ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4437/18 от 20.01.2018 Пушкинского районного суда (Город Санкт-Петербург)

УИД: 78RS0020-01-2018-003922-02

Дело № 2-799/2019

18 июня 2019 года

р е ш е н и е

Именем российской федерации

Пушкинский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

Председательствующего судьи

Моноговой Е.А.

При секретаре

Птюшкиной А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО «Управляющая компания «Северо-Запад» к Шулепину А.В. об обязании предоставить доступ в жилое помещение,

с участием представителя истца,

УСТАНОВИЛ:

Истец ООО «Управляющая компания «Северо-Запад» обратился в суд с иском к ответчику Шулепину А.В., в котором просит обязать ответчика предоставить доступ в жилое помещение по адресу: ... указав, что осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: ..., ответчик является собственником квартиры № 0 в указанном доме, от жильцов указанного дома поступила жалоба о нарушении работы вентиляции, в ходе проведения осмотра вентиляционной системы было выявлено наличие засора на уровне квартиры ответчика. Ответчику было направлено предписание о необходимости предоставления доступа в квартиру для устранения засора и прочистки вентиляционного канала, однако ответчик отказался предоставить доступ в квартиру.

Представитель истца в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме.

Ответчик Шулепин А.В. в судебное заседание не явился, извещался судом о месте и времени судебного заседания в порядке ст. 113 ГПК РФ, путем направления судебных извещений по месту проживания, подтвержденному справкой о регистрации, однако повестки вручить не удалось в связи с неявкой адресата за их получением, что расценивается судом как уклонение от явки в суд и в силу статьи 117 ГПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие ответчика.

Неполучение судебных извещений по месту жительства, где гражданин постоянно зарегистрирован, не может служить уважительной причиной для неявки в суд.

Статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 2 пункта 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25, извещение будет считаться доставленным адресату, если он не получил его по своей вине в связи с уклонением адресата от получения корреспонденции, в частности если оно было возвращено по истечении срока хранения в отделении связи.

В связи с изложенным, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ответчика в соответствии с указанными выше положениями закона и ч. 4 ст. 167 ГПК РФ.

Суд, заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно с ч. 2 ст. 1 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ), граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

В силу ч. 4 ст. 17 ЖК РФ, пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу частей 3, 4 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с положениями статьи 161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 года, в состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе (пункт 5 Правил).

Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан (пункт 10 Правил).

На основании п. п. 13, 16 указанных выше Правил, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией. Осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домой - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.

В соответствии с пунктами 15 Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» (вместе с «Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме») работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем вентиляции и дымоудаления многоквартирных домов включают в себя: техническое обслуживание и сезонное управление оборудованием систем вентиляции и дымоудаления, определение работоспособности оборудования и элементов систем; контроль состояния, выявление и устранение причин недопустимых вибраций и шума при работе вентиляционной установки; устранение неплотностей в вентиляционных каналах и шахтах, устранение засоров в каналах, устранение неисправностей шиберов и дроссель-клапанов в вытяжных шахтах, зонтов над шахтами и дефлекторов, замена дефективных вытяжных решеток и их креплений; при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.

В силу подп. «е» п. 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, потребитель обязан допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое или нежилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем время в порядке, указанном в пункте 85 названных Правил, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.

Пункт 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, предоставляет управляющей организации право требовать допуска в занимаемое потребителем жилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, а также право на выполнение необходимых ремонтных работ.

Судом установлено, что собственником квартиры по адресу: ... является ответчик Шулепин А.В.

Управление многоквартирным домом по адресу: ... осуществляет ООО «Управляющая компания «Северо-Запад».

Из материалов дела усматривается, что 16.06.2018 года ООО «Проф-Сервис» проведено обследование вентиляционной шахты, в соответствии с которым установлено, что на уровне ... доме по адресу: ... обнаружен завал общей вентиляционной шахты, в течение двух рабочих дней были проведены работы по пробивке завала, но завал устранить не удалось; устранить завал возможно только со вскрытием отверстия размером 300 х 300 мм в общую вентиляционную шахту в помещении кухни квартиры № 0, о чем составлен акт на периодическую очистку и поверку дымоходов (газоходов) и вентиляционных каналов № 0 от 16.06.2018 года.

20.08.2018 года ООО «Проф-Сервис» составлен акт на периодическую очистку и поверку дымоходов (газоходов) и вентиляционных каналов № 0, согласно которому установлено, что на уровне квартиры № 0 в доме по адресу: ... забита вентиляционная шахта; вентиляция в квартирах № 0 отсутствует; в результате завала в вентиляционной шахте прочистить ее с кровли не удалось; необходимо вскрытие вентиляционной шахты на уровне 6 этажа в квартире № 0, прочистить завал с последующей заделкой вскрытого отверстия.

Истцом в материалы дела представлен договор оказания услуг, заключенный 30.05.2018 года между ним и ООО «Проф-Сервис» № 0 по выполнению разовых работ на проверку технического состояния внутри стенных вентиляционных/дымовых каналов от стояков сверх кровли в жилом многоквартирном доме.

Ответчику Шулепину А.В. 02.07.2018 года было направлено предписание о необходимости предоставления доступа в квартиру для устранения засора и прочистки вентиляционного канала в срок до 09.07.2018 года, однако ответчиком доступ в квартиру предоставлен не был.

Согласно актам от 10.09.2018, 09.10.2018, 24.12.2018, составленным комиссией ООО «Управляющая компания «Северо-Запад» в доступе в квартиру № 0 в доме по адресу: ... для удаления засора в системе вентиляции Шулепиным А.В. отказано.

Допрошенный судом Соболев Д.В., мастер по трубочистным работам, пояснил, что устранить засор в системе вентиляции в доме по адресу: ... возможно лишь путем проведения работ в квартире, со стороны которой находится засор – квартире ответчика, необходимо вскрытие стены в ванной комнате или кухне. В квартире ответчика он был, однако в проведении работ по устранению засора ему было отказано.

Таким образом, судом установлен факт засора вентиляционного канала на уровне квартиры, принадлежащей на праве собственности ответчику, и также установлено, что доступ для проведения работ по устранению засора и прочистке вентиляционного канала ответчиком не предоставлен.

Воспрепятствование ответчиком проведению осмотра, устранению засора и прочистке вентиляционного канала нарушает права других жильцов многоквартирного дома, а также права истца на осуществление своих обязанностей по содержанию и ремонту жилого фонда на основании договора управления.

Учитывая вышеизложенное, поскольку необходимость в осмотре вентиляционной системы и выполнении работ по прочистке вентиляционного канала подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в то же время ответчик отказывается обеспечить доступ в принадлежащее ему жилое помещение для выполнения необходимых работ, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ООО «Управляющая компания «Северо-Запад» к Шулепину А.В. об обязании предоставить доступ в жилое помещение удовлетворить.

Обязать Шулепина А.В. предоставить доступ ООО «Управляющая компания «Северо-Запад» в жилое помещение по адресу: ... для проведения работ по устранению засора вентиляционной шахты.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья