ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-430/20 от 15.12.2020 Комсомольского районного суда (Хабаровский край)

Дело № 2-430/2020

УИД

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Комсомольский районный суд Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи Богатыревой Н.Ю.,

при секретаре судебного заседания Родионовой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 и ФИО2 ьевны, действующих в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетнего ФИО4, к Управлению лесами Правительства Хабаровского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить действие,

установил:

ФИО1 и ФИО2, действующие в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетнего ФИО4, обратились в суд с административным иском, в обоснование которого указали, что в соответствии с Федеральным законом от 01 мая 2016 г. № 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" гражданам РФ ФИО1, ФИО2 ьевне, ФИО4 по договору безвозмездного пользования от 19.04.2017 , (дата государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ) был предоставлен в безвозмездное срочное пользование лесной участок с кадастровым . Орган, предоставивший лесной участок - Управление лесами Правительства Хабаровского края. 01.10.2019 истцами через личный кабинет в Федеральной информационной системе для предоставления гражданам земельных участков на основании ч. 3 ст. 9 119-ФЗ было подано заявление об отказе от договора безвозмездного пользования земельным участком от 29.09.2019 г. Согласно ч. 3 ст. 9 119-ФЗ договор безвозмездного пользования земельным участком прекращается, за исключением случая, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, при одностороннем отказе гражданина от договора безвозмездного пользования земельным участком. Если договор безвозмездного пользования земельным участком заключен с несколькими гражданами, при одностороннем отказе гражданина от договора безвозмездного пользования земельным участком прекращается право безвозмездного пользования земельным участком такого гражданина, за исключением случая, предусмотренного частью 4.1 настоящей статьи. Уполномоченный орган получил заявление истцов 01.10.2019, что отражено в Федеральной информационной системе, однако до настоящего момента исходя из положений Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 № 218-ФЗ, Положения об Управлении лесами Правительства Хабаровского края (утверждено Постановлением Правительства Хабаровского края от 21 сентября 2007 г. № 185-пр, Земельного кодекса Российской Федерации не направил в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Хабаровскому краю заявление о регистрации прекращения прав безвозмездного пользования При этом истцы не наделены правом подать заявление в орган регистрации заявление о регистрации прекращения прав безвозмездного пользования. По данным Единого государственного реестра недвижимости, права безвозмездного срочного пользования земельным участком с кадастровым в отношении истцов не прекращены. Основываясь на том, что прекращение права безвозмездного пользования лесным участком, предоставленным по договору от 19.04.2017 г. не зарегистрировано в установленном порядке, Комсомольский районный суд Хабаровского края принял решение от 06.12.2019 по делу об обязании административных истцов в течение 30 дней со вступления решения в законную силу, на лесном участке, расположенном в Хабаровском крае Комсомольском районе, на территории <адрес> укомплектовать Пункт сосредоточения средств предупреждения и тушения лесных пожаров. Бездействие Управления лесами Правительства Хабаровского края, выражающееся в не направлении заявления о регистрации прекращения права безвозмездного пользования, нарушает законное право административных истцов на односторонний отказ от договора безвозмездного пользования земельным участком, установленное п. 3 ст. 9 119-ФЗ, так как прекращение права безвозмездного пользования не может быть зарегистрировано в установленном законом порядке без заявления Уполномоченного органа, обязанность подачи которого установлена Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 № 218-ФЗ. Вследствие этого нарушаются материальные права истцов, так как их обязывают до конца действия договора (19.04.2022) нести расходы по содержанию лесного участка, от безвозмездного пользования которым они отказались. На основании вышеизложенного, просят признать незаконным бездействие Управления лесами Правительства Хабаровского края, выражающееся в неподаче заявления о регистрации прекращения прав безвозмездного пользования лесным участком, предоставленным по договору от 19.04.2017 , обязать Управление лесами Правительства Хабаровского края подать в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Хабаровскому краю заявление о регистрации прекращения прав безвозмездного пользования земельным участком, предоставленным по договору от 19.04.2017 , взыскать с Управления лесами Правительства Хабаровского края расходы по оплате государственной пошлины в размере трехсот рублей.

Определениями суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ГКУ ТО «Центр социальной поддержки населения» г. Твери, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», ООО «ЕВРАЗИЯ».

Решением Пролетарского районного суда города Твери от 6 мая 2020 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Апелляционным определением Тверского областного суда от 8 июля 2020 года решение от 6 мая 2020 года отменено и административное дело направлено на новое рассмотрение в Пролетарский районный суд города Твери в порядке гражданского судопроизводства.

13 августа 2020 года определением Пролетарского районного суда города Твери дело передано по подсудности для рассмотрения в Комсомольский районный суд Хабаровского края по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 30 ГПК РФ.

Истцы ФИО1, ФИО2 просили рассмотреть дело без их участия, о чем имеется телефонограмма.

Представитель Управления лесами ФИО3, действующая на основании доверенности от 20 февраля 2020 года, просила рассмотреть дело без ее участия.

Представитель третьих лиц - ФГБУ «ФКП Росреестра». ГКУ ТО «Центр социальной поддержки населения» г. Твери, ООО «ЕВРАЗИЯ», будучи надлежащим образом извещены о дате, времени, месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились, письменно просили рассмотреть дело в свое отсутствие.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации (далее ГПК РФ) дело подлежит рассмотрению в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.

Представитель Управления лесами ФИО3 считает, что производство по делу подлежит прекращению, так как Управлением Росресстра по Хабаровскому краю зарегистрировано прекращение договора от 19 апреля 2017 года , о чем истец был извещен, предмет спора отсутствует.

Ранее как от административного ответчика Управления лесами поступали возражения относительно заявленных административных требований, согласно которым в соответствии с пунктом 3.3 Положения об управлении лесами, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 21.09.2007 -пр, управление лесами предоставляет лесные участки, расположенные в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование. Учитывая, что отказ несовершеннолетнего гражданина от договора безвозмездного пользования земельным участком, заключенного с ним в рамках Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", обладает признаками односторонней сделки, влекущей отказ от принадлежащих ребенку прав (в данном случае отказ от права безвозмездного пользования земельным участком), необходимо получение законными представителями несовершеннолетних предварительных разрешений органа опеки и попечительства на совершение таких сделок (указанная позиция содержится в письме министерства образования и науки Хабаровского края от 10.04.2019 и была доведена до органов исполнительной власти Хабаровского края в электронном виде посредством системы электронного документооборота Хабаровского края). До настоящего времени гражданами такого разрешения в управление лесами не представлено. В связи с чем, Управлением лесами заявление было рассмотрено и в адрес ФИО1 (как лицу указанному первым в Заявлении) было направлено письмо от , содержащее информацию о необходимости предоставления соответствующего разрешения органа опеки и попечительства. Указанное письмо было получено заявителем 11.11.2019, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором (соответствующий идентификатор отражен в пункте 29 списка внутренних почтовых отправлений управления лесами от 31.10.2019 ). Каких-либо бездействий управлением не совершалось, а действия управления лесами полностью соответствуют законодательству. В силу части 1 статьи 4, части 1 статьи 218 КАС РФ для признания оспариваемого решения, действия (бездействия) органа государственной власти незаконным необходимо наличие одновременно двух условий - права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения. В связи с отсутствием оснований, предусмотренных частью 1 статьи 4, частью 1 статьи 218 КАС РФ, просят отказать в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в своем отзыве указывает, что 20.03.2017 в орган регистрации прав от Управления лесами Правительства Хабаровского края поступило заявление о постановке на государственный кадастровый учёт объекта недвижимости, с приложенными документами: Распоряжение Управления лесами Правительства Хабаровского края от 13.03.2017г. - р. В результате проверки представленных документов в реестр недвижимости 22.03.2017г. внесены сведения о земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>. Границы земельного участка установлены согласно схемы размещения земельного участка от 09.02.2017 №б/н. Правообладателем земельного участка с кадастровым является Российская Федерация номер и дата регистрации права - от 04.05.2017. На основании договора безвозмездного пользования земельным участком из состава земель лесного фонда от 19.04.2017 в ЕГРН внесены сведения об ограничении прав и обременениях: Вид зарегистрированного ограничения права или обременения - Безвозмездное (срочное) пользование земельным/лесным участком номер и дата регистрации - от 04.05.2017 Лица, в пользу которых установлены ограничения права и обременения объекта недвижимости: ФИО1, ФИО2 ьевна, ФИО4. Заявления о снятии с кадастрового учета и прекращении регистрации прав безвозмездного пользования земельным участком с кадастровым от Управления лесами Правительства Хабаровского края в орган регистрации прав по настоящее время не поступало. Решение вопроса по существу заявленных требований оставляют на усмотрение суда.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Часть 1 статьи 2 Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон №119-ФЗ) наделяет граждан правом на однократное предоставление в безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территории субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.

Предоставление гражданам указанных земельных участков, в рамках Федерального закона №119-ФЗ, осуществляется путем заключения с ними договоров безвозмездного пользования. С момента заключения таких договоров у граждан возникает право безвозмездного пользования предоставленными им земельными участками.

Частью 3 статьи 9 Федерального закона №119-ФЗ установлено, что договор безвозмездного пользования земельным участком прекращается, в том числе при одностороннем отказе гражданина от договора. Если договор безвозмездного пользования земельным участком заключен с несколькими гражданами, при одностороннем отказе гражданина от договора безвозмездного пользования земельным участком прекращается право безвозмездного пользования земельным участком такого гражданина, за исключением случая, предусмотренного частью 4.1 настоящей статьи.

По своей юридической природе односторонний отказ обладает признаками односторонней сделки, так как для его совершения необходимо и достаточно выражения воли одной стороны, то есть самого гражданина, с которым заключен указанный договор (во взаимосвязи с положениями статьи 153 и пункта 2 статьи 154 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ).

В силу положений п. 2 ст. 37 ГК РФ опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других действий, влекущих уменьшение имущества подопечного.

В соответствии с частью 3 статьи 60 Семейного кодекса Российской Федерации при осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного (статья 37 ГК РФ).

Действующее гражданское законодательство предусматривает необходимость получения родителями предварительных разрешений органа опеки и попечительства (далее - орган опеки) не только в случаях, когда предполагаемые ими сделки влекут уменьшение имущества их детей, но и в случае других сделок, влекущих отказ от принадлежащих несовершеннолетним прав (пункт 2 статьи 37 ГК РФ).

При отказе от права безвозмездного пользования земельным участком законного представителя несовершеннолетнего лица, ребенок теряет право на самостоятельное его оформление после достижения им совершеннолетия (часть 25 статьи 7 Федерального закона № 119-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006.г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрений обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Пунктом 4 ч. 1 ст. 10 вышеуказанного Закона предусмотрено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 настоящего Федерального закона. В силу положений ч.1 ст.12 указанного Закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

Согласно разъяснениям пункта 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации РФ 27.09.2016 года № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 19.04.2017 между Управлением лесами Правительства Хабаровского края в лице начальника Управления с одной стороны и ФИО1, ФИО2, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО4 с другой, сроком на пять лет заключен Договор безвозмездного пользования земельным участком из состава земель лесного фонда от 19.04.2017 , по условиям которого истцам предоставлен в безвозмездное пользование сроком на 5 лет в соответствии с Законом № 119-ФЗ земельный участок из состава земель лесного фонда, находящийся в федеральной собственности площадью <данные изъяты>, с адресом местоположения земельного участка <адрес>

Основания прекращения действия Договора изложены в разд.5 и, как следует из п. п. «в» п.12 Договора, одним из оснований прекращения действия Договора является односторонний отказ гражданина от Договора.

1 октября 2019 года истцами через личный кабинет в федеральной информационной системе для предоставления гражданам земельных участков административному ответчику было подано заявление от 29.09.2019 об отказе от Договора от 19.04.2017 в соответствии с ч.3 ст.9 Закона № 119-ФЗ.

29 октября 2019 года в адрес ФИО1 ответчиком был направлен ответ, содержащий информацию о необходимости предоставления разрешения органов опеки и попечительства на отказ от принадлежащих несовершеннолетнему ФИО4 прав на земельный участок, переданный в безвозмездное пользование по Договору в соответствии с разъяснениями Министерства образования и науки Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ, п.2 ст.37 ГК РФ, ч.3 ст.60 СК РФ. Указанный ответ был получен ФИО1, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений и отчетом об отслеживании почтовых отправлений, представленных ответчиком суду.

Вместе с тем, согласно сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии земельный участок с кадастровым площадью <данные изъяты> с адресом местоположения земельного участка: <адрес> снят с учёта 20 ноября 2020 года.

Прекращение договора от 19 апреля 2017 года зарегистрировано в Управлении Росреестра по Хабаровскому краю 23 ноября 2020 года, о чем извещены истцы Комитетом лесного хозяйства Правительства Хабаровского края.

Учитывая, что на момент рассмотрения дела по существу нарушение прав истцов ответчиком устранено, в связи с отсутствием предмета спора заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 и ФИО2 ьевны, действующих в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетнего ФИО4, к Управлению лесами Правительства Хабаровского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить действие отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Комсомольский районный суд Хабаровского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме 22 декабря 2020 года.

Судья Н.Ю. Богатырева