ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-444 от 08.02.2011 Промышленного районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

                                                                                    Промышленный районный суд г. Смоленска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Промышленный районный суд г. Смоленска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело №2-444/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 февраля 2011 г. г.Смоленск

Промышленный районный суд г.Смоленска в составе:

председательствующего судьи Чернышова В.В.

при секретаре Горчаковой О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Федерального казначейства по Смоленской области, Министерству финансов Российской Федерации о признании недействующим Положения об Управлении Федерального казначейства по Смоленской области, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.03.2005 г. №, в части невозмещения гражданам вреда, причиненного государственными органами и должностными лицами, и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратились в суд с иском к Управлению Федерального казначейства по Смоленской области (далее также - УФК по Смоленской области) о признании недействующим Положения об УФК по Смоленской области, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.03.2005 г. №, в части невозмещения гражданам вреда, причиненного государственными органами и должностными лицами, и компенсации морального вреда, указав в обоснование заявленных требований, что решением мирового судьи судебного участка № г.Смоленска от 16.10.2009 г. в ее иске к названному ответчику и А. о взыскании денежных средств и компенсации морального вреда отказано. Принимая решение по делу, мировой судья сослался на Положение об УФК по Смоленской области, согласно которому УФК по Смоленской области не производит возмещение вреда, причиненного государственными органами гражданину. Считает, что данное Положение противоречит нормам Конституции РФ и ГК РФ, нарушает ее права, свободы и законные интересы. Просит суд признать в данной части Положение об УФК по Смоленской области недействующим, взыскать с ответчика в свою пользу в возмещение морального вреда, причиненного изданием и применением незаконного нормативно-правового акта, 38000000 руб.

Истец ФИО1, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, не явилась, об уважительности причин неявки суду не сообщила, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просила.

Представитель ответчика УФК по Смоленской области и привлеченного судом в качестве соответчика Министерства финансов Российской Федерации ФИО2 иск не признал, настаивал на рассмотрении дела по существу в отсутствие истца и пояснил, что Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с п.1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. №329, является федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с п.2 ч.1 ст.27 ГПК РФ оспаривание правовых актов федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций, подсудно Верховному Суду Российской Федерации. Оспариваемое Положение об УФК по Смоленской области является учредительным документом и в соответствии со ст.49 ГК РФ определяет цели деятельности и связанные с этой деятельностью обязанности Управления. Считает, что Положение об УФК по Смоленской области не может затрагивать права, свободы и законные интересы истицы. Кроме того, ею не предоставлено никаких доказательств, подтверждающих факт причинения нравственных и физических страданий. Просит суд в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.

В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.

Выслушав объяснения представителя ответчика, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч.1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Из разъяснений, данных в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.03.2006 г. №58-О, видно, что часть первая статьи 251 ГПК РФ по своему конституционно-правовому смыслу не предполагает отказ суда в принятии заявления или возвращение заявления о признании незарегистрированного и неопубликованного в установленном порядке акта органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица противоречащим закону полностью или в части в случае, если заявитель считает, что этот акт, как содержащий обязательные правила поведения, адресованные персонально не определенному кругу лиц и рассчитанные на многократное применение, нарушает его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами.

Заявления об оспаривании нормативных правовых актов подаются по подсудности, установленной статьями 24, 26 и 27 настоящего Кодекса. В районный суд подаются заявления об оспаривании нормативных правовых актов, не указанных в статьях 26 и 27 настоящего Кодекса. Заявление подается в районный суд по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших нормативный правовой акт (ч.4 ст. 251 ГПК РФ).

Судом установлено, что решением мирового судьи судебного участка № г.Смоленска от 16.10.2009 г., вступившим в законную силу 25.03.2010 г., в иске ФИО1 к УФК по Смоленской области и А. о взыскании денежных средств и компенсации морального вреда отказано.

Из описательной части данного судебного акта видно, что в производстве  РОСП УФССП по Смоленской области находился исполнительный лист № от 14.12.2007 г. о взыскании денежных средств с ФИО1 в пользу А. Определением мирового судьи от 15.09.2008 г. ей предоставлена отсрочка исполнения решения суда на срок 6 месяцев. Между тем, из пенсии истицы в период с октября 2008 года по март 2009 года в пользу А. удержаны 3866 руб. 84 коп.

Посчитав заявленные истицей требования необоснованными, мировой судья сослался на Положение об Управлении Федерального казначейства по Смоленской области, согласно которому в обязанности Управления входят правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджета бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, то есть Управление не несет ответственность за Российскую Федерацию, субъекта Российской Федерации, не является казной Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, за счет которых производится возмещение вреда.

Указанные обстоятельства подтверждаются представленной истицей копией решения мирового судьи судебного участка № г.Смоленска от 16.10.2009 г. (л.д. 5-6).

Мотивируя заявленные требования, истица утверждает, что Положение об УФК по Смоленской области, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.03.2005 г. №, в части невозмещения гражданам вреда, причиненного государственными органами и должностными лицами, противоречит нормам ст. 53 Конституции РФ и ст.ст. 125, 1069, 1071 ГК РФ, нарушает ее права, свободы и законные интересы.

В соответствии со ст.53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Для установления обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения настоящего гражданского дела, судом по ходатайству истца истребованы копии Положения об управлении Федерального казначейства по Смоленской области и Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 04.03.2005 г. №.

Судом установлено, что Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 04.03.2005 г. № и утвержденное им Положение об управлении Федерального казначейства по Смоленской области (далее также - Положение) не прошли государственную регистрацию и не опубликованы для всеобщего сведения.

Положение об управлении Федерального казначейства по Смоленской области состоит из 5 разделов, регламентирующих соответственно Общие положения, задачи, функции, права и обязанности, руководство деятельностью УФК по Смоленской области. Названные разделы Положения состоят из пунктов и подпунктов, всего в нем 18 пунктов.

УФК по Смоленской области является территориальным органом Федерального казначейства. Управление находится в непосредственном подчинении Федерального казначейства (п.1 Положения).

Управление и отделения УФК являются юридическими лицами, имеют бланк и печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца (п.5 Положения).

В разделе 2 Положения изложены задачи деятельности Управления: кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации; кассовое обслуживание исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и с соответствующими соглашениями, заключенными Управлением с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления; иные задачи, установленные законодательством Российской Федерации (п.п.8, 8.1, 8.2, 8.3 Положения).

Пунктами 9.1-9.22 Положения предусмотрены функции УФК по Смоленской области в соответствии с возложенными на него задачами и в пределах своей компетенции, в том числе открывает в учреждениях Банка России и кредитных организациях счета по учету средстве федерального бюджета и иных средств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации; открывает и ведет лицевые счета для учета операций со средствами федерального бюджета и т.д.

Раздел 4 Положения посвящен правам и обязанностям УФК по Смоленской области, раздел 5 - по руководству деятельностью Управления (п.п. 11-13, 14-18 Положения).

Детально изучив Положение об управлении Федерального казначейства по Смоленской области, суд установил, что в нем отсутствуют какие-либо правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на изменение или прекращение существующих правоотношений, в том числе в части невозмещения ответчиком гражданам вреда, причиненного государственными органами и должностными лицами.

В данном Положении не имеется нормативных положений, затрагивающих права и законные интересы граждан, оно по своей сути и в соответствии со ст.ст. 49, 52 ГК РФ является учредительным документом УФК по Смоленской области, в котором определены: наименование юридического лица, место его нахождения, предмет и цели деятельности, права и обязанности, а также порядок управления.

Законом не предусмотрено обязательное официальное опубликование учредительных документов юридических лиц, в том числе и государственных органов, входящих в систему исполнительной власти.

Ссылки представителя ответчика на то, что данное подсудно Верховному Суду Российской Федерации, несостоятельны, поскольку Положение об УФК по Смоленской области не отвечает обязательным требованиям, предъявляемым к нормативно-правовым актам федеральных органов государственной власти, в том числе по государственной регистрации и официальному опубликованию для всеобщего сведения. Требования о признании недействующим в части оспариваемого Положения подлежат рассмотрению районным судом по месту нахождения ответчика, что подтверждается также разъяснениями, данными в определении Верховного Суда Российской Федерации №36-Г10-11 от 26.05.2010 г. (л.д. 11-14).

Таким образом, доводы истца о том, что в Положении об УФК по Смоленской области содержится норма о невозмещении гражданам вреда, причиненного государственными органами и должностными лицами, не нашла своего подтверждения в судебном заседании.

Разрешая требования ФИО1 о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в сумме 38000000 руб., суд исходит из следующего.

На основании ст. 151 ГК РФ ели гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (ст. 1069 ГК РФ).

Материалами дела подтверждено, что Положение об УФК по Смоленской области не содержит не соответствующие Конституции Российской Федерации или иным федеральным законам нормы, в том числе в части невозмещении гражданам вреда, причиненного государственными органами и должностными лицами.

При этом каких-либо убедительных и достоверных доказательств, свидетельствующих о нарушении ответчиком при принятии или применении оспариваемого Положения прав и законных интересов граждан, которые повлекли причинение истцу физических и нравственных страданий, суду не представлено и в материалах дела не имеется.

С учетом изложенного, суд находит, что отсутствуют основания для возложения на ответчика обязанности по компенсации истцу морального вреда в требуемом размере.

При таких обстоятельствах, исковые требования ФИО1 к УФК по Смоленской области и Министерству финансов Российской Федерации являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Федерального казначейства по Смоленской области, Министерству финансов Российской Федерации о признании недействующим Положения об Управлении Федерального казначейства по Смоленской области, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.03.2005 г. №, в части невозмещения гражданам вреда, причиненного государственными органами и должностными лицами, и компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г.Смоленска в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья В.В. Чернышов

Решение изготовлено в окончательной форме 11.02.2011 г.