Дело № 2-431/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 января 2018 г.
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Хлебниковой И.Ю.
при секретаре Кидрон-Лисовской М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Черняховска Калининградской области в интересах ФИО1, к ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения», третье лицо Министерство социальной политики Калининградской области, о признании незаконными действий ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» по расчету компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт ФИО1, обязании произвести перерасчет компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Черняховска Калининградской области в интересах ФИО1 обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, указав, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является единоличным собственником квартиры № (общей площадью <данные изъяты> кв. м.) в многоквартирном <адрес> в <адрес>. В указанной квартире проживает совместно со своей супругой ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., которая собственником квартиры не является. В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ФИО1., как собственнику жилого помещения, ежемесячно предъявляется к оплате взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 261,37 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Черняховский отдел ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» за назначением денежной компенсации по уплате взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома, предоставила необходимый пакет документов, на основании которых с ДД.ММ.ГГГГ ему назначена компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт многоквартирного дома как гражданину, проживающему в составе семьи, состоящее только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, собственнику жилого помещения, достигшему возраста восьмидесяти лет, в размере <данные изъяты> рублей.
Согласно сведениям, предоставленным Черняховским отделом ОГКУ «Центр социальной поддержки населения», при расчете компенсации ФИО1 использовался региональный стандарт нормативной площади для семьи из двух человек, при этом рассчитывая компенсацию расходов в долях с учетом проживания в указанной квартире ФИО2 Размер компенсации расходов на капитальный ремонт для ФИО1 рассчитан следующим образом: доля площади жилья для расчета компенсации составляет <данные изъяты> (? от общей площади жилого помещения с учетом <данные изъяты> проживающих) х на тариф по оплате взносов на капитальный ремонт в размер <данные изъяты>. Полагает, что расчет компенсации в таком порядке является неправомерным, с учетом, в том числе, ч. 2 ст. 154, п. 2.1 ст. 169 ЖК РФ.
Согласно п. 5.1 ст. 4 Закона Калининградской области от 26.12.2013 № 293 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>», компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного законом Калининградской области о минимальном размере взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, предоставляется проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, собственникам жилых помещений, достигшим возраста восьмидесяти лет в размере ста процентов. Кроме того, указанная компенсация ограничивается размером регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемого для расчета субсидии.
В соответствии с Постановлением Правительства Калининградской области от 27.10.2006 № 785 «О региональных стандартах, применяемых для расчета субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» с 01.01.2007 установлен региональный стандарт нормативной площади жилого помещения, используемый для расчета субсидий гражданам, проживающим в жилых помещениях независимо от формы собственности жилищного фонда:
- <данные изъяты> кв. метр - на одного члена семьи из трех и более человек;
- <данные изъяты> кв. метров - на семью из двух человек;
- <данные изъяты> кв. метров или площадь однокомнатной квартиры - на одиноко проживающего человека.
Постановлением Правительства Калининградской области от 09.12.2014 № 826 утверждена «Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, на 2015 - 2044 годы».
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона Калининградской области от 26.12.2013 № 293, в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах включены все многоквартирные дома, расположенные на территории <адрес> (в том числе многоквартирные дома, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством РФ порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, домов, в которых имеется менее чем три квартиры, а также многоквартирных домов, в отношении которых на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном постановлением Правительства Калининградской области, приняты решения о сносе или реконструкции.
Порядок выплаты компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт определен Постановлением Правительства Калининградской области от 30.05.2016 № 271 «О порядке предоставления компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории <адрес>».
Таким образом, расчет компенсации на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме ФИО1 является неправомерным, поскольку нарушает норму п. 5.1 ст. 4 Закона Калининградской области от 26.12.2013 № 293 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>», в которой закреплено, что компенсация расходов для собственников, проживающих в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, достигшим возраста восьмидесяти лет, предоставляется в размере ста процентов.
Кроме того, законом не предусмотрен расчет компенсации в долях, тем самым, расчет компенсации расходов в долях с учетом всех членов семьи незаконен. В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ФИО1 предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере <данные изъяты> рублей, в том время как согласно действующему законодательству компенсация расходов должна была быть полной, то есть <данные изъяты> руб. ежемесячно. Ссылаясь на изложенное, ст. ст. 38, 45 ГПК РФ, прокурор, в интересах ФИО1 обратился с изложенным иском.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора города Черняховска Калининградской области Пигарева Е.А. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, настаивала на их удовлетворении.
Явившийся в судебное заседание ФИО1 поддержал исковые требования, заявленные прокурором города Черняховска Калининградской области в его интересах, настаивал на их удовлетворении.
Представитель ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об отложении судебного заседания не ходатайствовал, представил письменный отзыв на исковое заявление, просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица по делу – Министерства социальной политики Калининградской области, в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об отложении судебного заседания не ходатайствовал, представил письменный отзыв на исковое заявление, просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав все доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 является единоличным собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м. <данные изъяты>., достигший возраста <данные изъяты> года, проживает в указанной квартире совместно с женой ФИО2, достигшей возраста <данные изъяты> лет, они не работают, являются получателями пенсии.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» за назначением денежной компенсации по уплате взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома, предоставил необходимый пакет документов. На основании такого заявления ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ ему назначена компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт многоквартирного дома как гражданину, проживающему в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, собственнику жилого помещения, достигшему возраста <данные изъяты> лет, в размере <данные изъяты> руб. ежемесячно. С ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 произведен перерасчет в связи с достижением им возраста 80 лет.
При этом ежемесячный размер компенсации расходов на капитальный ремонт для ФИО3 рассчитан ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» в размере <данные изъяты> руб. в месяц, исходя из расчета <данные изъяты> руб.(тариф по уплате взноса на капремонт) х <данные изъяты> кв. м. (доля площади жилья для расчета компенсации в размере <данные изъяты> от общей площади жилого помещения с учетом <данные изъяты> членов семьи).
Будучи несогласным с таким расчетом, полагая, что расчет должен производиться исходя из <данные изъяты> минимального взноса на капитальный ремонт на 44,3 кв. м. общей площади, ФИО3 обратился к прокурору города Черняховска Калининградской области, которым в интересах ФИО3 предъявлен настоящий иск.
Статьей 169 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Согласно п.2.1 указанной нормы жилищного законодательства, законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов, а также проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов.
В целях реализации федерального законодательства субъектом Российской Федерации был принят Закон Калининградской области от 26.12.2013 года № 293 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>». Указанный Закон устанавливает правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>.
Абзацем 5 п. 5.1 ст. 4 данного Закона предусмотрено, что порядок предоставления компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт устанавливается Правительством Калининградской области.Такой Порядок предоставления компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории <адрес> согласно приложению утвержден Постановлением Правительства Калининградской области от 30.05.2016 № 271 (в редакции, действующей до внесения изменений Постановлением Правительства Калининградской области от 24.04.2017 № 205, которые распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года) «О порядке предоставления компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории <адрес>».
Настоящий порядок определяет процедуру предоставления компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории <адрес> гражданам, проживающим на территории <адрес> и указанным в пункте 5.1 статьи 4 Закона Калининградской области «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>».
Предоставление компенсации осуществляет областное государственное казенное учреждение Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» путем перечисления денежных средств на имеющиеся или открываемые гражданами банковские счета либо через организации федеральной почтовой связи по выбору гражданина (п. 2). Компенсация назначается с месяца обращения за ней. Месяцем обращения считается месяц подачи заявления о назначении компенсации со всеми необходимыми документами. Гражданам, обратившимся за компенсацией, компенсация назначается с ДД.ММ.ГГГГ, но не ранее месяца возникновения права на компенсацию (п. 11). Если в жилом помещении проживают два гражданина и более, имеющие право на компенсацию, компенсация предоставляется каждому из них индивидуально, исходя из объема мер социальной поддержки, установленных законодательством, и доли в праве собственности на жилое помещение (п. 15).
Статьей 4 Закона Калининградской области от 26.12.2013 года № 293 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области» установлена обязанность собственников жилых (нежилых) помещений вносить взносы на капитальный ремонт. Пунктом 5.1 статьи 4 данного закона предусмотрена возможность предоставления компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт.
По своей правовой природе и с учетом положений ст. 160 ЖК РФ компенсация расходов представляет возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством и законами субъектов РФ, произведенных гражданами расходов, связанных с оплатой жилья, коммунальных услуг, включая взносы на капитальный ремонт, за счет средств соответствующих бюджетов.
Так, в силу п. 5.1 ст. 4 Закона Калининградской области от 26.12.2013 года № 293, компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного законом Калининградской области о минимальном размере взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, предоставляется:
одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов, а также проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов.
При наличии у гражданина права на получение компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт по нескольким основаниям данная мера социальной поддержки предоставляется по одному основанию по выбору гражданина.
Из приведенных положений закона, принятых во исполнение норм федерального законодательства, следует, что компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт осуществляется не в полном объеме и не из общей площади жилого помещения, принадлежащего собственнику из числа лиц, указанных в п. 5.1 ст. 4 Закона, а рассчитывается исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного законом Калининградской области о минимальном размере взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Принимая во внимание, что ФИО3, являющийся единоличным собственником жилого помещения и проживающий совместно с супругой ФИО2, в возрасте <данные изъяты> лет, т.е. в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, он, как собственник жилого помещения, достигший возраста восьмидесяти лет, имеет право на компенсацию расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, рассчитанного в порядке п. 5.1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, - в размере ста процентов.
Региональный стандарт нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, установлен Постановлением Правительства Калининградской области от 27.10.2006 г. № 785 «О региональных стандартах, применяемых для расчета субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».
Пунктом 2 данного Постановления установлен с ДД.ММ.ГГГГ региональный стандарт нормативной площади жилого помещения, используемый для расчета субсидий гражданам, проживающим в жилых помещениях независимо от формы собственности жилищного фонда:
- <данные изъяты> кв. метр – на одного члена семьи из трех и более человек;
- <данные изъяты> кв. метров – на семью из двух человек;
- <данные изъяты> кв. метров или площадь однокомнатной квартиры – на одиноко проживающего человека.
Данный стандарт нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, подлежит применению при расчете компенсации взноса на капитальный ремонт.
Поскольку истец ФИО3 проживает в составе семьи из 2-х человек, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, то он, как собственник жилого помещения, достигший возраста восьмидесяти лет, имеет право на компенсацию расходов, рассчитанную в соответствии со стандартом на семью из 2-х человек, в размере <данные изъяты> кв. м. (<данные изъяты> кв. м.).
Исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидии для граждан, проживающих в семье из <данные изъяты> человек, т.е. <данные изъяты> кв. м. на одного человека, и минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения, установленного в размере <данные изъяты> руб., подлежит расчету размер компенсации собственнику жилья.
Из материалов дела, письменных объяснений и расчета, представленных ответчиком, следует, что именно в таком порядке, основанном на требованиях закона, ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» рассчитывается размер компенсации ФИО3, который составляет <данные изъяты> руб. в месяц (<данные изъяты> руб.).
Указанный расчет, вопреки доводам истца, произведен ответчиком в точном соответствии с приведенными выше требованиями федерального и регионального законодательства.
Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» утверждены соответствующие Правила, определяющие порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг
Согласно названным Правилам (п. 2), субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно- коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
В силу п. 3 указанных Правил право на субсидии имеют собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома). Субсидии предоставляются гражданам, указанным в пункте 3 настоящих Правил, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей (п. 4 Правил).
Методическими рекомендациями по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными Приказом Минрегиона России № 58, Минздравсоцразвития России № 403 от 26.05.2006 г., действующими на период расчета компенсации, даны разъяснения относительно применения правил предоставления субсидий.
Пунктом 71 Методических рекомендаций разъяснено, что нормативная площадь жилого помещения - размер площади жилого помещения, исходя из которого осуществляется предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Региональный стандарт нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, устанавливается в квадратных метрах общей площади жилого помещения, приходящихся на человека. В силу п. п. 72, 73, размер регионального стандарта нормативной площади жилого помещения дифференцируется по численности семьи и является единым на всей территории одного субъекта Российской Федерации. Указанная дифференциация не обязательно ограничивается численностью семьи из трех (и более) человек, как было нередко принято при дифференциации размера социальной нормы площади жилья. Рекомендуется дифференцировать региональные стандарты нормативной площади жилого помещения до величины в 1,5-2 раза превышающей среднюю численность семьи в регионе.
С учетом вышеприведенных положений федерального и регионального законодательства, а также разработанных во исполнение их Правил предоставления компенсаций расходов на уплату взноса на капитальный ремонт и методических рекомендаций по их применению, размер компенсации взноса на капитальный ремонт для собственника жилого помещения подлежит исчислению исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемого для расчета субсидии для граждан, в данном случае, для семьи из двух человек, собственнику жилого помещения, имеющему право на получение компенсации, исходя из размера стандарта на 1 человека, т.е. 22,15 кв. м., и минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного законом Калининградской области о минимальном размере взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В таком порядке, основанном на положениях закона, и осуществляется ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» расчет размера компенсации ФИО1, в связи с чем суд не усматривает оснований для признания действий ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» незаконными, с возложением обязанности произвести перерасчет в ином порядке.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора города Черняховска Калининградской области, заявленные в интересах ФИО1 к ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» о признании незаконными действий ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» по расчету компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт ФИО1, обязании произвести перерасчет компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, – удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора города Черняховска Калининградской области в интересах ФИО1, к ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» о признании незаконными действий ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» по расчету компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт ФИО1, обязании произвести перерасчет компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца с даты принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 05 февраля 2018 года.
Судья: