ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-445/2022КОПИ от 12.08.2022 Пермского районного суда (Пермский край)

Дело № 2-445/2022 копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Пермский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Степановой М.В.,

при секретаре Конышевой Е.А.,

с участием представителя истца Медведевой О.В., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску акционерного общества «Газпром газораспределение Пермь» к Завражину Сергею Анатольевичу об обеспечении доступа на часть земельного участка, установлении платы за публичный сервитут, взыскании расходов по уплате государственной пошлины,

установил:

Акционерное общество «Газпром газораспределение Пермь» (далее – АО «Газпром газораспределение Пермь») обратилось в суд с иском к Завражину С.А. о возложении обязанности по исполнению распоряжения об установлении публичного сервитута, об обеспечении доступа на часть земельного участка, установлении платы за публичный сервитут, взыскании расходов по уплате государственной пошлины. В обоснование заявленных требований указано, что Завражину Сергею Анатольевичу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , площадью 5 486 кв.м., расположенный по адресу:категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: под объекты общего пользования (земельные участки улиц, проездов). Распоряжением Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района от 13.10.2020 № 1070 на основании ходатайства АО «Газпром газораспределение Пермь» в отношении части указанного земельного участка установлен публичный сервитут площадью 1295,97 кв.м., на срок 10 лет, с целью размещения линейного объекта системы газоснабжения, необходимого для подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения жилого дома. Согласно отчету об оценке от ДД.ММ.ГГГГ, выполненному Приуральским филиалом АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», рыночная стоимость ежегодной платы за публичный сервитут площадью 1295,97 кв.м. на земельный участок с кадастровым номером составляет 14 980 рублей. С целью соблюдения положений ст. 274 Гражданского кодекса РФ истец обратился к ответчику с предложением об установлении публичного сервитута на часть принадлежащего ему земельного участка путем заключения соглашения об установлении публичного сервитута. В ответ на обращение о заключении соглашения об установлении сервитута от Завражина С.А. получено письмо 21.06.2021 с предложением пересмотреть стоимость ежегодной платы за сервитут. До настоящего времени подписанное со стороны ответчика соглашение в адрес Общества не возвращено, как и не получен мотивированный отказ от его подписания. В связи с чем, истец вынужден обратиться в суд с настоящим иском.

Определением суда от 19.01.2022 производство по делу в части требований о возложении обязанности на Завражина Сергея Анатольевича по исполнению распоряжения Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района от 13.10.2020 № 1070 об установлении публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером площадью 1 295,97 кв.м. прекращено.

Представитель истца Медведева О.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований в полном объеме, пояснив, что при расчете просит применить размер платы за сервитут, отраженный в отчете оценщика, приложенном к исковому заявлению. Возражений по заключению эксперта не представила. Также считает необходимым учесть ставку величины налога на землю, составляющую 0,3%, взятую за основу при расчете платы за сервитут в заключении эксперта.

ОтветчикЗавражин С.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ранее в судебных заседаниях пояснял, что экспертом при расчете применена ставка налога на землю 0,3%, однако следует учесть, что при начислении налога на землю налоговым органом применена ставка налога на землю в размере 1,5%. Возражал против удовлетворения заявленных истцом требований, поскольку не согласен с размером платы за сервитут, заявленным истцом, считает, что препятствий в доступе к земельному участку не создает.

Третьи лица - ООО «Фортуна АА»,Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального районав судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, возражений не представили, представителей не направили.Представитель третьего лица - Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района в предварительном судебном заседании 28.07.2022 поддержала исковые требования истца, указав о том, что по ходатайству истца было вынесено распоряжение об установлении публичного сервитута в отношении нескольких земельных участков, принадлежащих Завражину С.А., указав, что при исчислении налога применяется в отношении земельного участка ставка, составляющая 1,5%.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласност. 23 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством (пункт 1).

В соответствии с п. 2 ст. 23 ЗК РФ сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

В силу пп. 8 п. 4 ст. 23 ЗК РФ публичный сервитут может устанавливаться для использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 ЗК РФ.

На основании п. 1 ст. 39.37 ЗК РФ публичный сервитут может устанавливаться в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд.

В силу п. 5 ст. 23 ЗК РФ обременение земельного участка публичным сервитутом не лишает правообладателя земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.

Согласно п. 11 ст. 23 ЗК РФ деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.

В силу п. 9 ст. 39.47 ЗК РФ правообладатель земельного участка вправе подписать соглашение об осуществлении публичного сервитута и направить его обладателю публичного сервитута или направить обладателю публичного сервитута уведомление об отказе в подписании соглашения об осуществлении публичного сервитута либо в течение четырнадцати дней со дня получения проекта соглашения об осуществлении публичного сервитута направить обладателю публичного сервитута предложение о заключении такого соглашения на иных условиях.

Согласно п. 11 ст. 39.47 ЗК РФ, если в течение тридцати дней со дня получения правообладателем земельного участка проекта соглашения об осуществлении публичного сервитута, указанного в пункте 5 настоящей статьи, такое соглашение не заключено, за исключением случая оспаривания правообладателем земельного участка решения об установлении публичного сервитута в суде, плата за публичный сервитут, предусмотренная проектом указанного соглашения, вносится обладателем публичного сервитута в депозит нотариуса по месту нахождения земельного участка. В указанном случае обладатель публичного сервитута, внесший плату за публичный сервитут в депозит нотариуса, вправе осуществлять публичный сервитут до заключения соглашения об осуществлении публичного сервитута, в том числе выполнять необходимые работы в соответствии с графиком и сроками, которые предусмотрены проектом указанного соглашения.

По смыслу п. 12 ст. 39.47 ЗК РФ правообладатель земельного участка вправе обратиться в суд с требованием о понуждении обладателя публичного сервитута заключить соглашение об осуществлении публичного сервитута.

Согласно ст. 39.50 ЗК РФ обладатель публичного сервитута вправе приступить к осуществлению публичного сервитута со дня заключения соглашения о его осуществлении, если иное не предусмотрено статьей 39.47 настоящего Кодекса и пунктом 2 настоящей статьи, но не ранее дня внесения сведений о публичном сервитуте в Единый государственный реестр недвижимости (пункт 1).

Обладатель публичного сервитута вправе в установленных границах публичного сервитута осуществлять в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации деятельность, для обеспечения которой установлен публичный сервитут, в том числе:

1) осуществлять доступ на земельный участок по графику, установленному соглашением об осуществлении публичного сервитута, и при условии заблаговременного уведомления об этом правообладателя земельного участка, а в случаях необходимости предотвращения аварии или устранения ее последствий незамедлительно;

2) осуществлять строительство, реконструкцию, ремонт и эксплуатацию инженерных сооружений, а также создание временных или вспомогательных сооружений, необходимых для таких строительства, реконструкции, ремонта;

3) осуществлять доставку, складирование и вывоз строительных материалов, размещение временных или вспомогательных сооружений, провоз и размещение строительной техники, которые необходимы для строительства, реконструкции, ремонта объектов в случае установления публичного сервитута, в целях, предусмотренных подпунктами 1 - 4 статьи 39.37 настоящего Кодекса;

4) осуществлять консервацию и снос сооружений, принадлежащих обладателю публичного сервитута;

5) выполнять иные работы, необходимые в целях установленного публичного сервитута (п. 3).

С учетом совокупности исследованных по делу доказательств судом установлено, что Завражину С.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , площадью 5 486кв.м., категорией земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: под объекты общего пользования (земельные участки улиц, проездов),местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, почтовый адрес ориентира:(л.д. 92-99т.1).

В соответствии с договором аренды , заключенным ДД.ММ.ГГГГ между Завражиным С.А. и ООО «Фортуна АА», приведенный земельный участок с кадастровым номером 59:32:3250001:4118 представлен в аренду ООО «Фортуна АА» с ДД.ММ.ГГГГ на 5 лет (л.д. 92-99т.1).

На основании распоряжения Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству АО «Газпром газораспределение Пермь» установлен публичный сервитут общей площадью 3 191 кв.м. на часть земельных участков, в том числе на земельный участок с кадастровым номером ,, сроком на 10 лет с целью размещения линейного объекта системы газоснабжения, необходимого для подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения жилого дома. Плата за публичный сервитут не установлена(л.д. 50т.1).

ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в адрес Завражина С.А. направлены соглашения об установлении публичного сервитута для его подписания (л.д. 8, 9-11, 12-14, 15,16-18т. 1).

В ответ на письмо АО «Газпром газораспределение Пермь» от 01.06.2021 Завражиным С.А. выражена готовность подписать соглашение об установлении сервитута в отношении вышеприведенного земельного участка, с предложением об изменении суммы платы за сервитут по соглашению об установлении сервитута на земельный участок на 63 031 рублей в год. Приведенный ответ от Завражина С.А. получен истцом 21.06.2021(л.д. 19т.1).

Истцом 24.06.2021 в адрес Завражина С.А. направлено сообщение, которым сообщено об оставлении без удовлетворения его предложения об изменении суммы платы за сервитут по соглашениюоб установлении сервитута (л.д. 20-21т.1).

До настоящего времени Завражиным С.А. экземпляры соглашений об установлении публичного сервитута на земельный участок от 19.03.2021 и от 01.06.2021в адрес АО «Газпром газораспределение Пермь» не возвращены, так и не получен мотивированный отказ от их подписания.

В связи с тем, что соглашение об установлении публичного сервитута, устанавливающее условия использования земельного участка с кадастровым номером , между сторонами не подписано, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований о возложении на ЗавражинаС.А. обязанности обеспечить АО «Газпром газораспределение Пермь» доступ на часть земельного участка с кадастровым номером , площадью 1295,97кв.м., в границах публичного сервитута в целях размещения линейного объекта системы газоснабжения, необходимого для подключения к сетям инженерно-технического обеспечения жилого дома, для проведения технического обслуживания газораспределительных сетей, сооружений на них, для предотвращения аварии или устранения ее последствий при необходимости.

В связи с отсутствием достигнутого между сторонами соглашения об установлении публичного сервитута, ссылка ответчика на те обстоятельства, что со стороны Завражина С.А. какие-либо препятствия в доступе на земельный участок для истца не создаются, судом не могут быть приняты во внимание.

Кроме того, исковые требования в данной части подлежат удовлетворению, поскольку публичный сервитут, установленный в отношении земельного участка ответчика, является действующим, при этом установление публичного сервитута предполагает право ограниченного пользования земельным участком, в отношении которого установлен сервитут, лицом, в пользу которого установлен сервитут. Обладатель публичного сервитута имеет право доступа на земельный участок для реализации целей, ради которых был установлен публичный сервитут, что предусмотрено ст. 39.50 ЗК РФ.

Отсутствие соглашения об осуществлении публичного сервитута не является препятствием для реализации обладателем публичного сервитута своих прав, предусмотренных ст. 39.50 ЗК РФ, в том числе, если учесть, что сам ответчик в настоящее время отказывается от заключения такого соглашения, что является правом ответчика. При этом доступ на земельный участок возможен при условии заблаговременного уведомления об этом правообладателя земельного участка и только в случаях необходимости предотвращения аварии или устранения ее последствий - незамедлительно.

Ответчик Завражин С.А., зная о заявленных истцом требованиях, при наличии направленных ему истцом проектов соответствующих соглашений, до настоящего времени соглашение об осуществлении публичного сервитута не подписал, что им не оспаривалось в ходе рассмотрения дела.

При таких обстоятельствах, защита гражданских прав истца, в данном случае, возможна только путем возложения на ответчика обязанности обеспечить истцу доступ на часть земельного участка с кадастровым номером , площадью 1295,97кв.м., в границах публичного сервитута в целях размещения линейного объекта системы газоснабжения, необходимого для подключения к сетям инженерно-технического обеспечения жилого дома, для проведения технического обслуживания газораспределительных сетей, сооружений на них, для предотвращения аварии или устранения ее последствий при необходимости.

По заявленным истцом требованиям об установлении платы за сервитут суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 12 ст. 23 ЗК РФ правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено Земельным кодексом РФ или федеральным законом.

Право ограниченного пользования, предполагает необходимость внесения соответствующей платы, прежде всего соответствующей пределам пользования.

Принимая во внимание, что распоряжением Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ установлен публичный сервитут в отношении принадлежащего Завражину С.А. земельного участка, соглашение об установлении платы за сервитут между истцом и ответчиком не достигнуто, суд приходит к выводу о возможности установления размера платы за сервитут в судебном порядке.

Истцом в обоснование заявленных им требований об установлении размера платы за сервитут предоставлен отчет об оценке от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленный оценщиком акционерного общества «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации», согласно которому ежегодная плата за публичный сервитут за часть земельного участка с кадастровым номером , площадью 1 295,97кв.м., по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ определена в размере14 980 рублей в год (л.д. 29-59т.1).

В связи с возражениями ответчика Завражина С.А.относительно заявленного истцом размером платы за сервитут, установленного вышеприведенным отчетом об оценке, определением Пермского районного судаот ДД.ММ.ГГГГ назначена судебная оценочная экспертиза,проведение которой поручено эксперту ФИО9ФИО1(л.д. 164-165т.1).

Согласно заключению эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленному ФИО10ФИО1,средняя рыночная стоимость годовой платы за публичный сервитут земельного участка с кадастровым номером , площадью 1 295,97кв.м., на день проведения экспертизы составляет постоянную величину в размере21 816 рублей (л.д. 2-118 т. 2).

Из исследовательской части заключения эксперта следует, что им при расчете размера платы за сервитут применена ставка налога, установленная в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного-строительства, используемых в предпринимательской деятельности, составляющая 0,3% по решению Совета депутатов Култаевского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края от 09.09.2010 № 172 «Об установлении земельного налога на территории Култаевского сельского поселения» (в редакции решения Совета депутатов Култаевского сельского поселения Пермского муниципального района от 12.12.2019 № 96).

Из сообщения Межрайонной ИФНС России № 19 по Пермскому краю от 04.08.2022 № 09-10/14776@ следует, что по вопросу применения налоговой ставки для исчисления земельного налога в отношении земельного участкас кадастровым номером налоговая ставка применена в размере 1,5%, поскольку земельный участок имеет категорию: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объекты общего пользования (земельные участки улиц, проездов) иподпадает по категорию: прочие земельные участки, в отношении которых на основании решения Совета депутатов Култаевского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края от 09.09.2010 № 172 «Об установлении земельного налога на территории Култаевского сельского поселения» установлена налоговая ставка в размере 1,5%. В связи с чем, в 2020 году и 2021 году в отношении принадлежащего ответчику земельного участка налоговым органом при исчислении налога на землю в отношении земельного участка с кадастровым номером применена ставка налога, составляющая 1,5%.

Как следует из письменных пояснений эксперта ФИО11ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, при изменении ставки налога на 1,5% рыночная стоимость годовой платы за публичный сервитут земельного участка с кадастровым номером , площадью 1 295,97кв.м., на дату проведения экспертизы составит постоянную величину в размере24 032 рубля.

Принимая во внимание заключение эксперта ФИО1 с учетом представленных им письменных пояснений, уточняющих расчет рыночной стоимости годовой платы за публичный сервитут с учетом применяемой налоговым органом ставки налога в отношении земельного участка с кадастровым номером , составляющей 1,5%, что не оспаривалось сторонами в ходе рассмотрения дела, а, напротив, ответчиком Завражиным С.А. подтверждено, что ему начисляется налог на землю по ставке 1,5%, суд приходит к выводу об установлении платы за публичный сервитут земельного участка с кадастровым номером , площадью 1 295,97 кв.м., в размере 24 032 рубля в год. При этом, несмотря на те обстоятельства, что публичный сервитут установлен на 10 лет, учитывая возможность продления срока публичного сервитута, установленного Комитетом имущественных отношений администрации Пермского муниципального района, плата за публичный сервитут подлежит установлению на период действия публичного сервитута.

Ссылка представителя истца на те обстоятельства, что при определении платы за сервитут подлежит установлению размер стоимости годовой платы за публичный сервитут, определенный на момент направления соглашения ответчику, является несостоятельной, поскольку истцом размер платы за сервитут определен на основании оценочного отчета, подготовленного оценщиком ФИО5 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, тогда как срок действия оценки, в соответствии со ст. 12Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», составляет 6 месяцев. Между сторонами соглашение об установлении публичного сервитута, устанавливающее плату за сервитут, не достигнуто, в связи с чем, размер платы за сервитут подлежит установлению при разрешении заявленных истцом требований по результатам проведенного экспертом ФИО1 исследования.

Кроме того, следует учесть инфляционные и иные процессы, влияющие на величину рыночной стоимости платы за сервитут, которые влекут к пересмотру величины ежегодной платы за сервитут в рамках соглашения об осуществлении публичного сервитута, о чем отражено экспертом ФИО12ФИО4в заключении эксперта от ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание те обстоятельства, что плата за сервитут подлежит установлению решением суда, а не по соглашению сторон, плата за сервитут определяется на дату рассмотрения дела, а не на дату направления в адрес ответчика проекта соглашения об установлении публичного сервитута в отношении земельного участка.

Срок внесения платы суд считает возможным определить по требованию истца до 25 декабря текущего года. Препятствий для установления срока оплаты предложенным истцом образом не установлено, доказательств обратного самим ответчиком суду не предоставлено.

При таких обстоятельствах, исковые требования об установлении ежегодной платы за публичный сервитут в отношении земельного участка с кадастровым номером , площадью 1 295,97 кв.м., в размере 24 032 рубля и установлении срока внесения такой платы до 25 декабря текущего года подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Исковое заявление акционерного общества «Газпром газораспределение Пермь» удовлетворить.

Возложить на Завражина Сергея Анатольевича обязанность обеспечить акционерному обществу «Газпром газораспределение Пермь» доступ на часть земельного участка с кадастровым номером , площадью 1295,97кв.м., в границах публичного сервитута в целях размещения линейного объекта системы газоснабжения, необходимого для подключения к сетям инженерно-технического обеспечения жилого дома, для проведения технического обслуживания газораспределительных сетей, сооружений на них, для предотвращения аварии или устранения ее последствий при необходимости.

Установить акционерному обществу «Газпром газораспределение Пермь» размер платы за публичный сервитут, установленный в отношении земельного участка с кадастровым номером , площадью 1295,97 кв.м., в пользу Завражина Сергея Анатольевича в сумме 24 032 (двадцать четыре тысячи тридцать два) рубля в год на период действия публичного сервитута, с установлением срока оплаты до 25 декабря ежегодно, начиная с 2022 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края.

Судья /подпись/М.В. Степанова

Копия верна:

Судья М.В. Степанова

Справка.

Мотивированное решение составлено 19 августа 2022 года

Судья М.В. Степанова

подлинник подшит

в гражданском деле № 2-445/2022

Пермского районного суда Пермского края

УИД 59RS0008-01-2021-005105-37