ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-443/2022 от 16.06.2022 Артемовского городского суда (Свердловская область)

66RS0016-01-2022-000217-53

Дело № 2-443/2022

Мотивированное решение составлено 16.06.2022.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 июня 2022 г. г. Артемовский

Артемовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Тюриковой Т.В., при секретаре Уразмановой И.С., с участием представителя истца прокурора Редозубова А.Н., представителей 3 лица Счетной палаты Артемовского городского округа ФИО1, ФИО2, 3 лица ФИО3, представителя 3 лица МУП АГО «Мостовское жилищно-коммунальное хозяйство» ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Артемовского городского прокурора, действующего в интересах Артемовского городского округа, к Администрации Артемовского городского округа об обязании восстановить неправомерно израсходованные бюджетные средства,

УСТАНОВИЛ:

Артемовский городской прокурор, действующий в интересах Артемовского городского округа, обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Артемовского городского округа об обязании в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу восстановить неправомерно израсходованные бюджетные средства в сумме 116 404 руб. в бюджет Артемовского городского округа».

Определением суда к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, МУП АГО «Мостовское ЖКХ», председатель Территориального управления села Мостовское с подведомственной территорией населенных пунктов деревня Лисава, деревня Налимово (далее- ТОМС с.Мостовское) ФИО3

В обоснование требований истец в иске указал, что Артемовской городской прокуратурой изучен акт контрольного мероприятия «Проверка использования средств бюджета Артемовского городского округа, выделенных Территориальному органу местного самоуправления села Мостовского в 2019-2020 годах и текущем периоде 2021 года с проведением аудита в сфере закупок», проведенной Счетной палатой Артемовского городского округа.

По результатам надзорных мероприятий выявлены нарушения Бюджетного кодекса Российской Федерации, выразившиеся в нецелевом и неэффективном использовании средств местного бюджета Артемовского городского округа ТОМС села Мостовского.

Так, между ТОМС села Мостовское и МУП «Мостовское ЖКХ» заключены договоры №61 от 14.04.2020 на сумму 149 998 руб., № 61 от 15.04.2019 на сумму 27 600 руб., №62 от 15.04.2019 на сумму 89 400 руб., №112 от 06.12.2019 на сумму 60 000 руб. на выполнение работ по обустройству контейнерных площадок в с. Мостовское. Технические задания указанными договорами не предусмотрены. Размеры контейнерных площадок договорами не определены (длина, ширина, площадь контейнерной площадки, длина, высота, площадь ограждения). Работы приняты по актам приемки выполненных, оплаты по указанным договорам произведены на основании Справок о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) и платежных поручений. Выборочной проверкой объемов фактически выполненных работ установлено, что фактические объемы по указанным договорам не соответствуют актам о приемке выполненных работ (форма КС-2). Указанные обстоятельства подтверждается информацией Счетной палаты АГО от 24.01.2022 № 35, заключениями специалиста № 439-С-21 и локально-сметными расчетами.

Все нарушения по указанным договорам аналогичны между собой.

Таким образом, в нарушение вышеуказанного законодательства средства местного бюджета Артемовского городского округа ТОМС села Мостовского израсходованы на оплату фактически не выполненных объемов работ на общую сумму 116 404,00 руб.

В соответствии с Решением Думы Артемовского городского округа от 17.06.2021 № 832 осуществлена реорганизация ТОМС села Мостовского путем присоединения к Администрации Артемовского городского округа. При этом, Администрация Артемовского городского округа признана правопреемником присоединенного ТОМС села Мостовского с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении его деятельности. Таким образом, Администрация Артемовского городского округа является надлежащим ответчиком по настоящему исковому заявлению.

Поскольку в нарушение бюджетного законодательства ТОМС села Мостовского, неправомерно использованы бюджетные средства местного бюджета, настоящее заявление подается прокурором в защиту интересов и Артемовского городского округа, в соответствии с требованиями ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ. Прокурор просит суд иск удовлетворить (л.д. 3-9).

В судебном заседании представитель истца заместитель Артемовского городского прокурора Редозубов А.Н. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске. Пояснил, что на стр. 2 искового заявления опечатка по тексту «49 343 руб.», правильно «43 343 руб.», но сумма иска остается та же самая. Дополнил, что срок, установленный в исковом заявлении, является достаточным для исполнения исковых требований. Бюджетные средства не ушли на обустройство шестой контейнерной площадки, поскольку в ходе судебного заседания выяснили, что обустройство контейнерной площадки на сельском кладбище письменно оформлено не было, отсутствует договор на выполнение работ. Так же, если допустить, что работы были выполнены, то отсутствует акт приемки и в материалах гражданского дела не представлено допустимых доказательств, что именно МУП «Мостовское ЖКХ» обустраивало данную контейнерную площадку. Сведений, на какие денежные средства обустроена площадка на сельском кладбище, нет.

В судебном заседании представители 3 лица Счетной палаты Артемовского городского округа ФИО1, ФИО2 заявленные требования поддержали.

Представитель 3 лица Счетной палаты АГО ФИО1 дополнила, что в ходе контрольного мероприятия в августе 2021 года специалистами Счетной палаты и инспекторами с привлечением технического независимого специалиста МКУ АГО «Жилкомстрой» ФИО обмеряли в присутствии начальника ТУ ФИО5, который акт осмотра контейнерных площадок подписал без замечаний. Счетная палата является органом межмуниципального финансового контроля и осуществляет свою деятельность на основании плана. План работы утверждается до 30 декабря следующего года. На 2021 год была запланирована проверка использования бюджетных средств ТОМС за 2019, 2020 и текущий период 2021 года. До начала проверки было направлено уведомление председателю ТОМС ФИО3 о том, что будут проводится контрольные мероприятия, рабочая группа сформирована за счет распоряжения председателя Счетной палаты. Для этого предоставляются бухгалтерские, учредительные документы, локально-правовые акты ТОМС, которые действовали в проверяемом периоде. Поскольку по бюджетной смете ТОМС выделялись Администрацией АГО средства на обустройство контейнерных площадок по целевой статье. Поэтому, специалистом Счетной платы проверяется обоснованность выделения этих денежных средств и как они расходовались. Поскольку на обустройство контейнерных площадок электронные аукционы не проводили, а заключались прямые договоры. Для проведения аукциона в электронном порядке обязательно составляется техническое задание, место расположения объекта, где будет производиться обустройство, размеры. В тех договорах, которые были представлены в Счетную палату, не было технического задания и у каждой площадки не были определены размеры. Договоры были представлены в Счетную палату до начала контрольного мероприятия, специалистами анализировалось, как расходовались бюджетные средства и далее осуществляется выезд на место, осмотр, замеры и фотофиксация. По результатам контрольного мероприятия готовится представление по выявленным нарушениям и недостаткам, представителем Счетной палаты направлено в адрес ФИО3 как должностному лицу, которое ответственно за использование бюджетных средств. Это представление было в течение месяца рассмотрено, в ответе написали, что в адрес подрядчиков были направлены письма, поскольку были выявлены расхождения по объемам, оплата за невыполненные работы и предложено было подрядчикам вернуть деньги ТОМС. В декабре было вынесено предписание о том, что необходимо вернуть деньги в бюджет, поскольку они были израсходованы незаконно.

Строительство сооружений без оформления документов не допускается, не допускается замена материалов одних другими. Если предусматривается профильная труба 60*60 с толщиной стенки 3,5 мм, а они заменили со стенкой в 2 мм, это получается ухудшение материалов и самой площадки. Кроме того, по протяженности по факту списано больше, чем установлено. Кроме того, у нас есть фотографии на которых видно что нет такого объема щебня, которые были сделаны в августе 2021 года, когда проходили контрольные мероприятия. Визуально представитель видела, при проведении ревизии, что щебня под площадками очень мало, там были ямы.

Представитель третьего лица Счетной палаты АГО ФИО2 дополнила, что ФИО3 им сообщал, что первоначально площадку в районе сельского кладбища не стали делать, потому что велось финансирование по той целевой статье как содержание кладбища, а расходы производились за счет другой целевой статьи, как благоустройство. Фактически, это нецелевое использование денежных средств. Площадка на кладбище должна была быть оборудована за счет целевой статьи «содержание кладбища».

В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МУП «Мостовское ЖКХ», ФИО4 возражала против иска. Поддержала письменные возражения, согласно которых, между ТОМС села Мостовское и МУП «Мостовское ЖКХ» заключены договора на выполнение работ по обустройству контейнерных площадок в с. Мостовское от 15.04.2019 № 62 на сумму 89 400, 00 рублей и от 14.04.2020 № 61 на сумму 149 998, 00 рублей, от 15.04.2019 № 61 на сумму 27 600, 00 рублей, от 06.12.2019 № 112 на сумму 60 000, 00 рублей. Акты выполненных работ подписаны сторонами, каких-либо замечаний со стороны ТОМС села Мостовское к качеству и объёмам выполненных работ акты не содержат. Исходя из буквального толкования условий договора, цена является твердой. В материалах дела отсутствуют доказательства, что подрядчиком не выполнены какие-либо работы, предусмотренные спорным договором. Объекты завершены, оплата подрядчику произведена в полном размере. При этом в качестве основания для взыскания излишне выплаченных сумм по договору Истец представил только акт проверки Счетной палаты Артемовского городского округа. Сам по себе акт проверки не влечет обязанности общества возвратить управлению денежные средства, поскольку возврат исполненного по контракту на таком основании не предусмотрен гражданским законодательством. Названная проверка проводилась в отношении ТОМС села Мостовское, а не в отношении МУП «Мостовское ЖКХ». Допущенные ТОМС села Мостовское нарушения расходования бюджетных средств не должны влечь неблагоприятные последствия для МУП «Мостовское ЖКХ», как юридического лица. Данный акт проверки в отсутствие иных доказательств завышения объема, стоимости фактически выполненных работ не может быть признан надлежащим доказательством указанных обстоятельств. Ссылка Истца на заключение специалиста № № 439-С-21, 440-С-21 считают не обоснованной

При проведении осмотра специалистом Счетной палаты Артемовского городского округа, а также специалистом ООО «Центр Судебных Строительных Экспертиз» объектов обустройства контейнерных площадок представитель подрядчика не присутствовал, о проведении экспертных исследований не извещался, в связи с этим невозможно достоверно установить, какой именно объем работ был предъявлен Счетной палатой Артемовского городского округа специалисту для проведения оценки качества. Работы были выполнены подрядчиком весной 2019-2020 годов, в то время как независимая экспертиза проведена в декабре 2021 года. При этом экспертиза проведена по истечении длительного времени, не учитывая погодные климатические условия, износ материала, условия эксплуатации.

Заключение экспертизы, которая проведена без привлечения подрядчика, не может рассматриваться как доказательство не качественности выполненных работ или завышения их объемов и стоимости. Такое поведение является недобросовестным в смысле п. 3 ст. 307 ГК РФ. При установлении, исполнении обязательства и после прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя необходимую информацию.

На основании части 2 статьи 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», статей 11, ч. 4 статьи 14 Закона Свердловской области «О Счетной палате Свердловской области и контрольно-счетных органах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области от 12.07.2011 № 62-03, Счетная палата провела контрольное мероприятие в отношении ТОМС села Мостовское, включая порядок оформления ее результатов и форму реагирования на выявленные нарушения, в пределах своих полномочий, но процедура проведения контрольного мероприятия не соответствует закону. При проведении контрольного мероприятия палатой Артемовского городского округ внешний эксперт не входил в состав комиссии контрольного мероприятия. В Программе контрольного мероприятия сие, г о привлечении внешних экспертов, а также данные эксперта и подпись отсутствуют Указанные заключения специалиста № 439-С-21 от 20.12.2021 и №. 440- 20.12.2021 не включены в рабочую документацию, на которых могут быть сделаны выводы и не являются приложением к акту контрольного мероприятия. Следовательно, экспертиза проведена с нарушением норм действующего законодательства, в связи с чем не может быть принята в качестве допустимого доказательства.

Так же считают не состоятельными ссылки истца на отсутствует техническое задание, не определение договором размеров контейнерных площадок (длина, ширина, площадь контейнерной площадки, высота, площадь ограждения). Отсутствие в договоре условий, определяющих способ выполнения работ, а также отсутствие технического задания, не свидетельствует само по себе о несогласованности существенных условий договора подряда. Перечень и состав работ могут быть указаны в самом договоре либо в отдельном приложении к нему: в технической документации, техническом задании, локальном сметном расчете, ином приложении - при условии, что в этих приложениях содержится ссылка на договор подряда. Просит суд в удовлетворении исковых требований Артемовской городской прокуратуры к Администрации Артемовского городского округа отказать.

В судебном заседании 3 лица Территориального управления села Мостовское с подведомственной территорией населенных пунктов деревня Лисава, деревня Налимово ФИО3 с иском был не согласен. Пояснив, что имеются разногласия по экспертизам, сначала «Жилкомстрой» проводило экспертизу, потом независимая экспертиза проводилась, и везде цифры разные. Экспертиза проводилась спустя большой промежуток времени от момента работы. Претензии были по объему израсходованной щебенки. К моменту осмотра счетной палатой и эксперта, щебенка провалилась в землю, заросла травой. Поскольку, необходимо было обустраивать дополнительную площадку на сельском кладбище, в связи с чем, из этих же выделенных денег, контейнерная площадка под мусорные баки была обустроена. По договору было обустройство пяти площадок, а надо было сделать шесть площадок. При этом, объем основных площадок не уменьшился. Контейнерная площадка под мусор была обустроена за счет экономии денежных средств, потраченных на строительство других контейнерных площадок. Площадка была обустроена без письменного договора. На учет в Комитете по управлению муниципальным имуществом, не стоит. Считает, что объем металла не занижен, его так же использовали на контейнерную площадку на сельском кладбище. ФИО3, как представитель заказчика, принимал работы подрядчика. Но, до миллиметров размеры металлических труб и железа не проверял. Так же он производил сверку по локально-сметном расчету, вопросов не возникло.

Представители ответчика Администрации АГО ходатайствовали о рассмотрении дела без участия представителя ответчика.

Кроме того, лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены, в том числе, публично путем заблаговременного размещения в соответствии со ст. ст. 14, 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов Российской Федерации» информации на интернет-сайте Артемовского городского суда.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему:

Согласно п. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Из совокупности представленных и исследованных в судебном заседании письменных материалов дела установлено, Артемовской городской прокуратурой изучен акт контрольного мероприятия «Проверка использования средств бюджета Артемовского городского округа, выделенных Территориальному органу местного самоуправления села Мостовского в 2019-2020 годах и текущем периоде 2021 года с проведением аудита в сфере закупок», проведенной Счетной палатой Артемовского городского округа от 16.09.2021 (л.д.63-92).

По результатам надзорных мероприятий выявлены нарушения Бюджетного кодекса Российской Федерации, выразившиеся в нецелевом и неэффективном использовании средств местного бюджета Артемовского городского округа ТОМС села Мостовского.

Так, между ТОМС села Мостовское и МУП «Мостовское ЖКХ» заключен договор от 15.04.2019 № 62 на выполнение работ по обустройству контейнерных площадок в с. Мостовское на сумму 89 400,00 руб., сроки выполнения работ по договору - с 15.04.2019 по 15.05.2019 (л.д. 99-100). Техническое задание договором не предусмотрено. Размеры контейнерных площадок договором не определены (длина, ширина, площадь контейнерной площадки, длина, высота, площадь ограждения). В приложении 1 к договору от 15.04.2019 № 62 определен список контейнерных площадок: <...> площадка на 2 бака; с. Мостовское, перекресток улиц Ленина-Декабристов, 1 площадка на 1 бак; <...> площадка на 2 бака; <...> площадка на 1 бак; <...> площадка на 1 бак.

Работы приняты по акту приемки выполненных работ (форма КС-2) от 16.06.2019 № 11 на сумму 89 400,00 руб., оплата произведена 28.06.2019 на основании Справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) от 12.12.2019 № 11 на сумму 89 400,00 руб., платежное поручение от 26.06.2019 № 7093 на сумму 89 400,00 руб. (л.д. 63-92, 104-107).

Выборочной проверкой объемов фактически выполненных работ установлено, что фактические объемы не соответствуют акту о приемке выполненных работ (форма КС-2) от 16.05.2019 № 11.

Так, проверкой объемов фактически выполненных работ установлено, что председателем ТОМС села Мостовского приняты и оплачены фактически невыполненные работы по указанному договору, с учетом стоимости примененных, но не предусмотренных условиями договора работ и материалов, на сумму 43 343,00 руб., что подтверждается актом по результатам контрольных мероприятий Счетной палаты АГО от 16.09.2021 (л.д.63, 78-81), заключением специалиста № 439-С-21 (л.д. 10-32) и локально-сметными расчетами (л.д.51-52, 53).

Аналогичные нарушения установлены при исполнении договора от 14.04.2020 № 61, заключенного с МУП АГО «Мостовское ЖКХ» (л.д. 108-109).

Так, между ТОМС села Мостовское и МУП «Мостовское ЖКХ» заключен договор от 14.04.2020 № 61 на устройство контейнерных площадок на территории ТОМС села Мостовского на сумму 149 998,00 руб., сроки выполнения работ по договору - с 15.04.2020 по 15.05.2020. Техническое задание договором не предусмотрено. Размеры контейнерных площадок договором не определены (длина, ширина, площадь контейнерной площадки, длина, высота, площадь ограждения). В приложении 1 к договору от 14.04.2020 №61 определен список контейнерных площадок: <...>, двор, 1 площадка на 2 бака; <...> между домами 8 и 10, 1 площадка на 2 бака; <...> площадка на 2 бака; с. Мостовское, перекресток улиц Первомайская - Пушкина, 1 площадка на 2 бака; <...> площадка на 2 бака; д. Налимово, перекресток улиц Ленина - Октябрьской Революции, 1 площадка на 1 бак.

Работы приняты по акту приемки выполненных работ (форма КС-2) от 15.05.2020 № 14 на сумму 149 998,00 руб. (л.д.113-116), оплата произведена 16.07.2020 на основании Справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) от 15.05.2020 № 14 на сумму 149 998,00 руб., платежное поручение от 15.07.2020 № 8808 на сумму 149 998,00 руб.

Выборочной проверкой объемов фактически выполненных работ установлено, что фактические объемы не соответствуют акту о приемке выполненных работ (форма КС-2) от 15.05.2020 № 14.

Так, проверкой объемов фактически выполненных работ установлено, что председателем ТОМС села Мостовского приняты и оплачены фактически невыполненные работы по указанному договору, с учетом стоимости примененных, но не предусмотренных условиями договора работ и материалов, на сумму 49 059,00 рублей, что подтверждается что подтверждается актом по результатам контрольных мероприятий Счетной палаты АГО от 16.09.2021 (л.д.63, 80), заключением специалиста № 440-С-21 (л.д. 33-48) и локальносметным расчетом (л.д.54 -55,61-62).

Аналогичные нарушения установлены при исполнении договора от 15.04.2019 № 61, заключенного с МУП АГО «Мостовское ЖКХ» (л.д. 93-94).

Так, между ТОМС села Мостовское и МУП «Мостовское ЖКХ» заключен договор от 15.04.2019 № 61 на устройство одной контейнерной площадки на 5 баков в с. Мостовское на перекрестке улиц Первомайская, д. 1 - ФИО6 на сумму 27 600,00 рублей, сроки выполнения работ по договору - с 15.04.2019 по 15.05.2019. Техническое задание договором не предусмотрено. Размеры контейнерных площадок договором не определены (длина, ширина, площадь контейнерной площадки, длина, высота, площадь ограждения).

Работы приняты по акту приемки выполненных работ (форма КС-2) от 07.05.2019 № 10 на сумму 27 600,00 руб. (л.д.97-98), оплата произведена 10.09.2019 на основании Справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) от0 07.05.2019 № 10 на сумму 27 600,00 руб. платежное поручение от 09.09.2019 № 10586 на сумму 27 600,00 руб.

Выборочной проверкой объемов фактически выполненных работ установлено, что фактические объемы не соответствуют акту о приемке выполненных работ (форма КС-2) от 07.05.2019 №10.

Так, проверкой объемов фактически выполненных работ установлено, что председателем ТОМС села Мостовского приняты и оплачены фактически невыполненные работы по указанному договору, с учетом стоимости примененных, но не предусмотренных условиями договора работ и материалов, на сумму 12 272,00 руб., что подтверждается актом по результатам контрольных мероприятий Счетной палаты АГО от 16.09.2021 (л.д.63, 77-78), заключением специалиста № 439-С-21 (л.д.10-32) и локально-сметными расчетами (л.д.59, 60).

Аналогичные нарушения установлены при исполнении договора от 06.12.2019 № 112, заключенного с МУП АГО «Мостовское ЖКХ».

Так, между ТОМС села Мостовское и МУП «Мостовское ЖКХ» заключен договор от 06.12.2019 № 112 на устройство контейнерных площадок на территории ТОМС села Мостовского на сумму 60 000,00 руб., сроки выполнения работ по договору - с 06.12.2019 по 12.12.2019 (л.д.120-125). Техническое задание договором не предусмотрено. Размеры контейнерных площадок договором не определены (длина, ширина, площадь контейнерной площадки, длина, высота, площадь ограждения). В приложении 1 к договору от 06.12.2019 № 112 определен список контейнерных площадок: <...> площадка на 2 бака; <...> площадка на 1 бак; <...> площадка на 2 бака; <...> площадка на 2 бака.

Работы приняты по акту приемки выполненных работ (форма КС-2) от 13.12.2019 № 40 на сумму 60 000,00 руб., оплата произведена 20.12.2019 на основании Справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) от 12.12.2019 № 40 на сумму 60 000,00 руб. платежное поручение от 19.12.2019 № 15391 на сумму 60 000,00 руб.

Выборочной проверкой объемов фактически выполненных работ установлено, что фактические объемы не соответствуют акту о приемке выполненных работ (форма КС-2) от 13.12.2019 № 40.

Так, проверкой объемов фактически выполненных работ установлено, что председателем ТОМС села Мостовского приняты и оплачены фактически невыполненные работы по указанному договору, с учетом стоимости примененных, но не предусмотренных условиями договора работ и материалов, на сумму 11 730,00 руб., что подтверждается что подтверждается актом по результатам контрольных мероприятий Счетной палаты АГО от 16.09.2021 (л.д.63, 78-81) (л.д.63, 79-80), заключением специалиста № 439-С-21 (л.д.10-32) и локально-сметным расчетом (л.д.57-58).

Как следует из заключения специалиста ООО «Центр Судебных Строительных Экспертиз» № 439-С-21 от 20.12.2021 по результатам строительно-технической экспертизы, проведенной в отношении выполненных работ по обустройству контейнерных площадок в с. Мостовском Артемовского района Свердловской области в рамках договоров №61 от 15.04.2019, №62 от 15.04.2019, №112 от 06.12.2019, в результате анализа таблицы №4 видно, что фактически выполненные работы отличаются по составу и объему от работ, предусмотренных договором №112 от 06.12.2019.

Не выполнены работы по пробивке в бетонных полах отверстий.

Вместо столбов из труб 60x60 мм. с толщиной стенки в 3,5 мм, применены столбы с толщиной стенки 2,0 мм., а в местах крепления столбов к основанию вместо уголков стальных с размером полок 80x80 мм., применена сталь угловая равнополочная размером 40x40 мм.

Остальные виды работ и материалов фактически выполнены в меньшем объеме, некоторые позиции наоборот выполнены в большем объеме, чем предусмотрено договором: устройство дорожных покрытий из сборных прямоугольных железобетонных плит, монтаж ограждающих конструкций стен из профилированного листа и профнастил, трубы стальные прямоугольные размером 40x20 мм., толщина 2 мм.

Вывод: таким образом, виды и объемы фактически выполненных работ по обустройству контейнерных площадок в с. Мостовском Артемовского района Свердловской области не соответствуют условиям договоров №61 от 15.04.2019, №62 от 15.04.2019, №112 от 06.12.2019. Требуется перерасчет фактической стоимости выполненных работ с учетом фактических выполненных объемов работ и примененных материалов (л.д. 10-32).

Как следует из заключения специалиста ООО «Центр Судебных Строительных Экспертиз» № 440-С-21 от 20.12.2021 по результатам строительно-технической экспертизы, проведенной в отношении выполненных работ по обустройству контейнерных площадок в с. Мостовском Артемовского района Свердловской области в рамках договора №61 от 14.04.2020, фактически выполненные работы отличаются по составу и объему от работ, предусмотренных договором №61 от 14.04.2020, а именно:

Не выполнены работы по пробивке в бетонных полах отверстий полностью, по планировке площадей бульдозерами.

Не выполнены работы по устройству подстилающих и выравнивающих слоев оснований щебеночных (площадки на 2 контейнера: ул. Советская д. 13 двор, ул. Советская, между д.8 и <...> и площадка на 1 контейнер в д. Налимово).

Вместо столбов из труб 60x60 мм. с толщиной стенки в 3,5 мм, применены столбы с толщиной стенки 2,0 мм.

Некоторые позиции выполнены в большем объеме, чем предусмотрено договором: погрузочные работы при автомобильных перевозках: изделий из сборного железобетона, бетона, керамзитобетона массой до 3 т., перевозка грузов автомобилями - самосвалами грузоподъемностью 10 г, работающими вне карьера, на расстояние до 5 км. 1 класс груза, масляная окраски металлических поверхностей столбов (площадки на 2 контейнера) монтаж ограждающих конструкций стен из профилированного листа и профлист, шурупы-саморезы, срубы стальные прямоугольные (ГОСТ 8645-86) размером 40x20 мм. толщина 2 мм. (площадка па 1 контейнер в д. Налимово).

Все остальные виды работ и материалов фактически выполнены в меньшем объеме, чем предусмотрено договором.

Таким образом, виды и объемы фактически выполненных работ по обустройству контейнерных площадок в с. Мостовском Артемовского района Свердловской области не соответствуют условиям договора №61 от 14.04.2020.

Требуется перерасчет фактической стоимости выполненных работ с учетом фактических выполненных объемов работ и примененных материалов согласно таблицей №2 настоящего заключения (л.д. 33-48).

Суд не может согласиться с доводами 3 лица о том, что указанные заключения специалиста являются недопустимыми доказательствами, поскольку, специалист не входил в состав комиссии контрольного мероприятия. Строительно-техническая экспертиза, проведенная ООО «Центр Судебных Строительных Экспертиз» была проведена по заказу Счетной палаты Артемовского городского округа, на основании договоров. То, что специалист, проводивший экспертизу, не входил в состав комиссии контрольного мероприятия, не свидетельствует о порочности представленных суду заключений. Обстоятельства того, что подрядчики, не были привлечены к участию при проведении осмотра специалистом, так же не порочат выводы экспертных заключений.

Постановлением Артемовского городского суда Свердловской области от 21.03.2022 председатель Территориального органа местного самоуправления села Мостовского с подведомственной территорией населенных пунктов: деревня Лисава, деревня Налимово ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа.

Указанным постановлением установлено, что председателем Территориального органа местного самоуправления села Мостовского с подведомственной территорией населенных пунктов: деревня Лисава, деревня Налимово (далее ТОМС с. Мостовского) ФИО3, в нарушение ст. 309, 711 и 720 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» приняты и оплачены фактически невыполненные работы по обустройству контейнерных площадок по договору от 14.04.2020 № 61 на сумму 49 059,00 руб., что является нецелевым использованием бюджетных средств (л.д.148-149).

В силу ч.4 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

Постановление Артемовского городского суда Свердловской области от 21.03.2022 обязательно по настоящему делу в части причинения ущерба местному бюджету на сумму 49 059 руб., вытекающего из договора №61 от 14.04.2020.

Статьей 70 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает в себя закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

В соответствии со статьей 161, статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета и на основании бюджетной сметы. Казенное учреждение обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Исходя из пунктов 3, 4 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения муниципальных контрактов, иных договоров с юридическими лицами и подтверждает обязанность их оплаты в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты.

Согласно ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций у иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

В силу п. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием дт предоставления указанных средств.

В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства е требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий в требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии со ст. 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статье 758), предназначенные для удовлетворения государственных иле муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного иле муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

В соответствии со ст. 711 Гражданского кодекса Российской Федерации, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену- после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.

В соответствии с ч.1 ст. 720 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.

Согласно статье 124 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К указанным субъектам гражданского права, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

В соответствии с ч. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Таким образом, в нарушение вышеуказанного законодательства средства местного бюджета Артемовского городского округа ТОМС села Мостовского израсходованы на оплату фактически не выполненных объемов работ на общую сумму 116 404,00 руб.

Сторона ответчика и 3 лиц не представили суду иных доказательств, опровергающих основание, размер и состав причиненного ущерба.

В соответствии с Решением Думы Артемовского городского округа от 17.06.2021 № 832 осуществлена реорганизация ТОМС села Мостовского путем присоединения к Администрации Артемовского городского округа. При этом, Администрация Артемовского городского округа признана правопреемником присоединенного ТОМС села Мостовского с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении его деятельности. Таким образом, Администрация Артемовского городского округа является надлежащим ответчиком по настоящему исковому заявлению.

При указанных обстоятельствах, исковые требования Артемовского городского прокурора, действующего в интересах Артемовского городского округа, подлежат удовлетворению.

Суд, с учетом мнения сторон, а также то, что Администрация АГО является бюджетным субъектом, определяет срок для восстановления неправомерно израсходованных бюджетных средств – 3 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Ответчик подлежит освобождению от судебных расходов, в связи с тем, что является органом муниципальной власти.

Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Артемовского городского прокурора, действующего в интересах Артемовского городского округа удовлетворить.

Обязать Администрацию Артемовского городского округа в течение трех месяцев, с момента вступления решения суда в законную силу, восстановить неправомерно израсходованные бюджетные средства в сумме 116 404 рублей в бюджет Артемовского городского округа.

Взыскать с Администрации Артемовского городского округа в пользу бюджета Артемовского городского округа Свердловской области государственную пошлину в размере 3 528 рублей 08 копеек.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд с подачей апелляционной жалобы (представления) через Артемовский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение подлежит составлению в течение пяти рабочих дней, в срок по 16.06.2022.

Судья Т.В. Тюрикова