Дело № 2-441/2013 РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 июля 2013 года гор. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Вакуленко Л.П.,
при секретаре Ефремовой Г.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к Администрации муниципального образования «Х. городское поселение» о совершении определенных действий,
установил:
Истцы ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с иском к ответчику по тем основаниям, согласно договоров безвозмездной передачи жилья в собственность в порядке приватизации - квартира, расположенная по адресу: <Адрес обезличен> перешла в собственность ФИО1 09.09.1998; квартира, распложенная по адресу: <Адрес обезличен> перешла в собственность ФИО2 05.12.2005. В соответствии с техническим паспортом на дом <Адрес обезличен> инв. №1478 дома постройки 1959 года и на момент составления технического паспорта 17 сентября 1992 г. в п. 4 раздела 7 техническое описание конструктивных элементов и инженерного оборудования указано, что крыша из шифера и износ составляет 55%. За весь период эксплуатации дома кровля не ремонтировалась. В результате кровля постоянно протекает. Имеются акты, подтверждающие необходимость производства капитального ремонта кровли. Ссылаются на ст.16 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ», которой установлено, что приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляются в соответствии с настоящим Законом. При этом за наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Просят обязать Администрацию муниципального образования «Х. городское поселение» произвести капитальный ремонт кровли дома <Адрес обезличен>.
03.07.2013 соистцом ФИО3 подано исковое заявление по тем основаниям, что он является собственником квартиры <Адрес обезличен>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20.05.2005 серии 10 АБ 037100. С 22.12.2003 по 01.09.2008 истец находился на полном государственном обеспечении в Детском доме г.Х.. После возвращения из армии с августа 2012г. проживает по указанному адресу. Так же ссылается на то, что крыша имеет износ с 17 сентября 1992 г., который составляет 50 %. Просит обязать суд Администрацию муниципального образования «Х. городское поселение» произвести капитальный ремонт кровли дома <Адрес обезличен>.
В судебном заседании истцы ФИО1, ФИО2 и их представитель ФИО4, истец ФИО3 поддержали заявленные исковые требования по основаниям, указанным в исковых заявлениях.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования «Х. городское поселение» по доверенности ФИО5 с требованиями не согласилась, считает, что истцами пропущен срок исковой давности, в связи с тем, что ни один из истцов не обращался к собственнику жилого фонда с просьбой о ремонте кровли, при этом приватизация квартир была произведена у собственников в 1998 году и в 2005 году.
Представитель ООО "С" ФИО6 в судебном заседании пояснила, что полностью поддерживает исковые требования, указав, что ООО "С" сразу же после принятия дома на обслуживание, произвела осмотр мест общего пользования и было выявлено, что кровля дома требует капитального ремонта, так как даже производить какие-то единичные работы по ремонту кровли не представляется возможным в силу того, что шиферное покрытие кровли буквально рассыпается, на нее невозможно даже встать, поэтому осмотры проводились только с чердачного помещения. После предписания Государственной жилищной инспекции о проведении ремонта крыши было собрание собственников жилых помещений 15.04.2013 по решению финансирования ремонта, но вопрос не был решен собранием, так как собственники ФИО1 и ФИО2 являются пенсионерами и не могут в силу отсутствия денежных средств участвовать в финансировании ремонта, стоимость которого составляет свыше 300 тысяч рублей. На капитальный ремонт по дому поступили платежи в размере 4675 руб. 68 коп..
Представитель ТСЖ ФИО7 в судебном заседании поддержала исковые требования, указав, что в доме давно не производился капитальный ремонт, проблемы с крышей существовали еще до образования ТСЖ и ТСЖ образовывалось с целью попасть в программу государственной поддержки в проведении капремонта, но данный дом не попал в эту программу.
Выслушав пояснения сторон, показания свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с положениями ст.217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о приватизации государственного и муниципального имущества.
Исходя из положений ст.235 ГК РФ приватизация является основанием для прекращения права государственной и муниципальной собственности на имущество и, соответственно, основанием для возникновения права собственности граждан.
Статьи 289 и 290 ГК РФ предусматривают, что собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома. При этом собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общие помещения дома, его несущие конструкции, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Указанные нормы закреплены в и ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, в соответствии с которой собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома (далее - общее имущество в многоквартирном доме).
Объекты общего имущества многоквартирного дома перечислены в ст. 36 ЖК РФ. К ним относятся межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
С 1 марта 2005 года введен в действие ЖК РФ, ст. 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Следовательно, бремя содержания жилого помещения и общего имущества многоквартирного дома, отвечающего требованиям безопасности и комфортного проживания граждан, целиком лежит на всех собственниках жилых помещений многоквартирного дома.
Статьей 16 Закона РФ от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в ред. от 11 июня 2008 года) предусмотрено, что при приватизации занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, за бывшим займодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что жилой дом <Адрес обезличен> построен в 1959 г. В указанном доме 8 квартир, часть из которых принадлежат гражданам на основании договоров на передачу квартиры в собственность в порядке приватизации, часть являются муниципальной собственностью. Капитальный ремонт жилого дома был проведен в 1970 году согласно данных технического паспорта. На момент составления технического паспорта на дом (29.10.1986) следует, что шифер на кровле имеет трещины, отколы, протечки, износ кровли составляет 50 %. Как видно из технического кровельным покрытием дома является волнистый шифер.
Согласно подпункту "з" пункта 11 Правил содержание общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, включает в себя текущий и капитальный ремонт общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил. При этом пунктом 10 Правил предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей).
Как указано судом выше, в силу ч.1 ст.158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы по содержанию принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Согласно части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Следовательно, бремя содержания жилого помещения и общего имущества многоквартирного дома, отвечающего требованиям безопасности и комфортного проживания граждан, целиком лежит на всех собственниках жилых помещений многоквартирного дома.
Согласно статье 65 ЖК РФ наймодатель обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сдаваемое внаем жилое помещение.
Из системного толкования вышеуказанных норм, а также статьи 16 Закона Российской Федерации от <Дата обезличена> N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" следует, что после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе приватизировавших жилые помещения.
Судом установлено, что истцы ФИО1 (<Адрес обезличен>), ФИО2 (<Адрес обезличен>), ФИО3 (<Адрес обезличен>) являются собственниками жилых помещений в жилом доме <Адрес обезличен>.
Жилищно-коммунальное обслуживание дома осуществляется ООО "С" на основании договора от 01.07.2012, согласно сообщениям которого техническое состояние жилого дома, в частности крыши, не соответствует установленным нормам. 12.08.2008 в доме создано и зарегистрировано в установленном порядке ТСЖ.
Согласно договора о техническом обслуживании общего имущества многоквартирного жилого дома обслуживающая компания обязана обеспечить предоставление услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества собственников в многоквартирном доме в зависимости от фактического состояния общего имущества и в пределах денежных средств, поступающих в адрес обслуживающей компании. Денежные средства на капитальный ремонт дома на день рассмотрения дела составляют 4675 руб. 68 коп... Согласно сметной документации представленной суду стоимость капитального ремонта крыши составляет 320000 рублей.
Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491, согласно п. п. 21,22 которого капитальный ремонт общего имущества проводится для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования). Факт достижения общим имуществом уровня установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности устанавливается собственниками помещений или ответственными лицами с отражением этого факта в акте осмотра, а также соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными осуществлять государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Вместе с тем согласно ст.16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Из указанной выше нормы Закона следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства. Исходя из системного толкования ст.16 данного документа, ст.158 ЖК РФ и ст.210 ГК РФ обязанность по производству капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения, только после надлежащего исполнения бывшим наймодателем (органом государственной власти или органом местного самоуправления) обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2007 года).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 13.01.2006 право собственности ФИО2 на квартиру <Адрес обезличен> было приобретено на основании договора приватизации от 05.12.2005.
Регистрационным удостоверением №017220 от 21.09.1998 на право собственности приватизированной квартиры <Адрес обезличен> подтверждается факт ее передачи ФИО1 на основании договора о безвозмездной передачи жилья в собственность от 09.09.1998.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 20.04.2005 право собственности ФИО3 на квартиру <Адрес обезличен> было приобретено на основании договора купли-продажи 05.12.2005. При этом ФИО3 являлся воспитанником МКОУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей СМР РК Детский дом и находился на полном государственном обеспечении с 22.12.2003 по 01.09.2008 года и вселился ФИО3 в указанную квартиру в с августа 2012 г., то есть данная квартира приобреталась ему как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, в обеспечения его жилищных прав. Вместе с тем, как установлено судом, передана квартира истцу в доме, в котором необходим капитальный ремонт кровли.
Собственником квартир №1,3,4,5,6 в доме №<Адрес обезличен>, согласно Закона Республики Карелия №1178 от 21.03.2008 «О внесении изменений в Закон Республики Карелия о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Х. муниципального района» от 15.10.2007 № 1118-ЗРК является Администрации муниципального образования «Х. городское поселение».
Из актов обследования объекта жилищно-коммунального хозяйства от 20.02.1013 следует, что при обследовании квартиры №№ 6,5 выявлены следы протечек, при обследовании кровли выявлено, что шифер имеет трещины, деревянные конструкции ослаблены, имеют прогибы.
Из представленных заявлений ФИО1, (12.09.2003, 14.04.2005) на имя должностных лиц муниципальных учреждений о ремонте кровли, следует, что кровля дома шифера протекает вследствие длительной эксплуатации и необходим ее ремонт.
Как видно из технического паспорта жилой дом <Адрес обезличен> был построен в 1959 году, капитальный ремонт произведен в 1970 году. Кровельным покрытием дома является волнистый шифер.
С учетом срока минимальной продолжительности эффективной эксплуатации покрытий кровли из волнистого шифера, который согласно приложению №3 к Приказу Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 г. № 312 (ВСН 58-88 (р) составляет 30 лет, в отношении спорной кровли срок истек в 2000 году.
Согласно Предписанию №310 Государственной жилищной комиссии Республики Карелия от 26.02.2013 при осуществлении выездной проверки Администрации Х. городского поселения предписывалось в срок до 29.03.2013 обеспечить выполнение работ по ремонту шиферного кровельного покрытия и стропильной системы по адресу: <Адрес обезличен>.
При таких обстоятельствах, необходимых и достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что с момента капитального ремонта многоквартирного жилого дома по адресу: <Адрес обезличен> нем не производился капитальный или текущий ремонт кровли.
В связи с тем, что администрация <Адрес обезличен> городского поселения приняла вышеуказанный дом в том состоянии, в котором он находился к моменту его передачи, капитальный ремонт дома не осуществлялся с 1970 года, каких-либо оговорок при приеме квартир дома в муниципальную собственность не содержится, то с учетом вышеуказанных норм, на момент приватизации как квартиры истца ФИО2 в декабре 2005, так и остальных квартир в период с 1998 по 2005 г.г. срок эксплуатации кровли, где проживают истицы, превысил предельно допустимый, суд считает обоснованными требования истцов о возложении обязанности по проведению капитального ремонта кровли на администрацию Сортавальского городского поселения.
Заявление ответчика о том, что истцами пропущен срок исковой давности для обращения в суд с подобными требованиями, не подлежит удовлетворению, поскольку в силу норм ст.208 ГК РФ на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения, исковая давность не распространяется.
Согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд с учетом заявленных требований полагает, что проведение капитального ремонта кровли следует выполнить ответчику в срок до 01.10.2013, указанный срок суд считает разумным, поскольку этот срок является достаточным для указанного вида работ, и данные работы следует провести до начала снежного покрова.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Администрации муниципального образования «Х. городское поселение» в срок до 01.10.2013 произвести ремонт кровли дома <Адрес обезличен>.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.П.Вакуленко
Мотивированное решение изготовлено 09 июля 2013 года.