ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4368/2022 от 10.06.2022 Сургутского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Сургут 10 июня 2022 года

Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:

председательствующего Хуруджи В.Н.,

при секретаре Литовской В.М.,

с участием прокурора Дмитриева Д.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры гражданское дело №2-4368/2022 по исковому заявлению Сургутского транспортного прокурора к обществу с ограниченной ответственностью «Сибгидромехстрой» о признании незаконным бездействие в части не принятия мер по исключению суден из реестра маломерных судов, о возложении обязанности устранить нарушения путём обращения с заявлением о снятии с реестра маломерных судов и о государственной регистрации суден в государственном судовом реестре,

установил:

Сургутский транспортный прокурор, действуя в защиту интересов неопределённого круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к ООО «Сибгидромехстрой», в котором просил признать незаконным бездействие ООО «Сибгидромехстрой» в части непринятия мер по исключении несамоходных суден: земснаряда типа ЛС-27, заводской номер судна 27-36, регистрационный (идентификационный) номер Р; земснаряда типа ЛС-27, заводской номер судна 27-36, регистрационный (идентификационный) номер Р; и земснаряда типа ЛС-27, заводской номер судна 27-35, регистрационный (идентификационный) номер Р из реестра маломерных судов; в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу обязать ООО «Сибгидромехстрой» обратиться в Сургутское инспекторское отделение Центра ГИМС Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре с заявлением об исключении несамоходных суден: земснаряда типа ЛС-27, заводской номер судна 27-36, регистрационный (идентификационный) номер Р; земснаряда типа ЛС-27, заводской номер судна 27-36, регистрационный (идентификационный) номер Р; и земснаряда типа ЛС-27, заводской номер судна 27-35, регистрационный (идентификационный) номер Р; обязать ООО «Сибгидромехстрой» в течении 1 месяца после исключения суден из реестра маломерных судов обратиться с заявлением в ФБУ «Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей» о государственной регистрации судна в государственном судовом реестре.

В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ Сургутским инспекторским отделением центра ГИМС ГУ МЧС России по ХМАО-Югре несамоходные судна: земснаряда типа ЛС-27, заводской номер судна 27-36, регистрационный (идентификационный) номер Р; земснаряда типа ЛС-27, заводской номер судна 27-36, регистрационный (идентификационный) номер Р; и земснаряда типа ЛС-27, заводской номер судна 27-35, регистрационный (идентификационный) номер Р, принадлежащее ООО «Сибгидромехстрой», зарегистрированы как маломерные судна. Судам присвоены регистрационные (идентификационные) номера и выданы судовые билеты: для Р – судовой билет серии Г , для Р – серии Г , для Р выдан судовой билет серии Г . Учитывая, что длина каждого из принадлежащих ответчику суден составляет более 20 метров, что в соответствии с действующим законодательством такое судно не является маломерным, не является объектом надзора ГИМС, подлежит исключению из реестра маломерных судов на основании заявления его собственника и подлежит регистрации в государственном судовом реестре. Незаконная регистрация судна в качестве маломерного нарушает интересы Российской Федерации в части соблюдения установленного федеральным законодательством порядка регистрации судов, а также не позволяет в должной мере осуществлять контроль и надзор за эксплуатацией указанного судна, в том числе за выполнением требований безопасности судоходства уполномоченными государственными органами, что заведомо создаёт угрозу безопасности судоходства в акватории Обь-Иртышского водного бассейна, а также угрозу жизни и здоровья неопределённого круга лиц.

В письменных возражениях представитель ООО «Сибгидромехстрой» ФИО1, с требованиями Сургутского транспортного прокурора не согласилась, считая их не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку общество занимается разведкой и добычей полезных ископаемых на месторождениях в обособленных закрытых карьерах заказчиков работ, на основании лицензий на право добычи общераспространённого полезного ископаемого (песка), что подтверждено выпиской из единого государственного реестра юридических лиц. Находящиеся на балансе общества земснаряды, эксплуатируются в гидромеханизированных карьерах, в периоды сезона гидромеханизированных работ (не в зимний сезон). Указанные карьеры, не являются федеральными путями сообщениями и не используются в целях судоходства, соответственно земснаряды общества не подпадают под квалификацию судов внутреннего плавания и не подлежат техническому надзору со стороны Речного Регистра ОбьИртышского бассейна внутренних водных путей Российской Федерации. ООО «Сибгидромехстрой» занимается разведкой и добычей полезных ископаемых на месторождениях в обособленных закрытых карьерах заказчиков работ, а также, на обособленных водных объектах, искусственно созданных, обводненных и сухоройных карьерах и месторождениях на основании лицензий на право добычи общераспространённого полезного ископаемого (песка) с карьера. Гидромеханизированные карьеры, на которых расположены принадлежащие ответчику судна, не являются федеральными путями сообщения и не используются в целях судоходства, соответственно земснаряды не попадает под квалификацию судов внутреннего плавания и не подлежат техническому надзору со стороны Речного Регистра. Земснаряды в зимнее время полностью разбираются на оборудование и находится в месте зимнего отстоя на карьере либо земельном участке, не являющемся внутренним водным путём Российской Федерации. Производство гидромеханизированных работ земснарядом возможно только в тёплое время года. Следовательно, хранение земснаряда в месте зимнего отстоя на земельном участке не является судоходством, то есть деятельностью, связанной с использованием на внутренних водных путях.

В судебное заседание Сургутский транспортный прокурор явку обеспечил, поддерживает свои требования в полном объёме.

Представители третьих лиц–Главного управления МЧС России по ХМАО-Югре и Федерального бюджетного учреждения «Администрация Объ-Иртышского бассейна внутренних водных путей» в суд не явились о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом, возражений и отзыва суду не представили.

Выслушав пояснения прокурора, изучив письменные материалы дела суд пришёл к следующему.

В ходе проверки, проведённой Сургутской транспортной прокуратурой в главном управлении МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее по тексту ГУ МЧС России по ХМАО-Югре), установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Сургутским инспекторским отделением центра ГИМС ГУ МЧС России по ХМАО-Югре зарегистрированы как маломерные судна: земснаряд типа ЛС-27, заводской номер судна 27-36, регистрационный (идентификационный) номер Р; земснаряда типа ЛС-27, заводской номер судна 27-36, регистрационный (идентификационный) номер Р; и земснаряда типа ЛС-27, заводской номер судна 27-35, регистрационный (идентификационный) номер Р, принадлежащее ООО «Сибгидромехстрой».

Судам присвоены регистрационные (идентификационные) номера и выданы судовые билеты: для Р – судовой билет серии Г , для Р – серии Г , для Р выдан судовой билет серии Г .

С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна».

В соответствии с действующей редакцией статьи 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ маломерное судно - судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей, на котором не должно превышать двенадцать.

Как установлено в ходе проверки, длина несамоходных суден, принадлежащих ООО «Сибгидромехстрой» земснаряд типа ЛС-27, заводской номер судна 27-36, регистрационный (идентификационный) номер Р; земснаряда типа ЛС-27, заводской номер судна 27-36, регистрационный (идентификационный) номер Р; и земснаряда типа ЛС-27, заводской номер судна 27-35, регистрационный (идентификационный) номер Р, превышает 20 метров, что подтверждается выпиской из реестра маломерных судов.

Исходя из положений статьи 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, принадлежащее ООО «Сибгидромехстрой» плавающие земснаряды не является маломерными судами, так как их длина превышает 20 метров.

В соответствии с пунктом 3 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждённого Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС) осуществляет свою деятельность в отношении принадлежащих юридическим и физическим лицам маломерных судов, используемых в некоммерческих целях.

Конструктивные особенности суден несамоходных, земснаряда, предполагают его использование в производственном процессе для производства дноуглубительных работ и добычи нерудных строительных материалов, что в свою очередь указывает на коммерческие цели использования судна.

Исключение судна из реестра маломерных судов осуществляется органом регистрации, осуществившим государственную регистрацию судна, по заявлению собственника либо уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 17 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждённых Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии с частью 1 статьи 21 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ исключению из соответствующего реестра судов подлежит судно, в отношении которого правообладателем подано заявление об исключении этого судна из реестра судов.

Учитывая, что судна несамоходное, земснаряд типа ЛС-27, заводской номер судна 27-36, регистрационный (идентификационный) номер Р; земснаряда типа ЛС-27, заводской номер судна 27-36, регистрационный (идентификационный) номер Р; и земснаряда типа ЛС-27, заводской номер судна 27-35, регистрационный (идентификационный) номер Р не являются маломерными суднами и используются в коммерческих целях они не является объектами надзора ГИМС и подлежат снятию с учёта из Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации.

Требование истца в течении 1 месяца после исключения суден: земснаряд типа ЛС-27, заводской номер судна 27-36, регистрационный (идентификационный) номер Р; земснаряда типа ЛС-27, заводской номер судна 27-36, регистрационный (идентификационный) номер Р; и земснаряда типа ЛС-27, заводской номер судна 27-35, регистрационный (идентификационный) номер Р, из реестра маломерных судов обратиться с заявлением в ФБУ «Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей» о Государственной регистрации судна в Государственном судовом реестре подлежит отклонению по следующим основаниям.

В силу положений статей 2 и 4 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации государственное регулирование в области внутреннего водного транспорта осуществляется федеральным органом исполнительной власти, суд правомерно указал, что данный кодекс регулирует отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта Российской Федерации, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, и определяет их права, обязанности и ответственность (пункт 1 статьи 1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации).

Статьёй 3 названного кодекса определено, что судоходство - это деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа (включая операции по погрузке и выгрузке грузов и багажа, посадке и высадке пассажиров), почтовых отправлений, буксировки судов и плавучих объектов, проведения поиска, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций, осуществления мероприятий по охране водных объектов, защите их от загрязнения и засорения, подъёма затонувшего имущества, проведения мероприятий по контролю, проведения научных исследований, для учебных, спортивных и культурных целей, иных целей внутреннего водного транспорта (абзац четвёртый).

В соответствии с абзацем вторым этой же статьи внутренний водный транспорт Российской Федерации — это один из видов транспорта, представляющего собой производственно-технологический комплекс с входящими в него организациями, осуществляющими судоходство и иную связанную с судоходством деятельность на внутренних водных путях Российской Федерации.

К маломерному судну Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации относит судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать (абзац семнадцатый статьи 3); к прогулочному судну - судно, общее количество людей на котором не должно превышать восемнадцать, в том числе пассажиров не более чем двенадцать, и которое используется в некоммерческих целях и предназначается для отдыха на водных объектах (абзац восемнадцатый статьи 3).

В соответствии с абзацем пятым статьи 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ судно - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река-море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.

По смыслу статей 14, 16 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ судно подлежит государственной регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации. На подлежащих регистрации судах должны находиться судовые документы, указанные в ч. 1 ст. 14 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, среди которых свидетельство о годности судна к плаванию.

В соответствии с п. 1.2 ст. 16 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ плавучие объекты подлежат учёту, осуществляемому администрацией соответствующего бассейна внутренних водных путей. Учёт плавучих объектов осуществляется в соответствии с правилами учёта плавучих объектов, установленными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Статьёй 35 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (пункт 1) предусмотрено, что подлежащие государственной регистрации суда, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию, в частности, организациями, которые уполномочены федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов и которые могут создаваться в организационно-правовой форме федеральных автономных учреждений.

Согласно части 1 статьи 17 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ государственная регистрация судов осуществляется администрациями бассейнов внутренних водных путей, а маломерных судов в реестре маломерных судов уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу требований статьи 19 данного Кодекса государственная регистрация судна в Государственном судовом реестре Российской Федерации осуществляется на основании заявления правообладателя и приложенных к нему документов, предусмотренных правилами государственной регистрации судов.

Согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц и Устава ООО «Сибгидромехстрой» основным видом экономической деятельности ответчика в соответствии с классификатором "ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)", утв. Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ N 14-ст, является ОКВЭД - 43.12 Подготовка строительной площадки.

В соответствии с п. 1. и 2 ст. 1 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации регулирует отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта Российской Федерации и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, и определяет их права, обязанности и ответственность, т.е. влияет на права и обязанности.

В сведениях Единого государственного реестра юридических лиц отсутствует информация об осуществлении Ответчиков судоходства, а Карьеры, и месторождения на который Ответчик осуществляет свою деятельность не являются внутренними федеральными водными путями сообщениями и не используются в целях судоходства, что подтверждено Перечнем внутренних водных путей Российской Федерации, утверждённым распоряжением Правительства РФ -р, соответственно земснаряды Ответчика не подпадают под квалификацию судов внутреннего плавания, не используются в целях судоходства и не подлежат техническому надзору со стороны Речного Регистра Обь- Иртышского бассейна внутренних водных путей Российской Федерации.

Доказательства, свидетельствующие о том, что земснаряды ответчика осуществляют деятельность на внутренних водных путях Российской Федерации, в материалах дела отсутствуют.

В силу пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам относятся подлежащие государственной регистрации суда внутреннего плавания.

Государственная регистрация водных транспортных средств, а также право собственности и иные вещные права на судно, ограничения (обременения) этих прав (ипотека, доверительное управление и другие), их возникновение, переход и прекращение осуществляется в соответствии с порядком, установленным статьёй 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ).

Судно подлежит государственной регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации: 1) Государственном судовом реестре; 2) реестре маломерных судов; 3) бербоут-чартерном реестре; 4) Российском международном реестре судов; 5) реестре строящихся судов.

Регистрация в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или реестре маломерных судов права собственности и иных вещных прав на судно, ограничений (обременений) этих прав, их возникновения, перехода и прекращения является единственным доказательством существования зарегистрированных прав, ограничений (обременений) этих прав и сделок, которые могут быть оспорены только в судебном порядке.

На основании пункта 1 статьи 37 КТМ РФ судно может быть зарегистрировано только в одном из реестров судов.

Из смысла приведённых норм следует, что судно признается объектом недвижимости, если оно подлежит государственной регистрации. При этом судно должно осуществлять деятельность, связанную с судоходством на внутренних водных путях.

Возражений относительно доводов представитель ответчика относительно отсутствия необходимости обращения с заявлением в ФБУ «Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей» о Государственной регистрации судна в Государственном судовом реестре, транспортный прокурор участвующий в деле не представляет, от пояснений оснований для постановки спорных земснарядов на учёт уклонился, доводов помимо указанных в иске не приводит.

Абзацем пятым ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ судно - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река-море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.

Действующее водное законодательство не содержит, каких-либо пресекательных сроков постановки на учёт данного типа спорных суден, после снятия их регистрационного учёта как маломерные судна.

Из системного толкования любые судна независимо от того в каких условиях они эксплуатируются и на каких водных объектах используются в коммерческих целях подлежат государственной регистрации.

Исключение спорных суден из реестра маломерных судов, предполагает их регистрацию в ином действующем государственном реестре.

Исходя из п.14 "Правил государственной регистрации судов", утверждённых приказом Министерством транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 144, и статьёй 17 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, государственная регистрация самоходных судов внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее 55 киловатт и несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн, а также любых пассажирских и наливных судов в Государственном судовом реестре Российской Федерации осуществляется государственными речными судоходными инспекциями бассейнов (п. 1 ст. 17 КВВТ).

Сопоставить параметры спорных суден, как подпадающих под данные критерии не представляется возможным, поскольку стороны технические паспорта суду не представляют, а представленная выписка из реестра маломерных судом не содержит достаточной информации для сопоставления с параметрами установленными п.14 "Правил государственной регистрации судов".

Представитель ответчика, помимо доводов относительно отсутствие необходимости постановки земснарядов на учёт, ссылается и на не разумность сроков обращения за регистрацией в связи с зимним периодом и не возможности представления суден для регистрации в том числе.

Суд соглашается с тем, что в ближайшее время ответчик не сможет выполнить мероприятия по регистрации судов в реестре, как это установлено Правил государственной регистрации судов.

При этом суд учитывает, что вопросы связанные с осуществлением регистрации судов, относится к хозяйственной деятельности юридического лица.

Поскольку законодательного обоснования необходимости постановки на учёт в Государственном судовом реестре, спорных земснарядов истец не приводит, орган(ФБУ «Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей» ) в чью обязанность входит ведение такого реестра, суду свою позицию по данному вопросу не высказал, постановка судов на регистрации в течении двух месяцев которые предлагает прокурор в свои требованиях являются не разумными(противоречащие воли собственника о возможной дальнейшей эксплуатации), суд полагает требования прокурора о возложении обязанности подачи заявления ответчиком на регистрацию в течении месяца после снятия с регистрационного учёта, не подлежащими удовлетворению, что не препятствует в дальнейшем при наличии оснований и необходимости их использования зарегистрировать собственником спорных земснарядов (ответчиком) их в Государственном судовом реестре в установленном порядке и сроках.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Исковые требования Сургутского транспортного прокурора к обществу с ограниченной ответственностью «Сибгидромехстрой» о признании незаконным бездействие в части непринятия мер по исключению суден из реестра маломерных судов, о возложении обязанности устранить нарушения путём обращения с заявлением о снятии с реестра маломерных судов и о государственной регистрации суден в государственном судовом реестре, удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие общества с ограниченной ответственностью «Сибгидромехстрой» в непринятии мер по снятию несамоходного судна Р Земснаряд типа ЛС-27, заводской , несамоходного судна Р Земснаряд ЛС-27, заводской , несамоходного судна Р Земснаряд ЛС-27, заводской с учёта в реестре маломерных судов и возложить обязанность в течении месяца с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в Сургутское инспекторское отделение Центра ГИМС Главного управления МЧС России по ХМАО-Югре для снятия суден с учёта.

В остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-мансийского автономного округа – Югры в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Сургутский городской суд Ханты-мансийского автономного округа – Югры.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья В.Н. Хуруджи