РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 сентября 2018 года г.Мытищи Московская область
Мытищинский городской суд Московской области в составе:
судьи Наумовой С.Ю.,
при секретаре Данакиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес>, в защиту интересов неопределённого круга лиц, о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
Управление Роспотребнадзора по <адрес> обратилось в суд с заявлением о признании информации, распространяемой на интернет-сайте http://1001sportbilet.ru/, запрещённой к распространению на территории РФ.
Свои требования заявитель мотивирует тем, что на территории <адрес> возможно приобрести билеты на футбольные матчи Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 дистанционным способом с доставкой через информационно - коммуникационную сеть «Интернет» (интернет - магазин) на сайте http://1001sportbilet.ru/, что является нарушением ст.21 Федерального закона от 07.06.2013г. № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее ФЗ-108).
Согласно информации представителя Международной ФИО1 футбольных ассоциаций (FIFA) по доверенности ФИО3 от 02.04.2018г. № ЗИС-1281/2018, представленной на запрос Управления Роспотребнадзора по <адрес>, интернет сайт по электронному адресу http://1001sportbilet.ru/ не является авторизованным, FIFA не имеет заключённых договоров, предоставляющих владельцу данного интернет-сайта право использовать символику правообладателя, а также право на реализацию билетов на Чемпионат мира по футболу FIFA 2018. Правообладатель не выражал и никаким иным образом не предоставлял владельцу указанного интернет сайта разрешения на использование символики Правообладателя и на реализацию билетов на указанные мероприятия.
В соответствие со статьёй 21 ФЗ-108, реализация входных билетов на мероприятия или документов, дающих право на получение входных билетов на мероприятия, без заключения соответствующего договора с FIFA или уполномоченными организациями FIFA не допускается.
Таким образом, предложение к продаже билетов на Чемпионат мира по футболу FIFA на указанном интернет-сайте, нарушают действующее законодательство Российской Федерации и исключительные права FIFA.
Учитывая изложенное, представителя Международной ФИО1 футбольных ассоциаций (FIFA) по доверенности ФИО3, просит рассмотреть вопрос об обращении в суд с исковым заявлением о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Вход на вышеуказанный анонимный (обезличенный) сайт свободен, не требуется предварительной регистрации и паролей. Ознакомиться с их содержанием и заказать через имеющиеся контактные данные билеты на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, может любой интернет-пользователь.
Представитель заявителя по доверенности ФИО4 поддержала заявление и просила суд его удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в судебное заседание не явился, о слушании дела был извещён надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что на территории <адрес> возможно приобрести билеты на футбольные матчи Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 дистанционным способом с доставкой через информационно - коммуникационную сеть «Интернет» (интернет - магазин) на сайте http://1001sportbilet.ru/, что является нарушением ст.21 Федерального закона от 07.06.2013г. № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее-ФЗ-108).
Согласно информации представителя Международной ФИО1 футбольных ассоциаций (FIFA) по доверенности ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № ЗИС-1281/2018, представленной на запрос Управления Роспотребнадзора по <адрес>, интернет сайт по электронному адресу http://1001sportbilet.ru/ не является авторизованным, FIFA не имеет заключённых договоров, предоставляющих владельцу данного интернет-сайта право использовать символику Правообладателя, а также право на реализацию билетов на Чемпионат мира по футболу FIFA 2018. Правообладатель не выражал и никаким иным образом не предоставлял владельцу указанного интернет сайта разрешения на использование символики правообладателя и на реализацию билетов на указанные мероприятия.
В соответствие со статьёй 21 ФЗ-108, реализация входных билетов на мероприятия или документов, дающих право на получение входных билетов на мероприятия, без заключения соответствующего договора с FIFA или уполномоченными организациями FIFA не допускается.
Таким образом, предложение к продаже билетов на Чемпионат мира по футболу FIFA на указанном интернет-сайте, нарушают действующее законодательство Российской Федерации и исключительные права FIFA.
Учитывая изложенное, представителя Международной ФИО1 футбольных ассоциаций (FIFA) по доверенности ФИО3 просит рассмотреть вопрос об обращении в суд с исковым заявлением о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Вход на вышеуказанный анонимный (обезличенный) сайт свободен, не требуется предварительной регистрации и паролей. Ознакомиться с их содержанием и заказать через имеющиеся контактные данные билеты на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, может любой интернет- пользователь
В соответствии со статьей 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право на товарный знак, принадлежащее правообладателю, охраняется законом.
В силу части 1 статьи 1229 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (статья 1233 ГК РФ), если настоящим Кодексом не предусмотрено иное.
Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением), а другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными ГК РФ), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечёт ответственность, установленную ГК РФ, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается ГК РФ.
На товарный знак признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (статья 1481 ГК РФ).
Таким образом, продажа (предложение к продаже) билетов на Чемпионат мира по футболу FIFA 2018 с вышеуказанного интернет-сайта нарушают действующее законодательство Российской Федерации, исключительное право FIFA и является незаконной.
Размещенные на сайте материалы, направлены на неограниченный круг лиц, в обход установленным законодательством требованиям для ведения и реализации такой деятельности.
Незаконное использование товарного знака нарушает законные права и интересы неопределенного круга лиц на приобретение товара, надлежащего качества.
Согласно п.2 Правил продажи товаров дистанционным способом, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, (далее - Правил), продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора, являются продажей товара дистанционным способом.
Также данный вид торговли регламентируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 07.02.1992г. № «О защите прав потребителей» (далее - Закона РФ «О защите прав потребителей») и другими нормативно-правовыми актами.
В пункте 5 Правил установлен императивный запрет на продажу дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация, которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.
Согласно пункта 37 Правил, контроль за соблюдением настоящих правил осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Частью 6 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006г. № «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) предусмотрено, что в Российской Федерации запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.За реализацию (продажу, перепродажу, распределение, распространение, обмен либо иное использование, связанное или не связанное с извлечением прибыли) входных билетов на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года или документов, дающих право на их получение, без заключения соответствующего договора с FIFA или уполномоченными организациями FIFA и (или) изменение при реализации входных билетов на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года или документов, дающих право на их получение, установленной стоимости входных билетов на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст.14.15.2 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - ФЗ №) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Передача информации посредством использования информационнотелекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч.5 ст.15 ФЗ №).
В силу статьи 9 ФЗ № ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу части 1 статьи 15.1 ФЗ № в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создаётся Единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет».
Согласно части 2 статьи 15.1 ФЗ № в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч.5 ст.15.1 ФЗ №).
Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службе в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009г. №.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012г. № «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» предусмотрено, что создание, формирование и ведение единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Территориальным органом Роскомнадзора, осуществляющего полномочия на территории <адрес>, является Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по центральному <адрес>, действующее на основании положения от 29.12.2012г. №.
На момент подачи настоящего заявления, доступ к вышеприведённому сайту, на котором размещена информация о продаже билетов на Чемпионат мира по футболу FIFA 2018 дистанционным способом, не ограничивается.
Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает пресечение действий, нарушающих права или создающие угрозу его нарушения, как один из способов защиты прав.
Распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства.
В связи с чем, в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации.
Полномочия органов Роспотребнадзора и порядок проведения контрольно-надзорных мероприятий в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих дистанционную торговлю товарами, предусмотрены Федеральным законом от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», согласно которому проверки исполнения обязательных требований могут проводиться только в отношении известных (конкретных) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Между тем, вышеуказанный информационный ресурс через который осуществляется дистанционная интернет - торговля билетов на Чемпионат мира по футболу FIFA 2018 (интернет-магазин), является анонимным (обезличенным), что исключает возможность проведения проверки должностными лицами Управления, так как неизвестен хозяйствующий субъект, физическое лицо (граждан), выступившие в роли продавца.
По этой же причине, невозможным является и возбуждение должностными лицами Управления дел об административных правонарушениях, в том числе, и административных расследований, по фактам продажи (публичной оферты) такой продукции.
В создавшейся ситуации единственно возможным и реальным, действенным способом реагирования Управления, как контрольно-надзорного органа, призванного обеспечить благополучие населения и защиту прав неопределенного круга потребителей, является обращение в суд с настоящим заявлением в целях пресечения и прекращения противоправной деятельности лица, организованного в целях осуществлять дистанционную торговлю билетов на Чемпионат мира по футболу FIFA 2018 через указанный выше интернет сайт.
В соответствии с п.4 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В силу ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно п.5 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В силу ст.15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» - в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создаётся единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр).
В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются: вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Учитывая, что доступ к спорному интернет-сайту создаёт неограниченную возможность его просмотра, что нарушает права неопределённого круга лиц, согласно действующего законодательства данная информация запрещена к распространению на территории Российской Федерации, суд считает возможным признать информацию, предоставляющую возможность приобретения неопределенным кругом потребителей дистанционным способом билетов на Чемпионат мира по футболу FIFA 2018, размещённую на сайте в сети Интернет: http://1001sportbilet.ru/ информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес>, в защиту интересов неопределённого круга лиц, о защите прав потребителей – удовлетворить.
Признать информацию, предоставляющую возможность приобретения неопределенным кругом потребителей дистанционным способом билетов на Чемпионат мира по футболу FIFA 2018, размещённую на сайте в сети Интернет: http://1001sportbilet.ru/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд, через Мытищинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья С.Ю. Наумова