Гражданское дело №2-434/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 декабря 2012 года пгт.Смирных
Смирныховский районный суд Сахалинской области в составе:
Председательствующего судьи Михайловой О.А.
При секретаре Веселовой Л.Ю.
с участием
представителя заявителя – ФИО9
представителя собрания ГО «Смирныховский» - ФИО10
заместителя прокурора Смирныховского района Борониной Т.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО11 о признании незаконными и отмене решения Собрания ГО «Смирныховский» от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений и дополнений в Устав МО ГО «Смирныховский», решения Собрания ГО «Смирныховский» от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в решение Собрания № «Об утверждении штатного расписания Собрания ГО «Смирныховский», решения Собрания ГО «Смирныховский» от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в решение Собрания от ДД.ММ.ГГГГ № «Об оплате труда председателю Собрания ГО «Смирныховский», заместителю председателя Собрания и старшему специалисту 1 разряда», возмещении судебных расходов
УСТАНОВИЛ:
ФИО11 обратился в суд с заявлением к собранию ГО «Смирныховский» об отмене решения Собрания ГО «Смирныховский» от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений и дополнений в Устав МО ГО «Смирныховский» в части, касающейся внесения изменений в структуру Собрания (ст.31 Устава МО ГО «Смирныховский») (далее решение №), отмене решения Собрания ГО «Смирныховский» от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в решение Собрания № «Об утверждении штатного расписания Собрания ГО «Смирныховский» (далее решение №), отмене решения Собрания ГО «Смирныховский» от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в решение Собрания от ДД.ММ.ГГГГ № «Об оплате труда председателю Собрания ГО «Смирныховский», заместителю председателя Собрания и старшему специалисту 1 разряда» (далее решение №). В обоснование заявленных требований указал, что при принятии решения № допущены следующие нарушение Регламента Собрания ГО «Смирныховский» (далее Регламент):
- в нарушение ч.6 ст.12 и ч.5.6 ст.32 Регламента председатель Собрания не довел в установленный срок (не менее чем за 5 дней) до сведения депутатов (ФИО11, ФИО4) и населения ГО «Смирныховский» информацию о времени и месте его проведения, вопросы вносимые на рассмотрение;
- в нарушение ч.6 ст.13 Регламента, проекты решений с пакетом документов по вопросам, вносимым на рассмотрение заседания, не были представлены депутатам в установленный срок (не позднее чем за пять дней до заседания);
- в нарушение ч.1 ст.14 Регламента, ч.5 ст.31 Устава МО ГО «Смирныховский» Собрание ДД.ММ.ГГГГ проводил и.о. председателя Собрания депутат ФИО1, не имевший законных полномочий по созыву заседания Собрания ДД.ММ.ГГГГ;
- в нарушение ч.2 ст.32 Регламента, зарегистрированный проект решения «О внесении изменений и дополнений в Устав МО ГО «Смирныховский» не направлялся председателем Собрания в Постоянную комиссию по регламенту и местному самоуправлению для заключения о целесообразности и правомерности принятия предлагаемого решения;
- в нарушение п.5.6 ст.32 Регламента проект решения «О внесении изменений и дополнений в Устав МО ГО «Смирныховский» не мог быть включен в повестку дня очередного заседания Собрания без представления заключения Постоянной комиссии – Постоянной комиссии по регламенту и местному самоуправлению.
Кроме того, в соответствии с ч.8 ст.44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», решение № от ДД.ММ.ГГГГ могло вступить в законную силу только после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в Устав указанных изменений и дополнений.
Также в нарушение ч.3 ст.15 Конституции РФ на собрании и ДД.ММ.ГГГГ были приняты решения № и №, поскольку решение № не было опубликовано и не вступило в законную силу.
Заявитель считает, что оспариваемые нормативно правовые акты создали для него препятствия для осуществления депутатской деятельности на профессиональной (постоянной) основе и нарушили его право на получение денежного содержания за осуществление депутатской деятельности на профессиональной (постоянной) основе, предоставленное законодательством Российской Федерации.
В ходе рассмотрения гражданского дела заявитель дополнил требования и просил признать оспариваемые нормативно-правовые акты незаконными.
В судебное заседание заявитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещался в установленном законом порядке по указанному им в заявлениях адресу: <адрес>, однако при попытке вручить судебную повестку по указанному адресу, было установлено, что заявитель ФИО11 по указанному адресу с 05 декабря 2012 года не проживает, выехал за пределы Сахалинской области, что подтверждается рапортом судебного пристава. Суд в соответствии со ст. 118 ГПК РФ в известность о перемене места нахождения не поставил, адрес пребывания на момент рассмотрения гражданского дела не сообщил. Также заявитель выразил согласие на извещение о времени и месте судебного заседания посредством СМС-сообщения (т.1 л.д.48), в соответствии с которым обязался ежедневно просматривать СМС-сообщения на номер мобильного телефона, и извещать суд об изменении номера мобильного телефона. Судом 11 декабря 2012 года и 13 декабря 2012 года были отправлены СМС сообщения о судебном заседании 14.12.2012 года по указанному заявителем номеру, однако, доставлены не были в связи с тем, что сотовый телефон находится вне зоны действия сети. Также судом предпринимались попытки известить заявителя о судебном заседании посредством сотовой телефонной связи, однако, абонент 12,13, 14 декабря 2012 года также находился вне зоны действия сети. На основании изложенного, в соответствии со ст.118, 167 ГПК РФ суд, рассмотрел гражданское дело в отсутствии заявителя.
Ранее в судебном заседании заявитель ФИО11 настаивал на удовлетворении заявления, дал пояснения соответствующие изложенным в нем основаниям. Дополнительно пояснил, что является депутатом Собрания ГО «Смирныховский» и заместителем председателя Собрания ГО «Смирныховский», а также председателем Постоянной комиссии Собрания ГО «Смирныховский» по регламенту и местному самоуправлению.
В судебном заседании представитель заявителя ФИО9, допущенный к участию в деле на основании устного ходатайства заявителя, также настаивал на удовлетворении заявления по изложенным в нем основаниям. Дополнительно пояснил, что заявитель оспаривает решения №№ только по основаниям нарушения порядка их принятия, и просит проверить их законность только в этой части.
В судебном заседании представитель Собрания ГО «Смирныховский» ФИО10, действующая на основании доверенности от 28.11.2012г., просила отказать в удовлетворении заявления. В обоснование требований указала, что о сессии Собрания 02.09.2011 года депутаты уведомлялись в соответствии с требованиями Регламента, о чем свидетельствует факт присутствия на данном собрании 14 депутатов из 15-ти. Депутат ФИО11, в связи с нахождением в очередном отпуске за пределами Сахалинской области о собрании 02.09.2011 года извещен не был. Проекты оспариваемых решений своевременно, т.е. в срок не менее 15 дней, поступили Секретарю Собрания ГО «Смирныховский» (далее Собрание) согласно журналу регистрации входящей документации и были представлены для ознакомления депутатам районного Собрания. Заседание (сессия) Собрания 02.09.2011 года проводил депутат ФИО1, который на основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ исполнял обязанности председателя Собрания на период его отпуска. Проекты оспариваемых решений не вносились на рассмотрение в Постоянную комиссию Собрания ГО «Смирыховский» по регламенту и местному самоуправлению, поскольку председатель данной комиссии – ФИО11 находился в отпуске. Кроме того, проекты решения №№ подготовлены на основании внесенных прокуратурой протестов, которые по своей сути уже являются заключением о целесообразности и правомерности принятия предлагаемого решения, в связи с чем, и были включены в повестку очередного заседания Собрания. Оспариваемыми решениями, изменения в структуру органов местного самоуправления и полномочия органов местного самоуправления не вносились, в связи с чем не должны были вступать в законную силу в порядке, указанном ч.8 ст.44 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 года. Все оспариваемые решения были опубликованы в газете «Новая жизнь».
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении требований, в связи с тем, что оспариваемые решения являются законными, приняты в соответствии с требованиями действующего законодательства, изучив материалы гражданского дела, считает необходимым отказать в удовлетворении заявления, по следующим основаниям.
В соответствии со ст.3, 12, 15 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Федеральный закон от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления (преамбула данного закона).
В соответствии со ст.7 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.6 ст.35 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 15 человек - при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;
В соответствии с ч.1 и ч.5 ст. 40 Федеральный закон от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий. Выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования. Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек, - 1 депутат.
При этом полномочия депутата представительного органа муниципального образования исполняются им не в рамках рабочего времени, положения о котором содержаться в главах 15 и 16 ТК РФ, а непрерывно. Это обуславливает невозможность применения к депутатской деятельности норм Трудового кодекса РФ о неполном рабочем времени, допускающем возможность оплаты труда работника пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ (абз. 3 ст.93 ТК РФ). Таким образом, установление ставок и пропорциональной оплаты труда депутатов представительного органа муниципального образования является неправомерным. Кроме того, работа депутат на 0,5 ставки означала бы, что он осуществляет свои полномочия частично на постоянной основе, а частично – на непостоянной. Однако, Федеральным законом от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрены только два варианта исполнения полномочий депутатом представительного органа муниципального образования: на постоянной либо не постоянной, т.е. возможность осуществления депутатом представительного органа муниципального образования полномочий на смешенной основание указанным законом не предусмотрена.
Кроме того в соответствии с изложенным нормами права, председатель представительного органа муниципального образования входит в общее число депутатов, имеющих право в соответствии с абз.3 ч.5 ст.40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» осуществлять свои полномочия на постоянной основе.
В соответствии со ст.29 Устава МО ГО «Смирныховский» Собрание городского округа является представительным органом местного самоуправления городского округа «Смирныховский».
В судебном заседании установлено, что численность населения МО ГО «Смирныховский» составляет 12 840 человек, в связи с чем, Собрание ГО «Смирныховский» должно состоять не менее чем из 15 депутатов, которые и были избраны 11 октября 2009 года, что подтверждается решением Смирныховской территориальной избирательной комиссии № от 14.10.2009г. Избранное Собрание 5 созыва 10.11.2009 года приняло следующие решения:
- № «Об утверждении штатного расписания Собрания»: в соответствии с которым председателя Собрания занимает 1 единицу, а заместитель председателя Собрания и старший специалист по 0,5 единицы (т.1 л.д.76-77)
- № «Об оплате труда председателю Собрания ГО «Смирныховский», заместителя председателя Собрания и старшему специалисту, пунктом 1 которого установлено размер должностного оклада председателю Собрания, заместителю председателя Собрания, старшему специалисту, а пунктом 2.2. заместителю председателя Собрания установлены ежемесячное денежное поощрение, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет, премия за особо важные и сложные задания, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы (т.1 л.д.78-79)
- № от ДД.ММ.ГГГГ которым с ДД.ММ.ГГГГ председателем Собрания избран ФИО2 (л.д.80 т.1),
- № от ДД.ММ.ГГГГ заместителем председателя Собрания с ДД.ММ.ГГГГ избран депутат ФИО11 (т.1 л.д.81).
Прокурором Смирныховского района 12 июля 2011 года в адрес Собрания ГО «Смирныховский» внесен протест № об отмене пункта 1 и 4 ст.31 Устава МО ГО «Смирныховский», согласно которым Собрание городского округа состоит из 15 депутатов, из которых на 1,5 ставки могут работать депутаты на освобожденной основе и из числа депутатов избирается заместитель председателя Собрания (на освобожденной основе), поскольку данное положение противоречит абз.5 ст.40 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в соответствии с которой только 10% депутатов от основной численности представительного органа муниципального образования могут осуществлять полномочия на постоянной основе. Работа депутата на 0,5 ставки, т.е. осуществление полномочий частично на постоянной, а частично на непостоянной, действующим законодательством не предусмотрена. В связи с чем, прокурор считает, что из всех депутатов Собрания ГО «Смирныховский», - 15 депутатов, осуществлять полномочия на освобожденной основе может только один. По этим же основаниям, прокурором Смирныховского района также 12 июля 2011 года внесены в адрес Собрания протесты №№, 7-92-11, об отмене решение Собрания № от ДД.ММ.ГГГГ, и пунктов 1 и 2.2. Решения Собрания № от ДД.ММ.ГГГГ
Вопросы о необходимости внесения изменений в п.п.1 и 4 ст.31 Устав МО ГО «Смирныховский» и решения собрания № и № от ДД.ММ.ГГГГ были предметом рассмотрения Собрания ГО «Смирныховский» ДД.ММ.ГГГГ, на котором присутствовало 14 депутатов из 15.
На сессии ДД.ММ.ГГГГ были приняты следующие оспариваемые решения.
Решение №, в соответствии с которым статьей 8 Приложения к решению собрания № «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования городского округ «Смирныховский» п.1 ст.31 Устава МО ГО «Смирныховский» изменен, и изложен к следующей редакции: «Собрание городского округа состоит из 15 депутатов, из которых на 1 ставку может работать депутат на освобожденной основе (председатель Собрания).
Ранее редакция п.1 ст.31 Устава была изложена следующим образом «Собрание городского округа состоит из 15 депутатов, из которых на 1,5 ставки могут работать депутаты на освобожденной основе».
Статьей 9 Приложения к данному решению из п.4 ст.31 Устава слова «на освобожденной основе» исключены. До данных изменений п.4 ст.31 Устава был изложен в следующей редакции: «Из числа депутатов Собрания на срок его полномочий тайным голосованием избирается заместитель Собрания (на освобожденной основе).
Решением № внесены изменения в штатное расписание Собрания, утвержденное решением собрания № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого исключено указание на 0,5 единицы заместителя председателя Собрания.
Решением № внесены изменения в решением Собрания № от ДД.ММ.ГГГГ, которым из п.1 решения исключены словосочетание «заместителю представителя – 5 497 руб.
Решение о внесении изменений в Устав МО ГО «Смирныховский» в том числе в п.п.1 и 4 ст.31 принято 12 голосами, решение о внесении изменений в Решение Собрания № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении штатного расписания Собрания ГО «Смирныховский» принято 12 голосами, решение о внесении изменений в Решение Собрания № от ДД.ММ.ГГГГ «Об оплате труда председателя Собрания ГО «Смирныховский», заместителю председателя Собрания и старшему специалисту 1 разряда» принято единогласно.
На основании изложенных норм права, установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что принятые ДД.ММ.ГГГГ решения №, №, № не противоречат по своей сути требованиям действующего федерального законодательства и соответствуют положениям абз 3 ч.5 ст.40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». При этом суд принимает во внимание, что на заявителя не распространяются положения часть 7 статьи 84 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», поскольку он избран после вступления в законную силу данного федерального закона.
В отношении процедуры принятия оспариваемых нормативно-правовых актов, суд также не находится оснований для признания их незаконными, основываясь на следующем.
В соответствии с ч.4 ст. 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении. Не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, если указанные изменения и дополнения вносятся в целях приведения устава муниципального образования в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.
В судебном заседании установлено, что проект решения № о внесении изменений в Устав МО ГО «Смирныховский» в том числе о внесений изменений в п.1 ст.31, п.3 ст.31 Устава МО ГО «Смирныховский» опубликован в местной газете МО ГО «Смирныховский» Новая жизнь от ДД.ММ.ГГГГ №. В этом же номере газеты было доведено до сведения жителей муниципального образования, о проведении ДД.ММ.ГГГГ общественных слушаний по внесению изменений и дополнений в Устав МО ГО «Смирныховский».
Также в судебном заседании установлено, что оспариваемые изменения в Устав МО ГО «Смирныховский» были внесены в целях приведения устава муниципального образования в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.
Таким образом, при принятии решения № не было допущено нарушений ч.4 ст.44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
В соответствии с п.п.1, 1.1 ст.35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца.
В соответствии ч 5 ст. 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования. В случае, если избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса, голос главы муниципального образования учитывается при принятии устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования как голос депутата представительного органа муниципального образования.
В соответствии со ст.33 Устава МО ГО «Смирныховский» собрание городского округа по вопросам своего ведения принимает решения на сессиях открытым, в том числе поименным, или тайным голосованием.
В соответствии п.6 ст.29 Устава МО ГО «Смирныховский» Собрание принимает Регламент, регламентирующий вопросы его организации и деятельности, а также порядок принятия решений.
Статьей 16 Регламента определено, что заседание правомочно, если на заседании присутствуют большинство от установленного числа депутатов Собрания.
В соответствии с ч.3 ст. 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.
В соответствии с протоколом Собрания от ДД.ММ.ГГГГ на нем присутствовало 14 депутатов из 15-ти (т1 л.д. 161-166). Таким образом, собрание ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с принципом кворума, обладало правом принимать решения, оспариваемые решения приняты большинством голосов, а решение № о внесении изменений в Устав МО ГО «Смирныховский» более 2/3 голосов (12 из 15).
В соответствии с п.10, 15 ст.35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений; управление и (или) распоряжение представительным органом муниципального образования или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, за исключением средств местного бюджета, направляемых на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования и депутатов.
Согласно ст.30 Устава МО ГО «Смирныховский» принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений относится к исключительной компетенции Собрания.
На основании изложенных норма, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые решения, приняты в соответствии с компетенцией Собрания МО ГО «Смирныховский».
Нарушений в порядке вступления в силу оспариваемых нормативно-правовых актов, в судебном заседании также не установлено.
В соответствии с ч.3 ст.15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются.
В соответствии с ч.6 ч.8 ст. 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований. Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Глава муниципального образования обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированные устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в течение семи дней со дня его поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.
В соответствии со ст. 47 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Аналогичные положения закреплены в п.п.7, 9 ст.32 Устава МО ГО «Смирныховский», которые также определяют, что муниципальные правовые акты подлежат опубликованию в газете «Новая жизнь».
В судебном заседании установлено, что решение собрания № опубликовано в газете «Новая жизнь» № от ДД.ММ.ГГГГ, решение собрания № – в газете «Новая жизнь» № от ДД.ММ.ГГГГ, решение № – в газете «Новая жизнь» № от ДД.ММ.ГГГГ. Изменения внесенные в устав МО ГО «Смирныховский» ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы в Управлении Министерства юстиции РФ по Сахалинской области ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.128).
Доводы заявителя о том, что решение № и № могли быть принято только после вступления в законную силу решения № в соответствии с положениями ч.8 ст. 34, абз.2 п.8 ст.44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» суд не принимает во внимание, поскольку данным решением структура Собрания, иных органов местного самоуправления не изменялась, изменился только порядок исполнения полномочий заместителем председателя Собрания.
Также суд не принимает во внимание доводы о невозможности единовременного принятия решения № №, № поскольку решение № не вступило в законную силу, и на момент принятия последующих решений не было опубликовано, как основанные на неверном толковании действующего законодательства.
Суд не принимает во внимание доводы заявителя об отсутствии правомочий у депутата ФИО1 по проведению заседания (сессия) Собрания.
В соответствии с ч.5 ст.43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» председатель представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования, подписывает решения представительного органа муниципального образования.
В соответствии с п.5 ст.31 Устава МО ГО «Смирныховский» заместитель председателя собрания представительного органа исполняет обязанности представителя Собрания в полном объеме в его отсутствие, либо по его поручению.
В судебном заседании установлено в период времени с -ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ представитель Собрания ФИО2 находился в очередном отпуске (т.1 л.д. 160), а заместитель Собрания - ФИО11 – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.82), распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ председатель Собрания на время отпуска председателя собрания его обязанности возложил на депутата ФИО1 (т.1 л.д.160)
На основании изложенных обстоятельств, принимая во внимание одновременное нахождение в отпусках председателя собрания и его заместителя, суд считает правомочным проведения Собрания ДД.ММ.ГГГГ под председательством депутата ФИО1 на основании распоряжения председателя Собрания, принятого в соответствии с ч.5 ст.43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
В отношении доводов заявителя о не соответствии порядка принятия оспариваемых нормативных правовых актов Регламенту Собрания ГО «Смирныховский», суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.3.1 ст.5 Регламента председатель созывает сессии Собрания, доводит до сведения депутатов и населения, время и место их проведения, вопросы, выносимые на рассмотрение Собрания.
В соответствии с ч.6 ст.12 регламента Председатель Собрания не менее чем за пять дней до созыва заседания доводит до сведения депутатов и населения информацию о времени и месте его проведения, вопросы, выносимые на рассмотрение, определяет круг приглашенных лиц.
Частью 6 ст.13 Регламента предусмотрено, что проекты решений с пакетом документов по вопросам, вносимым на рассмотрение заседания, должны быть представлены депутатам не позднее чем за пять дней до заседания.
В соответствии с ч.ч.5.5, 5.6 ст.32 Регламента в срок определенные председателем Собрания, Постоянная комиссия представляет заключение по проекту решения. После представления заключения Постоянной комиссии, данные вопрос включается в повестку дня очередного заседания Собрания. Не позднее чем за пять дней до рассмотрения вопроса, проект решения должен быть направлен депутатам Собрания, мэру муниципального образования, в прокуратуру района для предварительного ознакомления.
В судебном заседании свидетель ФИО3 пояснила, что она ДД.ММ.ГГГГ была отозвана из очередного отпуска, для того, что известить о заседании (сессии) Собрания ДД.ММ.ГГГГ депутатам. В соответствии со устоявшейся традицией, и отсутствием нормативно-установленного требования об обязательном письменном извещении о времени и месте судебного заседания посредствам телефонной связи сообщила депутатам о данном заседании. До депутата ФИО4 она не дозвонилась, поскольку последний должен был находится на вахте. Также она предпринимала попытки дозвониться до депутата ФИО11, однако, его сотовый телефон, находился вне зоны доступа сети. Кроме того, в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 находился в отпуске с выездом за пределы Сахалинской области. Также посредством телефонной связи или устно при встрече, она извещает активных жителей Смирныховского района о времени и месте заседания (сессии) Собрания. Планы работы на год собрания не утверждается.
Также свидетель пояснила, что по сложившейся практике, все поступающие документы, проекты решения, иных актов, подлежащих рассмотрению на заседаниях (сессиях), она раскладывает по папкам, заведенных для каждого депутата. Депутатам известно, что они могут прейти в рабочее время и забрать данные документы. Принимая во внимание доверительные отношения, на момент нахождения ее и председателя Собрания в отпуске, депутаты, как это определено обычно, могли обратиться к работнику администрации МО ГО «Смирныховский», который открыл бы ее кабинет, чтобы депутат смог получить необходимые документы.
В отношении порядка извещения о времени и месте заседания (сессии) Собрания, предоставления проектов решений, подлежащих рассмотрению на очередном заседании свидетели ФИО4, ФИО5 дали аналогичные пояснения.
В журнале регистрации проектов решений Собрания ГО «Смирныховский» (т.1 л.д.131-132) имеется запись о регистрации ДД.ММ.ГГГГ проектов оспариваемых решений.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Собранием, в соответствии со сложившейся практикой, были приняты предусмотренные Регламентов меры к извещению депутатов о заседании (сессии) Собрания ДД.ММ.ГГГГ. Об этом также свидетельствует факт участия в данном собрании 14 депутатов из пятнадцати. Также суд принимает во внимание отсутствие плана работы Собрания на год, с четко определенными датами заседаний.
Доводы заявителя о не извещении в установленном Регламентом порядке населения МО ГО «Смирныховский», суд не принимает во внимание, так как федеральными нормативными правовыми актами, как обязательная данная процедура не предусмотрена, о внесении изменений в Устав МО ГО «Смирныховский» жители муниципального образования были извещены в установленном законом порядке.
Также в судебном заседании установлено, что проект решения №, которым внесены изменения в Устав МО ГО «Смирныховский», был опубликован в газете «Новая жизнь» ДД.ММ.ГГГГ, и заявитель имел возможность ознакомиться с ним.
Также в судебном заседании установлено, что в соответствии со сложившейся практикой, Собранием были приняты все меры по доведению до сведений депутатов Собрания проектов решений, и иных документов, подлежащих рассмотрению на заседании (сессии) Собрания ДД.ММ.ГГГГ.
Часть 2 ст.32 Регламента зарегистрированный проект решения направляет председателем Собрания в соответствующую Постоянную комиссию для заключения о целесообразности и правомерности принятия решения.
В судебном заседании установлено, что решением Собрания ГО «Смирныховский» от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены постоянно действующие комиссии из числа депутатов: комиссия по экономике и бюджету; комиссия по социальной политике и ЖКХ, комиссия по местному самоуправлению. Председателем комиссии по местному самоуправлению является ФИО11, а членами комиссии ФИО6, ФИО7, ФИО5 ФИО8
В судебном заседании заявитель ФИО11 пояснил, что на заседании постоянной комиссии по регламенту и местному самоуправлению ДД.ММ.ГГГГ, председателем которой он является, было принято решение о возложении обязанности на период отпуска председателя комиссии, его обязанности возложить на его заместителя ФИО5, как жительницу <адрес> и могущую при необходимости оперативно отреагировать на вопросы ведения комиссии. В обоснование своих доводов предоставил Протокол № от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании свидетель ФИО5 пояснила, что на заседании комиссии по местному самоуправлению ДД.ММ.ГГГГ не присутствовала, об избрании ее заместителя председателя данной комиссии, ничего не знала до судебного заседания, также как и о возложении на нее обязанностей председателя комиссии на период его отпусков. Исполнять оперативно обязанности председателя данной комиссии, возможности не имела, так как проживает в <адрес>.
Заявителем не предоставлены документы, свидетельствующие о доведения до сведения председателя Собрания о возложении обязанностей председателя Комиссии по местному самоуправлению на депутата ФИО5 на период отпуска председателя данной комиссии.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что проекты оспариваемых решений не были предоставлены в комиссию по местному самоуправлению, в связи с нахождением ее председателя в отпуске. Собранием ГО «Смирныховский» были предприняты необходимые меры для выполнения требований регламента.
Оценивая доводы заявителя о несоответствии решений №, №, № Регламенту, суд также принимает во внимание следующее.
В соответствии со ст.251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами. С заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части в суд вправе обратиться Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, глава муниципального образования, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена их компетенция.
На основании анализа изложенных норм права, суд приходит к выводу о том, что нормативно-правовые акты, при рассмотрении заявлений в порядке гл.24 ГПК РФ проверяются на их соответствие требованиям Конституции РФ, федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, т.е. на соответствие нормативно-правовым актам обладающим большей юридической силой.
Регламент Собрания ГО «Смирныховский» является внутренним актом представительного органа власти местного самоуправления и регламентирует порядок его деятельности, и не обладает большей юридической силой по отношению к оспариваемым решением.
Таким образом, не соответствие порядке принятия нормативно-правового акта представительного органа местного самоуправления, само по себе не может служить основанием для признания его незаконным.
Кроме того, отказывая в удовлетворении заявления, суд принимает во внимание позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Определении №-О-П от ДД.ММ.ГГГГ о стабильности правового регулирования, недопустимости внесения произвольных изменений в действующую систему норм права и предсказуемость законодательной политики.
Суд не принимает во внимание доводы заявителя и его представителя о необходимости проверки соответствия решений №№, 75, 76 только по указанным заявителем доводам, как противоречащие положениям ч.3 ст.246 ГПК РФ в соответствии с которыми при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
В соответствии с ч.1 ст.253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Поскольку в судебном заседании не установлено несоответствие оспариваемых нормативно-правовых актов Конституции РФ, федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», иным нормативно-правовым актам, обладающий большей юридической силой, суд считает необходимым отказать в удовлетворении заявления в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ
РЕШИЛ
В удовлетворении заявления ФИО11 о признании незаконными и отмене решения Собрания ГО «Смирныховский» от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений и дополнений в Устав МО ГО «Смирныховский», решения Собрания ГО «Смирныховский» от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в решение Собрания № «Об утверждении штатного расписания Собрания ГО «Смирныховский», решения Собрания ГО «Смирныховский» от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в решение Собрания от ДД.ММ.ГГГГ № «Об оплате труда председателю Собрания ГО «Смирныховский», заместителю председателя Собрания и старшему специалисту 1 разряда», возмещении судебных расходов – отказать.
Решение может быть обжаловано и/или на него может быть подано представление в апелляционном порядке в Сахалинский областной суд через Смирныховский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.А. Михайлова
Решение суда в окончательной форме принято 17 декабря 2012 года.
Судья О.А. Михайлова