ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-428/2022 от 23.06.2022 Борисоглебского городского суда (Воронежская область)

УИД 36RS0010-01-2022-000491-08

Дело № 2-428/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 июня 2022 г. г. Борисоглебск

Борисоглебский городской суд Воронежской области в составе: председательствующего-судьи Оленина Д.С.,

при секретаре Гринцевич И.И.,

с участием:

истца ФИО2,

представителей истца ФИО3,

Матасова И.С.,

представителя ответчика ФИО4,

представителя третьего лица ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО2 к администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области о признании права собственности на квартиру,

установил:

истец ФИО2 обратился в суд с исковым заявлением, указывая, что ему на основании договора на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан № 1084 от 30.11.1992, регистрационного удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности квартира, расположенная по адресу: .

Как указывает истец в исковом заявлении, в принадлежащей ему квартире им была произведена реконструкция на основании постановления главы администрации г. Борисоглебска и Борисоглебского района от 13.11.1996 № 1544 «О пристройках, перестройках жилых домов».

В результате произведенной реконструкции увеличилась общая площадь квартиры, которая стала составлять 51,4 кв.м.

В январе 2022 года истец обратился в администрацию Борисоглебского городского округа Воронежской области с заявлением о выдаче разрешения на ввод квартиры в эксплуатацию. На указанное обращение администрацией Борисоглебского городского округа Воронежской области был дан ответ от 24.01.2022, которым ФИО2 отказано в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию по причине непредставления документов, предусмотренных п. 1 ч. 6 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ.

Истец утверждает, что реконструкция квартиры была осуществлена им на основании постановления главы администрации г. Борисоглебска и Борисоглебского района, квартира в реконструированном виде соответствует строительным, санитарным и иным нормам и правилам в области жилищного строительства, не нарушает чьих-либо прав и законных интересов и не создает угрозу жизни и здоровью третьих лиц.

Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения ФИО2 в суд с исковым заявлением, в котором он просит: признать за ним право собственности на квартиру общей площадью 51,4 кв.м., расположенную по адресу: .

Истец ФИО2 и его представители ФИО3 и адвокат Матасов И.С. требования поддержали.

Представитель ответчика ФИО4 требования не признал, пояснив, что ранее ФИО2 обращался в администрацию БГО с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию квартиры после реконструкции. Истцу было отказано ввиду непредставления полного пакета документов. Кроме того, истцу сообщено, что реконструированный им объект находится в восьми защитных зонах объектов культурного наследия. Отказ истцом не обжалован. Просил в иске отказать.

Третьи лица ФИО6, ФИО7, представитель ПАО «Сбербанк России» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Представитель третьего лица ФИО7 – ФИО5 исковые требования не признал и пояснил, что ранее в 2021 году ФИО2 обращался с исковыми требованиями к ФИО7 об обязании демонтировать пристройку ввиду отсутствия согласия всех совладельцев многоквартирного жилого дома. Однако сам ФИО2 согласия ФИО7 на уменьшение площади земельного участка не получал. Просил в иске отказать.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что 30.11.1992 между ФИО1 и ФИО2 был заключен договор на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан, по условиям которого ФИО1 продал, а ФИО2 купил квартиру, состоящую из одной комнаты общей площадью 31,5 кв.м., в том числе жилой 18,0 кв.м. по адресу: – неблагоустроенная.

Постановлением главы администрации г. Борисоглебска и Борисоглебского района от 13.11.1996 №1544 «О пристройках, перестройках жилых домов» ФИО2 разрешено пристроить жилую пристройку общей площадью 11,5 кв.м. и переоборудовать коридор под прихожую площадью 5,4 кв.м. в домовладении по . Общая площадь его квартиры будет 48,4 кв.м., жилая – 18,0 кв.м.

Истцом ФИО2 произведена реконструкция принадлежащей ему квартиры. По окончании реконструкции Бюро технической инвентаризации г. Борисоглебска Воронежской области изготовлен технический паспорт от 03.12.2020. Согласно указанному техническому паспорту отсутствует решение о согласовании или завершении переустройства и (или) перепланировки помещения лит.А, а также разрешение на ввод объекта лит.А5 в эксплуатацию. Общая площадь квартиры составляет 51,4 кв.м., в том числе жилая – 30,8 кв.м.

17.01.2022 ФИО2 обратился в администрацию Борисоглебского городского округа Воронежской области с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию после реконструкции квартиры, расположенной по адресу: .

21.01.2022 администрацией Борисоглебского городского округа Воронежской области в удовлетворении заявления ФИО2 отказано. В обоснование отказа в удовлетворении заявления ФИО2 администрация Борисоглебского городского округа Воронежской области сослалась на п. 1 ч. 6 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, указав, что заявителем не представлены следующие документы:

акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда);

акт, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации (в части соответствия проектной документации требованиям, указанным в п. 1 ч. 5 ст. 49 ГрК РФ), в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора);

акт о подключении (технологическом присоединении) построенного реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (в случае, если такое подключение (технологическое присоединение) этого объекта предусмотрено проектной документацией);

схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда);

заключение органа государственного строительного надзора (в случае если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с ч. 1 ст. 54 ГрК РФ) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства указанным в п. 1 ч. 5 ст. 49 ГрК РФ требованиям проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с ч. 1.3 ст. 52 ГрК РФ частью такой проектной документации);

технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Кроме того, многоквартирный дом по адресу: , расположен в границах восьми защитных зон объектов культурного наследия.

В силу ч. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими доказыванию по настоящему делу, являются факты того, что постройка не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, возведена на земельном участке, в отношении которого истец имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта, и соответствует требованиям градостроительных, строительных, санитарных, противопожарных и иных норм и правил.

В соответствии с п. 14 ст. 1 ГрК кодекса РФ, реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10/22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой прав собственности и других вещных прав», рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.

Согласно ч. 3 ст. 55 ГрК РФ для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута;

2) градостроительный план земельного участка, представленный для получения разрешения на строительство, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проект планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;

3) разрешение на строительство;

4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда);

6) акт, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации (в части соответствия проектной документации требованиям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 настоящего Кодекса), в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора);

7) акт о подключении (технологическом присоединении) построенного, реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (в случае, если такое подключение (технологическое присоединение) этого объекта предусмотрено проектной документацией);

8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;

9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с частью 1 статьи 54 настоящего Кодекса) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 настоящего Кодекса требованиям проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 настоящего Кодекса частью такой проектной документации), заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти (далее - орган федерального государственного экологического надзора), выдаваемое в случаях, предусмотренных частью 5 статьи 54 настоящего Кодекса;

10) документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

11) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденный соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», при проведении реставрации, консервации, ремонта этого объекта и его приспособления для современного использования;

12) технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствие с п. 1 ч. 6 ст. 55 ГрК РФ основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, во внесении изменений в разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию является отсутствие документов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи.

По делу была проведена судебная строительно-техническая экспертиза.

Согласно заключению эксперта от 04.05.2022 квартира общей площадью 51,4 кв.м., из них жилой – 30,8 кв.м., подсобной площадью 20,6 кв.м., расположенная по адресу: , соответствует строительным и иным нормам в результате произведенной реконструкции.

Однако, разрешение на реконструкцию квартиры большей площадью, а именно 51,4 кв.м, истцу, не выдавалось. Доказательств тому, что спорное строение было реконструировано площадью 51,4 кв.м., на законных основаниях, ФИО2 не представлено. В связи с чем, спорная квартира является самовольной постройкой, реконструирована без получения необходимых разрешений.

Материалами дела подтверждается, что каких-либо надлежащих мер для легализации спорной квартиры площадью, 51,4 кв.м., истцом не предпринималось.

Согласно пункту 10 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.

В соответствии с п. 1 ст. 34.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон об объектах культурного наследия), защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям (за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи объектов культурного наследия) и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.

В случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, расположенного в границах населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 200 метров от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля, образуемого соединением внешних точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию (пункт 4 статьи 34.1 Закона об объектах культурного наследия).

Пунктом 3 ст. 36 Закона об объектах культурного наследия определено, что строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.

В силу положений п. 4 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2016 № 95-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и ст. 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» положение пункта 1 статьи 34.1 Федерального закона от 25.06.2002 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», предусматривающее запрет строительства объектов капитального строительства и их реконструкции, связанной с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), не применяется к правоотношениям, связанным со строительством и реконструкцией объектов капитального строительства, возникшим на основании разрешений на строительство, которые выданы в установленном порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в том числе в случаях продления сроков их действия или изменения застройщика, то есть касается тех объектов, строительство либо реконструкция которых не завершена на момент вступления данного закона в силу (03.10.2016).

Судом установлено, что объекты культурного наследия регионального значения: «Дом Крыгина» (<...>), «Дом жилой» (<...>), «Дом в котором родился маршал Неделин М.И.» (<...>), «Дом крестьянина» (<...>), «Дом фотографа Нежельского» (<...>), «Здание, в котором в 1941 году размещался штаб 217 Стрелковой дивизии. Установлена мемориальная доска» (<...>), «Дом Прадидовых» (<...>), приняты на государственную охрану в соответствии с постановлением администрации Воронежской области от 18.04.1994 № 510 «О мерах по сохранению историко-культурного наследия Воронежской области» (зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В нарушение ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено доказательств, что реконструкция квартиры отвечает требованиям по установлению границы защитной зоны объектов культурного наследия для памятника расположенного в границах населенного пункта, не расположена в зоне непосредственной видимости с объектами культурного наследия, не создает угрозу сохранности объекта культурного наследия, не нарушает условия зрительного восприятия объекта культурного наследия в архитектурно-пространственной организации улицы, а также композиционно-видовые связи (панорамы).

Довод представителей истца о том, что объект реконструирован до введения в действие Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» судом отклоняется, поскольку нормы ранее действовавшего Закона РСФСР от 15.12.1978 «Об охране и использовании памятников истории и культуры» и «Положения об охране и использовании памятников истории и культуры», утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 16.09.1982 № 865 предусматривали, что строительные, мелиоративные, дорожные и другие работы, которые могут создавать угрозу для существования памятников истории и культуры, производятся только по согласованию с государственными органами охраны памятников и после осуществления мероприятий, обеспечивающих сохранность памятников. Проекты строительных, мелиоративных, дорожных и других работ должны быть согласованы с государственными органами охраны памятников и предусматривать мероприятия, обеспечивающие сохранность памятников истории и культуры. При этом, порядок согласования градостроительной и проектной документации и порядок согласования и выдачи разрешений на проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, установленных статьями 31, 34, 35, 40, 42 Закона от 15.12.1978, сохраняются впредь до начала проведения историко - культурной экспертизы в порядке, установленном Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ, но не позднее 31 декабря 2010 года.

Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим кодексом.

Решением Борисоглебского городского суда Воронежской области от 30.06.2021 установлено, что в соответствии с уведомлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 15.04.2021 земельный участок, на котором расположен жилой дом, на кадастровом учете не состоит, сведения о нем в ЕГРН отсутствуют (л.д. 74). Способ управления многоквартирным домом собственниками помещений не выбран.

В соответствии с ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, а также ст. 3 Федерального закона «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» строительство, реконструкция объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные другие характеристики надежности и безопасности таких объекта осуществляется на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство.

Частью 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ прямо установлено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и документации.

По смыслу ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается на основании в том числе правоустанавливающих документов на земельный участок, к которым относится соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены жилой дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Поскольку правоустанавливающих документов на земельный участок у истца не имеется и суду представлено не было, соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка истцом также не предоставлено, то оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имеется еще и по этому основанию.

При изложенных обстоятельствах оснований для признания права собственности на квартиру в реконструированном виде не имеется.

Доводы представителя третьего лица о необходимости получения согласия всех совладельцев многоквартирного жилого дома на реконструкцию такого объекта подлежит отклонению, как основанные на неверном толковании норм законодательства.

Согласно ст. 1 ФЗ от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О порядке введения в действие Жилищного кодекса РФ», Жилищный кодекс Российской Федерации введен в действие с 1 марта 2005 года.

В силу ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (Вводного закона) началом действия ныне существующего Градостроительного кодекса Российской Федерации является дата 31 декабря 2004 года - день, следующий за днем опубликования нормативного правового акта.

До этого действовал Градостроительный кодекс Российской Федерации от 7 мая 1998 года № 73-ФЗ, принятый Государственной Думой 8 апреля 1998 года, одобренный Советом Федерации 22 апреля 1998 года, началом действия которого (его редакции № 1) являлся день 14.05.1998 года.

В соответствии со ст. 5 ФЗ от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О порядке введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие.

Согласно ч. 2 ст. 8 Закона РФ «Об основах градостроительства в Российской Федерации» от 14.07.1992 № 3295-1 в редакции Федерального закона от 19.07.1995 № 112-ФЗ, действовавшего до введения в действие Градостроительного кодекса РФ от 07.05.1998 № 73-ФЗ, пользователи объектов градостроительной деятельности имеют право, наряду с прочим, на строительство на отведенном или приобретенном земельном участке жилых домов, других объектов, отвечающих действующим нормативам, правилам застройки и утвержденной градостроительной документации.

В соответствии со ст. ст. 23, 24, 27, 61, 62 Градостроительного кодекса РФ (в редакции к моменту возведения спорного объекта) в ведении муниципальных образований в области градостроительства находятся: выдача в установленном порядке разрешений на строительство объектов недвижимости.

В состав органов исполнительной власти РФ в области регулирования градостроительной деятельности входят: органы архитектуры и градостроительства субъектов РФ (территориальные органы архитектуры и градостроительства); органы архитектуры и градостроительства городских и сельских поселений, других муниципальных образований (местные органы архитектуры и градостроительства) образуются по решению органов местного самоуправления и организуют свою работу в соответствии с уставами муниципальных образований.

По предметам ведения местного самоуправления в области градостроительства местные органы архитектуры и градостроительства в соответствии с уставами муниципальных образований осуществляют в установленном порядке подготовку документов в целях выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости, а также регистрацию этапов выполнения инженерных изысканий для строительства; выдают в установленном порядке градостроительные задания на разработку градостроительной документации; согласовывают в установленном порядке проектную документацию в отношении объектов жилищного гражданского назначения; местные органы архитектуры и градостроительства могут наделяться федеральным законом, законами субъектов РФ.

Строительство, реконструкция, капитальный ремонт зданий, строений и сооружений, их частей осуществляются на основе проектной документации, которая разрабатывается в соответствии с градостроительной документацией, со строительными нормами и правилами, согласовывается с соответствующими органами архитектуры и градостроительства; утвержденная в установленном порядке проектная документация является основанием для выдачи разрешения на строительство.

Разрешение на строительство - документ, удостоверяющий право собственника, владельца, арендатора или пользователя объекта недвижимости осуществить застройку земельного участка, строительство, реконструкцию здания, строения и сооружения, благоустройство территории. Соответствующие органы архитектуры и градостроительства осуществляют подготовку документов для выдачи разрешений на строительство.

Таким образом, Градостроительный кодекс РФ от 07.05.1998 № 73-ФЗ, а до него - и Закон РФ «Об основах градостроительства в Российской Федерации», не содержали норм об обязательном приложении к заявлению о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства решения общего собрания собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме, принятого в соответствии с жилищным законодательством.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области о признании права собственности на квартиру, – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательном виде.

Председательствующий: