Центральный районный суд г. Хабаровска
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Центральный районный суд г. Хабаровска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-4307/10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Хабаровск 6 октября 2010 года
Центральный районный суд г.Хабаровска Хабаровского края в составе:
судьи Губановой А.Ю..
при секретаре Ткачевой М.Ю.,
представителей ответчиков ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5 к Министерству финансов Хабаровского края о взыскании задолженности по денежным выплатам на опекаемого ребенка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО5 обратилась в суд с иском к Министерству финансов Хабаровского края о взыскании задолженности по денежным выплатам на опекаемого ребенка, указав в обоснование, что она осталась без попечения родителей с ______ г., поскольку её мать ФИО6 решением суда от ______ года лишена родительских прав, отец в свидетельстве о рождении записан со в матери. Распоряжением Главы Администрации Индустриального района ... ______p от ______ года она была определена в детский дом ______ ... (впоследствии преобразован в МОУ «Школа-интернат ______), где прожила по адресу: ... ... ..., и обучалась, находясь на полном государственном обеспечении до ______ года. После окончания 9 классов она поступила в профтехучилище ______ ... (позже преобразовано с 2006 года в профтехучилище ______, затем с 2008 года Хабаровский технологический колледж), где с ______ года по ______ года обучалась и проживала в общежитии училища на полном государственном обеспечении но адресу: ..., ул. ... .... Однако органы опеки и попечительства выделяли денежные средства на её содержание детскому дому, а также профтехучилищу в размерах значительно меньших, чем было установлено постановлением Правительства РФ №409 от 20.06.1992 г. 29 августа 2004 года ей исполнилось 18 лет, и она теперь вправе потребовать невыделенные из бюджета средства на её содержание в детском доме и в профтехучилище ______. Вину об отсутствии достаточного финансирования на её содержание она возлагает на Министерство финансов Хабаровского края. Финансирование денежных выплат на содержание опекаемых детей установлено Постановлением Правительства РФ №409 от 20.06.1992 года, когда самостоятельного бюджета Хабаровского края не существовало и финансирование содержания опекаемых детей до 1994 года происходило из единого бюджета Российской Федерации. С избранием в 1994 году Хабаровской краевой Думы в 1994 году Законом Хабаровского края от 28 июля 1994 г. N 1 "О бюджетной системе Хабаровского края на 1994 год" был утвержден первый бюджет Хабаровского края по расходам в сумме 1062,0 млрд. рублей, в том числе по бюджету текущих расходов в сумме 973,3 млрд. рублей и бюджету развития в сумме 88,6 млрд. рублей.Расходы бюджета Хабаровского края установлены были законом Хабаровского края те же, что и были в предыдущем 1993 году, в том числе расходы на содержание опекаемых детей. Таким образом, в 1994 году на бюджет Хабаровского края были возложены все те расходы, которые Хабаровский край как бюджетополучатель бюджета Российской Федерации производил в 1993 году, в том числе и расходы на содержание опекаемых детей. Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2268 "О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетам субъектов Российской Федерации в 1994 году" определены все ранее производимые Хабаровским краем расходы, в том числе расходы на содержание опекаемых детей текущие расходы и определены источники их финансирования - отчисления от федеральных налогов. В силу того, что эти расходы всегда производились в крае в муниципальных образованиях, они стали текущими расходами муниципальных бюджетов и бюджетов субъектов. Ежегодно финансовые органы субъектов РФ предоставляли в Минфин РФ отчеты произведенных текущих расходах в истекшем году, и защищали (обосновывали) параметры бюджета Хабаровского края на предстоящий год в Минфине РФ. Затем установившийся порядок финансирования текущих расходов в 1996 году закреплен в Бюджетном Кодексе РФ. Правительством Хабаровского края не приняты меры по выполнению Постановления Правительства РФ №409, Минфин края ни разу с 1992 года не сделал расчета фактической потребности денежных средств, необходимых на финансирование содержания опекаемых детей, и не предоставил заявку Министерству финансов РФ на недостающие суммы средств на эти цели (текущие расходы) в бюджете Хабаровского края. Вместо истребования с федерального бюджета средств в размере фактической потребности и предоставления соответствующей заявки в Минфин РФ, губернатор Хабаровского края издал постановление №224 от 05.06.2001 г., в котором опреден размеры государственных гарантий по содержанию опекаемых детей значительно меньше, чем было установлено постановлением Правительства РФ №409 от 20.06. Этим постановлением Губернатор края установил размеры выплат на содержание опекаемых детей, переданных в семьи граждан в 1300 руб. в месяц, т.е. в 2-3 раза меньше и без учета возраста, пола опекаемых, перечня продуктов питания одежды, об; мягкого инвентаря и без учета фактических цен на эти товары. Расходы же на содержание опекаемых детей, воспитываемых в детских домах и в учебных заведениях, планировались в бюджетах органов местного самоуправления и были меньше чем расходы, выделяемые на опекаемых детей, содержащихся в семьях граждан. Определением судебной коллегии Верховного суда РФ от 18.02.2003 г. №58-Р отменено противозаконное постановление Губернатора Хабаровского края и указано на бездействие Правительства Хабаровского края в части не направления заявок в Минфин РФ на недостающие суммы для финансирования содержания опекаемых детей. Несмотря на однозначный вердикт Верховного суда РФ, Правительство Хабаровского края продолжало финансировать из бюджета незаконно установленные размеры денежных выплат на содержание опекаемых детей до 31.12.2004 г. Правительство Хабаровского края не исполняло и законы Хабаровского края в этой области и не выделяло достаточных средств муниципальным образованиям в полном объеме. В соответствии с указаниями Минобразования РФ, и законом Хабаровского края №109 департамент образования Хабаровского края письмом №4-15-1032 от 02.08.96 г. направил всем муниципальным образованьям Методические рекомендации по выплате денежных средств опекаемым (подопечным), которые не исполнялись. Постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 г. № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены нормы питания и нормы обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием этих детей, согласно приложениям № 1,2,3. В силу п. 3 данного постановления порядок выплаты денежных средств на опекаемых детей регулируется Положением о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей находящихся под опекой (попечительством), утвержденным приказом Министерства образования РФ от 19 августа 1999 г. № 199, зарегистрированным в Минюсте юстиции17.02.2000 г. № 2120, согласно которому органы опеки и попечительства выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви мягкого инвентаря, исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона. Правительством РФ были установлены натуральные нормативы, из стоимости которых, в каждом регионе РФ и должен был определяться размер средств на содержание опекаемых детей. Органы опеки и попечительства ежемесячные фактические цены в с января 1998 года не фиксировали и не собирали, поскольку выплаты на содержание опекаемых детей производились, как указано выше без учета фактических цен региона, без учета возраста и пола ребенка. Из предоставленных ею расчетов следует, что ей за период с 01.01.98 г.. по 30.06.2001 г. недоплачено 336 483 руб. 82 коп.; за период с 01.07.2001 г. по 31.08.2003 г. - 173 965 руб. 66 коп.; за период с 01.09.2003 г по 31.12.2004 года недоплачено 114 963 руб.01 коп., а всего недоплачено 625 412 руб. 49 коп., которые просит взыскать в её пользу за счет казны Хабаровского края.
По ходатайству представителя Министерства финансов Хабаровского края и с согласия истицы и её представителя определением от ______ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены МОУ «Специальный (коррекционный) детский дом ______ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья У11 вида», ГОУ СПО «Хабаровский технологический колледж», муниципальное образование «Городской округ «Города Хабаровска» в лице Финансового департамента администрации города Хабаровска и Министерство финансов РФ в лице УФК по Хабаровскому краю.
Истица и её представитель, уведомленные о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не прибыли, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили.
Представитель Министерства финансов Хабаровского края исковые требования не признала и в обоснование своих возражений пояснила, что распоряжением Главы Администрации Индустриального района ... ______р от ______г. была определена в воспитательное учреждение - детский дом ______ ..., то есть над истцом не устанавливалась опека, а была избрана другая форма устройства - передача в воспитательное (образовательное) учреждение. При нахождении в учреждении ребенок находится на полном государственном обеспечении, ему не выплачивается какое-либо пособие, он обеспечивается питанием, одеждой, инвентарем в натуральном виде. В связи с чем, у истца нет права требовать пособия на ее содержание, поскольку, как правильно указывает истица, она находилась на полном государственном обеспечении. Судя по расчетам истца, она не обеспечивалась ни питанием, ни одеждой, ни мягким инвентарем, поскольку в расчетах использована стоимость полного набора продуктов питания, комплекта одежды и инвентаря, указанного в Приложениях к Постановлению Правительства РФ №409 от 20.06.92г., но никаких доказательств в подтверждение своих доводов истец не представляет. Справка Финансового департамента Администрации г. Хабаровска от 26.05.03г. №08-16 не может служить таким доказательством. Деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними. Школа-интернат ______ является муниципальным учреждением, которое финансировалось его собственником - муниципальным образованием «Городской округ «Город Хабаровск». Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище ______» до января 2005 года находилось в федеральной собственности, соответственно являлось федеральным учреждением. Хабаровский край стал собственником данного учреждения на основании Распоряжения Правительства РФ от 03 декабря 2004 года №1565-р и Постановления Правительства Хабаровского края от 17 января 2005 года №2-пр. В заявленный период исковых требований (сентябрь 2003 года - декабрь 2004 года) Хабаровский край собственником учреждения не являлся. Считает, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований к министерству финансов края не имеется. Кроме того, просит учесть, что предметом доказывания по данному делу являются обстоятельства о количестве фактически полученного и недополученного по норме конкретно самой истицей питания в мерах веса, одежды, обуви, мягкого инвентаря в поштучном измерении, а ни в денежном выражении, потому как основным условием надлежащего содержания ребенка-сироты в воспитательном учреждении является обеспечение его продуктами питания, одежды, обуви, мягкого инвентаря в количестве, норма которого установлена постановлением Правительства РФ № 409. Содержание представленной истцом копии справки финансового департамента администрации города Хабаровска от ______г и информации, предоставленной финансовым департаментом администрации города Хабаровска, от ______г ______ не отражает обстоятельств, подлежащих доказыванию. Отличие в меньшую сторону сумм, указанных в колонках 15 Приложений информации финансового департамента администрации города Хабаровска о фактических (кассовых) расходах на 1 ребенка в месяц на питание и обмундирование, от сумм, рассчитанных истцом, объясняется тем, что большинство продуктов питания и обмундирования для детей-сирот, переданных в образовательные (воспитательные) учреждения, закупалось по оптовым ценам, которые в разы ниже розничных цен, применяемых в расчете истцом. Очевидно, что при таких обстоятельствах на приобретение установленного постановлением Правительства РФ ______ количества продуктов питания, обмундирования на 1 воспитанника детского дома в месяц потребуется значительно меньше денежных затрат, чем на 1 подопечного, переданного под опеку (попечительство) физическому лицу. Поэтому разница между суммой расходов, требуемых на содержание 1 ребенка-сироты, переданного в детский дом, и суммой расходов, требуемых (рассчитанных) на содержание 1 ребенка-сироты, переданного под опеку (попечительство), не является доказательством того, что воспитанник детского дома не был обеспечен продуктами питания и обмундирования в количестве (норме), установленном постановлением Правительства РФ ______. Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В соответствии со статьей 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими. Формы бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях до ______г были утверждены приказом Министерства финансов РФ нормативного характера от ______г ______н. До настоящего времени истцом не исполнены требования, установленные статьями 56, 60 ГПК РФ, а именно, не представлено ни одного надлежащего (допустимого)письменного доказательства, отражающего факт недополучения им продуктов питания и обмундирования в установленном законом количестве; документа о недополучении непосредственно им конкретного размера конкретного продукта питания, конкретного количества конкретного предмета одежды, обуви и мягкого инвентаря. Сказанное позволяет сделать однозначный вывод о то, что в силу недоказанности истцом заявленных им требований правовые основания для их удовлетворения отсутствуют. Министерство финансов края просит применить в рассматриваемом деле общий срок исковой давности,
Представитель финансового Департамента администрации г.Хабаровска исковые требования не признала и в обоснование возражений пояснила, что ФИО5 в восьмилетнем возрасте осталась без попечения родителей. В 1994 году органы опеки и попечительства Индустриального района определили форму устройства для истицы в детское интернатное учреждение детский дом ______, где она обучалась и проживала на полном государственном обеспечении. Под полным государственным обеспечением понимается предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды и обуви, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания, что ФИО5, за время своего пребывания в детском доме, получала в полном объеме. Ссылка заявителя, что на ее содержание выделялось значительно меньше денежных средств, чем было установлено Постановлением Правительства РФ ______ от ______г., несостоятельна. Названное постановление установило нормативы питания, обеспечение одеждой и т.д. и процент расходов на культурно-массовую работу. Расходы на детей, воспитывающихся в детских домах, осуществляются в порядке финансирования из бюджетов разных уровней и внебюджетных источников. Детские дома /интернаты/ являются учреждениями образования и включены в реестр бюджетополучателей. Следовательно, применять положения при расчете требований, которые предусмотрены при воспитании ребенка в семье /опека/, на которого выплачивается пособие, и воспитание в учреждении нельзя. Более того, ссылка истца на то, что денежные средства «выделяют» органы опеки и попечительства несостоятельна. При расчете финансирования расходов на питание, обмундирование применялись нормы потребления продуктов питания, нормы потребления мягкого инвентаря, действующие на тот момент /Постановление правительства РФ от ______ ______. Закупки учреждениями продуктов питания производились оптом, а мягкий инвентарь партиями, нередко поставки осуществлялись напрямую с предприятий производителей продукции, что значительно снижало стоимость товара. Следовательно, применять индексы пересчета цен на товары, неправомерно. Истец не может подтвердить то, что она была не одета и не накормлена. А так как статья расходов на содержание детей в детских домах была защищенной статьей, т.е. осуществлялось финансирование в первую очередь, при недостаточности денежных средств, согласно бюджетного законодательства, возможна передвижка с одной статьи на другую. Истцом заявлены требования за период с ______ по ______, что значительно превышает срок исковой давности, предусмотренный ст. 196 ГК РФ. А так как о возмещение денежных средств «недополученных» гражданкой ФИО5 за время пребывания последней в детском доме на полном государственном обеспечении, не подпадает под действие требований на которые исковая давность не распространяется в силу ст. 208 ГК РФ, просит применить общий срок исковой давности, установленный ст.200 ГПК РФ. Согласно Федерального закона от ______ ______ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет бюджета субъекта, отнесено решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно названному закону органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта с передачей необходимых материальных и финансовых ресурсов. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели этих ресурсов. За период с 1998-2004 г.г. городской округ «Город Хабаровск» исполнял государственные полномочия по социальной поддержке и социальному обслуживанию детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей за счет средств местного бюджета. Субсидии (субвенции) из краевого бюджета, федерального бюджета на питание и одежду детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в названный период, не предоставлялись. Учитывая вышеизложенное, муниципальное образование в лице финансового департамента администрации города Хабаровска иск ФИО5 о взыскании денежных средств на воспитание последней в детском доме, находящейся на полном государственном обеспечении, не признает.
Представитель МОУ «Специальный (коррекционный) детский дом______» исковые требования не признала и показала, что истица действительно была определена в детский дом ______ ..., где находилась на полном государственном обеспечении. Данное образовательное учреждение неоднократно реорганизовывалось, в связи с чем документы о том, в каком размере обеспечивалась истица продуктами,одеждой, инвентарем не сохранились, поскольку документы администрацией ранее существующих учреждений не переданы. ФИО7 была выдана справка, что она обеспечивалась всем необходимым на основании приказов, но бухгалтерские документы не сохранились. Срок хранения бухгалтерских документов по номенклатуре от трех до пять лет, некоторые могут храниться 7 лет. Истицей заявлены требования, далеко выходящие за эти сроки, в связи с чем документы предоставить не представляется возможным. Однако, поскольку истица находилась в детском доме на полном государственном обеспечении, может с уверенностью сказать, что она обеспечивалась всем необходимым, может быть не так, как ей бы этого хотелось, но все необходимое выделялось, поскольку финансировалось учреждение в полном объеме.
Директор ГОУ СПО «Хабаровский технологический колледж» исковые требования не признал и пояснил, что учебное заведение, в котором обучалась истица, также неоднократно преобразовывалось, но поскольку истица находилась на полном государственном обеспечении, она обеспечивалось всем необходимым. Финансирования происходило из федерального бюджета в полном объеме. Предоставить подтверждающие это финансовые документы не может из-за того, что они уничтожены в связи с истечением срока хранения.
Представитель Министерства РФ, уведомленный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не прибыл, ходатайств об отложении рассмотрения дела не завил.
Поскольку истица, её представитель и представитель ответчика Министерства финансов РФ, уведомлены о времени и месте слушания дела, о причинах неявки не сообщили, суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, пришел к выводу о возможности рассмотреть дело без участия указанных лиц по представленным сторонами доказательствам.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что исковые требования не подлежат увдолетворению по ряду причин.
Так, заявляя требования, истица ссылается на то, что в период с ______г. по ______г. проживала в детском доме ______ ... (преобразован в МОУ «Школа-интернат ______»), с ______г. по ______г. обучалась и проживала в общежитии профтехучилища ______ и органы опеки и попечительства в этот период выделяли денежные средства детскому дому и профтехучилищу на ее содержание в размерах значительно меньших, чем было установлено Постановлением Правительства РФ от ______ г. ______ и Приказом Минобразования РФ от ______ г. ______, в связи с чем с Министерства финансов Хабаровска подлежат взысканию в её пользу недоплаченные на её содержание 625 412 руб. 49 коп.
С данным утверждением истицы суд не может согласиться, поскольку в судебном заседании установлено, что распоряжением главы администрации ... ... ______р, от ______ г. ФИО5 была определена в детский дом ______ ... (ныне МОУ «Специальный (коррекционный) детский дом ______для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья У11 вида»), где проживала и обучалась до ______ года, а после этого обучалась в профессиональном училище, продолжая оставаться на полном государственном обеспечении.
Статьей 123 Семейного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) определены формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: передача на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), в приемную семью);передача в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения).
Таким образом, согласно предоставленных документов, суд установил, что над истцом не устанавливалась опека, а была избрана другая форма устройства - передача в воспитательное (образовательное) учреждение.
Постановлением Правительства ______ от ______г. «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» нормы материального обеспечения и льготы, установленные для воспитанников учебно-воспитательных учреждений, были распространены на детей, переданных под опеку (попечительство).
Приказом Министерства образования от ______г. ______ было утверждено Положение о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством).
Согласно абз.3 пункта 3 данного Положения не назначаются и не выплачиваются денежные средства на подопечных детей, которые находятся на полном государственном обеспечении в образовательных учреждениях всех типов и видов, независимо от их ведомственной принадлежности.
Таким образом, основное отличие между двумя формами устройства детей заключается в том, что при опеке (попечительстве) обязанности по воспитанию и защите интересов ребенка возлагаются на физическое лицо - опекуна, попечителя, которому выплачивается «опекунское пособие», а при передаче в учреждение обязанности по воспитанию и защите интересов ребенка возлагаются на юридическое лицо (соответствующие учреждение), администрация которого обязана представлять интересы ребенка, исполнять функции его законного представителя, и ребенок, находящийся в таком учреждении обеспечивается всем необходимым по установленным нормам.
В связи с этим, суд признает обоснованными доводы ответчиков о том, что при нахождении в учреждении ребенок находится на полном государственном обеспечении, ему не выплачивается какое-либо пособие, он обеспечивается питанием, одеждой, инвентарем в натуральном виде, в связи с чем, у истца нет права требовать пособия на ее содержание, поскольку, как указывает сама истица, она находилась на полном государственном обеспечении.
В соответствии с абз.8 ст. 1 Федерального закона от ______г. ______ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» полное государственное обеспечение - это предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, бесплатного общежития, бесплатного медицинского обслуживания. Обучающиеся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 18 лет и старше, но не более, чем до 23 лет, имеют право на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии до окончания профессионального обучения в очных образовательных учреждениях.
Постановлением Правительства РФ ______ от ______г. утверждены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских лечебно-профилактических учреждениях, воспитывающихся и обучающихся в учебно-воспитательных учреждениях и учебных заведениях независимо от типа их ведомственной принадлежности.
Из расчетов, предоставленных истицей следует, что она не обеспечивалась ни питанием, ни одеждой, ни мягким инвентарем, поскольку в расчетах использована стоимость полного набора продуктов питания, комплекта одежды и инвентаря, указанного в Приложениях к Постановлению Правительства РФ ______ от ______г., но при этом доказательств в подтверждение своих доводов истец не представляет.
Справка Финансового департамента Администрации ... от ______г. ______ не может служить доказательством необеспечения истицы всем необходимым по установленным нормам, поскольку, основываясь только на данном документе невозможно сделать вывод об обеспечении истицы продуктами, одеждой, инвентарем не в полном объеме, так как образовательное учреждение могло финансироваться не только учредителем.
Так, постановлением Правительства РФ от ______г. ______ было утверждено типовое Положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно п. 3 Положения содержание и обучение воспитанников в учреждении (в том числе в школе-интернате) осуществляются на основе полного государственного обеспечения.
Согласно п.50 Положения деятельность учреждения финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними. Учредителями государственного учреждения могут быть федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ. Учредителями муниципального учреждения - органы местного самоуправления. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются: собственные средства учредителя (учредителей);бюджетные и внебюджетные средства; имущество, закрепленное за учреждением собственником (уполномоченным им органом); кредиты банков и других кредиторов; средства спонсоров, добровольные пожертвования физических и юридических лиц; другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.51 финансирование учреждения осуществляется на основе государственных и местных нормативов и (или) абсолютных размеров финансирования учреждения за счет средств его учредителя (учредителей).
Согласно п.52 учреждение вправе осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность и распоряжаться доходами от этой деятельности в соответствии со своим уставом и законодательством Российской Федерации, регулирующим предпринимательскую деятельность.
Приказом Министерства финансов РФ от ______г. ______н утверждена Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях. Согласно данной Инструкции учет продуктов питания в учреждении осуществляется на специальном субсчете. В учреждении и самой столовой должен быть организован раздельный учет продуктов, которые приобретаются за счет бюджетных ассигнований, целевых средств, внебюджетных источников и средств от предпринимательской деятельности.
При этом, исходя из приведенного выше Положения, не запрещалось школам-интернатам иметь подсобное хозяйство, продукция которого шла, в том числе, и на питание воспитанников.
В учреждении также должен быть организован учет одежды, обуви, мягкого инвентаря, которые приходуют на основании первичных учетных документов в момент получения. Их отражают в бухгалтерском учете и отчетности по первоначальной стоимости, то есть по фактическим расходам на приобретение.
Таким образом, только на основании первичных документов бухгалтерского учета, а также личного дела истца с карточками по учету одежды, обуви и мягкого инвентаря можно сделать вывод о реальном обеспечением ее указанными предметами и питанием.
Однако данные документы истцом в суд не представлены и не получены по запросу суда в связи с тем, что истек срок их хранения.
Поскольку из пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от ______г ______ «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым установлены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, и из пункта 3 Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от ______г ______, которым установлено, что денежные средства на подопечных детей, которые находятся на полном государственном обеспечении в образовательных учреждениях всех типов и видов, независимо от их ведомственной принадлежности, не назначаются и не выплачиваются, следует, что материальное обеспечение детей-сирот, переданных на воспитание в образовательные учреждения, осуществляется в виде предоставления каждому бесплатно питания, одежды, обуви, мягкого инвентаря в установленном постановлением Правительства РФ ______ нормативном количестве, то есть в натуральном выражении, а ни путем выплаты последним денежных средств на приобретение продуктов питания, одежды, обуви, мягкого инвентаря, суд пришел к выводу, что предметом доказывания по данному делу являются обстоятельства о количестве фактически полученного и недополученного по норме конкретно самой истицей питания в мерах веса, одежды, обуви, мягкого инвентаря в поштучном измерении, а ни в денежном выражении, потому как основным условием надлежащего содержания ребенка-сироты в воспитательном учреждении является обеспечение его продуктами питания, одежды, обуви, мягкого инвентаря в количестве, норма которого установлена постановлением Правительства РФ ______.
Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Истцом не представлено ни одного надлежащего (допустимого) письменного доказательства, отражающего факт недополучения им продуктов питания и обмундирования в установленном законом количестве; документа о недополучении непосредственно им конкретного размера конкретного продукта питания, конкретного количества конкретного предмета одежды, обуви и мягкого инвентаря.
Кроме того, суд признает обоснованными доводы представителей ответчика о том, что истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд.
Так, общий срок исковой давности, установленный статьей 196 ГК РФ, составляет три года.
По общему правилу, установленному статьей 9 Семейного кодекса Российской Федерации, на требования, вытекающие из семейных отношений, исковая данность не распространяется.
К отношениям, регулируемым семейным законодательством, статья 2 Семейного кодекса РФ относит отношения по установлению условий и порядка вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также отношения по определению формы и порядка устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, отношения по государственному обеспечению содержания детей в детских домах к семейным отношениям не отнесены и не отнесены статьей 208 Гражданского кодекса РФ к требованиям, на которые исковая давность не распространяется, в связи с чем на требования о взыскании денежных средств в связи с недостаточным обеспечением, распространяется общий срок исковой давности.
На основании изложенного, учитывая пропуск истицей срока для обращения в суд, отсутствие правовых оснований для взыскания «опекунского пособия», непредставления истцом доказательств в обоснование заявленных требований, суд пришел к выводу, что исковые требования истицы удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО5 о взыскании задолженности по денежным выплатам на опекаемого ребенка, отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Хабаровский краевой суд в течение 10-ти дней со дня изготовления мотивированного решения через суд, его вынесший.
Дата изготовления мотивированное решение – 11.10.2010 г.
Судья А.Ю.Губанова