ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-436/19 от 06.06.2019 Верхнесалдинского городского суда (Свердловская область)

г/д 2-436/2019

решение составлено

10.06.2019

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Верхняя Салда 06 июня 2019 года

Верхнесалдинский районный суд Свердловской области в составе

председательствующего Исаевой О.В.

при секретаре судебного заседания Кислицыной А.С.

с участием прокурора Кашо А.А.

представителя ответчика Змазновой С.В.

представителя МУП «Гор.УЖКХ» Лукиных Д.Г.

представителя ООО «УК ЖКХ» Распоповой Т.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Верхнесалдинского городского прокурора в интересах Верхнесалдинского городского округа, неопределенного круга лиц к администрации Верхнесалдинского городского округа о понуждении к совершению действий,

у с т а н о в и л:

Верхнесалдинский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах Верхнесалдинского городского округа, неопределенного круга лиц, в котором просит возложить на администрацию Верхнесалдинского городского округа обязанность в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Верхнесалдинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области с заявлением о постановке на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества – бойлеров, предназначенных для целей горячего водоснабжения домов, установленных в подвальных помещениях многоквартирных домов № № ...., № ...., № .... по <адрес>.

В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведения проверок исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства установлено, что на территории Верхнесалдинского городского округа имеются бесхозяйные коммунальные сети и иные объекты коммунальной инфраструктуры, от которых осуществляется снабжение жилых, социальных и иных объектов коммунальными ресурсами. Указанные объекты в течение длительного периода времени используются в хозяйственных целях МУП «Гор.УЖКХ», в том числе для предоставления коммунальных услуг потребителям. На основании заключенных договоров управления многоквартирным домом управляющая организация ООО «УК ЖКХ» осуществляет деятельность в сфере управления домами и предоставляет коммунальную услугу по горячему водоснабжению собственникам и пользователям помещений многоквартирных домов № № ...., № ...., № ...., № ...., № ...., № ...., № ...., № ...., № .... по <адрес>. В рамках заключенного в интересах и за счет собственников помещений договора от д.м.г.№ ....-с исполнитель работ МУП «Гор.УЖКХ» по заданию управляющей компании производит ремонт, осуществляет подготовку к сезонной эксплуатации и содержание бойлеров. За период 2015-2018 годов ООО «УК ЖКХ» выполнила работы по ликвидации аварийных ситуаций систем горячего водоснабжения (водоподогревательных установок) в жилых домах № № ...., № ...., № .... по <адрес>, расходы отнесены на финансовый результат предприятия. По информации директора ООО «УК ЖКХ» источник финансирования расходов на содержание и ремонт бойлеров, обеспечивающих горячей водой несколько домов, будет определен после решения вопроса о балансовой их принадлежности. По информации и.о.главы Верхнесалдинского городского округа, в реестре муниципального имущества бойлеры, расположенные в домах № ...., № ...., № .... по <адрес>, отсутствуют. Соответственно, указанное имущество отсутствует на балансе МУП «Гор.УЖКХ». Из письма начальника отдела Департамента ГЖИ следует, что администрации даны разъяснения и направлено письмо о рассмотрении вопроса передачи бойлеров на баланс ресурсоснабжающей организации. Действующее законодательство предписывает в обязательном порядке выявление и последующую постановку на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов, и с этой целью требует подачи заявления органом местного самоуправления для проведения процедуры обращения бесхозяйных сетей и объектов электроснабжения в собственность муниципального образования городского округа, на территории которого они находятся. В результате бездействия ответчика осуществляется использование объектов, ненадлежащая эксплуатация которых в отсутствие собственника, создает реальную угрозу нарушения прав неопредленного круга лиц – юридических и физических лиц, являющихся потребителями коммунальных услуг.

В судебном заседании прокурор заявленные требования и доводы, изложенные в обоснование иска, поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика заявленные требования не признал, суду пояснил, что спорное недвижимое имущество является общим имуществом собственников помещений в многоквартирных домах, в подвальных помещениях которых установлены бойлеры.

Представитель МУП «Гор.УЖКХ» решение по заявленным требованиям оставляет на усмотрение суда. Суду пояснил, что бойлеры являются общим имуществом собственников многоквартирных домов, поскольку они установлены в подвальных помещениях домов, являются инженерной системой. МУП «Гор.УЖКХ» осуществляет и будет осуществлять работы по обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирных домах, включая внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения. При строительстве многоквартирных домов № ...., № ...., № .... по <адрес> подача горячей воды была предусмотрена от водонагревателя – бойлерной, установленного в подвале дома. В 1996 году были произведены работы по замене водоподогревателей. Бойлер, установленный в подвале <адрес>, обеспечивает горячим водоснабжением помещения домов № .... и № .... по <адрес>, бойлер, установленный в <адрес> – помещения домов № .... и № .... по <адрес>, бойлер, установленный в <адрес> – помещения домов № .... и № .... по <адрес>.

Представитель ООО «УК ЖКХ» решение по заявленным требованиям оставляет на усмотрение суда. Суду пояснил, что бойлеры не являются общим имуществом собственников многоквартирных домов № ...., № ...., № .... по <адрес>, поскольку также обеспечивают горячим водоснабжением помещения домов № ...., № ...., № ...., № ...., № .... по <адрес>. Управляющей компанией с собственников помещений в многоквартирных домах не взыскиваются расходы по их содержанию и ремонту, расходы отнесены на финансовый результат предприятия, то есть в убыток управляющей компании.

Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с частью 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (часть 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Спорным объектом недвижимого имущества являются бойлеры – скоростные водоподогреватели типа <....>, расположенные в подвальных помещениях многоквартирных домов № № ...., № ...., № .... по <адрес>.

Из технических паспортов многоквартирных жилых домов № № ...., № ...., № .... по <адрес>, чертежа <....> следует, что дома № № ...., № ...., № .... по <адрес> являются отдельно стоящими самостоятельными объектами недвижимости, в которых предусмотрено наличие технических подвалов.

Согласно типовым проектам <....> вышеуказанных пятиэтажных жилых домов подача горячей воды предусмотрена от водонагревателя (бойлерной), установленного в подвале дома, в узле управления данных многоквартирных домов. В бойлерных установлены шестисекционные водо-водяные подогреватели <....>.

При этом поставка коммунальных ресурсов в виде горячего водоснабжения в многоквартирные дома № № .... и № .... по ул.<....> обеспечивается с использованием бойлера, установленного в техническом подвале дома № № .... по ул.<адрес>; в многоквартирные дома № № .... и № .... по ул.<адрес> – с использованием бойлера, установленного в техническом подвале дома № № .... по ул.<адрес>, в многоквартирные дома № № .... и № .... по ул.<адрес> – бойлера, установленного в техническом подвале дома № № .... по ул.<адрес>

Многоквартирные дома № № ...., № ...., № .... по ул.<адрес> принадлежали на праве бессрочного пользования Верхнесалдинскому металлообрабатывающему заводу.

На основании постановления администрации г.Верхняя Салда № 525 от 05.10.1994 АО ВСМПО передало, а МП УЖКХ приняло на баланс жилые дома, находящиеся в ведении АО ВСМПО. С 01.11.1994 жилые дома, в том числе, по ул<....>, переданы с баланса УЖКХ в муниципальную собственность.

Из актов приемки-передачи основных средств от д.м.г. следует, что АО ВСМПО передало, а МУП «Гор.УЖКХ» приняло многоквартирные жилые дома № № ...., № ...., № .... по ул.<адрес>, технические паспорта на жилые дома, также приняло технические паспорта на водоподогреватели <....>, <....> (в домах № № .... и № ....), <....> (дом № ....), расположенные в подвальных помещениях многоквартирных домов.

Согласно актов приема-передачи от 01.09.1996 в муниципальную собственность приняты объекты УЖКХ и техническая документация на данные объекты.

В соответствии с решением Верхнесалдинского городского комитета по управлению имуществом № 107 от 13.01.1997 имущественный комплекс жилищно-коммунального хозяйства передан в хозяйственное ведение МП «УЖКХ».

10.03.2010 на основании протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах № № ...., № ...., № .... по ул.<....> в качестве управляющей организации выбрано ООО «УК ЖКХ».

По состоянию на 01.05.2010 в сведениях о составе и состоянии общего имущества многоквартирного дома № № .... по ул.<адрес> указано на наличие технических подвалов без указания инженерных коммуникаций, проходящих через подвал, и установленного инженерного оборудования.

Согласно ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).

В соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее – Правила содержания общего имущества) состав общего имущества определяется: а) собственниками помещений в многоквартирном доме - в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества; б) органами государственной власти - в целях контроля за содержанием общего имущества; в) органами местного самоуправления - в целях подготовки и проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации в соответствии с ч. 4 ст. 161 ЖК РФ.

В силу подп. "а", "ж" п. 2 Правил содержания общего имущества в состав общего имущества включаются: а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Согласно с введенным с 01.07.2016 постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 480 разделом I(1) постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" в перечень имущества, которое предназначено для совместного использования собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах, принявшими решение о создании товарищества собственников жилья в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 136 ЖК РФ может включаться общее имущество, в отношении которого принято решение, предусмотренное п. 3 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, а именно: а) общее имущество, указанное в подпунктах "е" и "ж" пункта 2 данных Правил; б) общее имущество, если такое имущество отвечает какому-либо из следующих требований: совместное использование общего имущества допускается проектной документацией, в соответствии с которой осуществлено строительство, реконструкция, капитальный ремонт таких домов, или технической документацией на эти дома; обеспечение работоспособности общего имущества в одном многоквартирном доме из числа таких домов достигается при условии подключения (технологического присоединения) к общему имуществу в другом многоквартирном доме из числа указанных домов - для инженерных систем, оборудования, устройств.

Сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя: документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества; документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета.

В состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются: проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии); договоры об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Исходя из изложенного, законодателем определен состав общего имущества и требования, в соответствии с которыми определяется перечень имущества, предназначенного для совместного использования собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах.

При рассмотрении спора судом установлено, что в технических подвалах многоквартирных жилых домов по адресу: <адрес>, дома № № ...., № ...., № .... установлены бойлерные – тепловые пункты в виде водоподогревателей в узлах управления, осуществляющие горячее водоснабжение жилых домов № № .... и № ...., № .... и № ...., № .... и № .... по ул.<адрес> соответственно.

В соответствии с договором № № .... от 23.07.2009 с последующими дополнениями, МУП «Гор.УЖКХ» по заданию ООО «УК ЖКХ» выполняет работы по содержанию, ремонту общего имущества многоквартирных жилых домов, собственники которых выбрали ООО «УК ЖКХ» в качестве управляющей компании. К общему имуществу относятся, в том числе, внутридомовые сети холодного, горячего водоснабжения, водоотведения до ответвления этих сетей на квартиру, технические подвалы, иное имущество и оборудование, предназначенное для обслуживания более одного помещения в данном доме. Внешней границей балансовой принадлежности и эксплутационной ответственности коммунальных сетей, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, является внешняя граница стены дома. Содержание, обслуживание и ремонт транзитных трубопроводов (тепло, водоснабжения и водоотведения), проходящих через здание жилого дома, осуществляется за счет средств, предусмотренных в тарифах на коммунальные ресурсы. В случае возникновения аварийной ситуации на трубопроводах, проходящих через фундамент многоквартирного дома, работы по восстановлению инженерной системы относятся к работам по ремонту общего имущества дома и выполняются за счет платы «Содержание и ремонт жилья», а врезка в действующий водопровод, находящийся за внешней стеной дома и герметизация трубопровода в дом осуществляется за счет МУП «Гор.УЖКХ». Согласно приложению к договору, многоквартирные дома № № ...., № ...., № .... по ул.<адрес> указаны в перечне многоквартирных домов, обслуживаемых МУП «Гор.УЖКХ».

Из договора № .... от 27.06.2016, заключенного между ООО «УК ЖКХ» и МУП «Гор.УЖКХ» на оказание услуг и выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов, следует, что в состав общего имущества в многоквартирных домах включаются, в том числе технические подвалы, включая бойлерные и другое инженерное оборудование.

Таким образом, на основании протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах № № ...., № ....№ .... по ул.<адрес>, спорные бойлеры, расположенные в технических подвалах указанных домов, являющиеся обслуживающими более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудованием, являются общим имуществом собственников помещений в указанных многоквартирных домах. Управляющая компания ООО «УК ЖКХ» на основании заключенных договоров № .... от 23.07.2009 и № .... от 27.06.2016 поручила оказание услуг и выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов, включая бойлерные, МУП «Гор.УЖКХ».

Одного лишь условия о совместном использовании бойлеров допускаемым проектной документацией, в соответствии с которой осуществлено строительство названных выше домов, недостаточно для возникновения на них права собственности у фактических пользователей данного имущества, то есть у пользователей, проживающих в домах № № ...., № ...., № ...., № ...., № ...., № .... по ул.<адрес>

В соответствии со ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 8 Правил содержания общего имущества, внешняя граница стены многоквартирного дома определяет внешнюю границу, в частности, сетей водоснабжения, при этом иное не может быть установлено договором.

Выявление органом местного самоуправления бесхозяйных тепловых сетей в силу части 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) влечет возникновение у него обязанности по определению теплосетевой организации, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Закона о теплоснабжении местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети.

Согласно части 5 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 данного Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Под централизованной системой горячего водоснабжения понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее - открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения)) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (далее - закрытая система горячего водоснабжения) (пункт 27 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении).

В то же время под нецентрализованной системой горячего водоснабжения понимаются сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно.

Под централизованной системой холодного водоснабжения понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам (пункт 28 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении).

Согласно части 7 статьи 13 Закона о водоснабжении и водоотведении местом исполнения обязательств организацией, осуществляющей горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, является точка на границе эксплуатационной ответственности абонента и такой организации по водопроводным сетям, если иное не предусмотрено договором водоснабжения.

Пунктом 8 Правил содержания общего имущества установлено, что внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома.

Руководствуясь ст.ст. 225, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 36, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 Правил содержания общего имущества, у суда отсутствуют правовые основания для отнесения бойлеров к бесхозяйным сетям либо к бесхозяйному имуществу; фактически сложившиеся отношения по обеспечению коммунальными ресурсами домов № № ...., № ...., № ...., № ...., № ...., № .... по <адрес> посредством использования оборудования домов № № ...., № ...., № .... по ул<адрес> не изменяют правовой режим имущества домов № № ...., № ...., № ...., расположенного в границах стен дома и используемого для обеспечения владельцев помещений данного дома коммунальными ресурсами. Так, индивидуальные тепловые пункты (бойлеры-водоподогреватели) домов № № ...., № .... и № .... не стали центральным тепловым пунктом или иным не относящимся к имуществу дома оборудованием.

Учитывая неподключение указанных домов к централизованной системе горячего водоснабжения, собственники помещений не лишены возможности урегулировать сложившуюся ситуацию с собственниками домов № № ...., № ...., № ...., № ...., № ...., № .... по ул.<адрес>, в интересах которых используется имущество собственников помещений в домах № № ...., № ...., № .... по ул.<адрес>, посредством заключения соглашения о распределении бремени содержания имущества, о совместной деятельности или иного, не противоречащего закону соглашения.

При таких обстоятельствах заявленные требования не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении иска Верхнесалдинского городского прокурора в интересах Верхнесалдинского городского округа, неопределенного круга лиц к администрации Верхнесалдинского городского округа о понуждении к совершению действий – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Верхнесалдинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.В.Исаева