ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-442/18ГОДА от 07.11.2018 Осташковского городского суда (Тверская область)

Дело № 2-442/2018 года Решение в окончательной форме

принято 07.11.2018 года

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Осташковский городской суд Тверской области в составе председательствующего федерального судьи А. И. Лебедева

при секретаре Шмелёвой Н. В.,

с участием ст. помощника Осташковского межрайонного прокурора Тверской области Нескучаевой О. В.,

представителей ответчиков – МУП Осташковского городского округа «Жилищно-коммунальное хозяйство» ФИО1, Администрации Осташковского городского округа Тверской области ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Осташкове Тверской области 2 ноября 2018 года гражданское дело по иску и. о. Осташковского межрайонного прокурора Тверской области в защиту прав неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию Осташковского городского округа «Жилищно-коммунальное хозяйство», Администрации Осташковского городского округа Тверской области о признании незаконным бездействия и обязании провести ремонтные работы объектов теплоснабжения Осташковского городского округа Тверской области,

УСТАНОВИЛ:

И. о. Осташковского межрайонного прокурора Тверской области в защиту прав неопределенного круга лиц с учетом частичного отказа от исковых требований в порядке ст.39 ГПК РФ обратился в суд с иском к МУП Осташковского городского округа «Жилищно-коммунальное хозяйство», Администрации Осташковского городского округа Тверской области о признании незаконным бездействия последних по не проведению ремонта объектов теплоснабжения – котельных и теплотрасс пос. Сиговка, д. Хитино, д. Жданово, д. Новые Ельцы, турбазы «Сокол» Осташковского городского округа Тверской области и обязании провести ремонтные работы вышеуказанных объектов теплоснабжения: в котельной № 8 пос. Сиговка Осташковского городского округа Тверской области произвести восстановление теплоизоляции теплотрассы (150 погонных метров); в котельной № 9 д. Хитино Осташковского городского округа Тверской области произвести замену теплоизоляции на теплотрассе 2Д = 89 мм (400 погонных метров); в котельной № 10 д. Жданово Осташковского городского округа Тверской области произвести замену теплоизоляции на теплотрассе 2Д = 89 мм (350 погонных метров); в котельной № 12 д. Новые Ельцы Осташковского городского округа Тверской области произвести демонтаж термометров (3 штуки), произвести монтаж термометров (3 штуки), произвести ремонт кровли (150 кв. м.), произвести замену теплоизоляции на теплотрассе (250 погонных метров); в котельной № 21 турбазы «Сокол» Осташковского городского округа Тверской области произвести ремонт кровли (180 кв. м.).

Свои требования мотивировал тем, что в ходе проверки исполнения МУП Осташковского городского округа «Жилищно-коммунальное хозяйство» законодательства о теплоснабжении, Администрацией Осташковского городского округа Тверской области законодательства об общих принципах организации местного самоуправления и о теплоснабжении, установлено, что по состоянию на 20.08.2018 года здания котельных, расположенные в пос. Сиговка, д. Хитино, д. Жданово, д. Новые Ельцы, турбаза «Сокол» Осташковского городского округа Тверской области, переданные постановлением Главы Администрации Осташковского городского округа Тверской области от 17.07.2018 года № 1240 в хозяйственное ведение МУП Осташковского городского округа «Жилищно-коммунальное хозяйство», для прохождения отопительного сезона 2018-2019 годов были не готовы, что отражено в актах комиссионного обследования.

МУП Осташковского городского округа «Жилищно-коммунальное хозяйство» осуществляет ремонт и эксплуатацию вышеперечисленных объектов теплоснабжения, при этом работы по их приведению в рабочее состояние не произведены, договорные обязательства не исполняются, возможность надежного теплоснабжения населения городского округа до настоящего времени не обеспечена, тем самым, данным предприятием нарушаются п.1 ч.1 ст.3, ч.5 ст.20 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Также в соответствии с п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», ст.ст.125,215,210 Гражданского кодекса РФ обязанность по обеспечению проведения ремонтных работ до состояния полной готовности к эксплуатации объектов теплоснабжения возложена на Администрацию Осташковского городского округа Тверской области – собственника вышеуказанного имущества.

При этом бездействие МУП Осташковского городского округа «Жилищно-коммунальное хозяйство» и Администрации Осташковского городского округа Тверской области, выразившееся в непринятии мер по ремонту котельных в ходе подготовки к отопительному сезону 2018-2019 годов, может повлечь нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц, теплоснабжение которых организует Администрация Осташковского городского округа Тверской области, в связи с чем, обратился в суд.

В судебном заседании старший помощник Осташковского межрайонного прокурора Тверской области на основании доверенности Нескучаева О. В. поддержала доводы искового заявления.

Представитель ответчика МУП Осташковского городского округа «Жилищно-коммунальное хозяйство» на основании доверенности ФИО1 в судебном заседании, а также в предыдущем судебном заседании директор предприятия ФИО3, исковые требования не признали, пояснив, что у предприятия отсутствует надлежащее финансирование со стороны Администрации Осташковского городского округа Тверской области для проведения ремонтных работ по замене теплоизоляции на теплотрассах и кровли котельных до состояния полной готовности, при этом текущий ремонт теплотрасс и кровли котельных произведен, в настоящее время котельные бесперебойно поставляют тепло потребителям.

Представитель ответчика Администрации Осташковского городского округа Тверской области на основании доверенности ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования и. о. Осташковского межрайонного прокурора Тверской области обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу ст.210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

На основании ст.215 Гражданского кодекса РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Пунктом 1 статьи 295 Гражданского кодекса РФ определено, что собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

В соответствии с п.п.3,4 ч.1 ст.16, п.4.2 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».

Федеральный закон от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», как следует из части 1 статьи 1, устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.

Согласно п.1 ч.1 ст.3 указанного Федерального закона общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются: обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.

В силу п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В соответствии с ч.ч.2,5 ст.20 вышеприведенного Федерального закона проверке готовности к отопительному периоду подлежат: муниципальные образования; теплоснабжающие организации и теплосетевые организации.

Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны: организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей; обеспечивать качество теплоносителей; обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.

Как установлено судом, на основании постановления Администрации Осташковского городского округа Тверской области от 06.04.2018 года № 492 создано МУП Осташковского городского округа «Жилищно-коммунальное хозяйство», определены основные цели деятельности последнего, утвержден Устав, директором предприятия назначена ФИО3 (л.д.33-34).

Согласно п.п.2.1,2.2,2.3.6 Устава МУП Осташковского городского округа «Жилищно-коммунальное хозяйство» создано, в том числе в целях обеспечения функционирования объектов жилищного и нежилого фонда, удовлетворения потребностей населения и прочих потребителей жилищно-коммунальными услугами. Предметом деятельности МУП Осташковского городского округа «Жилищно-коммунальное хозяйство», в частности, является предоставление жилищно-коммунальных услуг. Для достижения поставленных целей предприятие осуществляет, среди прочего, эксплуатацию, капитальный и текущий ремонт внешних и внутренних систем теплоснабжения, котельных, тепловых пунктов и других объектов инженерной инфраструктуры, необходимых для снабжения тепловой энергией населения и иных потребителей (л.д.35-46).

Постановлением Администрации Осташковского городского округа Тверской области от 17.07.2018 года № 1240 в хозяйственное ведение МУП Осташковского городского округа «Жилищно-коммунальное хозяйство» передано муниципальное имущество, закрепленное за предприятием на праве хозяйственного ведения, в числе которого: здание котельной № 10 с оборудованием и тепловая сеть, расположенные Тверская область Осташковский городской округ д. Жданово; здание котельной № 8 с оборудованием, здание питателя угля и тепловая сеть, расположенные Тверская область Осташковский городской округ пос. Сиговка; здание котельной № 9 с оборудованием и тепловая сеть, расположенные Тверская область Осташковский городской округ д. Хитино; нежилое помещение № 1 (здание котельной) с оборудованием и тепловая сеть, расположенные Тверская область Осташковский городской округ д. Новые Ельцы; нежилое помещение № 1 (здание котельной) с оборудованием и теплосетью, расположенные Тверская область Осташковский городской округ т/б «Сокол» (л.д.47-49).

По результатам осмотров котельных Осташковского городского округа Тверской области составлены акты комиссионного обследования котельных (л.д.51-53,55-57,74-75), в ходе которых установлено, что для подготовки котельных к отопительному сезону 2018-2019 годов необходимо проведение следующих работ:

котельная № 8 пос. Сиговка: демонтаж задвижек Д = 100 мм; монтаж задвижек Д = 100 мм; монтаж светодиодного светильника; приобрести и осуществить монтаж двигателей и насосов (3 штуки); ремонт тепловой камеры; крепление воздушной теплотрассы над переходом с восстановлением теплоизоляции (10 погонных метров); восстановление теплоизоляции теплотрассы (300 погонных метров);

котельная № 9 д. Хитино: демонтаж котла Е 1/9-1,5 МВт; демонтаж дымососа В-цц 14-46-2-01А; демонтаж сетевых насосов 16OS2 мощностью 15кВт (2 штуки); демонтаж задвижек Д = 100 мм (4 штуки); демонтаж прожектора; демонтаж теплового колодца (возле общежития); монтаж котла КВр-1,6 МВт, в том числе дымонасоса ДН-6,3; монтаж сетевых насосов 16OS2 мощностью 15 кВт (ЦНСГ 13-140) (2 штуки); монтаж задвижек Д = 100 мм (4 штуки); монтаж светодиодного светильника; замену теплоизоляции на теплотрассе 2Д = 89 мм (400 погонных метров); монтаж ТК (тепловой камеры) Д = 2000 мм;

котельная № 12 д. Новые Ельцы: демонтаж манометров (3 штуки); демонтаж термометров (3 штуки); демонтаж задвижек Д = 76-120 мм (10 штук); демонтаж воздушной теплотрассы (33 погонных метра); монтаж манометров (3 штуки); монтаж термометров (3 штуки); монтаж задвижек Д = 76 мм (2 штуки); монтаж задвижек Д = 100 мм (4 штуки); монтаж задвижек Д = 120 мм (4 штуки); перенос воздушной теплотрассы (24 погонных метра); ремонт кровли (150 кв. м.); замена теплоизоляции на теплотрассе (250 погонных метров);

котельная № 21 турбазы «Сокол»: демонтаж котла ИЖ КВр-1,2 МВт; демонтаж дымонасоса ДН-8; монтаж котла КВр-1,25 МВт, в том числе дымонасоса ДН-8; ремонт котла ИЖ КВр-0,8 МВт; ремонт кровли (180 кв. м.);

котельная № 10 д. Жданово: демонтаж котла ИЖ КВр-1,25К; демонтаж дымонасоса ДН-9 левого вращения, двигатель – 15 кВт; демонтаж подпитывающего насоса К-20, мощность двигателя 3 кВт; монтаж котла КВр-1,25 МВт, в том числе дымонасоса ДН-9 левого вращения с электродвигателем; монтаж дымонасоса ДН-9 левого вращения, двигатель 15 кВт; монтаж подпитывающего насоса К-20, мощность двигателя 3 кВт; замена теплоизоляции на теплотрассе 2Д = 89 мм (350 погонных метров).

Ответчиками вышеперечисленные ремонтные работы в добровольном порядке частично выполнены, что подтверждается перечнем, муниципальным контрактом от 23.08.2018 года на поставку отопительных котлов для котельных с комплектующими с выполнением работ по монтажу, актом о приемке выполненных работ от 05.09.2018 года (л.д.76-114).

При таких обстоятельствах суд считает установленным, что котельные, расположенные в пос. Сиговка, д. Хитино, д. Жданово, д. Новые Ельцы, турбаза «Сокол» Осташковского городского округа Тверской области, являющиеся муниципальным имуществом и находящиеся в собственности ответчика Администрации Осташковского городского округа Тверской области, переданы в хозяйственное ведение ответчика МУП Осташковского городского округа «Жилищно-коммунальное хозяйство».

При этом обязанность по организации теплоснабжения, его обеспечению на указанных территориях, в том числе принятию соответствующих мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, законодателем возложена на органы местного самоуправления, в данном случае Администрацию Осташковского городского округа Тверской области.

Между тем, вышеуказанными ответчиками по состоянию на 20.08.2018 года не были приняты необходимые меры по проведению ремонтных работ вышеперечисленных котельных в ходе подготовки к отопительному сезону 2018-2019 годов, что могло повлечь нарушение прав и свобод граждан, являющихся потребителями коммунальной услуги по теплоснабжению на территории Осташковского городского округа Тверской области от указанных котельных, то есть неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ и. о. прокурора при обращении в суд представлены доказательства вины МУП Осташковского городского округа «Жилищно-коммунальное хозяйство» и Администрации Осташковского городского округа Тверской области, допустивших бездействие по непринятию мер по ремонту котельных в ходе подготовки к отопительному сезону 2018-2019 годов.

Довод представителя ответчика МУП Осташковского городского округа «Жилищно-коммунальное хозяйство» об отсутствии надлежащего финансирования со стороны Администрации Осташковского городского округа Тверской области для проведения ремонтных работ объектов теплоснабжения – котельных и теплотрасс до состояния их полной готовности не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.

Таким образом, суд считает необходимым признать незаконным бездействие МУП Осташковского городского округа «Жилищно-коммунальное хозяйство», как предприятия, на которое возложена обязанность по обеспечению теплоснабжением потребителей, и Администрации Осташковского городского округа Тверской области, как органа местного самоуправления, на который возложена обязанность по организации теплоснабжения, по не проведению ремонта объектов теплоснабжения – котельных и теплотрасс пос. Сиговка, д. Хитино, д. Жданово, д. Новые Ельцы, турбазы «Сокол» Осташковского городского округа Тверской области, обязав ответчиков произвести следующие ремонтные работы до состояния полной готовности к эксплуатации объектов теплоснабжения Осташковского городского округа Тверской области: котельная № 8 пос. Сиговка – произвести восстановление теплоизоляции теплотрассы (150 погонных метров); котельная № 9 д. Хитино – произвести замену теплоизоляции на теплотрассе 2Д = 89 мм (400 погонных метров); котельная № 10 д. Жданово – произвести замену теплоизоляции на теплотрассе 2Д = 89 мм (350 погонных метров); котельная № 12 д. Новые Ельцы – произвести демонтаж термометров (3 штуки), произвести монтаж термометров (3 штуки), произвести ремонт кровли (150 кв. м.), произвести замену теплоизоляции на теплотрассе (250 погонных метров); котельная № 21 турбазы «Сокол» – произвести ремонт кровли (180 кв. м.).

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования и. о. Осташковского межрайонного прокурора Тверской области в защиту прав неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию Осташковского городского округа «Жилищно-коммунальное хозяйство», Администрации Осташковского городского округа Тверской области о признании незаконным бездействия и обязании провести ремонтные работы объектов теплоснабжения Осташковского городского округа Тверской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Муниципального унитарного предприятия Осташковского городского округа «Жилищно-коммунальное хозяйство» и Администрации Осташковского городского округа Тверской области по не проведению ремонта объектов теплоснабжения – котельных и теплотрасс поселка Сиговка, деревни Хитино, деревни Жданово, деревни Новые Ельцы, турбазы «Сокол» Осташковского городского округа Тверской области.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие Осташковского городского округа «Жилищно-коммунальное хозяйство» и Администрацию Осташковского городского округа Тверской области произвести следующие ремонтные работы до состояния полной готовности к эксплуатации объектов теплоснабжения Осташковского городского округа Тверской области:

Котельная № 8 поселка Сиговка Осташковского городского округа Тверской области:

- произвести восстановление теплоизоляции теплотрассы (150 погонных метров);

Котельная № 9 деревни Хитино Осташковского городского округа Тверской области:

- произвести замену теплоизоляции на теплотрассе 2Д = 89 мм (400 погонных метров);

Котельная № 10 деревни Жданово Осташковского городского округа Тверской области:

- произвести замену теплоизоляции на теплотрассе 2Д = 89 мм (350 погонных метров);

Котельная № 12 деревни Новые Ельцы Осташковского городского округа Тверской области:

- произвести демонтаж термометров (3 штуки);

- произвести монтаж термометров (3 штуки);

- произвести ремонт кровли (150 кв. м.);

- произвести замену теплоизоляции на теплотрассе (250 погонных метров);

Котельная № 21 турбазы «Сокол» Осташковского городского округа Тверской области:

- произвести ремонт кровли (180 кв. м.).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Осташковский городской суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Федеральный судья А. И. Лебедев