрания собственников помещений МКД № по в г. Екатеринбурге, оформленным протоколом № от 18.11.2016, ТСЖ «Лоцман» утверждено лицом, осуществляющим полномочия по сбору взносов на капитальный ремонт, владельца специального счета (л.д. 130, том 1).
В материалах дела представлен Реестр передачи данных по задолженности по взносам на капитальный ремонт, сформированный Региональным Фондом содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области, согласно которому, задолженность собственников квартиры № в г. Екатеринбурге по оплате взносов на капитальный ремонт, за период с 01.11.2014 по 31.07.2017, составила 24 825 руб. Оплат за указанный период ответчиками не производилось (л.д. 79, том 4).
Данное обстоятельство подтверждено ответчиками в судебном заседании, пояснившими, что внесение взносов на капитальный ремонт осуществляется с сентября 2021 года.
Истцом фактически заявлены требования о взыскании с ответчиков задолженности по взносам на капитальный ремонт, за период с 01.11.2014 по 31.03.2022 (л.д. 158 – 165, том 1), в сумме 70 835 руб. 20 коп.
Ответчиками заявлено о пропуске срока исковой давности, при обращении с требованиями о взыскании задолженности, за период с 01.11.2014 по сентябрь 2018 года (л.д. 186, том 1).
Ранее установлено, что 08.09.2021 ТСЖ «Лоцман» обращалось к мировому судье с заявлениями о вынесении судебных приказов о взыскании с Соловьевых Т.А., Г.В. в том числе, задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт, за период с 01.07.2017 по август 2021 года, в сумме 69 014 руб. 32 коп. (л.д. 16 – 21, том 1).
15.09.2021 мировым судьей вынесены судебные приказы № 2237/2021, № 2- 2236/2021 о взыскании с ответчиков указанных сумм, которые были отменены 11.10.2021 (л.д. 22 – 23, том 1).
С исковыми требованиями о взыскании с ответчиков задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт, за период с 01.11.2014 по 31.03.2022, представитель истца обратился 05.04.2022 (в пределах шестимесячного срока с момента отмены судебных приказов).
В соответствии с положениями ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Следовательно, учитывая факт обращения истца с заявлениями о вынесении судебных приказов 08.09.2021, истцом пропущен срок исковой давности при обращении с требованиями о взыскании задолженности, начисленной за период с ноября 2014 года по август 2018 года, в связи с чем, суд отказывает в удовлетворении данных требований.
С учетом изложенного, суд рассматривает задолженность, начисленную за период с сентября 2018 года по март 2022 года, в сумме 32 035 руб. 48 коп., по которой истцом не пропущен срок исковой давности.
Вместе с тем, как следует из представленных стороной ответчика платежных документов, произведены оплаты взносов на капитальный ремонт: 09.12.2021 – 909, 90 руб., в квитанции в строке – назначение платежа указано «оплата за капремонт за ноябрь» (л.д. 154, том 3); 21.02.2022 – 909, 90 руб. в квитанции в строке – назначение платежа указано «оплата за капремонт за январь» (л.д. 155 обратная сторона, том 3); 23.03.2022 - 909, 90 руб. в квитанции в строке – назначение платежа указано «оплата за капремонт за февраль» (л.д. 156 обратная сторона, том 3); 13.04.2022 - 909, 90 руб. в квитанции в строке – назначение платежа указано «оплата за капремонт за март» (л.д. 159, том 3); 16.05.2022 – 909, 90 руб. в квитанции в строке – назначение платежа указано «оплата за капремонт за апрель» (л.д. 158, том 3); 06.06.2022 – 1 089 руб., в квитанции в строке – назначение платежа указано «оплата за капремонт за май» (л.д. 154 обратная сторона, том 3). Платежных документов за более ранний период (сентябрь – октябрь 2021 года) в материалы дела не представлено.
Кроме того, стороной истца не оспорено, что оплату взносов на капитальный ремонт ответчики начали производить с сентября 2021 года. Согласно выписке – расчету по взносам на капитальный ремонт, ответчиками внесено 5 459 руб. 40 коп. (л.д. 158, том 1).
Ранее судом указано, что денежные средства, внесенные на основании платежного документа, содержащего указание на расчетный период, засчитываются в счет оплаты жилого помещения и коммунальных услуг за период, указанный в этом платежном документе.
Если платежный документ не содержит данных о расчетном периоде, денежные средства, внесенные на основании данного платежного документа, засчитываются в счет оплаты жилого помещения и коммунальных услуг за период, указанный гражданином (статья 319.1 ГК РФ).
В случае когда наниматель (собственник) не указал, в счет какого расчетного периода им осуществлено исполнение, исполненное засчитывается за периоды, по которым срок исковой давности не истек (часть 1 статьи 7 ЖК РФ и пункт 3 статьи 199, пункт 3 статьи 319.1 ГК РФ).
На момент осуществления указанных платежей срок исковой давности за период с ноября 2014 по август 2018 года истек, в связи с этим, сумма, внесенная ответчиками с сентября 2021 года – 5 459 руб. 40 коп. подлежит исключению из задолженности, начисленной за период с сентября 2018 года по март 2022 года, по которому срок исковой давности не истек.
Таким образом, с ответчиков пользу истца подлежит взысканию задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт в сумме 26 576 рублей 08 копеек (32 035, 48 - 5 459, 40): по 13 288 руб. 04 коп. с каждого ответчика.
С учетом вышеизложенного, с ответчиков Соловьевых Т.А., Г.В. в пользу ТСЖ «Лоцман» подлежит взысканию задолженность по оплате жилищно – коммунальных услуг, за период с 01.12.2018 по 31.03.2022, в сумме 26 237 руб. 14 коп.: по 13 118 рублей 57 копеек с каждого ответчика, а также задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт, в сумме 26 576 рублей 08 копеек: по 13 288 руб. 04 коп. с каждого ответчика.
В судебном заседании, при рассмотрении настоящего дела, ответчиком заявлено ходатайство о предоставлении рассрочки исполнения решения суда в части взыскания задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт, путем внесения по 1 000 рублей в месяц.
Согласно ст. 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, исходя из обстоятельств дела, вправе отсрочить исполнение решения суда.
В силу ст. 209 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решения суда вступают в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование.
В соответствии со ст. 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно ст. 211 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, немедленному исполнению подлежит судебный приказ или решение суда о: взыскании алиментов; выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев; восстановлении на работе; включении гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума.
Поскольку решение суда по настоящему делу не вступило в законную силу, следовательно, исполнению не подлежит, на дату его вынесения.
Данное решение не является подлежащим немедленному исполнению, в порядке ст. 211 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, представленные стороной ответчика документы: копии справок службы занятости населения от 27.05.2022, копия трудовой книжки Соловьевой Т.А., ответ ИФНС по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга от 23.05.2022, из которого следует, что Соловьевым Г.В. осуществляется предпринимательская деятельность, от которой за 2021 год доход составил 523 416 руб. (следовательно, ежемесячный доход – 43 618 руб.) (л.д. 188 – 190, том 1, л.д. 81 том 4), не подтверждают факт отсутствия иных доходов у ответчиков. Также суд принимает во внимание, что как следует из представленной справки от 27.05.2022, 18.05.2021 Соловьева Т.А. снята с учета по причине - ведения предпринимательской деятельности без образования юридического лица, в период с 19.05.2021 по 21.04.2022, на учете по безработице и поиску работы не состояла.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения ходатайства Соловьевой Татьяны Анатольевны о рассрочке исполнения решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Как следует из материалов дела, истцом при обращении с настоящим иском, оплачена государственная пошлина: 02.09.2021 при обращении с заявлением о выдаче судебного приказа в отношении Соловьевой Т.А. – 1 535 руб. 46 коп., при обращении с заявлением о выдаче судебного приказа в отношении Соловьева Г.В. – 1 535 руб. 46 коп.; 10.11.2021 произведена оплата государственной пошлины при обращении с иском к Соловьевым Т.А., Г.В. на общую сумму 58 руб. 20 коп., всего 3 129 руб. 12 коп.
Государственная пошлина, оплаченная в тот же УФК по Свердловской области, при обращении с заявлением о выдаче судебных приказов, не была возвращена истцу, следовательно, подлежала зачету в счет оплаты государственной пошлины, подлежащей оплате при подаче настоящего искового заявления, в связи с чем, учтена судом при принятии иска к производству.
В связи с изложенным, с ответчиков в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина, пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, в сумме 1 784 рублей 40 копеек: по 892 рубля 20 копеек с каждого ответчика.
Иных требований, требований по иным основаниям сторонами на рассмотрение суда не заявлено.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования товарищества собственников жилья «Лоцман» к Соловьевой Татьяне Анатольевне, Соловьеву Глебу Вячеславовичу о взыскании задолженности по оплате жилищно – коммунальных услуг, взносов на капитальный ремонт – удовлетворить частично.
Взыскать с Соловьевой Татьяны Анатольевны в пользу товарищества собственников жилья «Лоцман» задолженность по оплате жилищно – коммунальных услуг, за период с 01.12.2018 по 31.03.2022, в размере 13 118 рублей 57 копеек, задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт, за период с сентября 2018 года по март 2022 года, в размере 16 423 рубля 27 копеек, государственную пошлину 1 086 рублей 26 копеек.
Взыскать с Соловьева Глеба Вячеславовича в пользу товарищества собственников жилья «Лоцман» задолженность по оплате жилищно – коммунальных услуг, за период с 01.12.2018 по 31.03.2022, в размере 13 118 рублей 57 копеек, задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт, за период с сентября 2018 года по март 2022 года, в размере 16 423 рубля 27 копеек, государственную пошлину 1 086 рублей 26 копеек.
В удовлетворении остальной части исковых требований товарищества собственников жилья «Лоцман» - отказать.
Ходатайство Соловьевой Татьяны Анатольевны о рассрочке исполнения решения суда – оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья