Дело № 2- 79/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«18» января 2019года гор. Белгород
Свердловский районный суд г.Белгорода в составе
председательствующего судьи Камышниковой Е.М.
при секретаре Буковцовой М.А.
с участием истца ФИО1
представителя ответчика ООО «Прайм 31» ФИО2.(ордер адвоката и доверенность в деле)
представителя Управления Роспотребнадзора ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ООО «Прайм 31» о защите прав потребителей
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с указанным иском к ответчику, указав, что 05 февраля 2018г между ней и ответчиком был заключен договор купли-продажи №165 мягкой мебели «РИКО» комплектации: Пд923)В1, П1К(83/168)исп 01, П2(167) исп 04, Пд(23)В1, стоимостью 121200руб. По утверждению истца, непосредственно при составлении договора представитель продавца ей пояснила что указанная комплектация соответствует ее пожеланиям о покупке дивана, стоящего из трех частей, одной из которых является правосторонне канапе, на что указывает в комплектации буква «П». при доставке 10 марта 2018г дивана ей в квартиру она установила, что ей поставлена левостороннее канапе, о чем свидетельствуют крепления для соединения модулей дивана. Кроме этого, диван не соответствует по габаритам условиям договора. Пунктом 1.4 договора предусматривается, что право собственности на товар переходит к покупателю, в том числе, с даты подписания акта приема-передачи. В связи с указанным обстоятельством акт-приема передачи ею подписан не был (по утверждению истицы), а поэтому диван в собственность она до сих пор не получила. 26.03.2018г потребитель уведомила продавца-исполнителя о необходимости устранения выявленных недостатков в установленные ФЗ «О защите прав потребителей» сроки. До настоящего времени ответчик свои обязательства не исполнил, направленная в его адрес претензия также не разрешена модуль ей не заменили. В иске заявлено о расторжении договора купли-продажи, так как ей поставлен товар, не соответствующий условиям договора, просит взыскать в её пользу уплаченные за товар деньги, а также применить к продавцу штрафные санкции, предусмотренные ФЗ «О защите прав потребителей»
В судебном заседании истица настаивала на своих требованиях по основаниям, изложенным в иске, утверждая, что были нарушены ее права как потребителя, просит взыскать в его пользу компенсацию морального вреда, неустойки и штраф в соответствии с ФЗ «О Защите прав потребителей».
Представитель ответчика в судебном заседании требования истицы не признал, утверждая, что в подписанных истицей договоре и приложении к нему зафиксированы все существенные условия заказа, в том числе расположение канапе относительной других модулей дивана. Кроме этого, в претензии истица не требовала расторжения договора, а потребовала снижения цены договора по тем основаниям, что ей поставлен товар иной комплектации. Поскольку истицей заказан диван с редкозаказываемым обивочным материалом, продавец не мог пойти ей навстречу и перезаказать указанный модуль, а находящийся у нее выставить на продажу. Учитывая, что покупателю поставлен товар, комплектация которого соответствует договору, товар по условиям договора был поставлен к подъезду дома, товар получен от водителя-экспедитора и внесен в квартиру самостоятельно покупателем, товар полностью оплачен и до настоящего времени не возвращен продавцу, очевидно, что товар перешел в собственность покупателя, тем более, что после того как диван был доставлен в квартиру, один из лиц, которые были с покупателем, через некоторое время принес водителю-экспедитору акт приема-передачи товара, в котором, по мнению ответчика, проставлена подпись истицы. Учитывая, что в установленные законом сроки покупатель не заявила о расторжении договора-купли продажи, в настоящее время расторжение договора возможно при наличии существенных недостатков товара, о которых истицей не заявляется. Не обоснованы и доводы истицы о том, что поставленный диван не соответствует размерам, указанным в договоре, так как истицей не представлено этим доводам соответствующих доказательств, а кроме этого об этих претензиях покупатель также не заявляла ранее и поэтому у продавца отсутствовала реальная возможность как-то разрешить спор в этой части. Доводы о недостоверности и неполноте информации о товаре считает необоснованными.
Представитель Управления «Роспотребсоюза» полагала требования истицы подлежащими удовлетворению, поскольку продавцом были представлены покупателю недостоверные сведения о товаре.
Суд, выслушав стороны, исследовав материала дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Согласно ст. 160 ГК РФ сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами. Двусторонние (многосторонние) сделки могут совершаться способами, установленными пунктами 2 и 3 статьи 434 настоящего Кодекса, в том числе путем составления одного документа, подписанного сторонами. В соответствии со ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии с п.1 ст.1 Закона РФ «О защите прав потребителей», отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом РФ, настоящим Законом, другими Федеральными законами (далее – законы) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ. Закон РФ «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав (преамбула Закона).
Согласно ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей», продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется. Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями.
На основании ч. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422). Статьей 431 ГК РФ предусмотрено, что при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если правила, указанные выше, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон
Согласно ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации. Из п. 2 данной статьи следует, что информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение; сведения об основных потребительских свойствах товара (работ, услуг). Пунктом 3 статьи определено, что информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров(работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров предоставляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.
В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона РФ "О защите прав потребителей", если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.
При отказе от исполнения договора потребитель обязан возвратить товар продавцу.
Согласно п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 г. N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" (в ред. от 25.10.1996 г. N 10, от 06.02.2007 г. N 6) рассматривая требования потребителя о возмещении убытков, причиненной ему недостоверной или недостаточно полной информации о товаре (работе, услуге), суд должен исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о его свойствах и характеристиках, имея в виду, что в силу Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" изготовитель, исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность компетентного выбора (ст. 12). При этом необходимо учитывать, что по отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, бремя доказывания того обстоятельства, что необходимая и достоверная информация о товаре, обеспечивающая возможность правильного выбора была предоставлена потребителю возлагается на изготовителя (исполнителя, продавца).
В соответствии с п. 11, 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 55 от 19.01.1998 г. (в ред. от 27.01.2009 г.) продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров.
Информация в обязательном порядке должна содержать: наименование товара; фирменное наименование (наименование) и место нахождения (юридический адрес) изготовителя товара, место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара; обозначение стандартов, обязательным требованиям которых должен соответствовать товар; сведения об основных потребительских свойствах товара; правила и условия эффективного и безопасного использования товара; гарантийный срок, если он установлен для конкретного товара; срок службы или срок годности, если они установлены для конкретного товара, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению; цену и условия приобретения товара.
При продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: сертификат или декларация о соответствии; копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший).
Как следует из материалов дела, 05.02.2018 между ФИО1 и ООО «Прайм 31» был заключен договор купли-продажи мягкой мебели «Рико» мебельной фабрики ANDREA. При заключении договора сторонам была достигнута договоренность о комплектации, обивочном материале и комплектующих дивана, что подтверждается как договором, так и приложением к данному договору, в котором в том числе схематично изображено расположение модулей, из которых состоит диван. В установленные Договором сроки комплект мебели был доставлен потребителю, получен им от водителя-экспедитора, внесен в квартиру, водителю передан подписанный акт приема-передачи дивана. Оспаривая факт принятия от продавца заказанного товара, истица утверждает, что акт она не подписывала. Между тем истицей не оспаривается факт того, что она приняла товар от водителя-экспедитора и товар с марта 2018 по настоящее время находится у нее в квартире, куда он был помещен ею самостоятельно, без участия продавца, при этом товар принят у экспедитора возле автомобиля, на котором мебель была доставлена ке подъезду дома, в котором живет истица согласно указанному ею при заключении договора адресу. Утверждая, что акт о приемке товара она не подписывала, истица не представила в подтверждение каких-либо доказательств, не заявляла о проведении почерковедческой экспертизы, тогда как при визуальном сравнении подписи в иске и акте приемки товара судом не исключается исполнение подписей одним лицом. Следовательно, покупатель своими действиями подтвердила факт получения ею товара в собственность, а поэтому доводы истицы о том, что до настоящего времени товар ей не передан, по мнению суда не обоснованы.
При оценке доводов истицы о том, что ей при заключении договора были предоставлены недостоверные сведения о комплектации купленного товара также не нашли своего подтверждения, поскольку в договоре комплектация изложена при помощи принятой фабрикой-изготовителем аббревиатурой, которая отражена на ценниках в торговом-выставочном зале магазина, а также на сайте фабрики. Допрошенная в качестве свидетеля продавец П.В.А.. пояснила, что по схеме расположения модулей дивана у покупателя не возникло никаких вопросов. Покупатель подбором мягкой мебели занималась продолжительное время, неоднократно приходила в салон и по ее вопросам было понятно, что покупателем изучен ассортимент фабрики, оформление заказа длилось по времени достаточно долго, с покупателем оговаривались все детали, руководителем салона даже была предложена услуга по выезду в квартиру покупателя с лекалами дивана в натуральную величину для более точного подбора всех необходимых комплектующих, однако покупатель от этой услуги отказалась.
Не могут быть приняты и доводы истицы о том, что ей поставлен диван по габаритам, не соответствующий условиям договора, поскольку на сайте фабрики указаны размеры больше на 5-10см по сравнению с габаритами, указанными в договоре, что для ее квартиры является существенным. Между тем доказательства своим доводам истица не представила, не предоставив и продавцу возможность произвести замер габаритов поставленной мебели.
С учетом изложенного суд считает установленным факт продажи ответчиком ФИО1 мебели надлежащего качества, в соответствии с условиями договора, которые были изложены в договоре, подписанном покупателем. Товар принят покупателем и находится в ее распоряжении в ее квартире на протяжении длительного времени. Первоначально (в досудебном порядке) истицей не заявлялись требования о расторжении договора, ею ставился только вопрос о снижении стоимости товара, что говорит о том, что использование истицей товара по назначению не исключалось и не исключается.
По заявлению истицы была проведена Управлением «Роспотребнадзора» проверка деятельности ООО «Прайм 31», по итогам которой не установлены какие-либо нарушения со стороны продавца по доведению до сведения покупателей информации о товаре (в ходе проверки установлено иное нарушение, не связанное с существом настоящего спора).
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Установив выше указанные обстоятельства, проанализировав собранные по делу доказательства, суд пришел к выводу о том, что при продаже мягкой мебели продавец предоставил покупателю всю необходимую и достоверную информацию о товаре, и о его потребительских свойствах, соответствующих его реальным свойствам, заявленным ответчиком при заключении договора купли-продажи.
Таким образом, суд считает требование в части расторжения договора заключенного сторонами купли-продажи комплекта мебели, не соответствующими действующему законодательству в полном объеме
Учитывая, что требования истицы о расторжении договора купли-продажи являются не обоснованными, не подлежат удовлетворению и ее требования к продавцу о штрафных санкциях, предусмотренных ФЗ «О защите прав потребителей» в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 98, 100, 194-199 ГПК РФ, суд-
р е ш и л:
Исковые требования ФИО1 к ООО «Прайм 31» о защите прав потребителей признать не обоснованными и оставить без удовлетворения
Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения путем подачи апелляционной жалобы через Свердловский районный суд г. Белгорода.
Мотивированное решение изготовлено 24 января 2019г
Судья-подпись
****** |
****** |