ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4266/17 от 22.05.2017 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

Дело № 2-4266/17

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

(заочное)

22 мая 2017 года

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Паншина Д.А.,

при секретаре Мусеевой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора в интересах Российской Федерации в лице Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Сыктывкаре Республики Коми к ФИО1 о признании государственного сертификата на материнский (семейный) капитал недействительным, взыскании материального ущерба,

у с т а н о в и л :

Прокурор обратился в суд в интересах в интересах Российской Федерации в лице Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми с иском к ФИО1 о признании государственного сертификата на материнский (семейный) капитал от ** ** ** серии ... недействительным, взыскании в пользу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми материального ущерба в размере ... рублей.

В судебном заседании представитель прокурор на иске настаивал, не возражала против вынесения заочного решения. В части взыскания денежных средств иск поддержал частично в связи с добровольным возмещением ответчиком денежной суммы в размере ..., полагал необходимым взыскать с ответчика ...

Представитель Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми (далее – УПФР в г. Сыктывкаре) иск прокурора, с учетом добровольного возмещения ответчиком денежной суммы в размере ..., поддержал.

Ответчик участия в судебном заседании не принял. С учетом положений ст.165.1 Гражданского кодекса РФ направленное ответчику судебное извещение считается доставленным. Гражданское дело рассмотрено в порядке заочного производства.

Исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

Установлено, что прокуратурой г. Сыктывкара была проведена проверка законности выдачи и целевого использования материнского (семейного) капитала в сфере реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в ходе которой установлены нарушения при распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, выплаченных на основании выданного ФИО1 государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее — Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ) право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), в том числе: у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 01.01.2007; у женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 01.01.2007, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки.

При этом ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки лиц, указанных в части 1 указанной статьи, не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.

В соответствии со ст. 2 указанного Закона государственный сертификат на материнский (семейный) капитал – именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.

В силу ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в частях 1 и 3 статьи 3 данного Федерального закона, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации непосредственно либо через многофункциональный центр заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала (далее - заявление о распоряжении), в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с данным Федеральным законом.

Согласно ст. 5 Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ лица, указанные в частях 1, 3 - 5 ст. 3 данного Федерального закона, или их законные представители, а также законные представители ребенка (детей), не достигшего (не достигших) совершеннолетия, в случаях, предусмотренных ч. ч. 4 и 5 ст. 3 настоящего Федерального закона, вправе обратиться непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в территориальный орган ПФ РФ за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке).

При рассмотрении заявления о выдаче сертификата территориальный орган Пенсионного фонда РФ вправе проверять достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, и в случае необходимости запрашивать дополнительные сведения в соответствующих органах, в том числе сведения о фактах лишения родительских прав, об отмене усыновления, о совершении в отношении ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также иные сведения, необходимые для формирования и ведения регистра. Указанные запросы территориального органа ПФ РФ подлежат рассмотрению соответствующими органами в четырнадцатидневный срок с даты их поступления.

Основаниями для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата являются: - отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с настоящим Федеральным законом; - прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным ч. 3, 4 и 6 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ; - представление недостоверных сведений, в том числе сведений об очередности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникает право на дополнительные меры государственной поддержки; - прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с использованием средств материнского (семейного) капитала в полном объеме.

Лица, подавшие заявление о выдаче сертификата, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ за достоверность сведений, содержащихся в представляемых ими документах.

** ** ** ФИО1 обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми (далее — УПФР в г. Сыктывкаре) с заявлением о выдаче ей государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением в ** ** ** второго ребенка. В заявлении указала, что родительских прав в отношении имеющихся у нее детей она не лишалась; к заявлению, в подтверждение своего права на дополнительные меры государственной поддержки, ею были приложены свидетельства о рождении детей: ... П.С. ** ** ** и ... М.А. (** ** **.). В свидетельствах о рождении детей в графе «мать» указана ФИО2

На основании решения УПФР в г. Сыктывкаре № ... от ** ** ** ФИО1 был выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии ...... в размере ...

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 20.04.2015 № 88-ФЗ «О единовременной выплате за счет средств материнского (семейного) капитала», (далее – Федеральный закон от 20.04.2015 № 88-ФЗ) лица, получившие в соответствии с Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ государственный сертификат на материнский (семейный) капитал и проживающие на территории Российской Федерации (за исключением лиц, указанных в ч. 2 настоящей статьи), имеют право на единовременную выплату за счет средств материнского (семейного) капитала (далее – единовременная выплата) в размере 20 000 рублей в случае, если право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ возникло (возникает) по 31.12.2015 включительно независимо от срока, истекшего со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей

Положения указанного Федерального закона применялись до 01.07.2016.

Заявление о предоставлении единовременной выплаты подается в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг не позднее 31.03.2016 (ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 20.04.2015 № 88-ФЗ).

Согласно ч. 6 ст. 1 Федерального закона от 20.04.2015 № 88-ФЗ порядок осуществления единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала, а также правила подачи заявления о ее предоставлении устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.

Порядок подачи заявления о предоставлении единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала лицами, получившими в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, проживающими на территории Российской Федерации, и порядок осуществления единовременной выплаты этим лицам был установлен Правилами подачи заявления о предоставлении единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала и порядка ее осуществления, утвержденными приказом Минздравсоцразвития РФ от 15.05.2009 № 245н.

Пунктом 10 данных Правил предусмотрены основания для отказа в удовлетворении заявления, куда в том числе входит ограничение лица, указанного в ч. 1 и 3 ст. 3 Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ, в родительских правах в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, на дату вынесения решения по заявлению, поданному указанным лицом (до момента отмены ограничения в родительских правах в установленном порядке).

Также порядок подачи заявления о предоставлении единовременной выплаты лицами, получившими в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, проживающими на территории Российской Федерации, а также порядок осуществления единовременной выплаты этим лицам был установлен Правилами подачи заявления о предоставлении единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала и порядка ее осуществления (далее - Правила), утвержденными Приказом Минтруда России от 27.04.2015 № 251н.

Согласно п. б ст. 14 указанных Правил основаниями для отказа в удовлетворении заявления являются ограничение лица, получившего сертификат, в родительских правах в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, на дату вынесения решения по заявлению (до момента отмены ограничения в родительских правах в установленном порядке).

Аналогичные основания для отказа в удовлетворении заявления о предоставлении единовременной выплаты установлены пп. б п. 14 Правил подачи заявления о предоставлении единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала и порядка ее осуществления в 2016 году, утвержденными Приказом Минтруда России от 27.06.2016 N 313н.

** ** ** ФИО1 обратилась в УПФР в г. Сыктывкаре с заявлением о предоставлении единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала в размере ... рублей.

В соответствии с решением УПФР в г. Сыктывкаре № ... от ** ** ** единовременная выплата в размере ... была перечислена ФИО1 на ее банковский счет ** ** **

** ** ** ФИО1 вновь обращалась в УПФР в г.Сыктывкаре с заявлениями о предоставлении единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала в размере ... и ... соответственно.

В соответствии с решениями УПФР в г. Сыктывкаре № ... от ** ** ** и №... от ** ** ** единовременные выплаты в размере ... и ... также были перечислены на банковский счет ФИО1 ** ** ** соответственно.

В предоставляемых в УПФР в г. Сыктывкаре заявлениях о предоставлении единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала ФИО1 указывалось, что она не лишалась родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительный меры государственной поддержаки.

Впоследствии УПФР в г. Сыктывкаре выявлено, что на момент обращения Павловской Н.В в УПФР в г. Сыктывкаре с заявлением о выдаче ей государственного сертификата на материнский (семейный) капитал она уже была ...

В силу п. 1 ст. 71 Семейного кодекса РФ родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе на право получения от него содержания, а также на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

...

....

...

Частью 3 ст. 3 Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ определены основания прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки у женщины, родившей второго, третьего и последующего ребенка, начиная с 01 января 2007 года, в числе которых предусмотрено лишение ее родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, а также совершение в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности.

...

В .... Право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал у ФИО1 не возникло.

К настоящему времени иных детей у ФИО1 не имеется.

С учетом изложенного, требования прокурора в интересах Российской Федерации в лице УПФР в г. Сыктывкаре о признании недействительным государственного сертификата на материнский (семейный) капитал от ** ** ** серии ..., выданного ФИО1, основаны на законе и подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 1064 Гражданского Кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, его причинившим.

По смыслу данной нормы вред рассматривается как всякое умаление охраняемого законом материального или нематериального блага, любые неблагоприятные изменения в охраняемом законом благе, которое может быть как имущественным, так и неимущественным (нематериальным).

Причинение имущественного вреда порождает обязательство между причинителем вреда и потерпевшим, вследствие которого на основании ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В данном случае общими условиями ответственности являются наличие ущерба, противоправность, вина и причинно-следственная связь между действиями и наступившими последствиями.

В рамках предоставления дополнительных мер государственной поддержки ФИО1 было выплачено за счет средств материнского (семейного) капитала ..., при этом ФИО1 ущерб в размере ... был возмещен путем перечисления денежных средств на счет УПФР в г.Сыктывкаре после обращения прокурора в суд с иском к ней. Остаток не возмещенного к настоящему времени ущерба составляет ...

Таким образом, ФИО1, злоупотребив своими правами, из достоверно зная о том, что не имеет права на дополнительные меры государственной поддержки, действуя неправомерно, представила ложные сведения с целью получения государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в адрес УПФР в г. Сыктывкаре и единовременных выплаты за счет средств такого капитала.

Между действиями ответчика по предоставлению недостоверных сведений и наступившим ущербом имеется прямая причинно-следственная связь.

С учетом изложенного, денежные средства в сумме ..., предназначавшиеся для реализации Федерального закона № 256-ФЗ, полученные ФИО1, являются прямым ущербом, причиненным УПФР в г.Сыктывкаре, реализующему государственные полномочия в данной сфере, и подлежат возврату в УПФР в г. Сыктывкаре.

На основании ст.103 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета МО ГО «Сыктывкар» в размере ...... рублей – за требование неимущественного характера, ... – по подлежащее оценке требование имущественного характера).

Руководствуясь ст. 234 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора в интересах Российской Федерации в лице Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми удовлетворить.

Признать недействительным государственный сертификат на материнский (семейный) капитал от ** ** ** серии ..., выданный ФИО3.

Взыскать с ФИО1 в пользу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Сыктывкаре Республики Коми ...

Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в сумме ... в доход местного бюджета МО ГО «Сыктывкар».

Разъяснить, что ответчик в течение 7 дней с момента получения заочного решения суда вправе подать в Сыктывкарский городской суд Республики Коми заявление об отмене состоявшегося по делу заочного решения, указав причины неявки в судебное заседание и доводы возражений, по которым считает заочное решение суда неправильным.

Судья - Д.А. Паншин