ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-426/2014 от 06.05.2014 Карымского районного суда (Забайкальский край)

  Дело № 2-426/2014

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 06 мая 2014 года пгт.Карымское

 Карымский районный суд Забайкальского края в составе:

 председательствующего судьи Никитиной Т.П.,

 при секретаре Ключевском А.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Карымского района Забайкальского края в интересах городского поселения «Дарасунское» о признании незаконным бездействия совета городского поселения «Дарасунское», возложении обязанности,

 У С Т А Н О В И Л :

 Прокурор Карымского района Забайкальского края в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в Карымский районный суд Забайкальского края с исковым заявлением в интересах городского поселения «Дарасунское» о признании незаконным бездействия совета городского поселения «Дарасунское» выразившееся в непринятии мер по организации внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета городского поселения «Дарасунское» на 2013 год. В обоснование требований заявитель указывает, что в ходе проверки установлено об отсутствии в городском поселении контрольно-счетного органа которому для внешней проверки предоставляется годовой бюджет до его рассмотрения в законодательном органе. В связи с требованием ч.2 ст.264.4 Бюджетного кодекса РФ может обратиться в контрольно-счетный орган муниципального района или контрольно-счетный орган субъекта РФ для проведения такой проверки. Такое заявление представительного органа муниципального образования в контрольно-счетные органы должно быть направлено не позднее 01 апреля текущего года, так как при данных обстоятельствах у администрации муниципального образования возникает обязанность в срок до 01 апреля текущего года направить в контрольно счетный орган годовой отчет об исполнении бюджета муниципального образования для проведения внешней проверки. В свою очередь у контрольно-счетного органа возникает обязанность в связи с обращением представительного органа местного самоуправления в срок до 01 мая текущего года подготовить заключение о проведении внешней проверки бюджета муниципального образования. Из информации контрольно-счетной палаты МР «<адрес>» в 2014 заявлений о проведении внешней проверки годового отчета об исполнении от представительного органа поселения «Дарасунское» не поступало, так же не обращалось данное лицо в контрольно-счетные органы <адрес>. Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета является обязательным предварительным этапом перед процедурой утверждениягодового отчета об исполнении бюджета, в противном случае не проведение проверки может повлечь принятие незаконного решения об исполнении бюджета. Просит признать бездействия незаконными, возложить обязанность на Совет городского поселения «Дарасунское» обратиться в контрольно-счетный орган МР «<адрес>» или забайкальского края с заявлением о проведении внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета ГП «Дарасунское, в течение 3-х дней с момента вступления решения в законную силу.

 В качестве правового обоснования заявленных требований истец ссылается на ст.ст.264.4, 264.5 Бюджетного кодекса РФ о внешней проверки годового бюджета до его рассмотрения в законодательном органе.

 В судебном заседании районного суда участвующий в деле помощник прокурора Бездудняя Н.В. поддержала требования искового заявления, по основаниям изложенным в заявлении.

 Ответчик Совет городского поселения «Дарасунское» направил заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. Отношения к требованиям не выразил.

 Исследовав материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

 В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законным интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

 В заявлении прокурор фактически оспаривает бездействие совета городского поселения «Дарасунское» выразившееся в непринятии мер по организации внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета городского поселения «Дарасунское» на 2013 год.

 Таким образом, дело подлежит рассмотрению в порядке Главы 25 ГПК РФ.

 В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

 В соответствии с п. 2 ст. 264.4 Бюджетного кодекса РФ внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляется органом муниципального финансового контроля, сформированным на муниципальных выборах, или представительным органом муниципального образования в порядке, установленном муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования с соблюдением требований настоящего Кодекса. По обращению представительного органа поселения внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета поселения может осуществляться контрольным органом муниципального района или органом государственного финансового контроля субъекта Российской Федерации, созданным соответственно представительным органом муниципального района или законодательным (представительным) органом власти субъекта Российской Федерации.

 Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в его действующей редакции контрольно-счетный орган муниципального образования составляет структуру органов местного самоуправления наряду с представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования, местной администрацией (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) и иными органами и выборными должностными лицами местного самоуправления, предусмотренными уставом муниципального образования и обладающими собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

 В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования образуется представительным органом муниципального образования, порядок организации и деятельности контрольного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований", Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, Бюджетным кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, муниципальными нормативными актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации.

 В силу п. п. 2, 4, 6, 8, 11 ст. 3 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования. Контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно. Наименования, полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, контрольно-счетного органа муниципального образования устанавливаются соответственно конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом. Контрольно-счетный орган муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования может обладать правами юридического лица. Представительные органы поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с представительным органом муниципального района о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

 Как следует из материалов дела, по сообщению председателя Контрольно-счетной палаты МР «<адрес>» ФИО1 от 08.04.2014, в 2014 году в КСП о проведении внешней проверки годового отчета об исполнении бюджетов городских и сельских поселений за 2013 год обратилось 13 поселений, письменные обращения предоставили 9 поселений. Из заявленного списка следует, что СП «Дарасунское» не обращалось с названным заявлением (л.д.6).

 Из объяснения председателя Контрольно-счетной палаты МР «<адрес>» ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что она лично обращалась к ответчику о необходимости обращения в КСП о проведении внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета сельского поселения за 2013 год, однако такого обращения не поступало (л.д.7).

 Статья 23 Устава ГП «Дарасунское» <адрес> и предусматривает исключительные полномочия Совета Городского поселения «Дарасунское» утверждение бюджета поселения и отчета его исполнения (л.д.10-12).

 В статье 264.4 Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрены сроки проведения внешней проверки для регионального и местного уровня бюджетной системы Российской Федерации.

 В частности, местная администрация представляет отчет об исполнении местного бюджета в орган финансового контроля для подготовки заключения на него не позднее 1 апреля текущего года. Подготовка заключения на годовой отчет об исполнении местного бюджета проводится в срок, не превышающий один месяц.

 Таким образом, для органов местного самоуправления установлены более жесткие сроки по представлению отчета и подготовке заключения.

 Орган государственного (муниципального) финансового контроля проводит мероприятия по проверке годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, и на этом основании готовит заключение на отчет об исполнении бюджета.

 Заключение на годовой отчет об исполнении бюджета представляется органом государственного (муниципального) финансового контроля в законодательный (представительный) орган. Для того, чтобы на его основе законодательный (представительный) орган мог принять решение об утверждении либо отклонении отчета об исполнении бюджета.

 Одновременно заключение на годовой отчет об исполнении федерального бюджета направляется в Правительство Российской Федерации; заключение на годовой отчет об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации направляется в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; заключение на годовой отчет об исполнении местного бюджета направляется в местную администрацию.

 Заключение на годовой отчет об исполнении бюджета направляется в органы исполнительной власти с целью информирования их о результатах проведенных независимых проверок и о выявленных нарушениях. Таким образом органы исполнительной власти получают возможность устранить выявленные нарушения.

 Учитывая изложенное, суд находит установленным факт незаконного бездействия совета городского поселения «Дарасунское» по исполнению действующего законодательства в части обеспечения внешнего муниципального финансового контроля на территории поселения. Заявленные прокурором требования направлены на устранение указанных нарушений и о возложении на ответчика устранить нарушение закона путем обращения в контрольно-счетный орган МР «<адрес>» или <адрес> с заявлением о проведении внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета ГП «Дарасунское.

 С учетом того, что спорные действия могут быть совершены только ответчиком, судом устанавливается в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

 Суд полагает возможным установить срок для исполнения решения суда – 3 дня с момента вступления решения в законную силу, согласно заявленным требованиям.

 При этом разъясняется, что согласно части 2 статьи 206 ГПК РФ решение суда, обязывающее организацию совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

 Учитывая изложенное, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

 Исковые требования прокурора Карымского района Забайкальского края, удовлетворить.

 Признать незаконным бездействие Совета городского поселения «Дарасунское» Карымского района Забайкальского края выразившееся в непринятии мер по организации внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета городского поселения «Дарасунское» на 2013 год.

 Обязать Совет городского поселения «Дарасунское» Карымского района Забайкальского края обратиться в контрольно-счетный орган муниципального района «Карымский район» или Забайкальского края с заявлением о проведении внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета городского поселения «Дарасунское», в течение 3-х дней с момента вступления решения в законную силу.

 Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Карымский районный суд Забайкальского края.

 Судья Т.П. Никитина

 Копия верна: судья Т.П. Никитина