ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4439/2020250029-01-2020-008932-14 от 28.12.2020 Уссурийского районного суда (Приморский край)

Дело №2-4439/2020 25RS0029-01-2020-008932-14

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 декабря 2020 года Уссурийский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Доценко Л.А.,

при секретаре Смирновой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Уссурийского городского прокурора в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае к ФИО1 об истребовании имущества из чужого незаконного владения, с участием в качестве третьего лица Администрации Уссурийского городского округа,

УСТАНОВИЛ:

Уссурийский городской прокурор в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае обратился в суд к ответчику с указанным иском, мотивируя свои требования следующим. Уссурийской городской прокуратурой проведена проверка по обращению ФИО2 об использовании земельного участка не в соответствии с его целевым назначением. В ходе проведенной проверки установлено, что в реестре федерального имущества учтено защитное сооружение гражданской обороны (далее - ЗС ГО), общая площадь XXXX кв.м., расположенное по адресу:XXXX. В соответствии с п.3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 (далее - Постановление №3020-1) объекты государственной собственности, не указанные в приложениях 1 - 3 к данному Постановлению XXXX, независимо от того, на чьём балансе они находятся, и от ведомственной подчинённости предприятий, передаются в государственную собственность субъектов Российской Федерации на основании предложений их компетентных органов власти. До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности. В силу закона сооружение, расположенное по адресу:XXXX, является собственностью Российской Федерации. В ходе проверки также было установлено, что ЗС ГО и земельный участок, расположенные по вышеуказанному адресу используются ФИО1 в качестве автостоянки без законных оснований. На основании изложенного, просит истребовать из чужого незаконного владения и пользования ФИО1 федеральное имущество - защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу:XXXX, возложив обязанность освободить указанное федеральное имущество путем его передачи Территориальному управлению Росимущества в Приморском крае.

В судебное заседание представитель истца не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, направил письменный отзыв, согласно которого поддержал исковые требования в полном объеме.

Ответчик ФИО1, представитель третьего лица Администрации УГО, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, изучив материалы дела, полагает следующее.

В силу ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии со ст.301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Согласно п.32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» при применении ст. 301 ГК РФ следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого имущество фактически находится в незаконном владении.

Согласно ст.214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации -республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.

На территории Приморского края осуществление полномочий собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества возложено на Территориальное управление Росимущества в Приморском крае.

Пользование федеральным имуществом (защитным сооружением) в отсутствие соответствующего права влечёт за собой нарушение имущественных прав Российской Федерации. Незаконная эксплуатация защитных сооружений гражданской обороны может привести к причинению ущерба имуществу, принадлежащему государству.

В соответствии с п.3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 (далее - Постановление № 3020-1) объекты государственной собственности, не указанные в приложениях 1 - 3 к данному Постановлению №3020-1, независимо от того, на чьём балансе они находятся, и от ведомственной подчинённости предприятий, передаются в государственную собственность субъектов Российской Федерации на основании предложений их компетентных органов власти. До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.

Такие объекты как «защитные сооружения гражданской обороны» в приложениях 1 - 3 к Постановлению № 3020-1 прямо не указаны.

Общее понятие и классификация подобных объектов определяются исходя из положений иных законодательных и нормативных актов.

Статья 1 Федерального закона «О гражданской обороне» определяет гражданскую оборону как систему мероприятий по подготовке к защите и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 №1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

Согласно ГОСТ Р22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий», утверждённому Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 22.12.1994 № 327, под защитным сооружением понимается инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий и катастроф на потенциально опасных объектах, либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения.

Защитные сооружения гражданской обороны, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, которые в приложениях 1-3 к Постановлению №3020-1 не упомянуты.

Такие защитные сооружения гражданской обороны продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта Российской Федерации в установленном порядке.

Как следует из материалов дела, в ходе проведенной Уссурийского городской прокуратурой проверки от ДД.ММ.ГГ установлено, что в реестре федерального имущества учтено защитное сооружение гражданской обороны, общая площадь XXXX кв.м., расположенное по адресу:XXXX.

Земельный участок, на котором распложены защитные сооружения гражданской обороны, не оформлен, государственная собственности на данный участок не разграничена.

В ходе проверки также было установлено, что защитные сооружения гражданской обороны и земельный участок, расположенные по адресу:XXXX, используются ФИО1 в качестве автостоянки без законных оснований.

Использование ФИО1 федерального имущества без правовых оснований явилось основанием для предъявления в суд настоящего иска.

Статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственнику предоставлено право истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

По смыслу названной нормы собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения, если между собственником и лицом, к которому предъявлено такое требование, отсутствуют какие-либо обязательственные правоотношения по поводу этого имущества и имущество находится в фактическом владении ответчика.

Поскольку законных оснований для владения спорным земельным участком по адресу:XXXX, у ответчика не имеется, заявленные исковые требования об истребовании имущества подлежат удовлетворению.

По изложенному и руководствуясь ст.ст.197, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Истребовать из незаконного владения и пользования ФИО1 федеральное имущество - защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу:XXXX.

Обязать ФИО1 освободить занимаемое им федеральное имущество - защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу:XXXX, путем его передачи Территориальному управлению Росимущества в Приморском крае.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Приморский краевой суд через Уссурийский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 11 января 2021 года.

Председательствующий Л.А.Доценко