Дело № 2-432/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 мая 2019 года с. Бессоновка
Бессоновский районный суд Пензенской области
в составе председательствующего судьи Недопекиной Т.Б.,
при секретаре Каляминой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Бессоновка гражданское дело по иску Пензенского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФКУ КП-12 УФСИН России по Пензенской области о понуждении к выполнению законных требований,
У С Т А Н О В И Л:
Пензенский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, в котором ссылается на следующие обстоятельства:
Пензенской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка деятельности ФКУ КП-12 УФСИН России по Пензенской области по соблюдению федерального законодательства в сфере социальной защиты прав инвалидов и других маломобильных категорий граждан.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с ч.1 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
Согласно ч.ч. 10 и 11 ст. 12 УИК РФ порядок осуществления прав осужденных устанавливается Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.
Статьёй 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определена обязанность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организаций независимо от их организационно-правовых форм обеспечить инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) условиями для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям), а также создать возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, в том числе с использованием кресла-коляски.
Приказом Минстроя РФ от 14.11.2016 №798/пр утвержден Свод правил. СП 59.13330 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее - Свод правил), которые предназначаются для общественных, жилых и производственных зданий, и обеспечивают для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения.
Сводом правил регламентируются требования к оборудованию помещений и их элементов, в частности, требования к санитарно-бытовым помещениям.
Так, согласно п.п. 6.3.1 - 6.3.5 Свода правил следует предусматривать специально оборудованные для инвалидов доступные кабины в уборных, места в раздевальных ванных и душевых. В кабине в уборных и иных санитарно-бытовых помещениях, предназначенных для пользования всеми категориями граждан, в том числе инвалидов, следует предусматривать возможность установки стационарных и откидных опорных поручней, поворотных или откидных сидений. Для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и нарушением зрения следует предусматривать закрытые душевые кабины с нескользким полом и поддоном без порога с открыванием двери наружу и выходом непосредственно из гардеробной. Доступная душевая кабина для маломобильных групп населения должна быть оборудована переносным или закрепленным на стене складнымсиденьем, расположенным на высоте не более 0,48 м от уровня поддона, ручным душем, настенными поручнями.Глубина и длина сиденья должны быть не менее 0,5 м.
Размеры, типы опорных устройств и технические требования к ним определены «ГОСТ Р 51261-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования», утвержденным приказом Росстандарта от 17.11.2017 №1772-ст.
Согласно результатам прокурорской проверки в нарушение указанных требований законодательства санитарно-бытовые помещения для осужденных в ФКУ КП-12 УФСИН России по Пензенской области не оборудованы необходимым количеством опорных настенных поручней, ручным душем, переносными или закрепленными на стене складными сиденьями.
В частности, в душевых комнатах отряда №1, карантинного отделения и помещения для проведения длительных свиданий отсутствуют предусмотренные законодательством настенные опорные поручни, переносное или складное сиденье, закрепленное на стене на высоте не более 0,48 м от уровня поддона глубиной и длиной не менее 0,5 м.
В душевой комнате карантинного отделения отсутствует ручной душ, а также имеется порог, ограничивающий доступ инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Помещение помывочной в банно-прачечном комбинате не оборудовано закрытой душевой кабиной с нескользким полом и поддоном без порога с открыванием двери наружу с переносным или закрепленным на стене складным сиденьем, глубиной и длиной сиденья не менее 0,5 м и расположенным на высоте не более 0,48 м от уровня поддона, ручным душем, настенными поручнями.
Комната санузла в помещении для проведения длительных свиданий не оборудована стационарными и откидными опорными поручнями для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Указанные обстоятельства существенным образом нарушают требования действующего законодательства и охраняемые законом права осужденных маломобильных групп населения, отбывающих наказание в виде лишения свободы.
Статьей 150 ГК РФ предусмотрена защита жизни и здоровья и другие нематериальных благ в судебном порядке.
Согласно ст. 12 ГК РФ перечень способов защиты гражданских прав неограничен, поэтому прокуратурой предъявляется исковое заявление в соответствии со ст. 45 ГПК РФ о возложении на руководителя обязанности устранить нарушения законодательства на объектах с массовым пребыванием людей, к которым относится ФКУ КП-12 УФСИН России по Пензенской области, поскольку численность и состав осужденных и сотрудников учреждения постоянно меняется, определить точный круг лиц, чьи права и интересы нарушаются, и привлечь их в процесс в качестве истцов не представляется возможным.
Согласно Уставу ФКУ КП-12 УФСИН России по Пензенской области является самостоятельным юридическим лицом, учредителем которого выступает Правительство Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России.
Таким образом, устранение выявленных в результате прокурорской проверки нарушений законодательства должно быть произведено за счет средств ФКУ КП-12 УФСИН России по Пензенской области, а при их недостаточности за счет средств Российской Федерации, выделяемых Федеральной службе исполнения наказаний России, представленной на территории Пензенской области Управлением Федеральной службы исполнения наказаний России по Пензенской области.
Просили обязать ФКУ КП-12 УФСИН России по Пензенской области устранить выявленные нарушения законодательства, а именно: оборудовать душевые комнаты отряда №1, карантинного отделения и помещения для проведения длительных свиданий настенными опорными поручнями, переносными или складными сиденьями глубиной и длиной не менее 0,5 м., закрепленными на стене на высоте не более 0,48 м. от уровня поддона; оборудовать душевую комнату карантинного отделения ручным душем, а также устранить порог, ограничивающий доступ в душевую комнату инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата; оборудовать помещение помывочной в банно-прачечном комбинате закрытой душевой кабиной с нескользким полом и поддоном без порога с открыванием двери наружу с переносным или закрепленным на стене складным сиденьем, глубиной и длиной сиденья не менее 0,5 м. и расположенным на высоте не более 0,48 м. от уровня поддона, ручным душем, настенными поручнями; оборудовать туалетную комнату в помещении для проведения длительных свиданий стационарными и откидными опорными поручнями для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата.
В судебном заседании представитель Пензенской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях по доверенности ФИО1, заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, по доводам, изложенным в иске, настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика ФКУ КП-12 УФСИН России по Пензенской области по доверенности ФИО2, не оспаривая наличия нарушений действующего законодательства в сфере социальной защиты прав инвалидов и других маломобильных категорий граждан, возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что в настоящее время ФКУ КП-12 УФСИН России по Пензенской области принимаются все меры для устранения нарушений законодательства по оборудованию помещений, ссылалась на недостаточность финансирования. Поддержала письменные возражения на иск.
Представитель третьего лица - УФСИН России по Пензенской области по доверенности ФИО3, не оспаривая исковые требования в части выявленных нарушения законодательства в сфере социальной защиты прав инвалидов и других маломобильных категорий граждан, возражала против удовлетворения иска, ссылалась на распоряжение Федеральной службой исполнения наказаний от 30 сентября 2015 года № 128-р «О плане мероприятий («дорожной карте») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов Федеральной службы исполнения наказаний», которым утвержден План мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов ФСИН. Реализация мероприятий, предусмотренных указанным распоряжением ФСИН России, направлена на повышение возможности инвалидов вести независимый образ жизни, создание инвалидам дополнительных условий. Согласно Приложения № 2 к Плану мероприятий («дорожной карте») определен перечень мероприятий и сроки их реализации. Для принятия мер по обеспечению доступа инвалидов к объектам, которые до проведения капитального ремонта или реконструкции не соответствуют требованиям доступности для инвалидов, для обеспечения условий беспрепятственного доступа к объектам для инвалидов, в том числе использующих кресла-коляски установлены сроки до 31 декабря 2020 года. В соответствии с указанным распоряжением в УФСИН России по Пензенской области утвержден обобщенный план мероприятий, необходимый для приведения объектов подведомственных учреждений в соответствии с требованиями законодательства РФ. В настоящее время ведется планомерная работа по реализации данных мероприятий за счет сил и средств подразделений, экономии денежных средств, образовавшейся по итогам проведения капитального ремонта объектов, а также по мере поступления целевых денежных средств из федерального бюджета. Подразделение УФСИН России по Пензенской области не нарушало сроков по исполнению требований законодательства РФ и ведомственных правовых актов по принятию мер по соблюдению прав инвалидов. Поддержала письменные возражения на иск.
Изучив исковое заявление, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, и оценив все доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Согласно ст.ст. 18, 46 Конституции Российской Федерации права и свободы граждан являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии со ст. 10 УИК РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает их личную безопасность при исполнении наказаний.
Согласно ч. 10 и 11 ст. 12 УИК РФ порядок осуществления прав осужденных устанавливается Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.
В силу п. 1.13 Устава ФКУ «Колония-поселение № 12 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области» правовую основу деятельности учреждения составляют Конституция РФ, Федеральные конституционные законы, Федеральные законы, международные правовые акты, акты Президента РФ и Правительства РФ, иные нормативные правовые акты и Устав.
Как следует из преамбулы федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 вышеуказанного федерального закона, социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии со ст. 15 данного Федерального закона федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам, а также создавать возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Таким образом, вышеуказанной нормой закона, регулирующей вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, предусмотрено, что организации, независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения установлены СНиП 35-01-2001 доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» Свод правил. СП 59.13330 (далее - Свод правил), утвержденных Приказом Минстроя Российской Федерации от 14.11.2016 №798/пр.
Указанным Сводом правил регламентируются требования к оборудованию помещений и их элементов, в частности, требования к санитарно-бытовым помещениям.
Настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - маломобильных групп населения равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна) (п.1.1).
В частности, во всех зданиях, где должны быть санитарно-бытовые помещения для посетителей, следует предусматривать специально оборудованные для инвалидов доступные кабины в уборных, места в раздевальных ванных и душевых. При этом должна обеспечиваться доступность уборных общего пользования для людей с нарушением зрения (п.6.3.1).
В общем расчетном числе кабин уборных в общественных зданиях доля доступных для инвалидов кабин должна составлять 5%, но не менее одной в каждом блоке уборных, и они должны быть открыты для всех посетителей. Доля кабин для инвалидов в составе уборных для сотрудников организации и предприятий, а также образовательных организаций определяется заданием на проектирование (п. 6.3.2).
Число универсальных кабин следует принимать дополнительно из расчета одна универсальная кабина на 15 человек на креслах-колясках, но не менее одной. Универсальные кабины уборных следует предусматривать не далее 40 м от основной зоны оказания услуг на объекте или расположения рабочих мест инвалидов. В универсальной кабине вход следует проектировать автономным от других уборных, с учетом возможных тендерных различий сопровождающего лица и инвалида (п.6.3.2).
Доступная кабина в общественной уборной должна иметь размеры в плане, м, не менее: ширина - 1,65, глубина - 2,2, ширина двери - 0,9. В кабине сбоку от унитаза следует предусматривать пространство рядом с унитазом шириной не менее 0,8 м для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды, костылей и других принадлежностей. В кабине должно быть свободное пространство диаметром 1,4 м для разворота кресла-коляски. Двери должны открываться наружу.
В универсальной кабине и других санитарно-бытовых помещениях, предназначенных для пользования всеми категориями граждан, в том числе инвалидов, следует предусматривать возможность установки стационарных и откидных опорных поручней, поворотных или откидных сидений. Размеры универсальной кабины в плане, м, не менее: ширина - 2,2, глубина - 2,25 (п.6.3.3).
В помещениях доступных душевых следует предусматривать не менее одной кабины, оборудованной для инвалида на кресле-коляске, перед которой предусматривается пространство для подъезда кресла-коляски (п. 6.3.4).
Для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и нарушением зрения следует предусматривать закрытые душевые кабины с нескользким полом и поддоном без порога с открыванием двери наружу и выходом непосредственно из гардеробной
Доступная душевая кабина для маломобильных групп населения должна быть оборудована переносным или закрепленным на стене складным сиденьем, расположенным на высоте не более 0,48 м от уровня поддона, ручным душем, настенными поручнями. Глубина и длина сиденья должны быть не менее 0,5 м.
Габариты поддона (трапа) должны быть не менее 0,9 x 1,5 м, свободной зоны - не менее 0,8 x 1,5 м (п. 6.3.5).
По смыслу вышеуказанных норм закона и правил их действие распространяется в том числе, на существующие объекты, что не оспаривалось сторонами.
Размеры, типы опорных устройств и технические требования к ним определены «ГОСТ Р 51261-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования», утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17.11.2017 №1772-ст.
В судебном заседании установлено, что в нарушение вышеуказанных норм и правил санитарно-бытовые помещения для осужденных в ФКУ КП-12 УФСИН России по Пензенской области не оборудованы необходимым количеством опорных настенных поручней, ручным душем, переносными или закрепленными на стене складными сиденьями, а именно: в душевых комнатах отряда №1, карантинного отделения и помещения для проведения длительных свиданий отсутствуют предусмотренные законодательством настенные опорные поручни, переносное или складное сиденье, закрепленное на стене на высоте не более 0,48 м. от уровня поддона глубиной и длиной не менее 0,5 м. В душевой комнате карантинного отделения отсутствует ручной душ, а также имеется порог, ограничивающий доступ инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Помещение помывочной в банно-прачечном комбинате не оборудовано закрытой душевой кабиной с нескользким полом и поддоном без порога с открыванием двери наружу с переносным или закрепленным на стене складным сиденьем, глубиной и длиной сиденья не менее 0,5 м. и расположенным на высоте не более 0,48 м. от уровня поддона, ручным душем, настенными поручнями.
Комната санузла в помещении для проведения длительных свиданий не оборудована стационарными и откидными опорными поручнями для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Вышеуказанные нарушения, подтверждаются справкой о результатах проверки от 25 апреля 2019 года, выполненной старшим помощником Пензенского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ФИО1
В ходе рассмотрения дела ответчик не отрицал наличие данных нарушений. До настоящего времени выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения ответчиком не устранены.
Указанные обстоятельства существенным образом нарушают требования федерального законодательства и охраняемые законом права осужденных маломобильных групп населения, отбывающих наказание в виде лишения свободы.
Статьей 150 ГК РФ предусмотрена защита жизни и здоровья и других нематериальных благ в судебном порядке.
Согласно ст. 12 ГК РФ перечень способов защиты гражданских прав неограничен, в связи с чем прокуратурой был предъявлен иск о возложении на руководителя обязанности устранить выявленные нарушения федерального законодательства на объекте с массовым пребыванием людей - ФКУ КП-12 УФСИН России по Пензенской области.
Согласно Уставу Федеральное казенное учреждение «Колония - поселения №12 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области» является самостоятельным юридическим лицом, учредителем которого выступает Правительство Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России.
Таким образом, устранение выявленных в результате прокурорской проверки нарушений федерального законодательства должно быть произведено за счет средств ФКУ КП-12 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области, а при их недостаточности за счет средств Российской Федерации, выделяемых Федеральной службе исполнения наказаний России, представленной на территории Пензенской области Управлением Федеральной службы исполнения наказаний России по Пензенской области.
Доводы представителя ответчика ФКУ КП-12 УФСИН России по Пензенской области о недостаточности денежных средств судом отклоняются, так как указанное обстоятельство не освобождает от обязанности выполнения требований действующего законодательства.
Утверждение представителя ответчика ФКУ КП-12 УФСИН России по Пензенской области о принимаемых мерах, направленных на устранение нарушений закона судом во внимание не принимается, поскольку на момент рассмотрения дела выявленные нарушения не устранены.
Ссылка представителя УФСИН России по Пензенской области на распоряжение Федеральной службой исполнения наказаний от 30 сентября 2015 года № 128-р, которым установлены сроки выполнения мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объекту до 31.12.2020, судом во внимание не принимается, поскольку распоряжение является ведомственным актом, а положения, направленные на защиту прав инвалидов и других маломобильных групп населения, установлены на федеральном уровне.
Допущенные ответчиком нарушения умаляют права инвалидов и маломобильных групп населения на создание для них доступной среды, несоблюдение требований законодательства является нарушением конституционных прав указанных лиц, закрепленных в ст.ст. 18,19,45 Конституции РФ.
При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд обязывает ФКУ КП-12 УФСИН России по Пензенской области устранить вышеуказанные нарушения законодательства в срок до 27 декабря 2019 года. Указанный срок для устранения нарушений, с учетом фактических обстоятельств, объема предстоящих работ, суд считает разумным и достаточным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Пензенского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ФКУ КП-12 УФСИН России по Пензенской области о понуждении к выполнению законных требований - удовлетворить.
Обязать ФКУ КП-12 УФСИН России по Пензенской области устранить выявленные нарушения федерального законодательства в срок до 27 декабря 2019 года, а именно:
- оборудовать душевые комнаты отряда №1, карантинного отделения и помещения для проведения длительных свиданий настенными опорными поручнями, переносными или складными сиденьями глубиной и длиной не менее 0,5 м, закрепленными на стене на высоте не более 0,48 м от уровня поддона;
- оборудовать душевую комнату карантинного отделения ручным душем, а также устранить порог, ограничивающий доступ в душевую комнату инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата;
- оборудовать помещение помывочной в банно-прачечном комбинате закрытой душевой кабиной с нескользким полом и поддоном без порога с открыванием двери наружу с переносным или закрепленным на стене складным сиденьем, глубиной и длиной сиденья не менее 0,5 м и расположенным на высоте не более 0,48 м от уровня поддона, ручным душем, настенными поручнями;
- оборудовать туалетную комнату в помещении для проведения длительных свиданий стационарными и откидными опорными поручнями для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Бессоновский районный суд Пензенской области в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.
Мотивированное решение изготовлено 03 июня 2019 года.
Судья Т.Б. Недопекина