Исилькульский городской суд Омской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Исилькульский городской суд Омской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-443/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Судья Исилькульского городского суда Омской области Хурцилава Т.Е.
при секретаре Буяковой Ж.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Исилькуле 31 августа 2010 года
гражданское дело по иску Управления Федеральной службы исполнения наказаний РФ по Омской области к Солонцу А.А. о взыскании неосновательного обогащения
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился с указанным иском, ссылаясь на то,что ФИО1 проходит службу в федеральном бюджетном учреждении «....
С 1996 года на основании протокола заседания жилищно-бытовой комиссии ИК -4 от Дата обезличена года Номер обезличен ФИО1 включен в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В 2008 году его включили в список граждан, нуждающихся в получении безвозмездной финансовой помощи, в соответствии с приказом Министерства юстиции РФ от Дата обезличена года Номер обезличен « Об утверждении инструкции о порядке оказания сотрудникам уголовно-исполнительной системы безвозмездной финансовой помощи по оплате стоимости кооперативного жилья и погашению кредита Банка на индивидуальное жилищное строительство».
На основании этого приказа безвозмездная финансовая помощь сотрудникам уголовно-исполнительной системы оказывается в соответствии с Указом Президента РФ от 02.10.1992 года № 1153 «О мерах по усилению социальной защиты военнослужащих внутренних войск, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и членов их семей», имеющим выслугу безупречной и непрерывной службы в уголовно- исполнительной системе, военной службы и ( или) службы в федеральных органах исполнительной власти и иных органах, где предусмотрено присвоение специальных званий, 10 и более лет в календарном исчислении и признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.
Финансовая помощь оказывается сотруднику по месту его службы только один раз в порядке очередности. Очередность на получение финансовой помощи среди сотрудников устанавливается в той же хронологической последовательности, в какой каждый из них был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
Решение об оказании финансовой помощи принимается начальником учреждения или органа уголовно-исполнительной системы на основании предоставленных сотрудником документов, указанных в пункте 4 указанной выше Инструкции, решения жилищно-бытовой комиссии учреждения или органа уголовно-исполнительной системы и оформляется приказом учреждения или органа уголовно-исполнительной системы с указанием суммы оказываемой финансовой помощи. После оказания финансовой помощи сотрудник снимается с учета нуждающихся в жилых помещениях. ФИО1 представил в УФСИН РФ по Омской области документы, указанные в п.4 Инструкции.
Рассмотрев представленные документы жилищно-бытовая комиссия УФСИН РФ по Омской области 03-09.2008 года приняла решение выделить Солонцу А.А. безвозмездную финансовую помощь на состав семьи 4 человека в размере 195978 рублей 12 копеек. 04.09.2008 года издан приказ УФСИН РФ по Омской области « Об оказании безвозмездной финансовой помощи» № 523.
Сумма в размере 195978рублей 12 копеек была перечислена на расчетный счет банка. Однако на момент предоставления безвозмездной финансовой помощи ФИО1 имел в собственности жилой дом, общей площадью 70,9 кв.м, расположенный по адресу ..., .... Указанный жилой дом был построен им совместно с Администрацией Исилькульского муниципального района в рамках программы Омской области по развитию индивидуального жилищного строительства. В рамках данной программы ФИО1 были выделены денежные средства из Областного бюджета в размере 540000 рублей.
Таким образом, ФИО1 не имел права на получение безвозмездной финансовой помощи из федерального бюджета.
Следовательно ФИО1 без установленных Законом, иными правовыми актами оснований приобрел имущество за счет УФСИН РФ по Омской области,
а значит обязан возвратить неосновательно приобретенное имущество ( неосновательное обогащение). Просили Обязать ответчика возвратить неосновательное обогащение в виде денежной суммы в размере 195978 рублей 12 копеек.
В судебном заседании представитель истца юрисконсульт ФИО2 иск поддержал, суду показал,что ФИО1 на момент выплаты безвозмездной финансовой помощи не являлся нуждающимся в жилом помещении, так как имел в собственности дом, общей площадью 70,9 кв.м на состав семьи 5 человек., то есть имел жилую площадь на каждого члена семьи более учетной нормы, которая в Омской области составляет 12 кв.м. На момент оказания безвозмездной финансовой помощи на погашение кредита банка ФИО1 подлежал снятию с учета, как нуждающийся в жилом помещении, но снят с учета не был. Солонцу А.А. в 2006 году в рамках программы Омской области по развитию индивидуального жилищного строительства было выделено на строительство жилого дома общей стоимостью 771537 рублей 540000 рублей. Он принимал участие в строительстве своими средствами в размере 30% стоимости дома и для этого в Сбербанке получил кредит в сумме 231462 рубля. Ему с этой целью органом местного самоуправления был предоставлен в аренду земельный участок для строительства жилого дома, в связи с чем он утратил основания для получения жилого помещения по договору социального найма. Вопрос об оказании безвозмездной финансовой помощи сотрудникам решается руководством УФСИН на основании рапорта сотрудника и представленных им документов, предусмотренных пунктом 4 Инструкции. ФИО1 были представлены все необходимые документы, в том числе постановление о предоставлении в аренду земельного участка, разрешение на ввод в эксплуатацию индивидуального жилого дома от 26.12.2006 года, свидетельство о государственной регистрации права на жилой дом Номер обезличен по ... в ... от Дата обезличена года, общей площадью 70 кв.м, на основании которых 04.09.2008 года был издан приказ Управления ФСИН по Омской области Номер обезличен об оплате безвозмездной финансовой помощи на приобретение жилья за счет выделенных из федерального бюджета средств прапорщику Солонцу А.А. в сумме 195978 рублей 12 копеек. 08.10.2008 года указанные денежные средства были перечислены платежным поручением Номер обезличен в Исилькульское отделение ОСБ Номер обезличен на погашение кредита Солонца А.А. ФИО1 не скрывал, что имеет в собственности жилой дом, что ему для его строительства были выделены денежные средства в размере 70% от стоимости дома бюджетом Омской области в сумме 540000 рублей, однако правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо его воли.
Факт приобретения ФИО1 денежных средств без установленных законом оснований, был обнаружен при проведении документальной ревизии, проведенной ГКРИ ФСИН Росси за период с 01.04.2007 года по 30.04.2009 года.В пункте 8 Акта ревизии указано,что оснований для оказания безвозмездной финансовой помощи семье Солонца А.А. не имелось, так как он имел в собственности жилой дом общей площадью 70,9 кв.м и должен был быть снят с учета граждан нуждающихся в жилом помещении. Также в пункте 18 предложений по акту ревизии указано о принятии мер к возмещению сумм ущерба, указанного в справке о выявленных финансовых нарушениях. УФСИН РФ по Омской области не несет ответственности за действия органа, принявшего решение о выплате Солонцу А.А. безвозмездной финансовой помощи. Просил иск удовлетворить, обязать Солонца А.А. возвратить неосновательное обогащение в сумме 195978 рублей 12 копеек.
Ответчик ФИО1 иск не признал, суду показал,что является Ветераном боевых действий в республике Чечне и согласно Федерального закона «О ветеранах» имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
С 1996 года он состоял на очереди на получение жилого помещения, как нуждающийся в жилом помещении в ИК-4 УФСИН РФ по .... Поскольку в учреждении, где он служил, то есть ИК-4 не было перспективы на получение жилья, он взял справку о том,что учреждение не имеет возможности предоставить ему жилое помещение и встал на очередь на получение жилья в Администрацию Исилькульского муниципального района.
В 2006 году он состоял в льготной очереди на получение жилья по договору социального найма под Номер обезличен, но перспективы в ближайшее время получить жилье также не было,так как строительство жилья в городе не велось. В 2006 году в Администрации Исилькульского муниципального района ему предложили, если не желает ждать своей очереди на предоставление жилого помещения по договору социального найма, принять участие в программе «Развитие индивидуального жилищного строительства в Омской области», согласно которой лицам,состоящим на очереди на получение жилого помещения оказывается государственная поддержка на строительство индивидуального жилищного строительства. То есть оплату 70% стоимости индивидуального жилого дома берет на себя Омский областной бюджет, а он из собственных средств должен вложить в строительство 30% стоимости дома. Исилькульскому району были выделены денежные средства на строительство 10 домов. Он согласился участвовать в данной программе, чтобы быстрее решить вопрос с улучшением жилищных условий, так как у него тогда было двое детей. В рамках этой программы он заключил с Администрацией Исилькульского муниципального района, как инвестором, ОАО «ФИО13», как подрядчиком договор подряда от 03.04.06 года на строительство жилого дома, общей площадью 70,9 кв.м по адресу ... ..., получил разрешение на строительство индивидуального жилого дома от 10.11.06 года, ему Администрацией района в аренду был предоставлен земельный участок для строительства жилого дома.
26.12.2006 года было получено разрешение на ввод в эксплуатацию жилого дома и 23.10.2007 года он получил свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилой дом общей площадью 70,90 кв.м по ... в .... Для участия в строительстве жилого дома им был получен кредит в Исилькульском ОСБ Номер обезличен по кредитному договору Номер обезличен от 18.09.2006 года «Кредит на недвижимость» в сумме 231462 рубля, который он погашал ежемесячно из заработной платы. В январе 2007 года заместитель начальника ИК-4 по тылу майор ФИО3 пригласил его и пояснил,что поскольку он более 10 лет безупречно служит в системе УФСИН и состоит на очереди, как нуждающийся в улучшении жилищных условий, то может получить безвозмездную финансовую помощь на погашение кредита банка на индивидуальное жилищное строительство. Причем он ни от кого не скрывал,что совместно с Администрацией района строит жилой дом и на его строительство получил кредит Банка. Ему предложили написать рапорт на получение безвозмездной финансовой помощи в соответствии с приказом МЮ РФ от 05.09.2006 года Номер обезличен, что он и сделал. После этого он представил к этому рапорту все документы, предусмотренные пунктом 4 Инструкции о порядке оказания сотрудникам УИС безвозмездной финансовой помощи.., в том числе и разрешение на ввод дома в эксплуатацию и свидетельство о государственной регистрации права. На основании этих документов только в сентябре 2008 года был издан приказ об оказании безвозмездной финансовой помощи на приобретение жилья за счет средств выделенных из федерального бюджета. На основании этого приказа в октябре 2008 года в Исилькульское ОСБ-Номер обезличен была перечислена в счет погашения кредита сумма 195978 рублей 12 копеек. Сам он в погашение кредита за период с сентября 2006 года по сентябрь 2008 года вместе с процентами выплатил 56072 рубля 50копеек.
Он считает, что поскольку имеет право, как участник боевых действий, на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, то ему правомерно была выплачена на погашение кредита безвозмездная финансовая помощь за счет средств федерального бюджета. Если бы он не согласился участвовать в программе развития индивидуального жилищного строительства, то ему в порядке очередности было бы предоставлено жилое помещение по договору социального найма. Но он вынужден был согласиться на участие в программе строительства индивидуального жилого дома, так как 10 лет стоял в очереди на получение жилого помещения по договору социального найма, но не получил бы его в ближайшем будущем. Также нет его вины в том,что его своевременно не сняли с учета, как нуждающегося в получении жилого помещения, ведь руководство ИК-4 знали, что он строит дом и получил на него свидетельство о праве собственности, которое предоставил в числе документов на выплату безвозмездной финансовой помощи. Если какие-то должностные лица УФСИН РФ по Омской области упустили это при погашении кредита банка, то почему за это должен нести ответственность он. В настоящее время у него уже трое детей, жена не работает и единственным источником средств существования семьи является его небольшая зарплата. Просил в иске отказать.
Выслушав стороны, допросив свидетеля, исследовав материалы дела суд приходит к следующему.
Согласно показаний свидетеля ФИО4, она является женой Солонца А.А. и пришла подтвердить, что для участия в строительстве жилого дома ее мужем был получен кредит в Исилькульском ОСБ Номер обезличен по кредитному договору Номер обезличен от Дата обезличена года «Кредит на недвижимость» в сумме 231462 рубля, который он погашал ежемесячно из заработной платы. В январе 2007 года заместитель начальника ИК-4 по тылу пояснили ее мужу, что поскольку он более 10 лет безупречно служу в системе УФСИН и состоит на очереди, как нуждающийся в улучшении жилищных условий, то он может получить безвозмездную финансовую помощь на погашение кредита банка на индивидуальное жилищное строительство. О том, что они совместно с Администрацией района строим жилой дом и на его строительство получил кредит Банка руководству было известно. После написания рапорта муж представил к этому рапорту все документы, предусмотренные пунктом 4 Инструкции о порядке оказания сотрудникам УИС безвозмездной финансовой помощи, в том числе и разрешение на ввод дома в эксплуатацию и свидетельство о государственной регистрации права. На основании этих документов только в сентябре 2008 года был издан приказ об оказании безвозмездной финансовой помощи на приобретение жилья за счет средств выделенных из федерального бюджета. На основании этого приказа в октябре 2008 года в Исилькульское ОСБ-2231 была перечислена в счет погашения кредита сумма 195978 рублей 12 копеек.
В соответствии Указом Президента РФ от 21.07.1992 года № 796 « О дополнительных мерах по финансированию строительства и приобретения жилья для военнослужащих» в целях улучшения обеспечения жилой площадью лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы пунктом 3 предусмотрено : министерствам и ведомствам РФ, указанным в пункте 2 настоящего Указа, оказывать безвозмездную финансовую помощь по месту службы в размере 75% стоимости кооперативного жилья или кредита банка, полученного на строительство индивидуального жилого дома с процентами за пользование кредитом, военнослужащим, имеющим выслугу безупречной и непрерывной военной службы 10 и более лет в календарном исчислении, вступившим в жилищно-строительные ( жилищные) кооперативы или осуществляющим строительство индивидуальных жилых домов.
Согласно Указа Президента РФ от 02октября 1992 года № 1153 « О мерах по усилению социальной защиты военнослужащих внутренних войск, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы и членов их семей» в целях усиления социальной защищенности военнослужащих внутренних войск, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы и членов их семей постановлено распространить действие пункта 3 Указа Президента РФ от 21.07.1992 года № 796 на лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел Министерства внутренних дел РФ.
Приказом Министерства Юстиции РФ № 281 от 05.09.2006 года в соответствии с Указом Президента РФ от 02.10.1992 года № 1153, утверждена Инструкция о порядке оказания сотрудникам уголовно-исполнительной системы безвозмездной финансовой помощи по оплате стоимости кооперативного жилья и погашения кредита Банка на индивидуальное жилищное строительство.
Пунктом 1 Инструкции предусмотрено,что безвозмездная финансовая помощь по оплате стоимости кооперативного жилья и погашению кредита банка на индивидуальное жилищное строительство оказывается сотрудникам уголовно-исполнительной системы в соответствии с Указом Президента РФ от 02.10.1992 года № 1153, имеющим выслугу безупречной и непрерывной службы в уголовно- исполнительной системе, военной службы и (или) службы в федеральных органах исполнительной власти и иных органах, где предусмотрено присвоение специальных званий 10 и более лет в календарном исчислении и признанным в установленном порядке нуждающимся в жилых помещениях. Финансовая помощь оказывается сотруднику по месту его службы только один раз в порядке очередности. Очередность на получение финансовой помощи среди сотрудников устанавливается в той же хронологической последовательности, в какой каждый из них был поставлен на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно выписке из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии ИК-4 от 10.10.1996 года № Номер обезличен ФИО1 включен в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии со ст. 30 ЖК РСФСР учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся, как правило по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского Совета народных депутатов. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию- также по месту жительства.
Из справки Номер обезличен от Дата обезличена года следует,что прапорщик внутренней службы ФИО1 служит в ФГУ ИК-4 УФСИН РФ по Омской области с 05.09.1996 года по настоящее время и срок его службы составляет 11 лет 5 месяцев.
Из послужного списка Солонца А.А. следует,что он имеет выслугу безупречной и непрерывной службы в уголовно-исполнительной системе более 10 лет.
Статьей 1 Федерального закона РФ « О введении в действие жилищного кодекса РФ» от 29.12.2004 года №189-ФЗ предусмотрено,что Жилищный кодекс РФ вводится в действие с 01.03.2005 года.
Статьей 5 указанного Федерального закона предусмотрено,что к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей,которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу ч.2 статьи 7 Федерального закона № 189-ФЗ от 29.12.04 года граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, с учетом положений настоящей части.
Из показаний ответчика ФИО1 следует, что в 1996 году, после постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по месту службы в ИК-4, он взял там справку,что ИК-4 не имеет возможности предоставить ему жилое помещение и встал на учет нуждающихся в жилых помещениях в Администрации Исилькульского муниципального района, где стоял в льготной очереди на первоочередное получение жилого помещения, как участник боевых действий в Чечне, согласно ст. 36 Жилищного кодекса РСФСР. На учете на получение жилого помещения он состоял 10 лет и так как на тот момент у него было двое детей, а перспективы получить в ближайшее время жилое помещение по договору социального найма не было, он согласился на предложение Администрации Исилькульского муниципального района участвовать в программе государственной поддержки граждан, нуждающихся в получении жилого помещения, на строительство индивидуального жилого дома совместно с Администрацией района, хотя имел право, согласно ст. 16 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 года «О ветеранах» на улучшение жилищных условий за счет федерального бюджета. На момент участия в указанной программе он состоял в очереди на получение жилого помещения по договору социального найма под № 7.
Данные показания представителем истца не опровергнуты.
Из постановления Главы Исилькульского городского поселения Номер обезличен от Дата обезличена года « О включении в программу государственной поддержки граждан» следует,что ФИО1 на основании протокола Номер обезличен от 15.05.06 года, ст. 52 ЖК РФ и статьи 10 Закона Омской области от 22.12.2005 года № 429 был включен в программу государственной поддержки граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в получении жилого помещения на строительство жилого дома. Список граждан, в отношении которых принято решение об оказании государственной поддержки в строительстве и приобретении жилья в 2006 году был утвержден Главой Исилькульского муниципального района 30.03.2006 года.
На основании данного постановления 03.04.2006 года между Администрацией Исилькульского муниципального района, как инвестором, ОАО «ФИО12», как подрядчиком и ФИО1, как дольщиком, был заключен договор подряда на строительство жилья Номер обезличен. Договором предусматривалось строительство жилого дома общей площадью 72,01 кв.м по адресу ..., .... Стоимость сооружаемого жилого дома составляла 771537 рублей, из которых Инвестором за счет средств областного бюджета вносится сумма 540000 рублей, Дольщиком за свой счет- сумма 231537 рублей.
Согласно кредитного договора Номер обезличен от Дата обезличена года ФИО1 получил в АКСБ Номер обезличен «Кредит на недвижимость» в сумме 231462 рубля со сроком погашения до Дата обезличенагода, с процентной ставкой 15% годовых.
Постановлением Главы Исилькульского муниципального района Номер обезличен от Дата обезличена года Солонцу А.А. для строительства жилого дома был предоставлен в аренду земельный участок площадью 1408 кв.м по адресу ..., ....
Разрешение на строительство индивидуального жилого дома было дано ФИО1 Главой Исилькульского городского поселения Дата обезличена года за Номер обезличен; Разрешение на ввод в эксплуатацию индивидуального жилого дома Номер обезличен по ... в ... было выдано Солонцу ФИО5 городским поселением Дата обезличена года за Номер обезличен.
На основании разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома Солонцу А.А. было выдано Свидетельство о государственной регистрации права от Дата обезличена года Номер обезличен серия 55АВ на жилой дом общей площадью 70,9 кв.м, расположенный в ... ....
Из показаний ответчика ФИО1, не опровергнутых представителем истца, следует,что в январе 2007 года его пригласил заместитель начальника колонии по тылу майор ФИО3 и предложил написать рапорт на оказание безвозмездной финансовой помощи на погашение кредита, как состоящему на очереди на получение жилого помещения. Он рапорт написал и представил к этому рапорту все необходимые документы, предусмотренные пунктом 4 Инструкции о порядке оказания сотрудникам уголовно-исполнительной системы безвозмездной финансовой помощи по погашению кредита Банка на индивидуальное жилищное строительство в том числе и Свидетельство о государственной регистрации права на жилой дом Номер обезличен по ... в ..., а также справку о составе семьи. Вопрос оказания ему безвозмездной финансовой помощи решался больше года. За этот период он сам выплачивал кредит из своей зарплаты и с сентября 2006 года по сентябрь 2008 года выплатил вместе с процентами 56072 рубля 50 копеек.
Показания ответчика ФИО1 подтверждаются его рапортом на имя Начальника УФСИН РФ по ... с просьбой оказать безвозмездную финансовую помощь в соответствии с приказом МЮ РФ от Дата обезличенаг Номер обезличен с резолюцией начальника ФГУ ИК-4 ФИО8 «Ходатайствую по существу рапорта»
Из показаний представителя истца следует,что ФИО1 к рапорту были представлены все необходимые документы, подтверждающие, что он состоял на учете, как нуждающийся в жилом помещении с 1996 года, что срок его безупречной непрерывной службы в системе исполнения наказаний более 10 лет, что ранее ему никакие субсидии на приобретение и строительство жилья не предоставлялись, пакет документов, предусмотренных пунктом 4.2 Инструкции, справку об остатке суммы невыплаченного кредита, а также Свидетельство о государственной регистрации права на жилой дом Номер обезличен по ... в ....
Выпиской из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии ИК-4 от Дата обезличена года подтверждается, что ФИО1 был включен в Список граждан, нуждающихся в получении безвозмездной финансовой помощи.
Из справки АКСБ Номер обезличен от Дата обезличена года Номер обезличен следует,что по кредитному договору Номер обезличен от Дата обезличена года на Дата обезличена года у Солонца А.А. имеются кредитные обязательства в размере 195978 рублей 12 копеек.
Согласно Приказа УФСИН по ... Номер обезличен от Дата обезличена года «Об оказании безвозмездной финансовой помощи прапорщику внутренней службы Солонцу А.А. на семью из 4-х человек была выделена безвозмездная финансовая помощь на приобретение жилья в сумме 195978 рублей 12 копеек.
Платежным поручением Номер обезличен от Дата обезличена года подтверждается,что УФСИН РФ по Омской области перечислил в Исилькульское отделение АКСБ Номер обезличен безвозмездную финансовую помощь на оплату кредита Солонца А.А. в сумме 195978 рублей 12 копеек.
Из пункта 8 Акта документальной ревизии финансово- хозяйственной деятельности УФСИН России по Омской области от Дата обезличена года за период с 01.04.2007 года по 30.04.2009 года следует,что в нарушение требований ЖК РФ и п.3 Инструкции безвозмездная финансовая помощь была оказана сотруднику ФБУ ИК-4 Солонцу А.А, так как на момент принятия решения о выделении денежных средств на погашение кредита Банка на индивидуальное жилищное строительство ФИО1 имел в собственности жилой дом, общей площадью 70,9 кв.м расположенный в <...> построенный совместно с Администрацией района в рамках программы Омской области «О мерах по развитию индивидуального жилищного строительства в Омской области 2004-2010г.» В соответствии с п.4 ст. 56 ЖК РФ в случае получения гражданами от органов исполнительной власти субъектов РФ денежных средств на строительство( приобретение) жилья граждане снимаются с жилищного учета., то есть оснований для оказания финансовой помощи семье Солонца А.А. не имелось. Из пункта 18 предложений по Акту ревизии следует,что предписано принять меры к возмещению сумму ущерба, указанного в справке о выявленных финансовых нарушениях.
Суд доводы представителя истца и выводы, изложенные в Акте ревизии о том, что Солонцу А.А. не обоснованно была оказана безвозмездная финансовая помощь на погашение кредита Банка считает несостоятельными.
Из показаний представителя истца, ответчика, акта ревизии и материалов дела следует,что ФИО1 не вводил руководство ИК-4 и УФСИН РФ по Омской области в заблуждение и не скрывал факт того,что у него в собственности имеется жилой дом общей площадью 70,9 кв.м. Более того, им были к рапорту об оказании безвозмездной финансовой помощи представлены документы о наличии в собственности жилого дома, а также документы, подтверждающие,что указанный жилой дом был им построен совместно с Администрацией Исилькульского муниципального района в рамках программы « О мерах по развитию индивидуального жилищного строительства в Омской области 2004-2010 годов», на основании Указа Губернатора Омской области от 07.04.2004 года № 82. И это право было ему предоставлено как очереднику, состоящему на очереди в качестве нуждающегося в жилой площади с 1996 года. Свидетельство о государственной регистрации права на жилой дом Номер обезличен, расположенный на ... в ... ФИО1 получил Дата обезличена года, а безвозмездная финансовая помощь на погашение кредита Банка была ему выделена на основании приказа Начальника УФСИН РФ по Омской области от 04.09.2008 года, перечислена Банку- Исилькульскому отделению ОСБ-Номер обезличен - Дата обезличена года, то есть спустя год после получения им Свидетельства о праве собственности.
В соответствии с ч.1 ст. 56 ГК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого дома; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома. По каждому из указанных оснований ФИО1 мог быть снят с учета нуждающегося в жилом помещении, но решения о снятии его с учета не выносилось.
Согласно ч.2 ст. 56 ЖК РФ Решение о снятии с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на учет, не позднее чем в течение 30 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений.
Следовательно решение о снятии Солонца А.А. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении должно было быть принято жилищной комиссией ФБУ ИК-4 и Исилькульским городским поселением, однако такое решение не было принято не тем, не другим органом. Об отсутствии решения о снятии Солонца А.А. с учета нуждающихся в жилом помещении отмечено и в Акте ревизии. Виновных действий со стороны Солонца А.А. по этому факту суд не усматривает.
Кроме того, Приказ Министерства Юстиции РФ № 281 от 05.09.2006 года об утверждении Инструкции о порядке оказания сотрудникам Уголовно-исполнительной системы безвозмездной финансовой помощи по оплате стоимости кооперативного жилья и погашению кредита Банка на индивидуальное жилищное строительство издан в соответствии с Указами Президента РФ от 21.07.1992 года № 796 « О дополнительных мерах по финансированию строительства и приобретения жилья для военнослужащих» и
от 02.10.1992 года № 1153 « О мерах по усилению социальной защиты военнослужащих внутренних войск, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы и членов из семей», согласно которым Министерства и ведомства обязаны оказывать безвозмездную финансовую помощь по месту службы в размере 75% стоимости кооперативного жилья или кредита банка, полученного на строительство индивидуального жилого дома с процентами за пользование кредитом, военнослужащим, имеющим выслугу безупречной и непрерывной службы 10 и более лет в календарном исчислении, вступившим в жилищно-строительные ( жилищные) кооперативы или осуществляющим строительство индивидуальных жилых домов. Данными Указами не предусмотрено условие о предоставлении безвозмездной финансовой помощи, в том числе военнослужащим, признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с ч.2 статьи 90 Конституции РФ Указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории РФ и иные правовые акты, изданные на их основе, не могут им противоречить.
Следовательно, если правовым актом, изданным на основании Указа Президента РФ установлены иные правила, чем предусмотрено Указом, то применяются правила установленные Указом Президента РФ. К тому же ни приказы Министерств, ни инструкции не являются нормативными актами, а лишь являются распорядительными документами для внутреннего пользования.
Кроме того, из Послужного списка Солонца А.А. следует,что он с 27.12.1994 года по 29.03.1995 года участвовал в боевых действиях на территории Чеченской Республики. Это же подтверждается Удостоверением Номер обезличен серии Номер обезличен, выданным Министерством Юстиции РФ о том,что ФИО1 имеет право на льготы, установленные пунктом 1 ст. 16 Федерального Закона «О ветеранах».
Согласно п.1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 года и статьи 23.2 этого же закона Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем Ветеранов боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005 года, которые обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в виде субвенций.
Исходя из этого, ФИО1 имел право на получение за счет средств федерального бюджета жилого помещения по договору социального найма и мог его получить, не вкладывая собственные средства, так как состоял на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, но поскольку не было перспективы его получения в ближайшее время, согласился в начале 2006 года, участвовать в программе по развитию индивидуального жилищного строительства в Омской области с вложением собственных средств в размере 30% стоимости дома. Получил в сентябре 2006 года целевой кредит «На недвижимость» в Исилькульском ОСБ-Номер обезличен в сумме 231462 рубля и выплачивал его по сентябрь 2008 из заработной платы, погасив частично сумму кредита в размере 56072 рубля 50 копеек. То, что Солонцу А.А. для строительства жилого дома было выделено 540000 рублей из средств областного бюджета доказывает то,что это было сделано во исполнение п.16 Федерального закона «О ветеранах».
Суд не согласен с доводами представителя истца о том,что ФИО1 получил безвозмездное финансовую помощь на погашение кредита Банка без установленных законом оснований и обязан ее возвратить.
В соответствии с ч.4 статьи 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет,что лицо требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства.
Суд считает, что ответчик ФИО1 доказал в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, что у УФСИН РФ по Омской области не было перед ним обязательства о выплате безвозмездной финансовой помощи на погашение кредита, так как если должностные лица истца действовали по Инструкции, то после предоставления ФИО1 Свидетельства о праве собственности на жилой дом и других документов, подтверждающих что он строит жилой дом, они должны были вынести решение о снятии его с учета, как нуждающегося в жилом помещении и отказать в выплате указанных денежных средств. Однако данное решение и в настоящее время не вынесено, так как не предоставлено суду. То есть, ими нарушены положения ст. 56 ЖК РФ и пункта 9 Инструкции о порядке оказания безвозмездной финансовой помощи…. Ответчик же со своей стороны действовал законно, предоставил все требуемые документы, у него было право на предоставление жилого помещения по договору социального найма за счет средств федерального бюджета, как участнику боевых действий, а в Указе Президента и даже в названии Инструкции не указано, что безвозмездная финансовая помощь на погашение кредита предоставляется только лицам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, а остальные условия у него имелись. Кроме того, денежные средства были перечислены УФСИН России по Омской области не Солонцу А.А. а Исилькульскому отделению АКСБ РФ Номер обезличен.
Таким образом, суд находит,что взыскиваемые денежные средства были предоставлены Солонцу А.А. на погашение кредита Банка во исполнение несуществующего обязательства и не подлежат возврату, а иск не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
В иске Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Омской области о взыскании с Солонца А.А. неосновательного обогащения - отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда, путем подачи жалобы в Исилькульский городской суд.
Судья: п/п Хурцилава Т.Е.
Мотивированное решение суда изготовлено 03 сентября 2010 года.
Копия верна.
Судья: