ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-428/2021КОПИ от 02.07.2021 Слободской районного суда (Кировская область)

Дело № 2-428/2021 Копия

УИД 43RS0034-01-2021-000507-49

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 июля 2021 года г.Слободской Кировской области

Слободской районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Лумповой И.Л.,

при секретаре Драчковой Н.В.,

с участием старшего помощника Слободского межрайонного прокурора Кировской области Облецова С.А.,

представителя ответчика Воробьевой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Слободского межрайонного прокурора Кировской области к муниципальному образованию Стуловское сельское поселение Слободского района Кировской области, муниципальному образованию Слободской муниципальный район Кировской области об обязании обратиться с заявлениями о постановке на государственный кадастровый учет, о постановке на учет объекта бесхозяйного имущества,

УСТАНОВИЛ:

Слободской межрайонный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, указав в обоснование, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что на территории муниципального образования Стуловское сельское поселение расположено гидротехническое сооружение – гидроузел Стрелковского пруда (Ситниковского) на ручье у <адрес>, который является бесхозяйным. Стрелковский пруд объемом 97 тыс. кв.м., площадью 3,4 га расположен на ручье у <адрес>, в настоящее время используется местным населением для отдыха и рыболовства, а также как плотина-переезд. Гидроузел Стрелковского пруда на балансе администрации Слободского района, Стуловского сельского поселения не состоит. Таким образом, проверкой установлено, что гидротехническое сооружение Стрелковского пруда является бесхозяйным. Ссылаясь на ст.3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», п.3 ч.1, ч.3 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст.125, 225 ГК РФ, Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 №931, прокурор просит с учетом уточнения обязать муниципальное образование Стуловское сельское поселение в лице администрации Стуловского сельского поселения Кировской области, муниципальное образование Слободской муниципальный район в лице администрации Слободского муниципального района Кировской области одновременно обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области и заявлениями о постановке на государственный кадастровый учет, а также о постановке на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества – гидроузла Стрелковского пруда (Ситниковского) на ручье в <адрес>.

Определением суда от 10.03.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Кировской области, администрация Слободского муниципального района.

Определением суда от 12.04.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены Западно-Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), Министерство охраны окружающей среды Кировской области, ФИО9, Управление Росреестра по Кировской области.

Определением суда от 09.06.2021 к участию в деле в качестве ответчика привлечена администрация Слободского муниципального района, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований – ЗАО «Заречье».

В судебном заседании прокурор Облецов С.А. на заявленных требованиях настаивал.

Представитель ответчика муниципального образования Стуловское сельское поселение Слободского района Кировской области Воробьева Е.И. в судебном заседании с иском не согласилась, пояснила, что гидроузел является частью Стрелковского пруда, поэтому гидроузел должен ставить на учет тот, кому принадлежит пруд. Договор аренды земельного участка, на котором находится пруд, заключен с ФИО9 администрацией Слободского района, поэтому гидроузел должна ставить на учет администрация Слободского района. Рядом с прудом находятся земли государственной неразграниченной собственности, находящиеся в ведении Слободского муниципального района. Гидроузел представляет собой дамбу, по которой проходит полевая дорога, которая не является дорогой Стуловского сельского поселения Слободского района. Стрелковский пруд и спорный гидроузел находятся на территории Стуловского сельского поселения Слободского района Кировской области.

Представитель ответчика администрации Слободского района в судебное заседание не явился. Ответчик о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в отзыве на иск указал, что гидроузел не числится в реестре муниципального имущества муниципального образования Слободской муниципальный район Кировской области. Ссылаясь на подп.8 п.1, п.8 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.5 ч.2 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», ст.11 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п.5 постановления Правительства РФ от 05.10.2020 №1606 «Об утверждении Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался», ответчик указывает, что анализ действующего законодательства показывает, что у органов местного самоуправления отсутствуют полномочия по обеспечению безопасности, содержанию гидротехнических сооружений. В связи с этим основания для возложения на администрацию Стуловского сельского поселения и администрацию Слободского района обязанности по обращению с заявлением о постановке на учет гидротехнического сооружения в качестве бесхозяйного объекта отсутствуют.

Третье лицо ФИО9 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель третьего лица ФИО9 Ульянов Ю.Ю. в судебном заседании с иском не согласился, пояснил, что ФИО9 по договору аренды, заключенному с администрацией Слободского района, предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером , на котором находится Стрелковский пруд. Граница указанного земельного участка проходит по краю дамбы, дамба и гидроузел не находятся в границы арендуемого ФИО9 земельного участка.

Представители ЗАО «Заречье» Севрюгин М.В., Ситникова Т.Р. в судебном заседании с иском не согласились, пояснили, что ЗАО «Заречье» является собственником земельного участка с кадастровым номером , гидроузел и Стрелковский пруд не находятся на территории указанного участка, полевая дорога, проходящая по гидроузлу, также находится за границей указанного земельного участка.

Представители третьих лиц филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Кировской области, Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), Министерства охраны окружающей среды Кировской области, Управления Росреестра по Кировской области, ЗАО «Заречье» в судебное заседание не явились. Третьи лица о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии со ст. 167 ГК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришёл к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно части 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации (далее также - Минэкономразвития России) от 10 декабря 2015 г. N 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - Порядок).

Согласно пункту 5 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (приложение N 1 к Порядку):

органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований;

исполнительного органа государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов.

В пункте 3 Порядка предусмотрено, что в случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.

В соответствии с абзацем первым части 1 статьи 10 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации, в том числе в сельских поселениях, а правовую основу местного самоуправления согласно статье 4 данного федерального закона составляет также Гражданский кодекс Российской Федерации.

Исходя из положений статьи 2, 10, 11 приведенного федерального закона сельское поселение имеет свою территорию и границы, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, а применительно к муниципальному району, объединяющему несколько поселений или поселений и межселенных территорий, в границах общей территории местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера.

В судебном заседании установлено, что в ходе проведенной Слободской межрайонной прокуратурой Кировской области проверки исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений установлено, что на территории Стуловского сельского поселения Слободского района Кировской области расположено гидротехническое сооружение — гидроузел Стрелковского пруда (Ситниковского) на ручье у <адрес>, представляющий собой плотину указанного пруда. Пруд и плотина были построены в 1983 году с назначением — орошение, фактически используется как плотина — переезд, рекреация.

В Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения об указанном объекте, на кадастровый учет он не поставлен.

Пруд принадлежал СПК СХА (колхоз) «Слободской», 30.11.1995 списан в составе мелиоративного объекта двойного регулирования.

Распоряжением администрации Слободского района от 30.11.1995 утвержден акт списания мелиоративного объекта двойного регулирования <данные изъяты>, а также переведены в немелиорируемые земли коллективно-долевого сельскохозяйственного предприятия (совхоз) «Слободской» мелиоративный объект двойного регулирования <данные изъяты>, в том числе орошаемые земли площадью 187га, из них пашня 182га, сенокос 3га, под каналами 2га; осушенные земли площадью 199га, из них пашня 109га, сенокосов 79га, под дорогами и каналами 11га.

В настоящее время Стрелковский пруд (Ситниковский) расположен на земельном участке с кадастровым номером . Указанный земельный участок по договору аренды, заключенному между муниципальным образованием «Слободской муниципальный район Кировской области» и ФИО9 30.03.2006, предоставлен последней на 49 лет. Из проекта границ указанного земельного участка усматривается, что одна из границ земельного участка проходит по краю плотины, плотина в границы земельного участка не входит.

Согласно письму администрации Слободского района от 28.05.2021 земельный участок с кадастровым номером в муниципальной собственности Слободского района не числится, сформирован путем раздела земельного участка с кадастровым номером , находящегося в государственной неразграниченной собственности (ранее был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование СПК-СХА (колхоз) «Слободской») с видом разрешенного использования — земли, не вовлеченные в сельскохозяйственное использование, категория земель — земли сельскохозяйственного назначения. Предоставление было осуществлено на основании поступившего заявления в соответствии со ст.ст.11, 32 ЗК РФ.

По плотине проходит полевая грунтовая дорога. Согласно письму администрации Слободского района от 28.05.2021 дорога, расположенная между земельными участками с кадастровыми номерами и в муниципальной собственности Слободского муниципального района, муниципальной собственности Стуловского сельского поселения Слободского района Кировской области не числится.

Анализируя описанные выше обстоятельства, суд приходит к выводу, что спорный гидроузел находится на землях неразграниченной государственной собственности.

Согласно статье 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований (часть 1).

Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами (часть 2).

Из положений статей 3.1, 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» следует, что землями неразграниченной государственной собственности являются земли, право собственности на которые не зарегистрировано.

В статье 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» приведены перечни земельных участков, относящихся к федеральной собственности, к собственности субъектов Российской Федерации, к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов.

Согласно 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими (часть 1).

В части 2 статьи 3.3 указанного закона предусмотрено, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Из изложенного следует, что факт нахождения земельного участка, на котором находится спорный гидроузел, в составе земель неразграниченной государственной собственности, предоставление которых осуществляется администрацией Слободского муниципального района, факт предоставления в аренду земельного участка, на котором находится Стрелковский пруд, с которым связан гидроузел, администрацией Слободского муниципального района, не свидетельствуют о том, что спорный гидроузел Стрелковского пруда (Ситниковского) находится на землях Слободского муниципального района, является собственностью указанного муниципального района.

Также нахождение гидроузла на землях неразграниченной государственной собственности не свидетельствует о том, что он находится на межселенных территориях муниципального района. Доказательства нахождения спорного гидроузла на межселенных территориях суду не представлены.

Согласно генеральному плану гидроузел Стрелковского пруда (Ситниковского) на ручье у <адрес> находится на территории Стуловского сельского поселения Слободского района Кировской области.

Собственник указанного гидроузла не установлен, поэтому в силу части 1 статьи 225 ГК РФ гидроузел Стрелковского пруда (Ситниковского) на ручье у <адрес> является бесхозяйным и подлежит принятию на учет по заявлению Стуловского сельского поселения Слободского района Кировской области, на территории которого он находится. На муниципальное образование Стуловского сельского поселения в лице администрации Стуловского сельского поселения Слободского района Кировской области следует возложить обязанность обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области с заявлением о постановке на государственный учет, с заявлением о постановке на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества – гидроузла Стрелковского пруда (Ситниковского) на ручье у <адрес>.

Основания для возложения указанной обязанности на муниципальное образование Слободской муниципальный район отсутствуют.

Доводы ответчика о том, что спорный гидроузел неразрывно связан со Стрелковским прудом, является с ним единым объектом, поэтому должен быть поставлен на учет собственником пруда, не опровергают указанный выше вывод, поскольку, как указано выше, Стрелковский пруд, также как и гидроузел, находится на земельном участке, находящемся в государственной собственности, но права на который не зарегистрированы. В настоящем деле не разрешается вопрос о праве собственности на спорный гидроузел.

Кроме того, согласно части 2 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

В статье 7 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью Российской Федерации, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более субъектов Российской Федерации или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к федеральной собственности (часть 1).

Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью субъектов Российской Федерации, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к собственности субъектов Российской Федерации (часть 2).

Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью муниципальных районов, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более поселений или указанные земельные участки находятся на территориях муниципальных районов вне границ поселений (часть 3).

Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью поселений, городских округов (часть 4).

Для целей настоящей статьи под земельными участками, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, понимаются земельные участки, в состав которых входят земли, покрытые поверхностными водами, в пределах береговой линии (часть 5).

Таким образом, иск прокурора подлежит удовлетворению частично.

Суд считает необходимым установить ответчику срок для исполнения возложенной на него обязанности - 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку для подачи заявленных прокурором заявлений необходима подготовка документации.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Слободского межрайонного прокурора Кировской области удовлетворить частично.

Обязать муниципальное образование Стуловское сельское поселение в лице администрации Стуловского сельского поселения Слободского района Кировской области обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области с заявлением о постановке на государственный учет, с заявлением о постановке на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества – гидроузла Стрелковского пруда (Ситниковского) на ручье у <адрес> в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении требований к муниципальному образованию Слободской муниципальный район Кировской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Слободской районный суд Кировской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть с 09 июля 2021 года.

Судья подпись И.Л.Лумпова

Копия верна. Судья