ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4341/2013 от 15.01.2014 Ленинскогого районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

2-79/14

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 января 2014 г. г. Уфа

Ленинский районный суд г. Уфы в составе судьи Ильин А.Н.

при секретаре Файрузовой Э.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Министерству имущественных и земельных отношений РБ, Администрации ГО г. Уфа, Правительству РБ о признании права собственности на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с иском к Министерству имущественных и земельных отношений РБ, Администрации ГО г. Уфа, Правительству РБ о признании за истцами права общей долевой собственности (по 1/2 доли) на земельный участок, площадью 782 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>; о признании отказа Министерства имущественных и земельных отношений в предоставлении в общую долевую собственность (по 1/2 доли) земельный участок ФИО1 и ФИО2 незаконным.

Истцы ФИО6 в суд не явились, о месте и времени судебного заседания надлежаще извещены.

В судебном заседании представитель истцов ФИО3 исковые требования не признала, просила суд их удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации ГО г. Уфа ФИО4 исковые требования не признала, просила суд в их удовлетворении отказать.

Представитель ответчика Министерства земельных и имущественных отношений РБ в суд не явился, о месте и времени судебного заседания надлежаще извещен.

Представитель ответчика Правительства РБ в суд не явился, о месте и времени судебного заседания надлежаще извещен.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Жилой дом, принадлежащий истцам и находящийся на земельном участке по адресу: <адрес>, построен в ДД.ММ.ГГГГ. согласно техническому паспорту инв. № от ДД.ММ.ГГГГ Также есть инвентарная карточка на усадебный участок по адресу: <адрес>, влад. №, заведенная в ДД.ММ.ГГГГ в которой указан землепользователь – ФИО5 – прадед истцов. Пользование земельным участком по адресу: РБ, <адрес>, подтверждено с ДД.ММ.ГГГГ

Согласно кадастровому паспорту земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>, присвоен кадастровый номер №, разрешенное использование: под жилую застройку индивидуальную. С соседями споров о границах земельного участка нет, что подтверждается актом согласования границ земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ г.

Истцы обратились в Администрацию ГО г. Уфа о предоставлении земельного участка по адресу РБ, <адрес>, площадью 782 кв.м. с кадастровым номером № в общую долевую собственность (по 1/2 доли) бесплатно, письмо было зарегистрировано в канцелярии ГО <адрес> ДД.ММ.ГГГГ г.

На вышеуказанное обращение был получен ответ Управления по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа РБ № от ДД.ММ.ГГГГ г.: «… испрашиваемый земельный участок находится в территориальной зоне рекреационного значения… полномочиями по распоряжению данным земельным участком обладает Правительство РБ».

В связи с этим, истцы обратились в Правительство РБ с письмом о предоставлении земельного участка по адресу РБ, <адрес>, площадью 782 кв.м. с кадастровым номером № в общую долевую собственность (по 1/2 доли) бесплатно, письмо было принято в Секторе по работе с обращениями граждан при Правительстве РБ и зарегистрировано за № от ДД.ММ.ГГГГ г.

Ответ на письмо истцы получили из Министерства земельных и имущественных отношений РБ № от ДД.ММ.ГГГГ В связи с тем, что «…испрашиваемый земельный участок находится в территориальной зоне рекреационного значения «Р-1» …рекомендуем Вам обратиться в Администрацию ГО г. Уфа РБ с предложением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки ГО <адрес> РБ в части изменения границ территориальных зон».

Таким образом, ответчиком по иску о признании права собственности на земельный участок из земель указанных выше категорий является министерство, поскольку в рассматриваемых судами случаях имеет место отказ данного органа в предоставлении (переоформлении) земельного участка и спор о праве гражданина на испрашиваемый земельный участок.

Поскольку министерство, к компетенции которого относится распоряжение спорными земельными участками, не признает наличие у истца субъективного право собственности гражданина и отказывает в предоставлении гражданину земельного участка, подлежащего бесплатной передаче ему в собственность, данное министерство в силу указанных выше правовых норм выступает по данным делам ответчиком.

Данная правовая позиция отражена в определении ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому отказ в передаче в собственность бесплатно земельного участка по мотиву отсутствия у заявителя субъективного права на передачу в собственность бесплатно земельного участка, а не по мотиву непредставления необходимых документов, свидетельствует о наличии спора о праве гражданском, который должен разрешаться по правилам искового производства.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц.

В соответствии с ч. 4 ст. 3 ФЗ «О Введении в действие земельного кодекса РФ», граждане РФ, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от ДД.ММ.ГГГГ № «О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными ст. 36 ЗК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 35 ЗК РФ, при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использовании соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

В соответствии с п. 1 ст. 36 ЗК, граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права их аренды в порядке и на условиях, установленных данным Кодексом, федеральными законами.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Даная практика рассмотрения таких споров согласуется с позицией КС РФ, отраженной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № 16-П, согласно которого право постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения земельным участком, которое согласно прежнему регулированию являлось титулом прав на недвижимость и одновременно выступало в качестве одной из гарантий права собственности гражданина на находящийся на этом участке жилой дом, позволяя вместе с тем в какой-то мере компенсировать отсутствие права собственности на землю, не может не рассматриваться как обеспечивающее основу жизнедеятельности людей и направленное на создание условий для достойной жизни и свободного развития личности. Соответственно в отношении данного права действует конституционный механизм защиты от произвольного умаления или ограничения, что предполагает предоставление государственных гарантий лицам, имеющим на законных основаниях не подлежащие изъятию в соответствии с федеральным законом земельные участки.

Кроме этого, необходимо отметить, что согласно примечания к ст. 3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ г.) «О введении в действие ЗК РФ», для целей данной статьи, за исключением предусмотренных п. 9.1 настоящей статьи случаев, переоформление права на земельный участок включает в себя подачу заявления о предоставлении земельного участка на соответствующем праве при переоформлении этого права в соответствии с данной статьей.

В соответствии со ст. 35 ЗК РФ, в случае перехода права собственности на здание, строение, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участков определяется с учетом долей в праве собственности на здание, строение, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.

При рассмотрении дел о признании права собственности на земельный участок, на котором расположено строение, находящееся в общей долевой собственности, суды учитывают позицию КС РФ, которая отражена в определении от ДД.ММ.ГГГГ № 82-O «По запросу Первомайского районного суда <адрес> о проверке конституционности п. 5 ст. 36 ЗК РФ», согласно которой п. 5 ст. 36 ЗК РФ сам по себе не может рассматриваться как лишающий участника долевой собственности возможности - при отсутствии других препятствий - по своему усмотрению распоряжаться своей долей, что подтверждается общими требованиями ГК РФ, которые относятся к режиму распоряжения имуществом, находящимся в долевой собственности и гарантируется возможностью судебной защиты прав участников долевой собственности.

На возникающие при этом правоотношения в полной мере распространяется правовая позиция КС РФ, в силу которой государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией РФ (постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 25-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ").

Согласно ст. 29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Министерство имущественных и земельных отношений аргументирует свой отказ тем, что участок входит территориальную зону рекреационного назначения. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, таким образом Администрации ГО г. Уфа и Министерству имущественных и земельных отношений придется доказать, что зонирование по ПЗЗ отвечает хотя бы одному из указанных выше оснований ограничения права собственности Ст. 35 ГрК РФ указывает, что: в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.

Таким образом, в состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. (В ред. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 32-ФЗ) Рекреационные земли именно как городские парки, леса могут находиться лишь в черте населенного пункта, т.к. в перечне земель сельхоз и рекреационного назначения нет парков и лесов. Если согласиться с тем, что рекреационная зона для массового отдыха без права застройки установлена верно (на секунду предположим), получается, что по такому зонированию и ПЗЗ собственник участка должен добровольно передать всем желающим без ограничения свой участок для прогулок. т.е. земля общего пользования. Конечно, можно участок огородить и никого не пускать, но это уже невозможность использования земельного участка, а власти могут своим актом попытаться установить публичный сервитут. Однако, согласно п. 2 ст. 23 ЗК РФ, публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Могут устанавливаться публичные сервитуты для:

1) прохода или проезда через земельный участок;

2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

4) проведения дренажных работ на земельном участке;

5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

(в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 118-ФЗ)

6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

(в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 201-ФЗ)

7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

(пп. 7 в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 201-ФЗ)

8) использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;

(пп. 8 в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 260-ФЗ)

9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

10) свободного доступа к прибрежной полосе.

Публичный сервитут администрацией города на земельный участок установлен не был.

Порядок отнесения земель к землям рекреационного назначения федерального значения, порядок их использования и охраны федеральным законодательством не установлен.

Земли рассматриваемой категории могут находиться как в государственной, так и в частной собственности, без ограничений участия в обороте, поскольку в ст. 27 ЗК РФ, содержащей исчерпывающий перечень земельных участков, изъятых или ограниченных в обороте, земли рекреационного назначения не упоминаются.

Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и включают в себя карту градостроительного зонирования (зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон) и градостроительные регламенты.

Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний.

На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон и в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий (охранные, санитарно-защитные зоны и иные зоны). Границы указанных зон могут отображаться на отдельных картах.

При этом границы зон с особыми условиями использования территорий могут не совпадать с границами территориальных зон.

В состав территориальных зон могут включаться зоны особо охраняемых территорий, а в зоны

Однако, этот порядок соблюден не был, протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний отсутствуют.

В силу ч. 4 ст. 28 ЗК РФ, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности за исключением определенных случаев, установленных данной нормой.

В соответствии со ст. 59 ЗК РФ, признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.

Таким образом, исковые требования ФИО6 подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск ФИО6 удовлетворить.

Признать отказ Министерства имущественных и земельных отношений РБ в предоставлении в общую долевую собственность (по 1/2 доли) земельный участок, площадью площадью 782 кв.м., с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес> ФИО1 и ФИО2 незаконным.

Признать за ФИО1 и ФИО2 право общей долевой собственности (по 1/2 доли) на земельный участок, площадью 782 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течение месяца.

Судья А.Н. Ильин                              Решение не вступило в законную силу