ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-438/19 от 14.03.2019 Пятигорского городского суда (Ставропольский край)

дело № 2-438/2019

26RS0029-01-2018-007790-85

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 марта 2019 года город Пятигорск

Пятигорский городской суд Ставропольского края под председательством

судьи Лихомана В.П.,

при секретаре Шурдумове А.Х.,

с участием

представителя истца

старшего помощника прокурора г. Пятигорска Тимофеева Э.Л.,

представителя ответчика администрации г. Пятигорска Старыгина О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в Пятигорском городском суде Ставропольского края гражданское дело № 2-438/2019 по исковому заявлению прокурора г. Пятигорска Ставропольского края, предъявленному в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования города-курорта Пятигорска Ставропольского края к администрации г. Пятигорска Ставропольского края, Дворникову В. Ю. и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о признании недействующим с момента принятия постановления администрации г. Пятигорска Ставропольского края и возложении на Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю обязанности по исключению из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельном участке,

УСТАНОВИЛ:

В исковом заявлении прокурор г. Пятигорска в обоснование заявленных требований суду сообщил, что в прокуратуре г. Пятигорска проведена проверка исполнения администрацией г. Пятигорска требований земельного законодательства.

Проведенной проверкой установлено, что до вступления в силу нового Лесного кодекса Российской Федерации от 04 декабря 2006 года участки городских лесов в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации от 29 января 1997 года (далее – ЛК РФ) входили в границы лесных участков, отнесенных в ведение ФГУ «Бештаугорский лесхоз».

После вступления в силу действующего ЛК РФ произошла реорганизация лесхозов как учреждения и в соответствии со ст.ст. 81, 84 ЛК РФ определили полномочия по управлению городскими лесами в ведение муниципалитета.

В связи с изложенным, муниципальному образованию городу-курорту Пятигорск были переданы карты, схемы, планшеты, таксационные описание городских лесов общей площадью 2379 га.

В соответствии с п. 1.1.1 Лесохозяйственного регламента городских лесов города-курорта Пятигорска, утвержденного постановлением администрации г. Пятигорска от 28 июня 2012 года № 2101, в настоящих границах, как структурная единица, городские леса г. Пятигорска были выделены из Бештаугорского лесхоза. Общая площадь лесов г. Пятигорска, на год разработки Лесохозяйственного регламента, составляет 2379 га (из них 1637 га - Машукское участковое лесничество, 742 га - Пятигорское участковое лесничество).

По целевому назначению городские леса относятся к защитным лесам.

Согласно ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда. Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам, в том числе к рекреационным. Земельные участки в составе рекреационных зон, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма (ст. 85 ЗК РФ).

В силу п. 5 ст. 98 ЗК РФ на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.

Согласно статье 6 ЛК РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. Лесничества и лесопарки располагаются на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса (ст. 23 ЛК РФ).

Из положений ст. 102 ЛК РФ следует, что городские леса и лесопарки относятся к защитным лесам. В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

В соответствии со ст. 41 ЛК РФ леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений.

Основы лесного законодательства Российской Федерации, действовавшие до принятия ЛК РФ (далее - Основы), определяли границы и внутрихозяйственную организацию территории лесного фонда посредством проведения лесоустройства, по результатам которого для владельцев лесного фонда составлялись проекты, содержащие комплексную оценку ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом за прошедший период, разрабатывались основные положения организации и развития лесного хозяйства (ст.ст. 74, 75 Основ).

Статьей 13 Основ лесной фонд в Российской Федерации подразделялся на три группы, к первой из которых были отнесены леса, выполняющие преимущественно в том числе функции санитарно-гигиенические и оздоровительные - городские леса, лесопарки, леса зеленых зон вокруг городов (ст. 14 Основ).

В ходе проверки установлено, что земельный участок с кадастровым номером сформирован ДД.ММ.ГГГГ год филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю на основании постановления администрации г. Пятигорска от 27 февраля 2015 года № 923 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и согласовании Дворникову В.Ю. места размещения спортивно- оздоровительного комплекса напротив <адрес>».

Проверкой также установлено, что территория, в границах которой расположен вышеуказанный земельный участок, входит в границы второй зоны округа санитарной охраны города-курорта Пятигорска и полностью покрыт зелеными насаждениями.

Вместе с тем, согласно информации, представленной ГКУ «Бештаугорское лесничество» и проведенной прокуратурой города проверки, вышеуказанный земельный участок с кадастровым номером полностью входит в 24 квартал городских лесов г. Пятигорска, по материалам карт Лесохозяйственного регламента городских лесов города-курорта Пятигорска, разработанных в 1997 году «Воронежлесопроект», утвержденного постановлением администрации г. Пятигорска от 28 июня 2012 года № 2101, планшеты которых передавались администрации г. Пятигорска.

Учитывая, что строительство зданий и сооружений не соответствует целям рекреационного назначения земель в составе рекреационных зон, занятые городскими лесами, формирование вышеуказанного земельного участка и дальнейшее предоставление его в аренду выполнено, как считает истец, в нарушение требований действующего законодательства.

При этом порядок аренды лесных участков регламентирован ст.ст. 71, 72 ЛК РФ, в нарушение требований которых вышеуказанный земельный участок городских лесов сформирован для целей, не связанных с использованием городских лесов.

Незаконное использование городских лесов, как считает истец, может повлечь сокращение их площади, что нарушит права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, установленные п. 2 ст. 1 ЛК РФ, что послужило основанием обращения прокурора в суд.

По изложенным основаниям прокурор г. Пятигорска в исковом заявлении, а также его старший помощник в судебном заседании, просили суд признать недействующим с момента принятия постановление администрации г. Пятигорска от 27 февраля 2015 года № 923 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и согласовании Дворникову В.Ю. места размещения спортивно-оздоровительного комплекса напротив <адрес>», а также обязать Управление Росреестра по Ставропольскому краю исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером

В судебном заседании представитель ответчика администрации г. Пятигорска просил суд отказать прокурору г. Пятигорска в удовлетворении его иска, так как постановлением администрации г. Пятигорска от 29 января 2019 года № 218 признано утратившим силу оспариваемое истцом постановление администрации г. Пятигорска от 27 февраля 2015 года № 923.

В судебное заседание не явились ответчик Дворников В.Ю. и представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, извещенные судом в соответствии со ст. 113 ГПК РФ о его времени и месте.

От представителя ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю в суд поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Ответчик Дворников В.Ю. не сообщил суду причины неявки.

На основании положений ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика Дворникова В.Ю. и представителя ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>.

Заслушав объяснения представителей сторон, явившихся в судебное заседание, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к следующим выводам.

Согласно материалам дела, в прокуратуре г. Пятигорска проведена проверка исполнения администрацией г. Пятигорска требований земельного законодательства.

В ходе проверки установлено, что земельный участок с кадастровым номером сформирован ДД.ММ.ГГГГ год филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю на основании постановления администрации г. Пятигорска от 27 февраля 2015 года № 923 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и согласовании Дворникову В.Ю. места размещения спортивно- оздоровительного комплекса напротив <адрес>».

Территория, в границах которой расположен вышеуказанный земельный участок, входит в границы второй зоны округа санитарной охраны города-курорта Пятигорска и полностью покрыт зелеными насаждениями.

Согласно информации, представленной ГКУ «Бештаугорское лесничество» и проведенной прокуратурой города проверки, вышеуказанный земельный участок с кадастровым номером полностью входит в 24 квартал городских лесов г. Пятигорска, по материалам карт Лесохозяйственного регламента городских лесов города-курорта Пятигорска, разработанных в 1997 году «Воронежлесопроект», утвержденного постановлением администрации г. Пятигорска от 28 июня 2012 года № 2101, планшеты которых передавались администрации г. Пятигорска.

До вступления в силу нового ЛК РФ от 04 декабря 2006 года участки городских лесов в соответствии с ЛК РФ от 29 января 1997 года входили в границы лесных участков, отнесенных в ведение ФГУ «Бештаугорский лесхоз».

После вступления в силу действующего ЛК РФ произошла реорганизация лесхозов как учреждения и в соответствии со ст.ст. 81, 84 ЛК РФ определили полномочия по управлению городскими лесами в ведение муниципалитета.

В связи с изложенным, муниципальному образованию городу-курорту Пятигорск были переданы карты, схемы, планшеты, таксационные описание городских лесов общей площадью 2379 га.

В соответствии с п. 1.1.1 Лесохозяйственного регламента городских лесов города-курорта Пятигорска, утвержденного постановлением администрации г. Пятигорска от 28 июня 2012 года № 2101, в настоящих границах, как структурная единица, городские леса г. Пятигорска были выделены из Бештаугорского лесхоза. Общая площадь лесов г. Пятигорска, на год разработки Лесохозяйственного регламента, составляет 2379 га (из них 1637 га - Машукское участковое лесничество, 742 га - Пятигорское участковое лесничество).

По целевому назначению городские леса относятся к защитным лесам.

Согласно ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда. Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам, в том числе к рекреационным. Земельные участки в составе рекреационных зон, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма (ст. 85 ЗК РФ).

В силу п. 5 ст. 98 ЗК РФ на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.

Согласно статье 6 ЛК РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. Лесничества и лесопарки располагаются на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса (ст. 23 ЛК РФ).

Из положений ст. 102 ЛК РФ следует, что городские леса и лесопарки относятся к защитным лесам. В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

В соответствии со ст. 41 ЛК РФ леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений.

Основы лесного законодательства Российской Федерации, действовавшие до принятия ЛК РФ (далее - Основы), определяли границы и внутрихозяйственную организацию территории лесного фонда посредством проведения лесоустройства, по результатам которого для владельцев лесного фонда составлялись проекты, содержащие комплексную оценку ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом за прошедший период, разрабатывались основные положения организации и развития лесного хозяйства (ст.ст. 74, 75 Основ).

Статьей 13 Основ лесной фонд в Российской Федерации подразделялся на три группы, к первой из которых были отнесены леса, выполняющие преимущественно в том числе функции санитарно-гигиенические и оздоровительные - городские леса, лесопарки, леса зеленых зон вокруг городов (ст. 14 Основ).

Учитывая, что строительство зданий и сооружений не соответствует целям рекреационного назначения земель в составе рекреационных зон, занятые городскими лесами, формирование вышеуказанного земельного участка и дальнейшее предоставление его в аренду выполнено в нарушение требований действующего законодательства.

При этом порядок аренды лесных участков регламентирован ст.ст. 71, 72 ЛК РФ, в нарушение требований которых вышеуказанный земельный участок городских лесов сформирован для целей, не связанных с использованием городских лесов.

Суд соглашается с доводов истца о том, что незаконное использование городских лесов может повлечь сокращение их площади, что нарушит права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, установленные п. 2 ст. 1 ЛК РФ.

Таким образом, оспариваемое прокурором постановление администрации г. Пятигорска от 27 февраля 2015 года № 923 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и согласовании Дворникову В.Ю. места размещения спортивно-оздоровительного комплекса напротив дома <адрес>», принято с нарушением приведенных положений действующего законодательства.

Несмотря на то, что указанное оспариваемое постановление признано утратившим силу постановлением администрации г. Пятигорска от 20 января 2019 года № 218, оно подлежит признанию недействующим с момента принятия, как принятое с нарушением требований действующего законодательства.

В связи с изложенным на ответчика Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю подлежит возложению обязанность по исключению из Единого государственного реестра недвижимости сведений об указанном земельном участке с кадастровым номером в соответствии с положениями Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора г. Пятигорска Ставропольского края, предъявленному в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования города-курорта Пятигорска Ставропольского края к администрации г. Пятигорска Ставропольского края, Дворникову В. Ю. и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о признании недействующим с момента принятия постановления администрации г. Пятигорска Ставропольского края и возложении на Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю обязанности по исключению из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельном участке, удовлетворить полностью.

Признать недействующим с момента принятия постановление администрации г. Пятигорска от 27 февраля 2015 года № 923 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и согласовании Дворникову В.Ю. места размещения спортивно-оздоровительного комплекса напротив <адрес>».

Возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю обязанность по исключению из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Пятигорский городской суд Ставропольского края в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.

Судья В.П. Лихоман