ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4390/2015 от 08.02.2016 Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Мотивированное решение составлено 08.02.2016

Р Е Ш Е Н И Е № 2-50/16

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01.02.2016 г. Екатеринбург

Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Скориновой И.С.

при секретаре Васильевой О.О.,

с участием:

представителя истцов ФИО1,

представителя третьего лица ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15 И.ича, ФИО16 к администрации г. Екатеринбурга о признании права собственности на гаражные боксы,

УСТАНОВИЛ:

истцы обратились в суд с иском к Администрации города Екатеринбурга о признании права собственности на гаражные боксы, расположенные по адресу: *** по основаниям, предусмотренным ст. 218 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель истцов ФИО1 (действующая на основании доверенностей) исковые требования поддержала, в обоснование указала, что истцы являются членами гаражно-строительного кооператива «Городской» (далее ПГСК «Городской») с ***. На земельном участке по адресу: *** возведены гаражные боксы общей площадью *** кв.м. Земельный участок отведен на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании Постановления Главы администрации г. Екатеринбурга *** от *** для строительство боксовых гаражей для автомашин личного пользования ГСК при Свердловском отделении железной дороги. В августе 1992 года начальник отдела гражданских сооружений обращался в администрацию Железнодорожного района г. Екатеринбурга с заявлением о регистрации ГСК при Свердловском отделении железной дороги. Указанный ГСК в 1992 году зарегистрирован не был, документы утеряны, гаражные боксы построены. В 2007 году истцами, а также ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22 учрежден и зарегистрирован ПГСК «Городской» для строительства и эксплуатации гаражного комплекса, в том числе с целью восстановления документов для сдачи гаражей в эксплуатацию. Однако документы не восстановлены, гаражные боксы в эксплуатацию не введены. Истцами полностью выплачены паевые взносы за гаражные боксы, боксы пригодны к эксплуатации, находятся в хорошем состоянии, гаражным боксам ПГСК «Городской» присвоен адрес: ***. В целях узаконения гаражных боксов и признании права собственности за членами ФИО23 получен технический паспорт на объект, подготовлен отчет об определении рыночной стоимости объектов недвижимого имущества в виде 16 гаражных боксов. Истцы длительное время открыто владеют гаражными боксами, поддерживают их в исправном состоянии. *** ПГСК «Городской» исключен из ЕГРЮЛ, о чем истцам стало известно при подготовке искового заявления. Ссылаясь на положения ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, просят признать за каждым из истцов право собственности на один из 16 гаражных боксов.

В судебном заседании представитель третьего лица ОАО «РЖД» ФИО2, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований истцов, мотивируя тем, что спорные гаражные боксы расположены в границах полосы отвода железной дороги. Согласно представленным выкопировкам из публичной кадастровой карты гаражные боксы расположены на земельном участке *** и частично занимают земельный участок ***. Данные земельные участки предоставлены ОАО «Российские железные дороги» Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федерального имущества по Свердловской области по договорам аренды во временное владение и пользование для их использования в целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов железнодорожного транспорта (договоры аренды *** от ***, *** от ***). Разрешенное использование земельного участка полосы отвода железной дороги, находящегося в федеральной собственности, запрещает размещение строений капитального характера, не связанных с деятельностью железнодорожного транспорта. Согласно положениям Земельного кодекса РСФСР, действовавшим в период предоставления земельного участка гаражно-строительному кооперативу при Свердловском отделении дороги в бессрочное (постоянное) на основании постановления Постановление главы администрации города Екатеринбурга от ******. (Постановление главы), земли для кооперативного гаражного строительства предоставлялись в пользовании гаражно-строительным кооперативам из земель общего пользования и из земель, находящихся в пожизненном наследуемом владении членов этих кооперативов. К землям общего пользования относятся земли, занятые охранными зонами, дорогами, проездами, другими сооружениями и объектами общего пользования (ст. 80 Земельного кодекса РСФСР). В свою очередь, согласно ст. 4 Земельного кодекса РСФСР, исходя из основного целевого назначения, все земли РСФСР подразделялись, на: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов); земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения; земли природоохранного, природно - заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко - культурного назначения; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

В соответствии со ст. 83 Земельного кодекса РСФСР, землями промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения и иного назначения признавались земли, предоставленные соответствующими Советами народных депутатов в пользование или аренду предприятиям, учреждениям и организациям для осуществления возложенных на них специальных задач. Порядок использования земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения и иного назначения, а также установления зон с особыми условиями использования (охранные, санитарные, защитные и другие) определяется положениями об этих землях, утверждаемыми Верховным Советом СССР в соответствии с переданными ему полномочиями на основании Союзного договора, Верховным Советом РСФСР, а в республиках, входящих в состав РСФСР, - законодательством этих республик. В соответствии с п.2 Положения о землях транспорта, утв. Постановлением Совета министров СССР от 08.01.1981 №24 (далее - Положение), землями транспорта признаются земли, предоставленные предприятиям, учреждениям и организациям транспорта для осуществления возложенных на них специальных задач по эксплуатации, содержанию, строительству, реконструкции, ремонту, усовершенствованию и развитию сооружений, устройств и других объектов транспорта.

Согласно п.15 Положения к землям железнодорожного транспорта относятся земли, занятые: железнодорожными путями сообщения и непосредственно примыкающими к ним строениями и сооружениями (железнодорожное полотно, мосты, тоннели, виадуки, сигнальное оборудование, служебно - технические здания и т.д.); железнодорожными подъездными путями, принадлежащими железным дорогам Министерства путей сообщения, а также железнодорожными подъездными путями, принадлежащими предприятиям, учреждениям и организациям других министерств и ведомств и расположенными вне территории (земель) этих предприятий, учреждений и организаций; станциями со всеми зданиями, сооружениями энергетического, локомотивного, вагонного, путевого и грузового хозяйств, водоснабжения и канализации, защитными и укрепительными насаждениями, служебными, жилыми и культурно бытовыми помещениями и иными сооружениями, имеющими специальное назначение по обслуживанию железнодорожного транспорта.

В соответствии со ст.6 Положения о землях транспорта 1981 года земли транспорта могли предоставляться только во временное пользование: колхозам, совхозам, другим государственным и общественным предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам - для сельскохозяйственных целей; отдельным категориям работников транспорта - под служебные земельные наделы; гражданам - для выпаса скота и сенокошения.

Аналогично в соответствии со ст.90 Земельного кодекса РФ землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для: 1) размещения железнодорожных путей; 2) размещения, эксплуатации и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта; 3) установления полос отвода и охранных зон железных дорог.

Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.

В свою очередь, согласно нормам и правилам проектирования отвода земель для железнодорожного транспорта - ОСН 3.02.01-97, утвержденными указанием МПС РФ от 24.11.1997 №С-1360у, в границах полосы отвода железной дороги не допускается размещение автомобильного транспорта (равно как и сооружений для его хранения) на расстоянии ближе 50 метров от места расположения инфраструктуры железнодорожного транспорта. Кроме того, порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определяется и Правительством Российской Федерации.

В Правилах установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.1 0.2006 №611, указано что в границах полосы отвода в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта заинтересованная организация обязана обеспечить определенный режим использования земельных участков, в том числе: - не допускать размещение капитальных зданий и сооружений, многолетних насаждений и других объектов, ухудшающих видимость железнодорожного пути и создающих угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

В соответствии со ст.2 Федерального закона «О федеральном железнодорожном транспорте» от 25.08.1995 N2153-ФЗ полосой отвода являются земли железнодорожного транспорта, занимаемые земляным полотном, искусственными сооружениями, линейно -путевыми и другими зданиями, устройствами железнодорожной связи, железнодорожными станциями, защитными лесонасаждениями и путевыми устройствами.

Аналогичные понятия земель железнодорожного транспорта и полосы отвода содержатся и в действующем Федеральном законе «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 №17-ФЗ.

В соответствии с Указом Президента РФ от 26.12.1991 № 322 «О действии отдельных Указов Президента РСФСР в отношении учреждений, предприятий и организаций железнодорожного транспорта» до разграничения государственного имущества между различными уровнями собственности имущество предприятий, организаций и учреждений железнодорожного транспорта РСФСР отнесено к федеральной собственности.

Согласно абз. 3 п. 3 ст. 4 Федерального закона от 27.02.2003 №29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», п. 4 ст. 87 Земельного кодекса РФ, земли железнодорожного транспорта являются федеральной собственностью.

Исходя из вышеизложенного, земельные участки полосы отвода железной дороги являются федеральной собственностью, полномочия по распоряжению которым принадлежит Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Свердловской области с ограниченным разрешенным использованием. ОАО «РЖД» в силу закона является законным пользователем таких участков на основании заключенных договоров аренды.

Земельный участок под строительство объекта недвижимости в установленном законом порядке ГСК не предоставлялся.

Постановление главы администрации города Екатеринбурга от 28.03.1992 №<...> не является доказательством предоставления гаражно-строительному. кооперативу при Свердловском отделении железной дороги земельного участка для строительства кооперативных боксовых гаражей по ***, поскольку выдано неуполномоченным лицом. Как было указано ранее, земельный участок по *** в *** является федеральной собственностью. Правом на распоряжение им обладает федеральный орган власти, уполномоченный на распоряжение имуществом, находящимся в федеральной собственности.

Согласно ст.19 Земельного кодекса РСФСР в ред. от 25.04.1991 предоставление на основании утвержденного генерального плана города и проекта планировки и застройки земельных участков в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) пользование и передача их в собственность и аренду находилось в ведении городских Советов народных депутатов.

Приступать к пользованию предоставленным земельным участком до установления соответствующими землеустроительными органами границ (этого участка в натуре (на местности) и выдачи документа, удостоверяющего право пользования землей, запрещалось (ст.32 Земельного кодекса РСФСР ред. от 25.04.1991 ).

Доказательств юридического и фактического выделения земельного участка установленной площади с определенными границами, закрепленными на местности, для строительства кооперативных боксовых гаражей по *** в *** истцами не представлено.

Кроме того, истцами не представлено доказательств о соблюдении ГСК при Свердловском отделении дороги п.5 Постановления главы об освоении предоставленного земельного участка в течение двух лет, а соответственно и тому, что на момент постройки гаражных боксов оно являлось действующим.

Земельный участок по адресу: *** не мог перейти ПГСК «Городской» в порядке правопреемства от ГСК при Свердловском отделении дороги.

В соответствии с положением п.1 ст. 129 Гражданского кодекса РФ объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не ограничены в обороте.

Согласно п.п.7 п.5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также ¬размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, в отзыве на иск (л.д.229 том 1) указал, что по сведениям, имеющимся в администрации г. Екатеринбурга, спорные гаражные боксы расположены на земельном участке с кадастровым номером ***, находящимся в собственности Российской Федерации, при принятии решения по указанному делу могут быть затронуты права и законные интересы Российской Федерации.

Представитель третьего лица - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, в отзыве (л.д.235 том 1) указал, что разрешение исковых требований оставляет на усмотрение суда.

Истцы, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.

Суд, с учетом мнения представителя истцов, представителя третьего лица, находит возможным рассмотрение дела при данной явке.

Заслушав объяснения представителя истцов, представителя третьего лица, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит требования истцов не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 218 Гражданского Кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.

Из искового заявления следует, что спорные гаражные боксы построены без разрешительных документов, соответственно являются самовольной постройкой, и к данным правоотношениям применяются следующие положения Гражданского Кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 222 Гражданского Кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом ( п. 3).

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В судебном заседании установлено, что истцы являются членами ПГСК «Городской». Каждый истец заявляет требование о признании права собственности на гаражный бокс.

Все спорные гаражные боксы находятся в пределах земельного участка с кадастровым номером *** (л.д.231-232 том 1).

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно п. 7 ч. 5 с. 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта.

В государственном кадастре недвижимости содержатся следующие сведения: земельный участок с кадастровым номером *** (л.д.75-81 том 2); категория земель – земли населенных пунктов; вид разрешенного использования – земли под объектами железнодорожного транспорта; площадь – <...> кв.м.; границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства; вид права – собственность Российской Федерации, участок передан в аренду ОАО «Российский железные дороги», дата и номер регистрации – ****** (л.д.70-74 том 2).

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» землями железнодорожного транспорта являются земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах.

Таким образом, с учетом указанные норм и фактических обстоятельств, земельный участок с кадастровым номером *** является земельным участком, ограниченным в обороте, полосой отвода железной дороги, в отношении которого установлен запрет на передачу его в частную собственность.

В соответствии с ч. 2 ст. 90 Земельного кодекса Российской Федерации В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для: размещения железнодорожных путей; размещения, эксплуатации и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта; установления полос отвода и охранных зон железных дорог.

Согласно п. 1 ст. 2 Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» земли железнодорожного транспорта - земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах.

Из содержания указанных норм следует, что к землям железнодорожного транспорта, ограниченным в обороте, относятся не только земли размещения, эксплуатации и реконструкции строений, зданий, сооружений железнодорожного транспорта, но и земли полос отвода.

Истцы в обоснование доводов иска ссылаются на постановление главы администрации г. Екатеринбурга от *** об отводе ГСК при Свердловском отделении железной дороги земельного участка для строительства кооперативных боксовых гаражей по *** (л.д.6 том 1).

Вместе с тем, в соответствии со ст. 83 Земельного кодекса РСФСР землями промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения и иного назначения признавались земли, предоставленные соответствующими Советами народных депутатов в пользование или аренду предприятиям, учреждениям и организациям для осуществления возложенных на них специальных задач. Порядок использования земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения и иного назначения, а также установления зон с особыми условиями использования (охранные, санитарные, защитные и другие) определяется положениями об этих землях, утверждаемыми Верховным Советом СССР в соответствии с переданными ему полномочиями на основании Союзного договора, Верховным Советом РСФСР, а в республиках, входящих в состав РСФСР, - законодательством этих республик. Согласно действующему в рассматриваемый период законодательству право землепользования колхозов, совхозов и других землепользователей удостоверялось государственными актами на право пользования землей, которые выдавались исполнительными комитетами районных, городских Советов народных депутатов. Приступать к пользованию предоставленным земельным участком до установления соответствующими землеустроительными органами границ этого участка в натуре и выдаче документа, удостоверяющего право пользования землей, запрещалось (ст.ст. 17, 18 Земельного кодекса РСФСР 1970 года).

Указанное истцами постановление не является государственным актом передачи спорного земельного участка в пользование ГСК при Свердловском отделении железной дороги. Более того, из данного постановления не следует, что речь идет о земельном участке с кадастровым номером ***. Иных правоустанавливающих документов истцами в суд не представлено.

Кроме того, Администрация г. Екатеринбурга не является надлежащим ответчиком по заявленным истцами требованиям, поскольку земельный участок, на котором расположены гаражные боксы истцов, находится в федеральной собственности.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении иска ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15 И.ича, ФИО16 к администрации г. Екатеринбурга о признании права собственности на гаражные боксы отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме в Свердловский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга.

Судья И.С. Скоринова