Дело № 2-531/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Тверь 17 февраля 2015 года
Заволжский районный суд г. Твери в составе:
председательствующего судьи Н.Ю.Туруткиной,
при секретаре Соловых Е.А.,
с участием представителя истцов ФИО6, действующей на основании доверенности 69 АА №1152861, выданной 24.01.2015 года,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4, действующей в своих интересах и в интересах своего несовершеннолетнего сына ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны РФ, ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3, действующая в своих интересах и в интересах своего несовершеннолетнего сына ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в суд с исковым заявлением к ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ о признании за истцами права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в равных долях по 1/2 доле за каждым в порядке приватизации.
Свои требования мотивировали тем, что ФИО3 и её несовершеннолетний сын ФИО5 зарегистрированы и проживают в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>. Данная квартира была предоставлена на основании договора социального найма, заключенного между истцом и ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ.
В 2014 году истцы решили приватизировать занимаемую квартиру. В дальнейшем был подготовлен необходимый пакет документов для передачи квартиры истцу в собственность.
ДД.ММ.ГГГГ истцы направили заявление с просьбой приватизировать занимаемое жилое помещение к ответчику. На момент подачи искового заявления ответ на направленное письмо истцы так и не получили. Соответственно, решить данный вопрос, кроме как в судебном порядке, истцам не представляется возможным.
Определением Заволжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным в порядке подготовки дела к судебному заседанию, к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены: Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ.
Определением Заволжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, занесенным в протокол судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ была произведена замена истца ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ на ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ, в связи с изменением фамилии.
Определением Заволжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, занесенным в протокол судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных исковых требований на предмет спора на стороне ответчика были привлечены – ФИО8, ФИО9, ФИО3
Истец ФИО3, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, об уважительных причинах неявки суду не сообщила. В судебном заседании ее интересы представляла представитель по доверенности ФИО10, которая поддержала исковые требования в полном объеме, обосновав доводами, изложенными в исковом заявлении. Кроме того, пояснила суду, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО8 и ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ» был заключен договор социального найма. В соответствии, с которым ФИО8 и членам его семьи была предоставлена 2-х комнатная квартира по адресу: <адрес>. Также ДД.ММ.ГГГГ между ФИО8 и ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ» был заключен договор социального найма в соответствии с которым ФИО8 и членам его семьи была предоставлена 2-х комнатная квартира по адресу: <адрес>. Между членами семьи было решено, что в 2-х комнатной квартире по адресу: <адрес> будут проживать отец истца - ФИО8, мать истца – ФИО9, и ее младшая сестра – ФИО3. А в 2-х комнатной квартире по адресу: <адрес> будут проживать истец – ФИО3 и ее несовершеннолетний сын – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ.д. Отец истца - ФИО8, мать истца – ФИО9, и ее младшая сестра – ФИО3 отказались принимать участие в приватизации квартиры по адресу: <адрес>. Они уведомлены о судебном заседании о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации квартиры по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГФИО3 было отправлено заявление в ФГУ «Специальное Территориальное Управление имущественных Отношений». ДД.ММ.ГГГГ истцом был получен ответ на обращение, в котором сказано, что признание права собственности на занимаемое гражданами жилые помещения возможно осуществить в порядке гражданского судопроизводства. В связи с чем истец решила обраться в суд, поскольку право на приватизацию не использовал, что подтверждается приобщенными уведомлениями об отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество в отношении каждого члена семьи.
Представители ответчиков - ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» Министерства Обороны РФ, ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах не явки суду не сообщили.
Представитель ответчика – Министерства обороны РФ в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. До начала судебного заседания в адрес суда поступили письменные возражения, в которых указано, что в своих требованиях истцы просят признать за ними право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
В соответствии с требованиями ст. 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» граждане Российской Федерации имеют право пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц в возрасте от 14 до 18 лет.
Однако, в материалах дела отсутствуют письменный отказ от участия в приватизации ФИО11, ФИО12, ФИО13, указанных в договоре социального найма № вместе с истцами.
Согласно ст. 6 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан данный жилищный фонд.
В соответствии с п.п. 3, 4 ст. 214 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ.
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом.
Исходя из положений п1 ст.125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. № «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
С этой целью в п.2 указанного постановления приведен перечень полномочий, который не включает в себя полномочия по передаче жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации.
Более того, этот перечень не предусматривает полномочий Министерства обороны Российской Федерации по отчуждению имущества, находящегося в федеральной собственности, в собственность физических лиц.
В порядке ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные службы и федеральные агенства.
Министерство обороны Российской Федерации входил в структуру федеральных органов исполнительной власти, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти».
Согласно пункту 1 Положения о Минобороны Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№) в структуру Минобороны Российской Федерации входят центральные органы военного управления и иные подразделения. Минобороны Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты) (пункт 5).С изданием Министром обороны Российской Федерации приказов от ДД.ММ.ГГГГ№ «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений но договору социального найма и служебных жилых помещений» и от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации» в Министерстве обороны Российской Федерации создан уполномоченный орган - Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, на который возложены функции по учету очередников, ведение Единого реестра, предоставлению (распределению) жилья (ГЖС) и иные функции для обеспечения реализации права на жилище. Именно в этом учреждении хранятся «подордерные» дела военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, которым Министерством обороны Российской Федерации предоставлялись жилые помещения (в том числе в домах, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации) (ранее действовавший приказ Министра обороны Российской Федерации от 15.02,2000 № «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации» - утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии с Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ и Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении перечней территорий, закрепляемых за федеральными государственными учреждениями жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» уполномоченный орган - ДЖО МО РФ, юридическим лицом не является и осуществляет свои функции через специализированные организации Минобороны Российской Федерации, и рассматриваемом случае через - Федеральное государственное казённое учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации.
Таким образом, это федеральное учреждение, необходимо привлечь к участию в деле.
Существенными доказательствами по данной категории дел являются: технический паспорт жилого помещения, подтверждающий наличие жилого помещения с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, справки из Управления Росресстра, подтверждающие не использование своего права приватизации из соответствующих субъектов Российской Федерации, наличие договора социального найма.
Однако, Истцы не прикладывают к исковому заявлению никакой информации, подтверждающей отсутствие у них прав собственности на иные жилые помещения, в том числе вышеупомянутые справки из Управления Роереестра.
В связи с вышеизложенными обстоятельствами Министерство обороны РФ просило отказать истцам в удовлетворении заявленных исковых требований.
Представитель третьего лица – Управление Росреестра по <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах не явки суду не сообщил.
Третьи лица - ФИО8, ФИО9, ФИО3 в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах не явки суду не сообщили.
Выслушав представителя истцов ФИО10, исследовав материалы дела, суд полагает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.
В соответствии со ст.2 Закона РФ от 04.07.1991г. № «О приватизации жилищного фонда в Российской федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии со ст.6 Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В соответствии с п.п.3, 4 ст.214 Гражданского кодекса РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица указанные в ст.125 ГК РФ.
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владении, пользовании и распоряжении в соответствии с ГК РФ.
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (ч.1 ст.125 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений. Согласно подпункту "а" пункта 2 указанного Постановления Министерство обороны Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации.
В судебном заседании установлено, что спорная квартира, расположенная по адресу: <адрес> является собственностью Российской Федерации, что подтверждается выпиской из ЕГРП №, и не оспаривается сторонами.
В соответствии с договором социального найма жилого помещения жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между истцом ФИО8 (отцом истца) и ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны РФ (наймодатель), действующим от имени собственника жилого помещения Российской Федерации, ФИО8 и членам его семьи - жене ФИО9, детям – ФИО3, ФИО3, внуку ФИО5 в бессрочное владение и пользование передано изолированное жилое помещение, находящееся в собственности Министерства Обороны РФ, состоящее из двух комнат в отдельной квартире общей площадью 60,10 кв.м., по адресу: <адрес>, для проживания в нем.
Как установлено в судебном заседании, членами семьи нанимателя ФИО8 было решено, что квартира по адресу: <адрес> переходит в пользование его дочери ФИО3 и ее несовершеннолетнего сына (внука нанимателя) ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а квартира по адресу: <адрес> остается в пользовании нанимателя -ФИО8 и членов его семьи- ФИО9 и ФИО3 В связи с данными обстоятельствами сам ФИО8, его жена ФИО9 и дочь ФИО3 отказались от участия в приватизации <адрес>, о чем было подтверждено в судебном заседании.
Согласно выписки из домовой книги в спорной квартире, расположенной по адресу: <адрес> зарегистрированы: ФИО3 и ФИО5 (ФИО14) А.П. (л.д.13).
Как установлено судом истец ФИО3, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратилась в ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ с заявлением о приватизации квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Однако, письмом от ДД.ММ.ГГГГ в приватизации спорного жилого помещения истцам было отказано, поскольку ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ полномочиями по передаче в собственность гражданам жилых помещений собственником (Российская Федерация в лице Министерства обороны РФ) не наделено.
В статье 4 Закона указан исчерпывающий перечень жилых помещений, приватизация которых не допускается. Доказательств того, что спорное жилое помещение относится к числу не подлежащих приватизации, суду не представлено.
Как установлено в судебном заседании, ранее в приватизации жилых помещений истцы не участвовали, что подтверждается имеющимися в материалах дела письменными доказательствами.
Оценив в совокупности все собранные по делу доказательства, суд считает требования истцов обоснованными, законными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО4, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны РФ, ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации – удовлетворить.
Признать за ФИО4, ФИО2 право общей долевой собственности, в 1/2 (одной второй) доле за каждым на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> порядке приватизации.
Указанное решение является основанием для прекращения права собственности Российской Федерации и прекращения права оперативного управления ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Тверского областного суда с подачей жалобы через Заволжский районный суд г. Твери в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Н.Ю.Туруткина